Научная статья на тему 'Ограничение «Золотых парашютов» в контексте обеспечения экономической безопасности России'

Ограничение «Золотых парашютов» в контексте обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
"ЗОЛОТЫЕ ПАРАШЮТЫ" / ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ / ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Валерия Евгеньевна

В статье рассматривается понятие «Золотые парашюты», выделяются основные вопросы, касающиеся взаимодействия государства и подконтрольных ему организаций с целью защиты экономических интересов государства и общества. Автором предлагается несколько вариантов разрешения вопросов, связанных с «золотыми парашютами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничение «Золотых парашютов» в контексте обеспечения экономической безопасности России»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

К настоящему моменту в результате продолжительного инвестиционного кризиса уровень накопленного износа основного капитала находится на критической черте. В Кыргызстане средний показатель уровня износа основных фондов, по данным официальной статистики, в промышленном секторе составил в 2014 году 43,2%, причем в отдельных отраслях значение коэффициента износа превышает 50% и 60%.

Как отмечают многие исследователи, для осуществления простого режима воспроизводства в экономике необходим уровень инвестиций, составляющий не менее 25% от ВВП [5, стр. 76]. Для расширенного воспроизводства и достижения стабильного экономического роста уровень инвестиций должен быть не менее 35% ВВП. По мнению автора, одной из стратегических задач на данном этапе реформ должно быть и преобразование структуры финансового рынка для обеспечения эффективного механизма трансформации сбережений в производственные инвестиции. Список использованных источников:

1. Баум Л. Динамика экономических реформ в постсоветском Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ, № 2 (50), 2007.

2. Кыргызстан в цифрах: Национальный статистический комитет КР. Годовые публикации. Бишкек, 20052010, 2010-2014 г.г.

3. Социально-экономическое развитие Чуйской области 2005-2010г.г. Национальный статистический комитет. Бишкек, 2010.

4. Кыргызстан в цифрах: Национальный статистический комитет КР. Годовая публикация 2000-2005 г.г.

5. Топсахалова Ф.М-Г. Инвестиции - Российская Академия Естествознания [электронный ресурс]/Ф.М-Г. Топсахалова. - Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/70-2652

© Алибаева Д.К., 2016

Лысенко Валерия Евгеньевна

1 курс магистратуры ФУ при Правительстве РФ

Г. Москва, РФ Е-mail: Lysenko.val@inbox.ru

ОГРАНИЧЕНИЕ «ЗОЛОТЫХ ПАРАШЮТОВ» В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается понятие «Золотые парашюты», выделяются основные вопросы, касающиеся взаимодействия государства и подконтрольных ему организаций с целью защиты экономических интересов государства и общества. Автором предлагается несколько вариантов разрешения вопросов, связанных с «золотыми парашютами».

Ключевые слова

«Золотые парашюты», топ-менеджеры, Трудовой кодекс РФ, российское законодательство

«Золотые парашюты», как понятие и явление, в российской экономике появилось сравнительно недавно, чуть более двух лет назад. В 2013 году российскими средствами массовой информации была предана огласке история президента «Ростелекома» Александра Провоторова, который в качестве компенсации получил при увольнении 230 млн. рублей[5].

Однако эта история не была единичной. Еще в 2005 году при реорганизации РАО «ЕЭС России», топ-менеджеры при увольнении получили компенсации в 8-25 раз превышающие их месячные зарплаты на общую сумму более 16 млн. долларов[3].

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

В настоящее время выплаты руководителям компаний, в том числе и государственным, составляют фантастические суммы. Например, глава «ВТБ» А. Костин заработал 30 млн. долларов, а глава «Газпрома» А. Миллер в год, согласно данным Форбс, получает 25 млн. долларов, куда входит как зарплата, так и различные бонусы, премии и т.п., установив тем самым мировой рекорд в денежной части компенсационного пакета[1].

Осуществляемые компаниями с государственным участием такие огромные, зачастую неадекватные компенсационные выплаты оказывают влияние на общее благосостояние населения, создают угрозу стабильности общественных отношений и подрывают доверие граждан к государственной власти.

