Научная статья на тему 'Мировоззрение славян как способ обеспечения безопасности российского общества на долгую перспективу перспективу'

Мировоззрение славян как способ обеспечения безопасности российского общества на долгую перспективу перспективу Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1838
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА / АДЕКВАТНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ / WORLDVIEW / ANCIENT SLAVIC CULTURE / ADEQUATE WORLD OUTLOOK / THE DEVELOPMENT OF THE HUMAN PSYCHE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юдин В.В., Смекалов Ю.В.

Кризис духовно-нравственных ценностей и мировоззрения характеризует происходящее сегодня в России, что заставляет нас вернуться к своим первоосновам, родовым традициям, которые для русского народа несет культура древних славян. В статье раскрывается древнеславянское мировоззрение как адекватное миропонимание, являющееся основой державности России в многонациональном составе народов, также затрагиваются нравственные аспекты славянской культуры как способ обеспечения безопасности общества на долгую перспективу. Рассмотрены различные взгляды на жизнь и мировоззрение славян. Раскрыт термин «адекватное мировоззрение». Для трактовки базовых понятий, таких как Вера, Культура, Держава, Любовь, Радуга, Воспитание, Православие и других, использован корнесловный метод. Показаны обучающие и воспитательные возможности древнеславянской азбуки, нравственные ценности, зафиксированные в ней. Последнее проиллюстрировано сюжетами русских народных сказок. Особо отмечена пагубность реформирования (упрощения) азбуки и русского языка. Уточнено соотношение терминов «православие» и «христианство», значимость их в становлении и развитии культурной основы России. Подробно проанализированы заповеди славянской культуры в сферах семейных взаимоотношений, общежития и отношения к другим народам, а также к природе. Подробно описаны проявления нравственных норм, зафиксированных в заповедях, как для отдельного человека, группы, так и народа в целом (в форме государственной политики России). Делается вывод об актуальности мировоззрения древнеславянской культуры для решения социальных и нравственных задач современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The crisis of spiritual and moral values and worldview characterizes what is happening today in Russia, which forces us to return to our fundamental principles, tribal traditions, which for the Russian people is the culture of the ancient Slavs. The article reveals the Old Slavic worldview as an adequate world outlook, which is the basis of the statehood of Russia in a multinational composition of nations, also touches upon the moral aspects of Slavic culture as a way to ensure the security of society for the long term. Different views on Slavism are considered from the code of rules of life to a holistic world view reflecting the structure of the world, both the external material and the internal spiritual world of a person. The term “adequate worldview” is disclosed. For the interpretation of basic concepts such as Faith, Culture, Power, Love, Rainbow, Education, Orthodoxy (Praise the right) and others, the root-word method is used. The educational and educational opportunities of the ancient Slavic alphabet, moral values fixed in it are shown. The latter is illustrated with plots of Russian folk tales. The perniciousness of the reform (simplification) of the alphabet and the Russian language was especially noted. The correlation of the terms “Orthodoxy” and “Christianity”, their significance in the formation and development of the cultural basis of Russia has been clarified. The commandments of Slavic culture in the areas of family relationships, dormitories and relationships to other nations, as well as to nature, are analyzed in detail. The manifestations of moral norms, fixed in the commandments, are described in detail both for an individual, a group, and the people as a whole (in the form of Russia's state policy). The conclusion is made about the relevance of the Old Slavic worldview for solving social and moral problems of our time.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение славян как способ обеспечения безопасности российского общества на долгую перспективу перспективу»

ТЕОРИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

УДК 37.01 Б01: 10.24411/2071-6427-2018-10049

Мировоззрение славян как способ обеспечения безопасности российского общества на долгую перспективу

Кризис духовно-нравственных ценностей и мировоззрения характеризует происходящее сегодня в России, что заставляет нас вернуться к своим первоосновам, родовым традициям, которые для русского народа несет культура древних славян. В статье раскрывается древнеславянское мировоззрение как адекватное миропонимание, являющееся основой державности России в многонациональном составе народов, также затрагиваются нравственные аспекты славянской культуры как способ обеспечения безопасности общества на долгую перспективу.

Рассмотрены различные взгляды на жизнь и мировоззрение славян. Раскрыт термин «адекватное мировоззрение». Для трактовки базовых понятий, таких как Вера, Культура, Держава, Любовь, Радуга, Воспитание, Православие и других, использован корнесловный метод. Показаны обучающие и воспитательные возможности древнеславянской азбуки, нравственные ценности, зафиксированные в ней. Последнее проиллюстрировано сюжетами русских народных сказок. Особо отмечена пагубность реформирования (упрощения) азбуки и русского языка.

Уточнено соотношение терминов «православие» и «христианство», значимость их в становлении и развитии культурной основы России.

Подробно проанализированы заповеди славянской культуры в сферах семейных взаимоотноше-

Как цитировать статью: Юдин В.В., Смека-лов Ю.В. Мировоззрение славян как способ обеспечения безопасности российского общества на долгую перспективу // Ценности и смыслы. 2019. №1(59). С. 41-61.

В. В. Юдин

Доктор педагогических наук, доцент Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского E-mail: vvyudin@gmail.com

Vladimir V Yudin

Dr.Sc. (Education), Associate Professor of the Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Russia

Ю. В. Смекалов

Магистр образования, старший мастер Ярославского промышленно-эконо-мического колледжа E-mail: yarglebsk@gmail.com

Yury V Smekalov

Master of Education, Senior Master of the Yaroslavl Industrial and Economic College, Russia

ний, общежития и отношения к другим народам, а также к природе. Подробно описаны проявления нравственных норм, зафиксированных в заповедях, как для отдельного человека, группы, так и народа в целом (в форме государственной политики России). Делается вывод об актуальности мировоззрения древнеславянской культуры для решения социальных и нравственных задач современности.

