ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
С.П. Иванова, кандидат психологических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Г.Г. Броневицкий, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. В.И. Иващенко. Педагогический колледж № 8, Санкт-Петербург
Проведен анализ существующей системы подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Раскрывается система психолого-педагогического обеспечения жизнедеятельности человека в экстремальных условиях, направленного в том числе на снижение психогенных потерь в результате природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, экстремальные условия деятельности, психолого-педагогическое обеспечение
PROBLEMS OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY MAINTENANCE WORKING POPULATION IN THE EMERGENCY SITUATION
S.P. Ivanova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. G.G. Bronevitsky. Saint-Petersburg educational-methodical center on civil defense, emergency situations and fire safety.
I.V. Ivashchenko. Teacher training college № 8, Saint-Petersburg
The short analysis of existing system of working class preparation in the area of protection from emergency situations is made in this article. The system of psihological-pedagogical person's vital functions maintenance in the extreme conditions, aimed at decreasing of psychogenic losses as a result of natural, anthropogenic and social emergency situations, as well, is exposed.
Key words: emergency situation, extreme conditions of activities, psihological-pedagogical maintenance
Проблема сохранения здоровья и работоспособности человека в чрезвычайной ситуации (ЧС) в последнее время привлекает внимание многих психологов. Это обусловлено тем, что ежегодно происходит десятки и сотни различных природных, техногенных или социальных бедствий и катастроф. Причем, анализ ежегодных прогнозов МЧС показывает, что угроза их возникновения остается высокой. При этом необходимо учитывать, что опасность любой чрезвычайной ситуации для человека заключается в ее пролонгированности - «они так разрушающе действуют на личность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации - образ мира» [1, с. 65], что приводит к значительным психогенным потерям. В частности, отмечается, что после техногенных катастроф у 90 % обследованных пострадавших наблюдались выраженные реактивные расстройства [2, с. 74].
Чрезвычайная ситуация для любого человека является эмоционально значимым событием, поскольку представляет собой реальную угрозу его жизни, здоровью и имуществу. Как показывает соотношение типов и объемов помощи на всех этапах развития такой ситуации, все ее участники, в том числе и родственники пострадавших, получают психическую травму различной степени тяжести [3, с. 5]. Её тип и форма во многом зависят от личностно-типологического своеобразия человека (в частности, от барьера психической адаптации) и от особенностей ситуации, в которую попал человек. Спасатель, прибывший на ликвидацию ЧС, получит травму по степени тяжести отличную от той, которую он получит, попав в такую же ситуацию на отдыхе с семьей. В то же время установлено, что «внезапно возникающая «острая» стрессовая жизненная ситуация во многом «смывает» личностное своеобразие, обуславливая возможность развития непосредственно во время катастрофы достаточно однотипных примитивных защитных психогенных аффективно-шоковых реакций» [2, с. 40].
У лиц, участвующих в локализации чрезвычайной ситуации, в поиске и спасении пострадавших, в том числе и у профессионалов (военнослужащих МЧС, спасателей и пожарных), отмечается повышенная активность, обусловленная мобилизацией энергетических и структурных ресурсов организма [4]. Затем наблюдается выраженный спад физического и психического потенциала. У пострадавших в ЧС было выделено пять последовательных стадий состояния [5]:
1. Витальных реакций (5-15 минут).
2. Острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации (3-5 часов).
3. Психофизиологической демобилизации (до 3 суток).
4. Стадии разрешения (3-12 суток).
5. Стадия восстановления (с конца второй недели после воздействия психогенного фактора).
Причем, примерно через месяц у 75 % пострадавших выявляются астено-невротические реакции, а у 12 % - немотивированные страхи, бредово-галлюцигаторные реакции, повторяющиеся кошмары и т.п. [2, с. 44]
Всё это обуславливает важность проблемы психологической безопасности населения в случае возникновения ЧС. Различные аспекты психологии профессиональной деятельности в экстремальных, чрезвычайных ситуациях неоднократно привлекали внимание исследователей в авиационной, космической, военно-морской, военной психологии. Исследовалась деятельность в условиях Крайнего Севера, а также психологические аспекты труда пожарных и спасателей. Неоднократно отечественные и зарубежные психологи обращались и к вопросам жизнедеятельности людей после природных, техногенных и социальных катастроф.
