ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Ограничения правового регулирования экологического сектора национальной экономики России
Гридина Маргарита Руслановна,
студент кафедры теории государства и права, СевероКавказский университет E-mail: [email protected]
Шаталова Анастасия Андреевна,
студент кафедры теории государства и права, СевероКавказский университет E-mail: [email protected]
Карпенко Олег Денисович,
студент кафедры административного и финансового права, Северо-Кавказский университет E-mail: [email protected]
Дюльгяров Орест Владиславович,
студент кафедры административного и финансового права, Северо-Кавказский университет E-mail: [email protected]
Статья нацелена проанализировать существующее правовое регулирование экологического бизнеса в РФ и выявить его недостатки, препятствующие развитию этого сектора. В статье используется комплексный подход, включающий анализ нормативно-правовых актов, изучение практики применения законодательства, а также анализ экспертных мнений. Исследование показало, что в России отсутствует комплексное правовое регулирование экологического бизнеса. Действующее законодательство фрагментарно, не учитывает специфику этого сектора и не обеспечивает достаточной правовой защиты для экологических предприятий. Результаты исследования представляют интерес для государственных органов, занимающихся разработкой и внедрением законодательства в сфере экологии, а также для предпринимателей, работающих в сфере экологического бизнеса. В статье предлагается комплексный анализ правового регулирования экологического бизнеса в РФ, выявляющий его пробелы и предлагающий конкретные решения для их устранения. Отсутствие комплексного правового регулирования экологического бизнеса является одним из ключевых факторов, сдерживающих его развитие в России. Для активизации этого сектора экономики необходима разработка и принятие специального законодательства, гармонизирующего отношения между государством, бизнесом и обществом в сфере экологической деятельности.
Ключевые слова: экопредпринимательство; природоохранное законодательство; государственная поддержка; устойчивая архитектура; гражданское общество.
Введение
В условиях растущей потребности в экологически чистых товарах и услугах, развитие экологического бизнеса становится ключевым фактором устойчивого развития. Однако в России этот сектор сталкивается с серьезными барьерами, в первую очередь, с отсутствием комплексного правового регулирования. Несовершенство правовой базы препятствует привлечению инвестиций, ограничивает доступ к финансированию и сдерживает рост экологически ответственного бизнеса.
Основная часть
Экологический бизнес занимает важное место в сфере устойчивого развития, ориентированного на восстановление и улучшение окружающей среды, а также на переработку отходов и производство энергии из вторичного сырья. Защита экологических прав граждан играет ключевую роль в формировании устойчивого социально-экономического развития государства. Строительство системы экологической безопасности напрямую влияет на качество жизни граждан, что является основой государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года.
Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия и опустыниванием, в настоящее время представляют собой приоритетные интересы Российской Федерации и ее граждан. Наряду с этим, свидетельствуется растущее воздействие экологических катастроф и стихийных бедствий, загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды на окружающую среду [2].
Важную роль в управлении экологической политикой играет государство, выступающее в роли регулятора использования природных ресурсов и финансового спонсора программ по их восстановлению.
В современной экономической ситуации Российской Федерации высока активность в области инвестиционных инициатив, особенно в контексте производства товаров из вторичного сырья, приуроченных к сегменту малого и среднего бизнеса и получающих поддержку со стороны государства, сфокусированную на экологических приоритетах. Тем не менее, реализация устойчивых проектов по охране окружающей среды на российской территории пока что ограничена, а степень стимулирования подобной предпринимательской деятельно-
5 -о
сз ж
■с
см о см
сти государством оценивается как недостаточная, что в итоге утрачивает интерес инвесторов к сектору экологически ориентированных проектов [3].
