Научная статья на тему 'Аутсорсинг: офшорная разработка программного обеспечения'

Аутсорсинг: офшорная разработка программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг: офшорная разработка программного обеспечения»

Всемирная практика использования в работе компаний новых информационных технологий сделала актуальной задачу снижения издержек и оптимизации затрат на них. В связи с этим различные организации все чаще используют в этой сфере аутсорсинг.

Обязательной составной частью ИТ-стратегий большинства западных фирм становится один из видов ИТ-аутсорсинга - офшорное программирование, услуги по удаленной разработке программного обеспечения, выполняемого независимой от заказчика компанией с привлекательными ресурсами разработки. Обзор ситуации в мире и в России.

Аутсорсинг: офшорная разработка программного обеспечения

Н. В. ВОРОНИНА,

кандидат экономических наук, Государственный университет управления, главный специалист по налогообложению ОАО «ЛУКОЙЛ», А. М. ВОРОНИНА, Государственный университет управления, Москва

Аутсорсинг (от англ. outsourcing) - способ оптимизации деятельности организаций за счет сосредоточения на основном предмете и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным организациям.

В 80-е годы прошлого века этот эффективный способ уменьшения расходов и увеличения прибыльности организаций получил большое распространение. Первыми его стали применять автомобильные компании, начавшие делать заказы на поставку комплектующих фирмам - высококлассным специалистам в той или иной области. Окончательное решение в пользу аутсорсинга было принято после сопоставления прибылей конкурирующих автомобильных фирм. Так, «Дженерал моторс», использовавшая традиционный © ЭКО 2006 г.

ОТРАСЛЬ 105

L L J

подход - производство и хранение полного набора комплектующих на собственных складах, получала намного меньше прибыли, чем фирмы «Форд» и «Крайслер», использовавшие аутсорсинг.

По оценкам экспертов компании «МакКинзи», к 2008 г. в компаниях, предоставляющих услуги на основе аутсорсинга, будет работать более 4,1 млн чел.1, а рынок офшорных услуг уже в конце 2004 г. превысил 100 млрд дол.2

Аутсорсинг и информационные технологии

В сфере информационных технологий аутсорсинг (или ИТ-аутсорсинг) получил большое распространение в рамках практики внедрения систем обработки информации и управления организациями. Первым широко известным фактом стала передача компанией «Кодак» своего центра обработки данных в обслуживание на 10 лет компаниям IBM, Digital Equipment Corp. и Businessland Inc.

В понятие полного ИТ-аутсорсинга включаются разработка программного обеспечения, его сервисная и техническая поддержка, обучение пользователей (сотрудников компании), администрирование сети, хранение данных, восстановление системы в случае сбоев, хостинг приложений, управление IP-телефонией (но не всегда), стратегическое планирование ИТ-инфраструктуры и услуги интернет-провайдера3.

Опрос руководителей больших компаний, использующих аутсорсинг в своей деятельности, показал, что главным мотивом для обращения к компаниям-аутсорсерам является стремление сократить расходы на соответствующее направление деятельности компании (рис. 1)4.

1 McKinsey: 4.1 Million jobs to be affected by outsourcing come 2008. http:// news.yahoo.com/news?tmpl-story&u-/afp/200 50713/bs_afp/usecono-myglobal_050713220406

2 Today's trends in Offshore outsourcing. 07.09.04, http://www.emarketer.com/ Articles/Print.aspx?1003028

3 Профессиональный ИТ-аутсорсинг. http://datafort.ru/content/rus/rubr10/ rubr-109.asp

4 Рынок офшорного программирования в России: Software Outsourcing Summit 2002. http://www.datafort.ru/content/rus/41/412-article.asp

50 40 30 -I 20 10

b Й

« s и

Рис. 1. Мотивы обращения к аутсорсингу, %

Источник рис. 1—3: Данные группы компаний «Телеком-Сервис ИТ», http:// www.teleserv.ru

В качестве примера экономии ресурсов компании можно привести систему ASP (Active Server Pages), позволяющую сотрудникам работать в технически мощном центре информационных технологий аутсорсера, не выходя из собственных кабинетов.

Таким образом, у организаций появляется альтернатива -арендовать пользование программными продуктами или покупать и налаживать программные продукты самостоятельно. Затраты, которые можно переложить на ИТ-аутсорсера, чтобы воспользоваться каким-либо специальным программным продуктом, отражены на рис. 2.

