Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ПООЩРЕНИЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ПООЩРЕНИЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стимулирование труда / поощрительное правоотношение / заслуга / награда / государственная служба / правовые ограничения / labor stimulation / incentive legal relationship / merit / reward / civil service / legal restrictions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Виктория Владимировна, Петрушкина Анна Васильевна

В статье рассмотрены актуальные аскеты реализации права на поощрение государственного служащего в контексте стимулирования его труда. В качестве главного ограничения данного права предлагается рассматривать неограниченную дискрецию руководителя при принятии решения о возбуждении поощрительного производства. Сделан вывод о необходимости дальнейшей нормативной и доктринальной разработки ключевых категорий поощрительных правоотношений для создания гарантий реализации права государственного служащего на поощрение его труда. При этом отмечается, что в основе практической реализации субъективных прав служащих на поощрение, при условии достижения ими необходимых для этого показателей служебной деятельности, лежит разработка положений о гарантиях поощрения в системе государственной гражданской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRICTION OF THE RIGHT TO ENCOURAGE: ISSUES OF LEGAL REGULATION

The article discusses the actual ascetics of the realization of the right to encourage a civil servant in the context of stimulating his work. As the main limitation of this right, it is proposed to consider the unlimited discretion of the head when deciding to initiate incentive proceedings. The conclusion is made about the need for further normative and doctrinal development of key categories of incentive legal relations in order to create guarantees for the realization of the right of a civil servant to encourage his work. At the same time, it is noted that the basis for the practical implementation of the subjective rights of employees to encouragement, provided they achieve the performance indicators necessary for this, is the development of provisions on guarantees of encouragement in the civil service system.

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ПООЩРЕНИЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

4. Ugolovnyj kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 27.10.1960) // Vedomosti VS RSFSR. 1960. № 40. st. 591 (utr. silu).

5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ // SZ RF. 1996. № 25. st. 2954.

6. Prikaz MVD Rossii ot 30.08.2017 № 685 (red. ot 27.08.2021) «O dolzhnostnyh licah sistemy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, upolnomochennyh sostavlyat' protokoly ob administrativnyh pravonarusheniyah i osushchestvlyat' administrativnoe zaderzhanie» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.10.2017 № 48613) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 20.10.2017.

ДЯДЬКИН ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (krimvggu@mail.ru).

DYADKIN, OLEG N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law Disciplines of Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (krimvggu@mail.ru).

УДК 342.98 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-70-73

ВОЛКОВА В.В., ПЕТРУШКИНА А.В. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ПООЩРЕНИЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Ключевые слова: стимулирование труда, поощрительное правоотношение, заслуга, награда, государственная служба, правовые ограничения.

В статье рассмотрены актуальные аскеты реализации права на поощрение государственного служащего в контексте стимулирования его труда. В качестве главного ограничения данного права предлагается рассматривать неограниченную дискрецию руководителя при принятии решения о возбуждении поощрительного производства. Сделан вывод о необходимости дальнейшей нормативной и доктринальной разработки ключевых категорий поощрительных правоотношений для создания гарантий реализации права государственного служащего на поощрение его труда. При этом отмечается, что в основе практической реализации субъективных прав служащих на поощрение, при условии достижения ими необходимых для этого показателей служебной деятельности, лежит разработка положений о гарантиях поощрения в системе государственной гражданской службы.

VOLKOVA, V.V., PETRUSHKINA, A.V.

RESTRICTION OF THE RIGHT TO ENCOURAGE: ISSUES OF LEGAL REGULATION

Key words: labor stimulation, incentive legal relationship, merit, reward, civil service, legal restrictions.

The article discusses the actual ascetics of the realization of the right to encourage a civil servant in the context of stimulating his work. As the main limitation of this right, it is proposed to consider the unlimited discretion of the head when deciding to initiate incentive proceedings. The conclusion is made about the need for further normative and doctrinal development of key categories of incentive legal relations in order to create guarantees for the realization of the right of a civil servant to encourage his work. At the same time, it is noted that the basis for the practical implementation of the subjective rights of employees to encouragement, provided they achieve the performance indicators necessary for this, is the development of provisions on guarantees of encouragement in the civil service system.

