Научная статья на тему 'Тенденции развития финансового аутсорсинга в России и за рубежом'

Тенденции развития финансового аутсорсинга в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1392
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие финансового аутсорсинга / тенденции развития финансового аутсорсинга / история развития финансового аутсорсинга / тренды финансового аутсорсинга / аутсорсинг бухгалтерских услуг / development of fi nancial outsourcing / history of fi nancial outsourcing / fi nancial outsourcing trends / outsourcing of accounting services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлана Евгеньевна Золотарева

Цель: Целью данной статьи является определение тенденций и перспектив развития финансового аутсорсинга в сфере бухгалтерского, налогового и управленческого (корпоративного) учета как вида предпринимательской деятельности в России. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проведен анализ теории и практики развития современного состояния финансового аутсорсинга в России и за рубежом, выявлены тенденции и перспективы его развития в России. Методология проведения работы: Исследование проводилось с использованием методов системного, логического, сравнительного анализа, группировки и обобщения, позволивших обеспечить обоснованность результатов и выводов. Результаты работы: Перспективы развития финансового аутсорсинга выражаются во внедрении в практику работы аутсорсеров современных информационных технологий, способствующих расширению целевого сегмента за счет существенного удешевления стоимости оказания услуг. Тренды развития финансового аутсорсинга также связаны с переходом общества на модель цифровой экономики и проявляются в дальнейшей автоматизации и роботизации рутинных функций с перспективой объединения всех хозяйственных операций в единую базу данных как в государственном, так и в мировом масштабе. Выводы: Внедрение технологий, удешевляющих стоимость услуг, в ближайшей перспективе должно стать важной частью стратегии развития аутсорсеров, поскольку позволит расширить спектр пользователей финансового аутсорсинга, что может стать «точкой роста» как в части выручки и прибыли от новых, так и в части прибыли от существующих клиентов. Компании, первыми внедрившие такие технологии, получат серьезное конкурентное преимущество и смогут первыми привлечь на аутсорсинг более крупный бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of Development in the Field of Financial Outsourcing in Russia and Abroad

Purpose: the purpose of this article is to determine the prospects for the development of fi nancial outsourcing in the sphere of accounting, taxation and management (corporate) accounting as a type of entrepreneurship in Russia. To achieve this purpose, it is necessary to solve the following tasks: to analyze the theory and practice of the current state of fi nancial outsourcing and its growth in Russia and abroad; to identify the prospects for its development in Russia. Methods: the research was conducted by using systematic, logical, comparative analysis, grouping and generalization methods, which made it possible to ensure the validity of the results and conclusions of the research. Results: prospects for the development of fi nancial outsourcing are expressed in the introduction of modern information technologies into the outsourcing practice, which contribute to the expansion of the target segment due to a signifi cant reduction of outsourcing services prices. Trends in the development of fi nancial outsourcing are also associated with the transition of society to the digital economy model and manifested in the further automation and robotization of routine functions with the prospect of integrating all business transactions into a single database, both on a national and global scale. Conclusions and Relevance: the implementation of technologies that reduce the cost of services should become an important part of outsourcing development strategy in the short term, as it will expand the range of users of fi nancial outsourcing, which can become a "point of growth" both in terms of revenues and profi ts from new ones and in terms of profi ts from existing customers. The companies that fi rst implement such technologies will get a serious competitive advantage and will be the fi rst who will attract a larger business to outsourcing.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития финансового аутсорсинга в России и за рубежом»

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 2016, Т, 9, № 1, С146-160

УДК 55а 12017 DOI; 10,16164/2079-46652016,9,1,146-160

JEL: L26, L84, Ml 5, М49,01б

Тенденции развития финансового аутсорсинга в России и за рубежом

Светлана Евгеньевна Золотарева1

’Российскаяакадемия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации,Москва, Россия 119571, Москва, проспект Верн ад сю го, 82, стр, 1 E-mail: 9111158@gmaikom

Поступила в редакцию: 28022018; одобрена; 15,032018; о публикована онлайн;30,032018

Аннотация

Цоя ь: Целью данной статьи является определение тенденций и перспектив развития финансового аутсорсинга в сфере бухгалтерского, налогового и управленческого (корпоративного)учета как вида предпринимательгхой деятельности в России, Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проведен анализ теории и практики развития современного состояния финансового аутсорсинга в России и за рубежом, выявлены тенденции и перспективы его развития в России,

Методол огня про ведения работы: Исследование проводилось с использованием методов системного, логического, сравнительного анализа, группировки и обобщения, позволивших обеспечить обоснованность результатов и выводов,

Резул ьтаты работы: Перспективы развития финансового аутсорсинга выражаются во внедрении в практику работы аутсорсеров современньк информационных технологий, способствующих расширению целевого сегмента за счет существенного удешевления стоимости оказания услуг. Тренды развития финансового аутсорсинга также связаны с переходом общества на модель цифровой экономики и проявляются в дальнейшей автоматизации и роботизации рутинных функций с перспективой объединения всех хозяйственных операций в единую базу данных как в государственном, таки в мировом масштабе,

В ы воды: Внедрение технологий, удешевляющих стоимость услуг, в ближайшей перспективе должно стать важной частью стратегии развития аутсорсеров, поскольку позволит расширить спектр пользователей финансового аутсорсинга, что может стать «точкой роста» как в части вьручки и прибыли от новых, так и в части прибыли от существующих клиентов. Компании, первыми внедрившие такие технологии, получат серьезное конкурентное преимущество и смогут первьти привлечь на аутсорсинг более крупный бизнес

Ключевые слова: развитие финансового аутсорсинга, тенденции развития финансового аутсорсинга, история развития финансового аутсорсинга, аренды финансового аутсорсинга, аутсорсинг бухгалтерских услуг

Благодарность. Автор выражает благодарность и глубокую признательность Календжту Сергею Огановичу, доктору экономических наук профессору, декану факультета «Вькшая школа корпоративного управления» RAHXuTC, а также рецензентам за советы и ценные замечания при работе над данной статьей

Для цитирован ия; Золотарева С £ Тенденции развития фи на нсово го аутсорсинга в России и за рубежом//МНР {Модернизация, Инновации, Развитие), 2018,Т, 9, N? 1 ,С, 148-160, DOI; 10,18184/2079-4665,20189,1,148-160

© Золотарева С, £, 2018

Tendencies of Development in the Field of Financial Outsourcing

in Russia and Abroad

Svetlana E. Zolotareva1

’The Russian Presidential Academy of National Econo my and Public Administration, Moscow, Russian Federation 82/5, Prospect Vemadskogo, Moscow, 119571 E-mail; 9111158@gmaikom

Submitted 28,02,2018; revised 15,03,2018; published online 3003,2018

Abstract

Purpose; the purpose of this article is to determine the prospects for the development of financial outsourcing in the sphere of accounting, taxation and management (corporate) accounting as a type of entrepreneurship in Russia, To achieve this purpose, it is necessary to solve the following tasks: to analyze the theory and practice of the current state of financial outsourcing and its growth in Russia and abroad; to identify the prospects for its development in Russia,

РАЗВИТИЕ

Methods: the research was conducted by using systematic logical comparative analysis■, grouping and generalization methodsr which made it poss ible to ensure the validity of the result sand conclusions of the research,

Res ults: prospects for the development of financial outsourcing are expressed in the introduction of modern information technologies into the outsourcing practice, which contribute to the expansion oft he target segment due to a sign ificant reduction of outsourcing services prices, Trends in the development of financial outsourcing are also associated with the transition of society to the digital economy model and manifested in the further automation and robot izat ion of rout ine functions with the prospect of integrat ing all business transactions into a single database, both on a national and global scale.

Conclusions and Relevance: the implementation of technologies that reduce the cost of services should become an important part of outsourcing development strategy in the short term, as it will expand the range of users of financial outsourcing, which can become a "point of growth" both in terms of revenues and profits from new ones and in terms of profits from existing customers. The companies that first implement such technologieswifl get a serious competitive advantage and will be the first who will attract a larger business to outsourcing.