Экономия от применения аутсорсинга составляет около 50% по сравнению с традиционными методами. Тем не менее на пути внедрения ИТ-аутсорсинга стоит множество преград (рис. 3): от несовершенства существующих коммуникаций до сложных внутрикорпоративных вопросов и проблем промышленного шпионажа.

Нередко к аутсорсингу, и особенно к ИТ-аутсорсингу, организации обращаются как к вынужденной мере. Переход на его использование практически сразу дает мощный

0

Поддержка комплекса 4%

Гарантийное обслуживание 21%

Прочие расходы 15%

Стоимость лицензии 7%

Установка

и пуско-наладка 18%

Стоимость БД МS SOL 21% У

Стоимость оборудования

Активное сетевое оборудование 12%

Рис. 2. Распределение затрат при самостоятельной установке сложной системы, %

Недостатки в управлении кадрами Нечеткие условия контракта Недостатки в работе партнера Ошибки в планировании бизнеса Отсутствие опыта аутсорсинга Потеря контроля над процессом Нечеткие критерии оценки работ Сопротивление сотрудников

И 34 □ 35 -1 38

2 42 □ 43

2 48

2 56

;]5б

0 10 20 30 40

Рис. 3. Причины неудачного аутсорсинга, %

50

60

эффект экономии, но со временем организация утрачивает способность сама выполнять переложенные на аутсорсинг функции и фактически попадает в зависимость от компании-аутсорсера и не может безболезненно отказаться от ее услуг.

Посторонняя компания всегда преследует собственные экономические цели. Положение будет оставаться относительно стабильным до тех пор, пока цели компании-аутсор-

сера не будут противоречить целям фирмы-заказчика, но даже в этом случае последняя несет большую долю риска непредсказуемости в отношении действий партнера.

В частности, сотрудники компании-аутсорсера, уже работающие над проектом, по каким-либо причинам могут быть переведены на другой проект, что отрицательно повлияет на тактическое и стратегическое выполнение планов компании-заказчика. Кроме того, уровень контроля над персоналом компании-аутсорсера несравнимо ниже, чем при использовании труда собственных сотрудников компании.

Эти проблемы присущи аутсорсингу во всех отраслях. Известны два основных пути их решения. Первый и наиболее очевидный - использовать услуги только известных компаний. Существует так называемая «большая четверка» консалтинговых компаний, которые в последнее время активно осваивают и сферу ИТ-аутсорсинга: PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG и Deloit & Touch (ранее к ним добавляли компанию Andersen Worldwide, выбывшую из списка лидеров).

Услуги этих и аналогичных по уровню компаний недешевы. Если, к примеру, одна их крупнейших мировых нефтяных компаний British Petroleum успешно сотрудничает с компанией PricewaterhouseCoopers, то для менее крупных компаний такое сотрудничество не всегда будет экономически оправданным.

Основная рекомендация экономистов — не передавать без крайней необходимости аутсорсеру все функции, и ни при каких обстоятельствах — жизненно важные функции компании. При этом рекомендуется перекладывать на аутсорсера рутинные функции, не несущие в себе уникальных подходов и т. д.

При потребности в квалифицированных специалистах для выполнения сложных с технологической точки зрения работ необходимо, чтобы сотрудники организации работали вместе с сотрудниками аутсорсера, контролируя действия последних и обучаясь у них. В такой ситуации менеджер практически должен руководить как минимум двумя разными организациями, уделяя работе сотрудников компании-

аутсорсера больше внимания. Это своего рода искусство, талант и опыт, который на сегодняшний день ценится очень высоко.

Большинство опрошенных руководителей в западных странах готовы платить сравнительно больше сотрудникам с опытом работы с компаниями-аутсорсерами и, тем более, с опытом управления аутсорсингом.

Офшорное программирование

Офшорное программирование - это частный случай, специализация ИТ-аутсорсинга: услуги по удаленной разработке программного обеспечения и модернизации уже существующего, выполняемые независимой от заказчика компанией с привлекательными условиями разработки.

Оно имеет несколько основных направлений - создание приложений, миграция версий, решение проблемы совместимости версий, модульное включение, конверсия данных, интеграция приложений и др. Сложность аутсорсинговых заказов в этой сфере постоянно увеличивается. Также отмечается рост заказов на разработку экспертных систем (автоматизированные службы помощи), обеспечение для кол-центров (call-center).