Ключевые слова: мировоззрение, древнеславянская культура, адекватное миропонимание, развитие человеческой психики.

Мировоззрение есть понимание мира, отражающее цели развития человека, его место в мире, жизненные позиции, программы поведения, во многом определяющие его действия в конкретных ситуациях (мировоззрение представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними) [7]. Образ мира может отражать реальное положение вещей, а может и не отражать, человек может жить в придуманном мире. Все философские учения считают адекватность миропонимания важным залогом успеха существования как отдельной личности, так и общности людей. Даже представители субъективного идеализма, рассматривающие мир как производную от воли и сознания субъекта, придают большое значение логичности умопостроений человека. «Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений» (Рене Декарт [12]). Картина мира, нормы адекватного поведения со времен родовой общины фиксируются в нравственности, культуре и веками заботливо охраняются.

Искажая действительность путем переписывания истории, внедрения идеологий, обслуживающих интересы отдельных слоев общества, различных политических, религиозных и других групп, мы теряем адекватность природе нового общественного мировоззрения, что приводит к негативным последствиям.

Происходящее сегодня в России многие называют кризисом духовно-нравственных ценностей, то есть, несмотря на научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни, значительная часть населения испытывает разочарование в жизни, теряет ее смысл, еще чаще не задумывается о нем, что само по себе уже является духовно-нравственным отклонением. Кризис охватил такие важные сферы, как искусство, философия, религия. Проблема нравственности всегда стояло остро, но так, как сегодня, наверное, еще никогда.

Цивилизационные деформации затушевывают ядро традиционной культуры, и мы не можем дать ответы на актуальные вызовы и проблемы современности. Основа же нравственного поведения, на наш взгляд, неизменна в силу неизменности природы человека. Она формировалась веками с целью устойчивого существования в этом мире и отражена в истории древней культуры. У каждого народа выработаны свои родовые традиции, у русского народа — это культура древних славян, в которой есть и важный для нас приоритет — всестороннее развитие человека.

Никто другой не заботится о нашем будущем так, как наши родители, а следовательно, накопленный опыт наших предков, который впитала в себя культура народа, есть не что иное, как надежный жизненный путеводитель.

Древнеславянская культура является культурным фундаментом нашего государства, оказавшим огромное мировоззренческое влияние на становление как человека, так и общества в целом, способным сохранить и донести до настоящего времени тот жизненный опыт и великую мудрость наших предков, благодаря которым наш народ сумел выстоять перед вызовами истории и сохраниться в единстве многонационального Российского государства. Сила славянской культуры проявляется в том, что человек и общество устойчиво живут, опираясь на адекватное мировоззрение: я не ломаю мир (физический, природу, сородичей и общество в целом), мир помогает мне в моей неразрушительной деятельности. Добро приносит добро, посеянное зло возвращается злом. Ценность культуры наших предков состоит в многочисленных формах общественной жизни, построенных на данном философском принципе. Несоблюдение их приводит к плачевным результатам, например, в экологии. Есть необходимость детальнее остановиться на заповедях предков.

Славянскую (языческую) культуру часто сравнивают с одним из примитивных религиозных направлений дохристианских верований. На наш взгляд, такое сравнение не совсем правильно. Мы рассматриваем славянскую культуру как народное достояние нажитого тысячелетиями жизненного опыта и мудрости, передаваемых из поколения в поколение через сказки, мифы, обряды, праздники, заповеди посредством русского и иных славянских языков. Славянская культура строится на принципах свободы, многобожия и познания, представляя со-

бой стройную систему взглядов, которая охватывает практически все сферы деятельности человека.

Мировоззрение славян направлено на постоянное развитие человека, его самосовершенствование, улучшение качества духовно-нравственной жизни путем определения ценностных приоритетов, полезных для личности и общества, и деятельностных установок поведения людей, отраженных в заповедях и наставлениях, основанных на законах мироздания.

Другими словами, с точки зрения славянства, развитие человека заключается не столько в накоплении знаний, сколько в совершенствовании организации его человеческой психики, при которой разум его возвышается над животными инстинктами [6].

Для лучшего понимания мировоззрения славян следует обратиться к их мифологическому представлению структуры мира.

В представлении славян существует три мира, проходя через которые, человеческие души совершенствуются. Это «Мир Яви» — явный физический мир, в котором живет человек, «Мир Нави», который подразделяется на миры Светлой и Темной Нави. Светлая Навь (ее еще называют Миром Слави) — это мир умерших предков, достойных славы и почитания. Темная Навь — это темный мир, туда попадают души умерших людей, совершавших при жизни плохие поступки (преступники, убийцы). Третий мир — «Мир Прави», это Мир Богов, мир истины, где царят правда и справедливость [1; 14].

Образно славяне сравнивали эти миры с Древом Мира или деревом жизни, где корни, уходящие глубоко в землю и питающие древо жизненной мудростью и знаниями, олицетворяли Мир Нави, мир предков. Ствол дерева представлялся как видимый Явный Мир — мир людей и основа будущего. Ветви дерева, устремленные ввысь, к солнцу, сравнивались с Миром Богов — Миром Прави.

Славяне считали себя потомками богов, а не рабами божьими, и полагали, что человек, его душа стремится к своим первопредкам — богам, живущим в Мире Прави, но чтобы достичь этого мира, человеку необходимо достичь уровня познания и святости (чистоты помыслов и поступков), соответствующего уровню своих первопредков — богов.

