Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
511
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СЕКСУАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / YOUTH / SEXUAL EXPERIENCES / SEX EDUCATION / SEXUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Станоева Юлия Петровна

В статье показаны результаты исследования особенностей переживаний и ожиданий молодых людей, представленных в их сексуальных автобиографиях. Обнаружено, что противоречия сексуальных подростковых переживаний возникают в результате несовпадения ожиданий личности с первым сексуальным опытом. Доказано, что переживания юношей и девушек характеризуются различной эмоциональной оценкой сексуального опыта. Обоснована необходимость формирования сексуальной культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF A SEXUAL CULTURE OF YOUTH

The article shows the results of research on the characteristics of experiences and expectations of young people presented in their sexual autobiographies. It is found that the contradictions of sexual adolescent experiences arise as a result of the discrepancy between the expectations of the individual with the first sexual experience. It is proved that the experiences of boys and girls are characterized by different emotional evaluation of sexual experience. The necessity of forming a sexual culture of young people is substantiated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ»

Выводы. Результаты проведенного исследования продемонстрировали неоднозначную роль одиночества в профессиональном развитии взрослого человека.

Выявлена взаимосвязь высокого уровня переживания одиночества с кризисным характером профессиогенеза, основными маркерами которого выступают: сложности в адаптации, затрудненный контроль поведения; повышение негативных и снижение позитивных модальностей в отношении профессионального будущего, а также выраженность всех составляющих синдрома эмоционального выгорания.

Выявлена специфика профессионального развития в группах по половому признаку: у мужчин, переживающих чувство одиночества, в отличие от женщин, более выражен кризисный характер профессиогенеза. Исключение составляет отношение к профессиональному будущему: у женщин с высоким уровнем одиночества повышаются негативные модальности (страх), у мужчин - положительные (оптимизм).

С помощью модели путей было показано, что переживание чувства одиночества ведет к ухудшению взаимоотношений в коллективе, что, в свою очередь, способствует повышению негативных модальностей перед профессиональным будущим и снижению профессиональной самооценки.

Основными ограничениями данного исследования следует считать малочисленный состав выборки, а также охват участников исследования, проживающих в мегаполисе. Для проверки полученных результатов следует увеличить выборку, а также охватить представителей обозначенных возрастных групп из других регионов России.

Литература:

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.

2. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Текст диссертации д-ра. психол. наук. М., 1996.

3. Епищева В.Р., Коновалова В.В., Чаусов Н.Ю. Одиночество в пожилом возрасте / В сборнике: Актуальные проблемы активного долголетия и качества жизни пожилых людей. Сборник научных трудов. 2019. С. 60-66.

4. Иванченко Г.В. Возрасты одиночества // Развитие личности. - 2007. - № 1. - С. 55-80.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладания с одиночеством // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.08.2020).

6. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 55-81.

7. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование, 2007, № 3, С. 27-34.

8. Танская А.А., Шестакова Д.А. Одиночество как фактор профессионального успеха / В сборнике: Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях. Под редакцией В.А. Ковалева и А.И. Ковалева. 2019. С. 41-43.

9. Яничев Д.П. Когнитивные аспекты самовосприятия личностных черт у пациентов с невротической и неврозоподобной симптоматикой. Текст диссертации канд. психол. наук. СПб., 2006.

10. Cacioppo, J.T., Hawkley, L.C., Ernst, J.M., Burleson, M., Berntson, G.G., Nouriani, B., & Spiegel, D. 2006. Loneliness within a nomological net: An evolutionary perspective. Journal of Research in Personality. 2017. 40: 1054-1085.

11. Guo, L. The Effect of Workplace Loneliness on Silence Behavior — The Role of Team-Member Exchange and Psychological Capital. Psychology. 2020. 11. 467-479. https://doi.org/10.4236/psych.2020.113032

12. Murphy, P. & Kupshik, G. Loneliness, stress and wellbeing: A helper's guide. New York: Tavistock/Routledge. 1992.

13. Murthy, V. Work and the loneliness epidemic: reducing isolation at work is good business. Harvard Business Review. Retrieved from https://hbr.org/cover-story/2017/09/work-and-the-loneliness-epidemic.

