Научная статья на тему 'Оффшоры. Политика государства, направленная на борьбу с отрицательными проявлениями оффшоров'

Оффшоры. Политика государства, направленная на борьбу с отрицательными проявлениями оффшоров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1211
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНУСЫ И ПЛЮСЫ / МЕТОДЫ БОРЬБЫ / ОФФШОР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оффшоры. Политика государства, направленная на борьбу с отрицательными проявлениями оффшоров»

УДК 336.221

Ю.С. Романычева, Г.Е. Шалдина

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия

ОФФШОРЫ. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, НАПРАВЛЕННАЯ НА БОРЬБУ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ОФФШОРОВ.

Понятие оффшоры. Минусы и плюсы оффшорных предприятий. Методы борьбы государства с оффшорами.

The concept of offshore companies. Advantages and disadvantages of offshore companies. Methods of dealing with the state offshore.

Понятие "оффшор" происходит от аналогичного английского словосочетания "off shore", что в буквальном переводе означает "вне берега", "вне границ", и является одним из ключевых понятий в сфере налогового планирования.

Оффшор - это финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра.

В основе оффшоров лежат особенности налогового законодательства некоторых стран, позволяющие полностью или частично освободить от налогов иностранные компании с помощью оффшора. Кроме этого, во многих таких странах налогами облагается лишь та деятельность фирмы, которая ведется в пределах данной страны. Вся остальная деятельность фирмы не подлежит налогообложению, для этого и создают оффшор.

С оффшорами связан стойкий негатив в виде отмывание денег, ухода от налогов и финансирования террористов. Это проблемы, которые довольно остро стоят сегодня перед международным сообществом.

Таким образом, оффшор или оффшорная компания - это предприятие, которое не ведет хозяйственной деятельности в стране, где оно зарегистрировано, а собственниками ее являются иностранные лица. Вместо традиционного налогообложения для таких компаний часто используется фиксированный ежегодный сбор.

Можно выделить пять основных характеристик оффшорных компаний:

• оффшорные компании являются нерезидентными по отношению к стране, где они зарегистрированы, что означает, что его центр «контроля и управления» находится за рубежом. Коммерческие операции оффшорных компаний проводятся за пределами юрисдикции, где она зарегистрирована.

• оффшорные компании, как правило, освобождены от основной суммы налогов, либо эта сумма сравнительно невелика, либо выплачивают небольшой ежегодный регистрационный сбор.

• упрощена процедура регистрации и управления компанией. Допускается использование номинальных владельцев и директоров. Требования к общим собраниям и проведению советов директоров носят формальный характер.

• для оффшора в стране инкорпорации облегчён, либо отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчетности сведены к

минимуму. Аудиторские проверки за некоторыми исключениям вообще не требуются.

• владение оффшорными компаниями осуществляются на анонимной основе при высоких гарантиях конфиденциальности. Конфиденциальный характер владения оффшором гарантирован общепринятыми правовыми нормами и законодательством юрисдикции, в которой зарегистрирована оффшорная компания. Вместе с тем, на текущий момент зарегистрировать оффшорную компанию в любой юрисдикции, не раскрывая конечного бенефициара, не реально. Ведь, документы российского бенефициара (в том числе загранпаспорт и обычный российский паспорт) для регистрации компании все равно потребуются, если даже он использует полный номинальный сервис (то есть директорами и акционерами его компании будут выступать местные наемные лица). Номиналам необходимо знать конечного бенефициара для собственной безопасности, чтобы не брать на себя чужие «грехи»

Оффшорная компания регистрируется с заранее и точно определенной целью.

Такими целями могут быть:

• минимизация налогового обложения;

• приобретение недвижимости и ее эксплуатация;

• обеспечение полной конфиденциальности;

• коммерческая необходимость;

• повышение эффективности финансовых и торговых операций.

Оффшоры имеют свои преимущества и недостатки, но все же цель

данной статьи показать, чем оффшоры «вредят» государству и его налоговой системе, поэтому подробнее рассмотрим данный аспект с разных сторон: чем оффшоры привлекают предпринимателей, с какими проблемами сталкиваются оффшорные компании, какое отрицательное воздействие оффшоры оказывают на государство?

Привлекательность оффшоров для оффшорных компаний заключается в следующем:

• предприятие можно открыть за пару дней без дорогостоящих капиталовложений.

• маленький процент на налог на прибыль или отсутствие налога вообще.

• нет ограничений на вывоз и ввоз валюты.

• нарушение таможенного или налогового закона не будет считаться уголовным преступлением.

К минусам же можно отнести то, что:

• вы не будете получать льготы по налогообложению доходов, полученных в оффшорной зоне.

• налоговые службы Евросоюза любят проверять торговые соглашения таких компаний.

• оффшорной компании трудно будет взять кредит в своей стране.

• чаще всего солидные фирмы не особо доверяют таким компаниям.

Предприниматели ведут свою деятельность через оффшоры, так как оффшоры имеют свои плюсы, которые, в свою очередь, для государства оборачиваются большим минусом.

«Согласно данным Центробанка, за первые 11 месяцев 2011 года отток капитала из России составил 74 миллиарда долларов, а уровень оттока -самый высокий с финансового кризиса 2008-09 года.» [1]

Борьба правительства с оффшорами - это своего рода «палка о двух концах». С одной стороны, пристальное внимание российских властей к налоговым гаваням не случайно.

«С оффшорным наследием эпохи дикой приватизации надо заканчивать», — заявил В.В.Путин, говоря об активной продаже государственной собственности в 1990-е годы, благодаря которой появились несметные состояния российских олигархов, переправивших свои состояния за границу. [2]

Обширные комментарии В.В.Путина, скорее всего, вызовут беспокойство среди компаний, акции которых обращаются на открытом рынке, в горнодобывающем и металлургическом секторе, телекоммуникациях, производстве электричества, строительном секторе и розничной торговле, которыми владеют оффшорные структуры.