Обращение в проблеме правовых ограничений права государственных служащих на поощрение их труда обусловлено слабой нормативно-правовой и доктринальной разработкой вопроса. Между тем, создание эффективной системы стимулирования труда государственных служащих является значимым направлением государственной кадровой политики. Меры поощрения является важным компонентом стимулирования работы государственных служащих и выступают эффективным средством повышения производительности труда. Мотивация и стимулирование персонала организации играют важную роль в достижении успеха любого предприятия. Особую важность построение процесса мотивации и стимулирования сотрудников приобретает в государственных организациях, что определено важностью выполнения функций государственными служащими. Качество выполнения государственными служащими возложенных на них обязанностей напрямую влияет на степень удовлетворенности населением работой властей, лояльность к представителям власти и всему государству в целом. Престиж государства, комфорт жизни населения зависят от качества выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, от их заинтересованности в достижении высокой продуктивности рабочей деятельности. Эффективно построенная система мотивации государственных служащих способна повысить заинтересованность государственных служащих к работе, снизить риск коррупционных проявлений [3, с. 84].

Повышение эффективности системы мотивации государственных служащих невозможно без анализа существующей системы мотивации, выявления недостатков и достоинств данной системы в целях определения направлений для последующего совершенствования процесса мотивации и управления персоналом на государственной службе. Качественно построенная система мотивации и стимулирования труда способна повысить престиж профессии государственного служащего и, как следствие, обеспечить приток квалифицированных,

мотивированных к труду кадров на государственную службу [2, с. 25]. Заметим, что сегодня в России не существует нормативного правового акта, который был бы направлен исключительно на установление и последующее регулирование тех или иных видов поощрений, а также порядок их применения в отношении государственных служащих.

Вознаграждение представляет собой все, что является ценным для сотрудника и выплачивается ему за его деятельность. В качестве такого вознаграждения могут выступать как материальные и нематериальные внешние поощрения, так и такие же внутренние поощрения.

Важнейшей правовой проблемой применения мер поощрения по отношению к государственным служащих остается вопрос о границах усмотрения руководителя, поскольку в процессе стимулирования труда именно ему принадлежат полномочия относительно принятия решения о применения данных мер. Фактически вопрос об ограничении права государственных служащих на поощрения их труда находится в компетенции поощряющего субъекта и образует самостоятельное дискреционное полномочие.

Проблемным является факт неограниченности данной дискреции, так как в структуре поощрительного правоотношения на государственной службе полезный результат трудовой деятельности служащего превалирует над формальной правомерностью применения меры поощрения. Иначе говоря, здесь наблюдается значительный дисбаланс, необоснованное преобладание содержания над юридической формой при решении вопроса о применении меры поощрения по отношению к государственному служащему.

Дискреционные полномочия поощряющего субъекта на гражданской службе фактически сводят применение поощрения к личной инициативе руководителя, который оценивает необходимость и соразмерность применения поощрения, исходя из собственных субъективных представлений об обстоятельствах работы и личности подчиненного служащего. Как широко известно из юридической доктрины реализация дискреционных полномочий по самому своему существу предполагает отсутствие внешнего предписания. Внешнее воздействие исключается для ситуаций, когда руководящее решение принимается соответствующим должностным лицом без внешнего воздействия. Однако фактически в этом случае можно поставить под сомнение сам факт существования у государственного служащего пава на поощрение, так как право предполагает существование механизма его реализации безотносительно к субъективным оценкам кого-либо. Кроме того, правовой статус государственного служащего также предполагает наличие определенных правовых гарантий, однако в ситуации дискреции руководителя не приходиться говорить о безусловном возникновении поощрительного правоотношения.

Для примера можно вспомнить грамоты, медали, звания ветерана труда, премии, доски почета, трудовые соревнования, пропаганда стахановского движения и так далее. Однако, большинство из указанных мотивационных ресурсов со временем приобрело традиционно-рутинный характер. Так, почетные грамоты выдавались практически всем сотрудникам предприятия, имеющим определенный стаж работы, вне зависимости от интенсивности и эффективности их работы, а звание ветерана труда часто присваивалось по достижении определенного возраста и не несло никаких льгот и преференций. Лишь с переходом страны от плановой экономики к рыночной и снижением уровня жизни населения в переходный период при повышении оплаты общественного транспорта и услуг ЖКХ, звание ветерана труда получило материальное подкрепление в виде льгот при оплате квартиры и проезде в общественном транспорте. Премии также часто имели весьма условное мотивационное значение, так как выплачивались всем сотрудникам, не имеющим взысканий, и в строго фиксированной одинаковой для всех сумме [4, с. 40].

