УДК 330. 130.122
О МЕТАЭКОНОМИКЕ И ДУХОВНОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ
Компаниец В.В. к.э.н, доцент, Павлович Г.Л., ст. преподаватель (УкрГАЖТ)
В сmаmmi уточнено суттсть метаекономiки i и структуру, розкрито суттсть духовного вiдтворювання i його мiсце в розвитку соцiально-економiчноi системи.
Ключовi слова: метаекономша, духовне виробництво, культура, релтя, економЫа, сощально-економiчна система.
Постановка проблемы. Актуальность. Украинское общество в очередной раз переживает непростой период реформ. Любые социально-экономические реформы всегда строятся на основе определенной парадигмы, прежде всего понимания смысла и законов развития общества и, в том числе, такой его важнейшей подсистемы как экономика.
К сожалению, в настоящее время и в экономической теории, и в практике государственного регулирования социально-экономического развития Украины господствует подход, согласно которому экономика оказывается доминирующей подсистемой развития общества, а сама экономика рассматривается как сфера исключительно рыночного хозяйствования. Но такое понимание структуры общества и сути экономики приводит к существенным
деформациям общественного развития и деградации самой украинской экономики.
Анализ исследований и публикаций. В современных исследованиях можно выделить два подхода к пониманию экономики. Первый -традиционный, узкоэкономический, согласно которому макроэкономика включает только такую экономическую деятельность, целью которой является производство товаров и услуг, приносящих прибыль. Сейчас, он является господствующим. Второй - метаэкономический. Его, в частности, разделяет А. Олейников, Г.Задорожный, А.Миняйло. Он присущ и школе философии хозяйства, которую возглавляет Ю.Осипов. С точки зрения такого подхода макроэкономика - это хозяйство всей страны в целом, нацеленное на воспроизводство всего общества, человека.
В структуре общества экономика занимает подчиненное место, обусловленное реализацией не только экономической цели. Главная цель национального хозяйства должна заключаться в воспроизводстве всего общества в целом.
Процесс воспроизводства общества и его национального хозяйства (процесс
метавоспризводства по Олейнику) может реализоваться только в рамках трех взаимосвязанных процессов: 1, с. 604
1)воспроизводство многообразных форм собственности в рамках многоукладного национального хозяйства;
2)воспроизводство рабочей силы, человеческого капитала и духовных жизненных сил человека;
3)воспроизводство социокультурной среды обитания человека посредством воспроизводства образа жизни человека.
В этих трех процессах заложено как материальное, так и духовное воспроизводство.
Необходимо отметить, что хотя сам термин духовное воспроизводство, был введен К.Марксом, используя его, мы отходим от трактовки К.Маркса [2]. В современном понимании под духовным производством обычно понимается производство сознания (кстати, само понятие сознание считается одним из наиболее запутанных) в особой общественной форме [3] или деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей,
представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей [4].
В некоторых определениях в продукты духовного производства включают не только сами духовные ценности, но и самого человека и складывающиеся между людьми отношения [2]. Но эти трактовки духовного производства не являются полными и точными видимо потому, что такая категория как духовность принадлежит не собственно науке, но относится к сфере сакрального, а значит, предполагает ее осмысление с теологической позиции.
Национальное хозяйство (метаэкономика) является не простой совокупностью экономических агентов, но целостным организмом, включенным в социокультурную среду, организмом, который обусловлен особенностями исторического развития и имеет фундаментальные (аксиологические) основы жизнедеятельности. Следовательно, метаэкономика имеет свою структуру, которую необходимо уточнить.
Постановка заданий. Поэтому заданиями данной публикации является уточнение места экономики в развитии общества, структуры метаэкономики, а также раскрытие сущности
© Компаниец В.В., Павлович Г.Л.
духовного воспроизводства и его значения в развитии социально-экономической системы.
Изложение основного материала. Любое общество (социокультурная система) в своем горизонтальном, осягаемом разумом измерении, состоит из трех взаимосвязанных сфер: культуры, политики, экономики. Но особенности каждой социокультурной системы, ее ценностную основу задает вертикальный вектор -культурообразующая религия. Любое здоровое общество (впервые вопрос о здоровом обществе поставил научно З. Фрейд, а Э. Фромм написал книгу на эту тему) строится на ценностном основании, задаваемом религией. Культура наполняет этими ценностями все пространство жизнедеятельности человека и общества, в том числе сферу политики и экономики.
Политика как сфера государственного обустройства общества обеспечивает поддержку, защиту, реализацию ценностных основ социокультурной системы (общества), в том числе через механизм реализации различных доктрин и государственной идеологии.