Keywords: development of fhancial outsourcing history of financial outsourcing financial outsourcing trends, outsourcing of accounting services

Acknowledgments. The author expresses gratitude and deep gratitude to Sergey O, Kalendzjyan, Doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Higher School of Corporate Governance of the Russian Academy of Sciences, as well as to anonymous reviewers for ad vice and valuable comments when working on this article

For citation; Zolotarwa S, E. Tendencies of Development in the Field of Financial Outsourcing in Russia and Abroad. MIR (Modemizatsiia, fnnovatsii, Razviie)=MiR (Modernization, Innovation, Research), 2013; 9(1) ;143-160. DOI:10.13134/2079-4665,20139.1.143-160

Введение

Современное состояние экономики характеризуется нарастающей глобализацией и интенсивным распространением информационных технологий. Мировая экономика трансформируется в единое глобальное пространство/интегрируя предпринимателей разных стран в единые глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Из лучших международных практик ведения бизнеса начинают формироваться глобальные метода, которые охватывают все сферы организации И управления биз несом: за купки, производство, п родажи, уп ра в-ление персоналом^ финансы и т.д Несмотря на то, что экономические санкции негативно повлияли на развитие международного сотрудничества и затруднили интеграцию российских компаний в новую экономику, Россия продолжает оставаться привлекательным рынком для иностранных предпринимателей. В этих условиях для дальнейшего развития предпринимательской деятельности в РФ критически важным становится знание и применение ведущего международного опыта.

Финансовый аутсорсинг является одним из передовых международных методов организации И управления рядом финансовых функций предприятий, который активно используется иностранными компаниями как внутри своих стран, так и при выходе на международные рынки достаточно продолжительное время. Он включает в себя ряд направлений: бухгалтерского и управленческого учета, налогообложения, кредитования и банковского обслуживания, страхования, комплексного

фи на ноового-экон омического анализа и т.п. И объект его приложения продолжает расширяться.

В статье рассматривается направление финансового аутсорсинга, связанное с осуществлением бухгалтерского, налогового и управленческого (корпоративного) учета (далее по тексту - финансовый аутсорсинг) индивидуальным предпринимателям (И П), рооси йским И И н остран н ым ком пан и ЯМ/ ведущим хозяйственную деятельность на территории РФ/ И либо использующим общий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций/ либо не обязанным весту бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ-

Осведомленность в вопросах и сгори И/ современного состояния теории И практики/ а также тенденций и перспектув развитуя предпринимательства в сфере финансового аутсорсинга позволит аугоорсерам более эффективно и оперативно отвечать на меняющиеся требования рынка и поддерживать свою конкурентоспособность в долгосрочной перапектуве.

Обзор литературы и исследований. Ряд ученых и специалистов считают аутсорсинг одним ИЗ величайших открытий бизнеоа последних десятулетуй (поскольку действительно ш ирокое распространение аугсорсунг получил в 80-х гг. XX в) и феноменом XX в.1

Вопросы формирования и развития аутоорсинга последовали в своих работах ряд российских и за-рубежн ыхуч ен ых, но н аи более полн о развиту етео-

1 Анужуп! Б А, Рудая Jrt.fl. Аутсорсинг и аутсгаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб, пособие. 2-е изД/ перераб, и доп. М-ИНССРА-М/ 2009. 320 с С. 7

МИР (Модернизация,Инновации,Развитие),201S,T9,№ ТС 143-160

рии И практики аутсорсинга, включая финансовый, раскрыта в работах Аникина Б.А. и Рудой И.Л. 2, Календкяна СО. [1 ], Лактионовой О.Е. [1/2] и Сафаровой Е.Ю.3

Календкян СО. [1, С. 29-39] описывает развитую научных знаний, которые явились, в том числе, теоретическими предпосылками формирования концепции аутсорсинга, а Аникин Б.А, в дополнение к этому, определил «основные этапы развитая практического аутсорсинга и факторы, оказавшие влияние на формирование рынка услуг аутсорсинга»4.

Становление и развитую финансового аутсорсинга в России И за рубежом опиоано Лактуюновой

О.Е. [5, С. 243-247]. Тот же автор отмечает, что услуги финансового аутоорсинга получили широкое развитие в США; Европе, Ближнем Востоке и Африке (ЕМЕА); Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Федорова А.Е. и Ермолов А. В. [6] провели анализ лидеров рынка услуг аутсорсинга бухгалтерского учета США, Европы и Новой Зеландии/ который позволил выявить факторы, влияющие на отрасль аутсорсинга бухгалтерского учета, и появление компаний-аутсорсеров нового типа. Пути повышения эффективности оказания услуг бухгалтерского аутсорсинга авторы связывают, в том числе, с более глубоким использованием совре-мен ных ин форм аци он н ых технологий.

Современное состояние финансового и бухгалтерского аутсорсинга, как его составляющей, в России И за рубежом фрагментарно описано рядом авторов с использованием статистических данных, в которых указаны динамика выручки аугоорсеров и затраты на аутсорсинг за разные периода. Прогнозы, сделанные на их основании/ сводятся к продолжению роста этого сегмента рынка услуг [7,8,9,10, 11,12,13, 14,15,16].

Модели оказания услуг исследуются в работах Густей ЕМ- [17],Лактионовой О.Е. [18], Стюарда Клементса и Майкла Доннеллана5, Сафаровой Е.Ю.6 И др. Изучение структуры услуг и ценообразования освещают Васильев АС и Миргородокая Т.В. [19], Густей Е.М. [17], Клик Р. и Д^юнингТ.7, Крамских АС И соавторы [11], Сулгангужиева А.Ж. [20] и др Несмотря на несомненный вклад в развитие теории И

практики финансового аутоорсинга, внесенный вышеперечисленными авторами/ исследование этих и других вопросов организации И управления финансовым аутсорсингом носят фрагментарный характер. Схемам взаимодействия ме>КДУ аутсорсером И аугсорсИ/ системам контроля качества заказчиками И поставщиками услуг, споообам оценки качества и эффективности финансового аутоорсинга уделено недостаточно внимания.

Дополнения и уточнения требуют имеющиеся теоретические и методические подхода! к менеджменту финансового аутсорсинга, к оценке качества и эффективности его услуг. Помимо этого требуется разработка методов организации и управления ИМ.

Перспективы возможного развития бухгалтерского аутсорсинга Першин С.П. и Пужлякова К.А. [21, С. 13-15] связывают с переведением учета на уровень региона и государства, с возложением непосредственного исполнения учетных процедур на государственные органы и ряд коммерческих организаций, называемых учетными агентами■

Во всех изученных автором российских научных источниках отсутствует информация о наметившихся глобальных изменениях в технологии оказания услуг финансового аутоорсинга, вследствие начала применения технологий искусственного интеллекта (англ. Artificial intellect - AI), машинного обучения (англ. Machine learning - ML), распознавания текста (англ. Optioal Character Recognition - OCR) и роботизированной автоматизации процесоов (англ. Robotic process automation - RPA), приведи их его к стадии «оозидательного разрушения», и влиянии экономических оанкций в отношении Роосии на развитую предпринимательства в этой сфере. Вместе стем, вопросам внедрения AI, ML, OCR и RPA, в том числе, и в оферу финансовых процеооов, посвящены работы зарубежных исследователей, например [23,24,25].