Термин «золотой парашют» означает «компенсацию, выплачиваемую руководителям компаний, в случае их увольнения либо ухода в отставку по собственной инициативе, в результате смены собственника или поглощения другой компанией»[7]. Основной целью выплат «золотых парашютов» являются меры по защите топ-менеджмента в случае кардинальных изменений в организации. Также, это достаточно сильный инструмент по осуществлению противодействий враждебного поглощения. Вид, размер и порядок получения выходного пособия определяется договором о найме на работу, а также локальными актами организации.

Таким образом, выплата руководителям государственных корпораций многомиллионных выходных пособий и компенсаций при увольнении затрагивает экономические интересы не только акционеров и собственников имущества организации, но также влияет на экономическую стабильность государства и населения. Так, изменение финансового состояния государственных организаций напрямую затрагивает публичные интересы населения и частных акционеров.

В апреле 2014 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат, так называемых «золотых парашютов», в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников[6].

В настоящее время практика применения законов РФ об ограничении «золотых парашютов» для руководителей государственных организаций еще не успела сформироваться, поэтому изучение этой проблемы представляет собой актуальную задачу для экономистов.

В нашей работе мы рассмотрим действующие ограничения «золотых парашютов», а также выделим наиболее проблемные вопросы, касающиеся взаимодействия государства и подконтрольных ему организаций с целью защиты экономических интересов государства и общества.

Следует отметить, что размеры «золотых парашютов» напрямую зависят от условий конкретного трудового договора, который, как правило, не учитывает конкретный вклад топ-менеджера в развитие компании, а также экономические последствия таких выплат и их влияние на существующее экономическое положение предприятия.

Негативным является и тот момент, что юридическое понятие «золотой парашют» в современном российском законодательстве до сих пор не закреплено. Скорее всего, это связано с двойственной природой правоотношений между топ-менеджерами и работодателями. Эти отношения должны быть закреплены как на уровне гражданских и трудовых правовых основ, так и на уровне финансовой и экономической заинтересованности обеих сторон.

Как показывает российская практика, если топ-менеджеров принимает на работу руководитель своего бизнеса, то проблема «золотых парашютов» не так масштабна. Если топ-менеджер приносит большие доходы акционерам, то он получает справедливое вознаграждение, которое оправдывает вложенные ресурсы и коммерческие риски. При этом следует отметить, что при приеме на работу руководитель предприятия лично определяет и устанавливает правовой статус топ-менеджеров, а также размеры выходных пособий.

Совершенно другие масштабы принимает проблема «золотых парашютов», если топ-менеджер принимается на работу в государственную компанию. Вопрос о праве на компенсацию, а также условия ее выплаты заслуживает особого внимания. Для устранения коллизий между нормами корпоративного права и трудового договора необходимо иметь четко сформулированные основания и условия, закрепленные в правоустанавливающих документах

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

Поэтому, можно утверждать, что в настоящее время назрело появление новых актуальных нормативных актов в области регулирования выплат «золотых парашютов», особенно при увольнении руководителей в государственных компаниях.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В Российском трудовом законодательстве нормы о выплате «золотых парашютов» руководителю организации, заместителям и главному бухгалтеру были закреплены в Трудовом кодексе РФ в ст.81 - «расторжение трудового договора по инициативе работодателя»[2]. Данная статья определяет размер выплаты «не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника», однако верхние пределы выплат она не устанавливает. При этом компенсация работником может быть получена на основании трудового договора организации, где также будет указан размер выплаты в случае увольнения сотрудника (ст. 279 ТК РФ).

Как мы знаем, основной целью включения в трудовой договор положений о «золотых парашютах» была необходимость стимуляции работников на профессиональный рост и развитие рыночных отношений в стране. Однако огромная страховая выплата при увольнении позволяет топ-менеджерам слишком лояльно относиться к выполнению своих служебных обязанностей.

Еще одним вариантом использования «золотых парашютов» руководителями предприятий является уменьшение налоговой базы на прибыль. Если выплата пособия при увольнении сотрудника предусмотрена трудовым договором, то она может быть компенсирована включением в себестоимость продукции или уменьшением дивидендов по акциям.

Вплоть до 2012 года обладатель «золотого парашюта» не облагался подоходным налогом, а налоговая база предприятия уменьшалась на сумму выплачиваемого пособия. Соответственно, в государственный бюджет не поступали огромные налоговые суммы. Лишь в 2012 году «золотые парашюты» стали облагаться подоходным налогом в размере - 13%.

