Научная статья на тему 'ОЛЬГА ИОСИФОВНА БЛИНОВА - УЧЕНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, ЛИЧНОСТЬ'

ОЛЬГА ИОСИФОВНА БЛИНОВА - УЧЕНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, ЛИЧНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЛЬГА ИОСИФОВНА БЛИНОВА - УЧЕНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, ЛИЧНОСТЬ»

Ш МЕМОМЛМ

УДК 070:93/94 (571.1) Б01: 10.17223/19986645/74/19

ОЛЬГА ИОСИФОВНА БЛИНОВА-УЧЕНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, ЛИЧНОСТЬ

Если коротко, одним словом охарактеризовать Ольгу Иосифовну Блинову, то я бы выбрала слово: КУЛЬТУРА. Культура в самом всеобъемлющем смысле, включающем ментальные, социальные, этические, личностные начала.

Ольга Иосифовна относится к той плеяде факультетских столпов, которые заложили научную и этическую парадигму факультета - сначала историко-филологического, а теперь филологического факультета Томского государственного университета. В ее составе: Фаина Зиновьевна Канунова, Николай Никитич Киселев, Вера Владимировна Палагина, Маина Николаевна Янценецкая, Ольга Иосифовна Блинова. Были и до них и вместе с ними достойные преподаватели, но я назвала тех, кто, по моему (конечно, субъективному) мнению создал тот образ знаменитой Томской школы, который мы - ее выпускники - носим в своем сердце, уме и поступках. Я бы назвала два признака этой школы: первое - трепетная любовь к науке, романтическое представление о ней как о высшей форме идеального бытия, а второе - любовь к Томскому государственному университету, преданность и служение ему как воплощению этого идеального бытия. Я, поработав и в других городах, других университетах, всегда говорю: Томск - лучший город Земли, ТГУ - лучший университет Земли. И это дает мне ориентиры в моей жизни, и это позволяет мне узнавать внутренним взором родных по духу выпускников нашего университета, нашего факультета.

Ольга Иосифовна - самое яркое воплощение этих качеств. Она хорошо знала и любила объект своих исследований - диалектную речь, а именно -старожильческие говоры Средней части бассейна реки Оби - как проявление народной культуры. И это отношение - знание и любовь - передавалось ее ученикам. Мне приходилось в других вузах встречать студентов, которые считали диалектологию скучным предметом, но в ТГУ эта дисциплина всегда пользовалась почетом и уважением, что передавалось в первую очередь от Ольги Иосифовны.

Ольга Иосифовна имеет международную известность как диалектолог, и в доказательство этого я приведу один факт. В середине 1990-х гг. из США приехал профессор Эдвард Вайда, основатель особого направления -географической лингвистики, как он представился нам на лекции. Он рассказал, что США - исключительно раздробленный в языковом плане ареал,

он состоит из множества диалектов, но вот диалектологии у них нет, потому что у них нет Ольги Иосифовны Блиновой, ради знакомства с которой он и приехал в нашу страну и в город Томск.

Ольга Иосифовна имеет широкую известность и признание как лексикограф. За свои знаменитые словари, написанные совместно с коллегами и учениками, она, вместе с возглавляемым ею коллективом, получила Государственную премию Российской Федерации. В области лексикографии она выступила и как теоретик, и как практик, проявив невероятную трудоспособность и исключительный организаторский талант, поскольку составление словарей - обычно дело коллективное, требующее больших временных затрат и усилий, и надо еще уговорить, сагитировать, вдохновить людей на этот научный подвиг. Как талантливый организатор науки, она создала Лабораторию общей и сибирской лексикографии при ТГУ, организовала несколько успешно работающих коллективов лексикографов Западной Сибири, приняла участие в работе около 90 международных, всесоюзных и региональных научных конференций и симпозиумов, она была постоянным членом диссертационных советов при ТГУ и КемГУ.

Ольга Иосифовна внесла вклад во многие научные направления, я лишь перечислю основное. Она обосновала и разработала оригинальное направление «описательная и сопоставительная мотивология», основательно разработала лингвистическое источниковедение, методологию и терминологию лингвистики, лингвокультурологию, ввела в научный оборот и обосновала важный теоретический тезис «лексикография как метод», обосновала и создала новые типы словарей, среди которых знаменитый двухтомный «Мотивационный диалектный словарь: говоры Среднего Приобья», составленный большим авторским коллективом под ее руководством и редакторством, и многое другое. Надо отметить ее значительный вклад в развитие теории образности как категории лексикологии - он отражен и в публикациях, и в серии словарей образных слов и выражений как на диалектном, так и на литературном материале. Ею опубликовано более 300 научных трудов, под ее руководством защищено 43 кандидатских и 10 докторских диссертаций, неисчислимое количество дипломных работ, ее ученики представлены в вузах и государственных структурах самых разных регионов, не только российских, но и за рубежом.

