Научная статья на тему 'Праздник как селекция информационного поля'

Праздник как селекция информационного поля Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / СЕЛЕКЦИЯ / ФОЛЬКЛОР / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / АГРЕССИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА / СЛОЖНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / HOLIDAY / INFORMATION FIELD / BREEDING / FOLKLORE / SOCIETY / VALUES / CULTURE / CREATIVITY / EDUCATION / UPBRINGING / PERSONALITY / AGGRESSION OF THE MODERN WORLD / COMPLEX SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Охотникова Т. В.

В предлагаемой статье речь идет о праздниках как мудрой системе отношений людей и окружающего мира, через которую можно понять жизнь народа, его чаяния, проблемы. Пространство, в пределах которого живет человечество, наполнено информацией, а праздник это та сила действия, которая влияет и улучшает это информационное поле, являясь, своего рода, селекцией (улучшение путем искусственного отбора).In the article we are talking about the holidays as a wise system of relations of people and the world through which to understand the lives of the people, their aspirations and problems. The space within which mankind lives, filled with information and the occasion is the force of action that affects and improves a data field, being a sort of breeding (improvement by artificial selection). Difficult social conditions, the crisis of moral foundations of society, the destabilization of the international situation, large-scale financial and economic crises, reducing ethnic and cultural diversity on the planet (etc., etc.) all of this is changing fundamentally and rapidly in the modern world and, of course, affects Russia and its citizens. Modern times requires not only special knowledge (to be a mobile, successful, professionally competent), but also high morals.This depends largely on the future of the country, its culture and the fate of the people living in this country. It is very important for the society and the state as a whole, to get people focused on changing the reality would be understood in the present social and cultural situation would be in real relationship with the world around them and accepted in the community norms of social interaction, the Foundation of which would be moral values. It should be noted that the crisis facing our society, caused not only these difficulties, but also a change in the value system. What are the values that such a society will be built. What we are witnessing today? Caring parents and teachers to feed, clothe, educate, help to go to College, and why? For what? How to live? Don't know neither the children nor the parents nor the teachers. The old values are already not welcome, is not new. In adolescent ratings of values in the first place freedom and success, money and pleasure and power over people, remain on the margins of education (not to be confused with education), respect, creativity, good attitude to people. They are not too concerned about universal values, not too interested in independence, not aspire to equality and justice, but not seek to impose their point of view. They are infantile. Our children. Our future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Праздник как селекция информационного поля»

бДубичинский, В.В. Теоретическая и практическая лексикография/ Дубичинский В.В. Вена - Харьков, 1998. - С.245.

7. Кобозева, И.М. Лексическая семантика / И.М.Кобозева. М., 2000.С.214.

8. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф.Ильичев и др. М., 1983. - С.345.

9. Словарь по этике / под ред. И.С.Кона. М., - 1983. - С.231.

10. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990. - С.204.

11. Стендаль. Собр. соч. / Стендаль. М., 1959. - Т. 4. - С.21.

12. Большая психологическая энциклопедия. М., 2007. - С.365.

13. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И.Еникеев. М., 2008. - С.376.

14. The Barnhart concise dictionary of etymology. - New York, 1995. - P.341.

15. Губанов, А.Р., Каюмова Д.Ф. Ключевые концепты культурно-национального мировидения через единицы фразеологического уровня английского и тюркских языков / / АР.Губанов, Д.Ф.Каюмова. Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества: Материалы II межрегиональной заочной научно-практической конференции. Казань, изд-во Казанский государственный университет культуры и искусств, 2015. - С.160-165.

УДК 793

Т.В. Охотникова ПРАЗДНИК КАК СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ

В предлагаемой статье речь идет о праздниках как мудрой системе отношений людей и окружающего мира, через которую можно понять жизнь народа, его чаяния, проблемы.