Но данные исследования рассматривают две основные группы населения: пострадавших и их родственников и профессионалов (военнослужащих МЧС, спасателей и пожарных), участвовавших в локализации ЧС и ликвидации ее последствий. Между тем существует еще одна группа - работники организаций, попавших в зону чрезвычайной ситуации, которые участвовали в её локализации. В действующем законодательстве в
области защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени население страны условно разбито на три основные группы: профессионалы, работающее и неработающее население. При этом руководитель любой организации, независимо от форм собственности, обязан проводить в своей организации мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, включая подготовку своих сотрудников к возможным ЧС.
И это правильно. Во-первых, опыт показывает, что, как правило, любая ЧС развивается лавинообразно и многие из них можно локализовать в момент возникновения. Поскольку специалисты прибывают к месту аварии через определённый промежуток времени, на первоначальном этапе в борьбу должны вступать сотрудники данной организации, а руководитель обязан принять управленческое решение - что необходимо сделать для того, чтобы взять ситуацию под контроль, решить нужна ли эвакуация и т. п. Например, в Санкт-Петербурге пожарные части расположены с таким расчетом, чтобы через 10-15 минут после сообщения о пожаре к месту возгорания прибыли первые пожарные расчеты. Но за это время пожар вполне может охватить значительную площадь и справится с ним будет уже затруднительно. Поэтому в каждой крупной и средней организации, в учреждениях здравоохранения и образования организуются нештатные аварийно-спасательные формирования, в том числе и звенья (группы) пожаротушения, основной задачей которых является борьба с пожаром на первоначальном этапе и при необходимости эвакуация персонала.
Во-вторых, анализ литературных источников и реальной деятельности человека в условиях ЧС показывает, что возможность возникновения психогенных расстройств в результате чрезвычайной ситуации, их характер и динамика на различных этапах зависят от многих факторов, среди которых большое значение имеет готовность человека к деятельности в экстремальных условиях, то есть практически от того насколько у человека сформировано психическое состояние готовности к такой жизнедеятельности.
Эта готовность рассматривается нами как составная часть психологической безопасности личности - определенной защищенности сознания от воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психическое состояние, психологические характеристики и поведение [6, с. 7]. Сформировать её у работающего населения можно только в процессе профессионализации - профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, адаптация к профессии, профессионализация (формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей и т.п.). При этом, в том числе, формируется достаточный уровень готовности к риску - один из ведущих компонентов субъектности профессионала, выступающий в качестве фактора, определяющего уровень развития его психологической безопасности [7, с. 85].
Если рассмотреть существующую систему подготовки населения в области защиты от ЧС, то можно заметить, что только у профессиональных спасателей и пожарных психолого-педагогическое обеспечение их деятельности осуществляется в наиболее полном объеме. По крайней мере, в процессе обучения и переподготовки они получают достаточный объем теоретических и практических знаний и навыков в области экстремальной психологии. В частности, в эти периоды с ними должны проводиться и практические занятия по психологической подготовке (создание моделей чрезвычайных ситуаций, проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, создание трудных ситуаций по спасанию пострадавших из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах, тренинг психологической устойчивости к стрессам и т. п.). В дальнейшем их деятельность сопровождается психологом подразделения, а после работ по ликвидации ЧС вступает в работу система оказания психологической помощи, реабилитации и поддержки.
У остальных групп населения данная система работает фрагментально -психологическая помощь пострадавшим и их родственникам, обучение учащихся в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», обучение и переподготовка руководителей
организаций и нештатных аварийно-спасательных формирований в региональных учебно-методических центрах, а работников организаций - в процессе их трудовой деятельности. Неработающее население такую подготовку должно проходить на учебно-консультационных пунктах при муниципальных образованиях. Но опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что в отличие от оказания помощи пострадавшим в ЧС, деятельность по подготовке (особенно психологической) населения к возможным ЧС имеет много недостатков.
Анализ работ по психологическому и педагогическому обеспечению профессиональной деятельности, практики подготовки работающего населения к деятельности в экстремальных условиях возможных чрезвычайных ситуаций позволил выделить основные противоречия этого процесса. Концептуальное - между исторически сложившимся подходом к подготовке специалиста, приводящим к разделению процессов воспитания и обучения, который показал недостаточную степень эффективности в современных социально-экономических условиях, и необходимостью разработки теоретико-методологических основ концепции психолого-педагогической деятельности по подготовке населения в области защиты от ЧС, преодолевающей разрыв между процессами воспитания и обучения. И операциональное - между практикой обучения и воспитания специалиста, базирующейся на традиционной модели деятельностного подхода, предполагающего «субъект-объектный» тип взаимоотношений между преподавателем и обучаемым, и необходимостью разработки структуры психолого-педагогического обеспечения подготовки, базирующейся на инновационной («субъект-субъектной») модели деятельностного подхода, учитывающей достижения современной психологической науки.