В настоящей статье автор восполняет вышеуказанный пробел, а также коноолидирует информацию о генезисе научных знаний, сформировавших предю-сылки появления аутсорсинга (включая финансовый)/ о развитии теории И практики финансового аутоорсинга в Роосии И за рубежом в единую хронологическую последовательность, что позволяет при изуче-

2Анужу>н 5.А., Рудая р!.Л. Аутоорсинг и аутстаффинг: выоокие технологии ^ене,п}к^ента: учеб, поообие. 2-е изд., перероб, и доп. М-ИНФРА-М/ 2009. С. 7)

3 Сафарова £ Ю. Аутоорсинг учетных процеооов. М-: Книжный ^ИР/ 2009. 192 с. С. 23-29

4Аникин Б.А., Рудая И.Л. Указ. ооч. С. 20-21

5Клевета С, Доннеллам М- при участии Седружа Ру>да. Аутоорсинг бизнес-процеооов. Советы финаноового директора. Перевод с английского Н. И. Кобзаревой. Общая редакция - председатель правления компании Balt Risk В.В. Годп,а. М: Вершина, 2006. 416 с

6 Сафарова £ Ю. Аутоорсинг учетных процеооов. Jyt Книжный ^ИР/ 2009. 192 с

7 Click Rick L, Duening Tomas /V- Business process outsourcing: the competitive advantage. John Wiley & Sons Inc, Hoboken, Jersey: 2005.241 р.

MIR (Modernization, Innovation, Research), 201 в; 9(1 };1 4S-160

нии современного оосгояния предлринимательсгва в офере финансового аутоорсинга и факторов, на него влияющих, выявить тренда И определить перспективы его развитая в Роосии-

Материалы и методы. Теоретической основой исследования послужили научные труда теоретического и методического характера как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов в области предпринимательства, аутсорсинга и финансового аутоорсинга. Работа основана на общих положениях экономической теории, научных основах предпринимательства, теории менеджмента, концепции аутоорсинга, а также теории делегирования полномочий и ответственности, теории финаноов, теорий бухгалтерского и налогового учета.

Исследование проводилось с использованием методов системного, логического, сравнительного анализа, группировки И обобщения, позволивших обеспечить обоснованность результатов и выводов настоящей работы.

Информационной базой исследования послужили актуальные данные Госкомстата, статистические и аналитические отчеты российских и зарубежных компаний, исследования ведущих российских и зарубежных консалтинговых фирм в области финансового аутсорсинга, опубликованные в открытой печати, общедоступные материалы, в том числе, размещенные в электронных научных библиотеках, материалы, полученные в процессе обучения по программам Мастер делового администрирования (MBA), Доктор делового администрирования (DBA) РАНХиГС при Президенте РФ, а также собственный практический опыт автора, полученный в сфере финансового аутсорсинга.

Результаты исследования

История развития финансового аутсорсинга. В 1776 г. А. Смит (1723-1790 гг.) сформулировал принцип разделения труда, который лег в основу будущего аутсорсинга. Спустя 70 лет в юридических компаниях США и Великобритании сформировался прообраз современного финансового аутсорсинга. Постепенно расширяя перечень услуг, юридические компании трансформировались сначала в консалтинговые, а потом в аутсорсин-

говые. Среди консалтинговых компаний образовались гиганты «Большой восьмерки», которые были создан ы в период с 18 49 до 1913 гг.в В этот период®. Тейлор (1856-1915 гг.) начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда, получившие впоследствии широкое распространение на практике. В Российской империи И за рубежом на аутсорсинг передавались отдельные участки бухгалтерского учета. Для оказания услуг использовались технологии перфорированных карт, логарифмические линейки, механические калькуляторы и арифмометры.

В 1916 г. А. Файоль (1841-1925 гг.) разделил все функции управления на планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Начало использования процессного подхода стало началом аутсорсинга бизнес-процеосов (англ. Business process outsourcing - ВРО).

В 30-е гг. XX в. система Тейлора была внедрена на заводах Г. Форда (1863-1947 гг.) и получила название «фордизм». А. Слоун-младщий (1875-1966 гг.), возглавлявший в то время General Motors, применил методологию аутоорсинга за 70 лет до появления термина «аутсорсинг» в научной литературе. Этот период характеризуется началом практического аутоорсинга как метода производственной кооперации И выоокой технологии управления в промышленности в целом И в автомобилестроении в частности.

60-е гг. XX в - это начало «эпохи аутсорсинга». В США появились первые общие центры обслуживания (ОЦО, англ. Shared service center - SSC) для аут-оо реи н га ват омо гате ль н ы х п роце осов. П ри оказ а н и И услуг использовали первое поколение компьютеров, работающих централизовано и обрабатывающих данные для централизованных финансовых подразделений. Аутсорсинг как метод производственной кооперации стал широко применяться в промышленности. В 1962 г. в Далласе была основана компания EDS (Electronic Data System Corporation)* 9, предоставлявшая услуги информационных технологий. Стал формироваться новый сектор бизнеса - услуги в области IT-технологий. В СССР при крупных предприятиях и общественных организациях были созданы «централизованные бухгалтерии» 10, которые

0В 1989 г., в результате слияния «Deloitte, Haskins and Sells» и «Touche Ross» (объединённая фирма стала называться «Deloitte & Touche»), «Ernst & Whinney» и «Arthur Young» («Ernst & Young»), «Восьмёрка» превратилась в «Шестёрку». В 1998 г., после слияния «Price Waterhouse» и «Coopers & Lybrand» (в результате возникла «Pricewate г ho use Coopers»), «Шестерка» превратилась в «Пятерку», а затем в «Четверку» в 2002 году, после массового ухода клиентов от Arthur Andersen и последующего прекращения существования компании- В настоящее время «Большой четверкой» называют четыре крупнейших вмире компании, предоставляющие аудиторские, аутоорсинговые и консалтинговые услуги: Pricewate г ho use Coopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. Прим, автора

9 В мае 2008 г. компания была приобретена корпорацией Hewlett-Packard за $13,9 млрд. Прим, автора

10Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М- АНХ при Правительстве РФ, 2003. 305 с

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201&,Т,9, № 1, С143-160

позволяли оптимизировать затраты на выполнение бухгалтерских функций п.

На 70-80-е гг. XX в. за рубежом приходится существен ный рост объемов аутоорсинга. В Индии/ Бразилии/ Аргентине и других беднейших странах создаются центры финансового аутсорсинга. Быстро развиваются ОЦО в США и Западной Европе. На аутоорсинг передаются рутинные стандартизированные процессы или отдельные операции/ для обработки которых используются персональные компьютеры и дешевые локальные технологии/ программное обеспечение электронных таблиц. Финансовый аутоорсинг разделился на локальный И международный. В 1983 г. основана компания Intuit11 12, которая разработала программное обеспечение для бухгалтерского и налогового обслуживания малых предприятий, индивидуальных предпринимателей (ИП) и физических лиц. Термин «outsourcing» для определения новой концепции управления был введен в 1989 г., когда компания Eastman Kodak наняла сторонние организации для при обретен и я, запуска и сопровождения своих систем обработки информации/ И прочно вошел в практику управления. В том же году произошло слияние «Deloitte, Haskins and Sells» и «Touche Ross» (объединённая фирма стала называться «Deloitte & Touche»)/ а также «Ernst & Whinney» и «Arthur Young» («Ernst & Young»), и «Восьмёрка» преобразовалась в «Шестёрку».

На стыке конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. в мире происходит формирование глобальных информационных сетей/ рынков online-сервисов и оффшорного программирования. В практике менеджмента распространяются концепции всеобщего управления качеством (англ. Total Quality Management - TQM) И реинжиниринг бизнес-процесоов (англ. Business process reengineering - В PR). Системы планирования ресурсов предприятия (англ. Enterprise Resource Planning - ERP) и управления взаимоотношениями с клиентами (англ. Customer Relationship Management - CRM) находят применение в промышленности. Происходит масштабный экспорт высоких технологий (англ, high technology, high tech, hi-tech) в страны Юго-Восточной Азии И Латинской Америки, развивается международный производственный аутсорсинг.

Современное состояние финансового аутсорсинга. В 90-е гг. XX в. аутсорсинг стал предметом си-сгемату1ческихнаучных последований за рубежом.

Произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании- Выяснилось, что передача определенных функций внешним исполнителям объектувно необходима любой компании/ желающей быть конкурентоспособной. Процессный подход получил широкое распространение. На аутсорсинг стали передавать большинство направлений бухгалтерского учета И составление отчетности. Стали использоваться гибкие системы «клиент-сервер», позволяющие управлять ОЦО, расположенными в благоприятных географических точках. Стандартизация, рационализация и экономия на масштабах позволила добиться существенного повышения эффективности выполнения учетных функций.

Изменение политического строя и законодательства в 90-е гг. XX в. сделали возможным оказание услуг финансового аутоорсинга в России/ куда с услугой финансового аутсорсинга стали выходить западные компании- Одними из первых свою деятельность начали финская компания Aocountor (1992 г.), американская Интеркомп (1994 г.) и французская Mazars (1995 г.). «Большая шестерка» также открыла свои представительства.

В это же время зарождается российский аудит, который тоже начинает оказывать услуги финансового аутсорсинга. Юридические компании/ занимающиеся регистрацией юридических лиц, также заинтересовались этим рынком. На фоне широкомасштабного внедрения автоматизированных систем управления финансовый аутсорсинг стал развиваться все более быстрыми темпами- В 1998 г. количество крупнейш их компаний/ после слияния «Price Waterhouse» и «Coopers & Lybrand»13, вновь сократилось. В 2002 г. «Пятёрка» стала «Четвёркой»/ после массового ухода клиентов от «Arthur Andersen» и последующего прекращения существования компании-

В 2000-е гг. XXI в. за рубежом произошел качественный скачок от эпизодических примеров делегирования отдельных бизнес-процесоов к массовому применению этого метода в масштабах компаний. Увеличился спектр аутоорсинговых услуг по управлению финансами-

В это время в России крупные отечественные предприятия стали предпринимать первые попытки перевода вспомогательных функций в ОЦО. Среди них - Сибур, Ситроникс, Ростелеком/ предприятия оферы ЖКХ и ДР-

11 Таким образом, несмотря на то, что сам термин «аутсорсинг» появился в нашей стране относительно недавно [1], похожее явление существовало в СССР в период плановой экономики- Прим, автора

12 URL: https://quickbooks.intuit.com/eu/(п,ата обращения: 2S.09.2017)

13 В результате слияния возникла «Prioew ate rh о use Coopers». Прим, автора

MIR (Modernization, Innovation, Research}, 201 в; 9(1 };148-160

В это в ром я аутсорсеры из Индии стали получать заказы на выполнение контрактов полного аугоор-синга учета и управления финаноами для наукоемких фирм разных стран. При оказании услуг стали Использовать веб-технологии, оптические считыва-ющ и е у строй ства, ска н еры, м оби л ь н ы е у строй сгва, электронный обмен данными, интеграцию электронных приложений, интернет-технологии, современные интерактивные инструменты делового интеллекта, собственные персонализированные порталы, проводящие анализ в режиме онлайн [2].

Автором выявлено, что распространение технологий искусственного интеллекта, маши иного обучения, распознавания текста и роботизированной автоматизации процессов в 2010-х гг. XXI в. в России привело к появлению компаний нового типа -«разрушителей»(англ. Disruptors)14. «Разрушители» - это динамичные компании, часто стартапы, в том числе из сферы FinTech15, которые фокусируются н а конкреты ой и нн ова ци он ной техн ологи и или процессе в любой сфере и атакуют оамый прибыльный элемент процесса традиционного бизнеса. Согласно проведенному KPMG исследованию 16 17 *, RPA может снизить затраты на финансовые услуги 17 на 75%. Компании, которые не начнут внедрение этой технологии, перестанут соответствовать современным требованиям И начнут проигрывать в конкурентной борьбе. Перевод вспомогательных процесоов в другие страны более не является ни трендом, ни решением, поскольку заработная плата в традиционных для ОЦО регионах (Индия, Китай И Филиппины) постепенно начинает расти.

Проведенный анализ показал, что до 2010-х гг. XXI в. основными пользователями услуг финансового аутсорсинга в России были небольшие западные и отечественные компании- Поскольку на российском рынке не существовало отлаженных технологий, позволяющих существенно ускорить И удешевить процеос оказания услуг, по сравнению с обработкой документов, силами штатных сотрудников, аутсорсинг был экономически выгоден некрупным компаниям, в которых финансовый работник не требовался на полный рабочий день.

Основной сложностью для западных предпринимателей, начинающих свою деятельность в России, было отсутствие квалифицированных кадров, которые, помимо российских стандартов бухгалтерского учета, должны были знать международные или американские стандарты для предоставления отлетов в головной офис и владеть английским языком- Несмотря на то, что оо временем такие специалисты появились, они предпочитали работать в крупных корпорациях с большим количеством разнообразных операций, чтобы не потерять квалификацию. Поэтому финансовый аутсорсинг был И является практически единственным выходом из сложившейся ситуации для этой части целевой аудитории финансового аутсорсинга.

У россий ских И П, микро- и ма лых предл ри яти й н ет таких разноплановых требований к квалификации специалистов, ведущих учет. Большинство используют упрощенную систему налогообложения (УСНО), а у ИП нет обязанности по ведению бухгалтерского учета. На фоне отсутствия технологий, позволяющих существенно удешевить процесс финансового аутсорсинга, услуги фрилансеров при таких исходных данных и требованиях обходились И пока еще обходятся значительно дешевле услуг аутсорсинговых компаний, поэтому российские предприниматели до недавнего времени предпочитали обращаться к последним-

Появление на российском рынке Al, ML, OCR и RPA16 привело к началу трансформации модели оказания услуг. Эти технологии, с одной стороны, существенно удешевили финансовый аутсорсинг, а с другой - позволили по-новому взглянуть процесс оказания услуг, сделав его более удобным И выгодным для клиента. В 2010-х гг. XXI в. IT-компании («разрушители») начали выходить на рынок финансового аутоорсинга, целевой аудиторий которых стали российские ИП, микро- и малые предприятия, а также фрилансеры, оказывающие услуги финансового аутсорсинга.

Например, несколько лет назад появились онлайн-сервисы по автоматизированному финансовому аугоорсингу микропредлриятий «Мое дело» 19,

14 U RL: htt р$://WWW. pW с со т/дх/ еп/\ ndu stri es/f in an dal -seryi oes/p ub li oati on$/f in an dal -seryi oes-te din ol ogy-2020-and -beyond -emb rad ng-d is-ruption.html (п,ага обращзния: 28.09.2017)

15 Финансовые технологии Или финтех (англ. FinTecb) - отрасль, оосгоящая из компаний, использующих технологии И инновации, чтобы ко нкури ров от ь с тракционными финансовыми организациями в лице банков и посредоиков на рынке финансовых услуг. Приу. автора

16 URL: https://assets.kpmg.com/oontent/dam/kpmg/pdf/2016/04/rise-of-the-robots.pdf (п,ата обращения 28.09.2017)

17Финаноовые услуги “ это услуги финаноового посредничества,зачастую кредита. Прим ерами организаций, оказывающих финансовые услуги, являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании И множество других компаний. Приу. автора

10 URL: http://knopka.com/blog/157/ (п,ата обращения 26.02.2018)

19 URL: https://www.moedelo.org/ (п,ата обращения 26.02.2018)

МИР (Модернизация,Инновации,Развитие),201S,T9,№ ТС 143-160

«Небо»20/ «Эльба»21, «Контур. Бухгалтерия»22/ «Кяоп-ка»23/ «Фин гу. ру»24 и другие/ которы е предлагают а в-тоуютизированный сервис по ведению бухгалтерского и налогового учета без участия бухгалтера и ряд доп о л н ите л ьн ых услуг фи н а н сово го аугоорси н га. По cyryt, это аналоги западной кампании Intuit25/ основанной в 1983 г. в США Банки активно интегрируются сэту1¥И сервисами/ а Сбербанк26 и Альфа-банк27 реклам И ру ют их у с луги на своих сайтах.