Пространство, в пределах которого живет человечество, наполнено информацией, а праздник - это та сила действия, которая влияет и улучшает это информационное поле, являясь, своего рода, селекцией (улучшение путем искусственного отбора).

Ключевые слова: праздник, информационное поле, селекция, фольклор, общество, система ценностей, культура, творчество, образование, воспитание, личность, агрессия современного мира, сложные социокультурные условия.

Okhotnikovа T. V. HOLIDAY AS SELECTION INFORMATION FIELD

In the article we are talking about the holidays as a wise system of relations of people and the world through which to understand the lives of the people, their aspirations and problems.

The space within which mankind lives, filled with information and the occasion is the force of action that affects and improves a data field, being a sort of breeding (improvement by artificial selection).

Difficult social conditions, the crisis of moral foundations of society, the destabilization of the international situation, large-scale financial and economic crises, reducing ethnic and cultural diversity on the planet (etc., etc.) - all of this is changing fundamentally and rapidly in the modern world and, of course, affects Russia and its citizens.

Modern times requires not only special knowledge (to be a mobile, successful, professionally competent), but also high morals.This depends largely on the future of the country, its culture and the fate of the people living in this country.

It is very important for the society and the state as a whole, to get people focused on changing the reality would be understood in the present social and cultural situation would be in real relationship with the world around them and accepted in the community norms of social interaction, the Foundation of which would be moral values.

It should be noted that the crisis facing our society, caused not only these difficulties, but also a change in the value system. What are the values that such a society will be built.

What we are witnessing today?

Caring parents and teachers - to feed, clothe, educate, help to go to College, and why? For what? How to live? Don't know neither the children nor the parents nor the teachers. The old values are already not welcome, is not new. In adolescent ratings of values in the first place - freedom and success, money and pleasure and power over people, remain on the margins of education (not to be confused with education), respect, creativity, good attitude to people.

They are not too concerned about universal values, not too interested in independence, not aspire to equality and justice, but not seek to impose their point of view. They are infantile. Our children. Our future.

Keywords: holiday, information field, breeding, folklore, society, values, culture, creativity, education, upbringing, personality, aggression of the modern world, complex social and cultural conditions.

Сложные социальные условия, кризис морально-нравственных устоев общества, дестабилизация международной обстановки, крупномасштабные финансово-экономические кризисы, сокращение этнокультурного разнообразия на планете (и т.д. и т.п.) - все это меняется фундаментально и динамично в современном мире и, конечно, отражается на России и ее гражданах.

Современное время требует от людей не только специальных знаний (чтобы быть мобильным, успешным, профессионально компетентным), но и высокой нравственности. От этого во многом зависит будущее государства, его культура и судьба народа, проживающего в этом государстве.

Необходимо отметить, что кризис, который переживает наше общество, вызван не только перечисленными трудностями, а еще и переменой в системе ценностей. Каковы ценности, такое общество и будет построено.

Что мы наблюдаем сегодня?

Забота родителей и педагогов - накормить, одеть, дать образование, помочь поступить в вуз, а зачем? Ради чего? Как жить дальше? Не знают ни дети, ни родители, ни педагоги. Старые ценностные ориентиры уже не приветствуются, а новых нет. В рейтингах подростковых ценностей на первых местах - свобода и успех, деньги и удовольствие, власть над людьми, на задворках остаются образованность (не путать с образованием), уважение, творчество, доброе отношение к людям.

Не слишком они озабочены общечеловеческими ценностями, не слишком заинтересованы в самостоятельности, не стремятся к равенству и справедливости, но и не стремятся навязать свою точку зрения. Они инфантильны. Наши дети. Наше будущее.

Кто вложит в их души, сердца и мысли понимание истинных ценностей: любви, веры, надежды, добра, красоты, счастья, ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей, за судьбу планеты? Кто посеет в сознании молодых людей мудрость прошлого: нельзя купить истину, совесть, преданность, доверие, взаимопонимание, ответственность?

