ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
2 (11) - 2007
ОФШОРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ -НОВЕЙШАЯ ТЕНДЕНЦИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Н.В. ВОРОНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика» Государственного университета управления, главный специалист по налогообложению ОАО «ЛУКОЙЛ»
А.М. ВОРОНИНА
Государственный университет управления
В 80-е гг. прошлого века довольно большое распространение получил аутсорсинг как эффективный способ уменьшения расходов и увеличения прибыльности организаций. Первыми новый в то время механизм аутсорсинга применили автомобильные компании, начавшие делать заказы на поставку комплектующих фирмам — высококлассным специалистам в той или иной сфере. Окончательное решение в пользу аутсорсинга было принято, после того как конкурирующие между собой компании Форд Мотор (Ford Motor), Крайслер (Chrysler) и Дженерал Моторс (General Motors) сопоставили свои прибыли. При этом Дженерал Моторс фактически использовала традиционный в те времена подход к производству и хранению полного набора комплектующих на собственных складах, a Форд Мотор и Крайслер использовали аутсорсинг. Прибыль Форд Мотор и Крайслер настолько существенно превысила прибыль Дженерал Моторс, что ей пришлось признать аутсорсинг передовой технологией бизнеса и активно ее использовать1.
Так, по оценкам эксперотов компании Мак-Кензи (McKeansy), к 2008 г. в компаниях, предоставляющих услуги на основе аутсорсинга, к 2008 г. будут работать более 4,1 млн чел. 2, а рынок офшор-
1 Homburg Christian, Krohmer Harley. Marketingmanagement. Strategie — Instrumente — Umsetzung — Unternehmensf rung. — 1. Aufl. Wiesbaden: Gabler, 2000 p. 358.
2 McKinsey: 4.1 Million jobs to be affected by outsourcing come 2008 http://news. yahoo. com/news?tmpl=story&u=/afp/20050713/bs_afp/ useconomyglobal_050713220406 .
60 -
ных услуг в части различных бизнес-процессов уже в конце 2004 г. превышал 100 млрд долл. 3
В основе аутсорсинга лежит схема передачи конкретной внутренней функции или роли внешнему поставщику или исполнителю этой функции. По сути аутсорсинг — новое название давно известной бизнес-практики «отконтрактирова-ния» (contractingout), то есть отсылки некоторых не слишком типичных для самой компании задач внешним исполнителям4. В 90-е гг. прошлого столетия стало очевидно, что аутсорсинг — это не только способ повышения доходности предприятий, но и мера, способствующая глубокой оптимизации их структур и функционирования за счет сосредоточения на основном предмете и передаче побочных и служебных функций внешним компаниям, специализирующимся на данных задачах.
Аутсорсинг (от английского outsourcing) — это способ оптимизации деятельности организаций за счет сосредоточения на основном предмете и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным организациям5.
3 Today's trends in Offshore outsourcing, 07.09.04, http://www. emarketer. com/Articles/Print. aspx?1003028
4 Berg J'rgen. Outsourcing in der Informationstechnologie: eine strategische Management-Entsheidung (Hg.) Frankfurt [u. a.] CampusVerl. 1995, p. 37.
5 Outsourcing und Datenschutz: [Vertragsgestaltungen aus datenschutzrechtlicher Sicht] / M thlein; Heck. - 1. Aufl. K ln: Datakontext, 1995, p. 18.
Что касается сферы информационных технологий, аутсорсинг (или ИТ-аутсорсинг) получил большое распространение в рамках практики внедрения систем обработки информации и управления организациями, применяемой многими компаниями. Первым широко известным фактом на рынке ИТ-аутсорсинга стала передача компанией Кодак (Kodak) своего центра обработки данных на 10 лет в обслуживание компаниям IBM, Digital Equipment Corp. и Businessland Inc6. В настоящий момент более сложные системы (ERP7, CRM8, e-Procurement9 и иные) продолжают развиваться в рамках тенденции аутсорсинга в практике российских и зарубежных фирм. Наиболее крупными компаниями на мировом рынке ИТ-аутсорсинга являются Electronic Data Systems, Compaq Global Services, Computer Sciences Corporation, Hewlett-Packard и другие всемирно известные корпорации10. Потребность в снижении расходов и оптимизации структуры затрат, в том числе и на информационные технологии, кажется очевидной в нынешних экономических условиях. Именно по этой причине организации начинают все больше внимания уделять аутсорсингу, благодаря которому они могут серьезно снизить затраты на информационные системы и технологии11.
В понятие полного иТ-аутсорсинга включа-
ются
12
Рис. 1. Мотивы аутсорсинга
6 Franke Thomas Stephan. Strategische analyse der E-CommerceSituation von Unternehmen: Systematik und Verfahren Hamburg: Kovac, 2002 - XXI, p. 13.
7 ERP (Enterprise Resource Planning) — система планирования и управления ресурсами предприятия, необходимыми для осуществления продаж, закупок и учета при выполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибуции и оказания услуг.
8 CRM (Customer Relationship Management) — набор определенного программного обеспечения и технологий, позволяющих автоматизировать и совершенствовать бизнес-процессы в области продаж, маркетинга, обслуживания и поддержки клиентов.
9 e-Procurement — система материально-технического снабжения.
10 См., например, Ванифатова М. М. Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития, особенности российского рынка // Маркетинг в России и за рубежом, 2002. № 1 с. 56 — 61; Обзор информационных технологий в бизнесе. Аналитическая лаборатория Про-Инвест http://www. pro-invest. ru/it/analit/automation/inftech_buss. html; Офшорное программирование http://www. interface. ru/fset. asp?Url=/misc/news/n011108933. htm; Офшорное программирование http://russia-gateway. ru/ru/docs/ doc_show. adp?reg=3&theme_id=669&comm=2&type=613; Титоренко Г. А. и др. Информационные технологии в маркетинге. Учебник для вузов. — М.ЮНИТИ-ДАНА. 2000. 335 с.; ШлемгельмильхБ. Цифровой век: значение для маркетологов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002. № 31. с. 59-63; Gleissner Rolf. Business Online: ein Wegweiser für Klein — und Mittelbetriebe dürch den Marktplatz Internet. Wirtschaftskammer Österreich. "Wien: Public-Voice-Report-Verl., 2002 — VII. 231 S.; Shaw J. Michael. E-business management: integration ofWeb technologies with business models. — Kluwer 2003. XIV, 461 p.
11 Herrmann Christoph. E-marketing: Erfolgskonzepte der dritten Generation. — 1. Aufl. Frankfurt am Mein: Frankfurter Allg. Zeitung, — Verl. Bereich Buch, 2001, p. 91
12 Профессиональный ИТ-аутсорсинг. http://datafort. ru/content/
rus/rubr10/rubr-109.asp
| Сокращение расходов | Концентрация усилий | Отсутствие активов ^ Высвобождение активов О Доступ к передовым технрологиям
Источник: Группа компаний Телеком-Сервис ИТ, http://www. teleserv. га
1) разработка программного обеспечения (далее - ПО);
2) сервисная поддержка ПО;
3) техническая поддержка;
4) обучение пользователей (сотрудников компании);
5) администрирование сети;
6) хранение данных;
7) восстановление системы в случае сбоев;
8) хостинг приложений;
9) управление ГР-телефонией (не всегда);
10) стратегическое планирование ИТ-инфраструктуры;
11) услуги Интернет-провайдера.
