Научная статья на тему 'ОДИНОЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ'

ОДИНОЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОЙ АСПЕКТ / LONELINESS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / LATE ADULTHOOD / AGE-SEX ASPECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петраш Марина Дмитриевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна

Статья посвящена изучению проблемы одиночества в контексте профессиональной деятельности в период поздней взрослости. В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи одиночества с параметрами профессионального развития взрослого человека, в контексте возрастно-полового аспекта. Описан характер профессиогенеза в зависимости от уровня переживания одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONELINESS IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE PERIOD OF LATE ADULT

The article is devoted to the study of the problem of loneliness in the context of professional activity in the period of late adulthood. The article deals with the relationship between loneliness and the parameters of professional development of an adult, in the context of the age-sex aspect. The specifics of professionogenesis is described depending on the level of loneliness experience.

Текст научной работы на тему «ОДИНОЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ»

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Петраш Марина Дмитриевна

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); доктор психологических наук, доцент Стрижицкая Ольга Юрьевна

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург)

ОДИНОЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ

ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы одиночества в контексте профессиональной деятельности в период поздней взрослости. В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи одиночества с параметрами профессионального развития взрослого человека, в контексте возрастно-полового аспекта. Описан характер профессиогенеза в зависимости от уровня переживания одиночества.

Ключевые слова: одиночество, профессиональное развитие, поздняя взрослость, возрастно-половой аспект

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of loneliness in the context of professional activity in the period of late adulthood. The article deals with the relationship between loneliness and the parameters of professional development of an adult, in the context of the age-sex aspect. The specifics of professionogenesis is described depending on the level of loneliness experience.

Keywords: loneliness, professional development, late adulthood, age-sex aspect

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-513-18015

Введение. Анализ современных исследований в части одиночества как социально - психологического феномена, позволяет говорить о том, что большинство таких работ рассматривают одиночество в качестве негативной детерминанты развития личности. Исследователи определяют одиночество как психологическое состояние, возникающее из-за недостатка социальных отношений человека, как в качественном, так и в количественном отношении [15]; как печальный опыт, наносящий ущерб психологическому здоровью и благополучию [12]; называют одиночество «современной эпидемией» [13], «отвращающим психологическим состоянием» [10]. Анализ диссертационных работ, выполненный Слободчиковым И.М. в обзорной статье, посвященной данной проблеме, выявлен факт рассмотрения данного феномена, как «непозитивного состояния» [7]. Вместе с тем автор отмечает ряд других работ, в которых одиночество рассматривается в качестве ресурсной составляющей, отмечая их малочисленность. В настоящее время разрабатываются новые методы исследования одиночества, которые позволяют рассматривать феномен разносторонне, в т.ч. как позитивной детерминанты развития [6]. Следует отметить всевозрастной характер одиночества, однако ученые отмечают, что наибольшая острота переживания данного феномена характерна для людей, относящихся к периоду поздней взрослости и пожилых [3, 4].

Значительная часть исследований, посвященных одиночеству, фокусируются на личностных характеристиках, как основных детерминантах его формирования. Профессиональная область остается за рамками исследования в области изучения одиночества, несмотря на то, что взрослый человек проводит значительную часть времени на работе. Часто трудовые отношения выполняют компенсаторную роль в плане социального взаимодействия, которое недостает в личном пространстве человека. Нельзя игнорировать и тот факт, что современный ритм жизни диктует условия, требующие серьезной перестройки взрослого человека. Особенно это связано с активно внедряющимися в рабочий процесс информационными технологиями, способствующими сокращению социального взаимодействия в профессиональном социуме [16], что, в свою очередь, может привести к ощущению чувства одиночества. Вместе с тем, анализ современной литературы по данной проблематике обнаруживает отсутствие исследований данного феномена в контексте профессиональной жизни индивида. Зарубежные исследователи считают тему одиночества в контексте рабочих отношений, «заброшенной» [16], но заслуживающей отдельного внимания, т.к. данный феномен влияет на эффективность выполнения профессиональной деятельности, снижая ее [11, 14]. Существуют данные о формировании (в российском обществе) мировоззренческих позиций у молодежи в сторону «добровольного одиночества» ради достижения профессионального успеха [8]. Однако исследований одиночества в рамках профессиональной жизни взрослого человека ограниченное количество и остается мало охваченной в эмпирических исследованиях [3, 4].