Поскольку смысл любого бизнеса - извлечение наибольшей прибыли при наименьших затратах, заказчики (обычно это отрасли «новой экономики», крупные корпорации) переводят разработку программного обеспечения за рубеж в целях преодоления дефицита квалифицированных кадров и снижения трудовых издержек. Это дает от 20 до 40% экономии по сравнению с использованием внутреннего персонала или национальных подрядчиков и расширение сбыта посредством локализации программного обеспечения. Исполнители (компании в развивающихся странах и странах с переходной экономикой) реализуют значительные объемы своей программной продукции по гораздо более высоким ценам, нежели на внутреннем рынке страны, обеспечивают занятость сотрудников с высоким уровнем профессиональной подготовки, а также более высокий уровень оплаты труда квалифицированного персонала.

Основные направления использования офшорных ИТ-услуг отражены на рис. 4.

Продажи 5%

Другое 14%

Эксплуатация автотранспорт; 7%

Финансовые услуги

28%

Производство 8%

Транспорт 7%

ИТ-индустрия 18%

Рис. 4. Рынки офшорных ИТ-услуг, % Источник: Aberdeen Group, июнь 2002, http://www.aberdeen.com

Оценивая эффективность применения офшорного программирования, следует учитывать, что необходимые навыки сотрудников и временные ограничения становятся критически значимыми, когда нужно быстро решать проблемы совместимости старых и новых версий приложений, а усилия имеющегося квалифицированного персонала нужно направить на другие приоритетные направления деятельности.

Проведенные в середине 2002 г. компаниями Aberdeen Group и Gartner Group исследования рынков информационных технологий США и Западной Европы показали, что в США 57% опрошенных компаний ранее пользовались услугами аутсорсинга, причем 68% - крупные компании с оборотом более 1 млрд дол.; 37% пользуются услугами более чем одного аутсорсера, 28% - услугами офшорных аутсорсеров5.

Офшорные ИТ-услуги становятся неотъемлемой составляющей стратегий большинства компаний и стран Западной Европы. В 2002-2004 гг. был отмечен рост рынка оф-

5 Рынок офшорного программирования в России. http://www.datafort.ru/ content/rus/41/412-article.asp

шорного программирования на 40%, при этом услугами аутсорсинговых фирм фактически пользуются 75% компаний Западной Европы.

Мировой рынок

Мировой рынок информационных технологий, согласно результатам исследований международной исследовательской корпорации IDG/IDC на конец 2002 г., составлял порядка 555 млрд дол., а на конец 2005 г., по одним оценкам, - около 1 трлн дол.6, по другим - 915 млрд дол.7 Компании, представленные на этом рынке, оказывают следующие услуги: управление ИТ, разработка, интеграции, консалтинг, внедрение, обучение, бизнес-управление.

Несмотря на то, что приоритеты в оказании ИТ-услуг отдаются комплексным решениям, разработка программного обеспечения пользуется на рынке гораздо большим спросом, чем услуги консалтинга, внедрения и пр., которые офшорным компаниям оказывать довольно сложно. Высокий спрос на разработку программного обеспечения, в свою очередь, обусловливает рост рынка офшорного программирования - одного из наиболее динамичных рынков в сфере ИТ-услуг.

Согласно докладу Gartner Group, оборот мирового рынка ИТ-услуг за 2003 г. вырос на 6,2% - до 569 млрд дол. Главным потребителем по-прежнему остаются США - 59% рынка. Индия занимает всего 1,4%, но ее доходы выросли на 29% против 4% в США. В основном индийские поставщики работают на экспорт, получая из-за рубежа 92% финансовых средств.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе рост рынка составил 10,3%. В Японии - 11,3%, из которых 2/3 получено за счет заграничной активности, внутри страны рост составил всего 3,5%.

6 Первое заседание факультета « Бизнес-информатика». Россия располагает существенным потенциалом для увеличения своего присутствия на рынке информационных технологий. http://bi.hse.ru/bim/dlya-razdelapodrobnee/dlya-razdela-podrobnee/vtotoe-zasedanie-4.html

7 Рейман Л. Информационные технологии нуждаются в комплексном подходе. http://www.allrus.info/obj/main.php&ID=2170252arc_new=1

Наиболее быстро растущими сегментами рынка стали услуги ИТ-менеджмента и управления процессами: их рост -10% и 9,3% соответственно. Консалтинговый сегмент, наоборот, сократился, занимая всего 0,1%8.

На долю офшорного программирования приходится чуть меньше 25% общего объема мирового рынка ИТ. На фоне 3,5% роста рынка информационно-коммуникационных технологий и 12% роста рынка ИТ рынок офшорного программирования демонстрировал темпы роста в 18%.