Таким образом, можно сделать вывод, что огромные финансовые выплаты при увольнении сотрудников признаются и исполняются, однако четкого и детального закрепления в законодательстве не имеют.

Введение ограничения размера выходных пособий, связанных с увольнением руководителей государственных предприятий на Федеральном законодательном уровне, позволит обеспечить оптимальный баланс как публичных, так и частных интересов.

Вопрос регулирования выходных пособий назревал давно, однако, только 29 марта 2013 года на конференции в Ростове-на-Дону, после нескольких громких скандалов, связанных с выплатами «золотых парашютов» топ-менеджерам, В.В. Путин предложил ввести в России ограничения на эти выплаты. Основной целью предложения Президента РФ ограничить размеры «золотых парашютов», явилось сохранение бюджета организации и возможности ее дальнейшего экономического развития[4].

Соответствующие идеи и поправки были внесены в Трудовой кодекс РФ 2 апреля 2014 года. Первоначальная редакция этого закона ограничивала «золотые парашюты» шестимесячными окладами, но в ходе дальнейшей работы над законопроектом размер выплат был снижен до трех месячных окладов.

Круг лиц, которым положены выплаты выходных пособий, а также их размер и основания, предусмотрены ст. 349.3 ТК РФ - «ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников»[2].

Таким образом, можно сделать вывод, что данное правовое регулирование, в первую очередь, направлено на обеспечение экономических интересов государства и потребителей. В негосударственных компаниях размеры выплат, связанных с увольнением топ-менеджеров, могут быть предусмотрены высшим органом управления или учредительными документами.

Основными ограничениями «золотых парашютов», которые вводит федеральное законодательство, являются:

- установление определенного размера выплаты выходного пособия при увольнении, выплачиваемого руководителям государственных корпораций в случае отсутствия виновных действий;

- запрет на выплаты выходных пособий при расторжении трудового договора по соглашению сторон, а также включение каких-либо иных выплат по этому основанию;

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

- различные иные ограничения совокупного размера выходного пособия и других выплат руководителям государственных компаний при увольнении по любым основаниям, установленным ТК РФ и федеральными законами.

В настоящее время Трудовой кодекс РФ предусматривает выплату выходного пособия для увольняемых сотрудников не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Для руководителей государственных компаний компенсация выплачивается только в размере трехкратного среднего месячного заработка. Установить иные размеры компенсаций, выплачиваемых по причине увольнения сотрудника, между работником и работодателем невозможно.

Исходя из того, что средняя зарплата топ-менеджеров в государственных компаниях представляет собой достаточно большую сумму, такое ограничение носит обоснованный и целесообразный характер, потому что данная мера направлена на покрытие издержек работника, связанных с его увольнением.

Следующее введённое ограничение - запрет на включение денежных и иных выплат работнику при увольнении на основании расторжения трудового договора по соглашению сторон - является полностью оправданным стремлением государства исключить случаи, когда увольнение будет использоваться в корыстных целях.

Расторжение договора по соглашению сторон должно происходить добровольно и согласованно, с учетом интересов как работника, так и работодателя. Поэтому если работник изъявил желание прекратить свои трудовые отношения с компанией, то работодатель не обязан компенсировать издержки.

Однако при внимательном прочтении ч.3 ст. 349.3 ТК РФ следует отметить, что условия выплаты выходных пособий могут содержаться в дополнительных соглашениях к трудовым договорам. Таким образом, как мы видим, с одной стороны данная статья ограничивает выплаты «золотых парашютов», с другой стороны, с помощью дополнительных соглашений, она допускает эти компенсации. Можно сделать вывод, что данная статья нуждается в корректировке.

Установленные трудовым законодательством ограничения на выплаты «золотых парашютов», а также дополнения и изменения призваны урегулировать правовое положение руководителей государственных корпораций, заключивших трудовые договора до и после принятия указанных ограничений.

Таким образом, проанализировав современное российское законодательство, направленное на ограничение «золотых парашютов», можно сделать несколько выводов и к уже выработанным и зафиксированным в законодательстве путям решения спорных вопросов, добавить еще несколько вариантов.