В 2011 г. компания «1 С» вышла на рынок финансового аутсорсинга со схемой франшизы/ предполагающей использование специализированного продукта «1C: Бухобслуживание» для оказания услуг финансового аутсорсинга, которая содержит стандарты оказания услуг, разработанные внутри компании «1C»28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные модели финансового аутоорсинга как вида предпринимательской деятельности по степени автоматизации И роботизации процесса оказания услуг автор разделил на дда типа:

1. Классический финансовый аутсорсинг - это финансовый аутсорсинг, при котором заказчик передаетучетные функции для ведения на мощностях исполнителя силами последнего;

2. Автоматизированный финансовый аутсорсинг - это финансовый аутсорсинг, при котором заказчик или представитель заказчика получают услуги при помощи специализированного программного продукта, предоста вля ющ его услуги финансового аутоорсинга в автоматизированном режиме, располагающегося на мощностях исполнителя.

Классический финансовый аутсорсинг в основном используют небольш ие западные компании/ редко - малые российские. Автоматизированный - ИП, микро- и малые российские предприятия.

Исследование, проведенное автором в 2014 г., показало, что небольшие западные представительства, осуществляющие свою деятельность в нашей стране, не были заинтересованы в автоматизированном финансовом аутсорсинге, поскольку экономия от использования этого оервиоа в России в масштабах международного бизнеоа была ничтожно мала, а риски/ связанные с малым сроком существования программных продуктов, высоки. В этих условиях одобрение российских программных продуктов, используемых на момент исследования, для автоматизированного финансового аутсорсинга, оо стороны головных организаций было практически невозможно.

С 2009 г. рейтинговое агентство Эксперт РА начало публиковать рэнкинги компаний в области аутоорсинга учетных функций29. Анализ рэнкингов за период с 2009 по 2106 гг. показа л, что общая выруч ка от услуг финансового аутоорсинга30, участвующих в рэнкингах за этот период выросла в 2,75 раза (см-рис 1). Основной росгпришелся на пери од с 2011_ 2012 и 2013 гг., а в последи ие дда года ры нок п оказывает отрицательную динамику. За 2015 г. прирост выручки по отношению к 2014 г. составил всего 8%, а в 2016 г. по отношению к 2015 г. - минус 20%.

Участие в рэнкингах еще не носит сгабильногоха-рактера. За анализируемый период в рэнкингах отмечено 189 компаний, при среднем количестве участников 75-80 компаний в год Не пропускали ни одного года всего 16 компаний. Среду них лидер рынка - Интеркомп, а также БДО Юн икон, АКГ Wiseadyice, Бейкер Тилли Россия (Бейкер Тилли Русаудут) и другие.

В 2 016 г. бы ла измен ен а методологи я расч ета рэн -кинга крупнейш их компаний И групп в области аутоорсинга учетных функций по итогам 2016 г., что вызвало существенное перераспределение мест31.

20 URL: http://nebopro.ru/ (п,ата обращения 26.02.2018)

21 URL: https://e-kontur.ru/ (п,ата обращения 26.02.2018)

22 URL: https://www.b-kontur.ru/ (п,ага обращения 26.02.2018)

23 URL: http://knopka.oom/ (п,ата обращения 26.02.2018)

24 URL: https://fingu.ru/ (п,ата обращения 26.02.2018)

25URL: https://quickbooks.intuit.oom/ (п,ата обращения 26.02.2018)

26 URL: http://wWW.sberbank.ru/ru/s_m_business/bankingservioe/aooounting (п,ата обращения 28.02.2018)

27 URL: https://dub.alfabank.ru/services/kontur-buhgalteriya/ (п,ата обращения 28.02.2018)

20 URL: http://biz.cnews.ru/neWs/top/l s_Yyhodit_na_rynok_autsorsinga_buhgalterii#top_static (п,ата обращения 28.08.2016)

29 URL: http://raexpert.ru/ratings/outsourdng (п,ата обращения 28.08.2017)

30 Сумма выручки от оказания услуг по финансовому аутоорсингу, раосчиганная на основании донных рэнкингов, равна сумм® выручки от услуг по бухгалтерскому И налоговому учету, от подготовки отчетов по международным стандартам финансовой отчетности И от подготовки отчетности по российским правилам бухгалтерского учета. Прим- автора

31 По данным Эксперт Ра в аутсорсинг учетных функций, помимо ведения бухгалтерского и налогового учета, составление отчетности по российским правилам бухгалтерского учета иМСФО также вход-it расчет заработной платы, кедровое делопроизводство И прочие вид-1 аутсорсинга. Прим- автора

MIR (Modernization, Innovation, Research), 201S; 9(1 }:14в-160

Выручка, тыс. руб.ф

6000 000р.

* Сумма выручки от оказания услуг по бухгалтерскому и налоговому учету, подготовки отчетов по международным стандартам финансовой отчетности и от подготовки отчетности по российским правилам бухгалтерского учета

Составлено автором на основании данных рэнкингов Эксперт Раза2009-2016 гг.

Рис. 1. Динамика выручки отокагамия услуг финансово го аутсорсинга га 2009-2016 гг.

Developed by author based on the data of rankings Expert RA for2009-2016

Fig. 1. Dynamics of revenue from the provision of financial outsourcing services for 2009-2016

Изменение методологии не затронуло услуги финансового аутсорсинга. В этом же году наибольшее количество компаний, 75 из 80-ти, подтвердили полученную выручку годовой отчетностью, что существенно повышает доверие к рэнкингу.

IT-компании в этух рэнкингах практически не представлены. Исключение - «Фингу.ру»,участвовавшая один раз в 2015 г., занявшая 49-е место в общем рэнкинге и 42-е место в рэнкинге услуг бухгалтерского и налогового учета, с суммой выручки в размере 17 669 ты с руб.32 Также, традицион но, не уча ствуют в рейтингах компании «Большой четверки»33, обслуживающие крупный иностранный бизнес в Роосуи.

Тенденции развития финансового аутсорсинга. В последние года на рынок финансового аутоорсин-га начинает выходить еще один тип аутоорсеров - это ОЦО крупных российских компаний. Например, «Северсгаль-ЦЕС». Кира Лапина, генеральный директор компании «Северсталь-ЦЕС», в интервью TAdyiser в июле 2017 г. сообщила,

что «наша целевая аудитория - это крупные компании» 34. Выручка от оказываемых ИМИ услуг пока также не представлена в рэнкингах. Возможно, это связано с тем, что выручка IT-компа ни й и О ЦО, вы ш едл их н а ры -нокуслуг, еще недостаточно выоока.

Развитую предтринимательсгва в офе-ре финансового аутсорсинга мешает ряд факторов. На макроэкономическом уровне основной и существенной проблемой является сложная геополиту ческая обстановка, связанная с введением И расширением пакета анти-российских оанкций И ответных мер, которые ухудлают условия ведения и развития бизнеса иностранных предпринимателей в Роосии, препятствуют эффектувной интеграции российских предтринимателей в мировые цепочки ооздания стоимости.

Экономические санкции, введенные против России в марте 2014 г., оказали негатувное влияние на импорт товаров и услуг. По данным Федеральной службы государственной сгатустуки 3S, после введения санкций импорт товаров и услуг существенно сократился. Вместе с тем, одиннадцать месяцев 2017 г., по отношению к один на д-цату месяцам 2016 г., наблюдался рост импорта, несмотря на подтиоанный 2 августа 2017 г. Президентом США, Дональдом Трампом,закон о новых анти российских санкциях36.

Предлринимательство в России продолжает развиваться. Несмотря на анти российские санкции И сокращение общего количества зарегистрированных ИП с2009 по 2016 гг.37 на 11%, объем выручки (сучетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции/ работ, услуг за этот же период вырос на 169,4%.

