Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения психологической безопасности работающего населения в чрезвычайной ситуации'

Проблемы обеспечения психологической безопасности работающего населения в чрезвычайной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / EMERGENCY SITUATION / EXTREME CONDITIONS OF ACTIVITIES / PSIHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова С. П., Броневицкий Г. Г., Иващенко В. И.

Проведен анализ существующей системы подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Раскрывается система психолого-педагогического обеспечения жизнедеятельности человека в экстремальных условиях, направленного в том числе на снижение психогенных потерь в результате природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова С. П., Броневицкий Г. Г., Иващенко В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF the PSYCHOLOGICAL SAFETY MAINTENANCE WORKING POPULATION IN THE EMERGENCY SITUATION

The short analysis of existing system of working class preparation in the area of protection from emergency situations is made in this article. The system of psihological-pedagogical person's vital functions maintenance in the extreme conditions, aimed at decreasing of psychogenic losses as a result of natural, anthropogenic and social emergency situations, as well, is exposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения психологической безопасности работающего населения в чрезвычайной ситуации»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

С.П. Иванова, кандидат психологических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Г.Г. Броневицкий, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. В.И. Иващенко. Педагогический колледж № 8, Санкт-Петербург

Проведен анализ существующей системы подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Раскрывается система психолого-педагогического обеспечения жизнедеятельности человека в экстремальных условиях, направленного в том числе на снижение психогенных потерь в результате природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, экстремальные условия деятельности, психолого-педагогическое обеспечение

PROBLEMS OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY MAINTENANCE WORKING POPULATION IN THE EMERGENCY SITUATION

S.P. Ivanova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. G.G. Bronevitsky. Saint-Petersburg educational-methodical center on civil defense, emergency situations and fire safety.

I.V. Ivashchenko. Teacher training college № 8, Saint-Petersburg

The short analysis of existing system of working class preparation in the area of protection from emergency situations is made in this article. The system of psihological-pedagogical person's vital functions maintenance in the extreme conditions, aimed at decreasing of psychogenic losses as a result of natural, anthropogenic and social emergency situations, as well, is exposed.

Key words: emergency situation, extreme conditions of activities, psihological-pedagogical maintenance

Проблема сохранения здоровья и работоспособности человека в чрезвычайной ситуации (ЧС) в последнее время привлекает внимание многих психологов. Это обусловлено тем, что ежегодно происходит десятки и сотни различных природных, техногенных или социальных бедствий и катастроф. Причем, анализ ежегодных прогнозов МЧС показывает, что угроза их возникновения остается высокой. При этом необходимо учитывать, что опасность любой чрезвычайной ситуации для человека заключается в ее пролонгированности - «они так разрушающе действуют на личность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации - образ мира» [1, с. 65], что приводит к значительным психогенным потерям. В частности, отмечается, что после техногенных катастроф у 90 % обследованных пострадавших наблюдались выраженные реактивные расстройства [2, с. 74].

Чрезвычайная ситуация для любого человека является эмоционально значимым событием, поскольку представляет собой реальную угрозу его жизни, здоровью и имуществу. Как показывает соотношение типов и объемов помощи на всех этапах развития такой ситуации, все ее участники, в том числе и родственники пострадавших, получают психическую травму различной степени тяжести [3, с. 5]. Её тип и форма во многом зависят от личностно-типологического своеобразия человека (в частности, от барьера психической адаптации) и от особенностей ситуации, в которую попал человек. Спасатель, прибывший на ликвидацию ЧС, получит травму по степени тяжести отличную от той, которую он получит, попав в такую же ситуацию на отдыхе с семьей. В то же время установлено, что «внезапно возникающая «острая» стрессовая жизненная ситуация во многом «смывает» личностное своеобразие, обуславливая возможность развития непосредственно во время катастрофы достаточно однотипных примитивных защитных психогенных аффективно-шоковых реакций» [2, с. 40].

У лиц, участвующих в локализации чрезвычайной ситуации, в поиске и спасении пострадавших, в том числе и у профессионалов (военнослужащих МЧС, спасателей и пожарных), отмечается повышенная активность, обусловленная мобилизацией энергетических и структурных ресурсов организма [4]. Затем наблюдается выраженный спад физического и психического потенциала. У пострадавших в ЧС было выделено пять последовательных стадий состояния [5]:

1. Витальных реакций (5-15 минут).

2. Острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации (3-5 часов).

3. Психофизиологической демобилизации (до 3 суток).

4. Стадии разрешения (3-12 суток).

5. Стадия восстановления (с конца второй недели после воздействия психогенного фактора).