Что касается образа Ольги Иосифовны как учителя, то я бы выделила в нем два аспекта. Первый: Ольга Иосифовна относится к тому типу учителей, которые не просто заполняют сосуд знаниями, а зажигают факел. И делала она это, подавая пример увлеченности наукой и проявляя исключительное уважение к студентам и аспирантам, более того - восхищение ими, многих она называла талантами. Это давало крылья, на которых они летели дальше. Вот поэтому у нее столько учеников, вот поэтому они, рассеиваясь по огромной территории, несут свет науки, поднимают престиж Томского государственного университета. Мы все время слышали: ТГУ -кузница кадров Сибири. И не только Сибири. И Ольга Иосифовна - одна из этих «кузнецов».

Ко второму аспекту образа Ольги Иосифовны как учителя можно отнести реализацию сущностной установки: единство науки и преподавания -суть университетского духа. Первый научный семинар у меня был именно у Ольги Иосифовны. И на первых же занятиях мы на нем обсуждали серьезную научную статью Анны Анфилофьевны Уфимцевой, и вот эта модель научного семинара, этот уровень обсуждения с доверием к уму и возможностям студентов впечатались в мое сознание как идеальная, классическая модель, которую я и до сих пор воссоздаю на своих занятиях.

Ольга Иосифовна была мастером проведения научных конференций, в которые втягивались - и считали за честь участвовать - практически все преподаватели, аспиранты и многие студенты. И это тоже была прекрасная школа, и это умение мы проявляем до сих пор, где бы ни работали.

Ольга Иосифовна много лет вела знаменитый методологический семинар кафедры, который стал своего рода школой теоретического мышления. Выступить на нем с научным докладом значило пройти экзамен на настоящего ученого. И здесь благотворно сказались такие черты Ольги Иосифовны, как высокая организованность, целеустремленность, воля и организаторский талант, которые необходимы, чтобы начатое коллективное дело не останавливалось, продолжалось, преодолевая суетную повседневность, способную погасить любое благое начинание. Мы знаем много хороших дел, которые затухали, если кто-нибудь не поддерживал самоотверженно огонь творческого горения.

Ольга Иосифовна была исключительно гармоничной личностью - красивая, невероятно обаятельная, жена, мать и бабушка, она благополучно совмещала в себе собственно женские черты и черты истинного ученого, настоящего друга, гражданина, т. е. развитой во всех аспектах личностью, доказав тем самым ограниченность и неумность известной антитезы - или женщина, или ученый. И за это ей от нас - женщин, реализующих себя в области науки и преподавания в высшей школе, - особое спасибо: можно счастливо совмещать в себе и то и другое.

Ольга Иосифовна умела дружить - не той женской дружбой, над которой принято иронизировать, - она была настоящим другом замечательного ученого и глубокого, незаурядного человека - профессора Маины Николаевны Янценецкой. Их дружба также стала для нас примером настоящего, правильного, красивого проявления человеческих качеств, я бы сказала, межличностного поведения. При этом они не опускались только до женских, семейных и бытовых тем, они, оставаясь учеными, обсуждали научные проблемы, например, понятия мотивации в словообразовании и лексикологии, когда Ольга Иосифовна стала разрабатывать новое направление -лексическую мотивологию.

Об Ольге Иосифовне можно много и долго рассказывать, но я закончу двумя моментами: во-первых, «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» и на перекрёстке событий, когда требуется сделать выбор, перед моим умственным взором возникает светлый образ Ольги Иосифовны, и я советуюсь с ним. И второе: когда Ольга Иосифовна оказывалась в таком

же положении, она говорила: «А все равно хороших людей больше!» И тем самым, по моему мнению, она увеличивала количество добра в этом мире.

Olga Iosifovna Blinova - A Scholar, Teacher, Person

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 2021. 74. 329-332. DOI: 10.17223/19986645/74/19

Natalia B. Lebedeva, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: nlebedevab@yandex.ru

Н.Б. Лебедева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.