Более 70 % российских производственных активов находится в оффшорных зонах. И факты говорят о том, что российские олигархи заинтересованы далеко не в борьбе с оффшорами, а в их поддержке. Яркий пример тому — ситуация с Кипром.

В середине 2011 года Кипр начал испытывать значительные экономические трудности: резкое увеличение государственного долга, замедление темпов роста и т.д. Это объясняется тесными экономическими связями с Грецией, финансовая ситуация в которой оказалась самой неблагоприятной среди стран Евросоюза. В этот же период крупнейшими рейтинговыми агентствами на несколько ступеней был понижен кредитный рейтинг Кипра.

В то время как Евросоюз мог предложить Кипру кредит только под 15 % годовых, Россия выступила с предложением дать кредит в размере 2,5 миллиардов под 4,5 % годовых на срок 4,5 года. Для сравнения, сумма этого кредита превышает 10% ВВП Москвы.[3]

Даже отечественным заемщикам Центробанк РФ предлагает ставку не ниже 8%.В случае с Кипром льгота получилась колоссальной.

Причина этого очевидна: сотни российских компаний зарегистрированы именно на Кипре — одном из крупнейших оффшоров. В банках Кипра находится около 80 миллиардов долларов, которые являются российскими инвестициями.

Очевидно, что развитию практики создания оффшорных компаний и в частности выводу российской экономики в низконалоговые гавани способствует непосредственно система международной экономики.

На сегодняшний день в мировой практике большинство ограничений и санкций, связанных с деятельностью оффшорных компаний, приводит не к искоренению этого явления, а к появлению новых схем работы с оффшорами.

Существуют довольно эффективные методы, позволяющие скрыть фирму в оффшоре из прямой видимости государства через сеть контрагентов,

филиалов или дочерних компаний. С той же целью создаются схемы с использованием трастов, фондов и гибридных компаний, с помощью которых можно успешно скрыть информацию о конечных бенефициарах.

Неоднозначность борьбы с оффшорами подтверждается тем, что в законодательстве многих стран существуют некоторые ограничения на операции с оффшорами, но полного запрета, как такового, практически нигде нет, в том числе и в России.

В начале 2003 года российские законодатели предприняли попытку ввести полный запрет на операции с оффшорами, разработав законопроект «Об особом правовом статусе на территории РФ оффшорных компаний». Статья 2 законопроекта оффшорным компаниям запрещала экспорт и импорт товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществление валютных операции, участвовать в качестве покупателей в приватизации государственного и муниципального имущества, владеть акциями российских открытых акционерных обществ.

Конечно, бесконтрольное использование оффшорных компаний может негативно сказаться на бюджете, но и запрет операций с оффшором - не самое удачное решение, что подтвердило Правительство РФ.

Думский Комитет по экономической политике и предпринимательству на заседании 24 сентября 2002 года принял решение рекомендовать депутатам отклонить законопроект "Об особом правовом статусе на территории РФ оффшорных компаний". Данный законопроект запрещал оффшорным компаниям осуществлять экспортно-импортные операции, валютные операции, участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества, а также иметь в собственности акции открытых акционерных обществ. По мнению Комитета, принятие данного законопроекта нецелесообразно, поскольку, как показывает международная практика, меры запретительного характера в отношении деятельности оффшорных компаний не дают желаемого результата. [4]

При всей сложности проблемы государство пытается принимать меры, по защите своих интересов.

Известно, что использование в торговых операциях между взаимозависимыми лицами оффшорной компании - распространенный и простой метод оптимизации налогов.

Последней законодательной инициативой в направлении преодоления отрицательных моментов оффшоров является новая глава в Налоговом кодексе о контролируемых сделках.

Контролируемые сделки - это те сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным. К ним относятся, в частности, сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового Кодекса.

По доходам, полученным в виде дивидендов, указанных сделок, должны применяться налоговые ставки 0 процентов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн. руб. за календарный год . [5]

Регулирование трансфертного ценообразования обусловлено потребностью государства изымать справедливую долю налогов, которую оно получило бы, если бы стороны применили свободные цены, под которыми в международной практике принято понимать "цену на расстоянии вытянутой руки" (arms length price). Она предполагает такую цену, которая была бы установлена независимыми контрагентами, действующими исходя из собственных коммерческих интересов при нормальных экономических обстоятельствах.

Эффективный способ выявления искажений налогооблагаемой базы, который используется во многих странах мира, - это сравнение результатов деятельности проверяемого налогоплательщика с аналогичными налогоплательщиками. [6]

Библиографические ссылки:

1. Анастасия Лирчикова. Путин: бизнес должен выйти из «оффшорной тени». Reuters.-Великобритания. 20.12.2011

2. Борьба правительства с оффшорами - «галочка» для ОЭСР.РК-Аудит. 01.02.2012

3. (Кипр: Кредит от РФ поможет стабилизировать экономику страны. URL:http://www.rosbalt.ru/business/2011/10/06/897785.html)

4. (Профильный комитет Госдумы рекомендовал депутатам отклонить законопроект, резко ограничивающий в правах оффшорные компании .URL:http://www.kadis.ru/columns/column.php?id=2621)

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям/ Под редакцией Г. Ю. Касьяновой (13-е изд., перераб. и доп.). М.:АБАК, 2012.928 с.

6. А. А. Кафтанников. Трансфертное ценообразование: комментарий изменений Налогового Кодекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.