Причем, примерно через месяц у 75 % пострадавших выявляются астено-невротические реакции, а у 12 % - немотивированные страхи, бредово-галлюцигаторные реакции, повторяющиеся кошмары и т.п. [2, с. 44]

Всё это обуславливает важность проблемы психологической безопасности населения в случае возникновения ЧС. Различные аспекты психологии профессиональной деятельности в экстремальных, чрезвычайных ситуациях неоднократно привлекали внимание исследователей в авиационной, космической, военно-морской, военной психологии. Исследовалась деятельность в условиях Крайнего Севера, а также психологические аспекты труда пожарных и спасателей. Неоднократно отечественные и зарубежные психологи обращались и к вопросам жизнедеятельности людей после природных, техногенных и социальных катастроф.

Но данные исследования рассматривают две основные группы населения: пострадавших и их родственников и профессионалов (военнослужащих МЧС, спасателей и пожарных), участвовавших в локализации ЧС и ликвидации ее последствий. Между тем существует еще одна группа - работники организаций, попавших в зону чрезвычайной ситуации, которые участвовали в её локализации. В действующем законодательстве в

области защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени население страны условно разбито на три основные группы: профессионалы, работающее и неработающее население. При этом руководитель любой организации, независимо от форм собственности, обязан проводить в своей организации мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, включая подготовку своих сотрудников к возможным ЧС.

И это правильно. Во-первых, опыт показывает, что, как правило, любая ЧС развивается лавинообразно и многие из них можно локализовать в момент возникновения. Поскольку специалисты прибывают к месту аварии через определённый промежуток времени, на первоначальном этапе в борьбу должны вступать сотрудники данной организации, а руководитель обязан принять управленческое решение - что необходимо сделать для того, чтобы взять ситуацию под контроль, решить нужна ли эвакуация и т. п. Например, в Санкт-Петербурге пожарные части расположены с таким расчетом, чтобы через 10-15 минут после сообщения о пожаре к месту возгорания прибыли первые пожарные расчеты. Но за это время пожар вполне может охватить значительную площадь и справится с ним будет уже затруднительно. Поэтому в каждой крупной и средней организации, в учреждениях здравоохранения и образования организуются нештатные аварийно-спасательные формирования, в том числе и звенья (группы) пожаротушения, основной задачей которых является борьба с пожаром на первоначальном этапе и при необходимости эвакуация персонала.

Во-вторых, анализ литературных источников и реальной деятельности человека в условиях ЧС показывает, что возможность возникновения психогенных расстройств в результате чрезвычайной ситуации, их характер и динамика на различных этапах зависят от многих факторов, среди которых большое значение имеет готовность человека к деятельности в экстремальных условиях, то есть практически от того насколько у человека сформировано психическое состояние готовности к такой жизнедеятельности.

Эта готовность рассматривается нами как составная часть психологической безопасности личности - определенной защищенности сознания от воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психическое состояние, психологические характеристики и поведение [6, с. 7]. Сформировать её у работающего населения можно только в процессе профессионализации - профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, адаптация к профессии, профессионализация (формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей и т.п.). При этом, в том числе, формируется достаточный уровень готовности к риску - один из ведущих компонентов субъектности профессионала, выступающий в качестве фактора, определяющего уровень развития его психологической безопасности [7, с. 85].

Если рассмотреть существующую систему подготовки населения в области защиты от ЧС, то можно заметить, что только у профессиональных спасателей и пожарных психолого-педагогическое обеспечение их деятельности осуществляется в наиболее полном объеме. По крайней мере, в процессе обучения и переподготовки они получают достаточный объем теоретических и практических знаний и навыков в области экстремальной психологии. В частности, в эти периоды с ними должны проводиться и практические занятия по психологической подготовке (создание моделей чрезвычайных ситуаций, проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, создание трудных ситуаций по спасанию пострадавших из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах, тренинг психологической устойчивости к стрессам и т. п.). В дальнейшем их деятельность сопровождается психологом подразделения, а после работ по ликвидации ЧС вступает в работу система оказания психологической помощи, реабилитации и поддержки.

У остальных групп населения данная система работает фрагментально -психологическая помощь пострадавшим и их родственникам, обучение учащихся в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», обучение и переподготовка руководителей

организаций и нештатных аварийно-спасательных формирований в региональных учебно-методических центрах, а работников организаций - в процессе их трудовой деятельности. Неработающее население такую подготовку должно проходить на учебно-консультационных пунктах при муниципальных образованиях. Но опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что в отличие от оказания помощи пострадавшим в ЧС, деятельность по подготовке (особенно психологической) населения к возможным ЧС имеет много недостатков.

