Научная статья на тему 'Ограничение права сотрудников органов внутренних дел на выезд за пределы Российской Федерации'

Ограничение права сотрудников органов внутренних дел на выезд за пределы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / НОРМОТВОРЧЕСТВО / NORMATIVE LEGAL ACT / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL LAW / RULE-MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жалсанов Батор Цыдендамбаевич

Ограничения на реализацию права сотрудников органов внутренних дел на выезд за пределы Российской Федерации должны быть закреплены в Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российской Федерации», а также в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жалсанов Батор Цыдендамбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIMITATION OF THE RIGHT OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AT THE EXIT FROM THE RUSSIAN FEDERATION

Limitations on the implementation of the rights of employees of internal Affairs bodies at the exit from the Russian Federation should be reflected in the Federal law «On the procedure for exit from the Russian Federation and entering the Russian Federation» and the Federal law «On service in bodies of internal Affairs of the Russian Federation and introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Ограничение права сотрудников органов внутренних дел на выезд за пределы Российской Федерации»

УДК 352 (47+57) ББК 67.400.7 (2рос)

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ВЫЕЗД ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАТОР ЦЫДЕНДАМБАЕВИЧ ЖАЛСАНОВ,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

Рецензент: кандидат экономических наук О.В. Курбатова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Ограничения на реализацию права сотрудников органов внутренних дел на выезд за пределы Российской Федерации должны быть закреплены в Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российской Федерации», а также в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ключевые слова: нормативный правовой акт, законодательство Российской Федерации, федеральный закон, нормотворчество.

Abstract. Limitations on the implementation of the rights of employees of internal Affairs bodies at the exit from the Russian Federation should be reflected in the Federal law «On the procedure for exit from the Russian Federation and entering the Russian Federation» and the Federal law «On service in bodies of internal Affairs of the Russian Federation and introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation».

Keywords: normative legal act, The legislation of the Russian Federation, federal law, rule-making.

Устанавливаемые государственным принуждение ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел носят юридически объективный характер и выступают регулятором правоотношений в правоохранительной сфере.

Поскольку право на выезд за пределы государства являются неотчуждаемыми личными правами гражданина, то возникает необходимость определения пределов возможных ограничений такого права.

Определение основных прав, а тем более их ограничение возможно только на конституционном уровне. В частности, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничения основных прав и свобод могут вводиться только федеральным законом и в той мере в какой необходимо сохранить конституционно-значимые ценности.

Конституция Российской Федерации содержит следующие цели ограничения основных прав и свобод:

• недопустимость нарушения прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17);

• защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55);

• обеспечение безопасности граждан и защиты конституционного строя (ч. 1 ст. 56).

Таким образом, Конституцией устанавливается исчерпывающий перечень конституционно-значимых ценностей, защита которых может оправдывать вводимые ограничения.

Если ограничения прав военнослужащих на свободу передвижения и выезда, обусловлены осо-

бенностями военной службы, и устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами, то Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О полиции» не устанавливают таких ограничений.

В то же время учитывая, что речь идет о личных неотчуждаемых правах гражданина Российской Федерации, необходимо сделать вывод о невозможности закрепления ограничений на уровне подзаконных нормативных правовых актов.

Анализ российского законодательства указывает на то, что возможной причиной ограничения прав сотрудника органов внутренних дел, на выезд за пределы государства может быть вопрос предотвращения разглашения государственной и служебной тайны.

В частности, право сотрудников органов внутренних дел на выезд за пределы Российской Федерации, может быть временно ограничено на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Указанное ограничение может вводиться в связи с допуском сотрудника органов внутренних дел к сведениям отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне», и если он заключил контракт, предполагающий временное ограничение права на выезд. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности пять лет, включая срок ограничения, установленный контрактом, со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Вышеупомянутое ограничение на первый взгляд, соответствует Конституции Российской Федерации и международным стандартам ограничения прав человека, так как они направлены на обеспечение охраны государственной безопасности.