Такая же картина наблюдается в отношении микро-, малых и средних предлрияту й38. За период с 2009 по 2016 гг. общая численность средних предтриятуй Сократу лась на 9,46%, малых - на 24%, однако количество микро предтриятуй выросло на 188,97%.

32 URL: https://roexpert.ru/rankingtable/outsourdng/2015/tab02/(n,OTO обращения 30.08.2017)

33 Prioew ate г house Coopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. При^- автора w URL: http://www.tadviser.ru/index.php (п,ата обращения 28.08.2017)

35 URL: http://www.9ks.rU/wps/wcrr1/oonnect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/# (п,ата обращения 26.02.2018)

34 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3373518 (п,ата обращения 08.08.2017)

37 URL: http://www.9ks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/# (n,ara обращения 26.02.2018)

* /WWW.9ks.ru/wps/wan/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/# (п,ата обращения 26.02.2018)

ММР (Модернизация Инновации, Разеитио), 201S,T9, № 1, С, 148-160

Оборот среда их п редариятун й 39 з а п ериод с 2010 по 2016 гг. вырос на 191,97%, малых за период с 2009 по 2016 гг. - на 212,79%,микропредариятунй за тот же период - на 249,65%.

Несмотря на сокращение импорта из-за введенных протут России экономических санкций И сокращения количества зарегистрированных иностранных юридических лиц практически до уровня 2009 г.40, оборот этих предприятий с 2009 по 2015 гг.41 увеличился на 184,7%.

Следующая проблема - аутсорсинг пока не воспринимается российским государствам как значимое поле деятельности. Применение финансового аутсорсинга в практике компаний регулируется п. 3 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» И нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Отсутствуют стандарты оказания услуг, са-морегулируемые сообщества, внешний контроль качества, общепризнанные методики по выбору аутсорсеров, ценообразованию, оценке качества и эффективности, организации И управлению финансовым аутсорсингом, деятельность не льготируется и не поддерживается государством, нет образовательных программ для менеджеров и специалистов, мало судебной практики по вопросу урегулирования споров с аутсорсерами•

Сложности, возникающие на микроуровне, тесно связаны макроэкономическими проблемами неразвитости инструментов организации И управления финансовым аутсорсингом, И приводят к непониманию и неправильному применению финансового аутсорсинга, провоцируя проблемы с качеством И эффективностью услуг.

Все эти факторы негативно сказываются на развитии предлринимательства в сфере финансового аутсорсинга и требуют решения.

В краткосрочной перспективе тренда развития финансового аутсорсинга характеризуются переходом на безбумажный документооборот42, даль-

нейшей автоматизацией И роботизированной автоматизацией рутинных процесоов.

Долгосрочные тенденции описывают Э.С. Хен-дриксена и М-Ф- Ван Бреда: «...в мире произошла информационная революция...на смену бухгалтерским регистрам придут базы данных, частью которых станет финансовая информация». Возможно, оо временем организациям не потребуется вести бухгалтерский и налоговый учет, поскольку будет создана единая база данных, в которой будут отражаться денежные движения всех предприятий в пределах одного государства, а возможно и в мировом масштабе. Хранителем такой базы данных будет государство, а функции учетных агентов (мысль о передаче функций учетных агентов была изложена Першиным С Н. и Пужляковой К.А. в статье «Перспективы развития аутсорсинга бухгалтерского учета в России» [21]) могут возложить на специализированные IT-компании, которые будут развивать и поддерживать автоматизированные алгоритмы учета хозяйственных операций, расчета налогов и финансовых показателей деятельности организаций. Банки или их аналоги 43 также должны быть интегрированы в эту систему.

В пользу этой теории говорит развитие государственными налоговыми органами электронных сервисов по взаимодействию с налогоплательщиками44, что представляет собой шаги к созданию единой учетной базы данных.

Выводы

До недавнего времени развитие финансового ауг-оорсинга в России более чем на дааддать пять лет отставало от мировой практики45.

Развитие глобализации И интернета позволило существенно сократить разрыв между сроками появления таких инновационных методов, как AI, ML, OCR и RPA46, на международном И российском рынках до нескольких лет47. Более 1/3 из 100 крупнейших кампаний в Роосии уже внедрили ОЦО, и в ТОП-3 технологических улучшений, по

39URL: http://wWW.gks.rU/wps/wcrn/oonnect/rosstot_moin/rosstot/ru/statistics/enterprise/reform/# (дата обращения 26.02.2018)

40URL: http://wWW.gks.rU/wps/wcm/oonnect/rosstot_moin/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/# (дата обращения 26.02.2018)

41 За 2016 и 2017 гг. данные на сайте Росстата отсутствуют. При^. автора

42 URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/4789533/ (дата обращения 03.09.2017)

43 URL: https://freedman.dub/blockchain-zamena-bankovskoi-sistemy/ (п,ага обращения 28.09.2017)

44 URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6967758/ (дата обращения 03.09.2017)

45 В СССР модель «ОЦО» была адаптирована под нужда плановой экономики И представлена в внп,е централизованных бухгалтерий. При^. автора

44 The robots are ooming& Implications for finance shared service. Think ahead. The Association of chartered Certified Accountants August 2015

47 2016 Global Outsourcing Survey. Deloitte. 2016.

MIR (Modernization, Innovation, Research}, 2018; 9(1 };148-160

мнению респондентов, входит роботизированная обработка процеосов и внедрение систем сканирования и распознавания документов* 49.

Внедрение RPA в ближайшей перспективе должно стать важной частью стратегии развития аутсорсеров. Согласно последованию, проведенному компанией Делойт в 2017 г.49,4% ОЦО50 51 * внедрили методологию RPA для одного или нескольких процессов, 24% начали исследование технологии RPA, 14% план ируют на чать, а 12% уже нач а ли тесговы й проект. 45% опрошенных раосчитывают получить экономию от внедрения RPA в размере от 10 до 20%, а 27% опрош ен ных рассч иты ва ют сэкономить от 20 до 40% текущих затрат. Согласно последованию этой же компании/ проведенному в 2015 г., ожидаемая экономия от внедрения RPA составляет 90%sl. Помимо сокращения затрат ожидается повышение эффектуbhoctvi оказания услуг за счет уменьшения количества ошибок и обслуживания клиентов 24 часа в сутки без перерывовsz.

Вместе с тем, происходящие изменения не означают, что люду перестанут быть нужными в процессе выполнения учетных функций. Напротив, бухгалтеры станут более эффективными/ поскольку у них будет больше времени на выполнение сложных аналитических задач. RPA даст новые возможности для развития их карьеры 53.

В России/ по сравнению с США и Европой/ рынок финансового И/ в том числе, бухгалтерского аутсорсинга еще далек от насыщения, и находится на начальном этапе развития.

Финансовый аутсорсинг для западных компаний, осуществляющих свою деятельность в России/ учитывая геополитическую обстановку, вряд ли даст существенный рост в ближайшие несколько лет. Вместе с тем, внедрение RPA,3a счет удешевления стоимости оказания услуг, позволит расширив спектр пользователей финансового аутсорсинга. Это может стать «точкой роста» для аутоорсинго-вых компаний, как в части выручки от новых, так и в части прибыли от существующих клиентов, заинтересованных в оказании услуг этой целевой аудитории- Компании/первыми внедрившие такие

технологии / получат серьезное конкурентное преимущество и смогут первыми привлечь на аутсорсинг более крупный бизнес.

Рынок услуг для ИП, микро- и малых российских предприятий может существенно вырасти/ в том числе, за счет перераспределения целевой аудитории от фрилансеров в сторону IT-компаний, а также политики налоговых органов РФ, направленной автоматизацию и повышение уровня прозрачности взаимоотношений с участниками рынка посредством внедрения электронного документооборота.

Теоретические и методические вопросы организации И управления финансовым аутсорсингом требуют да льней ш их и сследова н ий.

