Научная статья на тему 'Типизация социально-экономических систем по этическому критерию. Концепция духовно-нравственной социально-экономической системы'

Типизация социально-экономических систем по этическому критерию. Концепция духовно-нравственной социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТИПИЗАЦИЯ / ЭТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ / ДУХОВНО-МОРАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АМОРАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / DEIFICATION / ETHICS CRITERION / SPIRITUAL-MORAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / AMORAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Компаниец В. В.

Приведена типизация социально-экономических систем согласно этическому критерию. Разработана концепция духовно-моральной социально-экономической системы: определено ее сущность, целые, ценности и их иерархию, принципы, факторы, рычаге, задача, приоритеты развития системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typification of the socio-economic systems on an ethics criterion. Conception of the spiritual-moral socio-economic system

In research the deification is resulted of the socio-economic systems in accordance with the ethics criterion. Conception is developed of the spiritual-moral socio-economic system: its essence is definite, targets, values and their hierarchy, principles, factors, levers, task, priorities of development of the system.

Текст научной работы на тему «Типизация социально-экономических систем по этическому критерию. Концепция духовно-нравственной социально-экономической системы»

УДК 330.342.001.33:17.022

ТИПИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПО ЭТИЧЕСКОМУ КРИТЕРИЮ. КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Компаниец В.В., к.э.н., докторант (УкрГАЖТ)

Наведено типгзацгю соцгально-економгчних систем зг1дно з етичним критергем. Розроблено концепцт духовно-морально'1 соц1ально-економ1чно1 системи: визначено и суттсть, цш, цтностг та 1х 1ерарх1ю, принципи, фактори, важелг, завдання, прюритети розвитку системи.

Ключовi слова: соцгально-економгчна система, типгзацгя, етичний критерш, духовно-моральна соцгально-економгчна система, аморальна соцгально-економгчна система.

Постановка проблемы. Актуальность. Мировой кризис, заставил серьезно задуматься о верности мировоззренческого и теоретического фундамента, на котором построена современная мировая экономика. Экономический детерминизм, рационализм, индивидуализм, ставший основой современных моделей экономики , показал свое истинное лицо. И сейчас перед учеными и практиками стоит жизненно важная задача выбора дальнейшего пути развития, как мировой, так и национальных экономик. Особенно значима она для тех стран , которые в ситуации кризиса оказались на самых невыгодных позициях. К ним, к сожалению, относится и Украина.

По состоянию на 1.01.2009 государственный и гарантированный государством долг Украины составил 189,4 млрд.грн, только за год он увеличился в 2,1 раза в гривневом эквиваленте и на 40% в долларовом [1,с.28]. В расчете на одного жителя Украины сумма внешнего долга составляет приблизительно 328 долл , на 1 человека из числа занятых - 732 долл. И это при том, что среднемесячная заработная плата штатных работников в сентябре 2009 году составляла 1 861 грн. или 219 долл. (при курсе 8,5) [ рассч. на основе 2]. За 3 квартала 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снижение объемов ВВП составило - 17,8%. ,а снижение объема выпуска в промышленности -28,4% [2]. За 7 месяцев с начала года финансовый результат от деятельности предприятий всех отраслей экономики составил всего лишь 4052,3 млн.грн., при этом 5 из 10 отраслей были убыточными и среди них такие ведущие отрасли экономики как промышленность и строительство, а самый большой убыток наблюдался по отрасли «финансовая деятельность» (8317 млн.грн.)[ рассч. на основе 2 ]. С начала реформ 90-х Украина «проедает» накопленное за период социалистического хозяйствования, а затем, относительного экономического роста (2000-2006 гг.) национальное богатство: за 2008 год отрицательное сальдо платежного баланса по внешней торговле товарами и услугами составило

© Компаниец В.В.

14 520 млн. долл.(8,1 % к ВВП при среднем курсе гривны к доллару 5,267 и 25,7% к доходам бюджета)[ рассч. на основе 3]. В 2008 году в импорте почти в 2 раза выросла сумма закупаемых сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания и более чем в два раза различных потребительских товаров , т.е. тех товаров, основная масса которых могла бы производится на территории Украины [рассч. на основе 2]. Доля сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости в 2008 году снизилась по сравнению с 2001 годом более чем в 2 раза (с 16,3 % до 7,8%) и существенно снизилась по сравнению с 1990 годом [рассч. на основе 2]. И это при том, что потенциально, природно-климатические условия Украины , ее черноземные почвы позволяют не только в достатке обеспечивать внутренние потребности в продовольствии, но и наращивать экспортный потенциал. Но еще в 2002 году , анализируя результаты реформ за период с 1991 по 1999 год ,академик И.И.Лукинов отмечал, что «упорядочение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции до уровня хотя бы 1990 года могло бы дать стране возможность существенно увеличить экспорт и сократить импорт, уменьшить на здоровой экономической основе дефицит государственного бюджета и платежного баланса»[4,с.306].При достаточно низком показателе официальной безработицы -безработное население в 2008 году составило 1425,1 тыс.человек или 6,9% от количества населения трудоспособного возраста, за пределами Украины по разным оценкам трудятся от 2,5 до 7 млн. человек [5,с.16]. Если в 80-х гг. ХХ века государство отдавало работнику заработанное им за 1,5 часа из 8 часов рабочего времени, то сейчас, в условиях олигархическо-кланового анархизма, украинский работник получает едва 7% заработанного, то есть работает на себя 30 минут, а 7,5 часа — на олигархов и бюрократию [6].Однако, одними из самых ярких показателей,

демонстрирующих глубину и длительность кризиса, являются показатели демографические.