Мы считаем, что одиночество является сложным, противоречивым феноменом и играет неоднозначную роль в развитии взрослого человека, профессиональном в том числе. Мы предположили, что переживание чувства одиночества вносит свой вклад в профессиональный контекст развития и по-разному включается в структуру профессиогенеза у мужчин и женщин. Профессионалы, в разной степени переживающие чувство одиночества будут испытывать ряд трудностей в части профессионального развития, определяя его кризисный характер.

Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие 76 человек, в том числе 38 мужчин (средний возраст 49,05) и 38 женщин (средний возраст 48,5). Изучение ситуации профессионального развития проводилось с помощью опросника «Факторы профессионального развития» (ФПР) М.Д. Петраш; вопросов анкеты; методики «Синдром эмоционального выгорания» (MBI) К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой [1]; методики «Изучение привлекательности профессионального будущего» М.Р. Гинзбурга [2]. Личностный опросник Big-5 использовался для изучения личностных характеристик [9]. Уровень одиночества определялся с помощью утверждения: «У меня мало близких понимающих людей, и я чувствую себя одиноким», участникам исследования предлагалось выбрать вариант ответа, отражающий степень согласия с утверждением (категорически не согласен, не согласен, сложно сказать, согласен, совершенно согласен).

Нами были выделены две группы с разным уровнем переживания одиночества - «не испытывают одиночество», «испытывают в разной степени». В обеих группах примерно одинаковое соотношение мужчин

и женщин; подавляющее большинство состоят в браке, имеют высшее образование, являются представителями разных профессиональных сред.

Анализ возрастно-половых характеристик участников исследования, их семейного статуса и уровня образования, с помощью таблиц сопряженности, не выявил значимых взаимосвязей с одиночеством. Также переживание одиночества не связано с типом профессиональной деятельности.

Нами были рассмотрены особенности разных сторон профессионального развития в выделенных группах (табл. 1). В качестве общей тенденции можно отметить среднюю удовлетворенность профессиональной деятельностью, средне-низкую целеустремленность и психофизиологический потенциал (способность к восстановлению). Несмотря на отсутствие статистически значимых различий по обозначенным параметрам, наиболее благоприятная ситуация отмечается в группе респондентов, не испытывающих одиночество. Различия были показаны в части адаптации в профессиональном социуме и способности контролировать свое поведение. Наихудшая ситуация выявлена у профессионалов, испытывающих одиночество. Также во второй группе отмечается наибольшая выраженность страха и снижение оптимистичной модальности в отношении профессионального будущего; все составляющие синдрома эмоционального (профессионального) выгорания наиболее выражены в группе людей, испытывающих одиночество. Выявленные различия позволяют нам описать специфику профессиогенеза в контексте переживания одиночества людей в период поздней взрослости. Следует отметить, что нами не определялся характер одиночества, участники исследования выражали степень согласия с утверждением «У меня мало близких понимающих людей, и я чувствую себя одиноким». При интерпретации данных по параметру «одиночество» следует учитывать, что высокие значения свидетельствуют о высокой частоте переживания чувства одиночества, низкие - о его отсутствии.

В группе респондентов, не испытывающих одиночества (первая группа), участники дают положительную оценку своей ситуации профессионального развития. Можно предположить, что они нашли себя в профессии и довольны работой, которую приходится выполнять в рамках профессиональной деятельности, стремятся к самосовершенствованию, легко адаптируются в коллективе, конструктивно разрешают конфликты, с пониманием относятся к критике. Параметры синдрома выгорания находятся в диапазоне низких значений. В оценке профессионального будущего доминируют позитивные модальности.

Отличительной особенностью профессионального развития участников второй группы является трудности адаптации в профессиональном социуме, конфликтном взаимодействии с коллегами. Эмоциональный фон характеризуется повышением всех составляющих синдрома эмоционального выгорания, отмечаются признаки истощения на эмоциональном и физиологическом уровне, появляется дистанцированная позиция по отношению к коллегам, к работе. Выявленная тенденция была обнаружена зарубежными исследователями, при изучении одиночества и профессионального стресса у директоров начальной школы в Новой Зеландии [17]. Отмечаются тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, а также в редуцировании собственного достоинства. При мысли о своем профессиональном будущем, на фоне доминирования позитивных модальностей, отчетливо проявляется страх. С учетом выявленной специфики профессионального развития в выделенных группах, можно предположительно говорить о кризисном характере профессиогенеза у взрослых, переживающих чувство одиночества.