Анализ работ по психологическому и педагогическому обеспечению профессиональной деятельности, практики подготовки работающего населения к деятельности в экстремальных условиях возможных чрезвычайных ситуаций позволил выделить основные противоречия этого процесса. Концептуальное - между исторически сложившимся подходом к подготовке специалиста, приводящим к разделению процессов воспитания и обучения, который показал недостаточную степень эффективности в современных социально-экономических условиях, и необходимостью разработки теоретико-методологических основ концепции психолого-педагогической деятельности по подготовке населения в области защиты от ЧС, преодолевающей разрыв между процессами воспитания и обучения. И операциональное - между практикой обучения и воспитания специалиста, базирующейся на традиционной модели деятельностного подхода, предполагающего «субъект-объектный» тип взаимоотношений между преподавателем и обучаемым, и необходимостью разработки структуры психолого-педагогического обеспечения подготовки, базирующейся на инновационной («субъект-субъектной») модели деятельностного подхода, учитывающей достижения современной психологической науки.

По нашему мнению, для исправления ситуации на федеральном уровне необходимо сформировать систему психолого-педагогического обеспечения деятельности в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации. Эта система должна комплексно решать вопросы подготовки и осуществления такой деятельности, обеспечения собственной безопасности и оказания помощи окружающим, оказание психологической помощи и поддержки как пострадавшим, так и участникам работ по ликвидации ЧС.

Необходимо отметить, что проблема психолого-педагогического обеспечения деятельности не нова. В России первые положения этого вида обеспечения в отношении воинской деятельности были разработаны в трудах М.И. Драгомирова и С.О. Макарова в конце XIX века. Сегодня существует несколько подходов к психолого-педагогическому обеспечению профессиональной деятельности. В целом его рассматривают как [8, с. 65]:

- систему мер в отношении объекта воздействия;

- специфическую деятельность специалиста;

- целенаправленный процесс преобразования субъекта деятельности.

Многообразие подходов к объяснению понятия «психолого-педагогическое

обеспечение» объясняется сложностью и многогранностью этого вида обеспечения. Оно представляет собой систему, элементы которой образуют организованную целостную совокупность взаимосвязанных теоретических и эмпирических знаний и опыта в области психологического и педагогического обеспечения деятельности. Эти проблемы (от подготовки профессионала до психологической реабилитации деятельности в экстремальных условиях) невозможно решить без учета достижений психологии, педагогики, социологии и других наук о Человеке.

В организационном плане система психолого-педагогического обеспечения деятельности в экстремальных условиях представляется в виде психолого-педагогической службы, нацеленной на практическое использование достижений психологии, педагогики, социологии и других наук о Человеке в решении задач как профессионального, так и общего обучения и воспитания в области защиты от чрезвычайных ситуаций (экспертиза, диагностика, консультация, обучение и т.д.). Важнейшей ее функцией является интеграция профессионального потенциала специалистов различного профиля (воспитателя, психолога, социолога, командира подразделения пожарных или спасателей и др.), достижений

различных научных школ и других ресурсов для интенсификации подготовки населения в области защиты от ЧС.

Анализ работ по психолого-педагогическому обеспечению и практике профессиональной подготовки показывает, что одним из условий повышения эффективности подготовки человека к деятельности в экстремальных условиях, а также снижение психогенных и других видов потерь от ЧС возможно за счет более эффективной подготовленности населения. Осуществляя интеграцию научных и профессиональных возможностей специалистов различного профиля, система психолого-педагогического обеспечения экстремальной деятельности стимулирует профессиональную деятельность специалиста через развитие его научных потребностей; разрабатывает наукоемкое методологическое и методическое обеспечение на всех уровнях воспитательной работы; создает условия психолого-педагогического совершенствования мастерства специалистов любого профиля [8, с. 72].

В целом эта система выполняет следующие функции:

1. Психолого-педагогический анализ профессиональной деятельности и поведения в экстремальной ситуации, их моделирование.

2. Диагностика индивидуально-психологических особенностей специалиста.

3. Информационное психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания.

4. Учет индивидуально-психологических особенностей специалиста.

5. Психолого-педагогическая экспертиза деятельности специалиста и поведения граждан.

6. Психолого-педагогическая подготовка всех групп населения.

7. Обобщение опыта психолого-педагогической деятельности и анализ результатов.

8. Психологическая реабилитация участников спасательных операций и пострадавших.

Психолого-педагогическое обеспечение рассматривается одновременно как деятельность по обучению и воспитанию всех категорий граждан, как составная часть деятельности командиров пожарно-спасательных подразделений по подготовке профессионалов, работников организаций и неработающего населения в области защиты от ЧС и ликвидации их последствий. То есть психолого-педагогическое обеспечение интегрирует в себе деятельность различных специалистов: руководителя организации, командира пожарно-спасательного подразделения, психолога, социолога, педагога и т.д.

