Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в развитии рынка экологических товаров и услуг'

Государственно-частное партнерство в развитии рынка экологических товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический рынок / государственно-частное партнерство / экологические товары и услуги / «зеленая экономика». / environmental market / public-private partnership / environmental goods and services / “green economy”.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Елена Александровна, Панасейкина Вероника Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки механизма реализации задач, обозначенных в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (2012 г.), в части обеспечения экологически ориентированного роста экономики, а также рекомендаций V Всероссийского съезда по охране окружающей среды (2017 г.) в части внедрения принципов «зеленой» экономики, развития рынка экологических товаров и услуг в целях содействия переходу национальных экономик на путь «зеленого» развития, интеграции ценности экосистемных услуг и их вклада в социально-экономическую систему страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-private partnership in the development of the market of ecological goods and services

The relevance of the study is due to the need to develop a mechanism for implementing the tasks outlined in the “Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period until 2030” (2012), in terms of ensuring environmentally-oriented economic growth, as well as the recommendations of the V All-Russian Congress on Protection environment (2017) regarding the implementation of the principles of the green economy, the development of the market of environmental goods and services in order to facilitate the transition of national economies to the path of green development life, integration of the value of ecosystem services and their contribution to the socio-economic system of the country.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в развитии рынка экологических товаров и услуг»

Государственно-частное партнерство в развитии рынка экологических товаров и

услуг

State-private partnership in the development of the market of ecological goods and services

Ь (к МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Vl ЖУРНАЛ

УДК 332.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10147

Статья выполнена при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных

исследований, проект № 19-010-00194 Беляева Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ «Кубанский государственный университет», г. Краснодар

Панасейкина Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ «Кубанский государственный университет», г. Краснодар Belyaeva E.A.,

candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State University, [email protected] Panaseikina V.S.,

candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State University, [email protected] Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки механизма реализации задач, обозначенных в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (2012 г.), в части обеспечения экологически ориентированного роста экономики, а также рекомендаций V Всероссийского съезда по охране окружающей среды (2017 г.) в части внедрения принципов «зеленой» экономики, развития рынка экологических товаров и услуг в целях содействия переходу национальных экономик на путь «зеленого» развития, интеграции ценности экосистемных услуг и их вклада в социально-экономическую систему страны.

Summary. The relevance of the study is due to the need to develop a mechanism for implementing the tasks outlined in the "Fundamentals of state policy in the field of

environmental development of the Russian Federation for the period until 2030" (2012), in terms of ensuring environmentally-oriented economic growth, as well as the recommendations of the V All-Russian Congress on Protection environment (2017) regarding the implementation of the principles of the green economy, the development of the market of environmental goods and services in order to facilitate the transition of national economies to the path of green development life, integration of the value of ecosystem services and their contribution to the socio-economic system of the country.

Ключевые слова: экологический рынок, государственно-частное партнерство, экологические товары и услуги, «зеленая экономика».

Key words: environmental market, public-private partnership, environmental goods and services, "green economy".

Сегодняшняя экологическая ситуация в России и тенденции ее изменения во многом определяются характером деятельности экономических объектов. Система управления прошлых лет не смогла обеспечить минимизацию воздействия производства на окружающую среду. Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к развитию экологически эффективного бизнеса. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент. В 2012 г. Президентом РФ утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года.» [1]. Данный нормативный правовой акт закрепляют широкое применение государственно-частного партнерства (ГЧП) при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью.

Экологически ориентированная деятельность хозяйствующих субъектов выступает образующим звеном в деятельности, которая направлена на восстановление состояния окружающей природной среды. Это может быть и очистка сточных вод и воздуха, переработка отходов производства и потребления, экологический туризм, выработка энергии из вторичного сырья и пр.

Экологическое предпринимательство это деятельность хозяйствующих субъектов (производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая), которая обеспечивает сохранение и восстановление окружающей среды и природных ресурсов и направлена на предупреждение негативного воздействия на здоровье населения, а также на ликвидацию накопленного экологического ущерба. Такой вид предпринимательства имеет широкую экологическую направленность.

Сохранение природных ресурсов и окружающей среды служит основной целью экологического предпринимательства на прибрежных территориях, и только потом оказание экологических услуг и получение доходов от производства экологически чистой продукции. Примерами экологического предпринимательства на прибрежных территориях мож.т быть благоустройство территорий различной направленности с учетом их экологических особенностей, экологический туризм и «зеленое строительство» [2].