Таблица 1

Выраженность факторов профессионального развития, эмоционального отношения к профессиональному будущему, параметров синдрома эмоционального выгорания в группах с разным

уровнем переживания одиночества

Группы

Параметры не испытывают испытывают одиночество

одиночества (31 чел.)

(45 чел.)

т о т о Р=

Факторы профессионального развития

Удовл.проф.деят. 21,6 4,38 20,1 4,45 0,138

Целеустремленность 18,6 3,49 17,7 3,16 0,269

Адаптация в коллективе 13,7 1,88 11,7 2,23 0,000

Контроль поведения 12,9 2,05 11,8 2,19 0,028

Восстановление 15,1 3,41 14,2 3,47 0,257

Эмоциональное отношение к профессиональному будущему

Страх 4,76 2,06 5,90 2,37 0,033

Тревожность 6,83 2,96 7,61 2,45 0,208

Индеферентное отнош. 4,96 2,43 5,65 2,18 0,199

Заинтересованность 11,2 3,15 10,2 2,19 0,093

Уверенность 10,4 2,39 9,48 2,86 0,171

Оптимизм 9,52 3,09 8,16 2,76 0,047

Синдром эмоционального выгорания

Эмоциональное истощение 18,4 7,80 22,5 7,20 0,022

Деперсонализация 9,98 5,35 12,4 3,68 0,024

Редукция личных достижений 33,7 7,16 29,0 7,38 0,007

Поскольку переживание чувства одиночества связано с личностными особенностями человека, мы провели сравнительный анализ между выделенными группами, результаты которого показали различия по параметрам «экстраверсия», «эмоциональная стабильность» и «сотрудничество» (табл. 2). Другими словами, профессионалы, в разной степени испытывающие одиночество, менее общительны, эмоционально неуравновешенны, в контексте социального взаимодействия склонны к аффективным вспышкам. Первая группа собрала социально активных людей, ориентированных на взаимодействие, отличающихся большей

эмоциональной стабильностью, с высоким уровнем социальной культуры общения. Нельзя сказать, что участники исследования второй группы не умеют выстраивать взаимодействие с другими людьми, однако у них может проявиться стремление к доминированию над другими, что может привести к конфликтам.

Таблица 2

Выраженность личностных характеристик в группах с разным уровнем переживания одиночества

Группы

Параметры не испытывают испытывают одиночество

одиночества (31 чел.)

(45 чел.)

m о m о Р=

Экстраверсия 28,6 4,55 23,7 5,79 0,000

Самосознание 28,2 7,00 27,6 6,25 0,651

Сотрудничество 32,2 5,71 30,1 3,47 0,050

Эмоц-я стабильность 26,4 5,87 22,6 7,13 0,017

Открытость опыту 30,2 6,12 28,9 5,50 0,326

Все различия, выявленные в группах с разным уровнем переживания одиночества, проверены и подтверждены методом Bootstrap, из расчета выборки для 1000 образцов.

С помощью корреляционного анализа были выявлены следующие взаимосвязи с показателем переживания чувства одиночества (по выборке в целом): прямые со страхом перед профессиональным будущим (r=0,243, p=0,036) и эмоциональным истощением (r=0,242, p=0,000); отрицательные связи с личностными характеристиками «экстраверсия» и «эмоциональная стабильность» (r=-0,355, p=0,002 и r=-0,347, p=0,002 соответственно); с редукцией личных достижений (r=-0,315, p=0,006) и параметром профессионального развития «адаптация в коллективе» (r=-0,345, p=0,002). Для тестирования эффекта переменной «одиночество», мы использовали анализ Bootstrap для 1000 образцов: все выявленные связи, за исключением корреляции с эмоциональным истощением, подтверждены. Учитывая уровневые характеристики по изучаемым параметрам (табл. 1, 2) можно говорить о том, что люди, переживающие одиночество, характеризуются склонностью к конфликтам и меньшей социальной вовлеченностью. С другой стороны, одиночество опосредствует трудности в профессиональном развитии, что было подтверждено нами с помощью модели путей. А именно: показано влияние одиночества на процесс адаптации в профессиональном социуме через усиление профессионального выгорания и страха перед профессиональным будущим. Значения критериев согласия модели находятся в допустимых пределах с учетом объема выборки, т.е. модель эмпирически подтверждается (х2=3,082; df=3; х2/df=1,027; p=0,379; CFI=0,999; GFI=0,979; RMSEA=0,019; PCL0SE=0,460).

