Научная статья на тему '«Золотой парашют»: некоторые управленческие и экономические проблемы компенсационных выплат руководителям'

«Золотой парашют»: некоторые управленческие и экономические проблемы компенсационных выплат руководителям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
853
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЗОЛОТОЙ ПАРАШЮТ» / ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ / КОМПЕНСАЦИОННАЯ ВЫПЛАТА / РУКОВОДИТЕЛЬ / ТОП-МЕНЕДЖЕР / КОМПЕНСАЦИИ / ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ / РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ / “THE GOLDEN PARACHUTE” / DISMISSAL PAYMENTS / COMPENSATORY PAYMENTS / DIRECTOR / LEADING MANAGERS / COMPENSATION / STATUTORY FORMS / ORGANIZATIONS / EXPENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смашникова Татьяна Борисовна

Рассматриваются некоторые управленческие и экономические проблемы выплат «золотого парашюта» руководителям и топ-менеджерам в России, коллизии действующего правового поля. Анализируется современное положение с выходными выплатами руководителям акционерных обществ и государственных корпораций. Предлагаются варианты механизмов выплат выходных пособий топ-менеджерам, некоторые дополнения в законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE GOLDEN PARACHUTE”: SOME ADMINISTRATIVE AND ECONOMIC PROBLEMS OF COMPENSATORY PAYMENTS TO OFFICIALS

This article deals with some administrative and economic problems of compensatory payments of “the golden parachute” to the officials and leading managers of Russia who are having some collisions in the legal framework. It also deals with contemporary regulations about dismissal payments to the directors of jointstock companies and state corporations. There are some variants of mechanisms of dismissal payments to leading managers and some amendments in legislation.

Текст научной работы на тему ««Золотой парашют»: некоторые управленческие и экономические проблемы компенсационных выплат руководителям»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323). Экономика. Вып. 42. С. 100-104.

Т. Б. Смашникова

«ЗОЛОТОЙ ПАРАШЮТ»:

НЕКОТОРЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

компенсационных выплап

Рассматриваются некоторые управленческие и экономические проблемы выплат «золотого парашюта» руководителям и топ-менеджерам в России, коллизии действующего правового поля. Анализируется современное положение с выходными выплатами руководителям акционерных обществ и государственных корпораций. Предлагаются варианты механизмов выплат выходных пособий топ-менеджерам, некоторые дополнения в законодательство.

Ключевые слова: «золотой парашют», выходное пособие, компенсационная выплата, руководитель, топ-менеджер, компенсации, правоустанавливающие документы организации, расходы организации.

В 2013 г. в российских средствах массовой информации была поднята проблема «золотых парашютов» — огромных выходных выплат уволенным топ-менеджерам, в том числе руководителям государственных корпораций. Поводом послужили многомиллионная компенсация уволенному президенту «Ростелекома», а затем и выплата отправленному в отставку гендиректору «Почты России». Результатом стало поручение Президента РФ В. Путина правительству разработать ограничения на размеры «золотых парашютов» в госкомпаниях.

«Золотой парашют» — понятие и явление, пришедшее в Россию из-за рубежа. Это выходное пособие, выплачиваемое менеджеру высшего звена в виде значительной денежной суммы при наступлении условий, определенных трудовым договором.

В западной практике «золотой парашют» означает компенсацию руководителю организации в случае расторжения с ним трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации (поглощением организации недружественным контрагентом) или принятием уполномоченным органом, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. «Золотыми парашютами» обычно называют выходные бонусы в виде значительных денежных средств, которые прописаны в договоре о найме топ-менеджера. Закрепление правил выплаты такого выходного пособия в локальных актах организации является управленческим рычагом, призванным удерживать и стимулировать эффективную деятельность первого руководителя организации (иных топ-менеджеров).

В последнее десятилетие доходы топ-менеджеров в мире неуклонно росли. В американских

корпорациях выплаты управленцам высшего звена за период с 1993 по 2003 г. увеличились как минимум в два раза. В 2003 г. на эти цели отчислялось 10 % годовых доходов компаний, в настоящее время — более 12 %. Российские менеджеры также получают высокие зарплаты. По результатам исследования, проведенного в 2010 г. американской консалтинговой компанией Hay Group в 29 странах, Россия в рейтинге средних зарплат топ-менеджеров вошла в тройку лидеров. В 2007 г. средняя годовая зарплата руководителя высшего уровня достигла в нашей стране 157 тыс. долл. [1].

