УДК 355.541.2
Косовский Владислав Борисович
Kosovskiy Vladislav Borisovich
преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Lecturer, Special Subjects Department, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
FIRING TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые возможные пути овладения сотрудниками ОВД практическими навыками стрельбы из пистолета на начальном этапе обучения, на котором у обучающихся формируются образ идеального выстрела, а также образы-ошибки (и способы их устранения). Предложены авторские рекомендации по проведению тренировочного процесса на начальном этапе подготовки, предполагающие достижение максимального результата на завершающем этапе обучения.
Ключевые слова:
огневая подготовка, сотрудник ОВД, начинающий стрелок, боевая стрельба из пистолета, психологическая готовность, идеальный выстрел, образ-эталон, образ-ошибка.
Summary:
This article discusses some possible ways of mastering practical skills of pistol firing by police employees at the initial stage of training, on which students develop an image of the perfect shot, as well as error images (and the ways of their suppression). The author suggests original guidelines on managing the training process at the initial stage, involving achievement of the maximum result at the final stage of training.
Keywords:
firing training, police officer, novice shooter, combat pistol shooting, psychological readiness, perfect shot, sample image, error image.
Современная оперативная обстановка на территории Российской Федерации выдвигает все более жесткие требования к боевой подготовке сотрудников всех без исключения подразделений правоохранительных органов.
Министерством внутренних дел России подготовлен ряд нормативных документов, в которых говорится о необходимости совершенствования профессиональной подготовки личного состава ОВД, повышения уровня служебной и боевой подготовки, а также о важности обучения молодых сотрудников уверенным, эффективным действиям в сложной обстановке и экстремальных ситуациях. В первую очередь это вызвано ухудшением криминогенной обстановки в отдельных регионах, увеличением числа преступлений с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, усилением активности организованных криминальных группировок, которые в последнее время отличаются повышенным уровня «профессионализма» и обретают новые универсальные формы деятельности.
Вызывает тревогу и тот факт, что лица, входящие в преступные формирования, в основном физически подготовлены и владеют техникой стрельбы на достаточно высоком уровне. При задержании они ведут себя дерзко, оказывают сопротивление, в том числе вооруженное, не останавливаются перед убийствами и другими тяжкими преступлениями.
При этом необходимо учитывать, что в экстремальных ситуациях, где существует реальная опасность поражения огнестрельным оружием и исход поединка решают доли секунды, сотрудники правоохранительных органов должны быть психологически готовы к оперативному принятию решения в сложившейся обстановке и уметь эффективно противостоять действиям преступника.
Также, по мнению И.М. Павлова, сотрудник правоохранительных органов должен быть психологически готов применить огнестрельное оружие в отношении преступника на близкой дистанции, в том числе и в присутствии случайных лиц. Он должен быть уверенным в правомерности и возможности применения огнестрельного оружия в такой ситуации с положительным для себя результатом [1, с. 117].
Рассмотрев все вышеизложенное, можно отметить, что одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел является огневая подготовка.
Отечественные исследователи иногда приравнивают стрельбу, с учетом психофизиологических параметров, требующихся для ее ведения, к операторской деятельности, то есть к такой, которая полагает необходимым высокий уровень развития внимания, двигательной памяти, координации движений исполнителя. При этом отличительной особенностью стрельбы является то, что для выполнения выстрела необходимо произвести сравнительно небольшое количество
движений с малой амплитудой. В то же время допущенная при этом даже незначительная погрешность может свести результативность практически к нулю.
Исходя из этого основным фактором, влияющим как на процесс обучения, так и на результативность самой стрельбы, является состояние сенсорно-перцептивной чувствительности стрелка. Вернее, речь идет о приобретении специализированных ощущений, позволяющих практически неосознанно, автоматически распознавать количество необходимых и прилагаемых усилий, характер микроколебаний тела и оружия, мельчайшие временные интервалы в целях последующего формирования образа-эталона, то есть образа идеального выстрела. Причем особенностью этого образа-эталона является то, что процесс его создания происходит на сознательном уровне: практически каждый параметр, будь то величина усилия, степень мышечной напряженности и т. д., вполне обдуман исполнителем, в то время как уже сложившийся образ переходит на подсознательный уровень и регулируется автоматически. Этим объясняются и высказывания тренеров-практиков о том, что переучивать гораздо сложнее, чем своевременно обучить. Иными словами, гораздо легче сформировать новый образ-эталон, чем изменить структуру уже созданного, закрепленного в подсознании [2].
В связи с этим особое значение при выработке практических навыков стрельбы приобретает этап формирования образа идеального выстрела, который можно озаглавить как начальный.
Традиционно в практике обучения как спортивной, так и боевой стрельбе из пистолета основными вопросами начального этапа обучения являются:
- изучение материальной части оружия и мер безопасности при обращении с ним;
- обучение принятию правильного положения для стрельбы;
- обучение правильному хвату оружия;
- изучение способов прицеливания;
- обучение и отработка правильного нажатия на спусковой крючок.
Формально все эти моменты необходимы для правильного осуществления выстрела как двигательного действия. Однако они все же не являются решающими, так как не обеспечивают реализацию главной задачи начального периода обучения - формирование у исполнителя двух основных типов образов: 1) «стрелок - оружие», 2) «стрелок - оружие - мишень».