14. Ozcelik H., Barsade S.C. No employee an Island; Workplace Loneliness and Job Performance // Academy of Management Journal 2018, Vol. 61, No. 6, 2343-2366. https://doi.org/10.5465/amj.2015.1066

15. Peplau L.A., Perlman D. Perspective on loneliness. // In L.A. Peplau & D. Perlman (Eds.), Loneliness: A sourcebook of current theory, research and therapy. - 1982. - New York: John Wiley and Sons. - pp. 1-18.

16. Wright, S.L. Loneliness in the Workplace. PhD Thesis, University of Canterbury. 2005.

17. Wright, S.L., Burt, C.D. B., & Strongman, K.T. Loneliness in the Workplace: Construct Definition and Scale Development. New Zealand Journal of Psychology. 2006. 35. 59-68.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Станоева Юлия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье показаны результаты исследования особенностей переживаний и ожиданий молодых людей, представленных в их сексуальных автобиографиях. Обнаружено, что противоречия сексуальных подростковых переживаний возникают в результате несовпадения ожиданий личности с первым сексуальным опытом. Доказано, что переживания юношей и девушек характеризуются различной эмоциональной оценкой сексуального опыта. Обоснована необходимость формирования сексуальной культуры молодежи.

Ключевые слова: молодежь, сексуальные переживания, половое воспитание, сексуальная культура. Annotation. The article shows the results of research on the characteristics of experiences and expectations of young people presented in their sexual autobiographies. It is found that the contradictions of sexual adolescent experiences arise as a result of the discrepancy between the expectations of the individual with the first sexual experience. It is proved that the experiences of boys and girls are characterized by different emotional evaluation of

sexual experience. The necessity of forming a sexual culture of young people is substantiated.

Keywords: youth, sexual experiences, sex education, sexual culture.

Введение. В современном мире происходят существенные социально-культурные изменения, которые затрагивают все сферы жизни человека. Так, область сексуальных отношений тоже подвергается изменениям. Понимание того, что познание своей сексуальности - важная часть всех этапов жизни человека, уже пришло, но сексуальность вообще и молодежная сексуальность, в частности, стали предметом острой борьбы между сторонниками полового воздержания подростков и защитниками полной свободы их сексуальной активности. По мнению И.С. Кона, который внес неоценимый вклад в развитие сексуальной культуры в России [1, с. 94], налицо «...более раннее начало сексуальной жизни, социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства, сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике, и вообще отделение сексуального поведения от репродуктивного, увеличение разрыва между поколениями в сексуальных установках, поведении, ценностях...» [4, с. 12].

Многое из того, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным. Такие исследователи, как Б. Волков, Г. Келли, И. Кон, отмечают, что сегодня подросток все больше чувствует себя центром своего собственного жизненного мира. Зачастую взрослые обвиняют подростков в эгоизме и падении нравов, излишней жестокости и эмоциональной черствости, тогда как проблему «воспитания чувств» никто не затрагивает. А ведь это означает не столько умение контролировать их, сколько способность адекватно понимать и выражать их, слушать голос сердца.

Половое созревание как у мальчиков, так и у девочек начинается, по меньшей мере, на несколько лет раньше, чем у предыдущих поколений. Это означает, что они раньше готовы к сексу физически, но не эмоционально и интеллектуально. «В понимании феномена «самого себя» они вовсю борются за понимание проблем пола в течение всего периода их сексуальности. Они очень хотят, чтобы их услышали и поняли, даже если они еще не могут поговорить об этом со своими родителями или теми, кому не страшно было бы доверить свои тайны и переживания...» [6, с. 11]. Кроме того, пережитые при первой близости впечатления сохраняются в памяти и влияют на последующую сексуальную жизнь подростков.

Несмотря на актуальность тематики, исследование чувственно-сексуального отношения подростков имеет методологическую ограниченность возможностей и этическую проблематику, связанную со «вторжением» исследователя в глубинную интимную зону личности. В связи с этим возникает необходимость исследовать аспекты подростковой и юношеской сексуальности именно биографическим методом, который дает поистине уникальную информацию о переживаниях и чувствах личности.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования стало изучение особенностей переживаний и ожиданий молодых людей, представленных в их сексуальных автобиографиях, обоснование необходимости формирования сексуальной культуры молодежи.