Одним из двигателей «зелёных» инноваций в России выступает Центр содействия экопред-принимательству. Он подобен инкубатору для экологических инициатив, способствуя внедрению передовых технологий, формированию современной инфраструктуры и привлечению инвестиций. Центр реализует многообразие экологических программ, среди которых выделяется программа безвозмездных консультаций для экопредпринимате-лей, получившая высокую оценку Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и поддержку Фонда президентских грантов. Однако, самым сложным аспектом остаётся материальная поддержка эко-инициатив. Финансовые, имущественные и налоговые льготы необходимы не только экологическим организациям, но и малому и среднему бизнесу, вносящему вклад в оздоровление окружающей среды, например, занимающемуся переработкой и утилизацией отходов. Государство должно активно вовлекать предпринимателей в экологическую деятельность, создавая привлекательные условия и стимулы:
1. Формирование организационных структур для стимулирования и регулирования производства экологических товаров и услуг;
2. Развитие эффективной финансово-кредитной системы для экопредпринимательства, включая государственный заказ, налоговые и кредитные льготы;
3. Стимулирование закупок природоохранного оборудования и услуг;
4. Привлечение внешнего финансирования для поддержки эко-инициатив.
Необходимо также отметить, что развитие экологического бизнеса в России сталкивается с реальными рисками и вызовами, вызванными отсутствием должного правового регулирования. Одним из основных рисков является неопределенность нормативно-правовой среды, в которой действуют экологически ориентированные предприятия. Эта неопределенность создает препятствия для долгосрочного планирования и инвестиций, так как компании не могут быть уверены в стабильности своих прав и обязательств.
Отсутствие четких правовых рамок также затрудняет доступ к финансовым ресурсам. Банки и инвесторы стремятся минимизировать свои риски, и отсутствие правовой защиты для экологических бизнесов делает инвестиции в данный сектор менее привлекательными. Это особенно важно для малого и среднего бизнеса, который потенциально может сыграть ключевую роль в развитии устойчивой экономики. Правовая неопределенность также ведет к повышенным административным издержкам. Бизнесы вынуждены тратить значительные ресурсы на юридические консультации и анализ правовых рисков, что увеличивает их операционные расходы. Кроме того, отсутствие стандартов и норм в области экологического предпринима-
тельства создает почву для неоправданного увеличения бюрократических барьеров и коррумпированных практик, когда госслужащие могут требовать взятки за "решение" вопросов, связанных с экологической сертификацией и лицензированием.
Еще одной сложностью является недостаток конкретных стимулов и субсидий для предприятий, занимающихся экологическими инновациями. Введение законодательных мер, направленных на поддержку таких предприятий, упростило бы процесс внедрения зеленых технологий и снижало бы риски, связанные с высокими капитальными затратами на начальных этапах. В отсутствие таких мер, компании вынуждены полагаться на собственные средства или поиски международных грантов, что существенно ограничивает их потенциальный рост и развитие. Критичный аспект заключается также в недостатке четких критериев и стандартов для оценки экологической эффективности компаний. Это приводит к проблемам в области мониторинга и контроля, когда недобросовестные предприятия могут эксплуатировать лазейки и выдавать себя за экологически ответственных, не придерживаясь реальных экологических норм. Это также подрывает доверие потребителей к экологическим маркам и создает негативную репутацию для всего сектора.
Экологическим предпринимателям приходится сталкиваться с проблемой координации и взаимодействия с государственными органами на разных уровнях управления. В отсутствие единой правовой базы региональные и местные органы власти могут устанавливать свои собственные правила и требования, что приводит к фрагментации правового поля и усложняет деятельность компаний. Это особенно актуально в условиях федеративного устройства России, где региональные различия могут быть значительными.
Важным вызовом является и недостаточная интеграция экологической политики в общие стратегии экономического развития страны. Экологические инициативы часто рассматриваются как второстепенные по отношению к традиционной промышленности и ресурсодобывающему сектору. В результате, экологический бизнес не получает должного внимания и поддержки со стороны государственных программ и стратегий, направленных на стимулирование экономического роста.
Исходя из закона «Об основах экологического предпринимательства» [5], государство обладает полномочиями в оказании поддержки экологического производства малого и среднего бизнеса. Такая поддержка осуществляется через выделение средств из бюджета на программы и проекты по охране окружающей среды, а также проведение соответствующих мероприятий. Указанные положения закона, принятого 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», определяют широкий спектр экологического предпринимательства.