Иными словами, начальный период обучения должен быть посвящен, во-первых, пониманию стрелком своего пространственного расположения по отношению к мишени, а также осознанию необходимой для достижения цели пространственной ориентации оружия; во-вторых, изучению, какие движения приводят к различным изменениям расположения оружия относительно мишени (например, отчего на определенных фазах выстрела ствол поднимается, опускается, сбивается влево, вправо и т. д.).
Практически на первом этапе наряду с формированием образа идеального выстрела происходит процесс создания образов-ошибок: исполнитель запоминает тот стандартный, первичный набор операций, который не приводит к достижению цели. При этом автоматически запечатлеваются в памяти не только сами ошибки, но и, что главное, способы их устранения. Важным является и то, что на данном этапе решается еще одна серьезная задача: стрелок обучается способам и принципам самооценки, самоконтроля и, наконец, самообучения. Это позволяет ему в ходе дальнейшего совершенствования навыков стрельбы самостоятельно себя корректировать, а в боевой ситуации - оперативно, без посторонней помощи принимать решения и выбирать оптимальные действия.
Исходя из вышесказанного находим неприемлемым обучение сложным типам стрелковых упражнений уже через 2-3 занятия с момента начала подготовки. К сожалению, это одна из наиболее типичных методических ошибок, которая допускается тренерами и инструкторами, чаще всего по независящим от них причинам: отсутствие времени, сокращение учебных программ и т. д. Однако отрицательные последствия такой практики требуют значительных усилий по их устранению [3].
Еще одной не менее существенной погрешностью представляется пренебрежение использованием базовых стрелковых упражнений, применяемых в спортивной стрельбе, что характерно для большинства инструкторов на начальном этапе обучения. Речь идет об обычной стрельбе по мишени № 4 как без учета времени, так и в пределах ограниченного времени. Положительным моментом этих упражнений является то, что их выполнение позволяет решить сразу несколько важных задач:
1. У стрелка формируется ощущение собственного расположения относительно мишени.
2. Проверяются различные способы хвата оружия и выбирается наиболее удобный для каждого индивидуально.
3. Вырабатываются навыки, позволяющие стрелку оценить свое место в системе «стрелок - оружие - мишень», а также управлять этой системой в условиях неограниченного времени.
4. Появляется возможность прочувствовать все фазы выстрела, плавность спуска, особенности оружия, временные интервалы для осуществления выстрела, способы управления прицеливанием и т. д.
На основе проведенных исследований, а также опыта практической работы нами были сформулированы некоторые рекомендации по проведению тренировочного процесса на начальном этапе обучения стрелков. Они не гарантируют 100 %-го успеха, однако дают возможность несколько по-иному оценить стрельбу как вид деятельности, убедиться в необходимости уделять больше внимания психологической подготовке стрелка.
1. При формировании у стрелка практических навыков стрельбы на первых этапах обучения необходимо находиться рядом, оценить его характер, попытаться найти такой стиль работы, который позволит ему не просто теоретически воспринять излагаемый материал, но осознать ключевые моменты стрельбы как вида деятельности.
2. Во время обучения необходимо не только тренировать стрелка стрелять по мишени, но и позволить ему познать и оценить самого себя в этом виде деятельности, анализировать и контролировать свои действия самостоятельно, без посторонней помощи. В итоге значительно расширится влияние инструктора на обучение этого стрелка в период совершенствования навыков. Одного намека или взгляда инструктора ему будет достаточно, чтобы правильно скорректировать действия и при этом сохранить свой индивидуальный творческий подход.
3. На начальном этапе обучения не стоит акцентировать внимание стрелка на результат каждого выстрела. Оценивать тренировку необходимо по количеству правильно выполненных действий.
4. Не следует ускорять процесс обучения и переходить к сложным видам стрелковых упражнений, пока не будут достигнуты устойчивые положительные результаты при выполнении начальных упражнений.
5. Не стоит проводить контрольные стрельбы в течение первого месяца обучения. После первых двух недель рекомендуется провести несколько проверочных стрельб по условиям начальных упражнений.
Данные рекомендации разработаны на основе проведенных различными авторами исследований психологических механизмов формирования навыков точностных движений у стрелков и представляют несколько нетрадиционный подход к обучению сотрудников правоохранительных органов. В частности, предпочтение отдается психологической подготовке, формированию у стрелков механизмов самоанализа, самоконтроля и самоуправления. Преимущество такого метода заключается в том, что он позволяет не только эффективно прививать навыки владения оружием, но и обеспечить надежность и «помехоустойчивость» этих навыков, а самое главное -приобрести способность оперативного принятия единственно правильного решения в любой сложившейся обстановке.
Ссылки:
1. Павлов И.М. Тактика действий сотрудника полиции при огневом контакте на близкой дистанции // Альманах современной науки и образования. 2015. № 4 (94). C. 116-118.
2. Лапутина Ю.А. Огневая подготовка сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом : метод. пособие.
Киев, 1997. С. 4-10.
3. Там же.
References:
Laputina, YA 1997, Fire training of special units to combat terrorism, Kiev, pp. 4-10, (in Russian).
Pavlov, IM 2015, 'The tactics of police officer when shooting at close range contact', Al'manakh sovremennoy nauki i obra-zovaniya, no. 4 (94), pp. 116-118, (in Russian).