Выплаты выходных компенсаций в виде «золотых парашютов» приобретают все большее распространение в России. Размеры их достигают миллионов и миллиардов рублей, выплачиваются они исходя из индивидуальных договоренностей (условий конкретного трудового договора), зачастую не учитывая конкретного вклада топ-менеджера в развитие организации, финансового состояния организации и последствий такой выплаты для дальнейшего ее экономического развития, а порой и возможности существования организации после такой выплаты в принципе. Возникают проблемы и противоречия в аспекте эффективного и перспективного управления развитием организации, а также сохранения ее стабильного экономического положения.

Например, при реорганизации РАО «ЕЭС России» в 2005 г. уволенные топ-менеджеры получили компенсации в размере 250-750 тыс. долл. при самой высокой зарплате 30 тыс. дол., то есть в размере от 8-9 до 25 месячных зарплат самого высокооплачиваемого топ-менеджера. Общий размер «золотого парашюта» составил 16 млн долл. (Для сравнения: в развитых странах усредненная величина «золотого парашюта»

имеет размер шестимесячного заработка уволенного топ-менеджера [2].)

Инициаторы реформирования энергетической отрасли оправдывали непомерно высокий размер «золотого парашюта» необходимостью предотвратить саботаж проведения реформы и компенсацией уволенным топ-менеджерам потери их политического влияния в регионе. Возникают вопросы. Почему личный имидж и политическое влияние за счет ранее занимаемых управленческих должностей некоторых руководителей должны быть компенсированы в столь высоком размере? И откуда были получены эти средства: или они изначально были заложены в себестоимость продукции, приобретаемой потребителем, или это были кредитные ресурсы, которые опять-таки были включены в стоимость продукции? А так как иных источников получения финансовых средств для выплат огромных сумм «золотых парашютов» не имеется (прибыль по дивидендам уменьшена не была), то сам собой напрашивается вывод, что руководство РАО ЕЭС, скорее всего, посчитало факт компенсации потери политического влияния некоторых физических лиц достаточным экономическим обоснованием для повышения тарифов на электроэнергию в России.

Характеризуя механизм выплаты выходного пособия в виде «золотого парашюта» можно отметить его основные цели:

1) компенсирующая — предоставление гарантий финансовой стабильности топ-менеджеру при его увольнении в связи с наступившими заранее оговоренными основаниями;

2) антирейдерская — создание угрозы значительных финансовых потерь контрагенту, который обязан произвести выходную выплату при недружественном слияние (поглощении) компании, в которой работает топ-менеджер, имеющий право на «золотой парашют»;

3) оптимизационная — использование выплат «золотого парашюта» для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.

Можно представить недовольство представителей «Газпрома», приобретшего компанию «ОГК-2» с учетом выплаты уволившимся из нее 16 топ-менеджерам суммы выходных пособий в общем размере 557 млн р. Известен и другой пример, а именно спор между бывшим президентом ОАО «Сити» и возглавляемой им компанией. Согласно заключенному на три года контракту президенту выплачивалась компенсация в размере, эквивалентном 100 тыс. долл. [3].

В определении Верховного Суда РФ от 3 марта 2006 г. № 5-В05-156 было указано на то, что трудовое законодательство обеспечивает лишь минимальные условия работникам и не ограничивает те возможные гарантии, которые готовы предоставить сами компании. Поэтому компенсация в 100 тыс. долл. не подлежит уменьшению и при условии подлинности контракта должна быть бывшим президентом получена [4].

Рассматривая проблему «золотых парашютов», можно отметить следующее противоречие. Если предприниматель зарабатывает большие деньги, то он получает вознаграждение за вложенные ресурсы и свой коммерческий риск (не исключена вероятность потерять все). Это основополагающий принцип ведения бизнеса. Нанимая руководителя своего бизнеса (директора предприятия или управляющего финансовой организацией), иных топ-менеджеров, предприниматель самостоятельно устанавливает их правовой статус и компетенции, определяя размеры возможных выходных выплат — «золотых парашютов» — и условия, при которых такие выплаты осуществятся. Но это в том случае, если речь идет о единственном собственнике или нескольких собственниках бизнеса.

При приеме топ-менеджера на работу в акционерное общество, государственную корпорацию рассмотрение вопроса о праве на «золотой парашют» и включение такого условия в трудовой договор заслуживает особого внимания. В этом случае возникает коллизия между нормами трудового и корпоративного права. Решения обо всех условиях «золотого парашюта» (основания для расторжения трудового договора, размеры компенсационных выходных выплат, наименования должностей руководящего состава — топ-менеджеров, которым такие выплаты полагаются) должны иметь четкие формулировки и содержаться в правоустанавливающих документах акционерного общества, государственной корпорации. Вопрос в том, кто эти решения должен формулировать, принимать к действию, кто должен нести за них ответственность в государственных корпорациях и открытых акционерных обществах.

В ч. 1 ст. 273 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) дается определение руководителя организации: это физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, учредительными

документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. И тот же ТК РФ в ст. 279 указывает на дополнительную гарантию руководителю при увольнении (при отсутствии виновных действий) в виде денежной компенсации [5].