Для малого и среднего предпринимательства в сфере финансового аутоорсинга, в связи с цифро-визации (дигитализации) национальной И мировой экономики/ открываются дополнительные возможности:

* Начать свое дело в области оказания услуг финансового аутсорсинга стало значительно проще, поскольку для начала своего дела в этой области не требуются активы и внушительная сумма стартового капитала. Появились программные продукты, отвечающие потребностям оказания этого вида услуг;

♦ Внедрение в практику Al, ML, OCR и RPA позволит расширить спектр компаний, которым представители малого и среднего предпринимательства смогут оказывать услуги финансового аутсорсинга, а также повысит прибыльность текущего портфеля клиентов за счет удешевления стоимости услуг;

•Эти же технологии будут способствовать увеличению степени удовлетворенности клиентов качеством услуг финансового аутсорсинга, в связи с сокращением количества ошибок и работы в режиме 24/7, что, в свою очереди, даст дополнительный толчок для развития, сократив количество недовольных клиентов, расторгнувших договор.

40 Текущие тренды и практический опыт реализации процессов общих центров обслуживания на базе решения 1 С:УХ // Бизнес-форум 1С:Е1?Р.Эрнсгз>ндЯнг. 2016 г.

49 Global Shared Services. 2017 Survey Report. Deloitte. 2017

50 Крупные аутсорсинговые компании при оказании услуг используют модель ОЦО, открывая филиалы в городах России с более низкие и заработными платами, что позволяет им поддерживать конкурентоспособные цены. Поэтому последование актуально и ,пля аутсорсинговых компаний. Прим, автора

51 Несмотря на разницу в оценках, и последователь и испытуемые «одотся в том, что внесение RPA экономически эффективно. Прим, автора

“The robots are coming. Deloitte. 2015

53 URL: http://wWW.dvphilippines.com/robotic-acoounting-primer (п,ата обращения 01.10.2017)

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201S,T,9, № 1, С,148-160

Подеодя итог/ автор делает вывод о сокращении отставания развития финансового аутоорсинга в России от мировой практики/ изменении рынка услуг финансового аутсорсинга в связи с появлением новых технологий/моделей оказания услуг и игроков/ а также о положительных перспективах развитая предпринимательства / в том числе малого и среднего/ в сфере финансового аутоорсинга в России/ несмотря на сложную геополитическую обстановку и недостаточную степень разработанности методов организации И управления в этой сфере.

Список литературы:

1. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирова ние полномочий в деятельности компаний. Монография. М-: Дело, 2003. 272 с.

2. Лактионова О.Е. Генезис аутсорсинга функций управления корпоративными финансами // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. N9 26. С. 243-248. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=20742675 (дата обращения 08.08.2017)

3. Лактионова О.Е. Финансовый аутсорсинг в управлении финансами предприятий, тенденции развития международной практики // Економжа i ФЫанси. 2014. Мз 5. С. 76-81. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21820387 (дата обращения 19.03.2018)

4. Сайфуева С.И., Быкадоров Д4.А Теоретические основы и эволюция развития аутсорсинга // Журнал экономической теории- 2006. № 3. С. 77-91. URL: http://vwvVY.ipr-ras.ru/articles/sajf-bik06-7.pdf (дата обращения 19.03.2018)

5. Лактионова О.Е. Международный финансовый аутсорсинг: современные тенденции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. N9 36 (270). С. 49_60. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=24248774 (дата обращения 19.03.2018)

6. Федорова ЕЛ. Ермолов А.В. Анализ современных тенденций в аутсорсинге бухгалтерского учета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. N9 27 (309). С. 2-12. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=26417044 (дата обращения 19.03.2018)

7. Лактионова О.Е. Глобальный финансовый аутсорсинг как фактор развития экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. N9 3 (285). С. 15-27. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=25337151 (дата обращения 19.03.2018)

8. Лактионова О.Е. Тренды глобального финансового аутсорсинга как инструмент в управлении финансами // Вестник финансового университета. 2015. С. 63-72. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=25008325 (дата обращения 19.03.2018)

9. Лактионова О.Е. Международный финансовый аутсорсинг: перспективы российских компаний // Российское предпринимательство. 2014. N9 21 (267). С. 78-86. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id =22512510 (дата обращения 19.03.2017)

10. О/уель ченко Л.С., Лактионова О.Е., Десятский С.П. Динамика и треьды развития аутсорсинговых финансовых услуг на глобальном и наднациональных рынках // Проблеми економжи

2017. № 3. С. 262-268 URL: http://oaji.net/ articles/2017/728-151 1527946.pdf (дата обращения 19.03.2017)

11. Крамских А. С, Овчинникова И-В-, Останина Е.В., Слонян С.Р. Бухгалтерский аутсорсинг в России // Вестник КузГТУ. 2015. N9 1 (107). С. 146-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/п/ buhgalterskiy-autsorsing-v-rossii-1 (дата обращения

19.03.2018)

12. Мироненко О.В., Яновская В А. Исследование рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2015. NJs 2. С. 16. URL: https://readera.ru/144144294 (дата обращения 19.03.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Юрьев С.В. Перспективы развития финансового аутсорсинга в Российской Федерации // Вестник ТвГУ. Серия Экономика и управление». 2015. Мз 2. С. 49-60. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=24249093 (дата обращения 19.03.2018)

14. Календжян С.О., Дукануч Л.В., Лактионова О.Е. Генезис финансового аутсорсинга как научно-практического направления в теории управления финансами // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. Ь|з 3. С. 95-106. URL: https://elibrary. ru/item. asp?j d=2358 7523 (дата обращения 19.03.2018)

15. Омельченко Л.С., Лактионова О.Е. Аутсорсинг в совершенствовании системы управления финансами V«a л ого и среднего бизнеса // Научный диспут: вопросы экономики И финансов. Зйрник тез на-у ков их роб гг XI М|жнародноТ на уко во-практично! ко нфер ен ци. Фи на нсов о-эк оно ми че ас иЙ нау чн ый совет. 2017. С. 56-59. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30535272 (дата обращения 19.03.2018)

16. Jadranka tyirsika, Ninko Kosfovsk/a Offshoring

Accounting Services: h|eW opportunities for

developing countries //Journal of Accounting and Management Information Systems. 2017. vol. 16, issue 1, 132-146. URL: http://www.cig.ase.ro/ arficles/1 6_l_6.pdf (дата обращения 22.03.2018)

1 7. Густей EM. Аутсорсинг как технология будущего: от идеи до инновации //Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 958-962. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=22283983 (дата обращения 22.03.2018)

18. Лактуонова О.Е. Услуги финансового аутсорсинга: генезис и состояние // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. N9 13 (300). С. 34-51. URL: https://elibrary.ru/item.a sp?id=25953287 (дата обращения 22.03.2018)

19. Васильев АС., Миргородская Т.В. Проблемы и перспективы аутоорсинга бухгалтерского учет а в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. N9 1-2 (32). С. 19-21. URL: http://research-

158

MIR (Modernization, Innovation, Research), 201 в; 9(1) Л 45-160

journal. org/wp-content/uploads/2015/02/1-2-32. pdf (дата обращения 22.03.2018)

20. Суптангужрева А. Методика формирования ценовой полкгики бухгалтерских аутсорсинговых организаций // Предпринимательство. 2014. № 6. С. 149_152. URL: https://elibrar7.ru/item. asp?id=2251 7125 (дата обращения 22.03.201 8)

21. Першин С.П., Пужлякова К А. Перспективы разви-

тия аутсорсинга бухгалтерского учета в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университетата. 2014. 103 (09). С. 1093-1109.