Демографическая ситуация в Украине, по оценкам

специалистов - самая худшая в Европе. Средняя продолжительность жизни граждан Украины на 1012 лет ниже, чем в странах Евросоюза, каждый третий украинец - пенсионер[7]. Если в 1989 году на территории Украины проживало 51,45 млн. человек, то к концу 2008 года 46,22 млн.человек (за 19 лет население сократилось более чем на 5,23 млн. человек или на 10,2%). А по последним кризисным прогнозам к 2050 году население Украины может сократиться почти вдвое - до 26 млн. человек [7]. По различным сравнительным рейтинговым оценкам развития стран мира Украина также находится в самом незавидном положении по сравнению и с постсоциалисическими странами. Так в рейтинге конкурентоспособности стран мира, оценка которого проводится Международным институтом развития менеджмента в Швейцарии (IMD-Lausanne) Украина в 2007и 2008 годах заняла предпоследнее 56-е место из 57 государств мира [8].Зато по уровню коррупции Украина лидирует. Согласно отчету Transparency International об уровне коррупции в мире "Барометр глобальной коррупции - 2009", Украина заняла последнюю ступеньку среди "новых независимых стран". Уровень коррупции в Украине оценили в 4,3 балла - это самый высокий, то есть самый худший балл среди "новых независимых стран" и всех других стран в целом. [9]

Однако мировой кризис лишь подтолкнул то, что созревало в недрах деформированной экономики (безнравственной и

непрофессиональной). Он, по сути, является кризисом мировоззренческим и культурным. Согласно П.Сорокину его можно назвать кризисом чувственной культуры - культуры, в которой главной ценностью является чувственный, материальный мир, а духовно-нравственные ценности признаются лишь ради выгоды. Это кризис ценностей и идей рационализма и индивидуализма, гедонизма и утилитаризма, релятивизма и эмпиризма, антропоцентризма и потребительства . На них строилась западная цивилизация, в том числе наука и экономика, они стали основой англо-саксонской социально-экономической модели, которая по своей этической сути является безнравственной. Она и стала основой современной мировой экономики. Эту модель внедряют и в украинской экономике , только она приобрела у нас свои «национальные» особенности, ее можно называть - кланово-олигархическим капитализмом и по своей сути она безнравственна. Есть ли альтернатива? Да, она , к счастью, еще существует - это модель духовно-нравственной экономики (социально-экономической системы).

Анализ исследований и публикаций Исследованиями типов и особенностей

экономических (социально-экономических) систем и моделей занимаются такие отечественные ученые как, Г.Башнянин, Д.Богиня, Б.Гаврилишин, А.Гальчинский, Г.Задорожный, Б.Кульчицкий,

И.Лукинов, В.Липов, Ю.Пахомов, И.Поминова, Н.Ушакова и др. Они предлагают глубокую систему критериев типизации социально-экономических (экономических) систем ,детально анализируют их виды. Б.Гаврилишин, Б.Кульчицкий, В.Липов [1012] подчеркивают важность такого критерий типизации как ценности, делают акцент на необходимости учета в реформировании экономики особенностей культуры и менталитета народа. Выдающийся ученый И.Лукинов, отвечая на вопрос о моделях преобразования экономики Украины, еще в 90-х годах разработал теорию созидающей модели рыночной экономики, которая, к сожалению, практически не была учтена при проведении реформ [4]. Однако ученые не рассматривают такой фундаментальный и важный критерий деления социально-экономических систем, как критерий нравственный (этический) и такой тип социально- экономической системы как духовно-нравственная система. Украинские ученые исследуют отдельные вопросы влияния этического фактора на развитие экономической мысли, экономической культуры, экономической ментальности в Украине. Наиболее близки к анализу феномена духовно-нравственной экономики работы Г.Задорожного [13,14].

Системным исследованием феномена нравственной (духовно-нравственной) экономики занимаются российские ученые: М.Антонов, Д.Львов, А.Миняйло, О.Платонов, В.Симонов, В.Симчера, Н.Федоренко [15-21]. Они продолжают исследовательские традиции российской экономической школы, трагически прервавшиеся в 30-х годах ХХ века. Ученые предлагают несколько названий социально-экономической системы, в которой основой экономики и главным фактором преобразований является нравственность: нравственная экономика, духовно-нравственная экономика. Близким, но не тождественным является понятие «гуманной» и «социальной» экономики.

Постановка задач исследования. Однако, концепция духовно-нравственной экономики, а автор статьи считает, что целесообразнее говорить о социально-экономической системе (далее СЭС), в окончательном виде еще не сформулирована. Требуют дальнейшей разработки, сущность духовно-нравственной СЭС, ее основные параметры и категории, не представленные в названных работах. А именно: углубление и уточнение системы целей и их иерархии, ценностей СЭС , разработка факторов и рычагов, принципов, заданий и приоритетов развития СЭС , также необходимо показать типизацию СЭС по этическому критерию, что и составляет задачи данной статьи.

Изложение основного материала. Первая типизация экономики по этическому критерию была сделана еще Аристотелем. Науку о хозяйстве Аристотель делил на две части: экономику — домоводство, понимаемое им как наука о производстве для потребления, и хрематистику —

науку о меновом хозяйстве и обогащении. По Аристотелю, экономика - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов, потребительных стоимостей. Хрематистика - это искусство наживать состояние, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, накопление богатства, особенно в форме денег, или искусство вложения и накопления капитала. Она основана на противоестественном стремлении к деньгам и богатству как к цели жизни. Естественным и непредосудительным Аристотель считал только способ приобретения благ посредством собственного производства необходимых для жизни продуктов. Хрематистика с нравственной точки зрения осуждалась. Понимая, что хрематистика неизбежна , Аристотель отводил ей подчиненное положение, основную роль в хозяйственной системе государства играла экономика как домостроительство. Такое деление примечательно, поскольку говорит о существенном различии частей как по этическому признаку и так по иерархии. Но мы считаем необходимым расширить его.

Главная ценность и цель экономики, векторы и ориентиры ее развития, воплощаются в решении основной нравственной дилеммы экономики: «мораль и (или) прибыль», что означает теоретический и практический ответ на вопрос о том, как обеспечить прибыльность при соблюдении нравственных норм и какой вектор (ценность) выбрать в качестве доминанты развития. Если поле экономической деятельности представить в системе координат, где по оси абсцисс представлена функция прибыли (рентабельности), а по оси ординат - функция нравственности (нравственных норм) , мы получим четыре поля (в каждом из них отдельные субъекты хозяйствования могут вести себя по- разному, но в системе в целом доминирует какой-то один принцип ).

Первое поле характеризуется

доминирующим стремлением субъектов системы и системы в целом получить достаточную прибыль при соблюдении нравственных норм. Второе - тем, что главным является соблюдение нравственных норм, прибыль не исключается , но предполагается ее нулевой уровень и даже убыток. В этом случае можно говорить либо о деятельности, которая изначально неприбыльна и должна финансироваться извне, либо об аскетическом монастырском хозяйствовании, или о временной ситуации в хозяйствовании. Два верхних поля представляют собой духовно-нравственную экономику или СЭС.

Внизу мы имеем поле безнравственной экономики ,экономики в которой нравственные нормы нарушаются ради прибыли. Механизм действия этой системы основан на перекачке ресурсов и капиталов от одних субъектов экономической деятельности (физических, юридических лиц или государств) к другим.

