Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ЗАКОННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПООЩРЕНИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ'

КОНТРОЛЬ ЗАКОННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПООЩРЕНИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПООЩРИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СЛУЖАЩИЙ / МОРАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Виктория Владимировна, Примак Яна Сергеевна

В статье рассмотрены основные вопросы применения норм законодательства о поощрении государственных служащих в контексте формирования и развития антикоррупционного поведения. Отмечаются отдельные риски и недостатки законодательной регламентации поощрительной политики для соблюдения режима законности. Отмечается, что развитию системы контроля за законностью поощрения государственных служащих будет способствовать дальнейшее совершенствование соответствующих нормативных предписаний и учет положительного опыта зарубежных государств в данном вопросе. Существует объективная необходимость продолжения разработок определенных критериев проведения оценки профессиональной деятельности государственных служащих. Для этого необходимо разрабатывать специальные регламенты, которые будут полностью учитывать особенности работы конкретного государственного органа. При этом система мер поощрения государственных служащих должна являться наиболее эффективным инструментом формирования антикоррупционного поведения государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF THE LEGALITY OF APPLICATION OF THE LEGISLATION ON PROMOTION AS A WAY OF FORMING ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF PUBLIC OFFICERS

The article considers the main issues of application of the norms of legislation on the promotion of civil servants in the context of the formation and development of anti-corruption behavior. Some risks and shortcomings of legislative regulation of incentive policy for compliance with the rule of law are noted. It is noted that the development of a system of control over the legality of incentives for civil servants will be facilitated by further improvement of the relevant regulatory requirements and taking into account the positive experience of foreign states in this matter. There is an objective need to continue the development of certain criteria for assessing the professional activities of civil servants. To do this, it is necessary to develop special regulations that will fully take into account the specifics of the work of a particular state body. At the same time, the system of incentives for civil servants should be the most effective tool for shaping anti-corruption behavior of civil servants.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ЗАКОННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПООЩРЕНИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ»

УДК 342.98 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-190-193

ВОЛКОВА В.В., ПРИМАК Я.С. КОНТРОЛЬ ЗАКОННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПООЩРЕНИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Ключевые слова: государственная служба, поощрительная политика, служащий, моральное поощрение, антикоррупционное поведение.

В статье рассмотрены основные вопросы применения норм законодательства о поощрении государственных служащих в контексте формирования и развития антикоррупционного поведения. Отмечаются отдельные риски и недостатки законодательной регламентации поощрительной политики для соблюдения режима законности. Отмечается, что развитию системы контроля за законностью поощрения государственных служащих будет способствовать дальнейшее совершенствование соответствующих нормативных предписаний и учет положительного опыта зарубежных государств в данном вопросе. Существует объективная необходимость продолжения разработок определенных критериев проведения оценки профессиональной деятельности государственных служащих. Для этого необходимо разрабатывать специальные регламенты, которые будут полностью учитывать особенности работы конкретного государственного органа. При этом система мер поощрения государственных служащих должна являться наиболее эффективным инструментом формирования антикоррупционного поведения государственных служащих.

VOLKOVA, V.V., PRIMAK, Ya.S.

CONTROL OF THE LEGALITY OF APPLICATION OF THE LEGISLATION ON PROMOTION AS A WAY OF FORMING ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF PUBLIC OFFICERS

Key words: civil service, incentive policy, employee, moral encouragement, anti-corruption behavior.

The article considers the main issues of application of the norms of legislation on the promotion of civil servants in the context of the formation and development of anti-corruption behavior. Some risks and shortcomings of legislative regulation of incentive policy for compliance with the rule of law are noted. It is noted that the development of a system of control over the legality of incentives for civil servants will be facilitated by further improvement of the relevant regulatory requirements and taking into account the positive experience of foreign states in this matter. There is an objective need to continue the development of certain criteria for assessing the professional activities of civil servants. To do this, it is necessary to develop special regulations that will fully take into account the specifics of the work of a particular state body. At the same time, the system of incentives for civil servants should be the most effective tool for shaping anti-corruption behavior of civil servants.

Одной из основных проблем современной государственной службы России остается коррупция, которая, несмотря на все предпринимаемые государством попытки, остается на высоком уровне. Изучение государственной службы с точки зрения уровня коррупции имеет значение потому, что данный фактор существенно влияет на уровень доверия граждан к государственным институтам. В данном контексте институт поощрения государственных служащих выступает в качестве важного средства формирования антикоррупционного поведения. Вместе с тем положительные результаты применения данного института на практике обусловлены строгим соблюдением режима законности, при котором механизм реализации поощрительной политики государства осуществляется в соответствии с предписаниями действующего законодательства о государственной службе.