Отличительные особенности в группах с разным переживанием чувства одиночества проявляются в том, что в первой группе (не испытывают одиночество) параметр «одиночество» не обнаруживает связей, во второй - показана взаимосвязь с личностной характеристикой «сотрудничество» (r=0,603, p=0,000) и фактором профессионального развития «целеустремленность» (r=0,384, p=0,033). Первую связь мы можем объяснить тем, что люди, в большей степени испытывающие одиночество и не имеющие поддержки, нуждаются в социальном взаимодействии, которое, в свою очередь, способствует повышению факторов профессионального развития. Потребность в социальной поддержке является ресурсом в ситуации переживания одиночества [5]. Вторая связь может свидетельствовать о своеобразном «уходе» в трудовую деятельность из-за дефицита социальной поддержки, с другой стороны - является проявлением «добровольного одиночества» [8]. Следует отметить, что связь одиночества со стремлением к профессиональному росту и совершенствованию в профессии у людей с высоким уровнем переживания одиночества, является особенностью нашей выборки, так как при анализе с применением Bootstrap для 1000 образцов, данная связь не подтверждается.

Интересные данные получены при изучении переживания одиночества у мужчин и женщин периода поздней взрослости. Сравнительный анализ не выявил различий по параметру «переживание одиночества» в группах по половому признаку. Различия выявлены в характере взаимосвязей изучаемого феномена с параметрами профессионального развития. Так, в группе мужчин выявлены отрицательные взаимосвязи одиночества с факторами профессионального развития «адаптация в коллективе» (r=-0,497, p=0,002), «контроль поведения» (r=-0,4l5, p=0,011), «восстановление» (r=-0,426, p=0,009) и «редукция личных достижений» (r=-0,426, p=0,008), а также положительная связь с «эмоциональным истощением» (r=0,569, p=0,000). Обнаруженные связи подтверждаются при анализе с применением Bootstrap для 1000 выборок. У женщин взаимосвязей переживания чувства одиночества с параметрами профессионального развития не выявлено.

С помощью многофакторного дисперсионного анализа обнаружено, что у мужчин, испытывающих одиночество, эмоциональное истощение и редукция личных достижений значимо выше, чем у женщин (р=0,033 и р=0,002 соответственно); страх перед профессиональным будущим выше у женщин (р=0,027), а оптимизм выше у мужчин (р=0,038); адаптация (р=0,000), контроль поведения (р=0,026) и восстановление (р=0,011) ниже у мужчин. Другими словами, мужчины с высоким уровнем переживания одиночества (в отличие от женщин) в большей степени подвержены эмоциональному истощению, у них появляются сложности в профессиональном взаимодействии и восстановлении. В качестве ресурса можно отметить сохраняющийся оптимизм перед профессиональным будущим. У женщин, на фоне более благоприятной картины профессиогенеза (в отличие от мужчин) отмечается страх перед профессиональным будущим. Следует отметить, что при описании трудностей в профессиональной деятельности, мужчины чаще отмечали трудности во взаимодействии с сотрудниками, руководством, финансовые проблемы, а также сложности на рынке труда. Женщины в данном разделе чаще называли трудности, связанные с выполнением профессиональных компетенций, и связывали их (трудности) с внедрением новых технологий, а также отмечали дефицит временного ресурса. Сложностей в плане социального взаимодействия, в женской выборке не отмечено.

Выводы. Результаты проведенного исследования продемонстрировали неоднозначную роль одиночества в профессиональном развитии взрослого человека.

Выявлена взаимосвязь высокого уровня переживания одиночества с кризисным характером профессиогенеза, основными маркерами которого выступают: сложности в адаптации, затрудненный контроль поведения; повышение негативных и снижение позитивных модальностей в отношении профессионального будущего, а также выраженность всех составляющих синдрома эмоционального выгорания.