Таким образом, осуществлялось не стимулирование работы сотрудника, а скорее наоборот не поощрение плохой работы, что, несмотря на внешнюю схожесть, имеет большое различие. В первом случае стимулирование труда работника призвано повышать эффективность его работы, во втором случае (не поощрение плохой работы) - работнику не было необходимости повышать эффективность труда, достаточно было не совершать серьезных проступков (вовремя приходить на работу, не выпивать на рабочем месте, не прогуливать).

Следует обратить особенное внимание на ограничение права на поощрение в части получение государственных наград. Сформировавшаяся сегодня практика поощрения со стороны государства наглядно демонстрирует тенденцию развития как государственного, так и

регионального перечня наград. В качестве основания для такого рода поощрений выступает исключительно заслуга после осуществления ее правовой оценки [5, с. 174-175].

Государственные награды регионального уровня закрепляются в нормативно-правовых актах соответствующего субъекта Федерации. Источники, учреждающие государственные награды субъектов Федерации могут включать как один основой акт о наградах - специальный закон или указ главы субъекта Федерации, так и несколько законов, а также подзаконных актов высших органов государственной власти субъекта Федерации. Отметим, что в основе российской наградной системы лежит совокупность нормативно-правовых актов, направленных на регулирование учреждения и порядка присвоения государственных наград. Государственные награды различаются по правовой природе (ордена, медали, почетные звания); старшинству (различные степени ордена); уровню (федеральные и региональные); правовым последствиям (возникновение прав на предоставление социальных льгот и преимуществ).

Ограничение права на поощрения в рамках наградных правоотношений связано, в первую очередь, с реализацией ряда принципов действия наградного механизма. В контексте вышеизложенного представляется важным остановиться на принципах построения наградного механизма. При этом действие общеправового принципа гласности в наградных отношениях представляется ещё непроработанным. Содержание принципа гласности в процессе поощрения государственными наградами состоит в максимальной информационной открытости от первой стадии и до последней. Представляется, что реализация на практике принципов гласности и открытости может состоять в широком освещении в средствах массовой информации, создании специализированного интернет-портала, как на федеральном уровне, так и на региональном. Осуществления данных принципов на практике будет способствовать повышению престижа служения интересам Отечества, и стимулировать активную гражданскую позицию граждан.

Следует отметить, что на сегодняшний день одна из наиболее существенных и важных моделей заслуженного поведения - это «безупречная и эффективная государственная служба». Именно данная правовая конструкция представляет собой единственное юридическое основание для поощрения государственных служащих.

Обратим внимание на тот факт, что юридическая доктрина рассматривает указанную правовую конструкцию как достаточно дискуссионную по причине достаточно неоднозначной сущности. При этом необходимо исключить вариант отказа от данной категории, так как ее отсутствует будет существенным барьером на пути правовой квалификации заслуживающего поощрения поведения государственного служащего. Это превратит поощрение в нереализуемый на практике теоретический конструкт.

В настоящее время происходит совершенствование института государственного поощрения, как механизма государственного управления, и его проецирование на различные сферы общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Стимулирование государственно значимой деятельности включает на сегодняшний день широкий спектр сфер, включающих не только военную службу, которая являлась первостепенной для государства, но и сферу образования, культуры, науки, и, что особенно важно в современных реалиях России -демографическую. При этом одной из характерных тенденций современной системы государственного поощрения является не только установление почетных званий, наград и проч., формирующих морально-нравственную составляющую государственного поощрения, но и материальное стимулирование, выступающее неотъемлемым атрибутом мотивационного воздействия с целью достижения государственно значимых целей в рамках государственного управления. Не вызывает сомнений тот факт, что усмотрение руководителя в контексте как поощрительных, так и наградных правоотношений, выступает важнейшим ограничителем права государственного служащего на поощрение.