Самую высокую степень внедрения ИТ-аутсорсинга на уровне офиса можно упрощенно представить следующим образом: компьютеры всех сотрудников подключены к Интернет по широкополосной линии; на офисных компьютерах нет практически никаких программ и данных - все программы выполняются на серверах аутсорсера (компании, которой были переданы ИТ-функции), а данные хранятся в его дата-центре (специализированном хранилище). При этом заказчику не нужно заботиться ни о безопасности данных, ни об обслуживании оборудования, ни об обновлении ПО - необходимо лишь оплачивать работу компании-аутсорсера по заранее оговоренному тарифу. Практика пользования услугами ИТ-аутсорсеров доказывает, что подобные услуги обходятся заказчикам гораздо дешевле, чем при разработке и использовании ими собственных активов (оборудования, ПО и специалистов в соответствующих областях)13.
Институт аутсорсинга провел опрос руководителей больших компаний, использующих аутсорсинг в своей деятельности, на основе которого было доказано, что главным мотивом для обращения к компаниям-аутсорсерам является стремление со-
13 Проектирование информационных систем. http:||study. utmn. ru|~ykaryakin|4curs|sod3.htm
0 Стоимость лицензии Стоимость БД MS SOL Стоимость оборудования Активное сетевое оборудование
ГЛ Установка и пуско-наладка Гарантийное обслуживание Поддержка комплекса
1 I Прочие расходы
Источник: Группа компаний Телеком-Сервис ИТ, http://www. teleserv. ru
Рис. 2. затраты при самостоятельной установке сложной системы
Сопротивление сотрудников Нечеткие критерии оценки работ Потеря контроля за процессом Отсутствие опыта аутсорсинга Ошибки в планировании бизнеса Недостатки в работе партнера Нечеткие условия контракта Недостатки в управлении кадрами
I 43%
42%
38% 35%
56% 56%
48%
134%
0 10 20 30 40 50
Источник: Группа компаний Телеком-Сервис ИТ, http://www. teleserv. ru Рис. 3. Причины неудачного аутсорсинга
кратить свои расходы на соответствующее направление деятельности компании (см. рис. 1)14.
В качестве яркого примера экономии ресурсов компании при использовании механизма аутсорсинга можно привести ASP15. ASP — своего рода вид ИТ-аутсорсинга, который позволяет сотрудникам работать в технически мощном центре информационных технологий аутсорсера, не выходя из собственных кабинетов. Таким образом, у организаций появляется альтернатива — арендовать пользование программными продуктами или покупать и налаживать программные продукты самостоятельно. На рис. 2 продемонстрировано, какие шаги предпримет и затраты на их осуществление понесет компания, чтобы иметь возможность пользоваться каким-либо специальным программным продуктом, и которые можно переложить на другую организацию, воспользовавшись услугами ИТ-аутсорсера16.
Следовательно, экономия от применения бизнес-механизмов аутсорсинга составляет около 50 % по сравнению с традиционными методами. Тем не менее, несмотря на всю очевидную привлекательность такой экономии ресурсов, многие фирмы не спешат воспользоваться преимуществами ИТ-аутсорсинга. На пути внедрения иТ-аутсорсинга стоит множество преград (рис. 3), от таких банальных, как несовершенство существующих во многих государствах в настоящий момент коммуникаций, до сложных внутрикорпоративных вопросов и проблем промышленного шпионажа. Целесообразно отметить, что к аутсорсингу, и особенно к ИТ-аутсорсингу организации, нередко обращаются как к вынужденной мере. Переход на использование аутсорсинга практически сразу дает мощный эффект экономии, вместе с тем со временем эта организация в значительной степени утрачивает способность сама выполнять переложенные на аутсорсинг функции и становится фактически зависимой от компании-аутсорсера17.
Уменьшая при помощи использования аутсорсинга свои затраты, компания-потребитель вводит в свои дела «постороннюю организацию» и будет в определенной сфере своей деятельности полностью зависеть от нее. Формально при проведении предварительных расчетов они почти всегда будут свидетельствовать в пользу аутсорсинга. Вместе с тем, если компания перейдет на аутсорсинг, например, внедрения и обслуживания системы планирования деятельности организации (ERP, Enterprise Resource Planning), то компании-аутсор-серу придется вникать во все производственные процессы организации-заказчика. Со временем все планирование производства будет базироваться на созданной и обслуживаемой компанией-аутсорсе-ром информационной инфраструктуре, заказчик потеряет возможность безболезненного завершения сотрудничества с компанией-аутсорсером18.
Разумно предположить, что посторонняя компания будет следовать собственным экономическим целям. Положение будет оставаться относительно стабильным, до тех пор пока цели
60
%
14Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp
15 ASP Active Server Pages (Активные серверные страницы).
16 Офшорное программирование http://russia-gateway. ru/ru/docs/ doc_show. adp?reg=3&theme_id=669&comm=2&type=613
62 --
17 Streicher Heinz.. Outsourcing: Arbeitsleitung in der Datenverarbeitung: Varianten, Verfahren, Wirtschaftlichkeit. — München: Computerwoche — Verl., 1993, - 101 S.
18 npoi^eccHOHaraHBiH HT-ayrcopcHHr http://datafort. ru/content/ rus/rubr10/rubr-109.asp
Усовершенствование продукции Управление произвоадственной цепочкой Управление совместным предприятием Управление кадрами Работа в сфере аутсорсинга Управление аутсорсингом
Источник: Группа компаний Телеком-Сервис ИТ, http://www. teleserv. ru
Рис. 4. зарплата менеджера в зависимости от опыта работы
компании-аутсорсера не будут противоречить целям фирмы-заказчика, но даже в этом случае заказчик несет большую долю риска непредсказуемости в отношении действий его партнера-аутсорсера.