Традиционные на рынке офшорного ИТ-аутсорсинга фирмы стран Азии (в частности, Индии и Пакистана) сильно пострадали после событий 11 сентября 2001 г. Многие крупные международные компании, не желая подвергать себя риску, связанному с пребыванием в этом регионе, предпочли искать новые рынки. Это, в свою очередь, дало возможности для роста офшорного ИТ-аутсорсинга стран Восточной Европы и России.

Динамика затрат на услуги офшорного программирования в США представлена на рис. 5.

н s

3 ■е-О

18 ■ 16 ■ 14 -12 -10 ■ 8 6 4 2 0

-- 17,1 т

- 4,3 14,3 5,3

3,9 --- 4,5

2,9 3,3 9,0

- 5,6 5,9 --

- —1— —1— —1— —1— —1— --

2000

2001

2002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003

2004

2005

Рис. 5. Динамика затрат на офшорные ИТ-услуги и их доля во всем ИТ-рынке в США в 2000-2005 гг., %9

0

8 Gartner: мировой рынок ИТ-услуг вырос за год на 6,2%. http:// www.tradecenter.ru/ 08.07.2004.

9 Карапетян А. В. Повышение конкурентоспособности российских офшорных ИТ-компаний на европейском рынке на основе маркетинга взаимодействий. Дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Тверь, 2003. С. 14.

Динамика и прогноз развития рынка офшорного программирования в мире и в России представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика рынка офшорного программирования в 1999-2009 гг., млрд дол.10

Регион 1999 2000 2003 2004 2005 2009 (прогноз)

Россия 0,06 0,125 0,475 0,725* 0,850* 2,34

Страны АТР н.д 5 18 44* 57* н.д

Весь мир н.д 78 130 160 180 300*

* Оценка автора

С учетом требований современной экономики и бизнеса на офшорное программирование всегда будет высокий спрос. Вместе с тем офшорное программирование несет в себе и риски (табл. 2).

Таблица 2

Потенциальные выгоды и риски заказчиков от использования офшорного программирования

Потенциальные выгоды Потенциальные риски

Преодоление проблем в части временных ограничений и нехватки необходимых навыков. Сокращение затрат компании на создание и использование информационных технологий. Преодоление нехватки квалифицированных кадров и расширение сбыта посредством локализации программного обеспечения. Высвобождение активов и ресурсов. Концентрация усилий компании на основной деятельности. Доступ к передовым технологиям Проблемы координации и управления. Коммуникационные трудности. Межкультурные различия (в том числе национальные, региональные, организационные, профессиональные, технологические, психологические и пр.). Потеря контроля из-за удаленности; в результате - дублирование функций и ресурсов

10 Составлено автором на основании данных: Обзор информационных технологий в бизнесе. Аналитическая лаборатория Про-Инвест. http:// www.pro-invest.ru/it/analit/automation/inftech_buss.html, Первое заседание факультета «Бизнес-информатика». http://bi.hse.ru/bim/dlya-razdela-podrobnee/ dlya-razdela-podrobnee/vtotoe-zasedanie-4.html

Таким образом, по данным аналитиков компаний Market-Visio/EDC и Dataquest, среднегодовой рост рынка офшорного программирования составил в России в 2000-2003 гг. 56%. В мире среднегодовой темп роста этого рынка за этот период составил 18%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе -24%п.

Различия в моделях взаимодействия заказчика и исполнителя обусловлены разными подходами к снижению рисков, степенью информированности заказчика о ходе выполнения контракта и контроля над исполнителем.В настоящий момент используются несколько моделей их взаимодействия на рынке офшорного программирования (табл. 3).

Таблица 3

Модели взаимодействия заказчиков и исполнителей на рынке офшорного программирования12

Сущность модели Преимущества модели

Onsite contract worker

Компании-заказчики нанимают дополнительный персонал из числа эмигрантов или иностранцев с разрешением на работу. Квалификация новых работников и, как правило, невысокие требования к заработной плате по сравнению с общим уровнем заработной платы в стране позволяют достичь основной цели Экономия на издержках на персонале с учетом места проживания и т. п. Представленная модель, как правило, используется в сложных и долгосрочных проектах

Onsite projects

Вызов под конкретный проект компанией-заказчиком команды компании-исполнителя. Проект выполняется в стране заказчика, но по более низким расценкам исполнителя плюс дополнительные расходы на оплату проезда и пребывание в стране заказчика Позволяет более точно выполнить заказ на всех стадиях исполнения контракта по параметрам заказчика

11 Рынок офшорного программирования в России. http://www.datafort.ru/ content/rus/41/412-article. asp

12 Карапетян А. В. Указ. соч. С. 21, 22.