Сфера экономики (метаэкономики) как совокупность хозяйственных отраслей, обеспечивает общество необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами. Она является служебной сферой, призванной обеспечивать материальные условия для воспроизводства общества в целом в соответствии с определенными ценностными основаниями.
Любое общество, построенное на доминирующем влиянии политики (ценностях политики - как господства, власти ) или экономики ( ценностях богатства, наживы, потребительства) нельзя считать здоровым. Это деформированное общество, в котором человек не может реализоваться как духовно-нравственная личность, выполнить свое предназначение по отношению к Творцу, к самому себе, к окружающему миру.
В случае, если экономика подчиняет себе все остальные сферы общества, она сама вырождается, превращается в хрематистику (сферу деятельности человека, главной целью которой является получение прибыли, наживы), а общество сжимается путем поглощения сферы культуры экономикой, подмены религии -верованием в силу денег (« религию» денег или цифры). Это нездоровое общество живет по законам, в которых ценности стяжания и потребительства пронизывают все сферы жизни. Само общество превращается в экономическое общество, его развитие - в экономическое развитие, а общественный прогресс - в рост денежного, финансового богатства в руках узкой группы собственников. Дух денежного хозяйства действует на общество, как отравляющий нервно-паралитический газ: проникая во все поры
общественного организма, он подавляет мораль, парализует совесть и убивает душу [1,с. 73]. Социокультурная система теряет потенциал своего развития, нарушатся безопасность всех ее элементов и сфер, что приводит в конечном итоге к разрушению и тотальной зависимости от других систем.
Сохранение целостности системы и воспроизводство всего общества в целом в соответствии с его культурной идентичностью (принципом социокультурной идентичности) возможно только на основе восстановления структуры здорового общества и структуры самой экономической системы. И важное значение в этом принадлежит духовному воспроизводству.
Относительно структуры метаэкономики. В составе метаэкономики (национального хозяйства) целесообразно выделить две качественно различные подсистемы, имеющие разные цели и критерии оценки и действующие в соответствии с различными закономерностями.
Эти системы подобно аристотелевской хрематистике и экономике-домостроительству всегда будут присутствовать в экономической системе государства, но они должны иметь определенную иерархию. Первая подсистема - это подсистема товарного рыночного производства, эффективность которого определяется денежными критериями. По своей сути она является обеспечивающей, а не целевой системой и, следовательно, не должна быть господствующей. Другая же подсистема - это подсистема нетоварного производства и социального (общественно-нерыночного) хозяйствования.
Последняя реализует себя в производстве общественно необходимых благ и услуг, не имеющих рыночной стоимости и оцениваемых на основе критериев социальной и
народнохозяйственной эффективности. В этой подсистеме реализуются гуманная, социальная, экологическая цели, а также при определенных условиях и сотериологическая, нравственная цели.
Гармоничная деятельность двух этих подсистем должна обеспечиваться посредством государственного регулирования, так, чтобы рыночный эгоизм отдельных
товаропроизводителей подчинялся целям развития всего народного хозяйства. Что вполне реализуемо как через соответствующую налоговую, таможенную, антимонопольную политику, регулирование экологических нормативов, установление обоснованных социальных стандартов, регулирование трудового
законодательства и другие механизмы государственного регулирования, так и через развитие институциональной и индивидуальной культуры и этики хозяйствования, стандартов социально-ответственного бизнеса, через нормы и механизм правового регулирования.
Экономика, имеющая узко рыночный характер, в силу своей природы не может служить воспроизводству всего общества. Она лишь может создать необходимые для этого материальные предпосылки. Ее целевая ориентация на выгоду и прибыль делает невозможным развитие неприбыльных сфер общества: культуры, образования, науки, медицины. Перевод на рыночные рельсы социальной сферы общества по существу не только ограничивает его развитие, но и значительно деформирует весь социальный организм, деформирует смысл существования человека, перенося его в узко материальную плоскость. Ни образование, ни культура, ни медицина не могут обеспечивать качественное, целостное развитие каждого человека и общества в целом, если эти сферы будут развиваться и оцениваться в соответствии с рыночными критериями. Рынкоизация этих сфер, по сути, приводит к деградации общества, и ни о каком целостном развитии речи здесь быть не может, ибо в основу заложен механизм отбора (социальный дарвинизм), когда выживает сильнейший. Такая организация национальной экономики соответствует безнравственной социально-экономической системе. К сожалению, она пока не только господствует в Украине, но и во многом проецируется на будущее развитие национальной экономики.