В последние годы наблюдается постепенное возрастание роли поощрительной политики. Одним из методов антикоррупционной политики в сфере государственной службы выступает стимулирование государственных служащих посредством применения к ним мер материального поощрения. Более того, низкая оплата труда большинства государственных служащих выступает одной из причин коррупции, которая может быть минимизирована посредством материального поощрения. Такое поощрение остается одним из наиболее эффективных средств стимулирования государственных служащих, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Стремление к разрешению проблемы низкой оплаты труда государственных служащих отражается в нормативных актах стратегического характера.

При формировании системы контроля за законностью поощрительной политики в сфере государственной службы необходимо опираться и на положительный зарубежный опыт. За рубежом институт поощрения государственного служащего в большинстве случаев как раз и сводится к установлению фиксированных мер поощрения, т.е. он в основном ориентирован на денежные вознаграждения. Деньги представляют собой универсальный мотиватор. Ведь с их помощью человек может получить практически все, что только пожелает - жилье, автомобиль,

одежду, пищу и т.д. Кроме того, деньги являются самым надежным средством изменения и контроля за человеческой деятельностью, так как они сочетаются практически со всеми предметами внешнего мира. Вместе с тем в современных условиях развивающегося гражданского общества и повышения роли личной перспективной ответственности моральное стимулирование государственных служащих становится настолько же важным, насколько и материальное, поскольку трудовая мотивация молодых работников изменилась. Моральные поощрения являются положительным средством достижения законности в сфере поощрительной политики на государственной службе. Моральное поощрение представляет собой такие стимулы, которые нацелены на удовлетворение духовных потребностей человека. В сфере государственной службы моральное поощрение проявляется в таких мерах, как объявление благодарности, награждение почетными грамотами, званиями и знаками отличия и др. [1, с. 41].

На сегодняшний день законодательство о государственной службе включает множество различных по своему содержанию поощрительных нематериальных мер. Определение мер поощрения зависит от вида государственной службы. Например, для государственных служащих предусмотрены такие меры морального поощрения, как объявление благодарности, награждение почетной грамотой, награждение государственными наградами. Более того, в 2019 г. Минтрудом России разработана Методика нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации [2], в которой содержится перечень мероприятий, направленных на повышение уровня мотивации служащих. К таким мерам относятся: предоставление комфортного служебного места, поддержание в рабочем состоянии оборудования и мебели, отдых, доверие, честность при выстраивании взаимоотношений в коллективе, публичное выражение руководителем благодарности, предоставление преимущества при составлении графика отпусков, проведение торжественных мероприятий, включающих в том числе публичную похвалу, предоставление возможностей для профессионального развития, повышения сложности и ответственности выполняемых задач и др.

На основе представленной системы мер морального поощрения можно дифференцировать такие меры на формальные (определенные в законодательстве) и неформальные (не отраженные в законодательстве, однако фактически применяемые на практике и имеющие значение морального стимулирования). К формальным мерам морального поощрения относятся уже названные объявление благодарности, награждение почетной грамотой, награждение государственными наградами и др. К неформальным мерам морального поощрения можно отнести предоставление дополнительных отгулов, отдельных кабинетов, новой офисной техники и мебели и др. Применение подобного рода поощрительных мер позволяет свести к минимуму возможные случаи нарушения законодательства о государственной службе и мотивировать служащих к антикоррупционному поведению [3, с. 25].

Сегодня все более четко прослеживается тенденция к повышению роли поощрительных мер в системе государственной службы. Однако достаточно многие положения проводимой поощрительной политики не могут быть сегодня реализованы в полном объеме по причине несовершенства законодательства и самого механизма применения поощрительных мер.

Необходимо объективным образом оценивать реальные профессиональные достижения государственных служащих и, в соответствии с этим, материально стимулировать их деятельность, поскольку уровень денежных выплат должен напрямую зависеть от достижений работника. Такой же вопрос актуален для мер морального поощрения, ценность которых должна быть определена исходя из объективных заслуг государственного служащего. Законодательство не позволяет однозначно определить критерии оснований применения мер поощрения к государственным служащим. Например, в сфере государственной службы, согласно закону, основанием применения мер поощрения выступает «безупречная и эффективная гражданская служба». Но содержание термина не раскрывается. Подобного рода изъяны законодательства создают проблемы для соблюдения режима законности при применении норм о поощрении как способе формирования антикоррупционного поведения государственных служащих.

