Научная статья на тему 'ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / МОТИВАЦИЯ / РЕАКЦИЯ / ЛОКУС / АГРЕССИЯ / ИСТЕРИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абзалов Имом Азизхуджаевич

В статье раскрываются экстремальные условия, которые воздействуют на человека в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуациях и оказанию спасателями первой медицинской и психологической помощи, снижения негативных последствия их воздействия на пострадавших. Автор статьи отмечает, что психологическая подготовка при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мирного и военного времени - это целенаправленная система комплексных мероприятий по формированию у людей психофизиологических качеств, необходимых для выполнения своего долга в сложных и критических ситуациях. Система психологической подготовки у людей должна воспитывать: черты личности как мужества, смелость, храбрость, самоотверженность; вырабатывать силу воли; укрепляет знания; совершенствует навыки и умения; осуществляет тесные связи с морально - идеологическим и патриотическим воспитанием. Следует особо подчеркнуть, что психологическая подготовка является основной задачей, где совершенствуется психологическая подготовка при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, что в мирное и военное время у людей играют первостепенную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абзалов Имом Азизхуджаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO VICTIMS IN EMERGENCY SITUATIONS

This article is dedicated to the extreme conditions that affect a person in the course of affairs regarding the liquidation of emergency situations on providing rescuers first medical and psychological assistance, reducing the negative consequences of their impact on the victims. In this regard, practice shows that in critical situations in terms of the formation of people's psychological qualities are not at the proper level. Psychological training in emergency situations of natural and man-made nature, peace and war is a purposeful system of complex measures for the formation of people's psychophysiological qualities necessary to perform their duty in difficult and critical situations. The system of psychological training in people should educate: personality traits like courage, courage, bravery, selflessness, as well as develop a strong will, strengthens knowledge, improves skills and abilities, and carries out close ties with moral, ideological and patriotic education. It should be emphasized that psychological training in the article is the main task, which improves psychological training in emergency situations of man-made and natural nature that in peace and war in people, and play a paramount role.

Текст научной работы на тему «ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Абзалов И.А.

Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни

Современная психологическая наука, решая разнообразные воздействия на человека при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, все больше сосредотачивает своё внимание на проблемах обеспечения безопасности жизненно - деятельности человека. Предполагается, что движущей силой, источником их развития выступают противоречия объективного и субъективного характера. Представляется, что действие именно этих противоречий поражает парадокс, когда чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера несут негативные последствия, будучи незаменимым помощником современного человека, выступают при этом мощнейшим носителем опасности в результате неудовлетворительного состояния процесса познания этих противоречийи последующей слабой работы по учету их действия.

Потребность определения психологического содержания отношений, обеспечивающих безопасность действия всех элементов системы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определила главную задачу настоящего исследования.

Основной перспективной целью исследования видятся определения, на основе теоретического изучения сути проблемы и практического психологического эксперимента, путей обеспечения безопасности чрезвычайной ситуации, техногенного и природного характера в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях, а также на объектах народного хозяйства.

В качестве одной из вышеназванных задач выступает необходимость выявления того, какие психофизиологические и личностные особенности человека и как именно они оказывают влияния на формирование его безупречного изучения правовых норм гражданской обороны на практике, за счет каких психологических механизмов могут обеспечить безопасность самого человека.

Планируемые методические средства изучения указанных психологических явлений тесты: Эллерса и Мехрабиана-Реана - для диагностики мотивации избегания неудач или достижения успеха. Тесты Шуберта и Тулце - Пьрона на диагностику предрасположенности к риску.

По нашему мнению, эти методики позволяют собрать необходимый эмпирический материал и решить задачи исследования.

Мотивация - это совокупность, психических процессов, которые являются движущей силой поведения индивида. Исследования Д.Мак - Клемвада показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастным случаем, чаще попадают в подобные неприятности, чем те которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач, предпочитают малый или наоборот, чрезмерно большой риск. [2, с.34].

Усиливают установку на защитное поведение два условия:

-когда без риска удается получать желаемые результаты.

-когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю.

Достижения безопасности результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, то есть мотивацию к избежанию неудач.

Критические ситуации вызывают у человека мощный стресс, приводят к сильному нервному напряжению, нарушают равновесие в организме. Это может обострить уже имеющиеся психические заболевания.

Признаки: бред, галлюцинация, апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, нервная дрожь, истерика.