Так называемые мультимедийные технологии (компьютерные программы обучения, интерактивные видеодиски и персональные средства связи, интернет и др.), СМИ дают потрясающую возможность найти необходимую, нужную, информацию. Вопрос качества и уровня этого информационного пространства остается открытым.

Для начала разберемся с понятиями, их значением и смыслами.

Словарь Ожегова так трактует слово информация - 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь [4, с.224]. В социокультурном контексте информация (от лат. Information - разъяснение, изложение) - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д. [6, с.17]. А информационное поле - это обширное пространство деятельности, в пределах которого проявляется действие каких-либо сил [4, с.489].

Информированность для общества - это фундамент, на котором и строится жизнь. Информация оказывает на человечество преобладающее, подавляющее влияние, обладает полнотой власти, т.е. господствует в мире.

Наша жизнь и мир, в котором мы живем, меняются.

Как в таком мире жить, как разобраться во всем этом? Как понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям? Как из огромного информационного поля выбрать правильную информацию, а затем ее правильно передать потомкам? Какие ресурсы имеются у нас для достижения этой цели?

Думается, что они есть. Мы рассмотрим один из таких ресурсов - праздник. Современные ученые утверждают, что новые технологии или технологии завтрашнего дня - это технологии мгновенного общения, мгновенно доступной информации (Ховард Гарднер). Под обменом информации мы понимаем и общение в том числе.

Представления народа, его идеи, интересы, настроение - это тоже информация. Вследствие активного обмена всем этим происходит воздействие на поведение окружающих. Праздники и есть то активное воздействие. При чем, информацию они дают разную: побудительную или констатирующую. Цель побудительной (может быть в форме приказа, совета, просьбы) информации изменить наше поведение в сторону совершения какого-либо поступка [5, с.48]. Констатирующая информация имеет цель сообщения. Следовательно, мы можем рассматривать праздник как интерактивное общение (общение как взаимодействие людей с непосредственной организацией их совместной деятельности).

Праздник как элемент традиционной культуры тоже несет информацию, очень важную.

Традиционная культура демократична, понятна, привлекательна, в основе ее - национальные ценности, а система ценностей вечна: дружба, любовь, милосердие, взаимопомощь, честь, достоинство, трудолюбие, вера, отношение к старшим, добро и зло, правда и ложь, горе и радость, мудрость народная, ум и достоинство народа, его историческая память. Все это имеет отношение к празднику, фольклорный и поэтический образ которого создавался веками и в котором отражаются и наши дни.

И здесь очень важно рассмотреть понятие "фольклор". Фольклор (от англ. folklore - народная мудрость) - принятое в международной научной терминологии название народного творчества; термин вошел в научный обиход с 1846 г.; наиболее распространенным является понимание фольклора как совокупности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, драматических художественно-изобразительных произведений народного творчества, а так же совокупности народных традиций, обычаев, обрядов, праздников, воззрений, верований и других форм духовной (а иногда материальной) культуры народных масс [6, с.44].

Народные массы - это социум, в пределах которого идет непрерывный межкультурный диалог, выстраиваются отношения, консолидация, где сохраняются архаические черты в традиционной куль-

туре, но, одновременно, мы видим и моменты культурной интеграции с признаками ассимиляции, потому что мир - это общество с богатейшим переплетением национальных культур народа.

Человек в этой цивилизации "есть троичное единство: тело, душа, и дух - так и каждый национальный мир рассматривается как единство местной природы, характера народа и его ума" [1, с.45]. Праздники наций в основе своей содержат народную мысль о хлебе насущном, о земле, о мире, о земном человеческом счастье, о единении человека и природы, о любви к ближнему, о вере в светлое и справедливое будущее [7].

И во всем этом зашифрована народная философия и педагогика жизни и выживания в мире.