В качестве примера реализации экологического предпринимательства погрузимся в мир «зелё-
ных» инноваций. Одним из ярких вариантов таких инноваций является устойчивая архитектура -симбиоз передовых технологий и экологической ответственности. Её цель - минимизировать воздействие на окружающую среду через оптимальное использование ресурсов: материалов, энергии, пространства и природных экосистем. Проектирование таких зданий подобно созданию живого организма, где каждая деталь направлена на энергоэффективность и гармонию с природой.
Однако, несмотря на неоспоримые преимущества, устойчивая архитектура в России пока не получила широкого распространения. Отсутствие государственной поддержки и стимулирования тормозит развитие этого направления, что негативно отражается на экологической обстановке страны и качестве жизни населения.[9] Обратимся к данным Аналитического центра при Правительстве РФ: почти половина всех энергетических ресурсов тратится на отопление многоквартирных домов. Более того, функционирование зданий и сооружений ответственны за 45% выбросов вредных веществ в атмосферу. Устойчивая архитектура способна кардинально изменить эту ситуацию, обеспечив существенное снижение энергопотребления и загрязнения окружающей среды.[10]
Также, ключевым фактором развития устойчивой архитектуры является целенаправленная подготовка специалистов, способных воплощать принципы «зелёного» строительства. Будущие архитекторы и строители должны длительное время погружаться в методики оценки жизненного цикла здания в университетах, однако в российской системе образования эта тема практически не раскрывается.
Внедрение обязательного расчёта и оценки жизненного цикла зданий на стадии проектирования способно коренным образом изменить подход к строительству. Анализ затрат на возведение и эксплуатацию зданий на протяжении 25 лет показывает, что энергоэффективные, комфортные и экологичные здания оказываются гораздо более экономичными в долгосрочной перспективе, чем дешёвые, но неэффективные сооружения.
Ядро устойчивой архитектуры - это создание здоровой и комфортной среды обитания для человека в гармонии с природой. Это не просто строительство зданий, это искусство создания пространства, где человек и окружающий мир существуют в едином ритме.
Однако, экологическая политика Российской Федерации остается недостаточно эффективной, что может быть обусловлено несколькими причинами. Во-первых, отсутствие государственной поддержки экологического предпринимательства через дотации и налоговые льготы. Во-вторых, отсутствие благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере охраны окружающей среды. И, в-третьих, недостаточное совершенство законодательства, регулирующего экологическую сферу.
Согласно Федеральной службе государственной статистики, на экологические нужды выделяется менее 2% бюджетных средств России. [1,4]
Для стимулирования развития рынка экологического предпринимательства требуется создание благоприятной среды для процветания этой отрасли. В России функционирует крупный центр по содействию экологическому предпринимательству, целью которого является продвижение новых экологических технологий и инновационной инфраструктуры, привлечение предпринимателей в область экологии и привлечение инвестиций. Данный центр предлагает разнообразные программы, включая программу содействия экологическому предпринимательству, которая обеспечивает эко-предпринимателей безвозмездными консультациями. Эта программа получила поддержку департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и фонда президентских грантов.
Информационная поддержка также играет важную роль в развитии экологического бизнеса. Участники рынка должны быть осведомлены о существующих мерах поддержки, нормативных актах и передовых технологиях. В этом контексте важно отметить деятельность различных специализированных форумов, конференций и семинаров, на которых освещаются успешные практики и опыт разных регионов.
Финансовые институты также начинают обращать больше внимания на экологическое инвестирование. Банки и инвестиционные фонды предлагают различные программы, направленные на поддержку экопроектов, включая льготное кредитование и прямые инвестиции. Поддержка финансовых институтов позволяет обеспечить стабильное финансирование экологически чистых проектов и повысить их инвестиционную привлекательность.