Национальное хозяйство (метаэкономика) является не простой совокупностью экономических агентов, но целостным организмом, включенным в социокультурную среду, организмом, который обусловлен особенностями исторического развития и имеет фундаментальные (аксиологические) основы жизнедеятельности.
Мы считаем, что качественное воспроизводство общества как системы состоящей из трех сфер - культуры, политики, экономики, во-первых, должно быть направлено на воспроизводство всех этих сфер в соответствии с принципом цивилизационной (социокультурной) идентичности. А, во-вторых, общество как единство духовной и материальной составляющей необходимо воспроизводить не только в материальной его составляющей, но и в духовной. Причем духовное воспроизводство по отношению к материальному должно развиваться опережающими темпами.
По нашему мнению, духовное производство (производство как взращивание, творческий труд, усилия над преображением собственной личности, преображением окружающего мира) должно предполагать не только производство положительных, т.е. созидающих идей, знаний, представлений, но и сохранение, передачу от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей, отношений, взращивание целостной личности человека, умеющей жить по совести, духовно-нравственным законам.
Духовное производство должно быть нацелено на воспроизводство фундаментальных ценностей данной локальной цивилизации. Что не возможно без воспроизводства этих ценностей на уровне отдельной личности.
Таким образом, духовное воспроизводство это воспроизводство, которое способствует поддержке и развитию в человеке и обществе его духовно-нравственного, духовно-культурного, духовно-интеллектуального капитала. Оно направлено на:
- созидание нравственного фундамента личности, ее ценностного стержня;
- формирование личности в соответствии с образом и подобием Творца, развитие личностного потенциала - сил и способностей души и духа, в том числе способности познавать, постигать смысл, мыслить, творить, любить, терпеть, отдавать, благодарить, делать нравственно взвешенный выбор, действовать в соответствии с духовно-нравственными законами;
- формирование навыков духовно-нравственного мышления, способного отличать добро от зла, истину от лжи, навыков нравственного оценивания поступков, поведения (собственных и окружающих), событий;
- развитие творческого, созидающего в соответствии с нравственными критериями мышления и умения воплощать творческие замыслы в реальную деятельность;
- формирование ответственности за свою жизнь, свои таланты и способности, мысли, поступки, ответственности за окружающий мир, за ближних;
- формирование навыков духовно-нравственного поведения;
- передачу и сохранение «культурного кода» нации, цивилизации, ее истории, традиций, памятников культуры.
В центре духовного воспроизводства находится воспроизводство целостной
человеческой личности. В целом процесс воспроизводства человека находится как в сфере духовного, так и материального воспроизводства. Этот процесс необходимо рассматривать не только как воспроизводство рабочей силы (человека как обладателя определенных физических
возможностей, профессиональных знаний и навыков), но как воспроизводство целостной личности в духовном, социальном и физическом измерении.
К сфере духовного воспроизводства необходимо отнести и взращивание государственных деятелей, руководителей и профессионалов всех сфер народного хозяйства которые обладают не только профессиональными навыками и знаниями, но и знаниями национальной культуры, истории, традиций, любовью к Родине и народу, имеют духовно-
нравственный, духовно-культурный, духовно-интеллектуальный капитал.
Продуктом этого производства будет являться и производство стратегии и политики развития государства, в том числе социальной, культурной, экономической политики и стратегии, ориентированной на соблюдение законов цивилизационной идентичности и опережающего развития духовных факторов хозяйствования.
Духовное воспроизводство является фундаментом развития национальной экономики. Оно должно развиваться опережающими темпами по отношению к материальному воспроизводству. То есть духовный рост личности, должен опережать рост материального благосостояния; рост духовно-нравственного, духовно-
культурного, духовно-интеллектуального капитала общества должен опережать экономическое развитие государства - рост материальных факторов производства, материального благосостояния нации. Признаком такого опережающего развития является наличие в ценностной системе сознания отдельного человека и общества в целом четкой иерархии ценностей, вверху которой находятся ценности духовные, что предполагает и выбор нравственно ориентированной модели поведения, в том числе и в сфере экономической деятельности.
В противном случае, когда материальный фактор доминирует в развитии общества и человека, в силу поврежденной человеческой природы, это создает прецедент для забывания, размывания духовных ценностей. Рано или поздно это приводит или к изменению иерархии ценностей человека и общества, когда материальное становится главным, или к такому состоянию сознания, когда ценностная пирамида оказывается размытой (напоминает трапецию). В случае размытости системы ценностей человек и общество находится в состоянии внутреннего конфликта, раздвоенности, которое не может продолжаться долго. И, как правило, в условиях испытаний, а это может быть и испытание материальным достатком, и напротив, недостатком материальных благ, испытание властью, духовные ценности оказываются забытыми.