В частности, сотрудники компании-аутсор-сера, посвященные в проект и уже работающие над ним, по каким-либо внутренним причинам компании-аутсорсера могут быть переведены на другой проект, что, вне всякого сомнения, будет иметь отрицательный эффект на тактическое и стратегическое выполнение планов компании-заказчика. Кроме того, уровень контроля над персоналом компании-аутсорсера несравнимо ниже, чем таковой при использовании труда собственных сотрудников компании-заказчика. Эти проблемы присущи любому аутсорсингу во всех отраслях. Известны два основных пути к их разрешению. Первый и наиболее очевидный из них — использовать услуги только известных компаний. Так, существует так называемая «большая четверка» консалтинговых компаний, которые в последнее время активно осваивают и сферу ИТ-аутсорсинга. Это ПрайсУотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers), Эрнст энд Янг (Ernst & Young), КПМГ (KPMG) и Делойт энд Туш (Deloit & Touch) (ранее говорили о «большой пятерке» компаний, добавляя к вышепоименованным компанию Артур Андерсен (Andersen Worldwide), однако по определенным причинам эта компания выбыла из списка лидеров). Услуги этих и аналогичных по уровню компаний достаточно недешевы, и если, например, одна их крупнейших мировых нефтяных компаний Бритиш Петролеум (British Petroleum, BP) успешно сотрудничает с компанией ПрайсУотерхаусКуперс в русле ИТ-аутсорсинга, то для менее крупных компаний такое сотрудничество не всегда будет экономически оправданным
19
В многочисленных публикациях и даже научных трудах20 красной линией прослеживается основная рекомендация экономистов не передавать без крайней необходимости аутсорсеру все функции и ни при каких обстоятельствах не передавать на исполнение сторонней компании жизненно важные функции. При этом по возможности рекомендуется перекладывать на аут-сорсера рутинные функции, не несущие в себе уникальных подходов, и исполнение которых является основным конкурентным преимуществом фирмы и т. д. В случае если организация испытывает потребность непосредственно в квалифицированных специалистах для выполнения сложных с технологической точки зрения работ, то необходимо, чтобы сотрудники организации работали вместе с сотрудниками аутсорсера, одновременно и контролируя действия последних, и обучаясь у них. В такой ситуации менеджер практически должен руководить, как минимум, двумя разными организациями, причем работе сотрудников компании-аутсорсера необходимо уделять чуть ли не больше внимания, чем работе собственных подчиненных. Это своего рода искусство, талант и опыт, который на сегодняшний день очень высоко ценится. Например, на страницах сайта группы компаний Телеком-Сервис ИТ приведены результаты опроса Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) среди владельцев компаний (смотри рис. 4), имевший целью выяснить, на сколько процентов они готовы
19 Рынок офшорного программирования в России. http:||www.
cnews. ru|comments|2002|07|01|4.shtml
20 См., например, Коркишко М. Информационные технологии в управлении бизнесом. http://www. pro-invest. ru/it/analit/automation/ inf_tech. htm: Обзор информационных технологий в бизнесе. Аналитическая лаборатория Про-Инвест http://www. pro-invest. ru/it/analit/automation/inftech_buss. html; Офшорное программирование http://www. interface. ru/fset. asp?Url=/misc/news/n011108933. htm; Офшорное программирование. http://inreco. ru/rus/articles. php; Офшорное программирование http://russia-gateway. ru/ru/ docs/doc_show. adp?reg=3&theme_id=669&comm=2&type=613; Проблемы офшорного программирования в России. http://www. alee. ru/products_article1_order_r. html; Проектирование информационных систем. http://study. utmn. ru/~ykaryakin/4curs/sod3.htm; Профессиональный ИТ-аутсорсинг. http://datafort. ru/content/ rus/rubr10/rubr-109.asp; Рынок офшорного программирования в России. http://www. cnews. ru/comments/2002/07/01/4.shtml; Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp; Khler-Frost Wilfried. Outsourcing: eine strategische Allianz besonderen Typs. - 2. Aufl. Berlin: Schmidt, 1995 - 240 S.: Pepels Werner. E-Business-Anwendungen in der Betriebswirtschaft. — Verl. Neue Wirtschafts-Briefe, 2002. XXIII, 326 S.; Shaw J. Michael. E-business management: integration of Web technologies with business models. — Kluwer 2003. XIV, 461 p.
Авто 7%
Производство 8%
Продажа 5%
Другое 14%
Финансовые услуги 28%
Транспорт
7%
Телекоммуникации 13%
ИТ-индустрия 18%
Источник: Aberdeen Group, июнь 2002, http://www. aberdeen. com Рис. 5. использование офшорных МТ-услуг по рынкам
повышать стандартный оклад топ-менеджера в зависимости от имеющегося у него опыта работы 21.
Считается, что размеры оплаты труда работников отражают реальные потребности организации в знаниях и умениях этого сотрудника и увеличиваются в зависимости от степени сложности и ответственности возложенных на сотрудника задач. Как следует из рис. 4, готовность большинства опрошенных руководителей организаций в западных странах платить сравнительно больше сотрудникам с опытом работы с компаниями-аутсорсерами, и тем более с опытом управления аутсорсингом, подтверждает неординарность, комплексность и значимость возложенных на аутсорсинг функций.
Офшорное программирование — это своего рода частный случай, специализация ИТ-аутсорсинга. Термин «офшорное программирование» в сфере информационных технологий используют для описания услуг по удаленной разработке программного обеспечения, выполняемого независимой от заказчика компанией с привлекательными условиями разработки22.
Офшорное программирование имеет несколько основных направлений, в зависимости от специфических черт заказчиков и исполнителей, моделей их взаимодействия и влияющих факторов. Понятие «офшорное программирование» включает в себя как разработку нового программного обеспечения, так и поддержку и модернизацию уже существующего. Среди рассматриваемых есть такие задачи, как создание приложений, миграция версий, решение проблемы совместимости версий, модульное включение, конверсия данных, интеграция приложений и множество других. Учитывая уровень развития отрасли, программного обеспечения и разрабаты-
21 Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp
22 Офшорное программирование http://www. interface. ru/fset. asp?Url=/misc/news/n011108933.htm
64 -
ваемых приложений, сложность аутсорсинговых заказов постоянно увеличивается. Также отмечается рост заказов на разработку экспертных систем (автоматизированные службы помощи), обеспечение для кол-центров (call-center) 23.
Порожденное информационно-технологической революцией конца прошлого века и усиливающимися процессами глобализации развитие офшорного программирования подтверждает известный утверждение, что смысл любого бизнеса состоит в достижении максимальной эффективности, то есть извлечении наибольшей прибыли при наименьших затратах. Заказчики — действующие в отраслях «новой экономики» крупные корпорации — переводят разработку программного обеспечения за рубеж в целях преодоления дефицита квалифицированных кадров, снижения трудовых издержек, которое может давать от 20 до 40 % экономии по сравнению с использованием внутреннего персонала или национальных подрядчиков, и расширения сбыта посредством локализации программного обеспечения. Исполнители — компании в развивающихся странах и странах с переходной экономикой — реализуют значительные объемы своей программной продукции по гораздо более высоким ценам, нежели сложившиеся на внутреннем рынке этих стран, и обеспечивают занятость сотрудников с высоким уровнем профессиональной подготовки, а также более высокий уровень оплаты труда квалифицированного персонала24.
Основные направления использования офшорных ИТ-услуг отражены на рис. 5.
Оценивая эффективность применения офшорного программирования, необходимо учитывать кроме всего прочего факторы необходимых навыков и временных ограничений. В частности, временные ограничения становятся критически значимыми, когда нужно быстро решать проблемы совместимости старых и новых версий приложений, а усилия имеющегося квалифицированного штата нужно направить на другие приоритетные направления деятельности.
Проведенные еще в середине 2002 г. компаниями Абердин Групп (Aberdeen Group, США) и Гартнер Групп (Gartner Group, США) исследования рынков информационных технологий США и Западной Европы показали, что в США 57 % опрошенных компаний раннее пользовались услугами аутсорсинга; причем 68 % — крупные компании с оборотом более $1 млрд; 37 % пользуются услугами более чем
23 Офшорное программирование_http://russia-gateway. ru/ru/docs/ doc_show. adp?reg=3&theme_id=669&comm=2&type=613
24 Офшорное программирование. http://inreco. ru/rus/articles. php
: Объем мирового рынка ИКТ, млрд. евро (по данным EITO)
■ Объем мирового рынка ИКТ, млрд. евро (по данным www.cnews.ru)
- Прирост рынка
«# J> d& сРЧ ciS» с^
годы
Источник: EITO 2002 (www.), Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков. «Европе и США все труднее удерживать первенство на рынке ИКТ» http://cnewz. ra/cgi-bin/print_review_vb/print_vb. cgi?news =/reviews/free/2004/part1/index. 8Йт1&Тт=Европе %20и %20США %20все %20труднее %20удерживать %-0лидерство %20на %20рынке %20ИКТ %20- %20CNews.