Таким образом, в действующем трудовом законодательстве ничего не сказано о других управленческих должностях, кроме первого руководителя организации (заместителей руководителя, руководителей направлений или топ-менеджеров), которым правом установлена обязательная выходная выплата при увольнении.

В действительности топ-менеджеры получают высокое вознаграждение и бонусы даже в случае, если управляемая ими организация работает неэффективно и не получает прибыли. Такая ситуация является привлекательной, и активные молодые люди все охотнее переходят из класса предпринимателей в класс топ-менеджеров. Однако общество заинтересовано в развитии рынков товаров и услуг, производства, в том, чтобы люди, которые берут на себя бизнес-риски, также несли бы полную ответственность за свои организации. Вместо этого топ-менеджеры получают свои «золотые парашюты», перекладывая их экономическую тяжесть на общество, совершенно не гарантируя развития и процветания своих организаций.

Отношения топ-менеджеров со своими нанимателями имеют одновременно гражданскую и трудовую правовые основы, а также огромную финансовую или экономическую заинтересованность. Эта двойственность природы правоотношений до настоящего времени не урегулирована на уровне федерального законодательства, в нормативных актах государства отсутствует даже юридическое понятие «золотой парашют». Однако договорные обязательства, условия трудовых договоров с топ-менеджерами, предусматривающие выплату огромных финансовых компенсаций при увольнении работников по различным основаниям, признаются и исполняются.

«Золотой парашют» — это расходы организации, которые приводят к уменьшению активов и не являются основой для дальнейшего получения соответствующих доходов организацией в будущем. Затраты, образующиеся в результате выплаты «золотого парашюта», могут быть компенсированы включением их в себестоимость продукции или уменьшением дивидендов по акциям.

Согласно письму Министерства финансов РФ от 14 марта 2011 г. № 03-03-06/2/40 организация вправе учесть выходное пособие в составе затрат, уменьшающих налоговую базу по прибыли [6]. Это возможно в случае, когда выплата пособия при увольнении предусмотрена трудовым договором. Работодатель также вправе заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, если в последний не были включены определенные условия (ст. 57 ТК РФ).

До 2012 г. на сумму «золотого парашюта» уменьшалась налогооблагаемая база по прибыли организации, и одновременно получатель «золотого парашюта» не платил подоходного налога. В результате этого государственный бюджет не получал ожидаемого налогового поступления. Только в 2012 г. в виду непомерных выплат, полученных по «золотым парашютам», был введен налог на эти доходы в размере 13 %, если размер «золотого парашюта» превышает сумму трехмесячной заработной платы (те же 13 % подоходного налога, которые отчисляются с зарплат инженеров, учителей, медсестер и иных работников в России).

С 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом трехкратного размера среднего месячного заработка или шестикратного размера среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [7].

Включение в трудовой договор положений о «золотом парашюте» зачастую не стимулирует работника на профессиональное выполнение трудовых обязанностей, а предоставляет слишком много лояльности в работе с учетом обязательной страховочной выплаты при увольнении. Вместе с тем выплаты «золотого парашюта» являются огромным ударом по финансовому состоянию компании, вплоть до ее разорения. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, по мнению автора, в качестве альтернативы было бы проще использовать систему бонусов и пре-

мирования работника в течение исполнения должностных обязанностей. Системы финансовой защиты должны напрямую зависеть от вклада менеджера в развитие организации и от ее экономических успехов. Если же оставить «золотой парашют», как значительное по размеру выходное пособие увольняемому менеджеру, то необходимо законодательно определить конкретные случаи (основания), при которых будет выплачиваться выходное пособие в виде этого «золотого парашюта». Таким основанием не должны быть следующие случаи расторжения трудового договора: 1) по истечении срока договора (контракта);

2) по инициативе самого менеджера; 3) по соглашению сторон; 4) по сокращению численности или штата работников; 5) вследствие виновных действий работника или дисциплинарного проступка; 6) вследствие принятия топ-менеджером необоснованного решения (решений), повлекшего ущерб организации.

Проблема «золотых парашютов» на законодательном уровне не решена, на практике собственники организации вынуждены регулировать эти вопросы самостоятельно с помощью существующих правовых средств.

Изучив тему выплат выходных пособий руководителям, автор считает возможным предложить некоторые варианты «золотых парашютов» для топ-менеджеров организаций:

1. «Золотой парашют» можно использовать как страховую выплату. Владельцы компании предоставляют топ-менеджеру страховые гарантии: средства, накопленные при помощи страховки, переходят к топ-менеджеру только после окончания определенного срока работы в компании и выполнения поставленных перед ним задач. Работодатель может выставить условие: например, проработать десять лет для получения страхового полиса в 1 млн долл. В случае если топ-менеджер уволится раньше срока, он лишается возможности получения «золотого парашюта».