Важным является выявление преобладания у испытуемых установок на оценку ошибочности действий: при катастрофах, стихийных бедствиях, взрывах, авариях, где человек может оказаться изолированным в автомобиле, при дорожной транспортных происшествиях, в завале при взрыве и землетрясении, на крыше дома, на дереве при наводнении.

Локус- контроль, характерен для индивида, универсален по отношению к любым событий и ситуациям, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности, и, в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Люди различаются между собой потому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстериальный и интериальный.

Экстриальность - изучение и коррекция, которые важны для обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях [4, с.174].

Данная научная статья включает психологическую подготовку и связана с реализацией непрерывной подготовки студентов очной и заочной формы обучения Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, по дисциплине «Гражданская оборона», включающей в себя блок учебных практических занятий. Это общая психологическая подготовка, моделирование психогенных факторов деятельности. В психологии, как правило, выделяют две группы факторов: 1-ое физическое окружение:

2-ое характер деятельности, высокий уровень нервно - психологического и эмоциального напряжения.

Для реализации этих задач по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера главное значение имеет систематическая информация

Невоенизированных формирований в учреждении со сложившейся обстановкой, решения Правительства, доведения до них новых задач, непрерывное поддержание у людей уверенности в их успешном выполнении. В этих целях проводятся беседы, широко используются обращения. Доходчивыми средствами информации могут стать короткие сообщения о подвигах, бесстрашных поступках своих товарищей при ликвидации чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, а также положения в стране. Постоянное и личное общение с людьми, занимающимися ликвидацией последствий и оказывающих помощь пострадавшим, необходимо всесторонне и глубоко изучать их настроение; знание моральных и деловых качеств; правильном питании и посменном отдыхе, что является важнейшей обязанностью всех командиров формирований. Широко используется обращения местных органов власти, чрезвычайных комиссий, которые печатаются в местных газетах, передаются по всем каналом радиовещания, зачитываются на собраниях. Особое внимание уделяется разъяснению правил поведения в районах стихийных бедствий и соблюдения меры безопасности, это неотъемлемая часть обучения и воспитание людей в зоне стихийных бедствий [3; с.263]. Проявление высоких морально-психологических качеств предусматривает систематическое и целенаправленное идейное воздействие на человека в целях формирования у него ответственности, сознательности, мировоззрения, высоких нравственных норм поведения, достижения глубокого понимания политики нашего Правительства, и готовности защищать Отчизну в любых условиях выполнять свои профессиональные обязанности.

Пропаганда гражданской обороны в наше время должна вести активную работу в проведении комплексных учений на объектах народного хозяйства, населенных пунктов, учебных заведениях различного типа. Представители Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан должны и обязаны вести: идейную убежденность, политическую сознательность, духовную зрелость и патриотические чувства, создающие необходимые предпосылки к мужественным и решительным действиям, направленным на зашиту населения от оружия массового поражения. Должны заблаговременно строить защитные сооружения; накапливать средства

индивидуальной защиты; проводить обучение населения правильному использованию средств защиты; научить оказывать медицинскую помощь и подготовку к эвакуации населения из крупных городов в загородную зону.

Для повышения устойчивой работы объектов народного хозяйства и населенных пунктов в условиях военного времени необходимо проводить мероприятия, направленные на поддержание способности этих объектов выпускать продукцию в заданной номенклатуре и количестве в условиях войны. Эти мероприятия включают подготовку органов управления, сил и средств гражданской обороны и проводятся с целью спасения людей, оказания медицинской помощи пострадавшим, эвакуации населения из очагов поражения. Осуществлению этих мероприятий способствуют:

- поддержание и развитие у командиров невоенизированных формирований высоких духовных и волевых качеств, инициативы, самостоятельности, способности правильно оценивать обстановку, умение принимать продуманные и смелые решения и настойчиво приводить их в жизнь;

- своевременное доведение до всего личного состава складывающейся обстановки, характера предстоящих действий и конкретных задач;

- мобилизация личного состава для организованного выдвижения к объектам работ, решительным и умелым действиям при проведении быстрого розыска раненых и пораженных, своевременное оказание им медицинской помощи и эвакуация по назначению;

- разъяснение установленных сигналов и порядка действий, особенно ночью, и в условиях сильной загазованности, обеспечение взаимопомощи при выполнении задач.

Обязанности руководителя подразделения по аварийно-спасательным работам при чрезвычайных ситуациях:

Способы сбора информации:

- изучение документации на объекте (количество людей, планировка, технологический процесс, система защиты).

