УДК 330.162 +378
О ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ И ДОМИНАНТАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Компаниец В.В., д.э.н, профессор (УкрГАЖТ)
В статье дана характеристика ценностного портрета современного украинского общества во взаимосвязи с господствующей денежной идеологией, сделан вывод о несовместимости ценностных изменений и направленности экономического образования с построением здорового общества и экономики, раскрыты доминанты развития экономического образования, реализация которых позволит выстроить здоровое общество и экономику.
Ключевые слова: ценности, общество, экономика, экономическая наука, нравственность, восточнославянская экономическая мысль, экономическое образование.
ЩОДО Ц1НН1СНОГО ВИМ1РУ ЕКОНОМ1КИ УКРА1НИ ТА ДОМИНАНТ РОЗВИТКУ ЕКОНОМ1ЧНО1 ОСВ1ТИ
Компашець В. В., д.е.н, професор (УкрДАЗТ)
У сmаmmi дано характеристику цттсного портрета сучасного украИнського сустлыствау взаемозв'язку з патвною грошовою iдеологieю, зроблено висновок щодо несумiсносmi цттсних змт i спрямованосmi економiчноi освти з побудовою здорового сусптьства та економжи, розкрито домтанти розвитку економiчноi освimи, реалiзацiя яких дозволить побудувати здорове сусптьство та економщ.
Ключовi слова: цтностi, сусптьство, економжа, економiчна наука, моральтсть, схднослов'янська економiчна думка, економiчна освтта.
OF THE VALUE OF THE DIMENSION OF UKRAINE'S ECONOMY AND THE DOMINANT DEVELOPMENT ECONOMIC EDUCATION
Kompaniets V. V., Doctor of Economic Sciences, professor (USA ofRT)
In the article the characteristic value of the portrait of the modern Ukrainian society. The conclusion is that the values that should be the backbone of the economy - morality, creativity, creativity, work, responsibility, education, are not dominant, and replaced on the opposite. This is incompatible with building a healthy society and economy.
But the change of situation is possible because the current value of the portrait, nature of economic relations, is not satisfied by most of society. For this proposed change approach to economic education, so that the main qualities of future specialists were morality and professionalism. The development of economic education must correspond to the socio-cultural principle.
Keywords: value, society, economics, economic science, morality, East Slavic economic thought, economic education.
Постановка проблемы. Актуальность.
Любое общество строится на ценностном основании. Здоровое общество выстраивается на ценностях духовной культуры, задающих духовный вектор смысла жизни, нравственные законы, образцы, ориентиры поведения человека во всех сферах жизнедеятельности, в т.ч. сфере экономической. Духовно-нравственные ценности (любовь, нравственность, ответственность, служение, труд, солидарность, творчество), положенные в основание экономики, как в основание созидания «дома» (вспомним, что в переводе с греческого «экономика» - это «домостроительство»), и пронизывающие весь процесс экономической деятельности - процесс домостроительства, позволяют создать сильную и здоровую экономику (экономику духовно-нравственного типа),
© Компаниец В.В.
направленную на удовлетворение (непосредственно или опосредованно) всех потребностей личности от материальных до духовных.
Общество, построенное на ценностях господства, власти, ценностях богатства, наживы, потребительства, нельзя считать здоровым. Это деформированное общество, в котором человек не может реализоваться как духовно-нравственная личность. А экономику, выстроенную на таких ценностях, уже нельзя наименовать экономикой, но антиэкономикой, или хрематистикой (по Аристотелю, хрематистика - сфера деятельности человека, главной целью которой является получение прибыли, наживы), ибо она в конечном итоге приводит к разрушению не только самой себя, но и всего общества, к его нравственной
Вкник економжи транспорту i промисловост1 № 49, 2015
деградации, в т.ч. подмене религии - верованием в силу денег и власти.