Для совершенствования доктринальных и нормативно-правовых основ реализации дискреционных полномочий должностных лиц при разрешении вопроса о применении поощрения можно предложить следующие средства. Требуется совершенствование нормативно-правового обоснования заслуги как единственного основания применения поощрения к государственному служащему. В законодательстве о государственной гражданской службе необходимо зафиксировать безупречность и эффективность труда государственного служащего в качестве основания применения поощрения.

Разработка нормативных показателей результативности труда государственного служащего также является эффективным средством преодоления ограничений в праве на поощрение. На текущий момент констатация результативности осуществляется преимущественно в рамках института аттестации государственного служащего. Между тем вопрос об оценке результативности труда может стать предметом самостоятельного изучения независимой экспертной комиссии, заключение которой станет основанием для безусловного применения мер поощрения по отношению к государственному служащему. Также дополнительным средством гарантирования реализации права на поощрения для государственного служащего может стать возможность судебного обжалования отказа должностного лица (руководителя) в возбуждении поощрительного производства и как итог в отказе о применении поощрения. Отказ в возбуждении поощрительного производства должен быть оформлен в виде мотивированного решения, которое и будет выступать предметом судебного обжалования.

Таким образом, в основе практической реализации субъективных прав служащих на поощрение, при условии достижения ими необходимых для этого показателей служебной деятельности, лежит разработка положений о гарантиях поощрения в системе государственной гражданской службы. Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что именно указанные разработки могут быть впоследствии закреплены не только на федеральном, но также и на региональном уровне служебного законодательства России. Благодаря этому право государственного служащего на поощрение перейдет из разряда формально декларируемого конструкта и станет реальной процедурой, производство которой обретет достаточный фундамент в виде соответствующих нормативных предписаний административного и служебного законодательства.

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 4 июля. № 144.

2. Волкова В.В. Реализация института поощрения в современном праве (теоретико-правовой аспект) // Российское правосудие. 2022. № 3. С. 24-29.

3. Дзарасов М.Э. К вопросу о правовом регулировании поощрения работников // Вестник Московского университета. Сер. 26: Государственный аудит. 2021. № 2. С. 83-91.

4. Петров А.Я. Поощрения за труд: фундаментальные правовые аспекты // Законодательство. 2021. № 1. С. 40-44.

5. Селютина Е.Н., Холодов В.А. Эволюция системы поощрений в отечественной юридико-технической практике государственного управления // Вестник государственного и муниципального управления. 2021. Т. 10. № 1 (39). С. 168-178.

References and Sources

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Rossijskaya gazeta. 2020. 4 iyulya. № 144.

2. Volkova V.V. Realizaciya instituta pooshchreniya v sovremennom prave (teoretiko-pravovoj aspekt) // Rossijskoe pravosudie. 2022. № 3. S. 2429.

3. Dzarasov M.E. K voprosu o pravovom regulirovanii pooshchreniya rabotnikov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 26: Gosudarstvennyj audit. 2021. № 2. S. 83-91.

4. Petrov A.Ya. Pooshchreniya za trud: fundamental'nye pravovye aspekty // Zakonodatel'stvo. 2021. № 1. S. 40-44.

5. Selyutina E.N., Holodov V.A. Evolyuciya sistemy pooshchrenij v otechestvennoj yuridiko-tekhnicheskoj praktike gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2021. T. 10. № 1 (39). S. 168-178.

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар). ПЕТРУШКИНА АННА ВАСИЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин СевероКавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар) (joesline@yandex.ru)

VOLKOVA, VICTORIA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Northern Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar) (www.truba.ru@mail.ru)

PE TRUSHKINA ANNA VASILIEVNA - Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the North Caucasian Branch of the Russian University of Justice (Krasnodar) (joesline@yandex.ru)

УДК 342.9 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-73-77

ЯВОРСКИЙ М.А., САБЛИНА Е.А., ЦЫМБАЛЮК М.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Ключевые слова: административное право, правоохранительные органы, технологии искусственного интеллекта, «Big data».

Работа посвящена вопросам использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) и «Big data» в деятельности правоохранительных органов. В статье представлены некоторые направления применения автоматизированных интеллектуальных процессов в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, административно-юрисдикционной деятельности правоохранительных органов, возможные пути совершенствования использования в правоохранительных структурах указанных технологий, сформулированы задачи, направленные на решение «проблемных областей» их применения. В частности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.