Научная статья на тему 'Охрана и наследование нематериального культурного наследия этнической группы эвенков в бассейне реки Амура в России'

Охрана и наследование нематериального культурного наследия этнической группы эвенков в бассейне реки Амура в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эвенки / коренные народы / самобытность / традиционные промыслы / культура / устойчивое развития / национально-территориальные образования / Evenks / indigenous peoples / identity / traditional crafts / culture / sustainable development / national-territorial formations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ян Лихуа

Сохранение нематериального культурного наследия в условиях глобализации вступает в противоречие с устойчивой динамикой её процессов, нивелирующих и приводящих «к общему знаменателю» уникальную самобытную культуру коренных и малочисленных числа народов. Нематериальное культурное наследие эвенков, проживающих на российском Дальнем Востоке тесно связано с их материальной культурой и, прежде всего, традиционными занятиями и промыслами, сфера которых постоянно сужается. В субъектах РФ формально действуют институты поддержки, однако неустойчивость национально-территориального районирования, фрагментарность и устаревание правовой базы, отсутствие в сфере охраны наследия системного регулирования (документов стратегического планирования), а также относительная слабость региональных и местных бюджетов, не позволяют в полной мере интегрировать традицию, нематериальное наследие в институты развития информационного общества. Проект фонда: «Сравнительное исследование по сохранению и наследованию нематериального культурного наследия народности орочонов (эвенков) в бассейне реки Амура» Исследовательский проект фундаментальных научных исследований Хэйхэйского университета в 2022 году, номер проекта YDP202203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection and Inheritance of the Intangible Cultural Heritage of the Evenki Ethnic Group in the Amur River Basin in Russia

The preservation of intangible cultural heritage in the context of globalization is in conflict with the stable dynamics of its processes, which level and bring to a “common denominator” the unique original culture of indigenous and small peoples. The intangible cultural heritage of the Evenks living in the Russian Far East is closely connected with their material culture and, above all, traditional occupations and crafts, the scope of which is constantly shrinking. Support institutions formally operate in the subjects of the Russian Federation, however, the instability of national-territorial zoning, the fragmentation and obsolescence of the legal framework, the lack of systemic regulation (strategic planning documents) in the field of heritage protection, as well as the relative weakness of regional and local budgets, do not allow to fully integrate the tradition, intangible heritage to the institutions for the development of the information society. The Foundation’s project: «Comparative study on the preservation and Inheritance of the intangible Cultural Heritage of the Orochon (Evenk) people in the Amur River basin» is a research project of fundamental scientific research of Heihei University in 2022, project number YDP202203.

Текст научной работы на тему «Охрана и наследование нематериального культурного наследия этнической группы эвенков в бассейне реки Амура в России»

ЯнЛихуа

Доцент. Хэйхэский университет.

Охрана и наследование нематериального культурного наследия этнической группы эвенков в бассейне реки Амура в России

Российская литература полна пессимистических выводов об «обреченности» обычаев и культуры целых народов «на забвение и гибель», пусть и признаваемых «неотъемлемой составляющей всемирного культурного наследия»1.

Учитывая сложность и неоднозначность понимания «нематериальности», ЮНЕСКО в 2001 г., не принимая на себя единоличной ответственности, провела специальный опрос2 среди государств и неправительственных организаций об их понимании, которое было суммировано в 2003 г.

В соответствии с Международной конвенцией об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 2003 г., под нематериальным культурным наследием понимаются обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия3.

Всякое нематериальное культурное наследие традиционно и неизбежно опирается на материальное наследие, природу, цивилизационные коды, передаваемые из поколения в поколение, репрезентуется местными сообществами, что формирует самобытность и задаёт преемственность4. В этом смысле представляется не вполне корректным синонимичное использование дефиниций «нематериальное» («non-material») и «неосязаемое» («intangible») наследие, как это часто делается в документах ЮНЕСКО и

1 Кирюшина Ю.В. Нематериальное культурное наследие - актуальное понятие современности // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-1 (70). С. 244-247.