Эксперты ООН в докладе «World Economic Situation and Prospects-2018» называют мировой рынок экологических товаров и услуг наиболее динамично развивающимся. Оборот такого рынка сегодня составляет от 1,4 до 3 трлн евро в год. В 2018 году порядка 30 % мирового производства составляет продукция именно рынка экологических товаров и услуг, то есть продукция и услуги, связанные с экологией. В отдельных странах прирост рынка экологических тов.ров и услуг достигает ежегодно от 5 до 10 %. К 2020 году мировой объем инвестиций в экологически чистые технологии прогнозируют в размере 600 миллиардов долларов, что втрое выше чем показатель 2000 года, о чем свидетельствуют расчеты Организации Объединенных Наций.

Конечно же развитие этого молодого и перспективного рынка напрямую зависит от экономической обстановки в целом, а также от деятельности государства в этом направлении Нельзя забывать о том, что развитие рынка экологических услуг невозможно представить не только без прямого регулирования государства, но и без его вмешательства в деятельность организаций, которые его формируют.

В настоящее время основными сферами развития ГЧП в России являются строительство объектов инфраструктуры, детских садов, школ, спортивных объектов, программы комплексной жилой застройки. Экологическим проектам надлежащего внимания пока не уделяется. Как справедливо отмечает Т.В. Петрова, к социально значимым и капиталоемким нужно отнести инвестиционные проекты, направленные на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности и восстановление нарушенного состояния окружающей среды (земель, водных объектов и пр.). «Такие проекты зачастую невыполнимы без решения задач по реконструкции и модернизации как собственно производственных объектов, так и объектов инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности» [3].

Так, Маслова Е.М определяет экологические направления развития государственно-частного партнерства можно условно разделить на три группы:

1. Проекты в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. К ним относятся:

- переработка и утилизация твердых бытовых отходов (создание межмуниципальных объектов инженерной инфраструктуры, в том числе размещение станций перегрузки, сортировки объектов, их переработки, обезвреживания и захоронения ТБО с привлечением механизмов ГЧП);

- реабилитация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности промышленных предприятий;

- предотвращение загрязнения водных объектов сточными водами (путем совершенствования систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод);

- экологизация градостроительной деятельности по средствам учета экологических требований в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства при застройке городских территорий.

2. Проекты, направленные на комплексное и рациональное использование природных ресурсов:

- освоение новых лесных территорий (строительство лесохозяйственной инфраструктуры);

- вовлечение в оборот техногенных месторождений полезных ископаемых.

3. Проекты по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов и поддержание их режима [4].

Первые компании в сфере экологического предпринимательства появились в Соединенных Штатах Америки. Деятельность таких компаний была направлена на утилизацию промышленных отходов. Чуть позже такие компании стали появляться в Японии, Корее и только потом в Европе Деятельность компаний в сфере экологического предпринимательства в этих странах стала включать в себя: мусоросжигание и переработку отходов; производство экологически безопасных чистых технологий и товаров природоохранного назначения (очистная техника, контрольно-измерительное оборудование); благоустройство окружающей среды; переработку, утилизацию и транспортировку отходов производства и потребления, производство контрольно-измерительного оборудования и пр.

В 90-х годах несколько десятков ведущих компаний мира создали Совет предпринимателей по устойчивому развитию, который стал привлекать внимание крупного бизнеса к решению экологических проблем, устанавливать жесткие экологические стандарты для своих членов Ужесточение экологических норм способствовало развитию экобизнеса в этих странах. Введение ответственности производителей за отходы упаковки способствовало развитию европейского рынка

управления отходами. Была создана мощная индустрия их сбора и переработки с многомиллиардными оборотами [5].

В Канаде аналогичные законы способствовали созданию мусороперерабатывающей отрасли.

В Германии - росту поставок дешёвой целлюлозы из вторичного сырья, освоению новых рынков, в результате чего выиграла немецкая целлюлозно-бумажная промышленность.

Введение законодательных ограничений на содержание вредных веществ в выхлопных газах вызвало революционные изменения в автомобилестроении и способствовало быстрому развитию производства устройств, уменьшающих вредные выбросы. Эффективность использования экологических требований в конкурентной борьбе наглядно демонстрируется вытеснением с рынка авиаперевозок типов самолетов с высокими шумовыми характеристиками [6]. Очевидно, что реализация интересов экобизнеса в западных странах реализуется через законодательные нормы и объединения заинтересованных деловых кругов. Сегодня лидирующие позиции по внедрению природоохранных технологий и экспорту экологиче.ски ориентированных продуктов занимают США, Япония и стра.ны Западной Европы. Только на Германию приходится 43 % экологических патентов на продукцию и товары, пользующиеся спросом во всех странах. Объем продукции, производимой на экологическом рынке по оценкам некоторых специалистов оценивается от 600 млрд. до 2 трлн. долларов, а темп роста составляет от 5,5 до 7 % в год.

