Научная статья на тему 'Ограничения прав и свобод граждан в условиях режима контртеррористической операции'

Ограничения прав и свобод граждан в условиях режима контртеррористической операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2145
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничения прав и свобод граждан в условиях режима контртеррористической операции»

К.В. Руденок

Руденок Ксения Вячеславовна — заведующий кабинетом кафедры административного права и процесса

Нижегородская академия МВД России

Ограничения прав и свобод граждан в условиях режима контртеррористической операции

В современном мире проблема терроризма является весьма актуальной. При столкновении с ситуациями, когда государство не имеет достаточных правовых оснований для введения чрезвычайного положения, но при этом существует необходимость, по мнению Грецовой Е.Е, обеспечения устойчивого соотношения прав человека с общественными интересами, регулирования правового функционирования общества и сбалансированности сталкивающихся прав и свобод граждан, государство вправе прибегнуть к ограничениям прав и свобод в соответствии с нормами международного права, которые в такой же мере предусмотрены законами государства1.

В связи с тем, что терроризм за последнее время перестал являться чем-то внутригосударственным, а вышел на мировой уровень, государства в течение нескольких десятков лет принимают на международном уровне различные документы, которые позволяют использовать разработанные и утвержденные положения и принципы в борьбе с терроризмом в рамках территории отдельного государства.

Одним из первых и основных документов такого формата являются Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом2, которые были разработаны в 2002 году Комитетом Министров Совета Европы.

Основные положения данного акта определяют то, что государства в пределах своей юрисдикции обязаны предпринимать меры, направленные на защиту основных прав человека от терроризма; в том случае, если борьба с терроризмом ведется в условиях войны, угрожающей жизни нации или общественной опасности.

Согласно Руководящим принципам государство в одностороннем порядке имеет право принять предусматривающие временные отступления от определенных обязательств меры, которые вытекают из международных инструментов по защите прав человека3.

Данные отступления обусловливаются складывающейся ситуацией при проведении контртеррористической операции, при этом только в тех границах и условиях, которые предусмотрены международным правом. При ведении борьбы с террористической деятельностью государства не должны отступать от установленных норм международного права. Данные условия говорят о том, что при ведении борьбы с терроризмом государства не должны отступать ни при каких обстоятельствах от установленных норм международного права.

На современном этапе развития общества экономическая безопасность, безопасность населения государства в целом должны быть защищены не только от внешних угроз, но и внутри государства. Терроризм подрывает общество изнутри, разрывая связи и уничтожая традиционные устои общества. Совершение террористических актов представляет угрозу не только нашему государству, но всему мировому сообществу в целом.

Современный терроризм основывается на следующих элементах:

1) террористическая идеология;

2) организация и процесс осуществления террористических идей;

3) террористическая деятельность в целом.

Значительный рост числа террористических актов и преступлений, связанных с террористической деятельностью, представляет реальную опасность для национальной безопасности и территориальной целостности России4.

Антитеррористическая деятельность для нашего государства является одной из приоритетных и первостепенных задач, так как последствия ужасающих терактов наша страна переживает до сих пор. Стоит лишь вспомнить такие трагедии, как захват в 1995 году г. Будённовска, жертвами нападения которого стали более 130 местных жителей; с 23 по 26 октября 2002 года группа боевиков захватила

1 См: Гоецова Е.Е. Обеспечение общественной безопасности и противодействие терроризму как основание ограничения прав и свобод человека в международном праве // Российская юстиция. 2008. № 5.

2 Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом: утв. 11 июля 2002 г. на 804-м заседании Комитета Министров Совета Европы // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 21.10.2017).

3 Там же.

4 См.: Бурова Ю.В., Коваль Е.А. Противодействие терроризму в современной России: учебное пособие. Саранск, 2014. С. 144.

в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке, жертвами которого стали 130 заложников, с 1 по 3 сентября 2004 года была захвачена школа в Беслане, в результате захвата погибли 334 человека, ранено свыше 800 человек. Это лишь малая часть совершенных терактов, которые нанесли непоправимый след в жизни Российской Федерации1.

Правовое регулирование борьбы с терроризмом имеет ряд проблем, которые на законодательном уровне связаны с ограничением прав и свобод человека и гражданина, что порождает вопросы о правомерности, целесообразности, а также необходимости и объективности данных ограничений при определенных ситуациях.

Терроризм и преступления, связанные с ним, являются прямым основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина. Одним из наиболее современных и результативных способов противодействия террористической деятельности в Российской Федерации является проведение контртеррористической операции.

Определение «контртеррористической операции» дается в Федеральном законе от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»2.

Контртеррористическая операция является одним из эффективных правовых средств, который включает в себя комплекс специальных, оперативно-боевых и иных мероприятий с использованием оружия, специальных средств и иной боевой техники для пресечения террористической деятельности, а также обеспечения общественной безопасности.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» в период проведения контртеррористической операции допускаются отдельные временные ограничения. «Это закономерно, — по мнению В.В. Барбина, — ввиду того, что реализация прав и свобод личности в общественной жизни сталкивается с индивидуальными и публичными интересами других субъектов правоотношений. В связи с этим становится неизбежным и определенное ограничение основных прав и свобод, что, безусловно, является не самоцелью или выражением какого-либо беззакония государства»3.