2. Целесообразно использовать «золотой парашют», если собственник намерен избавиться от своей компании. Для продажи и капитализации ему необходима команда профессионалов, поэтому при проведении переговоров о приеме на работу топ-менеджера он предлагает «золотой парашют» в качестве гарантии предоставления достойного содержания независимо от сроков совершения сделки.

3. «Золотой парашют» выплачивается в определенном размере — в процентном отношении

к зарплате топ-менеджера в расчете за каждый фактически отработанный год, возможно в некоторой прогрессии и опять же в строгой зависимости от результатов деятельности топ-менеджера.

Президент РФ В. Путин обратил внимание на проблему «золотых парашютов» в России и внес предложение об ограничении выплат, которые получают топ-менеджеры при досрочном расторжении трудового договора. Такое предложение, безусловно, оправданно, особенно с точки зрения сохранения бюджета организации и возможности ее дальнейшего экономического роста.

Как реакция на поручение президента в апреле 2013 г. депутат от «Справедливой России»

О. Нилов внес на рассмотрение Госдумы законопроект об установлении максимального размера зарплат и ограничений на «золотые парашюты» для менеджеров высшего звена на госпредприятиях. Согласно документу под госпредприятием понимаются в том числе госкорпорация, госком-пания, государственное или муниципальное учреждение, государственное унитарное предприятие, а также «иная организация, финансируемая из средств федерального бюджета» или местных бюджетов.

Зарплаты топ-менеджеров в госкомпаниях автор проекта предлагает привязать к президентской зарплате: ежемесячный оклад руководителя госпредприятия с учетом возможных надбавок не может превысить среднемесячный оклад президента по итогам предыдущего года. Нилов объяснил, что больше президента в России и других странах никто не работает, и риски, которые он несет, несопоставимы с рисками руководителей госкомпаний и высокопоставленных чиновников (справка: согласно декларации В. Путина. опубликованной 12 апреля 2013 г. на сайте Кремля, в 2012 г. российский президент заработал 5,79 млн р. Таким образом, его ежемесячная зарплата составила 482,5 тыс. р. В 2011 г. доход Путина, который занимал тогда должность премьер-министра, составил 3,661 млн р., или около 305 тыс. в месяц).

Что касается компенсации при прекращении трудового договора с топ-менеджером госпредприятия, то она не может превышать размера оклада руководителя за предыдущий год работы. При этом в законопроекте предусмотрен ряд условий, при которых «золотой парашют» руководителю не полагается. В частности, компенсация не будет выплачена, если топ-менеджера уличат в прогуле, появлении на рабочем месте

в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также при совершении по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества или растраты [7].

Подводя некоторые итоги рассматриваемой темы, хотелось бы отметить, что перед законодателем и собственниками бизнеса стоит ряд задач, которые было бы целесообразно решить для дальнейшей возможности использования «золотого парашюта» в практике управления организацией. Следует четко определить на законодательном уровне, к какой отрасли права выплата «золотого парашюта» все таки относится: к трудовому праву или гражданскому (корпоративному) праву. Вопрос возникает на основании того, что если говорить о руководителе организации, то он, кроме того что является работником организации, еще и единоличный исполнительный орган организации, статус которого определяется нормами гражданского права. Кроме того, выплата «золотых парашютов» должна рассматриваться с позиции крупной, а порой и особо крупной сделки, для которой необходимо согласие общего собрания участников общества. Необходимо законодательно закрепить и ограничить круг лиц, имеющих право на компенсационные выплаты в виде «золотых парашютов», одновременно установив минимальные условия для получения такой выплаты. Возможно, «золотой парашют» следовало бы отнести к одной из разновидностей роскоши, о которой в российском обществе идет постоянная дискуссия, установив на него повышенную ставку налога.

Список литературы

1. Красная цена: Материалы журнала «СЕО» [Электронный ресурс]. URL: http://planetahr.ru/ риЫюайоп/2894

2. «Золотой парашют» — благо или зло? Практика российских и иностранных компаний, самые известные случаи [Электронный ресурс]. URL: http://worldofeconomy.ru/index. php?newsid=469

3. Корольков, А. Золотые якоря и парашюты / А. Корольков // Трудовое право. 2011. № 12.

4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2006 г. № 5-В05-156 // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2007. № 5.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

6. Письмо Минфина РФ от 14 марта 2011 г. № 0303-06/2/40 о налогообложении выходных пособий [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsrf.ru/ section/product/92

7. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. 21 нояб.

8. Подрезать стропы [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/articles/2013/04/24/parachute/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.