По нашему мнению, для исправления ситуации на федеральном уровне необходимо сформировать систему психолого-педагогического обеспечения деятельности в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации. Эта система должна комплексно решать вопросы подготовки и осуществления такой деятельности, обеспечения собственной безопасности и оказания помощи окружающим, оказание психологической помощи и поддержки как пострадавшим, так и участникам работ по ликвидации ЧС.
Необходимо отметить, что проблема психолого-педагогического обеспечения деятельности не нова. В России первые положения этого вида обеспечения в отношении воинской деятельности были разработаны в трудах М.И. Драгомирова и С.О. Макарова в конце XIX века. Сегодня существует несколько подходов к психолого-педагогическому обеспечению профессиональной деятельности. В целом его рассматривают как [8, с. 65]:
- систему мер в отношении объекта воздействия;
- специфическую деятельность специалиста;
- целенаправленный процесс преобразования субъекта деятельности.
Многообразие подходов к объяснению понятия «психолого-педагогическое
обеспечение» объясняется сложностью и многогранностью этого вида обеспечения. Оно представляет собой систему, элементы которой образуют организованную целостную совокупность взаимосвязанных теоретических и эмпирических знаний и опыта в области психологического и педагогического обеспечения деятельности. Эти проблемы (от подготовки профессионала до психологической реабилитации деятельности в экстремальных условиях) невозможно решить без учета достижений психологии, педагогики, социологии и других наук о Человеке.
В организационном плане система психолого-педагогического обеспечения деятельности в экстремальных условиях представляется в виде психолого-педагогической службы, нацеленной на практическое использование достижений психологии, педагогики, социологии и других наук о Человеке в решении задач как профессионального, так и общего обучения и воспитания в области защиты от чрезвычайных ситуаций (экспертиза, диагностика, консультация, обучение и т.д.). Важнейшей ее функцией является интеграция профессионального потенциала специалистов различного профиля (воспитателя, психолога, социолога, командира подразделения пожарных или спасателей и др.), достижений
различных научных школ и других ресурсов для интенсификации подготовки населения в области защиты от ЧС.
Анализ работ по психолого-педагогическому обеспечению и практике профессиональной подготовки показывает, что одним из условий повышения эффективности подготовки человека к деятельности в экстремальных условиях, а также снижение психогенных и других видов потерь от ЧС возможно за счет более эффективной подготовленности населения. Осуществляя интеграцию научных и профессиональных возможностей специалистов различного профиля, система психолого-педагогического обеспечения экстремальной деятельности стимулирует профессиональную деятельность специалиста через развитие его научных потребностей; разрабатывает наукоемкое методологическое и методическое обеспечение на всех уровнях воспитательной работы; создает условия психолого-педагогического совершенствования мастерства специалистов любого профиля [8, с. 72].
В целом эта система выполняет следующие функции:
1. Психолого-педагогический анализ профессиональной деятельности и поведения в экстремальной ситуации, их моделирование.
2. Диагностика индивидуально-психологических особенностей специалиста.
3. Информационное психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания.
4. Учет индивидуально-психологических особенностей специалиста.
5. Психолого-педагогическая экспертиза деятельности специалиста и поведения граждан.
6. Психолого-педагогическая подготовка всех групп населения.
7. Обобщение опыта психолого-педагогической деятельности и анализ результатов.
8. Психологическая реабилитация участников спасательных операций и пострадавших.
Психолого-педагогическое обеспечение рассматривается одновременно как деятельность по обучению и воспитанию всех категорий граждан, как составная часть деятельности командиров пожарно-спасательных подразделений по подготовке профессионалов, работников организаций и неработающего населения в области защиты от ЧС и ликвидации их последствий. То есть психолого-педагогическое обеспечение интегрирует в себе деятельность различных специалистов: руководителя организации, командира пожарно-спасательного подразделения, психолога, социолога, педагога и т.д.