Несмотря на указанные меры и инициативы, необходимо отметить, что отсутствие систематического правового регулирования создает значительные барьеры для экологического бизнеса в России. Отсутствие чётких норм и стандартов может приводить к неопределенности и недостаточной защите интересов предприятий. Более того, недостаточная координация между различными уровнями власти и бизнесом затрудняет реализацию экологических проектов.
Для решения этих проблем требуется комплексный подход. Одним из возможных решений является разработка и внедрение национальной стратегии по развитию экологического бизнеса, включающей чёткие нормативные акты и стандарты. Важно также усилить взаимодействие между различными государственными органами и бизнесом для создания благоприятных условий для инвести- р ций в экологические проекты. Введение обязатель- Д ных требований по использованию экологически Е чистых технологий и материалов на государствен- К ном и региональном уровне также может стать зна- ё чимым шагом к стимулированию развития «зелё- у ного» бизнеса. А
см о см
Гражданское общество играет ключевую роль в развитии экологического бизнеса и создании правовой базы в этой сфере. В условиях отсутствия четкого правового регулирования, активность общественных объединений и организаций приобретает особую значимость. Эти структуры способствуют популяризации экологических стандартов, повышеню осведомленности населения о необходимости защиты окружающей среды и внедрению экологических инноваций в бизнес-практики.
На первом этапе, влияние гражданского общества проявляется через просветительскую деятельность. Негосударственные организации, такие как «Гринпис Россия» и «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», организуют информационные кампании, целевую работу в школах и университетах, семинары и тренинги для предпринимателей. Действуя в качестве общественных экспертов, они оказывают давление на правительство с целью ускорения разработки и принятия правовых норм, регулирующих экологический бизнес. Важное значение при этом имеет партнерство с научными учреждениями, обеспечивающими исследовательскую поддержку.
Второй важной составляющей является мониторинг и контроль деятельности бизнес-структур. Гражданское общество осуществляет независимый экологический аудит, выявляя нарушения и привлекая внимание к экологически небезопасным методам производства. Общественный контроль оказывает стимулирующий эффект на бизнес, побуждая руководителей компаний внедрять экологоэффективные технологии и соблюдать международные стандарты. Благодаря деятельности гражданских активистов, информация о нарушениях становится доступной широкой аудитории, что усиливает общественный запрос на экологическое законодательство.
Третье направление деятельности гражданского общества - это участие в законотворческой работе. Общественные организации активно взаимодействуют с государственными органами, внося предложения и рекомендации по проектам нормативно-правовых актов. В условиях демократии консультативная функция гражданского общества способствует учету мнения различных стейк-холдеров и балансировке интересов бизнеса и экологии. Примеры инициатив, таких как «Российский экологический союз», демонстрируют возможности нелинейного подхода к решению возникающих проблем через диалог и компромиссы.
Особенно следует отметить и важность международного сотрудничества. Взаимодействие с международными экологическими организациями и участие в транснациональных проектах позволяет гражданскому обществу России перенимать лучшие практики и стандарты, обеспечивая конкурентоспособность отечественных экобрендов на мировом рынке. Кроме того, международное сотрудничество создает дополнительные каналы давления на национальное правительство, стиму-
лируя его к более активному и оперативному принятию необходимых правовых решений.
В настоящее время одними из наиболее сложных видов государственной поддержки являются финансовая, имущественная и общая материальная поддержка, направленные на улучшение состояния природы и экологии. Для достижения этой цели предлагается предоставлять финансовые, правовые и налоговые льготы как для организаций, занимающихся экологической деятельностью, так и для предпринимательских субъектов малого и среднего бизнеса, вносящих вклад в оздоровление природной среды, например, занимающихся утилизацией и переработкой отходов. Естественно, для осуществления утилизации отходов требуются соответствующие лицензии, однако государство должно активно привлекать субъектов малого и среднего предпринимательства к ведению такого рода экологической деятельности.[6]
Вдобавок следует отметить, что существующее законодательство в области экологического предпринимательства является в основном декларативным и требует тщательной доработки в части налогового регулирования. Основные изменения, необходимые в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [7], включают добавление четкого определения экологического предпринимательства, а также введение специального принципа в Статье 3 данного закона, закрепляющего роль государства в поддержке данной сферы пред-принимательства.[8]
Заключение
Проблема развития экологического бизнеса в России, связанная с отсутствием признания экологического предпринимательства в качестве обособленного объекта правового регулирования, требует немедленного внимания и принятия мер со стороны государства. Поддержка и развитие экологического бизнеса способствует сохранению нашей планеты и созданию устойчивой экономики для будущих поколений.