Считаем необходимым отметить, что меры поощрения в системе государственной службы в первую очередь представляют собой некую форму признания заслуг государственного служащего, обладающие большим моральным значением и являются своеобразной предпосылкой материальных и правовых преимуществ государственного служащего. При этом могут быть самые

различные основания поощрений и награждений служащих, о которых в настоящее время не сложилось единого мнения. К примеру, зачастую выделяют в качестве оснований безупречную эффективную службу, продолжительность ее выполнения и т. д. [4, с. 55]

Безусловно, поощрения и награждения служащих можно отнести к определенным кадровым инструментам, которые позволяют достаточно эффективно выполнить задачи, стоящие перед государственной службой, связанные с обеспечением ее квалифицированными и подготовленными работниками. При этом необходимо отметить, что часть 1 статьи 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] подробно рассматривает несколько видов поощрений и награждений, которые устанавливаются на законодательном уровне. В законе данные нормы воплощают принцип поощрительно-наградного регламентирования деятельности государственных служащих. При этом важно отметить, что награждения могут быть моральными, к примеру, благодарность, а также материальными, к примеру, выплата премии. Важно отметить, что рассматриваемые виды выплат и вознаграждений имеют много схожего с системой поощрений и награждений служащих за рубежом. Однако есть и ряд отличий, позволяющих рассмотреть систему позитивной юридической ответственности в Российской Федерации с критической точки зрения с предложением практических рекомендаций по улучшению действующего законодательства.

Структура государственной службы и ее административно-правовая регламентация имеет несколько определенных моделей. К примеру, ученые выделяют англосаксонскую, романо-германскую, а также восточноазиатскую модели. Как правило, зарубежные нормы права устанавливают в качестве мер награждения государственных служащих различные фиксированные денежные меры поощрения. Так, азиатские страны устанавливают высокую материальную мотивацию и одновременно суровую дисциплинарную и уголовную ответственность за коррупцию. В качестве примера стран с подобной административной моделью можно отметить Сингапур, Японию и Китай. Важно отметить, что размер поощрения также, как правило, имеет достаточно детальную регламентацию и определенный предел, для того чтобы не допустить проявления коррупционных действий. В качестве примера можно отнести регламентацию указанных норм в США, где достаточно недвусмысленно устанавливается запрет на получение государственными служащими подарков, в случае, если их стоимость выше 200 долларов [6, с. 47]. При этом в качестве исключения закон устанавливает преподнесение награды или поощрения за безупречную и бескорыстную государственную службу, особый вклад в соответствующий вид государственной деятельности.

Еще одной проблемой в области применения мер поощрения государственных служащих, является оценка деятельности государственного служащего, в отношении которого планируется применение мер поощрения, руководителем. Выбор применяемой к государственному служащему меры поощрения всегда зависит от руководителя, а точнее, от его субъективного отношения к тому или иному подчиненному. При этом его оценка может быть как объективной, так и необъективной. В результате, далеко не всегда можно оценить степень достаточности оснований применения той или иной меры поощрения к государственному служащему. Сегодня в научном сообществе все чаще звучит предложение о введении единой системы оценки деятельности государственных служащих. При этом такая оценка будет учитывать все должностные регламенты государственных служащих, содержать все критерии результативности и эффективности их деятельности.

Проблема субъективной оценки руководителями деятельности государственных служащих на сегодняшний день не разрешена, тем не менее, в указанной выше Методике предусматривается выделение отдельного кадрового сотрудника, который и должен проводить оценку эффективности и результативности деятельности государственных служащих. Однако здесь проявляется еще одна проблема, которая заключается в том, что кадровые сотрудники и сами плохо владеют современными методами работы с персоналом, в результате чего просто не способны на сегодняшний день обеспечить внедрение и реализацию необходимых технологий.

Подводя итог можно сказать, что сегодня явно прослеживается тенденция развития системы поощрений в системе государственной службы. При этом, меры поощрений, не только моральных, но также и материальных, демонстрируют все большую эффективность в области регулирования государственно-служебных отношений в совокупности с мерами принуждения. Однако несмотря на разработку различных методических рекомендаций в системе

государственной гражданской службы, далеко не все принимаемые государством меры, направленные на осуществление регулирования и развития системы мер поощрения, принесли положительные результаты. Сегодня существует объективная необходимость продолжения дальнейших разработок определенных и конкретных критериев проведения оценки профессиональной деятельности государственных служащих. Для этого необходимо разрабатывать специальные регламенты, которые будут полностью учитывать особенности работы конкретного государственного органа. Кроме того, на наш взгляд, система мер поощрения государственных служащих должна являться наиболее эффективным инструментом формирования антикоррупционного поведения государственных служащих.

