Научная статья на тему 'Взаимодействие Федеральной миграционной службы с Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации и органами внутренних дел Российской Федерации при осуществлении депортации иностранных граждан, находящихся в местах лишения свободы'

Взаимодействие Федеральной миграционной службы с Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации и органами внутренних дел Российской Федерации при осуществлении депортации иностранных граждан, находящихся в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
663
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДЕПОРТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / FEDERAL MIGRATION SERVICE / FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / DEPORTATION OF FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Локтева Дарья Дмитриевна

Анализ действующего российского законодательства позволяет рассмотреть вопрос взаимодействия Федеральной миграционной службы с Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации и органами внутренних дел Российской Федерации при осуществлении депортации иностранных граждан, находящихся в местах лишения свободы, его специфику и пробелы законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Локтева Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of the Federal migration service Federal service of execution of punishments of the Russian Federation and bodies of internal Affairs of the Russian Federation in the implementation of deportation of foreign citizens in places of deprivation of liberty

Analysis of current Russian legislation allows to consider the interaction of the Federal migration service Federal service of execution of punishments of the Russian Federation and bodies of internal Affairs of the Russian Federation in the implementation of deportation of foreign citizens in places of deprivation of liberty, its specificity and gaps in legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Федеральной миграционной службы с Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации и органами внутренних дел Российской Федерации при осуществлении депортации иностранных граждан, находящихся в местах лишения свободы»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

характером регулирования миграционных процессов. Имеющиеся тенденции в организации деятельности уполномоченных органов в сфере миграции усугубляют значительную дифференциацию в процессах реализации миграционной политики. Ее перспективы в значительной степени зависят от эффективности привлечения высококвалифицированных мигрантов и сокращение оттока населения, что является непростой задачей в условиях конкуренции и недостатка экономических ресурсов.

1 Министерство внутренних дел Республики Литва, Миграционный ежегодник 2014 (2014).

2 Акимова С.А. Особенности законодательства в сфере ми-

грации в современных государствах // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 18.

3 Прудников А.С. Незаконная миграция как источник угрозы национальной безопасности России // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 35.

4 Eidinats Alfonsas. Lithuania in European Politics. Palgrave Macmillan, 2015. P. 45.

5 Прудникова Т.А. Особенности законодательства в сфере миграции в современных государствах // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 38.

6 Jeffries Ian. A Guide to the Economies in Transition. Rout-ledge, 2014. P. 303

7 Eidinats Alfonsas. Lithuania in European Politics. Palgrave Macmillan, 2015. P. 64.

УДК 342.951 ББК 67.401

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕПОРТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ

СВОБОДЫ

ДАРЬЯ ДМИТРИЕВНА ЛОКТЕВА,

адъюнкт кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 - административное право,

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализ действующего российского законодательства позволяет рассмотреть вопрос взаимодействия Федеральной миграционной службы с Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации и органами внутренних дел Российской Федерации при осуществлении депортации иностранных граждан, находящихся в местах лишения свободы, его специфику и пробелы законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, депортации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Annotation. Analysis of current Russian legislation allows to consider the interaction of the Federal migration service Federal service of execution of punishments of the Russian Federation and bodies of internal Affairs of the Russian Federation in the implementation of deportation of foreign citizens in places of deprivation of liberty, its specificity and gaps in legislation in this area.

Keywords: Federal migration service, Federal service of execution of punishments of the Russian Federation, bodies of internal Affairs of the Russian Federation, deportation of foreign citizens and persons without citizenship.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Согласно сведений, предоставленных в отчетах Федеральной миграционной службы, установлено, что за последние годы увеличилось количество иностранных граждан, нарушающих нормы уголовного и административного законодательства, по причине чего наблюдается рост количества иностранных граждан и лиц без гражданства, депортированных (выдворенных) с территории Российской Федерации. Так, за 2012 г. количество административно выдворенных и депортированных иностранных граждан составляло 35 134 человека, в 2013 г. - 82 413 человек, в 2014 г. - 131 034 человек, за 3 месяца 2015 г. - 26 092 человек ['].