Праздники - это то, что объединяет людей всех возрастов и конфессий, они раздвигают рамки личного жизненного опыта, рассказывают о прошлом, настоящем, будущем. В образной форме раскрывается подлинная сущность, смысл того, что является содержанием праздничного действа. Как это происходит? Праздник содержит в себе стремление познать и передать истину через идею, а знак формирует определенный образ, который обладает огромным энергетическим запасом творческой информации.

Праздник и является тем приоритетным ресурсом, который не только помогал человечеству из века в век выбрать главное (коллективные и единичные смыслы), но и сегодня делает это мгновенно и доступно. Праздник содержит в себе социальное и культурное наследие, в котором отражаются мировоззрение и миропонимание, "пропущенные" человеком через собственные ощущения и чувства. И именно это позволяет индивиду воспринимать и осознавать свою общность с миром. Неразрывная связь человека с окружающим его социальным и культурным миром (где важное значение отводится празднику) помогает выжить человеческому сообществу. Конечно, не оспорим тот факт, что человек, рожденный в истории и культуре, имеющий свой язык, свои обычаи, жизненные установки, все же подается влиянию перемен (в нашем случае - информационному полю). Естественно, меняются и ценностные ориентации, и ролевое поведение, и социальные установки, и, безусловно, все это находит отражение и в праздничной культуре. Запрет на информацию невозможен. Ориентиры в эти моменты размыты. Особенно сложно молодым. Остается только дать карту действий, чтоб на мель не сесть, не сбиться с пути, достойно его пройти.

Какие - то важные вопросы не успевают объяснить родители, на какие-то вопросы школа не успевает дать ответы, а праздник может указать направления, ответить неназойливо на мучившие вопросы, может повести туда, куда правильно.

В разные периоды жизни поведение и деятельность людей отличается от будничного времени, так как праздничная ситуация предполагает участие в праздновании непосредственно каждого. Еще до весны, зимние праздники, приуроченные к солнцестоянию, справлялись народом с определенной целью: повлиять на природу, чтобы она лучше была подготовлена для рождения нового урожая. Гадания, песни, игры - все было направлено на стимулирование жизненной силы земли. А уж весной праздники "будили" землю, призывали свет и тепло, передавали через молитву силу плугу перед началом сева.

Женщины и девушки являлись олицетворением плодоносящих сил, они как бы будили природу, летом же (главенствовали замужние женщины) праздничные действа посвящались плодородности. Осенью во всех праздниках звучала тема брака и заботы о собранном урожае. Праздники тесно связаны с жизненным укладом народа. Систематика праздников (осень, зима, весна, лето) и сила от этой жизни, помогали сконцентрироваться на главном, важном: преданно и верно исполнять свои обязательства и долг.

Из огромного информационного поля нашими предками выбирались сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимались ими, а затем выдвигались на первый план и аккумулировались в празднике. А праздник делает свое дело: наполненную энергию он "выплескивает" вновь в народ с целью поддержания постоянного мирового порядка или восстановления нарушенной гармонии. Следовательно, мы можем считать источником отбора информации (селекцией) праздник, в мелодии, звуках, пластике, красках которого прослеживается модель жизни, способствующая переживанию идеальных устремлений, помогающая ощущать полноту жизни, гармонию с миром, адаптирующая людей к реалиям сегодняшнего дня. Мир развивается и, благодаря этому, развивается и праздник, который обеспечивает благоприятные условия для существования народа посредством селекции информационного поля. Праздники играют огромную роль в жизни общества, они систематически приобщают каждого к ценностным ориентациям, кроме того, праздники - это информация для самообразования и расширения кругозора.

По интенсивности и масштабности воздействия на людей они в лидерах (по мнению многих специалистов), так как в них нет жестокости, насилия, низкопробности. Кроме того, повторяясь из года в год они не только создают систему, но и имеют возможность закрепить все самое лучшее и ценное, а затем передать это по наследству.