Методы (рычаги) этой перекачки достаточно просты по смыслу, но их конкретное наполнение и изощренность применения модифицируется в зависимости от изменяющихся обстоятельств. Вот эти рычаги: эксплуатация народа и природных ресурсов; финансовые и правовые спекуляции; использование неполной информированности народа, правовой, политической, экономической неграмотности; манипуляция общественным мнением с использованием методов ведения информационной войны, в том числе внедрения ложных теорий и мифизация общественного сознания, использование потенциала доверия ; силовое давление или прямое применение силы. Безнравственная экономика (СЭС) может проявляться в двух вариантах (третье и четвертое поле): когда в качестве эксплуатируемых выступает собственный народ, ресурсы и экономика в целом, тогда мы имеем дело с полем три, или когда эксплуатируемыми оказываются чужие страны и народы - это четвертое поле.

Третье поле характеризуется тем, что в системе в целом при несоблюдении нравственных норм не будет и положительного экономического результата. Это закономерно для любой безнравственной системы, но проявляется не сразу. В этом поле отдельные лица и группы лиц, действуя в своих личных интересах, стремятся к максимальному обогащению, не обращая внимания на то, что происходит с системой в целом. Это стремление и действие очень часто характерно как для лиц стоящих у власти, так и стремящихся к ней. Оно приводит в результате с одной стороны - к образованию олигархических кланов, действующих в своих интересах вопреки интересам общества и вообще рациональным принципам сохранения системы, а с другой - к копированию действий другими хозяйствующими лицами в меру их культурно- нравственного развития. Действие созданного механизма в конечном итоге влечет за собой огромное обогащение одних и бедность других , социальное и имущественное расслоение , субъекты хозяйствования разоряются, экономика обескровливается за счет вывоза ресурсов, капитала , как следствие ,кредитов у международных финансовых организаций, происходит утечка интеллектуального капитала. В целом в стране с такой системой мы наблюдаем полный развал экономики , дестабилизацию общества, нравственный хаос при очень , пока еще успешной, деятельности отдельных олигархических кланов. Социально- экономическая система, расположенная в поле 3 в результате ориентации государственной системы (в лице конкретных государственных чиновников), а также, как следствие, и большинства субъектов

хозяйствования на безнравственные принципы, в сочетании с непрофессионализмом, в итоге терпит полный экономический крах. Непрофессионализм, конечно, играет немалую роль в развале, но все же

главная домината - безнравственность. Когда развалится система - вопрос времени , зависящий от накопленных материальных и нематериальных запасов, действий извне , желания и действий (нежелания и бездействия) по поводу изменения ситуации. Описанная модель это безнравственная экономика кланово-олигархического типа, которую ,к сожалению, мы на сегодняшний день имеем в Украине.

В четвертом поле при стремлении получить прибыль, субъектами и системой также нарушаются нравственные нормы, но система живет достаточно долгое время так как она использует преимущественно не свои , а чужие ресурсы. Это -модель западной экономики, англо-саксонской либеральной СЭС. Имея рациональный склад ума западные теоретики, политики и крупные бизнесмены давно поняли : нещадная эксплуатация собственного народа не может привести ни к чему хорошему. Большой бизнес любит политическую стабильность, не любит социальных конфликтов. К тому же западные менеджеры поняли, что наилучший результат наемные работники будут давать, во-первых, при обеспечении высокой заработной платы и нормальных условий труда, а, во-вторых, при активизации их социального потенциала, обеспечении доверия и справедливости, законности и порядка в собственном государстве. Поэтому от идеи явной эксплуатации собственных трудовых и природных ресурсов на Западе уже давно отошли. Правительства развитых стран заботятся о будущем собственной нации. Об этом свидетельствуют высокие показатели качества жизни населения. Но вопрос заключается в том, за счет чего на протяжении последних десятилетий благоденствовала западная экономическая система. Чтобы ответить на него достаточно обратиться к данным, характеризующим экономику США ,как к вопло-щению англо-саксонской СЭС, а также к механизму , объясняющему принцип действия виртуальной мировой экономики.

Однако, нам необходимо понять сущность другой системы - духовно-нравственной СЭС. Фундаментальный вопрос, ответ на который определяет существенную разницу в понимании различий и особенностей СЭС и является камнем преткновения для экономической теории, это вопрос о сути и, соответственно, целях экономики. И вопрос этот не экономический, но мировоззренческий. Экономика как наука социальная, непосредственно связанная с существованием человека и общества, не может по своей природе быть оторванной от мировоззрения. Найти ответ на вопрос о сути, целях экономики не возможно без определенных представлений о природе, происхождении и смысле жизни человека, его предназначении, о целях, ценностях, потребностях человека. Поэтому понимание сути экономики базируется на философском или религиозном ее осмыслении. Духовно-нравственная

СЭС сложилась на основе христианского мировоззрения и была воплощена в рамках православной социально-экономической модели.

Согласно христианскому мировоззрению человек - духовно-телесное существо. Смысл его жизни раскрывается лишь в духовном измерении. Все земные условия его существования, в том числе хозяйственные, конечны и должны служить лишь для того, чтобы человек мог стать наследником вечной жизни. Человек имеет не только тело , но и разумную душу и высшую силу - дух. Соответственно его потребности также будут представлены потребностями телесными, душевными и духовными. Телесные потребности это потребности материальные (физиологические) и потребности в безопасности. Потребности души, в соответствии с силами души, (мыслительная, чувственная, волевая) это потребности: в приобретении знаний о мире; творческой самореализации; в испытании чувств радости, любви, счастья; реализации себя, в том числе через труд; в общении, понимании, в необходимости быть полезным другим; потребность в действии. Высшие потребности человека - это потребности духовные без реализации их человек теряет истинный смысл жизни, не может раскрыть полноценно свою человеческую сущность и свое предназначение. Духовная сила в человеке это сила творящая и преобразующая, объединяющая и дисциплинирующая, организующая. Духовные потребности проявляются в стремлениях к: дисциплине ума, сердца и воли; (человек стремиться к цельности мыслей чувств, поступков, к выбору духовно полезного для себя и окружающих и преодолению неполезного); обретению власти над низшими желаниями и построению своего ценностного мира, а значит и поступков в соответствии с иерархией ( Бог^Отчизна^-ближний^-я); абсолютным

ценностям и в неудовлетворенности всем относительным и земным; в стремлении к полноте, Божественному совершенству, общению с Богом. Также они проявляются как творческая, созидающая себя и окружающий мир сила, как потребность жить по совести, потребность жертвенной любви к ближнему, к Богу. Смысл жизни человека - наследование Царства небесного, а все его земное поприще, в том числе хозяйственная деятельность, это своеобразный «испытательный полигон», временные условия, в которых человек должен научиться верить, любить, прощать . И эти условия творит сам человек. Окружающий мир и хозяйственную деятельность он создает по своему образу и подобию. И хозяйственный мир, созданный человеком должен, по крайней мере, не мешать достижению главной его цели, а лучше, если он будет способствовать этому.