Согласно сведений, указанных в отчетах Отдела по вопросам нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России, за первый квартал 2015г. в Минюст России было направлено 3136 представлений для принятия решений о нежелательности пребывания ( проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы[2].

В связи с этим возрастает роль взаимодействия между органами исполнительной власти Российской Федерации правоохранительной направленности при решении задач по предупреждению и пресечению правонарушений со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако, в процессе решения данный задачи можно отметить ряд проблем.

Так, при решении вопроса о нежелательности нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства, находящего в местах лишения свободы, Федеральная миграционная служба взаимодействует с Федеральной службой исполнения наказания, которая в дальнейшем осуществляет совместные мероприятия с сотрудниками органов внутренних дел.

В ст. 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации [3].Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 г. № 171 в соответствии с п. 3 Инструкции установлено, что такое решение может быть принято: а) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации; б) в отношении лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию; в) в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения [4].

В настоящий момент право принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностран-

ного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации обладают 11 ведомств, среди которых Федеральная миграционная служба, Министерство юстиции России и Министерство внутренних дел Российской Федерации [5].

Сама же процедура подготовки документов для депортации и осуществления ее представляет следующий процесс. Так, администрация учреждения, исполняющего наказание при наличии указанных в законе оснований оформляет в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за шести месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение трех дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, опросный лист, заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России, направляет эти документы в установленном порядке во ФСИН России через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении; знакомит под роспись осужденного иностранного гражданина с распоряжением Минюста России о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ [6]. Однако, при отсутствии у иностранного гражданина документов, удостоверяющих личность, либо в случае, если срок действия указанных документов на момент окончания срока наказания истечет, администрация учреждения (отдел (отделение) исполнения приговоров и специального учета), в течение месяца со дня прибытия, направляет информацию о таком иностранном гражданине или лице без гражданства в соответствующий территориальный орган ФМС России для организации в оформления документов, включая свидетельство на возвращение, на иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного за совершение умышленного преступления [7].

Руководитель территориального органа ФМС России, в свою очередь, в течение десяти дней с момента получения данной информации рассматривает ее и принимает решение о направлении сотрудника территориального органа ФМС России в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления с личным делом осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства в рамках компетенции ФМС России, а в случае отсутствия в его личном деле документов, подтверждающих гражданство, - проведения с ним беседы.

В дальнейшем администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за десять дней до момента освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, уведомляет о сроке освобождения указанного лица соответствующий территориальный орган ФМС России, данная информа-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ция в течение трех дней с момента получения вносится в Центральный банк данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации.

При освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, ему выдается документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомление о необходимости покинуть территорию Российской Федерации в установленный законом Российской Федерации срок. Документы выдаются под роспись, о чем делается соответствующая отметка.

С момента освобождения иностранного гражданина территориальный орган ФМС России осуществляет мероприятия по контролю за его выездом за пределы территории Российской Федерации. Ранее, согласно ст. 28 Приказа ФМС России № 240 от 12 октября 2009 г., который на данный момент утратил силу, территориальный орган ФМС России, ответственный за исполнение решения о депортации, не позднее чем за двое суток до выезда депортируемого иностранного гражданина, информирует соответствующее подразделение органов внутренних дел на транспорте либо подразделение органов внутренних дел, в ведении которого находится обслуживаемая территория, о персональных данных депортируемого иностранного гражданина, а также о дате и времени его планируемого выезда из Российской Федерации. А при наличии сведений о возможности уклонения депортируемого иностранного гражданина от выезда с территории Российской Федерации в установленный срок, возможна организация сопровождения данного гражданина до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, что определяется совместно начальником территориально органа ФМС и начальником соответствующего органа внутренних дел [8]. На данный момент какие-либо законодательные факты, регулирующие данную процедуру, отсутсвуют.