Окончание табл. 3

Сущность модели Преимущества модели

Pure offshore projects

Проект выполняется в стране исполнителя. Заказчик, согласовав контракт, передает его исполнение иностранному исполнителю и по завершении получает готовый продукт. Объем издержек зависит от того, работает исполнитель напрямую с заказчиком или же через местного системного интегратора Позволяет найти наиболее компетентную компанию-производителя ПО. Часто применяется в национальных компаниях, работающих в обеих странах. Возможность экономии выше, чем в предыдущих моделях

Onsite offshore projects

Усовершенствованный вариант предыдущей модели, с тем отличием, что часть сотрудников исполнителя включаются в штат заказчика с целью более качественного выполнения заказа по параметрам заказчика Позволяет избежать трудностей в координации выполнения проектов, свойственных предыдущей модели, поскольку часть команды исполнителя физически находится у заказчика и способна оперативно и качественно реагировать на условия выполнения проекта. Момент чистого аутсорсинга присутствует здесь на 70-75%

Onsite onshoreoffshore projects

Основная работа выполняется удаленным исполнителем, который «поддерживается» включенными в штат представителями заказчика при создании и тестировании продукта, а также выделением внутренних ресурсов компании. «Включенная» команда сфокусирована, прежде всего, на управлении проектом и изменениями. В основном данный подход распространен в Европе Данная модель, как правило, используется в очень сложных проектах для обеспечения большей степени соответствия созданного продукта требованиям заказчика

Oncide Development Centers

Компания-заказчик не заключает с исполнителем срочных контрактов, а расширяет свой ИТ-отдел, создавая его в стране исполнителя и передавая ему практически полностью все функции Модель очень популярна среди американских компаний, управляемых из индийских центров, через которые проходит множество простых и сложных проектов. Высокая степень координации работ как с заказчиком, так и внутри компании. Маркетинговые преимущества

Первый шаг для заказчика при использовании офшорной модели - определить, какие функции должны обязательно оставаться в рамках компании, а какие можно отдать на исполнение сторонней фирме. Сегодня европейские компании в основном исходят из фактора стоимости и уровня издержек, при этом уровень сложности проектов имеет тенденцию к увеличению. Также отмечается стремление выбирать в качестве исполнителей более известные и стабильные компании. Следует констатировать, что не только крупные (входящие в перечень «Fortune 500»), но и средние («Fortune 1000») фирмы все чаще прибегают к услугам аутсорсинга.

На рынке офшорного программирования стабильно доминирует Индия, но в ближайшем будущем неизбежно появление компаний из других стран, которых в настоящий момент уже немало (табл. 4).

Таблица 4

Страны-участники рынка офшорного программирования13

Лидер Догоняющие

Индия Белоруссия Литва Бразилия Новая Зеландия Египет Сингапур Эстония Украина Латвия Венесуэла

Претенденты Начинающие

Канада Северная Ирландия Китай Ирландия Чехия Филиппины Венгрия Польша Ирландия Россия Израиль Южная Африка Мексика Мексика Бангладеш Непал Куба Сенегал Гана Шри-Ланка Корея Тайвань Малайзия Таиланд Маврикий Вьетнам

Так как спрос на ИТ-услуги растет, увеличивается и приток новых поставщиков, предлагающих уникальные услуги в рамках занимаемых ими технологических ниш. Поэтому рынок аутсорсинга становится все более разнообразным.

13 Карапетян А. В. Указ. соч. С. 23.

Среди государств, относительно недавно появившихся на рынке услуг по разработке программного обеспечения на заказ, следует отметить Китай, Польшу и Филиппины. Несмотря на то, что доля этих стран в мировом рынке довольно скромная, они обладают целым рядом преимуществ: наличие высококвалифицированных специалистов в области ИТ, конкурентоспособные цены и, что особенно важно, имеют сильную поддержку экспорта ИТ-услуг со стороны своих правительств.

Успешный опыт Индии насчитывает около 15 лет, а примеры таких стран, как Ирландия, Израиль, Пакистан, Китай и Филиппины, доказали решающую роль государства и национальных ассоциаций ИТ в создании благоприятного климата, способствующего неуклонному росту индустрии информационных технологий.

Развитие информационных технологий в России не сопровождается всеобъемлющей согласованной поддержкой государства и отрасли. Наличие талантливых специалистов, потенциально высокое качество производимых продуктов и услуг, относительно невысокие затраты на оплату труда и другие факторы, привлекающие иностранных заказчиков, делают пока скромный российский рынок производства программного обеспечения весьма динамично развивающимся и имеющим перспективы дальнейшего роста.

Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.