В таблице 1 классифицированы преимущества начиная от использования ГЧП как прибора взаимодействия власть и бизнеса в ходе регионального общественно экономического прогресса. [7].

Таблица 1 - Преимущества ог использования ГЧП как инструмента взаимодействия власти и бизнеса ъ процессе регионального социально-экономического развития

Публичный партнер

1. Сокращение финансовой нагрузки на бюджет при реализации ключевых инвестиционных проектов

2. Возможность передачи права на оказание публичных услуг частному бизнесу. при этом частный бизнес создает и эксплуатирует имущество, переходящее государству по окончанию срока реализации проекта ГЧП

3. Повышение эффективности управления имуществом путем применения инновационных технологий, технического

и управленческого опыта частного сектора, налаженного механизма управления проектами

4. Эффективное применение компетенций частного партнера для решения задач и оказания государственных и муниципальных услуг

5. Обеспечение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней государственной и муниципальной власти

6. Благоустройство и развитие территории

7. Повышение объема валового регионального продукта_

Частный партнер

1. Получение доступа к сферам, рааее закрытым для предпринимательской деятельности

2. Наличие политической, административной, консультационной поддержки

при реализации проектов партнерства

3. Гарантированное получение о&ъема

работ и расчетной прибыли

4. Снижение издержек на реализацию

проектов по причине наличия софинансировання со стороны органов власти

5. Разделение рисков предпринимательской деятельности вместе с публичным партнером

6. Возможность получения кредитных ресурсов {под гарантии партнерских соглашений)

7. Создание позитивного имиджа организации в глазах общественности

Население

1. Повышение качества жизни

2. Повышение качества: физической и экономической доступности предоставляемых услуг

Объективный анализ международного опыта и перспектив развития экологического предпринимательства представляет большой интерес для развития этого направления в России. Зарубежный подход к этим вопросам, адаптации их к политическим, институциональным и экономическим аспектам заслуживает серьезного внимания.

Основополагающее значение при выборе ГЧП обладают государственного и закона. Рассмотрим всего более детально.

В таблице 2 краткая основных законодательных правовых операций затруднения ГЧП Российская Федерация.

Таблица 2 - Норматганы-г й правовые акты. регулирующие ГОС\-рарсп1енио-

частом партнерство б России на федеральном уровне

Нзр:'.сзт:сс;;с гритг с:: и злт Кратш и;л:г1]М1|::1|:1

Гр 3 КЗ ИКС РФ Чюп [ТРГЕИ ГК РФ с^рметягт с^шне пегтгтетии оё осянгельстих. «знньл ^я контрактных ТТШГЕ ГЧП Чаги Е-тэрая Коз^кса регу,тирует к: змг^огти туяус.-чги 1 жеиогорьп. ра!ЕК>ЕН2лзс*:т ш ьь и^-госи;: ВОТ. ВОЬГ), 1 tiKj.fr ЮЕЦ. &гнгш»|П1» гц^тгиччц с }Т) 1 ф^ри** ГЧП офорНЛЭТРТСЛ СНеС*НтичТТ ЗВГРЮПМИ Козскгон определяются кеоеиноотк у. с;-ш«тьелные у а т зу-1.-р права. оо.= г ааио л к и ошишнп партнера при л|_-_ю-нш£н 11 ^»тчщщ догморов ял тр! -а на «завймЕям и^ыниа-изигигелкгиы рибет-. гтр&лтельнегй ■ЩЛРЧИ ЧкТМО 1ТРРРИ ГК РФ рят'ЧРР?"«™ пзю^ени* ИСПЭ-ИОЕЗПКТ фзтнэпссюп л рею»:

кедеь; РФ Ьк^етнкн сенеке регулирует }"част[ге публичного партнера с точке гретая исгсльзэванхя озолжетных средств, а шхЁЛШй- предоставление яодгетвьсс гарантий. ■ги*^чи|игй (М. 75. £0 ЕК РФ), СуЫИДНб ^рВЛПКЕШ -или VI 1НЛИ1Дф1ЛЫ»Ш п фетягте; кич (ст БК РФ*1 прн^теиме *етдрыя ос-"лзе;тг-..1е7ся е гэмтш ияллтшзш зтро^кт-ге ГЧП