2 Safeguarding our living heritage / UNESCO // URL: https://ich.unesco.org/#meet_00057

3 Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. / ЮНЕСКО. // URL: www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf

4 Информационный бюллетень ИКОМ. 2004. № 2. С. 51.

© Ян Лихуа, 2023.

зарубежной литературе5.

Дефиниция «нематериальное культурное наследие» или «культурное наследие» - это количественно неопределенная совокупность объектов наследия, способов наследования, а также социальных механизмов их репрезентации6.

Народность эвенков, исторически проживающая на берегах Амура, сформировала здесь свою самобытную региональную культурную среду. Численно они не преобладают на Юге Дальнего Востока, однако с российские авторы вполне обосновано увязывают с ними «исторические судьбы многих коренных народов региона»7.

Культурообразующие хозяйственные традиции эвенков - охота и оленеводство. Соответствующие им традиции легли в основу самобытной культуры. К объектам нематериального культурного наследия эвенков китайские исследователи относят традиционные праздники, промысловые привычки, кулинарные традиции, культ огня, поклонение предкам, жертвоприношение Луне (лунному идолу) и др.8 Приоритет здесь отдается вере в Бога огня, ставшей значимой частью традиционной культуры, имея ввиду ежегодный праздник 23 числа двенадцатого лунного месяца.

Нематериальное культурное наследие эвенков базируется на системе экологического восприятия мира как органичного единства всех объектов природы, в которой человек является звеном мироздания, а не «царем» природы. Отсюда обычаи эвенков соответствуют требованиям бережного отношения к окружающей среде, направлены на достижение гармонии с ней. В традиционном мировоззрении эвенков все объекты и явления окружающего мира одушевляются — душу имеют все стихии, субъекты («душа-оми») и объекты мироздания («душа-мусун»)9. У эвенков существует система правил и запретов Одё, регулирующая хозяйственную деятельность: запрещается промысел сверх прямых потребностей семьи, небрежное отношение к добыче и многое другое10. Жизненный

5 Farah P.D., Tremolada R. Desirability of Commodification of Intangible Cultural Héritage: The Unsatisfying Role of Intellectual Property Rights // Transnational Dispute Management. 2014. 15 March. № 11 (2).

6 Курьянова Т.С. Этнический аспект нематериального наследия: способы сохранения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 1 (5). С. 39.

7 Тураев В.А. Этническая история дальневосточных эвенков (XVII-XIX вв.) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2009. № 5. С. 98.

8 Сунь Шаньшань Традиционные праздники и кулинарная культура народа орокен, проживающего вдоль реки Амур // Culture and Civilization. 2021. Vol. 11. Is. 2А.

9 Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII - начало ХХ в.). Л.: Наука, 1969. С. 227.

10 Фольклор эвенков Якутии / сост. А.В. Романова, А.Н. Мыреева. Л.: Наука, 1971. С. 313-321.

путь и совершенствование личности регулируются кодексом морально-нравственных требований Иты — «законы жизни»11. Одним из важнейших законов эвенков является Нимат, который в упрощенной форме объясняется как соблюдение справедливости в распределении добычи12. Формами соблюдения эвенкийских законов и правил жития является чрезвычайно разнообразные обрядовые традиции.

Государство начало учитывать самобытность эвенков и их культуры в советский период. Тогда важным сегментом реализации политического курса на равноправие и самоопределение наций, считалась задача сохранения и репрезентации национальной материальной и нематериальной культуры, пусть и в пределах классового подхода, концепции советского народа как «новой исторической общности людей».

В то же время, политика советского государства в деле административно-национального районирования была непоследовательной и несистемной. В этом смысле показательны 1930-е годы, когда проводились непрерывные реорганизации национально-территориальных образований. Так, были созданы, но вскоре ликвидированы Витимо-Олёкминский национальный округ в составе Восточно-Сибирского края (сегодня - Забайкальский край), Буреинский (сегодня - Амурская область), Катангский (сегодня - Иркутская область), Кур-Урмийский (эвенко-нанайский) (сейчас - Хабаровский край), Северо-Байкальский (сейчас - Бурятия), Селемджинский (сейчас - Амурская область), Токкинский национальные районы. Кроме того, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в 1920—1930-е годы учреждались и упразднялись эвенкийские национальные сельские, туземные и родовые советы.