Христианская теология стала фундаментом нескольких направлений научной мысли. Это

российская экономическая школа (конец XIX начало ХХ века), ее особенностям мы посвятили публикацию,исследования А.Риха, объединенные в фундаментальный труд «Хозяйственная этика» [22], современная немецкая школа экономической этики.

Если фундаментом мировоззрения является христианское мировоззрение, система целей экономики будет выглядеть следующим образом. Базовая, фундаментальная цель экономики , соответствующая телесным потребностям человека - это необходимость обеспечения условий для жизни, роста и развития, как отдельного человека, так и общества в целом. Чтобы реализовать данную, преимущественно материальную цель необходим производительный труд.

Экономика при этом не должна низводить человека до уровня средств производства, она не должна считать, что максимизация производимых материальных благ и является её абсолютной целью. Важно, чтобы экономика реализовывала и свою гуманную цель. Человек должен развиваться полноценно и гармонично, реализуя, в том числе, в хозяйственном пространстве и посредством его, свое предназначение. Структура трудовой деятельности имеет большое значение для духовного и психического формирования человека , обеднение внутреннего смысла труда порождает опасность кризиса, лишая смысла человеческое существование вообще. Хозяйственная

деятельность должна быть организована таким образом, чтобы человек не потерял своей человеческой сущности, чтобы он мог реализовать не только свои телесные потребности, но и потребности высшие, способствовала полному раскрытию человеческой личности. Чтобы труд его был насыщен творчеством, приносил радость человеку и пользу окружающим, чтобы после трудовой деятельности у него оставалось время на отдых и восстановление сил, собственное интеллектуальное, творческое и духовное развитие, на семью и воспитание детей, помощь другим людям. Чтобы оплата труда была достойной, своевременной и справедливой. В труде в целом, и в хозяйственной деятельности в частности, раскрывается призвание человека стать сотворцом Бога, преобразить окружающий мир.

Хозяйствование это деятельность общественно необходимая и социальная по своей природе, поэтому экономика, безусловно, имеет и социальную цель. Природа общества такова , что в нем не существует равенства : люди наделены разными способностями и возможностями, в том числе материальными, душевными, духовными; разными полномочиями и степенью власти в иерархии управления. В силу этого люди не могут быть равными в земном пространстве, они равны лишь перед Богом в духовном измерении. Однако, хозяйственная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную возможность для социального

равенства , равенства в реализации личностного потенциала каждого члена общества. Одно из базовых предназначений трудовой деятельности это помощь тем, кто не может полноценно трудиться сам, не может обеспечить себя. В экономике должен быть создан механизм для обеспечения достойного человека существования незащищенных слоев населения , инвалидов и пенсионеров, детей, сирот. То есть, с проблемой внутреннего смысла экономики связан вопрос справедливого

распределения. И это не только распределение общественного продукта, но и других жизненно важных благ к которым относится возможность получить достойное образование, соответствующее способностям человека, и рабочее место, соответствующее и способностям, и образованию, и потребностям человека (материальным , душевным , духовным). Качественное финансирование образования и создание рабочих мест - это важнейшие экономические задачи государства. Экономические блага, к которым принадлежит и ограниченное количество рабочих мест, должны распределятся по возможности справедливо, чтобы предотвратить бессмыслицу и несправедливость, угрожающую вследствие такой переориентации именно более слабым в хозяйственном отношении. Это постановка вопроса о том, как должны быть устроены экономические и правовые структуры общества, чтобы всем, в том числе и наиболее обездоленным, была доступна как максимально допустимая доля в пользовании общественным продуктом, так и наивысший уровень возможностей получения образования в соответствии со способностями.

В тварном мире человек занимает уникальное место - место ответственного перед Богом, Его уполномоченного на земле и в то же время субъекта, который должен сделать объектом своей созидательной деятельности, сходной с Божественным творением , всю Землю со всеми ее сокровищами, использовать и подчинить себе все растущее и живущее на ней. [22,с.280] Поэтому нельзя забывать и об экологической цели экономики. Экономическая система должна быть организована таким образом , чтобы создать условия для наиболее рационального и бережного использования природных ресурсов, сохранения окружающей среды. Более того, человек способен развивать природный мир путем выведения новых видов растений и животных, освоения новых мало пригодных для хозяйствования территорий (например, осушения болот или освоение пустыни путем создания искусственных систем ирригации).

Собственно экономическая цель экономики связана с её эффективностью. Эффективность экономики предстаёт как максимальная польза при минимальных затратах, получение достаточной для устойчивого развития прибыли.

Иерархия целей. Духовность хозяйствования. Поскольку экономика не самодостаточна, как в

своей основе, так и целях своего существования. Она создается человеком и для человека, общества, а потому должна по меньшей мере реализовать свою базовую цель, быть гуманной , социальной, экологичной, эффективной. Такую экономику можно назвать нравственной и социальной. Однако существуют и более высокие цели, собственно лежащие за пределами экономики, но связанные с хозяйственной деятельностью , это цели духовные -сотериологическая (ее можно свести к таким определениям как «поступать достойно Бога», «стать духовными людьми, находясь еще в этом мире», «спасти душу», «стяжать себе воскресение») и эсхатологическая (положительное воздействие на весь окружающий мир, его преображение в соответствии с планом Божественного домостроительства). Их воплощение в хозяйственном пространстве означает, что социально экономическая система, должна по мере возможностей, способствовать тому, чтобы человек при желании и соответствующих действиях мог достигнуть этих целей . В том случае если эти неэкономические , но духовные цели будут пронизывать гуманную, экологическую, социальную, базовую цели своим внутренним смыслом и окажутся высшими по иерархии , экономическая же цель будет материальным фундаментом преобразований, мы будем иметь дело с духовно-нравственной СЭС. В ней все цели получают наиболее полную реализацию. В этом случае, как писал С.Булгаков в «Философии хозяйства»: « Хозяйство изнутри полагается как явление и средство духовной жизни»[23,с.85] . При такой заданности иерархии целей экономики для человека, как для субъекта хозяйствования и для социально-экономической системы в целом, раскрываются принципиально неограниченные возможности для развития хозяйства, социального благосостояния и мира, духовного возрастания .