ЙПО-'ОеЫЙ КОДеЬС РФ Регулирует порллок яатэгооблежензиа партнере! б проектам ГЧП. уя анаьлиЕает ггешгальз^е налогоЕзле дел:е.тья.£;-и ]шпкп £ ^амка.«. ГЧП. пре^ошрпи ЪЬЛйГйЯэАй пьготы ДЛ1 суЕмктсв. УЧ34 ТТУТ^ЧН* »

Фшера^нит такси >а 224»-ФЗ от 13 аю,тт 15 г ((0 государсгедшу- гасшон пщвяц и}н},ли11тнз- истхпи плртирстг» I Росс|га;сгп Ф?^еГ1ШЛ Л ЕИК^ЯЛЛ шмеБекгн £ окжщикшпи акты Рое£нйи.вй Федерации :1СТГ^ХНЕЛ1ий 1 ( 1 тиыр Т " 1£ Г 1 Эаионеи зпреле.~ены н..:рмлшкы; я ^радэвые «ндиы аресте! ГЧП и жл иичнлиыи <чктп тргно^СТ» 1 (№Ч11\ фпрчм ЕСТ- иртдачсра»® сфррч.1ВД(* (сот^ашезпге о ГЧПЪГЧП. тнртриггы )г прантпл лраЕ н интересов второй г т.л

ФдддцмыД закэц в! 21 шоп 1005 г. М5-ФЭ «0 КОЯЕИССНОННН^ с от ш е яиял > ■ 0пт«зап1?т тзоряпрк я уитопи ¡аглкччттл кояпгсснонЕги^" :о:ла=еЕспг. огьегтъ; . права я оох^апноотн стеров ^отдашения. у-^обля ешерлта бгюхёкешз; им»—.......гй и^тиагй т]рше}л ^слицк^ивн^ра). Летл.пыю (4Г.иы*жтирйии ОйрОйЬ силичкжШ. п шщ>::п™ии1 сргдациив. ни "ЛИ ¥ ^астн. хъ^аюшеяся тгркиттнт и^тю^елил о резЕёЕПСЕГ еонпес^похв^гс' едпишаи в ЕгроБ-еленая коЕх^рсгых првдедур.

'('церипш иии от 2в ™™ 1006 ^ Ш-ФЗ чО зачтете кояст'р^Епштт Утсии» кишурснкь прсцсдт^ £ Р31Ш1 1 ЧП пераддг -|»[ЧИИ тртерг' 1 соостнеино; тъ к ар?ют~ з;-^ хе яа

Фе^ера^нкп нмн от 05 апреля 1 К 44- ФЗ «0 ¿ОЕТрЛЬТБСН скви £ рйи, уечт дя «Й(ППШН1 ТООуаарОТЕ€ЕНМ* и гр.иутттгга'п-рут сифезезеиы ^шы О^ВОЕЫ регулирования ьпит]1зут1п.г< фо^м ГЧП, ш ршш илтврьс; аргали л.та^тв и упр1игнж1 . 1 TU.Lt шдиши» Уф41ДШ13 ЕЬЦ^.ПШТ тстлрвх. Р»ш И-ТН уст>т Х"Н госуззротвенньл и щ'лли^пг .ьргпг; яттл станаЕ^тиЕв^т ттсрялог ра^ие^енхя заиюЕ ла тоЕароЕ , Еызсляенхл рерот. осазаши у аут, подрлдттвиоь испйлттлхй (■.□кх.урси. ауьдиййч „ илрве: Едтпрпок. нтт« ;4г:.тп7к у ч^ззктвтиргв пооташтса I. порист и ср<жн ра^е^еиття штфериалнл о поле в результатах проЕеяевж.; отоора. поряяо!; аиачп. раи^иотренна и й!1ени£ уиддм порялкм; и ['¿V. йпрелелеыш При леи зогп^иеты утштп* и =горохг о^гии:ис|;1 (ий1Ш1) АКилтЁХ ттс и тгрегеэ^щ!» тАрг(ч