Однако, в тоже время, согласно ст. 10 п. XV заключения Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 г. № 193 по заявке России на вступление в Совет Европы, Российская Федерация

обязалась «немедленно прекратить практику ограничений на зарубежные поездки лиц, владеющих государственными секретами...». Из чего следует, что с принятыми Российской Федерацией обязательствами указанное ограничение не должно налагаться на данную категорию лиц, а федеральное законодательство должно быть приведено в соответствие.

В то же время, вопрос ограничения выезда сотрудников органов внутренних дел, можно рассматривать через призму политических процессов и явлений, происходящих в мире.

Так, в связи с участием Российской Федерации в сирийском конфликте, существенно возросла угроза для граждан Российской Федерации со стороны международных террористических организаций.

Исходя из этого, возможно предположить, что государство ограничивая право на выезд, заботиться о жизни и здоровье граждан. Указанный фактор может служить основанием для введения временных запретов для посещения стран с потенциальной террористической угрозой.

Единственным верным решением императивного ограничения права на выезд сотрудник органов внутренних дел за пределы Российской Федерации, может быть закрепление такого ограничения в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Литература

1. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.08.1996, № 34, ст. 4029.

2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

3. Заключение № 193 (1996) Парламентской ассамблеи Совета Европы «По заявке России на вступление в Совет Европы» (Принято в г. Страсбурге 25.01.1996).

№ 3 / 2016

Вестник экономической безопасности

33

4. Жалсанов Б.Ц. Право сотрудников органов внутренних дел на выезд за пределы Российской Федерации. М., Вестник Московского университета МВД России. № 2, 2016 г.

5. Ковшевацкий В.И. Гарантии обеспечения прав граждан при оказании принудительной помощи // Вестник Московского университета МВД России. № 12, 2013 г.

References

1. Federal law of 15 August 1996 № 114-FZ «On the procedure for exit from Russian Federation and entry into the Russian Federation» // collected legislation of the Russian Federation, 19.08.1996, No. 34, Art. 4029.

2. Federal law ofNovember 30, 2011. No. 342-FZ «On service in bodies of internal Affairs of the Russian

Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // collected legislation of the Russian Federation, 05.12.2011, № 49 (part 1), art. 7020.

3. The opinion No. 193 (1996) of the parliamentary Assembly of the Council of Europe «On Russia's request for membership in the Council of Europe» (Adopted in Strasbourg, 25.01.1996).

4. Galsanov B.C. the Right of employees of bodies of internal Affairs on travel outside the Russian Federation. M., Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia. No. 2, 2016.

5. Koussevitzky V.I. Guarantee of the rights of citizens in the provision of compulsory assistance // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia. No. 12, 2013.

УДК 342.951 ББК 67.401.041

РЕЖИМ

ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЗЫРЯНОВ,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

Рецензент: кандидат юридических наук Г.Х. Хадисов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Вопросы обеспечения общественной безопасности, несмотря на множество исследований на эту тему, не утрачивают своей актуальности. Более того, в специальной литературе так и не сложилось единого мнения о содержании категорий «общественная безопасность», «общественный порядок», «режим общественной безопасности». В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием деятельности по обеспечению общественной безопасности, посредством установления и поддержания специального административно-правового режима, содержанием которого являются запреты, ограничения и обязанности, составляющие обязательные требования в области общественного порядка, а также в смежных областях, таких как дорожное движение, транспорт иных видов, опасные производственные и энергетические объекты и т.д. Обязательные требования режима общественной безопасности обеспечиваются специфическим кругом субъектов, включающим федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять разрешительные, контрольно-надзорные функции, применять меры административного принуждения по отношению к гражданам и юридическим лицам. Кроме того, к числу субъектов обеспечения общественной безопасности относятся народные дружины и общественные формирования правоохранительной направленности.

Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, административно-правовой режим, органы внутренних дел, полиция, народная дружина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.