Во-первых, «золотой парашют» следует использовать согласно изначальному его предназначению, то есть как страховую выплату. Топ-менеджер может получить выходное пособие только после определенного срока работы и выполнения конкретных производственных и экономических задач. Например, право выплаты «золотого парашюта» положено руководителю, который проработал в компании не менее десяти лет.

Во-вторых, «золотой парашют» следует использовать, если собственник намерен продать или капитализировать свою компанию. Для этого он нанимает на работу профессионалов и при приеме на работу закладывает денежные компенсации в трудовой договор независимо от сроков совершения сделки.

В-третьих, «золотой парашют» выплачивается только в определенном размере согласно результатам деятельности топ-менеджера за отработанный год. Также выходное пособие следует исчислять в процентном отношении к зарплате руководителя компании в расчете за отработанное время.

Принятие законоположений, ограничивающих размеры выплат «золотых парашютов» представляет собой важный шаг, направленный на упорядочение отношений государства и управленцев подконтрольных ему компаний и предприятий с целью защиты экономических интересов общества и государства.

Однако проблема «золотых парашютов» до сих пор полностью не решена на законодательном уровне, зачастую на практике собственники организаций вынуждены самостоятельно регулировать вопросы с помощью существующих правовых средств.

На законодательном уровне «золотые парашюты» должны иметь четкое закрепление. Так как выплаты выходных пособий топ-менеджеров представляют собой огромные суммы, то на такие компенсации также необходимо согласие всех участников акционерного общества компании.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161

Список использованной литературы.

1. Электронный ресурс: Forbes// «Миллер впервые возглавил рейтинг самых дорогих топ-менеджеров России» http://www.forbes.ru/news/306127-miller-vpervye-vozglavil-reiting-samykh-dorogikh-top-menedzherov-rossii

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

3. Журнал "Top-Manager" 04/2005 «Золотой парашют» для топ менеджера. Электронный ресурс http: //www .ippnou.ru/article.php?idarticle=001280

4. Электронный ресурс: "Аргументы и Факты" 2013.04.24 «Золотые парашюты» подрежут: Путин ограничит премии топ-менеджеров. http://www.aif.ru/money/business/42891

5. Электронный ресурс: Новости России// Понедельник, 25 ноября 2013 г. http://www.newsru.com/russia/25nov2013/parachute.html

6. Федеральный закон от 02.04.2014 N 56-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников"

7. Словарь Финам// Электронный ресурс http://www.finam.ru/dictionary/

© Лысенко В.Е., 2016 год

Очирова Айса Баатровна

Магистрант, кафедра «Анализа рисков и экономической безопасности» Финансовый Университет при Правительстве РФ

«КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА В РИЭЛТЕРСКОЙ ФИРМЕ»

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме определения ключевых индикаторов операционного риска и их влияния на деятельность фирмы. Приведена классификация операционных рисков и на ее основе разработаны индикаторы операционного риска на примере риэлтерской фирмы.

Ключевые слова:

операционный риск, ключевые индикаторы риска (КИР), риэлтерская деятельность

В условиях необходимости обеспечения конкурентоспособности отечественные компании должны перенимать лучший опыт зарубежных коллег и интегрировать его в свою деятельность. В этой связи фирмы внедряют в свою деятельность системы управления операционными рисками, понимая их экономическую целесообразность. Однако они сталкиваются с нехваткой практической и методической информации по данному вопросу или довольствуются общим представлением, плохо понимая природу их возникновения. Операционный риск возникает не только во время проведения операций, но он присущ всем процессам, людям, системам и внешним факторам. Для того чтобы правильно идентифицировать операционный риск нужно знать его определение. «Операционный риск - это риск прямых потерь, связанных с организацией внутренней работы компании и вызванных недостатками систем внутреннего контроля и корпоративного управления, несовершенством бизнес-процессов и прочими неблагоприятными событиями нефинансовой природы».1

На основе этого можно составить классификацию операционных рисков, на основе которой можно сформулировать ключевые индикаторы.

1 В.И. Авдийский, Ю.А. Кузнецова, А.В. Дадалко «Управление операционными рисками как фактор обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта», Монография// М: Издательское агентство «Типограф», 2012г. - С.287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.