В упрощенном понимании соответствие уровню богов для славян — это умение жить по совести и в ладу с природой, а для этого необходимо совершенствовать свой внутренний мир, то есть организовывать

свою человеческую психику, и познавать мир окружающий, что и являлось основной целью и смыслом жизни славян.

Человек, рожденный в природе, должен жить в согласии с ней. Это относится не только к физической, но и духовной его составляющей. Качество жизни человека всецело зависит от того, насколько он гармоничен с природой мироздания. Показателями духовно-нравственного развития человека является знание законов природы (собственной внутренней и внешней окружающей) и сообразное (адекватное природе вещей) применение их в своей жизни для гармоничного сосуществования с мирозданием. На основе этого выстраивались и нормы поведения славян.

Само слово «славяне» происходит от слова «славить», что в понимании славян означает не только воздавать хвалу, создавать славу кому-либо или чему-либо [8], но и информировать общество, в первую очередь славянское, передавая накопленные из поколения в поколение знания, опыт и мудрость своих предков, их достижения, героические поступки, различные исторические события.

Кроме того, слово «славянин» в послоговом прочтении раскрывается как: Слав ЯН ИН, что пересекается с восточными культурами, где рассматривается принцип равновесия стихий и их противоположности: ИНь — стихия воды (женская стихия жизни), ЯНь — стихия огня (мужская стихия развития). Данное представление о мире говорит нам, что славяне и другие древние народы имели, с современной точки зрения, достаточно широкие познания в физике, (которые мы можем сравнить с законами сохранения энергии: «если где-то прибыло, значит где-то убыло» или «онергия имеет свойство сохраняться, она не появляется из ничего и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую», также: «сила действия равна силе противодействия»), хорошо ориентировались в вопросах природы отношений между мужчиной и женщиной, что позволяло выстраивать гармоничные отношения в семье.

В нравственном плане славяне приводили в пример своих перво-предков — богов — и их мир, называемый Миром Прави. В связи с тем, что славяне Правь славили, их стали называть народом Правь славящим или православными, отсюда и появилось понятие «православие».

В преамбуле действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» прямо говорится: «... уважая хри-

стианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» [9].

Учитывая данное разделение, понятие «православие» будет правильнее отнести не к христианской религии, а к славяно-языческой культуре, в таком понимании данный термин мы будем далее использовать в статье.

Необходимо отметить, что от понятия «Мир Прави» произошли такие слова, как правда, справедливость, праведник, правосудие и др. Все эти слова в своем содержании носят положительный характер, что свидетельствует о векторе или направлении славян в воспитании человеческих качеств.

Неслучайно славянскую культуру называют языческой. Термин «язычество» происходит от понятия «языцы», что означает народ [8], народ как носитель языка общения (речи). Понятие «языче» означает «представитель данного народа», то есть человек, а не нашего рода-племени человек назывался язычником (добавлялось окончание «ник»), что означало «иностранец» или «иноверец». Пример: страж — охраняющий нашу крепость, стражник — охраняющий чужую крепость. Таким образом, понятие «славянская языческая культура» буквально означает: славянская народная культура. Отсюда славянское культурное наследие — сказки, песни, одежда и т.д.— называлось русским народным.

Что касается языка, это не что иное, как единственный и адекватный способ миропонимания, другого инструмента миропонимания для человека в принципе не существует. Язык описывает каждое понятие, каждый термин и фрагмент реального мира, в котором мы живем (предметы, чувства, события). Благодаря широким возможностям человеческого языка люди способны в большей степени адекватно понимать мир.

Православная славянская вера под собой подразумевает не слепую веру в Бога, а познание его. Само слово «вера» в славянском посло-говом прочтении раскрывается как ВЕ — ведать, РА — свет, знания, быть просвещенным, а также те или иные позитивные, созидательные явления, то есть вера означает ведать мудрость предков и понимать ее.

Славянскую культуру еще называют ведической, так как муд-

рость и знания своих предков славяне записывали в книги — Веды. Ведическая культура славян была нацелена на познание природы вещей всех сфер жизни без ограничений и такими, какими они есть на самом деле.

Скорее славянскую культуру можно сравнить с научной деятельностью по изучению законов природы. Древнеславянское слово «культура» также имеет свой смысл, где КУЛЬТ — почитание, РА — свет, знание, просвещение. Отсюда получается культура как культ просвещения, то есть само слово свидетельствует о стремлении славян к познанию мудрости. Неслучайно выражение: «Ученье — свет, а неученье — тьма» [10].

В славянской православной культуре имеется множество богов, одним из самых почитаемых является Бог Род, который, по представлениям славян, сотворил вселенную и нашу землю, на которой создал все условия для жизни человека. Люди, живущие на земле, живут под присмотром Бога Рода, то есть при Роде, отсюда и слово «природа». В соответствии со своей культурой славяне старались жить в гармонии с природой и познавали окружающий мир, сотворенный Богом. Таким образом, познавая природу, славяне познавали себя как часть природы и Бога.

Для понимания природы в целом славяне выделяли различные явления и объекты природы и изучали их по частям. С целью облегчения понимания и дальнейшего обучения своих детей выделенные явления природы представляли в образах различных богов, обладающих силой энергии, которым приписывались особенности и функции, характерные тому или иному природному явлению. Так, например, Сварог — Бог неба, Перун — Бог грома и молнии, Стрибог — Бог ветра, бурь и ураганов, Ний — Бог морей, Ладабог — Бог покоя и гармонии и др. Также выделялись помощники богов — духи, существа низшего уровня, нежели боги, такие как: лешие — духи, охраняющие леса, водяные и русалки — духи, охраняющие реки и водоемы, домовые — духи домов, присматривающие за порядком в доме и т.д. Каждый объект природы (камни, вода, воздух, деревья и т.д.) по тому же принципу наделялся душой и характером. В результате у человека на основе подобных образов формировалось образное понимание мира.