В частности, психолого-педагогическая деятельность командира пожарно-спасательного подразделения включает в себя:

- изучение индивидуально-психологических особенностей подчиненного и составление его психологического портрета;

- определение уровня подготовленности специалиста;

- разработка программы подготовки специалиста, учитывающей развитие его личности в процессе учебно-боевой деятельности;

- подготовка подчиненного в процессе учебно-боевой деятельности, формирование боевого мастерства;

- определение уровня мастерства специалиста;

- определение сформированности профессионально важных качеств личности подчиненного;

- корректура программы подготовки специалиста.

Решение этих и других проблем учебно-воспитательного процесса должно происходить в первую очередь при участии психологов. На уровне пожарно-спасательного отряда это диагностика, экспертиза и анализ состояния учебно-воспитательной работы в подразделении и психолого-педагогическое сопровождение деятельности командира подразделения, руководство его психолого-педагогической подготовкой. На уровне учебных заведений и научно-исследовательских подразделений МЧС осуществляется деятельность по

обобщению теории и практики подготовки населения к ЧС, уточнению и разработке моделей деятельности специалистов и поведения населения, разработке и апробации новых педагогических технологий и т. п. При этом необходимо обеспечить доступность результатов этой деятельности для всех категорий специалистов, занимающихся психолого-педагогическим обеспечением деятельности в экстремальных условиях ЧС. Сегодня из-за элементарной нехватки психолого-педагогической литературы доступ к современным разработкам затруднен. Поэтому необходимо на уровне министерства издавать больше учебно-методических пособий, адресованных широкому кругу специалистов.

Психолого-педагогическое обеспечение как процесс психолого-педагогического сопровождения профессионализации специалиста находится в состоянии постоянного развития на фоне возрастания масштаба и сложности проблем формирования личности профессионала и подготовки населения. Элементами этого процесса являются:

- диагностика индивидуально-психологических особенностей специалиста;

- информационное психолого-педагогическое сопровождение;

- учет индивидуально-психологических особенностей специалиста;

- психолого-педагогическая экспертиза процесса профессионализации и подготовки населения.

Основными свойствами процесса психолого-педагогического обеспечения профессионализации специалиста являются научность, активность, адресность, комплексность, гибкость и динамичность. Таким образом, под психолого-педагогическим обеспечением деятельности в экстремальной ситуации мы понимаем интегративное многоуровневое междисциплинарное образование, существующее в качестве системы, процесса и деятельности, направленных на формирование личности профессионала и подготовку населения к деятельности в условиях возможных ЧС. Основными задачами этого вида обеспечения являются:

- выявление и психологическое обоснование системы методологических подходов к обучению и воспитанию;

- определение дидактической основы новых методологических подходов;

- разработка инновационных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие личности специалиста путем активизации его основных психических функций;

- реализация разработанных инновационных технологий в системе подготовки специалистов и населения;

- обоснование методологических подходов к совершенствованию системы подготовки;

- психолого-педагогический анализ и моделирование профессиональной деятельности спасателя;

- диагностика индивидуально-психологических особенностей специалиста;

- информационное психолого-педагогическое сопровождение деятельности;

- психолого-педагогическая экспертиза и обобщение опыта;

- психолого-педагогическая подготовка.

Востребованность психолого-педагогического обеспечения экстремальной деятельности во многом определяется тем, что оно «и универсальное средство для повышения эффективности любой деятельности, и в то же время это атрибут конкретной деятельности, так как его структуру обуславливают цели, содержание, мотивация субъекта и объекта деятельности, определенные способы и приемы достижения этой цели и конкретный результат» [8, с. 82].

Литература

1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2005. 285 с.

2. Абдуллин А.Г. Социально-психологические последствия крупномасштабных техногенных катастроф: дис. ... д-ра психол. наук. Магнитогорск, 2006. 447 с.

3. Бурмистрова Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): метод. рекоменд. для спец. системы образования. М.: МГППУ, 2006. 96 с.

4. Меерсон Ф.З. Адаптация к сенсорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 254 с.

5. Решетников М.М., Баранов Ю.Л., Мухин А.П. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал. 1990. Т. 11. С. 95101.

6. Львов В.М., Багрецов С.А., Шлыкова Н.Л. Проблемы обеспечения психологической безопасности личности в производственной среде. Книга первая. Концептуальные и методологические основы. Тверь: Губернская медицина, 2002. 196 с.

7. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Изд-во «Триада», 2004. 152 с.

8. Торохтий В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: учеб. пособ. М.: МГУ, 2000. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.