Духовно-нравственная социально-

экономическая система - это такая система ведения хозяйства и социального устройства, которая должна содействовать нацеленности личности и общества в целом на вечные ценности веры, надежды и любви, стремление к духовному росту, согласию и взаимопомощи. В

сотериологическом аспекте это система, которая должна содействовать главной цели бытия -спасению души человека, наследованию им вечной жизни. Однако человек ответственен не только за свою жизнь, он призван к преображению всего мира. И хозяйственная деятельность рассматривается как средство преображения, одухотворения мира, его изменения соответственно Божественному замыслу о мире и о человеке в процессе сотворчества Бога и человека, посредством синергии двух воль , усилий человека и силе Божественной энергии (благодати) . Поэтому в эсхатологическом аспекте духовно-нравственная СЭС - это система, которая должна

содействовать не только освоению, сохранению, но и развитию, одухотворению всего окружающего мира. Духовно-нравственная СЭС - гуманна и социальна - она служит интересам личности и общества. Это система которая обеспечивает гармоничное развитие личности человека, в том числе творческое, интеллектуальное, духовное ; накопление духовного и интеллектуального капитала личности и общества; согласие и мир в обществе, сохранение и развитие всего окружающего мира; социальный комфорт и материальное благосостояние всех членов общества.

Главными ценностями духовно-нравственной культуры такой системы являются: Бог, личность, Родина ,семья, вечные ценности веры, надежды , любви, милосердия. Экономическая культура и отношения предполагают такие ценности как: соборность, единство, взаимопомощь,

взаимопонимание, взаимоуважение,

справедливость, доверие, честность, трудолюбие, нестяжание, ответственность, деловитость, благотворительность, социальную защищенность, качество работы.

Поскольку одна из главных ценностей такой системы - семья, система направлена на поддержание и развитие института семьи ее культурного, духовно-нравственного капитала и экономического благосостояния. Основой мотивации качественного, производительного труда и всех преобразований в системе являются не человеческие пороки, а человеческие добродетели. Экономическое развитие, экономическая эффективность такой системы являются необходимым условием, но не самоцелью, а средством для гармоничного, полного развития человека и общества в целом, преображения, одухотворения окружающего мира. Тоже можно сказать и о профессионализме, как необходимом условии достижения всех целей системы. Духовно-нравственная социально-экономическая система -это система, построенная на духовных ценностях, моральных принципах и профессиональных знаниях.

Духовно-нравственная социально-

экономическая система - это наивысший тип ведения хозяйства и устройства социального организма, которому соответствует православная социально-экономическая модель.

Базисом ее являются духовно-нравственные законы и духовно-нравственные ценности, надстройкой - система ведения хозяйства и социального обустройства, которая построена на этих законах и ценностях с учетом закономерностей социально-экономического развития систем, законов развития человека (природных законов).

На основе духовно-нравственных законов и духовно--нравственных ценностей (которые задаются религией) создается пространство культуры, в нем формируются важнейшие

общественные институты: государственные, правовые, политические, идеологические, образовательные, а также хозяйственные ( в частности, нормы, правила хозяйственной жизни, органи-зация отношений собственности, трудовых отношений, отношений взаимо-действия хозяйствующих субъектов), формируется подсистема общественного производства выстраивается определенная институциональная структура всей системы, механизмы и формы ее функционирования , также формируется та или иная управленческая парадигма на основе которой осуществляется целенаправленное воздействие на всю систему.

Факторы и рычаги развития. К пяти общепринятым в современной экономической теории факторам производства (экономического развития): труд; природа (земля); капитал; предпринимательство (или шире - диспозитивная деятельность- управление, планирование, организация); знания, наука, информация, что можно объединить под названием

интеллектуального фактора, в концепции духовно-моральной экономики необходимо добавить невещественный капитал: духовно-нравственный и духовно-интеллектуальный , духовно-культурный капитал отдельного человека, общества.

Этот нематериальный капитал можно назвать, так как называл его, например, профессор Киевского университета Д.И. Пихно - «культурно исторические силы народа»: «духовные блага и силы», созданные народом и «переходящие из поколения в поколение» [24]. Вот какие элементы относил к этому невещественному капиталу Д.И.Пихно : «нравы и обычаи, мораль, образованность, энергия, дух предприимчивости, законодательство, государственный и

общественный строй жизни".[24,с 43] Причем он ставил в зависимость от этого ключевого фактора (культурно-исторических сил) производительность трех основных факторов - природы, труда и капитала.

Нравственность, интеллект, культура - тесно связанные между собой понятия. Связаны они тем, что носителем их является человек, что каждая из составляющих тем или иным образом влияет друг на друга (культура является, в том числе продуктом интеллекта и нравственности, а созданное культурное пространство влияет затем на состояние нравственности и интеллекта и определяет поступки человека). Интеллект рассматривают как мыслительную, познавательную способность человека, отождествляемую с рассудком (феноменологический подход), как продукт целенаправленного обучения, а также результат социализации и воздействия культуры (социокультурный подход) . Нравственность - с точки зрения способностей и свойств сознания, (феноменологический подход) также врожденная способность человека, проявляющаяся в его

совести. Также нравственность - это отношение человека к Богу, к другому человеку, к обществу, проявляющееся в поступках человека. Культура не является, в прямом смысле способностью. Но человек имеет творческую, созидательную способность (а культура в переводе с латинского -возделывание, обрабатывание, т.е. в ней, как в пространстве действий, самое главное и есть созидание, творчество), эмоциональную и действенную силу души, которая, в совокупности с силой познавательной, способны создавать культуру, ориентируясь на те или иные нравственные нормы и ценности (внутренние -совесть, внешние - нравственные законы религии или моральные нормы общества) - окружающий сотворенный человеком мир. Как и каким человек создает мир - зависит от ценностей религии (веры) именно они задают неповторимую специфику каждой культуры. В этом мире культуры человек и живет. И этот мир отражается в нем как некий культурный код (опыт прошлого), содержащий в себе ценности нормы, правила ,стереотипы мышления и поведения.