Подобное представление позволяет сформировать мысленный образ, представить то или иное природное явление, понять его и запомнить

на конкретных примерах, а также сформировать отношение к природе как к живому существу, умение с ней взаимодействовать, тем самым воспитывая положительные человеческие качества и грамотного природопользователя.

Славяне обладали широкими познаниями в области природных явлений, в том числе и астрономического характера, которые часто изображались в виде схематических рисунков, например такие явления, как движение воздушных масс, галактическое движение. Вращение земли вокруг солнца с фазами солнцестояния и равноденствия изображалось в виде свастических символов и креста, вписанного в окружность [3].

Слово «свастика» имеет свое прочтение, где СВА — небеса, ТИК — движение (часы тикают, быстро убегать — тикать), дословно звучит как небесное движение или небесный бег. Сам свастический символ, которого имеется множество разновидностей, своим графическим изображением указывает на вращательное движение, что находит свое сходство со сделанными с космических станций фотографиями движения циклонических и антициклонических фронтов, ураганов и целых галактик (спиральная галактика Млечный путь, в системе которой находятся Солнечная система и планета Земля).

Крест, вписанный в окружность, отображает солнце в виде перекрестия двух прямых под углом 90о, окружность отображает движение земли как планеты, вращающейся вокруг Солнца по своей орбите, точки пересечения прямых креста с окружностью указывают на фазы солнцестояния и равноденствия. На основе этого был составлен круглогодичный календарь, необходимый для учета летоисчисления и ведения сельского хозяйства.

Подобные символы часто использовались как обереги, в качестве оформления фасадов домов и хозяйственной утвари, что позволяло украсить быт, а также использовать символы как наглядное пособие в познании мира.

Данные символы в славянской культуре играют вспомогательную роль в изучении и понимании мира и природы вещей, а не символизируют, как это принято считать в современное время, фашистскую (нацистскую) идеологию или принадлежность к какой-либо религии. Следует отметить, что свастические символы на территории России активно использовались вплоть до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Этот символ изображался на денежных купюрах цар-

ской России, фресках христианских церквей, использовался в исламской религии, шевронных нашивках военных подразделений Красной армии и др. [11] Кроме того, свастика как обереговый символ до сих пор используется в таких странах, как Индия, Китай, Япония, Россия, Монголия и многие другие, что свидетельствует об общем миропонимании разных народов.

Нельзя не отметить влияния древнеславянской письменности и языка общения на развитие человека. Современный русский язык многое унаследовал от языка общения наших предков и, к сожалению, многое было утрачено.

Древнеславянская азбука, созданная задолго до рождения Иисуса Христа, состояла из 49 буквиц (букв), и каждая буквица имела свой образ (значение) [5]. Соединение образов буквиц в слове придает ему свой определенный смысл. Замена буквицы в слове меняет его смысло-образ, хотя фонетика слова может оставаться прежней. Приведем пример: до языковой реформы 1917 года название знаменитого произведения Л. Н. Толстого прописывалось так: «Война и М1ръ», т.е. «Война и Народ». Ныне: «Война и мир», т.е. «Война и не-война», что расходится с замыслом писателя и искажает передачу информации. Слово «М1р», где используется буква «1», имеет вселенское понятие и означает — планета, солнечная система, космос, внутренний мир человека и т.п. [5]

Таким образом, утратив часть буквиц и их образное значение, мы перестали в полной мере достоверно получать и соответственно передавать информацию. Отсюда неслучайно выражение: «Расставить точки над „и" (1,1)», то есть передать правильный смысл.

Более того, множество русских слов, которыми мы пользуемся практически ежедневно, являются аббревиатурой, раскрыв которую, мы получим вполне конкретное значение слова, что позволит нам избежать разных интерпретаций. Например, слово «Держава» в смысле государственного образования в большинстве толковых словарей трактуется как: независимое, наиболее крупное государство, обладающее большим экономическим и военным потенциалом и играющее главную роль в мировой политике. При расшифровке с помощью древ-неславянской буквицы, слово «Держава» имеет следующее значение: Д — доброе, Е — единение, Р — родов, Ж — живущих, В — (веди) мудростью, А — асов, то есть держава — это объединение родов, народов

на добровольной основе, живущих в соответствии с заповедями и мудростью (накопленным опытом) своих предков. Люди объединялись с учетом и уважением взаимных интересов, на тех же условиях строили общественные отношения, что свидетельствует о демократической форме управления и устройства.

Таким образом, данное понятие от современного понимания отличается наличием в нем духовно-нравственных характеристик, а не материально значимых составляющих, что соответственно отражается в воспитании человека. Также подобная расшифровка слова позволяет нам сделать выводы об историческом формировании России как державы, представить, на каких условиях шло присоединение территорий с населяющими ее народами в единую страну, и понять способность России мирно существовать как многонациональная страна. А также понять, что сила державы заключается в сплоченности народа, а не в наличии у нее военного или экономического потенциала.

И напротив, слово «государство» происходит от производных слов: господин, господарь, государь. Данное понятие свидетельствует о сосредоточении власти в одних руках, где в первую очередь учитываются собственные интересы правителей.

Следует обратить внимание на то, что в тексте гимна Российской Федерации такое понятие, как «государство», в принципе отсутствует. Применяются такие понятия, как «держава» и «страна». Такое отступление сделано неслучайно, так как Россия в своем историческом развитии изначально формировалась как держава, а уже впоследствии, начиная с Х века н.э.,преобразовывалась в государство, во главе которого стояло не выборное лицо — князь, а монарх, передающий власть по наследству,— государь.