URL: https://elibra7.ru/item. asp?id=22830943 (дата обращения 19.03.2018)

22. Aguirre 5., Rodriguez A. Automation of a Business Process Using Robotic Process Automation (RPA): A Case Study. // Communications in Computer and Information Science. 2017. Vol. 742. P. 65-71. DOI: https://doi.or9/10.1007/978-3-319-66963-2_7 (дата обращения 22.03.2018)

23. WiHcocks L, Lacify Jyl., Craig A.J. Robotic process

automation: strategic transformation lever for

global business services? // Journal of Information Technology Teaching Cases. 2017. Vol. 7. Issue 1. P. 17-28. DOI: https://doi.org/10.1057/s41266-016-0016-9 (дата обращения 22.03.201 8)

24. Asafiani A., Penttinen EJ. Turning robotic process automation into commercial success - Case OpusCapita // Journal of Information Technology Teaching Cases. 2016. Vol. 6. Issue 2. P. 67-74. DOI: https://doi.org/10.1057/jittc.201 6.5 (дата обращения 22.03.2018)

25. Sorin Anagnoste. Robotic Automation Process -The next major revolution in terms of back office operations improvement. // Proceedings of the International Conference on Business Excellence.

2017. Vol. 11. Issue 1. P. 676-686. DOI: https://doi. org/10.1515/picbe-2017-0072. (дата обращения

22.03.2018)

Об авторе:

Золотарей Светлана Евгеньевна, соискатель. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации (119571, Россия, г, Москва, проспект Вернадского, 82, стр, 1), Независимый консультант по финансовому аутсорсинг. Аттестованный налоговый консультант Палаты налоговых консультантов,ОВСЮ:огсЙюгд/0000-0001-7540-8164, 9111158@gmail,com

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

References

1. Kalendzjian S.O. Autsorsing i delegirovanie polnomochii vdeyatel'nosti kompanii [Outsourcing and delegation of authority in the companies' activities], Moscow: DELO BPL., 2003. 272 p. (in Russ.)

2. Laktionova O.E. Genesis of outsourcing of corporate finance management functions. AktuaTnye voprosy ekonornicheskikh nauk = Actual issues of economic sciences. 2012; (26):243-248 (in Russ.)

3. Laktionova O.E. Financial outsourcing in financial management of enterprises the development trend of

i nt e rna t i on a I pra ct i ce. Scientific jo urnaf: Economics and Finance. 2014; (5):76—81 (in Russ.)

4. Saifieva S.I4, Bykadorov M-А. The theoretical basis and evolution of outsourcing development. Russian Journal of Economic Theory. 2006; (3): 77—91 (in Russ.)

5. Laktionova O.E. International financial outsourcing: current trends. Financial analytics: science and experience. 2015; 36(270):49~60 (in Russ.)

6. Fedorova E.A. Ermolov A.V. Contempora7 trends in outsourcing of accounting services: an analysis. Financial analytics: science and experience. 2016; 27(309):2-l 2 (in Russ.)

7. Laktionova O.E. Global finance and accounting outsourcing as an economic development driver.

Financial analytics: science and experience. 2016; 3 (285): 15-27 (in Russ.)

8. Laktionova O.E. The global financial outsourcing as a management tool: development trends. Bulletin of financial university. 2015; 63-72 (in Russ.)

9. Laktionova O.E. International Financial Outsourcing: Perspectives of Russian Companies. Rossiiskoe predprinimateTstvo = Russian Entrepreneurship. 2014; 21 (267):78-86 (in Russ.)

10. Omelchenko L.S., Laktionova O.E., Desyatsky S.P. The Dynamics and Trends of Development of Financial Outsourcing in the Global and Supranational Markets. Problems of the economy. 2017; 3:262-268 (in Russ.)

11. Kramskikh A.S., Ovchinnikova I.V., Ostanina E.V., Simonyan S.R. Accountin outsourcing in Russia. Vesfnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universifeta = Bulletin of the Kuzbass State Technical University. 2015; 1 (1 07): 14 6— 150 (in Russ.)

12. Mironenko O.V., Yanovskaya V.A. Market research of outsourcing of accounting services in Russia. hjauchnyi vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universifeta = Scientific Bulletin of Kostroma State Technological University. 2015; (2): 16 (in Russ.)

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т. 9. № 1. С. 148-160

13. YurevS.V. Prospects for the development of financial outsourcing in the Russian Federation. Vestnik Tverskogo gosudarsb/ennogo untverstfefa. Seriya «Ekonomika i upravlenie» = Bulletin of Tver State University. Series «Economics and Management». 2015; (2):49~60 (in Russ.}

14. Kalendzjian S.O., Dukanich L.V., Laktionova O.E. Genesis of financial outsourcing as a scientific and practical direction in the theory of financial management. Vestnik Institute ekonomlkl Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2015; (3):95-105 (in Russ.)

15. Omelchenko L.S., Laktionova O.E. Outsourcing in improving of the management of finance of small and

medium-sized businesses. Nauchnyi disput: voprosy ekonomiki i finansov. Zbirnik tez naukovikh robit XI Mizhnarodnoi naukovo-praklichnoi konferentsii. Finansovo-ekonomicheskii nauchnyi sovel. [Scientific debate: issues of economics and finance. Collection of abstracts of scientific works of the X! International scientific and practical conference. Financial and Economic Science Council\. 2017; 55-59 (in Russ.)

16. Jadranka Mrsika, Ninko Kostovskia. Offshoring

Accounting Services: New opportunities for

developing countries. Journal of Accounting and Management Information Systems. 2017; 16(1): 132-146. URL: http://www.cig.ase.ro/articles/16_l_6. pdf (accessed 22 March 2018) (in Eng.)

17. Gustei E.M. Outsourcing as a technology of the

future: from idea to innovation. Journal of Economy and entrepreneurship. 2014; 8(9):958-962 (in Russ.)

18. Laktionova O.E., Outsourcing of financial services: genesis and current condition. Financial Analytics: Science and Experience. 2016; 18(300): 34-5 1 (accessed 22 March 2018) (in Russ.)

19. Vasilev AS., Mirgorodskaya T.V. Problems and prospects of outsourcing of accounting in Russia.

Mezdunarodnyj паиёпо-issledovafelskij zurnal = International Research Journal. 2015; 1-2(32): 19-21 (in Russ.)

20. Sultanguzieva A The method formation of price policy of accounting outsourcing organizations. Entrepreneurship. 2014; 6:149-152 (in Russ.)

21. Per shin S.P., Puzhlyakova K.A Prospects for the Development of Accounting Outsourcing in Russia. Nauchnyi zhurnal kubanskogo gosudarsb/ennogo agrarnogo universiteta — Scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2014; 103(09): 1093-1109 (in Russ.)

22. Aguirre $., Rodriguez A. Automation of a Business Process Using Robotic Process Automation (RPA): A Case Study. Communications in Computer and Information Science. 2017; 742:65-71. DOI: https:// doi.org/10.1007/978-3-319-66963-2_7 (accessed 22 March 2018) (in Eng.)

23. Willcocks L., Lacity M., Craig AJ. Robotic process automation: strategic transformation lever for global business services? Journal of Information Technology Teaching Cases. 2017; 7(l):17-28. DOI: https:// doi.org/10.1057/s41266-016-0016-9 (accessed 22 March 2018) (in Eng.)

24. Asatiani A, Penttinen E.J. Turning robotic process automation into commercial success - Case OpusCapita. Journal of Information Technology Teaching Cases. 2016; 6(2): 67-74. DOI: https://doi. org/10.105 7/jittc.2016.5 (accessed 22 March 2018) (in Eng.)

25. Sorin Anagnoste. Robotic Automation Process - The next major revolution in terms of back office operations improvement. Proceedings of the International Conference on Business Excellence. 2017. 11(1):676-686. DOI: https:// doi.org/10.1515/picbe-2017-0072 (accessed 22 March 2018) (in Eng.)

About the author.

Svetlana E. Zolotareva, Candidate for a degree. The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation (82/5, Prospect Vemadskogo, Moscow, 119571), Independent financial outsourcing consultant. Certified tax consultant of the Chamber of Tax Consultants, Moscow, Russian Federation, ORCID: orcid.org/0000-0001-7540-8164,9111158@>gmailcom

The author have read and approved the final manuscript.

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.