В случае уклонения иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения решения о депортации, соответствующие сведения с собранными ранее материалами направляют в суд, где выносится соответствующее решение о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение осуществляется соответствующим территориальным органом ФМС России во взаимодействии с территориальным органом внутренних дел в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. В данном случае сотрудники территориальных органов внутренних дел организуют сопровождение иностранных граждан в специальные учреждения и осуществление охраны с помощью технических средств на договорной основе[9].

Исходя из анализа вышесказанного и изучения правовых документов можно сделать вывод о том, что процедура депортации иностранного гражданина, на-

ходящегося в местах лишения свободы, сложна по своей структуре и организации деятельности, что, в свою очередь, влечет увеличение срока осуществления данной процедуры, денежных затрат и привлечения большого количества должностных и иных лиц.

Можно также отметить, что на данный момент отсутствует единый законодательный акт о контроле за иностранными гражданами и лицами без гражданства, освобожденными из мест лишения свободы и в отношении которых принято решение о депортации сотрудниками Федеральной миграционной службы и Министерством внутренних дел России. Так, сотрудники территориальных органов внутренних дел осуществляют мероприятия по оказанию помощи по розыску вышеуказанной категории иностранных граждан по запросу, а иные мероприятия в соответствии с законодательством только по решению суда. Процедура установления местонахождения иностранного гражданина и лица без гражданства, в отношении которого принято решения о депортации, непосредственно после освобождения, обстоятельств отказа исполнения данного решения и дальнейшие действия, связанные с вновь возникшими обстоятельствами, были бы упрощены при создании единой базы данных о данной категории граждан и своевременном уведомлении сотрудников правоохранительной системы, а также указания данной категории граждан с пометкой об установлении контроля после освобождения наравне с гражданами Российской Федерации в соответствующих законодательных актах.

1 Сайт Федеральной миграционной службы [электронный ресурс] http://fms.gov.ru/ about/ statistics/data (дата обращения: 10 января 2016 г.)

2 Сайт Федеральной службы исполнения наказания [электронный ресурс] http://фсин.рф (дата обращения: 10 января 2016 г.)

3 См.: Федеральный закон № 115 от 25 июля 2002 г. « О правовом положении иностранного гражданина в Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2015 г.) // СПС «Консультант плюс»

4 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 г. № 171 «О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» // СПС «Консультант плюс».

5 См.: Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. № 199 об утверждении «Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» ( в редакции от 14 января 2009 г.) // СПС «Консультант плюс».

6 См.: Приказ Министерства Юстиции № 171 от 20 августа

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2007 г. утвердившего «Инструкцию о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» // СПС «Консультант плюс».

7 См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 7 октября 2008 г. № 225/240 г. Москва «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы». СПС «Консультант плюс».

8 См.: Приказ МВД Росси и ФМС России №758/ 240 от 12 октября 2009 г. «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства // СПС «Консультант плюс».

9 См.: Постановление правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1306 « Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы и ее территориального органа иностранных граждан и либо без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской федерации, депортации и реадмиссии» ( в редакции от 31 декабря 2014 г.) // СПС «Консультант плюс».

УДК 34 ББК 67

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПРИКАЗА МВД РОССИИ ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. № 707

ЭЛЕОНОРА ВИКТОРОВНА МАРКИНА,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 - административное право, административный процесс;

ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА СОСНОВСКАЯ, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 - административное право, административный процесс Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД, доцент,

кандидат юридических наук Г.Н. Суслова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье раскрывается специфика работы с письменными и устными обращениями в органах внутренних дел, с учетом Приказа МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 г.

Ключевые слова: граждане, МВД, обращения, Федеральный закон, органы местного самоуправления.

Annotation. In article specifics of work with written and oral addresses in law-enforcement bodies, taking into account the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of September 12, 2013 No. 707 of reveal. Keywords: citizens, Ministry of Internal Affairs, addresses, Federal law, local governments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.