Были сформулированы 2 рабочие гипотезы:

1) основные переживания молодежи возникают в результате несовпадения ожиданий с первым реальным сексуальным опытом, что может говорить об отсутствии достоверных знаний в данной сфере;

2) переживания юношей и девушек характеризуются различной эмоциональной оценкой сексуального опыта.

Для проверки сформулированных гипотез было проведено исследование, в процессе которого использовался биографический метод в одной из своих модификаций - проективное сочинение «Сексуальная автобиография» (Е. Луковицкая, Л. Ньюман, В. Семенова, Г. Флоровская, В. Ядов). Исследование проводилось на двух площадках: СОШ № 24 г. Крымска (учащиеся 10-х классов) и Краснодарский государственный институт культуры (студенты 1-го курса). Общий объем выборки составил 89 человек (43 парня и 46 девушек).

Испытуемым было предложено написать сексуальную автобиографию с некоторыми уточнениями. Для тех, кто не имел опыт сексуальной близости, предлагалось написать свои представления и ожидания, пожелания и предполагаемые переживания. Для тех, кто имел подобный опыт, предлагалось указать свой возраст в момент вступления в первую сексуальную связь, возраст партнера, их количество, наличие или отсутствие каких-либо физических или душевных состояний, а также все переживания и ожидания, с этим связанные. Респондентам предлагалось обратить внимание на все существенные детали, которым они предавали (или предали бы) важное значение при размышлении над своей будущей или настоящей сексуальной жизнью. Время написания автобиографии было не ограничено. Были использованы следующие методы обработки данных: количественный и графический анализ, частота распределения тем, поиск средних тенденций.

В ходе исследования получено 89 сексуальных автобиографий. На основе контент-анализа работ было выделено 7 групп тем, каждая из которых включает в себя по несколько составных элементов (единиц анализа). Ниже приведены выделенные группы и в скобках - частота распределения выделенных тем в сочинениях (в процентах):

1. Возраст, действия и качества партнера: случайные/длительные отношения, доверие/недоверие и др. (92%);

2.Любовь и секс: наличие/отсутствие этих элементов, комментарии, описание и др. (80%);

3.Эмоции, переживания: положительные/отрицательные, описание (98%);

4. Чувства, ощущения: физические/душевные, их примеры и др. (71%);

5. Активность, инициативность: своя/партнера, их представление и наличие (28%);

6. Факторы, сопутствующие (желаемые) половому акту: наличие психотропных веществ, романтические элементы, обстановка и др. (94%);

7. Безопасность: психическая/физическая, венерические болезни, беременность и др. (15%).

Как видно из полученных данных, практически все школьники и студенты в сексуальных автобиографиях затрагивают тему любви и секса; эмоций и переживаний; возраста, действий и качеств партнера; факторов, сопутствующих первому половому акту. Обращает на себя внимание тот факт, что тема безопасности в сексе представлена только в 15% работ.

В ходе анализа данных были выделены четыре группы респондентов (из всего числа студентов и школьников) по двум критериям: наличие/отсутствие сексуального опыта и биологический пол: 1 группа -девушки, имеющие сексуальный опыт (14 студенток + 1 школьница); 2 группа - юноши, имеющие

сексуальный опыт (20 студентов + 6 школьников); 3 группа - девушки, не имеющие сексуального опыта (10 студенток + 21 школьница); 4 группа - юноши, не имеющие сексуального опыта (1 студент + 16 школьников).

Такое деление обусловлено тем, что при сравнении элементов, употребляемых в обозначенных темах, у обоих однополых возрастов обнаружилось поразительное сходство ожиданий и переживаний.

Наше исследование было начато с изучения возраста вступления в сексуальные отношения. Как показали полученные данные, у основной части девушек первый сексуальный опыт был в 15-17 лет, а у юношей - в 14-17 лет. В сочинениях указано, что девушки выбирают партнера старше, а юноши либо старше, либо одного возраста с собой. Это расходится с представлениями и ожиданиями возраста сексуального дебюта тех, кто еще не имел подобного опыта. В старшем партнере и те, и другие видят, прежде всего, опекуна («хочу, чтобы он обо мне заботился»), руководителя («доверюсь опытному»), образец для подражания («завидую, у кого есть опыт»).