С этой точки зрения вполне объяснимым становится феномен революций 1917 года. Если отбросить влияние внешней агрессии и внутреннюю подготовку революции, ухудшение социально-экономической ситуации в России в результате первой мировой войны, то самым главным фактором революции был именно духовный кризис. Экономическое развитие России шло небывалыми темпами, но, к сожалению, не было подобного по уровню духовного развития и, прежде всего в среде интеллигенции, основная часть которой стремилась к разрушению самобытных основ жизни общества, его религии и культуры и жила мечтами о западных идеалах.
Сила и слабость социально-экономического кризиса, по нашему мнению определяется именно накоплением духовных факторов отрицательного характера, т.е. факторов, ведущих к разрушению личности и общества. Временной же разрыв между духовным и материальным кризисом, духовным и материальным возрождением неизбежен.
В случае опережающего развития духовных факторов, когда духовное воспроизводство опережает материальное, все принципы и закономерности хозяйствования, задаваемые православной моралью, становятся действенными и реализуются в жизни членов общества (его большинства). Это и принцип нравственного соотнесения, и соразмерность, соизмерение, и ограничение роста личного материального потребления, и благотворительность, восприятие собственности, власти как ответственности перед Творцом и обществом, и духовно-нравственная мотивация как доминанта развития. Национальная экономика начинает жить по другим законам.
Духовное воспроизводство реализуется через пространство религии и культуры (в том числе образования, науки, искусства), которые задают ценностные основы бытия, в том числе хозяйственного бытия и способствуют их воплощению в реальной жизни каждого человека и общества. Но если культура связывает едиными ценностями общество в земном пространстве, горизонтальном измерении, которое ограничено, то религия выводит человека на вертикальное, не имеющее границ измерение, связывая человека и общество с Творцом. Это измерение духовно, именно оно и задает сакральный смысл жизни, устремляет человека ввысь, к духовным ценностям и Духовному Началу, помогает преодолеть собственное «эго», бремя греха и страстей, помогает выбрать доминанту на Другом (Творце) и другом (ближнем), и тем самым скрепляет общество неразрывно на сакральном уровне.
Религия как мировоззрение задает понимание смысла жизни, ценности, нормы, идеалы. Этим она задает моральное поведение человека во всех сферах и объединяет людей. Но это лишь ее внешняя сторона, сопряженная с пространством культуры.
Внутренняя сторона религии всегда предполагает духовную жизнь человека, то есть внутренний труд по преобразованию личности по образу и подобию Творца, прежде всего, возрастание в любви, а также переживание связи с Богом. Духовная жизнь включает не только правильную догматическую веру, но также знание и соблюдение в жизни особых законов, определяющих развитие нового человека - процесс перерождения страстного, «плотского», «ветхого» человека в нового человека. Она также относится к духовному производству особого рода и предполагает совместное действие Бога и человека
- труд человека и содействие Божественной благодати.
Духовная жизнь способствует духовному росту, преображению личности. Человек приобретает главную добродетель - любовь, а также одухотворенные знания, ум - мудрость. Это позволяет человеку мыслить и действовать в соответствии с моральными нормами во всех обстоятельствах и во всех сферах жизнедеятельности, позволяет максимально реализовать весь свой человеческий потенциал на благо ближних, общества, Родины.
Современное украинское общество почти утратило религиозную веру, на основе которой формировалась православная цивилизация. Правильными религиозными знаниями обладает лишь малая часть населения. Еще меньшая часть имеет опыт и навык духовной жизни, духовной работы над собой. Отсюда и моральный кризис общества, ярко проявляющийся в нарушении нравственных норм в экономике (коррупция), семейной жизни (аборты, разводы, брошенные дети, оставленные родители-старики) и других сферах.
Возврат к духовному измерению и способу жизнедеятельности в нашем обществе очень затруднен и долог еще и потому, что наряду с утратой религиозных знаний, опыта духовной жизни, в нашем обществе разрушается пространство культуры, духовной культуры. Оно должно наполнять жизнь человека духовно-нравственными ценностями иным, чем религия способом, через повседневную жизнь, образование и воспитание, через литературу, живопись, музыку, архитектуру, кинематограф.