Литература и источники

1. Волкова В.В. Поощрение государственных гражданских служащих - эффективный способ обеспечения служебной дисциплины // Современное нраво. - 2018. - № 4. - С. 38-41.

2. Методика нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации (утв. Минтрудом России) // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 38. - 21.09.2020. - Ст. 5868.

3. Мусаткина А.А. Понятие и основания поощрения государственных служащих // Административное и муниципальное нраво. - 2017. - № 4. - С. 20-37.

4. Волкова В.В. Внесудебная защита прав государственных гражданских служащих при применении мер поощрения // Право и практика. - 2019. - № 2. - С. 52-57.

5. Федеральный закоп от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - № 162. - 31.07.2004.

6. Горбунова М.Ю. Правотворческая техника установления поощрений па различных уровнях правового регулирования // Право и государство: теория и практика. - 2018. - № 12 (168). - С. 46-49.

References and Sources

1. Volkova, V.V. Pooshchreniye gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh - effektivnyy sposob obespecheniya sluzhebnoy distsipliny // Sovremennoye pravo. - 2018. - № 4. - S. 38-41.

2. Metodika nematerial'noy motivatsii gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Rossiyskoy Federatsii (utv. Mintrudom Rossii) // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. - № 38. - 21.09.2020. - St. 5868.

3. Musatkina, A.A. Ponyatiye i osnovaniya pooshchreniya gosudarstvennykh sluzhashchikh // Administrativnoye i munitsipal'noye pravo. - 2017. - №

4. - S. 20-37.

4. Volkova, V. V. Vnesudebnaya zashchita prav gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh pri primenenii mer pooshchreniya // Pravo i praktika. -2019. - № 2. - S. 52-57.

5. Federal'nyy zakon ot 27.07.2004 № 79-FZ (red. ot 02.07.2021) "O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii" // Rossiyskaya gazeta. - № 162. - 31.07.2004.

6. Gorbunova, M.Yu. Pravotvorcheskaya tekhnika ustanovleniya pooshchreniy na razlichnykh urovnyakh pravovogo regulirovaniya // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2018. - № 12 (168). - S. 46-49.

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар). ПРИМАК ЯНА СЕРГЕЕВНА - студент, Северо-Кавказский филиал Российского университета правосудия (г. Краснодар). VOLKOVA, VICTORIA V. - Ph.D. in Law, Assistant Professor of Northern Caucasian branch Russian state university of justice (Krasnodar) (www.truba.ru@mail.ru).

PRIMAK, YANA S. - student, North Caucasus Branch at Russian State University of Justice Russia, Krasnodar (yanaprim@mail.ru).

УДК 342.9 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-193-197

БЕСКОРОВАЙНАЯ Е.С., ГАПОНЕНКО О.Ю., КОЗЛОВ В.Н. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

РЕФОРМЫ В РОССИИ

Ключевые слова: государственное управление, административная реформа, концепция государственного управления, государственные услуги, государственный контроль, частный сектор.

Статья посвящена исследованию промежуточных итогов административной реформы в России, а также вопросам правового регулирования современного государственного управления. Анализируются основные направления административной реформы, которые уже реализованы и которые планируется претворить в жизнь в будущем. Особое внимание уделяется сфере оказания государственных услуг и привлечению частного сектора к выполнению государственных обязательств. В заключение исследуются актуальные цели и задачи реформирования государственного управления в России. Отмечается, что административная реформа в России будет продолжена в направлении оптимизации разграничения государственных функций, повышения качества оказываемых государственных услуг населению и сокращению неэффективных подразделений государственного аппарата.

BESKOROVAYNAYA, E.S., GAPONENKO, O.Yu., KOZLOV, V.N. INTERIM RESULTS AND PROSPECTS OF ADMINISTRATIVE REFORM IN RUSSIA

Keywords: public administration, administrative reform, public administration concept, public services, public control, private sector.

This article is devoted to the study of the interim results of administrative reform in Russia, as well as the issues of legal regulation of modern public administration. The main directions of administrative reform, which have already been implemented and which are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.