Рис. 6. Объем мирового рынка иКТ
тельской корпорации IDG/IDC26, а также аналитических отчетов компаний МаркетВизио (MarketVisio) и Дэйтаквест (Dataquest), Гартнер Ресерч (Gartner Research), Екзакт-Дэйта Компани (ExactDATA Co), Абердин Групп (Aberdeen Group), МакКинси (McKinsey), «Аджаст Медиа», инвестиционного банка Морган Стенли (Morgan Stanley), Outsourcing-Russia. com27.
Общий объем мирового рынка иКТ на начало 2002 г. составлял порядка 2.442 млрд евро, а темп прироста (CAGR)28 в 6,6 %, в 2004 г. - 2167 млрд евро, 2005 г. -2301 млрд. евро. Следует отметить, что снижения объемов мирового рынка ИКТ не происходило, и более низкие значения 2004 -2005 гг. по сравнению с 2003 г. и бо-
одного аутсорсера; 28 % в рамках своей стратегии используют услуги офшорных аутсорсеров25.
Перед компаниями Западной Европы также стоят задачи снижения издержек и поиска пар-тнеров-аутсорсеров для решения своих задач. В этой связи офшорные ИТ-услуги в целом становятся неотъемлемой составляющей ИТ-стратегий большинства компаний стран Западной Европы. Гартнер Групп с 2002 до 2004 г. отметила рост рынка офшорного программирования, по крайней мере, на 40 %, при этом услугами аутсорсинговых фирм фактически пользуются 75 % компаний Западной Европы.
В целях подробного и глубокого изучения тенденций развития мирового рынка офшорного программирования автор исследования в первую очередь обратил внимание на мировой рынок информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включающей в себя и рынки информационных технологий и офшорного программирования.
Данные статистики и результаты аналитических обзоров мировых и региональных рынков ИКТ, ИТ и офшорного программирования были заимствованы автором из опубликованных в печатных и электронных СМИ отчетов Франкфуртской исследовательской компании «Европейский информационно-технологический наблюдатель» (European Information Technology Observatory), международной исследова-
25 Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp.
26 IDG/IDC — Международная исследовательская компания
27 См., например, Глобальные тенденции рынка ИТ http://www. nsda. ru/home. asp?artId=583; Коркишко М. Информационные технологии в управлении бизнесом. http://www. pro-invest. ru/it/ analit/automation/inf_tech. htm; Обзор информационных технологий в бизнесе. Аналитическая лаборатория Про-Инвест http://www. pro-invest. ru/it/analit/automation/inftech_buss. html; Офшорное программирование http://www. interface. ru/fset. asp?Url=/misc/news/ n011108933.htm; Офшорное программирование http://russia-gateway. ru/ru/docs/doc_show. adp?reg=3&theme_id=669&comm=2&type=613; Пименов Ю. С. Использование Интернета в системе маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1, Профессиональный ИТ-аутсорсинг. http://datafort. ru/content/rus/rubr10/rubr-109.asp; Рынок офшорного программирования в России. http://www. cnews. ru/comments/2002/07/01/4.shtml; Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp; Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Совместный проект еженедельника «Эксперт» и консалтинговой группы «БИГ» 5-е переработанное и дополненное издание. — М.: ЗАО «Журнал-эксперт», 2001; Сертификация по стандартам ISO & CMM http://www. adj. ru; Слабые места Российского ПО http://www. interface. ru/fset. asp?Url=/misc/ ofsh-ofb. htm; Титоренко Г. А. и др. Информационные технологии в маркетинге. Учебник для вузов. — М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2000. 335 с.; Титоренко Г.А., Макарова Г.Л. Информационные технологии в маркетинге. — М.: ЮНИТИ-ДАТА МО РФ. 2000. 335 с.; Baaken Thomas Business-to-Business-Kommunikation: neue Entwicklungen im B2B-Marketing. — Berlin: E. Schmidt, 2002-222 S.; Friedag R. Herwig, Schmidt Walter. E-Controlling: der Controlling-Berater zum E-Business in zukunftorientierten Unternehmen. — Freiburg (Breisgau) [u. a]: Haufe, 2001 — 294 S.; Herrmann Christoph. E-marketing: Erfolgskonzepte der dritten Generation. — 1. Aufl. Frankfurt am Mein: Frankfurter Allg. Zeitung, — Verl. Bereich Buch, 2001, 213 S.; Stolpmann Markus. Online-Marketingmix: Kunden finden, Kunden binden im E-business, — 2. Aufl. Bonn: Galileo Press, 2001. — 347 S.; Streicher Heinz. Outsourcing: Arbeitsleitung in der Datenverarbeitung: Varianten, Verfahren, Wirtschaftlichkeit. — München: Computerwoche — Verl., 1993, — 101 S.; Shaw J. Michael. E-business management: integration of Web technologies with business models. — Kluwer 2003. XIV, 461 p.
28 CAGR — compound annual growth rate, среднегеометрический
годовой темп прироста.
США
30%
Остальной мир 26%
Япония 12%
Европа (включая Восточную) 30%
Источник: ЕГГО, 2004 г. http://cnewz. m/cgi-bm/prmt_review_ уЬ/ргт1_уЬ. cgi?news=/reviews/free/ 2004/раШ/1Мех. shtml&TГГL =Европе %20и %20США %20все %20труднее %20удерживать %-Олидерство %20на %20рынке %20ИКТ %20- %20CNews
Рис. 7. Региональная структура мирового рынка потребления ИКТ
12 10 8 6 4 2 0 -2
5,1
3,7
4,8
2,2
-0,8
□ 2003
□ 2004 ■ 2005
Западная США Япония Остальной Европа мир
Источник: EITO, 2004
Источник: EITO, 2004 г. http://cnewz. ru/cgi-bin/prmt_review_ vb/print_vb. cgi?news=/reviews/free/2004/part1/index. shtml&TITL =Европе %20и %20США %20все %20труднее %20удерживать %-0лидерство %20на %20рынке %20ИКТ %20- %20CNews
Рис. 8. Прирост рынка МКТ по регионам
лее ранними связаны с тем, что сведения по данным Анализируя динамику рынка в отдельных регио-
годам взяты из других источников, в которых, предположительно, за основу расчета берутся некоторые другие показатели. Реально же в абсолютном выражении рынок ИКТ, несомненно, вырос (рис. 6)29.
Некоторый «застой» в данном секторе рынка аналитики Е1ГО объясняют низким спросом на технические средства и услуги со стороны корпоративных заказчиков, а также более медленным, чем ожидалось ранее, распространением технологий мобильной связи третьего поколения (3G).