Какое же в своем ценностном основании общество и тип экономики доминируют в Украине? Как связаны ценности общества с приоритетами современного экономического образования? Какую цель, задачи, ценностное содержание должно иметь экономическое образование, способное обеспечить развитие общества и экономики в направлении построения духовно-нравственного типа социально-экономической системы? Ответы на эти вопросы и будут целью этой публикации.
Изложение основного материала. К сожалению, за период независимости Украины,
Место Украины в мировых рейтингах (по
практически совпадающий по времени с периодом так называемых рыночных реформ, мы выстроили нездоровое общество и экономику, а точнее хрематистику. Это можно понять, анализируя позицию Украины в основных мировых или европейских рейтингах, где страна лидирует по уровню коррупции, абортов, алкоголизма, разводов и прочих проявлений безнравственности и деградации, и находится на задворках Европы по уровню и качеству жизни населения, развитию экономики и др. показателям развития (таблица 1). Положительное исключение пока составляет развитие инфраструктуры и образования.
Таблица 1
данным 2010-2012 гг.) [составлено по 1-5]
Деградация Развитие
Показатель Место Показатель Место
Детский алкоголизм 1-е в мире Качество развития железнодорожной инфраструктуры 25- е в мире из 148 стран
Количество разводов (на 1000 населения) 1-е в Европе Индекс уровня образования 31-е в мире из 187 стран
Уровень смертности 2-е в мире Качество высшего образования (международная сеть университетов Universitas) 25-е из 48 стран
Уровень абортов 2-5-е в мире Индекс развития человеческого потенциала 78-е в мире из 187 стран
Темпы уменьшения населения 7-е в мире Рейтинг глобальной конкурентоспособности (World Economic Forum, 2013) 84-е в мире из 148 стран
Суициды с летальным исходом (на 100 тыс. населения) 8-е в мире ВВП на душу населения (по ППС) (International Monetary Fund, 2013) 104-е в мире из 185 стран 7423 $
Количество заключенных (на 100 тысяч населения) 10-е в мире ВВП на душу населения (номинал) (International Monetary Fund, 2013) 111- е в мире из 185 стран 3 862 $ при среднем в мире 11 200 $
Уровень восприятия коррупции (Transparency International, 2013) 33-е снизу 144-е в мире среди 177 стран Ожидаемая продолжительность жизни 128-е в мире из 194 стран
В украинском обществе сохраняется феномен аморального большинства: большая часть населения уверена в том, что почти все окружающие в повседневной жизни демонстрируют аморальные практики. Так, 44,2 % опрошенных считают, что люди готовы использовать любые, даже противоправные, аморальные способы действий для решения своих интересов, 44,7 %, - что люди способны при случае "согрешить", и только 11,1% - что люди всегда действуют в соответствии с правовыми и моральными требованиями общества [6, с. 474]. Самих себя люди отказываются признать
носителями аморальных практик, что свидетельствует о проявлении двойных нравственных стандартов во всех сферах общества, в т. ч. в экономической.
Честный труд, творчество, служение, солидарность, ответственность, взаимное доверие - ценности, на которых строится сильная экономика и общество в целом, уходят в прошлое. Это можно увидеть, сравнивая ответы респондентов, полученные в 1982 и в 2011 гг. Так, сейчас, только 24,4% опрошенных считают, что успеха и благополучия можно добиться честным трудом (в 1982 - 86,9%); 28,7 % - что окружающие
Вкник економжи транспорту i промисловост1 № 49, 2015
проявляют инициативу на работе (в 1982 - 71,6%), 32,9% - что люди отзывчивы и готовы прийти на помощь (в 1982 - 83,0%) [7, с.35]. Большинство опрошенных отмечают, что не несут ответственности за состояние дел в государстве (67,1%), в своем городе или селе (57,9%) [6, с. 491492].
Труд среди современных украинцев воспринимается, прежде всего, как средство реализации материальных потребностей - для 62,2% опрошенных это заработок, для 24,7% -пенсия. Лишь менее четверти опрошенных (21,3%) воспринимают труд как служение и обязанность, как призвание (21,2%) и творчество (5,7%) [8, с. 32-34].