Рассмотрим понятие «любовь» с точки зрения славянского аббревиатурного прочтения, используя древнеславянскую буквицу. Любовь — буквица «Л» — Люди (общность, объединение мирно мыслящих), буквица «Б» — боги (множество богов), буквица «В» — вЪди (мудрость земная и небесная), что буквально означает — Люди Богов Ведают. Таким образом, с точки зрения славянской культуры, понятие «любовь» является психологически адекватным состоянием человека, основанным на понимании природы взаимоотношений между людьми, а не является эмоциональным и уж тем более болезненным состоянием человека.

Древнеславянская азбука несет в себе огромную воспитательную

роль, содержит основную заповедь жизни человека, которая прослеживается с первых буквиц и выглядит следующим образом: Азъ (Бог живущий и созидающий на земле, человек), Боги (множество богов), Въди (мудрость земная и небесная), Глаголи (передача мудрости), Добро (развитие, достаток, накопление), Есть (форма жизни, бытие), Есмь (связка, определение существования), Животъ (жизнь многогранная), т.е. смысл жизни человека заключается в познании мудрости богов (мудрость предков), передача ее своим потомкам и творении добра путем своего созидательного развития. Это очередной раз подтверждает, что славянская культура направлена на постоянное развитие человека, его самосовершенствование и улучшение качества духовно-нравственной жизни [5].

Правильное прочтение на основе древнеславянской письменности позволяет нам без смысловых искажений понимать заложенную нашими предками суть слов. Слова в данном случае выступают в качестве первоисточников, позволяющих передать изначальный смысл. В противном случае слова приобретают иную форму определения, что осложняет процесс как мыслительной деятельности, так и взаимопонимания между людьми.

Широкие перспективы открывает возможность послоговой расшифровки русских слов, например слова «радуга», которое несет в себе более глубокое смысловое значение, чем обычно принято считать. Слог Ра в данном контексте означает свет, далее указывается физическая форма света — дуга, слог Ду означает два и более, т.е. несколько (дуальность, дуэт, дуплет и т.д.), слог Га означает путь или дорога (прокладывать гати, т.е. дороги). Следовательно, слово «радуга» в буквальном прочтении означает «светлых несколько путей в форме дуги».

Подобных примеров можно привести массу, по тому же принципу можно расшифровать слово «дура» (дурак), где Ду — несколько, Ра — светлый, с чистыми помыслами, то есть человек просветленный. Мысли и поступки данного человека лишены порочных желаний, он не стремится к богатству и власти, отказываясь от лишних денег и руководящих должностей, умеет с благодарностью принимать окружающих его людей, даже если они ему желают плохого. Зачастую подобное поведение обычным людям кажется неадекватным. Неслучайно в русских народных сказках дуракам везет, они единственные, кто находит выход из сложных ситуаций и в итоге обретают семейное счастье.

В русских народных сказках Иван-дурак, проходя испытания, добывал меч — символ знаний, после чего с его помощью побеждал Змея-Горыныча, отрубая змеиные головы — символ человеческих пороков.

Таким образом, воспитательный смысл сказки сводится к работе человека над своим внутренним миром, нравственностью. Получив знания (меч) и применив их в практическом плане, человек избавляется от таких пороков, как невежество, жадность, зависть, тщеславие и др. Избавившись от пороков, человек приобретает независимый от эмоций взгляд на вещи и события, окружающие его, то есть становится адекватным и способным принимать правильные решения.

Также имеются и другие способы прочтения русских слов, например: слово «восхождение» рассматривается как «в ось хождение», то есть хождение или движение к самой сути вопроса или проблемы. Слово «воспитание» рассматривается как «в ось питание» т.е. питание самой сути человеческого сознания, и что мы в это сознание (совместное знание) заложим, то и будет являться ориентиром поведения человека.

Русский язык и его письменность (славянская языковая семья), имеющие тысячелетние корни, как инструмент понимания мира является одним из самых совершенных. Человек, обладающий знанием русского языка, оперирует не отдельными словами, а целыми смысловыми понятиями в краткой форме (в форме слов), которые несут в себе как образ, так и содержание того или иного объекта.

Кроме того, русский язык очень близок по звучанию к звукам природы. Например: гром, скрип, скрежет, звон, лай, штиль, шторм, журчание, трель. Подобные звуки рождают мысленные образы в сознании человека и позволяют легче воспринимать значение слова и запоминать его ассоциативно. То же самое можно сказать и о древнеславян-ской азбуке.

Таким образом, возможность оперировать существенно емкими, образными понятиями позволяет человеку без излишнего для него нервного напряжения производить более глубокие мыслительные процессы. Неслучайно больше половины всех мировых достижений в науке и технике приходится на Россию и выходцев из нее, т.е. русскоговорящих людей.

В процессе многократных попыток реформирования древнесла-вянской азбуки (буквицы), начиная со времен Кирилла и Мефодия, ко-

торые только добавили в славянскую азбуку несколько греческих букв вместо выброшенных ими же, непонятных для них славянских буквиц, имеющих дифтонговое, то есть двойное звучание, не существующее в греческом языке, и заканчивая языковой реформой 1917 года, славянская азбука превратилась в сокращенный последовательный набор из 33-х букв без образного содержания и имеющих только звуки (фонемы): А, Бэ, Вэ, Гэ и т.д. [5]

Таким образом, упрощая азбуку, мы упрощаем язык общения, делаем более грубым инструмент понимания мира, ограничиваем себя в способности понимания истинного значения слов, получения и дальнейшей передачи накопленного предками опыта, а это не что иное, как путь в сторону деградации, и что наиболее опасно, деградации всего общества.