В частности, психолого-педагогическая деятельность командира пожарно-спасательного подразделения включает в себя:
- изучение индивидуально-психологических особенностей подчиненного и составление его психологического портрета;
- определение уровня подготовленности специалиста;
- разработка программы подготовки специалиста, учитывающей развитие его личности в процессе учебно-боевой деятельности;
- подготовка подчиненного в процессе учебно-боевой деятельности, формирование боевого мастерства;
- определение уровня мастерства специалиста;
- определение сформированности профессионально важных качеств личности подчиненного;
- корректура программы подготовки специалиста.
Решение этих и других проблем учебно-воспитательного процесса должно происходить в первую очередь при участии психологов. На уровне пожарно-спасательного отряда это диагностика, экспертиза и анализ состояния учебно-воспитательной работы в подразделении и психолого-педагогическое сопровождение деятельности командира подразделения, руководство его психолого-педагогической подготовкой. На уровне учебных заведений и научно-исследовательских подразделений МЧС осуществляется деятельность по
обобщению теории и практики подготовки населения к ЧС, уточнению и разработке моделей деятельности специалистов и поведения населения, разработке и апробации новых педагогических технологий и т. п. При этом необходимо обеспечить доступность результатов этой деятельности для всех категорий специалистов, занимающихся психолого-педагогическим обеспечением деятельности в экстремальных условиях ЧС. Сегодня из-за элементарной нехватки психолого-педагогической литературы доступ к современным разработкам затруднен. Поэтому необходимо на уровне министерства издавать больше учебно-методических пособий, адресованных широкому кругу специалистов.
Психолого-педагогическое обеспечение как процесс психолого-педагогического сопровождения профессионализации специалиста находится в состоянии постоянного развития на фоне возрастания масштаба и сложности проблем формирования личности профессионала и подготовки населения. Элементами этого процесса являются:
- диагностика индивидуально-психологических особенностей специалиста;
- информационное психолого-педагогическое сопровождение;
- учет индивидуально-психологических особенностей специалиста;
- психолого-педагогическая экспертиза процесса профессионализации и подготовки населения.
Основными свойствами процесса психолого-педагогического обеспечения профессионализации специалиста являются научность, активность, адресность, комплексность, гибкость и динамичность. Таким образом, под психолого-педагогическим обеспечением деятельности в экстремальной ситуации мы понимаем интегративное многоуровневое междисциплинарное образование, существующее в качестве системы, процесса и деятельности, направленных на формирование личности профессионала и подготовку населения к деятельности в условиях возможных ЧС. Основными задачами этого вида обеспечения являются:
- выявление и психологическое обоснование системы методологических подходов к обучению и воспитанию;
- определение дидактической основы новых методологических подходов;
- разработка инновационных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие личности специалиста путем активизации его основных психических функций;
- реализация разработанных инновационных технологий в системе подготовки специалистов и населения;
- обоснование методологических подходов к совершенствованию системы подготовки;
- психолого-педагогический анализ и моделирование профессиональной деятельности спасателя;
- диагностика индивидуально-психологических особенностей специалиста;
- информационное психолого-педагогическое сопровождение деятельности;
- психолого-педагогическая экспертиза и обобщение опыта;
- психолого-педагогическая подготовка.
Востребованность психолого-педагогического обеспечения экстремальной деятельности во многом определяется тем, что оно «и универсальное средство для повышения эффективности любой деятельности, и в то же время это атрибут конкретной деятельности, так как его структуру обуславливают цели, содержание, мотивация субъекта и объекта деятельности, определенные способы и приемы достижения этой цели и конкретный результат» [8, с. 82].
Литература
1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2005. 285 с.
2. Абдуллин А.Г. Социально-психологические последствия крупномасштабных техногенных катастроф: дис. ... д-ра психол. наук. Магнитогорск, 2006. 447 с.
3. Бурмистрова Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): метод. рекоменд. для спец. системы образования. М.: МГППУ, 2006. 96 с.
4. Меерсон Ф.З. Адаптация к сенсорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 254 с.
5. Решетников М.М., Баранов Ю.Л., Мухин А.П. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал. 1990. Т. 11. С. 95101.
6. Львов В.М., Багрецов С.А., Шлыкова Н.Л. Проблемы обеспечения психологической безопасности личности в производственной среде. Книга первая. Концептуальные и методологические основы. Тверь: Губернская медицина, 2002. 196 с.
7. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Изд-во «Триада», 2004. 152 с.
8. Торохтий В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: учеб. пособ. М.: МГУ, 2000. 240 с.