Символом достижения успеха для подавляющего числа украинцев (73,8%) является материальное благополучие. При этом низшие позиции в рейтинге занимают такие факторы, которые и призваны обеспечить это благополучие -«престижная работа, профессия» (29,4 %); «карьерный рост» (23,5%); «личный бизнес» (15,5%); «хорошее образование» (15,2%) [7, с. 14].
Поэтому вполне закономерно, что богатство для украинцев ассоциируется в первую очередь с успехом (37,8 %), а потом уже с трудом и настойчивостью (31,2%), высокий процент опрошенных ассоциирует богатство со свободой (29,3%) и безнаказанностью (14,3%) и только небольшая часть - с социальной ответственностью (11,0%) и культурностью (9,5%) [8, с. 34].
Свобода для украинцев ассоциируется в большей степени с деструктивными характеристиками, чем с конструктивными: с неограниченностью действий и деньгами у 26,2% и 26,1% соответственно, тогда как с творчеством и ответственностью только у 14,5% и 13,6% опрошенных [8, с. 31].
Ценности общества: идеал православной к
Современность украинцы характеризуют в отрицательных качествах, отмечая, что это время «злодеев» (39,9%), «бюрократов» (36,6 %), «авантюристов» (30,5%), «приспособленцев» (29,3%), но не время «моральных авторитетов» (7,8 %), «талантов» (4,7%), «профессионалов» (2,7%) [6, с.529].
То есть налицо закономерный порочный круг ценностей: богатство - безответственность -вседозволенность -- безнравственность -успешность -- власть, вместо созидающего круга: нравственность - культура - профессионализм -труд - ответственность - достаток.
Если обобщить ценности, которые доминируют в современном украинском обществе, и сравнить их с традиционными для нашего общества ценностями, сложившимися под влиянием идеалов православной веры и культуры, домостроительства, получится такая картина (таблица 2).
Такой портрет общества свидетельствует о глубокой деградации - господстве ценностей, а соответственно и отношений, характерных для безнравственной социально-экономической
системы.
Воспринимают ли сложившуюся систему ценностей украинцы? (Вопрос поставленный респондентам, звучал так: принимаете ли Вы, как свою, ту систему ценностей, которая сложилась в Украине за годы независимости: частная собственность, обогащения, индивидуализм, стремление к личному успеху и т.д.).
Систему ценностей, которая сложилась в Украине за годы независимости, признает четверть опрошенных (25,1%), а среди молодежи треть (34,0%) - это новая генерация украинских граждан, приемлющая реалии дикого рынка и безнравственной социально-экономической
системы.
Таблица 2
ьтуры и реальность украинского социума
Идеал Реальность
Вера в Бога Вера в силу денег
Любовь Ненависть
Красота, Образ Безобразие
Нравственность Безнравственность
Служение Личный успех
Жертвенность Эгоизм
Солидарность Индивидуализм
Ответственность Безответственность
Профессионализм, образованность Некомпетентность
Творчество Шаблонность, автоматизм
Созидание Разрушение
Труд Работа
Достаток Роскошь
Аскетизм Гедонизм
Экономика Домостроительство, удовлетворение жизненных потребностей Хрематистика Обогащение, нажива
Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 49, 2015
У половины же общества (48,1%), а для молодежи - у трети (30,2%) сложившаяся система ценностей вызывает отторжение. Еще не определилась окончательно со своим ценностным выбором четверть (25,8%) общества в целом и треть молодежи (35,8%) [6, с.310].
Таким образом, большую часть общества, в т. ч. молодежи, не удовлетворяет та система ценностей, которая навязывается путем внедрения стандартов западной цивилизации в общество и в экономику, в т. ч. через систему экономического образования. Поэтому еще есть шанс для того, чтобы постепенно выстроить здоровое общество и приблизиться к экономике, основанной на нравственности. И одним из наиболее важных рычагов изменения ценностей и создания здоровой экономики является образование.