Из взаимосвязанной триединой сущности человека - тела, души и духа, именно в сфере духа заключены источники разума, знания, интеллекта, нравственности и культуры. Поэтому мы говорим о духовно-нравственном, духовно- интеллектуальном, духовно-культурном капитале (или потенциале) человека и общества. Духовно-культурный капитал-это ,с одной стороны,- совокупность накопленных полезных материальных и нематериальных продуктов культурной жизнедеятельности , а с другой - культурный код как внутренняя духовно-информационная составляющая опыта прошлых поколений. Духовно-нравственный капитал можно рассматривать как совокупность внутренних (врожденных и развитых, приобретенных) духовно-нравственных качеств человека и правил поведения, определяемых этими качествами, а также как совокупность нравственных ценностей, норм, правил, стереотипов мышления и поведения, принятых в данном обществе. Духовно-интеллектуальный капитал - совокупность познавательных способностей человека (врожденных и развитых, приобретенных) , а также ее продуктов. Невещественный капитал выступает более всего продуктом духовного развития, но таким продуктом, который сам превращается в источник дальнейшего духовного

самосовершенствования и социально-

экономического развития.

Сейчас интеллект и его продукты: знания, новые изобретения, решения признают как главнейшие факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности экономики. В отличие от просто интеллектуального фак-тора развития, отождествляемого с действием силы рассудка, осмысливающей и продуцирующей различного рода знания для земного , временного

сущест-вования человека , знания с разной ценностной и нравственной направленностью и значимостью, духовно-интеллектуальный фактор (Г.Задорожный называет его одухотворенным интеллектом) - продукт духовной силы разума. Эта сила познает невидимый духовный мир и познает духовные, невидимые стороны вещей видимых, усматривая суть вещей их идею, а также, отличая добро от зла, в мыслях, чувствах, действиях, помогает принять верное решение. Человеческий разум - интеллект продуцирует знания, которые являются важнейшим фактором развития, в том числе экономического, способен к творчеству (совершено новому знанию) и прогнозу. Хотя истинно научные знания сами по себе являются ценностно нейтральными, человек может употребить их во зло , для разрушения мира и себя, что к сожалению часто происходит в современном обществе, и в экономической сфере в первую очередь, ради наживы ,удовольствий, власти. Но человеческий интеллект также может порождать ложные и заведомо губительные, теории и мифы, например, такие как концепция «золотого миллиарда», концепция прогресса или миф о всесильности рынка - теории ,практически воплощаемые в жизнь и нанесшие непоправимые потери обществу. Поэтому интеллект изначально должен иметь нравственную, духовную ориентацию. Такой одухотворенный интеллект, как отмечает Г.Задорожный , служит людям, делает их жизнь счастливее [14]. В противном случае интеллект (холодный рассудок), движимый стремлением к власти и богатству, способствует продуцированию бедности и несчастья. В эру прогресса техники и технологий, почти половина населения планеты - 3 млрд. человек - живут менее чем на 2 доллара в день, из них 1,3 млрд. живут в край-ней нищете - менее чем на 1 доллар в день. Но, «современные естественные науки и технологии при существующих ресурсах планеты позволяют обеспе-чить достойный человека уровень потребления для всего населения Земли, в два-три раза превышающий нынешний. Для этого необходимо чтобы целью развития цивилизации было не материальное производство и потребление, а развитие интеллектуально-духовного начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всех людей планеты». [цит. по14].

Относительно влияния духовно-

нравственного капитала на социально-экономическое развитие можно отметить , что, по сути, нравственная деградация человека является основанием всех кризисных состояний в любой из сфер его жизнедеятельности. Действие любой системы рано или поздно заканчивается, если система не будет хотя бы минимально-эффективной, т.е. если не будет обеспечен баланс между затратами ресурсов, энергии системы и результатами, притоком энергии в систему. Перед любым руководителем всегда стоит задача, как

минимум, обеспечить этот баланс в системе. То есть предприятие должно быть как минимум безубыточным, но лучше прибыльным, то же можно сказать о деятельности отраслей и о результатах хозяйствования по экономике в целом. Расходы государственного бюджета должны совпадать с доходами, размер импорта с размером экспорта, темпы роста доходов населения не должны опережать темпов роста производства и темпов роста производительности, количество денежной массы, находящейся в обращении должно соответствовать количеству производимых благ и имеющихся ресурсов, количество рождающихся должно хотя бы соответствовать количеству умерших. Это достаточно простые и знакомые всем закономерности сохранения баланса разных элементов социально-экономической системы хронически нарушаются в нашей экономике. Почему? Существует два ответа на поставленный вопрос: речь может идти об элементарной безграмотности, непрофессионализме или о нарушении закономерностей для получения личной выгоды - в этом случае речь идет о безнравственности. Принятие хозяйственных решений на любом уровне деятельности осуществляется конкретными лицами и поэтому любое решение в той или иной мере субъективно ( может быть основано на субъективной оценке выгод, затрат, влияющих факторов, на субъективных интересах). Выбор решения может зависеть от цены его реализации для конкретного лица в соотношении с ожидаемыми выгодами: соотношения материальных, психологических, физических затрат и таких ,например, выгод как, получение денежного вознаграждения, обеспечение карьерного роста, рост имиджа, расширение связей, получение желаемой власти или получение морального удовлетворения. Принимаемое решение может быть осуществлено в интересах системы и в интересах того, кто принимает решение, последнее часто связано с нарушением интересов системы .Например, руководитель может быть заинтересован в банкротстве предприятия, или в том, чтобы повысить свой имидж приняв популистское решение о поднятии зарплат при значительном спаде объемов производства ,в том, чтобы заключить договор о приобретении товаров некритического импорта при этом параллельно создавая условия для невыгодности производства тех же товаров в стране. Можно приводить еще массу примеров таких решений , ясно одно -они безнравственны. Именно такие решения привели нашу экономику в состояние глубочайшего кризиса. Поэтому духовно-нравственный фактор в хозяйственной деятельности является , особенно сейчас, приоритетным.

Чтоб осуществить экономический прорыв необходимо, в первую очередь осуществить прорыв духовный. Это означает выбрать в качестве доминант мышления, сознания и соответственно,

поведения, в том числе экономического, духовные ценности . Хозяйственный профессионализм не отрицается, а является обязанностью. Духовность, нравственность, интеллект, профессионализм рассматриваются как основные рычаги развития. Право является обязательным, поддерживающим преобразования, институтом.