С древних времен наших предков не менее, чем современное общество, беспокоили вопросы будущих поколений. С целью дальнейшего развития и облегчения жизненных трудностей для своих потомков славяне передавали свои знания и жизненный опыт, необходимый для формирования духовно-нравственных качеств человека, в форме заповедей. Заповедь в данном случае — это кратко сформулированный выход из проблемы, основанный на пережитом опыте.

Следует отметить, что в славянской культуре заповедь не является обязательной для исполнения, она носит лишь рекомендательный характер. Но понимание сути заповедей и соблюдение их в повседневной жизни позволяет человеку избежать негативных последствий и качественно изменить свою жизнь к лучшему, что, безусловно, отражается на жизни всего общества и государства.

Рассмотрим некоторые заповеди семейной жизни:

— Почитайте друг друга, сын — мать и отца, муж с женою живите в согласии;

— На едину жену должен муж посягать — а иначе спасения вам не узнать;

— Почитайте родителей своих и содержите их в старости, ибо как вы проявите заботу о них, тако же и о вас проявят заботу чада ваши;

— Да примет дщерь Божия в семейном союзе супруга нареченного своего, и любить-почитать будет его, как Бога — защитника рода своего;

— Да примет сын Божий в семейном союзе супругу нареченную свою

и любить-почитать будет ее, как Богиню — хранительницу домашнего очага своего и продолжательницу рода своего;

— Воспитай, отец, сынов с дщерями, приучи их к жизни праведной, воспитай ты в них трудолюбие, уважение к младости и почтение к старости. Освяти их жизнь святой верою и мудростью предков;

— Воспитайте в чадах своих любовь к святой земле Расы, чтобы не прельщались они чудесами заморскими, а могли сами сотворить чудеса более чудные и прекрасные, да во славу святой земли вашей;

— Да вложит любая матерь душу свою, да во все деяния свои, и сотворит в доме своем покой, ладность и радость;

— Сохраняйте семейные союзы ваши, богами освященные, во времена радостные и во времена горестные, и да помогут вам боги светлые, и приумножатся древние роды ваши.

Данные заповеди раскрывают основные аспекты семейных отношений, их важности в жизни человека и общества, определяют правила взаимоотношений членов семьи, отражая уважительное и заботливое отношение друг к другу, расставляют акценты, связанные с воспитанием детей в условиях любви, благости и трудолюбия [14].

Следующие заповеди:

— Не стремитесь к другим мирам, дабы захватить их, ибо кто сие в помыслах имеет, свой мир потерять может;

— С другими родами живите в согласии, помогайте, когда просят вас о помощи;

— Не чините обид соседям вашим, вы живите с ними в мире и согласии;

— Помогите ближнему в беде его, ибо придет к вам беда, помогут и вам ближние ваши;

— Кто не поддерживает роды свои и веру свою в час годины тяжелой, тот отступник рода своего, и не будет ему прощения во все дни без остатка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Не продавайте вы землю свою за злато и серебро, ибо проклятия вы на себя призовете и не будет вам прощения во все дни без остатка;

— Не щадите живота своего для защиты дома своего, для защиты рода своего и святой веры своей, для защиты святой земли своей;

— Не отнимайте жизнь у ближнего вашего, ибо не вы ее дали, а Бог, но не щадите жизней ворогов, что нападают на вас и земли ваши, ибо оне против воли Бога пошли;

— Защищайте вы землю свою и победите вы оружием правым всех врагов земли Расы;

— Завершайте все споры меж родами вашими братским миром, а битвы с ворогами победным пиром [14].

Данные заповеди отражают основу воспитания отношений с другими народами и странами. Отражают необходимость защиты своей Родины, а не завоевание чужих территорий. Заповеди тесно сплетают такие понятия, как стойкость, честь и совесть.

Русскому народу приходилось часто защищать рубежи своей Родины и нередко меньшими силами, чем у противника. Чистая совесть русского воина позволяла ему быть сильным духом и грозно стоять на страже своей Родины, борясь за правду и справедливость, тогда как нападавшие на Русь враги имели корыстную цель поработить и обогатиться за счет русского народа.

Ценности материального характера у славян не шли ни в какое сравнение с морально-нравственными, духовными ценностями. Воин с правдой в душе всегда сильнее духом, чем враг, воюющий ради наживы.

Вести агрессивную внешнюю политику было чуждо для нашей страны, что находит подтверждение в заповедях. В вопросах взаимоотношений с соседями славяне старались придерживаться мирного сосуществования и всегда шли, в случае необходимости, на помощь соседним родам и странам.

Такое воспитание славян переросло в политическое поведение всего нашего государства. Так, например, в случае каких-либо бедствий в сопредельных странах Россия всегда предлагает свою бескорыстную помощь, в том числе и военную, хотя, часто сама нуждаясь в помощи, не получает ее от других стран.

Кроме того, в славянах воспитывалось такое качество, как уважение к другим народам и их культурам, верованиям, национальным традициям, о чем свидетельствуют заповеди:

— Не навязывайте святую веру насильно людям, и помните, что выбор веры личное дело каждого свободного человека;

— Не унижайте достоинство других людей, и да не унижено будет достоинство ваше;

— Не творите бед людям других вер, ибо Бог-Творец един над землянами и над всеми мирами;

— Не входите в другие миры со своими законами, а соблюдайте законы мира того;

— Не проявляйте агрессивность против тех, кто прибывает к вам из других миров, ибо как вы будете вести себя, так подумают они о всех жителях мира вашего;

— Любите ближнего вашего, если он того достоин;

— Каждый человек свободен в выборе своего решения, но он должен помнить, что его свобода заканчивается ровно там, где начинается свобода другого человека [14].