В человеке своего возраста заметно стремление к более или менее ровным отношениям («мы вместе учились, вместе ходили домой, были все время вместе»), их идеализация («понимали друг друга с полуслова», «мечтали, что когда закончим школу, поженимся, родим детей»).

Личность в реальном возрасте вступления в первую сексуальную связь незрела и неспособна к установлению прочных сексуальных отношений. В подтверждение этой мысли приведем лишь некоторые из многочисленных отрывков в сочинениях: «...самое главное для меня было, чтобы после первой половой связи я не чувствовал никакой ответственности. Переспали и все...», «...я не давал ей никаких обязательств и клятв, она мне тоже. Как встретились, так и расстались, с этих пор я ее больше не видел...». А ведь стремление к ответственности за партнера, сопереживание, умение чувствовать и понимать его - одна из предпосылок к здоровому развитию личности.

Теперь рассмотрим отдельно каждую тему, описанную респондентами. При анализе частоты распределения ответов по теме «Возраст и качества партнера, его действия», были получены следующие результаты: девушкам 1-ой и 3-ей групп важно доверять партнеру, подтвердив или опровергнув это доверие в длительности межличностных отношений («поняла, что ему можно доверять» - 6 человек, «знала его давно» -5 человек, «раньше мы встречались» - 7 человек). Но И.С. Кон в своем исследовании подростковой сексуальности указывает на тот факт, что первая половая связь все чаще происходит с абсолютно незнакомым человеком [4, с. 49]. Похоже, что фактор раннего знакомства желателен при вступлении в первую половую связь, но может быть не главным. Можно предположить, что девушки из 3-ей группы не оправдают своих ожиданий («не должен меня обманывать» - 4 человека, «хочу в нем быть уверенной» - 4 человека), т.к. в одной из следующих интерпретаций юноши из обеих групп говорят о том, что не хотели бы длительных отношений с девушкой, с которой имели (или имели бы) половой акт. Парни в своих ответах делают акцент на опыт («она была старше меня» - 10 человек», «я был не первый» - 11 человек») и внешние данные: «для меня важна внешность, фигура, грудь» - 13 человек, «хочу, чтобы была красивая» - 7 человек».

Анализ частоты распределения ответов по теме «Любовь и секс» показывает, что девушки из 3-ей группы почти во всех своих работах затрагивают тему любви. Они не представляют половую связь без любовных отношений. Более того, большинство в своих работах считает, что самой любить важнее, нежели ждать любви от партнера («все должно быть «по любви» - 12 человек, «я должна любить» - 6 человек, «он должен любить» - 2 человека). У юношей картина отличается: те, кто имел половую связь, заявляют, что любви не было (17 человек). Более того, во многих работах дается пояснение: «мы знали, что любви между нами нет, нам просто хотелось секса», или «нас чисто физически влекло друг к другу». Юноши из 4-ой группы склонны к идеализации отношений («любви еще не испытывал, но думаю, что это нечто волнующее и возвышенное» - 7 человек). В своих работах они писали, что хотели бы идеальную девушку, похожую на кого-нибудь из актрис или поп-звезд и очень жалеют, что таких нет. Конечно, в юношеском возрасте часто объект любви идеализируется, а это значит, ожидания и представления будут неизбежно расходиться с реальностью.

Данные анализа частоты распределения ответов по теме «Эмоции, переживания» показывают, что вопреки всем представлениям о том, что мужской пол менее эмоционален, чем женский, в группе 2 были выделены глубокие и красочные по своему содержанию мысли: «у меня словно выросли крылья», «испытывал дрожь в коленях», «я забыл все слова, я просто плыл», «у меня кружилась голова», «я был на седьмом небе от счастья», и почти во всех работах фраза «не могу выразить словами, мои чувства/переживания очень трудно описать». Хотя большой эмоциональный стресс у юношей перед первым половым актом наглядно выражен (о страхе говорят 7 человек, об эмоциональном волнении - 10 человек), впечатления и переживания носят, в основном, положительный характер. У девушек - противоположная картина. Работы юношей, в общем, намного романтичнее, хотя именно желание романтики ярко выделилось у девушек, еще не имевших сексуального опыта. Работы девушек из группы 1 отличаются общей безэмоциональностью («не было страшно» - 5 человек, «не было стыда» - 4 человека», «плакала после 1-го раза» - 4 человека). В их работах звучит скорее тема унижения, ощущения использованности, чувства явного превосходства мужского пола над женским.