В Российской Федерации, как и в Китае, созданы эвенкийские административно-территориальные образования. В Бурятии: Эвенкийский район (до 2007 г. - Эвенкийский автономный округ); Баунтовский эвенкийский район (с 1992 г.) (9 сельских поселений, в т.ч. 2 эвенкийских); 8 эвенкийских сельских поселений. В Якутии: Анабарский национальный долгано-эвенкийский улус (с 1930 г.); Жиганский национальный эвенкийский улус (с 1930 г., совр. статус - с 2008 г.); Оленёкский национальный эвенкийский улус (с 1935 г.); 17 национальных наслегов.

В Китае создана схожая структура, состоящая из автономных хошунов (уездов) и городских округов, образованных в основном в 2009 г.

11 Варламова Г.И. Эвенкийские традиции Иты, запреты-обереги Одё // Этнопсихология: Актуальные проблемы современного мира. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2015. С. 39.

12 Расцветаев М.К. Тунгусы мямяльского рода: Социально-экономический очерк с приложением тунгусских бюджетов (АН СССР. Труды совета по изучению производительных сил. Якутск. Вып. 13. Л.: Изд-во АН СССР, 1933. С. 34.

В России национально-территориальные образования в XX в. были подвержены частым реорганизациям, с приоритетом сужения потенциала самоопределения. Так, 1 января 2007 г. прекратило существование единственное крупное эвенкское национально-территориальное образование - Эвенкийский автономный округ. По истечению 73 лет существования он был преобразован в Эвенкийский район Красноярского края.

В рамках текущего районирования вопросами охраны материального и нематериального наследия отданы отделам по делам коренных малочисленных народов, региональных и местных администраций, которые должны взаимодействовать с общественными объединениями, становление которых в современной России началось в 1993 г. на первом съезде (Большом Суглане) эвенков России. Его участники приняли Декларацию, в рамках которой предполагались самоорганизация и самоуправление эвенкийского народа.

Для реализации этих задач в районах компактного проживания эвенков создавались ассоциации и национально-культурные общества. В 2000 г. была создана молодежная организация Союз молодежи эвенков13.

В 1990-х годах они активно участвовали в право- и нормотворчестве по своим вопросам, в том числе используя право законодательной инициативы, в том числе и в рамках Законодательного собрания — Суглана Эвенкийского автономного округа. После его ликвидации в 2007 г. на ежегодно собираемых Сугланах эвенкская община обсуждает актуальные вопросы своей жизни, включая репрезентацию своей культуры.

Эксперты сходятся во мнении, что общественные организации стремятся или должны стремиться к «улучшению существующего положения», обращая внимание на дефицит внимания власти к проблемам эвенков14. В то же время констатируется их политическая пассивность.

Действующая нормативно-правовая далеко не в полной мере обеспечивает поддержание культурной самобытности малочисленных аборигенных народов, принимая во внимание их расселение в пределах административных образований на обширных территориях российского Дальнего Востока.

Системный подход к регулированию в данном случае отсутствует. Только в Бурятии с 1991 г. действует закон «О правовом статусе эвенкийских сельских (поселковых) Советов народных депутатов». В актах других субъектов РФ учтены в основном вопросы сохранения и поддержания уникального языка. Это, например, закон 1992 г. «О языках народов Республики Бурятия».

Принимая во внимание то, что нематериальная культура во многом

13 Группа // URL: https://vk.com/club40759717

14 Бидная К.В. Традиционная культура и современная социальная организация эвенков // Арктика и Север. 2013. № 12. С. 74.

производна от традиционной материальной культуры и традиционных промыслах, важное значение для их сохранения имеют соответствующие акты, такие как Закон 1993 г. «Об охоте и охотничьем хозяйстве», глее предусмотрено право эвенков на охотничьи угодья. Схожие положения закреплены в законах Республики Саха (Якутии) «Об оленеводстве» и «Об охоте», равно как и законе 1996 г. Хабаровского края «Об общине коренных малочисленных народов Севера» 1996 г.