Аналитиками Е1ГО также утверждается, что реальные расходы корпораций на информационно-коммуникационные технологии в этом году заметно отстают от запланированных ими. По мнению указанных аналитиков, очень многие руководители компаний и их информационно-технологических подразделений заявляют, что их компании не намерены сокращать инвестиции в информационные технологии, однако на деле эти компании не вкладывают средств в технологии30.
Подобные результаты дали и исследования специалистов инвестиционного банка Морган Стенли. Так, проведенные опросы среди руководителей информационно-технологических подразделений ряда европейских компаний продемонстрировали, что эти компании сегодня подходят к формированию бюджета на информационные технологии намного более осторожно, чем ранее.
нах, исследователи из EITO отмечали особенно резкое замедление роста в Западной Европе. Так, изначально на 2002 г. на европейском ИКТ-рынке прогнозировался рост на 5,4 %. В конце года результаты были скорректированы, и утверждалось, что рынок вырос лишь на 1,1 %, до уровня 641 млрд евро (631 млрд долл.). Корректировка во многом объясняется непредвиденным замедлением развертывания сетей 3G-связи.
По данным IDC в 2000-2001 гг. мировой рынок ИКТ вырос всего на 4 %. Однако отдельные регионы, такие как Восточная Европа, некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинская Америка, база ИКТ которых существенно уступает промышленно развитым странам, продолжали увеличивать расходы на ИКТ и по темпам развития опередили Северную Америку и Западную Европу В десятку стран, имеющих самые высокие темпы роста ИКТ, вошли Китай, Бразилия Вьетнам, Колумбия, Индия, Словакия, Греция, Румыния и Польша 31.
Структура потребления на мировом рынке ИКТ отражена на рис. 7.
Наиболее высокими темпами (до 10 % роста) потребление ИКТ росло в странах, не входящих в группу мировых лидеров (1 — 5 %). По сравнению с нулевыми показателями 2003 г. рынок ИКТ США вырос в 2004г. на 3,7 %. Японии, где в 2003 г. был зафиксирован отрицательный показатель — 0,8 %, в 2004г. удалось увеличить этот рынок на 2,2 % (см рис. 8)32.
29 Глобальные тенденции рынка ИТ http://www. nsda. ru/home. asp?artId=583.
30 Офшорное программирование http://russia-gateway. ru/ru/ docs/doc_show. adp?reg=3&theme_id=669&comm=2&type=613; Рынок офшорного программирования в России. http://www. cnews. ru/comments/2002/07/01/4.shtml; Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp.
31 Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp
32 Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков. «Европе и США все труднее удерживать первенство на рынке ИКТ» http://cnewz. ru/cgi-bin/print_review_vb/print_vb. cgi?news=/reviews/free/2004/part1/ index. shtml&T IT L= Европе %20и %20США %20все%20труднее%-
0удерживать %20лидерство%20на %20рынке %20ИКТ%20- %20CNews
млрд. долл. США
120<Ь
1000
800
600
400
200
279
310
349
395
440
494
555
624
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
годы
■ Мировой ИТ-рынок по оценке ШС □ Мировой ИТ-рынок по оценке «Бизнес-информатики»
Мировой ИТ-рынок по оценке Л. Реймана
Источник: IDC, 2001 (http://www. idc. com), Первое заседание факультета «Бизнес-информатика». Россия располагает существенным потенциалом для увеличения своего присутствия на рынке информационных технологий. http:// bi. hse. ru/bim/dlya-razdela-podrobnee/dlya-razdela-podrobnee/pervoe-zasedanie. html, Леонид Рейман «Информационные технологии нуждаются в комплексом подходе» http://www. allrus. info/obj/main. php&ID=2170252arc_new=1
Рис. 9. Мировой ИТ-рынок
Что касается географии экспорта на мировом рынке ИКТ, то, по данным ОЭСР, в 2005 г на первое место по экспорту ИКТ вышел Китай, где объем экспортадостиг 180 млрд долл., обогнав при этом Соединенные Штаты Америки с объемом экспорта в 149 млрд долл.
Традиционные на рынке офшорного ИТ-аутсорсинга компании стран Азии, в частности Индии и Пакистана, сильно пострадали в результате последовавших после трагедии 11 сентября 2001 г. событий. Многие крупные международные компании, не желая подвергать себя гипотетическому риску, связанному с пребыванием в этом регионе, предпочли искать новые рынки. Это, в свою очередь, дало возможности для роста офшорного ИТ-аутсорсинга стран Восточной Европы и России.
Мировой рынок информационных технологий, представляя собой лишь информационную часть общего рынка информационных и коммуникационных технологий, согласно результатам исследований международной исследовательской корпорации IDG/IDC на конец 2002 г. составлял порядка 555 млрд долл., на конец 2005 г.,
другим оценкам — 915 млрд. долл.34 (рис. 9).
ИТ-рынок более динамичен по сравнению с рынком ИКТ и начиная с 1997 г. по сегодняшний день рынок ИТ находится в стадии роста и увеличился за данный период практически в 3,5 раза (с 279 млрд долл. США до 915 - 1000 млрд долл. США). Темпы прироста, наблюдаемые на рынке и подтвержденные, в прогнозах аналитиков IDG/IDC составляют 12,1 %, а к 2005 г. объем рынка достиг 9151000 млрд долл. США Темпы роста ИТ-рынка определяются инвестициями в программное обеспечение и соответствующий сервис, в том числе и связанный с электронным бизнесом. Темпы роста рынка коммуникационных технологий целиком и полностью связаны с процессами конвергенции в среде сети Интернет35.
В части географии ИКТ и ИТ рынков автор отмечает, что основными регионами в этих индустриях представлены: США, Европа, Япония, Азия/ Тихий океан, Канада, Латинская Америка и др. США и страны Европейского союза — наиболее крупные участники мировых ИТ и ИКТ-рынков (рис. 10 и 11).
В США в 2001 г. был зафиксирован низкий темп роста ИТ-рынка, который составил только 0,5 %. Это можно считать следствием кризиса высокотехнологичных компаний в 2000 — 2001 гг. которые, конечно же, наиболее сильно отразились на стране с большей степенью участия в данном вопросе. На рис. 7 кризисный период отражен на графике падением темпов роста в 2001 г. на 8,3 % по сравнению с предыдущим.
В итоге в 2002 г. доля США на мировом рынке информационных технологий составила 36 %. Азия/Океания демонстрируют рост в 2,5 раза, до 10 % от общего объема ИТ-рынка, «Четыре азиатских тигра» — Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур показывают стремительные темпы роста в 7,5 %. Япония увеличила долю
по одним оценкам — около 1 трлн долл.33, по
33 Первое заседание факультета «Бизнес-информатика». Россия располагает существенным потенциалом для увеличения своего присутствия на рынке информационных технологий. Ы!р://Ы. hse. ru/Ыm/dlya-razdela-podшbnee/dlya-razdela-podшbnee/vtotoe-zasedanie-4.html
34 Леонид Рейман «Информационные технологии нуждаются в комплексом подходе» http://www. allrus. info/obj/main. php&ID=2170252arc_new=1.
35 Офшорное программирование http://russia-gateway. ru/ru/ docs/doc_show. adp?reg=3&theme_id=669&comm=2&type=613; Рынок офшорного программирования в России. http://www. cnews. ru/comments/2002/07/01/4.shtml; Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp.