Делать вывод из полученных результатов о том, что нынешняя молодежь не романтична, нельзя. Здесь, скорее, проблема в другом. Если юноша еще не созрел как личность и не способен по-настоящему оценить душевные качества девушки (а девушка юноши), то половые контакты оказываются приближенными к «голой физиологии». Наглядным примером этого могут служить следующие фразы: «...я хотел бы иметь две девушки: с одной иметь секс, а с другой - поговорить...», «...я знала, как будет, поэтому особых эмоций не испытывала. Сначала было немного больно, а потом - никак. В общем, мне это было не нужно...», «...самое главное, что во время полового акта и до него мы не разговаривали. Мне это понравилось...». Расхождение представлений и реального опыта между группами девушек и юношей - налицо.

В следующей теме «Чувства, ощущения» юноши, имевшие опыт, также описали чувства и ощущения намного красочнее. Те юноши, которые пока не имели опыта, не могут представить свои ощущения. Выделился всего один параметр: «первый сексуальный опыт прибавит мне уверенности» (3 человека), - это говорит о моменте взросления, гордости за совершенное перед сверстниками. Как показывает опыт юношей из 2-ой группы, хотя и эмоции при получении первого сексуального опыта тревожно окрашены, волнение беспочвенно. Они начинают чувствовать все многограннее и красочнее, им все больше и больше нравиться вступать в сексуальную связь, делать ее разнообразнее: «мне понравилось, но было все слишком быстро, есть

к чему стремиться» - 5 человек, «дальше было намного лучше» - 5 человек, «с каждым разом нравиться все больше и больше» - 4 человека.

Девушки из обеих групп говорят об этом менее ярко («первый раз мне не было больно/было больно» 6/5 человек соответственно, «хотелось сделать ему приятно, но мне это было не нужно» - 4 человека, «не хочу, что бы он разочаровался» - 3 человека, «не поняла, что чувствовала» - 3 человека, и пр.). Это может свидетельствовать о том, что они видят в первом сексуальном контакте скорее обязательство и желание доставить удовольствие партнеру, нежели себе, тогда как юноши, наоборот, говорят только о своих чувствах и переживаниях. Юношеский эгоцентризм порождает «псевдоинтимность».

У девушек из 1-ой и 3-ей групп вырисовывается мотив доминирования мужского пола над женским: «он занес меня в список своих побед», «я боялась, что после того, как это произойдет, мы расстанемся». А вот ожидания девушек из 2-ой группы: «очень хочется не разонравиться ему после первого опыта», «а что если человек, которому я доверилась, просто бросит меня и все». В связи с более ранним созреванием девушек, у них гораздо выше, чем у юношей, проявляется потребность в глубине и устойчивости личностных отношений.

В следующей теме «Активность, инициативность» заметна тенденция к изменению представлений о ведущей роли мужчины в половом процессе. Во 2-й и 4-й группах во время первого полового акта заметно выделен факт инициативности женского пола: «она все сделала сама», «моя партнерша была намного меня опытнее и всю инициативу взяла на себя», «я хотел бы, чтобы девушка сама сделала это». Такую, на первый взгляд, пассивность со стороны юношей не сложно объяснить. Обратим внимание на возраст девушек, с которыми юноши из 2-ой группы имели первый сексуальный опыт. Эти девушки, в основном, старше, и ранее уже имели половой опыт. А как чувствовать себя и без того гиперсексуальному подростку, который находится под влиянием бушующих гормонов? Скорее всего, в ожидании желаемой разрядки активность перейдет в область запретного. Но опыт показывает, что там разрядки не происходит. Наше исследование выявило тот факт, что опыт первой интимной близости у девушек содержит в себе много отрицательных эмоций. Пройдет немало времени, чтобы отношение к половому акту изменилось и стало приносить эмоциональную радость и удовлетворение.