В то же время, в местах компактного проживания эвенков, прежде всего, в Читинской и Амурской областях, региональный законодатель не уделил вопросам эвенков необходимого внимания.

Нематериальное культурное наследие этнических групп народов Севера, как правило базируется на их традиционном хозяйстве. Исторически сложившись, оно представляет собой уникальное сочетание экологического и философско-мировоззренческого баланса. Обязательной составной частью здесь является традиционное природопользование, веками обеспечивавшее жизнеобеспечение коренного населения.

Здесь не идёт речь о ценностях рыночной экономики. Традиционное хозяйство, как правило, не ориентировано на прибыль, а лишь на личное и семейное потребление. Его идеология базируется на традиционных ценностях, опирающихся на столь же традиционную местную экосистему и воспроизводящие её технологии, специфически, не рыночно распределяя продукцию. Все это выводит коренные народы из-под «действия» стратегий и учебников по глобальной экономике, с которой традиционное хозяйство не может конкурировать. Невозможность такой конкуренции ставит вопрос об основе устойчивого развития, а значит и репрезентации культуры коренных народов.

Российские эксперты признают упадок традиционного хозяйства, в поддержке которого государство, как и местные власти «мало заинтересовано»15. Нематериальное культурное наследие уже не может на него опираться, а нуждается в поддержке, которая недостаточна, что не отвечает интересам устойчивого развития региона. Подрывая традиционный жизненный уклад коренных народов, ведёт «к угасанию этнической культуры, а вслед за ней и самих малочисленных этносов»16.

В 2010-е годы в Амурской области проживало до 1300 этнических эвенков, в основном в пяти населенных пунктах: Бомнак (Зейский р-н), Ивановское (Селемджинский р-н), Усть-Уркима, Первомайское и Усть-Нюкжа (Тындинский р-н). Примерно половина занимается традиционным хозяй-

15 Курдюков В.Н. Проблемы развития традиционного хозяйства малых коренных народов Восточной Сибири (на примере эвенков) // Известия Иркутского государственного университета. 2010. Сер.: Науки о Земле. Вып. 1. С. 58.

16 Там же.

ством, которое остается если не экономической, то традиционной основой цивилизации эвенков.

В Амурской области разработаны и реализуются государственные программы поддержки эвенкийских общин, предусмотрены жилищные субсидии, поддержка оленеводства. Родовые общины могут выражать свои интересы через Ассоциацию коренных народов Севера Амурской области, которая каждые два года организует общение эвенков на празднике «Бакал-дын», где можно увидеть старые традиционные обряды «Кормление огня», «Проводы на охоту». Организаторы проводят конкурсы «Меткий стрелок». «Лучшая хозяйка чума», «Эвенкийская национальная кухня», демонстрацию национального костюма. Предусмотрены выставки-продажи продукции национальных промыслов, проводятся соревнования по этническим видам спорта. Также ежегодно весной в местах компактного проживания проходят «Дни оленевода и охотника». Отметим открытие весной 2012 г. туристического комплекса «Эвенкийская деревня» в селе Первомайском (Тындинский район).

Для сохранения и поддержания этнической самобытности и языка в эвенкийских селах поддерживается творчество музыкальных и танцевальных коллективов, в образовательные программы вводится эвенкийский этнический компонент. Государство не препятствует вековым верованиям и обрядам, связанным с традиционным хозяйством, есть и попытки возрождения шаманизма.

В целом, традиционная этика эвенков соответствует целям устойчивого развития ООН и ESG-повестке, так как она ориентирована на гармонию человека и природы.

Признавая как неизбежное, то, что «глобализация образа жизни и культуры постепенно втягивает» амурских эвенков «в свою орбиту», А.П. За-бияко, указывает на «два основных вектора развития»: сохранение основ традиционного уклада и профессиональную мобильность, миграцию, трансформацию языка и культурных традиций17. Их противопоставление полагаем не вполне корректным. Мировой опыт демонстрирует и вполне удачные попытки их сочетания, достижимые, однако, исключительно с помощью активной поддержки государства, которой пока недостаточно.

