Столыпинский ^^^^^^^^ вестник
Научная статья Original article УДК 349.6
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОГО БИЗНЕСА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
LEGAL REGULATION OF "GREEN BUSINESS" IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION
Маргаев Чингис Александрович, студент 4 курса ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (117418, г. Москва, улица Новочеремушкинская, дом 69), тел. 8-999-670-28-12, mar gae v9 @ gmail .com
Margaev Chingis Alexandrovich, 4th year student of the Russian State University of Justice (117418, Moscow, Novocheremushkinskaya street, 69), tel. 8999-670-28-12, margaev9 @ gmail .com
Аннотация. В статье рассматривается правовое регулирование «зеленого» бизнеса в Российской Федерации, уровень развития экологического бизнеса в России, особенности развития экологического бизнеса, также рассматриваются важнейшие действия, принятие которых приведет к заполнению пробелов в правовом регулировании «зеленого» бизнеса Автором предложены способы развития «зеленого» бизнеса, путем введения легального определения и систематизации правил и положений,
2138
касающиеся доступа на экологический бизнес для предпринимателей, а также способы улучшения экологической ситуации в Российской федерации путем его популяризации и создания условий, таких как: система лидерства, поощрение для тех, кто соблюдает стандарты, поддержка образцовых проектов для благоприятного существования рассматриваемого бизнеса В рамках рассматриваемой работы автором предложены ряд механизмов и шагов для стимулирования экологической деятельности, как рамках законодательной инициативы государства, так и использование рыночных механизмов.
Abstract. The article examines the legal regulation of "green" business in the Russian Federation, the level of development of environmental business in Russia, the features of the development of environmental business, also discusses the most important actions, the adoption of which will lead to filling gaps in the legal regulation of "green" business The author suggests ways to develop "green" business, by introducing a legal definition and systematization of rules and provisions concerning access to environmental business for entrepreneurs, as well as ways to improve the environmental situation in the Russian Federation by popularizing it and creating conditions, such as: a leadership system, encouragement for those who comply with standards, support for exemplary projects for the favorable existence of the business in question Within the framework of the work in question, the author suggests a number of mechanisms and steps to stimulate environmental activities, both as part of the legislative initiative of the state and and the use of market mechanisms.
Ключевые слова: «зеленый» бизнес, экологическое право, экологический бизнес, правовое регулирование, природоохрана.
Keywords: «green» business, environmental law, environmental business, legal regulation, environmental protection.
2139
Экологический бизнес, или как его называют зеленый бизнес, в последнее время набирает популярность среди смежных направлений отрасли в Российской Федерации. Зеленый бизнес в первую очередь направлен на обеспечение безопасности окружающей среды. Особенностью данной сферы является аккумулирование различных социально-полезных функций, как для общества, так и государства в целом. Так, например, одной из функций зеленого бизнеса является достижение социального эффекта - в краткосрочной перспективе сохранение экологической ситуации в стране, а в долгосрочной - снижение вредоносных факторов, влияющих на экологическую ситуацию в стране.
По состоянию на сегодняшний день в России развиваются такие отрасли как: производство экокосметики, создание одежды из переработанных материалов, открытие пунктов приема вторсырья для дальнейшей переработки, секонд-хенды. Но при этом актуальной проблемой российского законодательства является отсутствие правового регулирование зеленого бизнеса. В рамках изучения проблематики по данному вопросу можно выделить следующие правовые пробелы:
• Отсутствие легального определения - зеленый бизнес;
• Отсутствие нормативного регулирования, выраженного в неимении государственных стандартов по экологическому вопросу;
• Наличие пробелов в области ответственности субъектов за нарушение экологического законодательства в рамках, так называемого, зеленого бизнеса.
Для решения вышеназванных задач представляется возможным провести следующие действия:
• систематизировать правила и положения, касающиеся предоставление доступа на экономический рынок субъектов предпринимательской деятельности;
2140
• упорядочить имеющиеся нормативные акты, включая специальные правила и положения, касающиеся доступа на экономический рынок субъектов предпринимательской деятельности;
• организовать оптимальную структуру методов управления, технических стандартов, а также проведения тендеров в области проектирования и создания эксплуатации природоохранных объектов;
• создать систему лидерства в области водосбережения и охраны окружающей среды;
• поощрять передовые предприятия в области энергосбережения, которые соблюдают стандарты в области водопользования и сокращения выбросов;
• оказать поддержку образцовых проектов, ведущих экологически чистое производство.
Стоит отметить, что в российском законодательстве отсутствует положение о налоговых льготах для экобизнеса, в связи с чем необходимо разработать налоговую политику в области охраны окружающей среды, энергосбережения и водосбережения, путем введения льготных кредитных ставок, а также ввести частичное или полное освобождение от уплаты налогов на определённый срок.