Сейчас экономическое образование, выстроенное по западным стандартам, к сожалению, играет разрушающую роль. В нашем обществе долгое время отсутствовала государственная идеология, но ее место с «успехом» заняла экономическая наука, по сути, превращенная в денежную идеологию. Экономика, а правильнее - хрематистика, и как идеология, и как отношения между людьми, превратилась в анти-Евангелие. Следствием действия денежной идеологии и стало изменение сознания общества, особенно молодежи. Но искаженное сознание порождает деформированное поведение. Отсюда разрушение семьи, общества, экономики. Если и далее следовать традициям «экономикса» (против изучения которого выступили студенты Гарварда), учить тому, что главной целью экономической деятельности является лишь получение прибыли, мы так и будем выживать в условиях безнравственной социально-экономической
системы.
Чтобы изменить ситуацию, надо выстроить экономическое образование в духовно-нравственных и социокультурных координатах, в т. ч. ориентируясь на творческое наследие представителей восточнославянской
экономической мысли (в частности С.Н. Булгакова, И.К. Бабста, А.И. Бутовского, И.И. Янжула [9-12]), основными положениями которого являются такие:
- экономическая наука должна иметь социокультурное измерение;
- экономическая наука входит в состав нравственных наук, она влияет на нравственность человека и народа, и ее незнание или искаженные знания об экономике могут нанести существенный вред развитию личности человека и самой экономики;
- необходимость нравственной оценки как экономической теории, так и экономической жизни, т.е. модели социально-экономического
развития, которая взята за основу в проведении социально-экономических преобразований;
- задача экономической науки состоит в построении экономического и социального идеала развития конкретного общества, государства с учетом особенностей его истории, культуры, религии, а также выработке конкретных путей достижения этого идеала в практике социально-экономической деятельности с учетом особенностей определенной исторически складывающейся ситуации;
- экономическая наука субъективна, ее содержание зависит от мировоззрения ученых, сформированного под влиянием культурообразующей религии или же верования (веры в прогресс, в силу человека, в силу денег). Ее субъективность проявляется и в понимании целей экономики, определяемого видением смысла жизни человека;
- нравственный капитал - четвертый и основной фактор производства, от него зависит эффективность использования остальных факторов, хозяйственная деятельность в целом. Важнейшие его составляющие - честность, трудолюбие, образованность, психология общего дела, самостоятельность;
- главные условия развития народного хозяйства: изменение общественного сознания, прежде всего сознания интеллигенции, элиты; построение системы управления на нравственных началах, нравственность власти; построение качественной системы образования, экономическая образованность населения. Основой сознания и поведения должно стать сочетание высокой нравственности и профессионализма, мотивация общего дела, служения.
Исходя из этих основных постулатов, описывающих доминанты развития экономической науки, по мнению представителей восточнославянской экономической мысли, сформулируем цели и задачи современного экономического образования.
Цель экономического образования -воспитание и развитие личностных (нравственных) и профессиональных качеств будущего специалиста в соответствии с принципом социокультурной идентичности.
Задачи экономического образования: воспитание и развитие целостной личности; трансляция экономических знаний на социокультурной и духовно-нравственной основе; развитие навыков аналитического и творческого мышления применительно к социально-экономическим процессам современности на основе принципа нравственного соотнесения, т.е. с учетом нравственных и экономических критериев оценки ситуации (проекта, решения); развитие навыков принятия решений на основе принципа нравственного соотнесения.
Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 49, 2015
Содержание экономического образования должно способствовать формированию соответствующих созидающих ценностей и установок - а затем и изменению поведения через цепочку: изменение сознания - изменение поведения - изменения в экономике. Важнейшие из этих установок такие:
- основа человеческих отношений -нравственность и базисные ценности культуры;
- экономика - это домостроительство, творчество;
- труд - это добродетель, творчество, служение, способ преображения человека и мира;
- богатство, собственность, власть - это ответственность, труд, профессионализм;
- основа экономического и социального развития - это нравственность, образованность, труд, профессионализм.
Вывод. Таким образом, ценностное основание, на котором выстраивается здание нашего общества и экономики, можно уподобить, согласно известной Евангельской притче, песку (см. Евангелие от Матфея 7:24-27). Такое здание является непрочным и разрушается при первой же непогоде (кризисе, столкновении с более сильными обществами, экономическими системами). Те ценности, которые должны стать основой экономики как домостроительства -нравственность, созидание, творчество, труд, ответственность, образованность, перестают быть доминирующими в нашем обществе, заменяются на противоположные. Но изменение ситуации еще возможно, поскольку сложившийся ценностный портрет, характер экономических отношений, не устраивает большую часть общества в целом и треть молодежи, при этом третья часть молодежи еще не определилась с выбором.
Изменение ценностей общества, созидание его духовно-нравственных основ - важнейшая задача образования, в т.ч. образования экономического. Его духовно-нравственные доминанты, задачи развития, раскрытые в трудах представителей восточнославянской школы экономической мысли, и сейчас актуальны. Преобразование системы экономического образования на основе такого ценностного фундамента, по-нашему мнению, еще способно приостановить процесс окончательной деградации экономики и со временем, конечно, при огромных усилиях со стороны большинства общества, власти, восстановить здоровую экономику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рейтинги Украины, или когда Украина остановится [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://euroua.com/ukraine/economic/555-kogda-ukraina-ostanovitsva
2. Какие места занимает Украина в мировых рейтингах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://uainfo.org/heading/economics /17533 --akie-mesta-zanimaet-ukraina-v-mirovvh-reytingah.html#sel=60:1,60:16
3. По качеству высшего образования РФ заняла 32 место [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www. eduhelp.info/page/po-kachestvu-vysshego-obrazovamja-rf-zanjalo-32-mesto
4. Развитие транспорта в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.argest.com.ua/razvitie-transporta-v-ukraine/
5. Рейтинги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http:// gtmarket.ru/ratings
6. Украшське суспшьство 1992-2013. Стан та динамжа змш. Соцюлопчний мониторинг / За ред. В. Ворони, М. Шульги. - К.:1нститут соцюлогп НАН Украши, 2013.- 566 с.
7. Ермолаев А. Украинский характер (Характерные социально-психологические особенности населения Украины). Аналитический доклад / А. Ермолаев, А. Левцун, С. Денисенко / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // www.dialogs.org.ua
8. Срмолаев А. Культурш практики i культурна политика. Актуальш питання соцюкультурно! модершзацп в Укра1т. Аналггична доповщь /
A. Срмолаев, О. Левцун, О. Мельничук, В. Щербина / [Електронний ресурс]. - Режим доступу: // www.kultura.pl.ua/kulturna-praktika-i-kultuma.
9. Бутовский А. И. Опыт о народном хозяйстве или о началах политической экономии. Т.1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books.
10. Булгаков С. Н. Задачи политической экономии [Текст] / С. Н. Булгаков // Розмисли. Творча спадщина у контексп ХХ1 столгття; за ред.
B.Д. Базилевича. - К.: Знания - (Славетш постап), 2006. - С. 678 - 693.
11. Бабст И.К. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала [Текст]: избранные труды / И.К. Бабст; под ред. А.А. Покидченко, Е.Н. Калмычковой. - М.: Наука, 1999. - 301 с.
12. Янжул И. И. Экономическое значение честности. Забытый фактор производства [Текст] / И. И.Янжул // Избранные труды. - М.: Наука, 2005. - 438 с.
Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Полякова Е.Н.
Вк'иик економжи транспорту i промисловост1 № 49, 2015