Фе^ера^тънын о: ¿екаоря г. № ФЗ ■&0 саг.ш^ешш; о paxii.it йрФ'Ьдт' Закон регу1нр}'?т итпвц г ят^г ¡кгппеотЕлеЕшя отвтестЕенлкк в ируоеллътх тптЕ-е^тизжв ь , ра^еелку а лооыт.' мииер^тьеого сьфьл на терриирии РоилАсжий Федерации . л таисс- на [ШЛШИИШКбИ ггьтьф^ и 1 орудии О^В^ТЮ^ГТ Е.ЗЬНОН 0щ>езе;1л?т пориок лз^ж^епят такл^ «йгтпш*1шн, ттр»а оос:те=нйо:т"л на юп'шктео. [г^лэльз ллл ЕЕалолазши рзбот пл иглзшеншо. услоЕвя передачи Г^ЗЕ И ооя;лшо: [ ек по мдпящ гяущиии ^ауинни ■три пне ест ^р^ . юшрель испотиенлеи ¿йг-тизннжн. дТ1ГГГТ*»ЩИ«Т> стер™ ЯОГ-ТЗШТигае. * тлз^ч -гястткт тэтзгч

Законодательством Российская Федерация определен список публичной дополнительных сервисов которая сможет выступать темой ГЧП необходимо отметить, что случилось данный список охватывает почти все индустрии от общественной коммунальной и автотранспортной инфраструктуры по энергетики и мелиорационных систем.

Таблица 3 - Объекты государственно- частного партнерства в

соответствии с законодательством РФ

Объекты, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений (115-ФЗ) Объекты, в отношении которых возможно заключение соглашений о ГЧП {224- ФЗ)

- объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии; - транспорт общественного назначения (кроме метрополитена); - железнодорожный транспорт; - трубопроводный транспорт; - морские и речные порты, морские и речные суда; - гидротехнические сооружения; - аэродромы и сопутствующая инфраструктура аэропортов; - объекты здравоохранения; образования, культуры, спорта, туризма, санаторно-курортного лечения: - объекты обращения с твердыми коммунальными отходами; - объекты: предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений; - объекты, предназначенные для благоустройства территорий: - объекты социального обслуживания населения.

- объекты централизованных систем водоснабжения, водоотведения; - объекты очистки сточных еод; - объекты по производству, передаче и распределению тепловой энергии: - объекты тепло-, газо-. элекгр оснабжения; - федеральные, региональные и местные автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, элементы их обустройства и объекты дорожного сервиса; - мое ты: путепроводы, тоннели: - метрополитен: - объекты единой системы организации воздушного движения - воздушные суда; - частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, элементы их обустройства и объекты дорожного сервиса; - стационарные и плавучие платформы, искусственные осгрова: - подводные и подземные технические сооружения, переходы; - линии и иные линейные объекты связи и коммуникации; - мелиоративные системы

Таким образом, возможно выделить факторы, способствующие развитию государственно-частного партнерства в развитии рынка экологических товаров и услуг: ужесточение международных и национальных экологических стандартов; усиление заинтересованности потребителей в получении экологических благ и услуг, а производителей в производстве конкурентоспособной продукции с учётом экологической составляющей; совершенствование государственного регулирования экологического предпринимательства в регионе.

Немаловажной проблемой выступает низкий спрос на экологические услуги и товары со стороны предприятий и организаций. Причинами низкого спроса могут служить несформированная потребность к экологической индустрии, а также низкая платежеспособность. Кроме того дает знать о себе и слабая информированность о предприятиях и организациях, предоставляющих экологические услуги. Нельзя не упомянуть о проблеме низкой инвестиционной активности в природоохранной деятельности организаций. Данная проблема является одной из самых обсуждаемых в сфере развития рынка экологических товаров и услуг.

Список литературы

1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года // https://base.garant.ru/70169264/

2. Гассий В.В., Генгут И.Б. Механизм предоставления субсидий из федерального бюджета при реализации экологически значимых проектов // Экономика природопользования. - №1, 2015 . С.48-58

3. Петрова Т. В. Финансирование в сфере охраны окружающей среды: новые и традиционные подходы // Экологическое право. 2010. № 6. С. 28-33.

4. Маслова Е.М. О понятии государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - №5, 2015. - С.59-67

5. Кузнецова Н.В. Модели корпоративной социальной ответственности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4 (24). С. 22-36.

6. Кожевников С.А. Государственно-частное партнерство в жилищно-коммунальном хозяйстве региона: проблемы и перспективы развития: монография / С.А. Кожев- ников, Т.В. Ускова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2016. - 148 с.

7. Катаева В.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере социально-культурных услуг: постановка проблемы // Человеческий капитал. -2012.- № 5 (41). - С. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.