Восточная Европа 2%
Ближний Восток Африка 2%
Латинская Америка
,„ 5% Азия / Океания
10%
Северная Америка 36%
Западная Европа 28%
Источник: Карапетян А. В. Повышение конкурентоспособности российских офшорных ИТ-компаний на европейском рынке на основе маркетинга взаимодействий. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Тверь, 2003 г. С. 17.
Рис. 10. Мировой рынок иТ, 2001
Азия / Тихий океан 4%
Латинская
Америка ДРУ™е 3%
Япония 13%
Европа 29%
Канада
3%
Источник: IDC 2001 (http://www. idc. com)
Рис. 11. Мировой рынок иТ по регионам, 2000
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
Управление ИТ
Разработка
Интеграция
— Консалтинг (IT&biz)
Внедрение
Обучение
— Бизнес-упр.
1998 1999
2000
2001
2002 2003
Источник: Dataquest (http://www. dataquest. com)
Рис. 12. Мировой рынок иТ-услуг. динамика роста (в млрд долл.)
за которой следуют Великобритания — 21,7 % и Франция — 17,1 %36.
Целесообразно привести классификацию ИТ-услуг, оказываемых представленными на рынке информационных технологий компаниями37: управление ИТ; разработка; интеграции; консалтинг; внедрение; обучение; бизнес-управление.
По результатам исследования Дэйтаквест, самым большим спросом на настоящий момент пользуются услуги по комплексному управлению информационными технологиями, то есть предоставление полного комплекта услуг в данной сфере38. В части отдельных специализаций, по общемировому объему оказываемых услуг лидируют направления «разработки программного обеспечения» и «интеграция новых приложений» в уже работающие системы (совокупный объем спроса более 200 млрд долл.). Затем идет «консалтинг» (ИТ-консалтиг, а также бизнес-консалтинг). «Внедрение ИТ» и «обучение» занимают лишь шестую часть рынка, поскольку насыщение рынка информационными системами в основной своей массе состоялось до 2000 г., и работающий с ними персонал также в своем большинстве уже обучен (рис. 12). Внедрение и обучение на сегодняшний день касаются только концептуально новых систем, но большинство компаний предпочитают более дешевый с точки зрения оперативных издержек путь, использование имеющихся ресурсов с интеграцией в них новых, более эффективных, приложений. В свою очередь, это подстегивает дальнейший рост рынка услуг по разработке и интеграции программного обеспечения.
Целесообразно резюмировать, что, несмотря на то, что приоритеты в оказании ИТ-услуг отдаются комплексным решениям, разработка программного обеспечения пользуется на рынке огромным спросом и в гораздо большей степени, чем услуги консалтинга, внедрения, обучения и прочих, которые, кроме того, довольно сложно оказывать офшорным компаниям. Высокий спрос на разработку программного обеспечения, в свою очередь, обусловливает рост рынка офшорного программирования, который
присутствия на рынке до 17 %, а темпы роста составляют 5,3 %. Рынок информационных технологий стран Европейского союза не меняет своих позиций, как и остальные участники рынка. Наибольший темп роста на европейском ИТ-рынке демонстрирует Германия — 22,3 %,
68 -
36 Обзор информационных технологий в бизнесе. Аналитическая лаборатория Про-Инвест http://www. pro-invest. га/it/analit/ automation/inftech_buss. html.
37 Zwerger Florian, Paulus Sachar. ^-Business-Projekte: warum sie scheitern und wie man sie zum Erfolg führt. — 1. Aufl. Bonn: Galileo Press, 2002, - s. 91.
38 Рынок офшорного программирования в России. http://www. cnews. ru/comments/2002/07/01/4.shtml.
> I
0
1 О.
0
1
О
2000
2001
2004
2005
2002 2003 годы
Источник: Карапетян А. В. Повышение конкурентоспособности российских офшорных ИТ-компаний на европейском рынке на основе маркетинга взаимодействий. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Тверь, 2003. С. 14.
Рис. 13. Затраты на офшорные ИТ-услуги в США
в настоящий момент является одним из наиболее динамичных рынков в сфере ИТ-услуг.
Согласно докладу Гартнер Групп оборот мирового рынка ИТ-услуг за 2003 г. вырос на 6,2 %, до 569 млрд долл.
Главным потребителем ИТ-услуг по-прежнему остается США с 59 % долей рынка. Индия занимает всего 1,4 % мирового рынка ИТ-услуг. Но ее доходы выросли на 29 % против 4 % в США. В основном, индийские поставщики работают на экспорт, получая из-за рубежа 92 % денег.
Старший аналитик группы ИТ-услуг Гартнер Кэтрин Хейл (Kathryn Hale) считает, что «поставщики из США и Индии были наиболее успешными в увеличении продаж за пределами своих регионов — Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского. Поставщики, расположенные в других странах, преуспели в первую очередь в продажах у себя дома и расширили бизнес в местном регионе. В результате поставщики из США и Индии — более опытные в мировых ресурсах, или, другими словами, в аутсорсинге, и лучше позиционированы для глобальной экспансии».
В Азиатско-Тихоокеанском регионе рост рынка составил 10,3 %. В Японии наблюдался рост в размере 11,3 %, из которых две трети относятся к заграничной активности. Внутри страны рост составил всего 3,5 %.
В мировом масштабе наиболее растущими сегментами рынка стали услуги ИТ-менеджмента и управления процессами: эти сегменты возросли: 10 и 9,3 % соответственно. Консалтинговый сегмент, наоборот, сократился — всего 0,1 %. «В 2004 году аутсорсинг продолжит увеличивать рост мирового рынка ИТ-услуг, а ИТ-менеджмент и управление процессами будут расти быстрее, чем консалтинг и разработка и услуги интеграции, — заявила Хейл. — Аутсорсинговая активность преобразует ИТ-расходы из внутренних ресурсов во внешние. Кроме того, аутсорсинг бизнес-процессов зачастую переносит во внешние расходы те, которые никогда не присутствовали в ИТ-бюджете внешних поставщиков. Например, от человеческих ресурсов». 39
На долю офшорного программирования приходится чуть меньше 25 % общего объема общемирового рынка ИТ. На фоне 3,5 % роста рынка ИКТ и 12 % роста рынка ИТ рынок офшорного программирования демонстрировал темпы роста в 18 %. Динамика офшорного программирования в США представлена на рис. 13.
Последняя динамика рынка оффшорного программирования выглядит следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Динамика рынка офшорного программирования, млрд долл.
Регион 1999 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2009 г. (прогноз)
Россия 0,06 0,125 0,475 0,725* 0,850* 2,34
Страны Азиатско- Тихоокеан- н/д 5 18 44* 57* н/д
ского
региона
Весь мир н/д 78 130 160 180 300*
Источник: Составлено автором на основании данных Обзора информационных технологий в бизнесе. Аналитическая лаборатория Про-Инвест http://www. pro-invest. ru/it/analit/ automation/mftech_buss. html, Первого заседания факультета «Бизнес-информатика». Россия располагает существенным потенциалом для увеличения своего присутствия на рынке информационных технологий. http://bi. hse. ru/bim/dlya-razdela-podrobnee/dlya-razdela-podrobnee/vtotoe-zasedame-4.html, * — оценка автора.