Конечным результатом соответствующих действий будет сокращение экологического ущерба, заинтересованность организаций в соблюдении природоохранного законодательства, популяризация идей об экоактивизме, привлечение малого и среднего бизнеса.
Важно развивать «зеленые» кредиты, а именно поощрять тех, кто не нарушает природоохранные нормы, поощрять предприятия с высокими экологическими рисками (нефтехимическая промышленность, транспортировка опасного топлива), а также ужесточить санкции за загрязнение окружающей среды, так как предприятиям легче заплатить
2141
штраф, это выходит дешевле, нежели способствовать сохранению и развитию окружающей среды.
Привлечение инвестиций в «зеленые» проекты являются новым направлением в сфере экологического бизнеса по сравнению с другими странами, несмотря на то, что Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 [1] не вступило в силу, Москва активно развивает зеленую инициативу и запустило выпуск облигации для стимулирования движения. «Согласно концепции, утвержденной Международной ассоциацией рынков капитала (1СМА), «зеленые» облигации выпускаются компанией-эмитентом для финансирования конкретных проектов, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Выпуская «зеленые» облигации по международным методологиям, эмитенты берут на себя обязательства использовать денежные средства инвесторов исключительно на экологически ответственные проекты, заранее указывая перечень возможных направлений использования и показателей эффективности». [2]
Более того, согласно Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 N 1587 (ред. от 11.03.2023) «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» в 2021 году Правительство города Москвы приняло решение о размещении субфедеральных облигаций на сумму 70 миллиардов рублей сроком на семь лет, согласно которому средства будут направлены на финансирование городских проектов, минимизирующих выбросы в окружающую среду, а именно сокращение выбросов парниковых газов, путем замены общественного транспорта на электрические автобусы.
Обращаясь к доктринальным положениям по данному вопросу, профессор И.О. Краснова обращала внимание на следующее [3;147]: «В соответствии с Рамочной конвенцией ООН о изменении климата 1992 г.2
2142
участники международного договора обязаны постепенно сокращать выбросы парниковых газов, которые, по мнению ученых, являются основной причиной антропогенного воздействия на климатическую систему. Источники выбросов парниковых газов — преимущественно объекты использования традиционных энергоносителей (нефти, газа, угля), т.е. промышленные предприятия, которые так или иначе должны снижать свои выбросы, в том числе путем перехода на альтернативные источники получения энергии. Очевидно, что решение данной проблемы имеет существенную экономическую составляющую, требует больших инвестиций и времени для перевода промышленных предприятий на использование альтернативных источников энергии — солнечной или ветряной энергии, биотоплива и других. Экономические интересы отказа от дорогостоящего перевооружения экономики в этой ситуации могут оказаться — по крайней мере на определенный период — важнее, чем интересы отнюдь не дешевой активной борьбы с недостаточно изученными процессами изменения климата с непредсказуемым результатом»
В качестве примера развития правового регулирования экобизнеса хотелось бы отметить, что в России существует Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №490 «О пчеловодстве в Российской Федерации» [4], который нацелен на обеспечение производства продукции пчеловодства и сохранении пчел, так как пчелы являются скрытыми хранителями экосистемы.
Предложенные способы правового регулирования экобизнеса довольно эффективно помогут стимулировать развитие зеленого бизнеса в России, автором работы представляется возможным закрепить предложенные в данной статье инициативы.
Список использованной литературы 1. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 "Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации
2143
проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации"
2. Досье [Электронный ресурс] // ТАСС: [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/11488077 (Дата обращения: 04.04.2023).
3. Краснова Ирина Олеговна Конкретизация как способ совершенствования законодательства // LexRussica. 2016. №6 (115). URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/konkretizatsiya-kak-sposob-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva/viewer (дата обращения: 04.04.2023).
4. Федеральный закон от 30.12.2020 N 490-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О пчеловодстве в Российской Федерации».
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation of September 21, 2021 No. 1587 "On approval of the criteria for sustainable (including green) development projects in the Russian Federation and requirements for the verification system for sustainable (including green) development projects in the Russian Federation"
2. Dossier [Electronic resource] // TASS: [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/ekonomika/11488077 (Date of access: 04/04/2023).
3. Krasnova Irina Olegovna Concretization as a way to improve legislation // LexRussica. 2016. No. 6 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7konkretizatsiya-kak-sposob-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva/viewer (date of access: 04/04/2023).
4. Federal Law of December 30, 2020 N 490-FZ (as amended on June 11, 2021) "On beekeeping in the Russian Federation".
©Маргаев Ч.А., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник»
4/2023
Для цитирования: Маргаев Ч.А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ // научный
сетевой журнал «Столыпинский вестник» 4/2023
2144