Принципы социально-экономического

развития системы : целостность, полнота развития всех элементов системы ( целостное развитие личности, общества, природы; социальных, экономических, технических элементов системы; ее институтов); иерархизм целей и самой хозяйственной деятельности; нацеленность на личность; служебный характер экономики; соединения духовного (как цели и как вечного , безграничного относительно возможностей роста ) и материального начал и факторов развития (как средств и как временного и ограниченного) при приоритете духовного; синергия двух воль (Бог, человек) и усилий в решениях и действиях , благодарности; морального соотнесения в планировании и принятии решений, осуществлении хозяйственной деятельности; единство моральных стандартов в бизнесе, хозяйственной деятельности, управлении (недопустимости применения двойных стандартов); причастности, ответственности человека (хозяйствующего субъекта) за весь сотворенный мир, в т.ч: ответственности за данные блага и возможности, предоставленную власть и способности (перед Богом, обществом, конкретными людьми , природой); системности и гармонизации отношений человека с природой; нравственного и экономного отношения ко всем ресурсам и благам: материальным, природным, информационным, финансовым, ресурсам знаний, опыта, времени; честность в получении благ и их использовании; соразмерности (желаний и возможностей, заданий, планов и ресурсов ); самоограничения (разумного самоограничения в потреблении материальных благ, недопустимости роскоши) и благотворительности; обеспечения высокого качества трудовой жизни и на этой основе высокой эффективности труда; соборности, социальной солидарности, социальной

справедливости патриотизма (принципы, выражающие идеал социального устройства); комплексности и целостности оценки эффективности социально-экономической системы, а также относительности оценки; обеспечение и рост качества жизни; принципы духовно-нравственного управления и воспроизводства системы (самосохранение и воспроизводство ценностного ядра; воспроизводство человеческой личности; сохранение и развитие духовно-интеллектуального, духовно-нравственного,

духовно-культурного потенциала, воспроизводство этого потенциала на возвышающемся уровне; инновационное воспроизводство системы: воспроизводство социальных, экономических,

технических, ресурсных , информационных факторов системы на качественно новой основе (новой полезной информации, знаний, опыта);динамичности и адекватности системы -изменение в соответствии, (нет перегрузки или недоиспользования потенциала) с изменением духовных и материальных потребностей общества; сотрудничества всех звеньев системы управления и общественных сил (государство, общество, хозяйства, предприятия, хозяева, предприниматели)

Задача регулирования социально-

экономической системы заключается в том чтобы -покорить внеразумную (по происхождению и проявлениям) экономическую деятельность разуму. И не только рациональной составляющей разума (интеллекту), но и духовной составляющей (одухотворенный интеллект). Фактически это означает воплощение и сознательную регуляцию экономических отношений на всех уровнях от макро- до микро- в соответствии с

вышеперечисленными принципами. На макроуровне это регулирование является функцией государства. Государство долж-но создавать соответствующие законы, условия хозяйствования, которые будут содействовать осуществлению этих принципов в экономическом пространстве, предотвращению и наказанию аморальных действий. Законы и контроль их вы-полнения - это функции института права, в том числе экономического права.

Однако условия хозяйствования,

содействующие созданию и развитию духовно-нравственной СЭС, не могут ограничиваться только институтом права. Две другие составляющие - это сама система (институт) государственного управления, а также институты культуры, образования, воспитания, семьи. Институт образования - это один из ключевых институтов общества посредством него передается и изменяется культура и мораль , сознание и поведение, в том числе в сфере экономики. Оно может разрушать , а может и созидать . Это одна из основ создания модели духовно-нравственного менеджмента и духовно-нравственной экономики.

Смена ценностных ориентиров в обществе переход от ценностей чувственной культуры к ценностям духовной культуры - это главное условие для созидания духовно-нравственной экономики. Ценности, культура, интеллект, поведение людей, стоящих у власти, причем на всех ее уровнях, значительно определяют морально-психологический климат в обществе, влияют на мышление , сознание, поведение всего общества, в том числе мышление , сознание, поведение экономическое.

Изменение существующей интеллектуальной модели управления на модель духовно-нравственную, реализующую в частности принципы социальной и моральной ответственности (не на словах , но в действии) перед обществом за

полученную власть - залог успешных социально-экономических преобразований и построения духовно-нравственной экономики. Научно доказано, что управлять страной можно, изменив сознание от 5 до 20 % ее жителей, которые считаются «элитой». К элите можно отнести и управленцев, особенно высшего уровня.

В связи с этим можно предложить концепцию создания критического управленческого

потенциала, т.е. целостной, системной подготовки крити-ческой массы лидеров управленцев, на основе специально разработанных программ и методик, с целью изменения интеллектуальной модели управ-ления и интеллектуальной модели социально-экономической системы на модель духовно-нравственного менеджмента, модель духовно-нравствен-ной экономики. Это возможно на основе внедрения новой модели обучения, путем получения на основе инновационных методик системных знаний, о двух типах СЭС и моделей менеджмента - безнравственной экономике и западной модели менеджмента, и духовно-нравственной СЭС и модели менеджмента : их основах, механизмах, примерах и результатах действия. В результате чего станет возможным изменение интеллектуальных моделей управленцев, которые и будут внедрять необходимые преобразования в СЭС.

Но изменение модели управления невозможно осуществить без изме-нения культурного пространства. Важнейшей функцией государственного управления , особенно в информационную эпоху, является контроль СМИ. Через СМИ дается не просто безликая информация , но задаются ценности и стереотипы, формируется образ мышления и поведения отдельной личности и общества в целом. Особенно это актуально для молодежи, у которой ценности еще не сформированы. Если СМИ показывают необходимость верности дан-ному слову, человеку, Отчизне, воспитывают уважение, честность, показывают приверженность идеалам любви и красоты - мы будем иметь шансы получить морально здоровое общество, направленное и в экономической сфере в соответствии с этими идеалами. Если же , как это происходит сейчас, СМИ навязывают обществу в качестве идеалов разврат, жизнь в свое удовольствие, культивируют погоню за материальными благами и потребительство, задают идеалы и стереотипы ложной красоты, мы никогда не сможем создать даже социальную экономику, не говоря уже о духовно-нравственной.

Рычаги регулирования относятся не только к государственному уровню. Само общество и отдельный человек должны стремится к тому, чтобы создать духовно-нравственную СЭС. Для каждого это означает выполнение двух задач: моральной и профессиональной. Внутренняя этика, культура, стремление к жизни по совести (как

минимум) и заповеди любви (как максимум), духовный труд над собой - задают духовно-нравственные координаты поступков чело-века. Стремление к профессионализму и знаниям, творческой самореализации , интеллектуальный труд дают сильнейший залог для рациональных и взвешен-ных, профессиональных решений. И только сочетание того и другого задают модель поведения , способствующую созданию духовно-нравственной СЭС.