- опрос (персонала объекта, граждан)

- внешний осмотр (место и параметры чрезвычайных ситуаций, характеристика зданий и их возможность повреждения).

- разведка места чрезвычайных ситуаций.

Контроль за исполнением выполнения поставленной задачи возлагается на штаб ликвидации чрезвычайной ситуации

На основе собранной информации определяют

- необходимость проведения спасательных работ.

- возможные опасные факторы Ч.С.

- необходимость эвакуации материальных ценностей.

- пути и способы проведения аварийно - спасательных работ.

- необходимость защиты соседних сооружений и объектов.

- силы и средства для проведения АС работ.

В распоряжении необходимо указать:

- кто отвечает и выполняет поставленные задачи;

- переданные силы и средства

На основе оценки обстановки руководитель определяет задачу аварийно - спасательных работ подразделений, решающих направление ведение аварийно - спасательных работ, а также последовательность проведения других видов работ

По окончании проведения аварийно - спасательных и других работ ответственный руководитель должен провести анализ действия подразделений. Результаты анализа могут быть разобраны:

- с личным составом, проводившим работы, непосредственно на месте Ч.С;

- с начальствующим составом на служебных совещаниях;

- в обзоре действий подразделений гарнизона

Координация действий подразделения

Для координации действий подразделения создается штаб в составе:

- начальник штаба;

- начальник тыла;

- помощник начальника штаба и тыла;

- ответственные за соблюдение мер безопасности;

- представители всех служб, привлекаемые для ликвидации Ч.С. и ее последствий.

- связные.

После тщательного теоретического изучения научной проблемы чрезвычайных ситуаций, проведения сбора необходимых эмпирических данных, их математической обработки и интерпретации более наглядно видится решение задач, достижения безопасности жизни деятельности человека в чрезвычайных ситуациях, что несет важнейший вклад в обеспечение безопасности человека как одного из важнейших элементов системы безопасности независимого государства - Республики Таджикистан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - Москва. Эксмо, 2007г.

2. Подготовка руководителя по Управлению силами и средствами при ликвидации чрезвычайных ситуациях. -Душанбе, 2004г.

3. Михайлик Д.И. Гражданская оборона.- Москва «Высшая школа», 1986 г.

4. Завьялов В.Н. Учебное пособие по гражданской обороне. -Москва, 1989г.

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье раскрываются экстремальные условия, которые воздействуют на человека в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуациях и оказанию спасателями первой медицинской и психологической помощи, снижения негативных последствия их воздействия на пострадавших.

Автор статьи отмечает, что психологическая подготовка при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мирного и военного времени - это целенаправленная система комплексных мероприятий по формированию у людей психофизиологических качеств, необходимых для выполнения своего долга в сложных и критических ситуациях. Система психологической подготовки у людей должна воспитывать: черты личности как мужества, смелость, храбрость, самоотверженность; вырабатывать силу воли; укрепляет знания; совершенствует навыки и умения; осуществляет тесные связи с морально - идеологическим и патриотическим воспитанием.

Следует особо подчеркнуть, что психологическая подготовка является основной задачей, где совершенствуется психологическая подготовка при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, что в мирное и военное время у людей играют первостепенную роль.

Ключевые слова: критическая ситуация, диагностика, мотивация, реакция, локус, агрессия, истерика.

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO VICTIMS IN EMERGENCY SITUATIONS

This article is dedicated to the extreme conditions that affect a person in the course of affairs regarding the liquidation of emergency situations on providing rescuers first medical and psychological assistance, reducing the negative consequences of their impact on the victims.

In this regard, practice shows that in critical situations in terms of the formation of people's psychological qualities are not at the proper level.

Psychological training in emergency situations of natural and man-made nature, peace and war is a purposeful system of complex measures for the formation of people's psychophysiological qualities necessary to perform their duty in difficult and critical situations. The system of psychological training in people should educate: personality traits like courage, courage, bravery, selflessness, as well as develop a strong will, strengthens knowledge, improves skills and abilities, and carries out close ties with moral, ideological and patriotic education.

It should be emphasized that psychological training in the article is the main task, which improves psychological training in emergency situations of man-made and natural nature that in peace and war in people, and play a paramount role.

Keywords: critical situation, diagnosis, motivation, reaction, locus, aggression, hysteria.

Сведение об авторе:

Абзалов Имом Азизхуджаевич - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и гражданской обороны Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни. Тел.: (+992) 935410344

About the author:

Abzalov Imom Azizkhudzhayevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Chair of physical education and civil defense of Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni. Tel: (+992) 935410344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.