Библиографический список:

[1] Бидная К.В. Традиционная культура и современная социальная организация эвенков // Арктика и Се-

вер. 2013. №12. С. 70-77.

[2] Варламова Г.И. Эвенкийские традиции Иты, запреты-обереги Одё // Этнопсихология: Актуальные про-

блемы современного мира. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2015.

С. 39-48._

17 Забияко А.П. Эвенки - кочевники амурской тайги // Амурская ОНБ. // URL: http:// www.libamur.ru/evenk/vstupitel.html

[3] Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII - начало ХХ в.). Л.: Наука, 1969.

С. 224-228.

[4] Забияко А.П. Эвенки - кочевники амурской тайги // Амурская ОНБ. // URL: http://www.libamur.ru/

evenk/vstupitel.html

[5] Информационный бюллетень ИКОМ. 2004. № 2.

[6] Кирюшина Ю. В. Нематериальное культурное наследие - актуальное понятие современности// Известия

Алтайского государственного университета. 2011. № 2-1 (70). С. 244-247.

[7] Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября

2003 г. / ЮНЕСКО. // URL: www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf

[8] Курдюков В.Н. Проблемы развития традиционного хозяйства малых коренных народов Восточной Си-

бири (на примере эвенков) // Известия Иркутского государственного университета. 2010. Сер.: Науки о Земле. Вып. 1. С. 54-61.

[9] Курьянова Т.С. Этнический аспект нематериального наследия: способы сохранения// Вестник Томского

государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 1 (5). С. 37-42.

[10] Расцветаев М.К. Тунгусы мямяльского рода: Социально-экономический очерк с приложением тунгусских бюджетов (АН СССР. Труды совета по изучению производительных сил. Якутск. Вып. 13. Л.: Изд-во АН СССР, 1933.

[11] Союз молодежи эвенков. Группа // URL: https://vk.com/club40759717

[12] Сунь Шаньшань Традиционные праздники и кулинарная культура народа орокен, проживающего вдоль реки Амур // Culture and Civilization. 2021. Vol. 11. Is. 2А.

[13] Тураев В.А. Этническая история дальневосточных эвенков (XVII-XIX вв.) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2009. № 5. С. 90-102.

[14] Фольклор эвенков Якутии / сост. А.В. Романова, А.Н. Мыреева. Л.: Наука, 1971. С. 313-321.

[15] Farah P.D., Tremolada R. Desirability of Commodification of Intangible Cultural Heritage: The Unsatisfying Role of Intellectual Property Rights// Transnational Dispute Management. 2014. 15 March. № 11 (2).

[16] Safeguarding our living heritage / UNESCO // URL: https://ich.unesco.org/tmeet_00057

Reference

[1] Bidnaya K.V. Traditional culture and modern social organization of the Evenks // Arctic and North. 2013.

№ 12. Р. 70-77.

[2] Varlamova G.I. Evenk traditions of Ita, prohibitions-amulets of Ode // Ethnopsychology: Actual problems of the

modern world. Materials of the interregional scientific-practical conference. 2015. Р. 39-48.

[3] Vasilevich G.M. Evenki. Historical and ethnographic essays (XVIII - early XX century). L.: Nauka, 1969. Р.

224-228.

[4] Zabiyako A.P. Evenks - nomads of the Amur taiga // Amur ONB. // URL: http://www.libamur.ru/evenk/vstu-

pitel.html

[5] ICOM Newsletter. 2004. № 2.

[6] Kiryushina Yu. V. Non-material cultural heritage - an actual concept of modernity// Proceedings of the Altai

State University. 2011. № 2-1 (70). Р. 244-247.

[7] UNESCO Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage (2003). Paris, October 17, 2003 /

UNESCO. // URL: www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf

[8] Kurdyukov V.N. Problems of development of the traditional economy of small indigenous peoples of Eastern

Siberia (on the example of the Evenks) // News of the Irkutsk State University. 2010. Ser.: Earth Sciences. Issue. 1. Р. 54-61.