В следующей теме «Факторы, сопутствующие (желаемые) половому акту» на первое место вышел показатель «алкогольное опьянение». Традиционно парни ставят своей задачей «споить» девушку и помочь себе «расслабиться». Примеров этого в сочинениях множество. Зная от друзей и подруг о том, что «...это дело случилось по пьяни...», подростки из 3-ей и 4-ой групп не хотят повторить горький опыт своих знакомых и говорят об этом. Тем не менее, опыт тех, кто их старше на год-два, доказывает обратное. И здесь мы видим расхождение представлений и ожиданий во всех группах.

При анализе сексуальных биографий мы обнаружили, что самые яркие куски сочинений связаны с романтическими переживаниями и ожиданиями. Это, правда, касается только 2-ой и 3-ей групп. У девушек, которые имели сексуальный опыт, романтика отсутствует, также как и у юношей, пока не вступавших в половую связь. Такая разница между ожидаемым и реальным может быть объяснена двумя вещами. Во-первых, подростки склонны к идеализации отношений. Девушки из 1 группы пишут: «...мечтала всю жизнь о принце на белом коне, а получилось, конечно, все не так...». Мечты девушек из второй группы зеркально отображают мечты из первой группы, разница лишь в том, что одни глубоко верят в то, что это будет именно так. Естественно, после того, как мечты разбиваются о суровую реальность, происходит внутреннее «загрубение», возникает внешняя отчужденность и цинизм. Это легко прослеживается в сочинениях. Во-вторых, в нашей стране молодежь долгое время остается материально зависимой от родителей. Она не может позволить себе снять «...приличный номер в гостинице...», все делается в спешке из-за того, что «тебя застукают». Единственный выход - это научить молодежь мыслить реально и не травмировать себя заведомо ложными ожиданиями.

В последнем выделенном нами блоке тема безопасности во время полового акта поднималась во всех четырех группах респондентов, разница лишь в том, что молодежь, которая имела опыт, не предохранялась, хотя и считает, что это не хорошо. А представители 3-ей и 4-ой групп, наоборот, чрезвычайно озабочены проблемой безопасного секса. У юношей, вступающих в первую сексуальную связь, существует реальный страх, связанный с возможной опасностью заразиться венерическими заболеваниями, а у девушек -забеременеть. Когда тревожность в какой-либо личностной сфере высока, полноценных сексуальных отношений быть не может.

Выводы. По результатам проведенного исследования одним из выводов является то, что противоречия сексуальных молодежных переживаний и ожиданий возникают в результате несовпадения ожиданий личности с первым реальным сексуальным опытом. Это подтверждает гипотезу 1.

Наибольшие противоречия заключались в следующем:

1) Девушки, ранее не имевшие сексуального опыта, предполагают возможность полового акта только при наличии обоюдных любовных чувств. Юноши, уже имевшие сексуальный опыт, говорят о том, что при первом половом акте они любви к партнерше не испытывали.

2) Не имевшие сексуального опыта девушки ожидают, что после первого полового акта партнер будет их любить и уважать. У девушек, имевших сексуальный опыт, в связи с несовпадением такого ожидания четко вырисовывается переживание унижения, превосходства мужского пола.

В ходе анализа результатов исследования подтвердилась также и вторая гипотеза о том, что переживания юношей и девушек характеризуются различной эмоциональной оценкой сексуального опыта. Так, юноши, имевшие сексуальную связь, говорят о положительной эмоциональной окраске своих переживаний и в момент представлений будущего полового акта, и после него. Девушки, имевшие сексуальный опыт, представляют свои переживания позитивными, а после вступления в сексуальную связь отмечают момент полного разочарования от нее. До вступления в половую связь девушки характеризуются абсолютной безэмоциональностью, и всяческие переживания по поводу первого сексуального дебюта у них отсутствуют, но после него следует замечание о том, что их эмоции остались, в целом, негативными.