Выявлена специфика профессионального развития в группах по половому признаку: у мужчин, переживающих чувство одиночества, в отличие от женщин, более выражен кризисный характер профессиогенеза. Исключение составляет отношение к профессиональному будущему: у женщин с высоким уровнем одиночества повышаются негативные модальности (страх), у мужчин - положительные (оптимизм).

С помощью модели путей было показано, что переживание чувства одиночества ведет к ухудшению взаимоотношений в коллективе, что, в свою очередь, способствует повышению негативных модальностей перед профессиональным будущим и снижению профессиональной самооценки.

Основными ограничениями данного исследования следует считать малочисленный состав выборки, а также охват участников исследования, проживающих в мегаполисе. Для проверки полученных результатов следует увеличить выборку, а также охватить представителей обозначенных возрастных групп из других регионов России.

Литература:

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.

2. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Текст диссертации д-ра. психол. наук. М., 1996.

3. Епищева В.Р., Коновалова В.В., Чаусов Н.Ю. Одиночество в пожилом возрасте / В сборнике: Актуальные проблемы активного долголетия и качества жизни пожилых людей. Сборник научных трудов. 2019. С. 60-66.

4. Иванченко Г.В. Возрасты одиночества // Развитие личности. - 2007. - № 1. - С. 55-80.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладания с одиночеством // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.08.2020).

6. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 55-81.

7. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование, 2007, № 3, С. 27-34.

8. Танская А.А., Шестакова Д.А. Одиночество как фактор профессионального успеха / В сборнике: Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях. Под редакцией В.А. Ковалева и А.И. Ковалева. 2019. С. 41-43.

9. Яничев Д.П. Когнитивные аспекты самовосприятия личностных черт у пациентов с невротической и неврозоподобной симптоматикой. Текст диссертации канд. психол. наук. СПб., 2006.

10. Cacioppo, J.T., Hawkley, L.C., Ernst, J.M., Burleson, M., Berntson, G.G., Nouriani, B., & Spiegel, D. 2006. Loneliness within a nomological net: An evolutionary perspective. Journal of Research in Personality. 2017. 40: 1054-1085.

11. Guo, L. The Effect of Workplace Loneliness on Silence Behavior — The Role of Team-Member Exchange and Psychological Capital. Psychology. 2020. 11. 467-479. https://doi.org/10.4236/psych.2020.113032

12. Murphy, P. & Kupshik, G. Loneliness, stress and wellbeing: A helper's guide. New York: Tavistock/Routledge. 1992.

13. Murthy, V. Work and the loneliness epidemic: reducing isolation at work is good business. Harvard Business Review. Retrieved from https://hbr.org/cover-story/2017/09/work-and-the-loneliness-epidemic.

14. Ozcelik H., Barsade S.C. No employee an Island; Workplace Loneliness and Job Performance // Academy of Management Journal 2018, Vol. 61, No. 6, 2343-2366. https://doi.org/10.5465/amj.2015.1066

15. Peplau L.A., Perlman D. Perspective on loneliness. // In L.A. Peplau & D. Perlman (Eds.), Loneliness: A sourcebook of current theory, research and therapy. - 1982. - New York: John Wiley and Sons. - pp. 1-18.

16. Wright, S.L. Loneliness in the Workplace. PhD Thesis, University of Canterbury. 2005.

17. Wright, S.L., Burt, C.D. B., & Strongman, K.T. Loneliness in the Workplace: Construct Definition and Scale Development. New Zealand Journal of Psychology. 2006. 35. 59-68.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Станоева Юлия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье показаны результаты исследования особенностей переживаний и ожиданий молодых людей, представленных в их сексуальных автобиографиях. Обнаружено, что противоречия сексуальных подростковых переживаний возникают в результате несовпадения ожиданий личности с первым сексуальным опытом. Доказано, что переживания юношей и девушек характеризуются различной эмоциональной оценкой сексуального опыта. Обоснована необходимость формирования сексуальной культуры молодежи.

Ключевые слова: молодежь, сексуальные переживания, половое воспитание, сексуальная культура. Annotation. The article shows the results of research on the characteristics of experiences and expectations of young people presented in their sexual autobiographies. It is found that the contradictions of sexual adolescent experiences arise as a result of the discrepancy between the expectations of the individual with the first sexual experience. It is proved that the experiences of boys and girls are characterized by different emotional evaluation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.