39 08.07.2004 Gartner: мировой рынок ИТ-услуг вырос за год на 6,2 %
http://www. tradecenter. ru/
- 69
Млн долл.
ЬОО -
450-
400 '
350'
300'
250'
200
150' M
100 ■
50'
и 2000
В России: рост 277%, CAGR 56%
Млрд долл, 140
I Россия
2003
Источник: Market-Visio/EDC
В мире: рост 65%. CAGR 18%
Азия-Пасифика: рост 94%, CAGR 24%
2000 2003
Источник: Dataquest (http://www. dataquest.com)
Рис. 14. динамика рынка офшорного программного обеспечения
Сопоставляя доли крупнейших участников на рынке офшорного программирования и Россию, аналитики компании МаркетВизио и Дэйтаквест получили результаты, представленные на рис. 1440: Стремительный рост ИТ-рынка, на котором уже каждый четвертый продукт создается с использованием услуг рынка офшорного программирования, и опережающая ИТ-рынок в полтора раза динамика развития рынка офшорного программирования позволяют делать выводы относительно чрезвычайно привлекательности работы на рынке офшорного программирования и больших перспектив этого рынка.
Таблица 2
Потенциальные выгоды и риски заказчиков от использования офшорного программирования
Потенциальные выгоды
1. Преодоление проблем в части временных ограничений и нехватки необходимых навыков;
2. Сокращение затрат компании на создание и использование информационных технологий;
3. Преодоления нехватки квалифицированных кадров и расширения сбыта посредством локализации программного обеспечения;
4. Высвобождение активов и ресурсов;
5. Концентрация усилий компании на основной деятельности;
6. Доступ к передовым технологиям
Потенциальные риски
1. Проблемы координации и управления;
2. Коммуникационные трудности;
3. Межкультурные различия (в том числе: национальные, этнические, региональные, организационные, профессиональные, технологические, факторы, традиции и психология);
4. Потеря контроля из-за удаленности, в результате — дублирование функций и ресурсов.
40 Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp
Учитывая требования современной экономики и бизнеса, офшорное программирование, как эффективный способ значительно снизить издержки в создании, усовершенствовании и поддержке информационных технологий всегда будет иметь высокий спрос в условиях современной рыночной экономики. Вместе с тем, основываясь на принципах ИТ-аутсорсинга, офшорное программирование несет в себе и риски, связанные с ним, которые были описаны выше. Следовательно, при принятии решения об использовании офшорного программирования, заказчик всегда должен оценивать риски и предпринимать меры к их минимизации.
Различия в моделях взаимодействия заказчика и исполнителя обусловлены как раз различными подходами к снижению рисков, степенью информированности заказчика о ходе выполнения контракта и степенью контроля над исполнителем. В настоящий момент известны и используются на практике несколько моделей взаимодействия заказчиков и исполнителей на рынке офшорного программирования, которые представлены на табл. 3.41
С укреплением стабильности, улучшения инфраструктуры коммуникационного бизнеса в
41 Обзор информационных технологий в бизнесе. Аналитическая лаборатория Про-Инвест http://www. pro-invest. ru/it/analit/automation/ inftech_buss. html, Офшорное программирование http://russia-gateway. ru/ru/docs/doc_show. adp?reg=3&theme_id=669&comm=2&type=613; Рынок офшорного программирования в России. http://www. cnews. ru/comments/2002/07/01/4.shtml; Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp, Hannig Uwe. Die EntwicklwÜi@ iteeÄMäÄ®MÖtÜeÖtä=£ä@ □ ÄäÖteÖÜIafW □ □ ätÖÖtl auf Basis des Konzepts des strategischen Gruppen: dargestellt am Beispiel der Hersteller von Hochleistungs-PCs and PC-standardanwendungssoftware. — Franfurkt am Mein [u. a.]: Lang, 1993-315 S.; Outsourcing und Datenschutz:
[Vertragsgestaltungen aus datenschutzrechtlicher Sicht] / Müthlein; Heck. — 1. Aufl. Köln: Datakontext, 1995, Stolpmann Markus. Online-Marketingmix: Kunden finden, Kunden binden im E-business, — 2. Aufl. Bonn: Galileo Press, 2001. - 347 S.
Таблица 3
Модели взаимодействия заказчиков и исполнителей на рынке офшорного программирования
Наименование модели Сущность модели Преимущества модели
Onsite contract worker Компании-заказчики нанимают дополнительный персонал из находящихся в той же стране специалистов из числа эмигрантов или иностранцев с разрешением на работу. Квалификация новых работников и, как правило, невысокие требования к заработной плате, по сравнению с общим уровнем заработной платы в стране, позволяют достичь в использовании данной модели основную цель Экономия на издержках на персонале с учетом места проживания и т. п. Представленная модель, как правило, используется в некоторых сложных и долгосрочных проектах
Onsite projects Вызов под конкретный проект компанией-заказчиком к себе команды компании-исполнителя, на все время выполнения проекта. Таким образом, проект выполняется в стране заказчика, но по более низким расценкам исполнителя, плюс дополнительные расходы на оплату проезда и пребывания в стране заказчика Позволяет более точно выполнить заказ на всех стадиях исполнения контракта по параметрам заказчика
Pure offshore projects Проект выполняется в стране исполнителя. То есть заказчик, согласовав контракт, полностью передает его исполнение иностранному исполнителю и по завершении контракта получает уже готовый продукт. Объем сохраненных издержек зависит от того, работает ли исполнитель напрямую с заказчиком или через местного системного интегратора Позволяет найти наиболее компетентную компанию производителя ОП, и часто применяется в национальных компаниях, работающих в обеих странах. Возможность экономии выше, чем в предыдущих моделях
Onsite offshore projects Усовершенствованный вариант модели Риге Offshore Ргсд'еС», с тем отличием, что часть сотрудников исполнителя включаются в штат заказчика с целью более качественного выполнения заказа по параметрам заказчика. Позволяет избежать трудностей в координации выполнения проектов, свойственных Риге Offshore РгсдеС», поскольку часть команды исполнителя физически находится у заказчика и способна оперативно и качественно реагировать на условия выполнения проекта. Момент чистого аутсорсинга присутствует в данной модели на 70 — 75 %.
Onsite onshore-offshore projects Основная работа выполняется удаленным исполнителем, который «поддерживается» включенными в штат представителями заказчика при создании и тестировании продукта, а также выделением внутренних ресурсов компании. «Включенная» команда сфокусирована, прежде всего, на управлении проектом и изменениями. В основном данный подход распространен в Европе. Данная модель, как правило, используется в очень сложных проектах для обеспечения большей степени соответствия созданного продукта требованиям заказчика.
Oncide Development Centers (ODCs) Компания-заказчик не заключает с исполнителем срочных контрактов, а попросту «расширяет» свой собственный ИТ-отдел, создавая его в стране исполнителя и передавая ему практически полностью все функции ИТ-отдела Представленная модель очень популярна среди американских компаний, которые управляются из индийских центров. Через подобные центры проходит достаточно много проектов, как простых, так и сложных в исполнении. Высокая степень координации работ как с заказчиком, так и внутри компании. Маркетинговые преимущества
Источник: Карапетян А. В. Повышение конкурентоспособности российских офшорных ИТ-компаний на европейском рынке на основе маркетинга взаимодействий. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Тверь, 2003 г. С. 21 - 22.