[9] Kuryanova T.S. Ethnic Aspect of Intangible Heritage: Ways of Preservation // Bulletin of the Tomsk State Uni-

versity. Cultural studies and art history. 2012. № 1 (5). Р. 37-42.

[10] M.K. Tungus of the Myamyal clan: A socio-economic essay with the application of the Tungus budgets (AN USSR. Proceedings of the Council for the Study of Productive Forces. Yakutsk. Issue 13. L .: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1933.

[11] Evenki Youth Union. Group // URL: https://vk.com/club40759717

[12] Sun Shanshan Traditional holidays and culinary culture of the Oroqen people living along the Amur River // Culture and Civilization. 2021 Vol. 11. Is. 2A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Turaev V.A. Ethnic history of the Far Eastern Evenks (XVII-XIX centuries) // Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. 2009. № 5. Р. 90-102.

[14] Folklore of the Evenks of Yakutia / comp. A.V. Romanova, A.N. Myreeva. L.: Nauka, 1971. Р. 313-321.

[15] Farah P.D., Tremolada R. Desirability of Commodification of Intangible Cultural Heritage: The Unsatisfying Role of Intellectual Property Rights// Transnational Dispute Management. 2014. 15 March. № 11 (2).

[16] Safeguarding our living heritage / UNESCO // URL: https://ich.unesco.org/tmeet_00057

ЯнЛихуа

Доцент. Хэйхэский университет.

Охрана и наследование нематериального культурного наследия этнической группы эвенков в бассейне реки Амура в России Аннотация. Сохранение нематериального культурного наследия в условиях глобализации вступает в противоречие с устойчивой динамикой её процессов, нивелирующих и приводящих «к общему знаменателю» уникальную самобытную культуру коренных и малочисленных числа народов.

Нематериальное культурное наследие эвенков, проживающих на российском Дальнем Востоке тесно связано с их материальной культурой и, прежде всего, традиционными занятиями и промыслами, сфера которых постоянно сужается. В субъектах РФ формально действуют институты поддержки, однако неустойчивость национально-территориального районирования, фрагментарность и устаревание правовой базы, отсутствие в сфере охраны наследия системного регулирования (документов стратегического планирования), а также относительная слабость региональных и местных бюджетов, не позволяют в полной мере интегрировать традицию, нематериальное наследие в институты развития информационного общества.

Проект фонда: «Сравнительное исследование по сохранению и наследованию нематериального культурного наследия народности орочонов (эвенков) в бассейне реки Амура» - Исследовательский проект фундаментальных научных исследований Хэйхэйского университета в 2022 году, номер проекта УБР202203.

Ключевые слова: эвенки, коренные народы, самобытность, традиционные промыслы, культура, устойчивое развития, национально-территориальные образования.

Yang Lihua

Assistant Professor. Heihe University.

Protection and Inheritance of the Intangible Cultural Heritage of the Evenki Ethnic Group in the Amur River Basin in Russia Abstract. The preservation of intangible cultural heritage in the context of globalization is in conflict with the stable dynamics of its processes, which level and bring to a "common denominator" the unique original culture of indigenous and small peoples.

The intangible cultural heritage of the Evenks living in the Russian Far East is closely connected with their material culture and, above all, traditional occupations and crafts, the scope of which is constantly shrinking. Support institutions formally operate in the subjects of the Russian Federation, however, the instability of national-territorial zoning, the fragmentation and obsolescence of the legal framework, the lack of systemic regulation (strategic planning documents) in the field of heritage protection, as well as the relative weakness of regional and local budgets, do not allow to fully integrate the tradition, intangible heritage to the institutions for the development of the information society.

The Foundation's project: «Comparative study on the preservation and Inheritance of the intangible Cultural Heritage of the Orochon (Evenk) people in the Amur River basin» is a research project of fundamental scientific research of Heihei University in 2022, project number YDP202203.

Key words: Evenks, indigenous peoples, identity, traditional crafts, culture, sustainable development, national-territorial formations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.