Духовная культура не наследуется генетически, она заново воспроизводится в каждом человеке и в обществе. Недаром в переводе с греческого языка культура означает обработку, возделывание. Это труд по передаче ценностей, опыта, традиций, образа жизни. Это труд по преобразованию не только окружающего мира, но, прежде всего, личности самого человека. Преобразование личности осуществляется в процессе духовной жизни, а также посредством образования (самообразования), воспитания (самовоспитания), социализации, самого труда. Такой труд направлен на возвышение личности человека, приближения его к образу Творца. Прерывается это воспроизводство, культура погибает, но вместе с ней гибнет и вся данная цивилизация, носителем ценностей которой выступают сами люди, каждый конкретный человек.
Социальная система, в которой живут люди, так или иначе, является продуктом их выбора. Они выбирают мораль, по которой живут, систему права и ведения хозяйства. Но выбору в духовно-нравственных координатах необходимо научить, т.к. голос совести человека, как его внутренний
нравственный ориентир выбора может искажаться, подавляться, замутняться, а поведение окружающих может демонстрировать временные выгоды нарушения нравственных норм, особенно в экономических отношениях. В условиях господства нравственного релятивизма, или даже когда общество делиться на две примерно одинаковые по отношению к нравственным ценностям части (и это отмечал еще П.Сорокин), очень трудно сохранить нравственно ориентированное поведение, тем более в экономической сфере. Научить нравственному выбору можно через пространство культуры, в т.ч воспитания, образования, изменения
информационной среды.
Кроме этих трех каналов изменения культурных ценностей есть еще четвертый канал -это личность лидера. Политические лидеры могут сыграть исключительную роль в процессе изменения ценностных ориентиров и поведения людей в сфере экономики.
Выстраивая приоритеты социально-экономического развития Украины необходимо, прежде всего, внести существенное изменение в развитие таких сфер национальной экономики и общества, которые создают его фундамент. Это образование, наука, культура, взращивание грамотных государственных деятелей,
руководителей и профессионалов всех сфер народного хозяйства, обладающих высоким уровнем духовно-нравственного, духовно-культурного, духовно-интеллектуального развития
Образование, в том числе экономическое, а значит и экономическая наука должны быть наполнены нравственным смыслом и должны формировать навык следования духовно-нравственным принципам в хозяйственной деятельности. Культура должна создавать нравственно ориентированный образ жизни, в том числе в сфере экономики. Право должно создавать условия для невыгодности, ущерба нарушения нравственно ориентированного образа жизни, в том числе в сфере экономики. Государственная идеология должна продуцировать систему работающих принципов, на основе которых развиваются общество и экономика. Государственная политика - разработка и механизм реализации доктрин и государственной идеологии должна базироваться на ценностном основании предполагающем социокультурную идентичность.
Выводы. Развитие социально-экономической системы Украины возможно только на основе восстановления структуры здорового общества, где экономика и политика развиваются на основе духовно-нравственных ценностей
социокультурной системы. В составе метаэкономики целесообразно выделить две качественно различные подсистемы: подсистему
товарного рыночного производства и подсистему социального (общественно-нерыночного)
хозяйствования. Гармоничная деятельность этих подсистем должна обеспечиваться посредством государственного регулирования. Целью метаэкономики является воспроизводство всего общества в целом. По нашему мнению качественное воспроизводство общества как системы состоящей из трех сфер - культуры, политики, экономики, во-первых, должно быть направлено на воспроизводство всех этих сфер в соответствии с принципом цивилизационной идентичности. А, во-вторых, общество как единство духовной и материальной составляющей необходимо воспроизводить не только в материальной его составляющей, но и в духовной. Причем духовное воспроизводство по отношению
к материальному должно развиваться опережающими темпами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Олейников А. А. Политическая экономия национального хозяйства. / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 1184 с.
2. Философский словарь / Под ред.И.Т.Фролова. -М. :Политиздат, 1981. -445с.
3 Духовное производство и духовное потребление [Электронный ресурс]
http://www.examens.rU/otvet/4/11/346.html
4.Духовное производство [Электронный ресурс]
http://auportal.ru/humanities/humanities4.php
Аннотация. В статье уточнена сущность метаэкономики и ее структура, раскрыта сущность духовного воспроизводства и его место в развитии социально-экономической системы.
Ключевые слова: метаэкономика, духовное производство, культура, религия, экономика, социально-экономическая система.
Summary. In article the essence of metaekonomiki is specified and its structure, essence is exposed of spiritual reproduction and its place in development of the socio-economic system.
Keywords: metaekonomika, spiritual production, culture, religion, economy, socio-economic system.
Рецензент к.э.н., доцент УкрГАЖТ Фролов А.И. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Полякова Е.Н.