стране исполнителя, укреплением партнерских отношений между компаниями наблюдается развитие предпочтений заказчика к той или иной модели взаимодействия, отраженное на рис. 1542. Первый шаг в определении необходимости использования офшорной модели для заказчика - определить, какие функции должны обязательно «оставаться» в рамках компании, а какие функции можно отдать
42 Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/content/rus/41/412-article. asp.
на исполнение сторонней фирме (external service provider, ESP). Сегодня европейские компании в основном исходят из фактора стоимости и уровня издержек, при этом уровень сложности проектов, исполнение которых поручается офшорным компаниям, имеет тенденцию к увеличению43.
Также исследования отмечают стремление выбора заказчиками более известных и стабиль-
43 Проблемы офшорного программирования в России. http:// www. alee. ru/products_article1_order_r. html.
Возрастание Oncide Development Centres (ODCs)
стабильности и постоянства
Onsite Onshore-Offshore Projects Onsite Offshore Projects Pure Offshore Projects Onsite Projects Onsite contract worker
Время
Источник: Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002 http://www. datafort. ru/ content/rus/41/412-article. asp
Рис. 15. Эволюция доставки офшорных иТ-услуг
ных компаний в качестве исполнителей44. Хотя следует констатировать, что уже не только крупные (Fortune 500), но и средние (Fortune 1000) фирмы все чаще прибегают к услугам аутсорсинга.
На рынке офшорного программирования стабильно доминирует Индия, но следует подчеркнуть неизбежное появление на этом рынке в ближайшем будущем компаний из других стран, которых и в настоящий момент уже немало.
Фирмам, планирующим получать заказы на разработку программного обеспечения из-за рубежа, следует стремиться к качественному партнерству. Заказчикам и исполнителям-аутсорсерам не рекомендуется работать на рынке исходя только из таких целей, как, соответственно, «быстрый заработок» и «экономия издержек». Именно стремление компании позиционировать себя как стратегического стабильного партнера, уделяющего большое внимание качеству, приведет фирму к успеху. Такой подход, наравне со специализацией компании, поможет этой организации претендовать на долговременное сотрудничество со своими заказчиками.
Так как спрос на ИТ-услуги растет, увеличивается и приток новых поставщиков, предлагающих своего рода уникальные услуги в рамках занимаемых ими технологических ниш. Поэтому рынок
аутсорсинга становится все более разнообразным. Среди государств, относительно недавно появившихся на рынке услуг по разработке программного обеспечения на заказ (то есть офшорного ИТ-аутсорсинга), следует отметить Китай, Польшу и Филиппины. Несмотря на то, что доля этих стран в мировом рынке ИКТ довольно скромная, они обладают целым рядом преимуществ, включающих наличие высококвалифицированных специалистов в области ИТ, конкурентоспособные цены на предлагаемые услуги и, что особенно важно, сильную поддержку экспорта ИТ-услуг со стороны правительств этих стран. Успешный опыт Индии в данной сфере насчитывает уже около 15 лет, а также примеры таких стран, как Ирландия, Израиль, Пакистан, Китай и Филиппины, доказали решающую роль государства и национальных ассоциаций ИТ в создании благоприятного климата, способствующего неуклонному росту индустрии информационных технологий.
В отличие от вышеназванных государств, развитие информационных технологий в России не сопровождается всеобъемлющей согласованной поддержкой государства и отрасли. Наличие талантливых специалистов, потенциально высокое качество производимых продуктов и услуг, относительно невысокие затраты на оплату труда и другие факторы, привлекающие иностранных заказчиков, делает российский рынок производства программного обеспечения, пока относительно скромных
Таблица 3
Страны — участники рынка офшорного программирования по категориям
Лидер
догоняющие
44 Baaken Thomas Business-to-Business-Kommunikation: neue Entwicklungen im B2B-Marketing. - Berlin: E. Schmidt, 2002-222 S.; Berg Jürgen. Outsourcing in der Informationstechnologie: eine strategische Management-Entsheidung (Hg.) Frankfurt [u. a.] CampusVerl. 1995; Hahn Carsten. Segmentspecifische Kundenzufriedenheitsanal yse: neue Ansätze zur Segmentierung von Märkten. — 1. Aufl. Wiesbaden: Dt. Univ. -Verl., 2002 — XVIII, 250 S. Outsourcing und Datenschutz: [Vertragsgestaltungen aus datenschutzrechtlicher Sicht] / Müthlein; Heck. — 1. Aufl. Köln: Datakontext, 1995, 234 S.
Индия Белорус- Литва
сия Бразилия Новая Зеландия
Египет Сингапур
Эстония Украина
Латвия Венесуэла
Претенденты Начинающие
Канада Северная Бангладеш Непал
Китай Ирландия Куба Сенегал
Чехия Филиппины Гана Шри Ланка
Венгрия Польша Корея Тайвань
Ирлан- Россия Малайзия Таиланд
дия
Израиль Южная Маврикий Вьетнам
Мексика Африка
Источник: Карапетян А. В. Повышение конкурентоспособности российских оффшорных ИТ-компаний на европейском рынке на основе маркетинга взаимодействий. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тверь, 2003. С. 23.
размеров, весьма динамично развивающимся и имеющим перспективы к дальнейшему росту45.
Всемирная практика начала использования в работе компаний новых информационных технологий сделала актуальной задачу снижения издержек и оптимизации затрат на информационные технологии. В связи с этим различные организации все чаще стали использовать практику аутсорсинга в сфере информационных технологий.
Обязательной составной частью ИТ-стратегий большинства европейских (и за пределами ЕС) фирм благодаря своей способности значительно снижать трудовые издержки становится один из видов ИТ-аутсорсинга — офшорное программирование. Понятие «офшорное программирование» используют для описания услуг по удаленной разработке программного обеспечения, выполняемого независимой от заказчика компанией с привлекательными ресурсами разработки.
45 Профессиональный ИТ-аутсорсинг. 111р:/^а1а6эг1. ги/соПеП/ ги/гиЬг10/гиЬг-109^р
Большой потенциал рынка офшорного программирования открывает огромные перспективы не только на уровне отельной ИТ-компании, но и в отношении развития целой ИТ-отрасли в рамках страны. Свидетельством тому являются показатели роста и динамики развития рынка офшорного программирования на фоне мировых ИКТ и ИТ рынков. Наиболее объективные причины развития офшорного ИТ-бизнеса: устойчивый спрос на офшорные ИТ-услуги; перспектива скорого роста внутреннего спроса на ИТ-услуги стран, поставляющих их офшорные версии на экспорт; возможность их экспорта на внешние рынки с большим покупательным спросом, нежели на внутреннем.
Имеющийся потенциал развития данного направления международного бизнеса в России может быть успешно реализован, но для этого существуют объективные препятствия: высокий уровень конкуренции на мировом офшорном ИТ-рынке, малая его доля у российских ИТ-компаний. Эти недостатки не позволяют России сделать это в необходимых масштабах.
Не успели оформить
подписку на 2007 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 621 -69-49, Http://www.financepress.ru
(495) 621-91 -90 E-mail: [email protected]