Данные заповеди направлены на формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также на готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Следующие заповеди касаются отношения к природе:

— Живите в союзе с природой, не губите ее, ибо она опора жизни вашей и всего рода живого;

— Живите, люди, в союзе с природою, возмножая ее, а не губя ее;

— Сохраняйте, люди, красоты родной земли вашей для потомков древних родов ваших, преумножая красоты родной земли, да во славу богов и предков ваших;

— Ведайте, люди родов Расы великой, что надобно с любовью и добротой относиться ко всему живому, созданному на Земле;

— Не губите природу вашу и кровь родов ваших, ибо это две великие силы, кои дают возможность продолжать существование древним родам вашим [14].

Данные заповеди направлены на формирование основ экологической культуры, бережное отношение к природе, разумное пользование природными богатствами.

Следующие заповеди:

— Пусть во всех деяниях ваших совесть и законы рода будут мерилом всего;

— Не ходите, люди родов Расы великой, супротив чистой совести своей и древних законов родов ваших, ибо на окольных путях жизни вашей нет покоя для души вашей;

— Ничто не может являться для вас истинным, пока вы не пронаблюдали это сами;

— Не губите души свои, стремясь за благами земными, ибо все блага Мира Яви не создадут мельчайшего блага Мира Прави;

— Помните, люди родов Расы великой, враги даны нам для испытания. И высший смысл сего испытания в том, сможем ли мы сохранить в сердце любовь, не иссушит ли ее ненависть [14].

Данные заповеди, а также заповеди, перечисленные ранее, свидетельствуют о развитии у человека морального сознания, формировании нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Следующие заповеди:

— Не живите по законам, что создали люди, дабы лишить вас свободы, а живите по законам Бога Единого;

— Да не погаснет огонь сердец и очагов ваших, ежели жить будете по совести своей, а не по наущению чужеродному;

— Оберегайте люди, высшую небесную истину от темных сил и от несведущих людей со спящими душами и черствыми сердцами. Ибо, завладев знаниями о высшей истине, извратят они истину и сокроют от взоров ищущих златой путь духовного и душевного совершенства;

— Да не устыдитесь вы того, что дано вам природой вашей и родом единым, а стыдитесь незнания и невежества;

— Ведайте, люди, что каждый потомок древних богов должен иметь родовую веру, ясный разум, пытливый ум, любящее и храброе сердце, чистую совесть, сильные руки и крепкую волю [14].

Все перечисленные выше заповеди в той или иной мере отражают любовь и уважение к своей семье, Родине, их защите, уважение к своему прошлому — культуре своего народа, своего края, культурному наследию народов России и человечества, учитывая многообразие современного мира. Стремление к познанию нового и созидательному труду. Выстраивание взаимоотношений с людьми, в том числе разных национальностей, на принципах свободы, равноправия и взаимного уважения.

Передается славянское мировоззрение посредством образных примеров явлений природы — как окружающей, так и внутренней человеческой (психологии человека),— заложенных в народном эпосе, в сказках, пословицах, поговорках, в народных песнях, в обычаях, традициях, вписанных в смысловые конструкции языка общения и письменности.

Славянское мировоззрение является основой культурного станов-

ления всего русского народа, где понятие «русский» не имеет отношения к какой-либо национальности, а несет в себе содержание принадлежности к «Русскому Мфу», то есть миру людей, которых объединяют цели и принципы славянской культуры. Для славянской культуры характерен приоритет духовно-нравственного развития, а не накопления материальных ценностей, ценностью является ответственность не только за себя лично, но и за весь мир, с которым контактирует человек как с неким элементом природы (Бога), будучи всецело с ним связанным. Это проявляется в действиях России по оказанию помощи нуждающимся народам, невзирая на наличие собственных проблем. Цель русского народа не в угнетении кого-либо, а в выстраивании отношений на принципах равноправия и взаимного уважения, в том числе и на международной арене.

Адекватное мировоззрение способно решать широкий спектр общественных проблем, начиная с личных человеческих и заканчивая глобальными политико-управленческими. Адекватное мировоззрение — это практически синоним высокого уровня духовной нравственности. Духовно-нравственный чиновник не будет брать взятки, издавать законы в угоду собственным корыстным интересам, семейные пары будут выстраивать отношения на основе взаимопонимания, уважения и любви. Другими словами, следствием адекватного мировоззрения является качественная жизнь человека как в духовном (организация человеческой психики), так и в материальном плане.

Литература

1. Асов А. И. Веды Руси. Велесова книга. Ярилина книга. Белая крыница. М.: АСТ, 2011. 638 с.

2. Афанасьев А. Н. Древо жизни: избранные статьи. М.: Современник, 1982. 276 с.

3. Бобыкина Н. Ю. Происхождение вышитых орнаментов. М.: ИП Скороходов В. А., 2014. 208 с.

4. Ефимов В. А. Концептуальная власть: миф или реальность. Новосибирск: Единение, 2002. 132 с.

5. Ладмиръ. Буквица живого Великорусского образного языка. М.: Родович, 2014. 128 с.

6. Мертвая вода. От «социологии» к «жизнеречению». СПб.: Китеж, 2015. 864 с.

7. Ойзерман Т. И., Жбанкова И. И., Мясникова Л. А. Мировоззрение. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2002-2018 (последняя редакция: 12.05.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/concepts/7105 (дата обращения: 26.06.2018).

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л. И. Сквор-

цова. 27-е изд., испр. М.: Мир и образование, 2013. 736 с.

9. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_16218 (дата обращения: 26.06.2018).