Литература
1. Филичева Татьяна Петровна Проблемы разви-тияэкологическогопредпринимательства //Территория новых возможностей. 2018. № 1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-ekologicheskogo-predprinimatelstva (дата обращения: 28.02.2024). (дата обращения: 20.05.2024)
2. Ключникова Ярославна Анатольевна, Венгеровский Евгений Леонидович К вопросу о правовом обеспечении экопредпринимательства в Российской Федерации // Юридическая наука. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-pravovom-obespechenii-ekopredprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.02.2024). (дата обращения: 20.05.2024)
3. Романова Е.Е. Проблемы развития экологического предпринимательства / Е.Е. Романова, И.С. Пелымская. - Текст: электронный // XVII международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен»: сборник докладов (Екатеринбург, 17-19 ноября 2022 г.). - Екатеринбург: ООО Издательский Дом «Ажур», 2023. - C. 343-346. URL: https://elar.urfu.ru/bit-stream/10995/122085/1/978-5- 91256-577-9_2022_081.pdf. (дата обращения: 21.05.2024)
4. Расходы на экономику в России впервые за 7 лет превысят траты на оборону [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/QvZPV. (дата обращения: 21.05.2024)
5. Модельный закон «Об основах экологического предпринимательства» от 13.06.2000 (дата обращения: 22.05.2024)
6. Центр содействия экологическому предпринимательству. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ecobiz-center.ru/ru/main. (дата обращения: 22.05.2024)
7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) (дата обращения: 20.05.2024)
8. Правовые проблемы развития экологического предпринимательства в Российской Федерации. Рыженков А.Я. URL: https://wiselawyer. ru/poleznoe/99828-pravovye-problemy-razvitiya-ekologicheskogo-predprinimatelstva-rossijskoj-federacii. (дата обращения: 23.05.2024)
9. Сетевое издание «Московская перспектива» зарегистрировано в Роскомнадзоре 16.01.2023, ЭЛ № ФС 77-84449. Редакция газеты «Московская перспектива»: свидетельство о регистрации СМИ № 012265 от 30.12.1998. URL: https://mperspektiva.ru/topics/ekoustoychivoe-stroitelstvo-v-rossii-poka-udel-inostrantsev-i-entuziastov/. (дата обращения: 23.05.2024)
10. Фомина, Л.В. Проблемы развития устойчивого строительства в России / Л.В. Фомина. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2022. - № 5 (400). - С. 56-59. - URL: https:// moluch.ru/archive/400/88639/. (дата обращения: 23.05.2024)
11. Барков А. В., Гришина Я.С. Правовое обеспечение государственной" поддержки эколого-ориентированных социальных предприятии в зарубежных странах // Exjure. 2020. No2. С.31-42. D0I:10.17072/ 2619-0648-2020-231-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pravovoe-obespechenie-gosudarstvennoy-podderzhki-ekologo-orientirovannyh-sotsialnyh-predpriyatiy-v-zarubezhnyh-stranah. (дата обращения: 23.05.2024)
LIMITATIONS OF LEGAL REGULATION OF THE
ENVIRONMENTAL SECTOR OF THE RUSSIAN
NATIONAL ECONOMY
Gridina M.R., Shatalova A.A., Karpenko O.D., Dyulgyarov O.V.