Дополнительными выводами исследования явились следующие:

- при изучении представлений и ожиданий подростков в связи с первым сексуальным опытом выявилась чрезвычайная женская активность и инициативность в установлении первого сексуального контакта;

- у юношей, еще не вступавших в половую связь, ярко выражен страх заразиться венерическими заболеваниями при первом сексуальном контакте;

- и юноши и девушки в своих представлениях желаемого партнера не затрагивали душевные качества.

Также в результате исследования было выявлено, что тема безопасности в сексе представлена только в 15% работ. По мнению И.С. Кона, современному обществу присуща повышенная забота о личной безопасности, в том числе, и сфере сексуальности, что подразумевает безопасный и социально-ответственный секс, который невозможен без знания [5, с. 95].

И.С. Кон, говоря о необходимости сексуального образования, отмечает такие важные его преимущества: полученные детьми и подростками знания в области полового воспитания достоверны; знания вырабатывают терпимость к чужим взглядам и облегчают разрешение конфликтных ситуаций; знания о методах контрацепции позволяют предотвратить количество подростковых беременностей и абортов; в программах сексуального образования затрагиваются широкий круг нравственно-психологических проблем, значимых в подростковом возрасте [5, с. 98].

По результатам исследования Е.А. Козиной, Г.А. Череднякова подростки говорят о необходимости введения такого образования [3, с. 56]; в исследовании А.О. Карам мнения экспертов на этот счет разделились [2, с. 210].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что тема формирования сексуальной культуры молодежи имеет множество проблем, решением которых необходимо заниматься комплексно. Сексуальное образование делает подростковый секс более безопасным. В будущем люди, получившие такое образование, без стеснения передают достоверные знания своим детям, что является значимым в развитии будущего поколения.

Полученные результаты могут быть использованы специалистами в сфере семейного планирования и консультирования, сексуального просвещения молодежи и подростков; родителями при взаимодействии с собственными детьми (построение воспитательного воздействия с опорой на особенности переживаний и ожиданий подростка, пути коррекции уже сложившихся поведенческих тенденций); в системе профессионального и общего образования преподавателями и учителями при организации взаимодействия с учащимися в процессе обучения (с учетом ярких эмоциональных возрастных особенностей и подготовке будущих специалистов в этой области).

Литература:

1. Атемасов, А.В. Значение сексуальной культуры и причины ее недооценки // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. - № 2. - С. 93-99.

2. Карам, А.О. Сексуальное воспитание подростков и проблемы полового просвещения // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - № 2-1. - С. 208-210

3. Козина, Е.А., Чередняков, Г.А. Половое просвещение в современном образовании // Сборник материалов Международной научно-практической конференции « Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла. - 2018. - С. 53-57.

4. Кон, И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ / И.С. Кон. - Дубна: «Феникс+», 2001. - 208 с.

5. Кон И.С. Сексуальное образование - глобальная задача ХХ1 века // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 1. С. 94-114.

6. Поликарпов, В.А. Психология первой любви / В.А. Поликарпов. - Минск: Экономпресс, 2002. - 208 с.

Психология

УДК 159.923

профессор кафедры физической подготовки и спорта, кандидат педагогических наук, доцент, полковник полиции Тапунов Юрий Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук, подполковник полиции Осипова Анна Сергеевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗА МВД КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В АСПЕКТЕ

СРАВНИТЕЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические компетенции успешного сотрудника полиции в аспекте сравнительной ментальности, которая является предиктором алгоритма психологической диагностики при проведении профессионального отбора.

Ключевые слова: сотрудник полиции, рекрутинг, психологическая диагностика, психологические качества личности сотрудника полиции.

Annotation. The article discusses the psychological competence of a successful police officer in the aspect of comparative mentality, which is a predictor of the psychological diagnostic algorithm when conducting professional selection.

Keywords: police officer, recruiting, psychological diagnostics, psychological personality traits of a police officer.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. При приеме на работу в полицию соискатель проходит собеседование с ведомственным психологом и впоследствии со своим работодателем, а также выполняет несколько тестов. Кандидату задают много каверзных вопросов, которые нередко ставят его в тупик. Каких-то отдельных нормативных шаблонов для проведения беседы с ведомственным психологом нет. Поэтому кандидату нужно быть готовым к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.