10. Пословицы русского народа. М.: Художественная литература. В. И. Даль. 1989. 431 с.

11. Приказ войскам Юго-Восточного фронта № 213. Гор. Саратов. 3 ноября 1919 года [Электронный ресурс]. URL: https://aloban75.livejournal.com/2972609. html (дата обращения: 26.06.2018).

12. Рене Декарт. Материал из викицитатника [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikiquote.org/wiki/Рене_Декарт (дата обращения: 26.06.2018).

13. Светозаръ. Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1. М.: Родович, 2014. 528 с.

14. Славяно-Арийские Веды. Книга 1. Омск: Асгардъ, 2014. 256 с.

15. Соколова С.В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003. 208 с.

16. Чудинов В. А. Загадки славянской письменности. Гипотеза о существовании древнего «письма ИКС». Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Традиция, 2012. 432 с.

17. Чудинов В. А. Русские руны. Изд. 3-е. М.: Традиция, 2014. 464 с.

WORLDVIEW OF THE SLAVS AS A MEANS TO ENSURE THE SECURITY OF RUSSIAN SOCIETY FOR THE LONG TERM

The crisis of spiritual and moral values and worldview characterizes what is happening today in Russia, which forces us to return to our fundamental principles, tribal traditions, which for the Russian people is the culture of the ancient Slavs. The article reveals the Old Slavic worldview as an adequate world outlook, which is the basis of the statehood of Russia in a multinational composition of nations, also touches upon the moral aspects of Slavic culture as a way to ensure the security of society for the long term.

Different views on Slavism are considered - from the code of rules of life to a holistic world view reflecting the structure of the world, both the external material and the internal spiritual world of a person. The term "adequate worldview" is disclosed. For the interpretation of basic concepts such as Faith, Culture, Power, Love, Rainbow, Education, Orthodoxy (Praise the right) and others, the root-word method is used. The educational and educational opportunities of the ancient Slavic alphabet, moral values fixed in it are shown. The latter is illustrated with plots of Russian folk tales. The perniciousness of the reform (simplification) of the alphabet and the Russian language was especially noted.

The correlation of the terms "Orthodoxy" and "Christianity", their

significance in the formation and development of the cultural basis of Russia has been clarified.

The commandments of Slavic culture in the areas of family relationships, dormitories and relationships to other nations, as well as to nature, are analyzed in detail. The manifestations of moral norms, fixed in the commandments, are described in detail both for an individual, a group, and the people as a whole (in the form of Russia's state policy). The conclusion is made about the relevance of the Old Slavic worldview for solving social and moral problems of our time.

Keywords: worldview, ancient Slavic culture, adequate world outlook, the development of the human psyche.

References

• Afanas'ev A. N. Drevo zhizni: izbrannye stat'i. Moskva, 1982. 276 s. [In Rus].

• Asov, A. I. Vedy Rusi. Velesova kniga. YArilina kniga. Belaya krynica. M.: AST, 2011. 638 s. [In Rus].

• Bobykina N. Yu. Proiskhozhdenie vyshityh ornamentov. M.: IP Skorohodov V. A., 2014. 208 s. [In Rus].

• Chudinov V. A. Zagadki slavyanskoj pis'mennosti. Gipoteza o sushchestvovanii drev-nego «pis'ma IKS». Izd. 2-e, ispr. i dop. M.: Tradiciya, 2012. 432 s. [In Rus].

• Chudinov V. A. Russkie runy. Izd. 3-e. M.: Tradiciya, 2014. 464 s. [In Rus].

• Efimov V. A. Konceptual'naya vlast': mif ili real'nost'. Novosibirsk: Edinenie, 2002. 132 s. [In Rus].

• Ladmir. Bukvica zhivogo Velikorusskogo obraznogo yazyka. M.: Rodovich, 2014. 128 s. [In Rus].

• Mertvaya voda. Ot «sociologii» k «zhiznerecheniyu». SPb.: Kitezh, 2015. 864 s. [In Rus].

• Ojzerman T. I., Zhbankova, I. I., Myasnikova, L. A. Mirovozzrenie. Gumanitarnaya ehnciklopediya [Elektronnyj resurs] // Centr gumanitarnyh tekhnologij, 2002-2018 (poslednyaya redakciya: 12.05.2018). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7105 (data obrashcheniya: 26.06.2018). [In Rus].

• Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. prof. L. I. Skvorcova. 27-e izd., ispr. M.: Mir i obrazovanie, 2013. 736 s. [In Rus].

• O svobode sovesti i o religioznyh ob"edineniyah: Federal'nyj zakon ot 26.09.1997 № 125-FZ. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_16218 (data obrashcheniya: 26.06.2018). [In Rus].

• Poslovicy russkogo naroda. M.: Hudozhestvennaya literatura. V. I. Dal'. 1989. [In Rus].

• Prikaz vojskam Yugo-Vostochnogo fronta № 213. Gor. Saratov. 3 noyabrya 1919 goda. [Elektronnyj resurs]. URL: https://aloban75.livejournal.com/2972609.html (data obrashcheniya: 26.06.2018). [In Rus].

• Rene Dekart. Material iz vikicitatnika [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.wikiquote. org/wiki/Rene_Dekart (data obrashcheniya: 26.06.2018). [In Rus].

• Slavyano-Arijskie Vedy. Kniga 1. Omsk: Asgard", 2014. 256 s. [In Rus].

• Sokolova S.V., Nekrylova A. F. Vospitanie rebenka v russkih tradiciyah. M.: Ajris-press, 2003. 208 s. [In Rus].

• Svetozar". Byst'tvor': bytie i tvorenie rusov i ariev. Kniga 1. M.: Rodovich, 2014. 528 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.