North Caucasus University
This article aims to analyze the existing legal regulation of environmental business in the Russian Federation and identify its short-
comings that impede the development of this sector. The article uses an integrated approach, including analysis of regulations, study of the practice of applying legislation, as well as analysis of expert opinions. The study showed that in Russia there is no comprehensive legal regulation of environmental business. Current legislation is fragmented, does not take into account the specifics of this sector and does not provide sufficient legal protection for environmental enterprises. The results of the study are of interest to government agencies involved in the development and implementation of environmental legislation, as well as to entrepreneurs working in the field of environmental business. The article offers a comprehensive analysis of the legal regulation of environmental business in the Russian Federation, identifying its gaps and proposing specific solutions to eliminate them. The lack of comprehensive legal regulation of environmental business is one of the key factors hindering its development in Russia. To activate this sector of the economy, it is necessary to develop and adopt special legislation that harmonizes relations between the state, business and society in the field of environmental activities.
Keywords: eco-entrepreneurship; environmental legislation; governmental support; sustainable architecture; civil society.
References
1. Filicheva Tatyana Petrovna Problems of development of environmental entrepreneurship // Territory of new opportunities. 2018. No. 1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-razvitiya-ekologicheskogo-predprinimatelstva (date of access: 20.05.2024)
2. Klyuchnikova Yaroslavna Anatolyevna, Vengerovsky Evgeniy Leonidovich On the issue of legal support for eco-entrepreneur-ship in the Russian Federation // Legal science. 2018. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovom-obespechenii-ekopredprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii (date of access: 20.05.2024
3. Romanova E.E. Problems of development of environmental entrepreneurship / E.E. Romanova, I.S. Pelymskaya. - Text: electronic // XVII international conference "Russian regions in the focus of change": collection of reports (Ekaterinburg, November 17-19, 2022). - Ekaterinburg: LLC Publishing House "Azhur", 2023. - P. 343-346. URL: https://elar.urfu.ru/bitstr eam/10995/122085/1/978-5-91256-577-9_2022_081.pdf. (date of access: 21.05.2024)
4. Spending on the economy in Russia will exceed spending on defense for the first time in 7 years [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/QvZPV. (date of access: 21.05.2024)
5. Model Law "On the Fundamentals of Environmental Entrepreneurship" dated June 13, 2000 (date of access: May 22, 2024)
6. Center for the Promotion of Environmental Entrepreneurship. [Electronic resource]. URL: http://www.ecobiz-center.ru/ru/ main. (date of access: 21.05.2024)
7. Federal Law "On Environmental Protection" dated January 10, 2002 N 7-FZ (latest edition) (date of access: 21.05.2024)
8. Legal problems of the development of environmental entrepre-neurship in the Russian Federation. Ryzhenkov A.Ya. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/99828-pravovye-problemy-razvitiya-ekologicheskogo-predprinimatelstva-rossijskoj-federacii. (date of access: 21.05.2024)
9. The online publication "Moscow Perspective" is registered with Roskomnadzor on 01/16/2023, EL No. FS 77-84449. Editorial office of the newspaper "Moskovskaya Perspective": media registration certificate No. 012265 dated 12/30/1998. URL: https://mperspektiva.ru/topics/ekoustoychivoe-stroitelstvo-v-rossii-poka-udel-inostrantsev-i-entuziastov/. (date of access: 21.05.2024)
10. Fomina, L.V. Problems of development of sustainable construction in Russia / L.V. Fomina. - Text: immediate // Young scientist. - 2022. - No. 5 (400). - P. 56-59. - URL: https://moluch.ru/ archive/400/88639/. (date of access: 21.05.2024)
11. Barkov A.V., Grishina Ya.S. Legal support of state support for environmentally-oriented social enterprises in foreign countries // Exjure. 2020. No2. pp.31-42. D0I:10.17072/ 2619-06482020-2-31-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-gosudarstvennoy-podderzhki-ekologo-orientirovannyh-sotsialnyh-predpriyatiy-v-zarubezhnyh-stranah. (date of access: 21.05.2024)
5 -a
C3 ж
<