Приоритеты социально-экономического развития: (актуальные в настоящее время ): усиление роли государства в организации народного хозяйства, регулировании развития образования, науки, культуры, инфор-мационной сферы (СМИ) ; принципиальное изменение системы управле-ния, на основе подготовки критического управленческого потенциала менеджеров, готовых к изменению существующей модели экономики на духовно-нравственную СЭС ; формирование модели образования, учитывающей духовно-нравственную и инновационно-интеллектуальную, социокультурную,

профессиональную, прикладную компоненты ; изменение экономической политики государства, ее направленность на развитие собственного производства, аграрной сферы науки, образования, и на этой основе обеспечения достойного труда ,сбалансированность товарного, платежного баланса, бездефицитного бюджета , социальной защиты и развития социальной сферы ;необходимость общественной полезности экономической деятельности; восстановление органической связи между реальным сектором экономики и финансовым; законный возврат под контроль общества и государства стратегически важных отраслей экономики, природных монополий и ключевых секторов социокультурной сферы; недопустимость продажи земли и природных ресурсов в частную собственность;( восстановление конституционного требования: земля, ее недра принадлежат исключительно народу); обеспечение соответствия зарплаты и вложенного труда во всех видах и формах трудовой деятельности, включая частный сектор; изменение системы налогообложения, в частности прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, введение специальных налогов на сверхприбыли частных лиц, справедливого налогообложения доходов от использования природных недр и ресурсов; инновационное развитие на основе одухотворенного интеллекта; недопустимость применения методов воздействия на подсознание, манипулирования людьми, использования неграмотности, незнания, психической незрелости, в том числе с целью получения экономической власти и прибыли; повышение качества жизни человека, качественный демографический рост , физическое, психическое,

нравственное здоровье общества; преодоление ресурсной дефицитности.

Духовность и нравственность, духовно-нравственная экономика должна стать не просто целью, но национальной идеей. Духовно-нравственное достоя-ние и потенциал страны: вера, традиции, уровень образования, духовный интеллект, миролюбие, всепрощение и любовь - главные ее святыни, должны стать основой будущего возрождения как материального так и нематериального.

Вывод. Итак, в статье мы рассмотрели сущность духовно-нравственной социально-экономической системы, ее цели, принципы, задания, факторы и приоритеты развития. С точки зрения автора наивысшим типом хозяйствования является именно духовно-нравственная СЭС, которая реально воплощается только в рамках православной социально-экономической модели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1^чний звгг Национального банку Украшн за 2008 рж/ Кшв. Вид-во Нацiонального банку Украши,2008,- 215 с.

2.За даними Держкомстату Украши на сайтi : Шр^^^ж minfin.gov.ua

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. За даними Национального банку Украши на сайтi : Ьйр//^^^ bank.gov.ua

4.Лукинов И.И, Эволюция экономических систем .- М.:ЗАО «Издательство «Экономика» », 2002. - 567 с.-(Российские академики об экономике)

5. Попов В. 1нвестицшна складова становлення економiкн Украiни//Вiсник НБУ, листопад 2008,с.15-21

6. Николаенко С. Мнение //Газета 2000 от 30.10.2009.

7. Шр//%,ш%г.ОгШоМе11ги

8 Палий Н. Прогрессия регресса, или кто виноват в Украинском кризисе //Зеркало недели №19 ,30 мая 2009 г. с.9.

9. Ьйр//^^^ Корреспондент.пе1 Украина

10. Гаврилишин Б.Дороговкази у майбутне. До ефектнвнiших суспiльств. Доповiдь Римському клубовi. Кшв Видавництво «Основи»,1993 с.238

11.Кульчицкий Б.В.Економiчнi системи суспiльства: теорiя, методологiя, тнпологiзацiя. Монографiя.-Львiв:Вндавннчий центр Львiвського нацiонального унiверснтету iм. 1вана Франка,2003.-352 с.

12.Липов В.В. Религиозные ценности как фактор формирования социально-экономических моделей /www.ecsocman.edu.ru

13.Задорожный Г.В.,Радченко Я.Ю. Социальная экономика как научная область ост-неклассического экономического знания//Социальная экономика.-2003.-№4,с.26-41

14.Задорожный Г.В.Глобализация как гуманитарный проект человечества (экономическая власть или культура) //Социальная экономика, 2003,№2-3, с.5-30

15.М. Антонов Нравственные устои экономики. М.,

1989

16. Львов Д.С.Миссия России: Цикл публичных лекций «Академики- студенчеству» ГУУ.-М.,2006.-77 с.

17. ВетошкинА.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-нравственная экономика. Монография. Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2008. - 702с.

18.Платонов О. А. Экономика русской цивилизации. - Институт русской цивилизации. - М., 2008. - 800с.

19. Церковь-общество-хозяйство/В.В. Симонов: отв.ред. Д.С.Львов.

20.Симчера В.М. Как возродить экономику России. - Кн. 3. Нравственная экономика. - М.: ТЕИС, 2006. - 824 с.

21.Федоренко Н.П. Гуманистическая экономика/-М.:ЗАО Изд-во «Экономика», 2006. -188с.

22. А. Рих Хозяйственная этика. - М., 1996. - С.

564.

23.Булгаков С.Н. Философия хозяйства // С.Н. Булгаков. Соч.: В 2 т. - М., 1993. Т.1. - М.:Наука,2005.-702с.

24. Пихно Д.И. Основания политической экономии. Киев, 1899.

Анотация. Приведена типизация социально-экономических систем согласно этическому критерию. Разработана концепция духовно-моральной социально-экономической системы: определено ее сущность, целые, ценности и их иерархию, принципы, факторы, рычаге, задача, приоритеты развития системы.

Ключевые слова: социально-экономическая система, типизация, этический критерий, духовно-моральная социально-экономическая система, аморальная социально-экономическая система.

Summary. In research the deification is resulted of the socio-economic systems in accordance with the ethics criterion. Conception is developed of the spiritual-moral socio-economic system: its essence is definite, targets, values and their hierarchy, principles, factors, levers, task, priorities of development of the system.

Keywords: socio-economic system, deification, ethics criterion, spiritual-moral socio-economic system, amoral socio-economic system.

Рецензент к.э.н., доцент УкрГАЖТ Фролов А.И.

Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Полякова Е.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.