Праздники - это управляемое воздействие на аудиторию с использованием самых современных средств и новейших технологий. По сути своей, праздники являются как бы центрами, которые систематически распространяют информационные обзоры по теме (определенной событием праздничным) и способствуют целесообразному усвоению этой информации. И эта система цикличности "приносит свои плоды". Кроме того, праздники преследуют цель помочь окружающим (присутствующим на празднике) воспринимать информацию в целостном виде, в едином эмоциональном эстетическом поле, где пробуждаются воображение и фантазия как противоядие от ожесточенности, черствости и агрессии современного мира.

Из огромного информационного поля праздники "выхватывают" то, самое нужное, самое главное, что позволяет выжить человеку в самой сложной ситуации.

Праздники - это еще и сотрудничество, и партнерство. В условиях праздничной ситуации зрители оказываются полноправными участниками этого процесса, осуществляется совместная творческая деятельность, рождается атмосфера радости и счастья. Праздники воспитывают активную общественную личность, формируют не столько нормы поведения, сколько понимание образа жизни. Праздники - это наиболее целесообразная среда где происходит подготовка к жизни и участие в самой жизни.

Главным ориентиром на пути формирования того или иного праздника является социальный заказ общества, а содержанием праздничного действа - информационное поле, где процесс отбора информации исполнен режиссером тщательно, качественно. Поэтому праздник людям интересен, осознанно воспринимается и его запоминают.

Праздникам принадлежит ведущая роль в подготовке молодого поколения к жизни, они закладывают фундамент развития личности, воспитывают идейно-политические, нравственные качества, формируют мировоззрение, готовят к трудовой и общественной жизни [3, с.5].

Подытожим: праздник - это та площадка, где обществом «приобретаются знания, умения, навыки -не только поведенческий репертуар, необходимый для жизни в обществе», но и усваивается практическая адаптация к существующим социально-экономическим и социокультурным условием [2, с.44].

Он (праздник) рассматривался нами как селекция информационного поля, потому что выбирает из информационного поля образовательные ценности (как приоритет), идеи и опыт на которые нанизаны определенные знания, традиции высокой духовности, которым пропитана народная культура. И эта теоретическая база постоянно обновляется и корректируется, отражаясь в реальной практике.

Меняется все и, к сожалению, меняется качество постановок и содержание праздников. Огромное влияние на это оказывает все тоже информационное поле, которое окружает человечество сегодня: обострение глобальных проблем, массовая культура, несущая порой циничную мораль, истребительные войны (и др.), которые проходят как бы во благо человека - отупляют, оболванивают, несут мнимые ценности. Но об этом обо всем, как о жизненно необходимом, трубят СМИ, интернет, мульти-медия. И такого качества информация находит отражение в праздниках.

Поддержка организации праздничных действ на хорошем и достаточном уровне - важная предпосылка динамичного развития общества. А качество содержательного наполнения праздников -ключевая проблема режиссуры театрализованных представлений и праздников. Следовательно, большую потребность в квалифицированных кадрах испытывает праздничная культура. Но это уже другая тема.

Литература

1. Гачев, Г. Космо-психо-логос: Национальные образы мира/ Г.Гачев. - М. - Академия Проект, 2007 г. - 511 с.

2.Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ А.Н. Джуринский. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 176 с.

3.Нигматов, З.Г. Использование советских традиций в воспитании учащихся: Учебное пособие/ З.Г.Нигма-тов. - Казань: КГИК, 1985 г. - 70 с.

4.Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов/ Под ред. докт. филос. наук, проф. Н.Ю. Шведов. - 15-е изд., стереотип/ С.И. Ожегов. - М.: Рус.яз., 1984. - 816 с.

5.Ростопшин, П. Психология и педагогика/ П. Ростопшин. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 80 с.

6. Современная социокультурная лексика: глоссарий для изучающих предметы прикладной культурологии. - М.: МГУКИ, 2000.

7.htt://www.proza.ru/2010/08/04/6607. Электронный ресурс htt://www.proza.ru/2010/08/04/660 (дата обращения 9.09.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.