На территориях, где действует режим контртеррористической операции, допускается применение следующих мер и временных ограничений в соответствии с законодательством Российской Федерации, к которым можно отнести:

1) проверку документов, удостоверяющих личность у физических лиц;

2) усиление на объектах государственной охраны защиты общественного порядка, а также охрану объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения;

3) удаление с отдельных участков местности и объектов физических лиц;

4) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных объектах и участках местности;

5) контроль телефонных переговоров и информации, которая передается по телекоммуникационным системам;

6) беспрепятственное проникновение в жилые и иные помещения лиц, которые проводят контртеррористические операции;

7) использование транспортных средств независимо от форм собственности (исключение составляют транспортные средства дипломатических представительств, а также международных организаций и учреждений иностранных государств), в неотложных случаях транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина является одним из условий эффективной борьбы с терроризмом. Однако возникают вопросы относительно правомерности таких ограничений. Согласно части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Данная проблематика обсуждалась на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, проводившейся в Вене. По итогам обсуждений в Венскую декларацию и Программу действий был включен пункт № 17, который отразил достигнутый в ходе обсуждений компромисс. «Акты, методы и практика терроризма, — согласно данному пункту, — во всех его формах и проявлениях, равно как и его связь в некоторых странах с незаконным оборотом наркотиков, являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав человека, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства».

Для пресечения террористической деятельности, которая стремительно развивает свои методы и способы осуществления терактов, государством принимаются своевременные и действенные меры, среди которых ограничение права и свобод граждан. Террористическая деятельность как социальное

1 URL: https://uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-strashniye-terakti-v-rossii.html (дата обращения: 21.10.2017).

2 О противодействии терроризму: федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЭ // Собрание законодательства РФ.

2006. № 11, ст. 1146; 2006. № 31, ч. 1, ст. 3452.

3 Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничения основных прав и свобод человека и гражданина. М.,

2007. С. 3.

Руденок К.В. Ограничения прав и свобод граждан в условиях режима контртеррористической операции

проявление означает дискриминацию личности, ущемление или ограничение ее прав и свобод, создает угрозу безопасности человека и в конечном счете — самой его жизни1.

При противодействии терроризму ограничения прав и свобод граждан являются обоснованной мерой обеспечения безопасности граждан. По мнению С.В. Пчелинцева, особенно важным является, чтобы при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом не были «отодвинуты на второй план» или упущены вопросы, связанные с правовыми ограничениями прав и свобод граждан2.

Несмотря на то, что ограничения прав и свобод граждан соответствуют Конституции РФ и вызваны необходимостью при ведении контртеррористической операции, существуют права и свободы, которые не могут быть ограничены даже при проведении контртеррористической операции. Данные права определены Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.

Основными из них являются такие:

1) право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ);

2) право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

3) право на свободу совести (ст. 28 Конституции РФ) и др.;

В руководстве «Борьба с терроризмом и защита прав человека» говорится о том, что любая эффективная в практическом смысле контртеррористическая стратегия неизбежно затрагивает права, касающиеся частной жизни. Следует понимать, что степень вмешательства в эти права должна быть законной.

Правоохранительные органы располагают обширным набором инструментов и процедур, которые могут быть использованы в ходе контртеррористических операций, — начиная с традиционных полицейских методов (проведение физического обыска подозреваемого) и заканчивая самыми современными устройствами для подслушивания и наблюдения. Все они в той или иной мере затрагивают право на уважение частной жизни. Чтобы эти средства были законными, они должны быть оправданными в соответствии с законом, необходимыми в демократическом обществе и соразмерными.

К методам, которые должны быть оправданными на приведенных выше основаниях, можно отнести следующие:

1) сбор и систематическое хранение частной информации службами государственной безопасности;

2) системы охранного видеонаблюдения, которые записывают, обрабатывают и хранят какие-либо изображения;

3) использование приборов наблюдения;

4) сбор образцов — таких, как отпечатки пальцев и ДНК3.

Ограничения прав и свобод граждан при проведении контртеррористической операции можно рассматривать как механизм воздействия государства на общество. Ограничения прав и свобод гражданина в этот период являются необходимыми мерами и направлены на обеспечение прав и свобод граждан.

Введение ограничений предусмотрено законодательством в целях борьбы с терроризмом, и в период проведения операций затрагиваются не все основополагающие права и свободы граждан. Сбалансированность проводимых мер по противодействию терроризму должна иметь транснациональный характер, который будет способствовать укреплению международных связей по борьбе с террористической деятельностью.

Данные ограничения распространяют свое действие на всех граждан без исключения и ни при каких обстоятельствах не влекут дискриминацию отдельных категорий лиц или групп лиц по национальным признакам, признакам вероисповедания, происхождения, языка и другим обстоятельствам.

1 См.: Иззатдуст Э.С. Национальная безопасность России: институциональный контекст и человеческое измерение. М., 2010. С. 256.

2 См.: Пчелинцев С.В. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничения прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 36—45.

3 Руководство «Борьба с терроризмом и защита прав человека» // Опубликовано Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.