К.Д. ЩЕРБА аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*
«Один пояс - один путь»: перспективы сопряжения с ЕАЭС
В 2015 г. между Россией и Китаем было подписано соглашение о сотрудничестве в контексте реализации проекта «Один пояс и один путь». Данный проект соответствует геополитическим представлениям лидеров ЕАЭС о перспективах интеграции на континенте, однако связанные с ним риски требуют повышенного научного внимания.
Ключевые слова: ЕАЭС, один пояс и один путь, новый шелковый путь, сопряжение с ЕАЭС, Россия и Китай.
Scherba K.D. «One belt and one road»: the perspectives of conjugation with the EAEU. In 2015, Russia and China signed a cooperation agreement in the context of the implementation of the project"One Belt and One Road". This project is largely consistent with the geopolitical ideas of the leaders of the EAEU on the prospects for integration on the continent, but the risks associated with it require increased scientific attention to this research topic.
Keywords: EAEU, one belt and one road, new silk road, conjugation with the EAEU, Russia and China.
В 2013 г. в Китай выдвинул и представил вниманию международных партнеров беспрецедентный экономический проект возрождения Великого Шелкового пути, соединяющего Восток и Запад. Данный проект в значительной степени отвечает интересам России, связанным с построением «Большой Евразии» - эффективного экономического партнерства в регионе. В мае 2015 г. Россия и Китай скоординировали свои действия в Центральной Азии и приняли совместное решение о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП)1. Указанная дого-
* Щерба Ксения Дмитриевна, e-mail: [email protected]
1 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского
воренность не только устраняет противоречия между двумя глобальными проектами на территории Евразийского континента, но и приносит значительные выгоды обеим сторонам проекта сопряжения.
С 2012 по 2016 гг. грузопоток из Китая в Европу по железной дороге через страны ЕАЭС ежегодно удваивался, хотя и с низкой базы, достигая около 97 000 контейнеров. Этот взрывной рост контейнерных перевозок, вероятно, будет продолжаться в течение нескольких лет, а после этого дальнейшее снижение ставок фрахта вкупе с инвестициями в физическую инфраструктуру, а также выравнивание и упрощение «мягкой инфраструктуры» между ЕС, ЕАЭС, КНР станут необходимыми.
В транспортном секторе «мягкая инфраструктура» может пониматься как совокупность таможенных процедур, грузовых документов, оцифровки, единых окон, технических регламентов и стандартов, инвестиционных правил, лицензирования, экспортных кредитов, страхования и т.д. Другими словами, мягкая инфраструктура - это «бумажная работа», которая одновременно облегчает и создает барьеры для компании, желающей переместить товар из пункта А в пункт Б.
Ведущие мировые и региональные банки развития разделяют мнение, что улучшение и согласование мягкой инфраструктуры, по крайней мере, так же важно, как инвестиции в физическую инфраструктуру.
В то же время возможности расширения использования наземных маршрутов для торгового транзита по линии Восток-Запад весьма ограничены. В настоящее время около 98% взаимных поставок между ЕС и Китаем осуществляются морскими перевозками. В то же время инициатива «Пояс и Путь» обещает большую открытость, межрегиональную связанность и экономический рост для не имеющих выхода к морю стран Центральной Евразии.
Интересы Китая в представленной им масштабной стратегии «Один пояс - один путь» весьма многообразны:
■ формирование перспективных транспортных коридоров для поставки грузов на рынки Европы;
экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути от 8 мая 2015 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации. -URL: http://www.kremlin.ru/supplement/4971
■ завоевание новых рынков в Африке и на Ближнем Востоке;
■ выход китайских строительных и железнодорожных корпораций за пределы национальных границ и др.
Российские интересы в рамках исследуемого проекта связаны со следующими факторами:
■ значимость трансъевразийских транспортных коридоров для укрепления положения России как полноценного «моста» между Востоком и Западом;
■ снижение затрат на формирование транспортной инфраструктуры в восточных регионах страны;
■ возможность интенсивного экономического развития Сибири и Дальнего Востока в контексте трансграничного взаимодействия с китайскими территориями;
■ необходимость развития взаимоотношений с Китаем как крупным политическим и экономическим партнером на фоне сложных отношений со странами Европы.
Например, по оценкам российских исследователей, реализация трансконтинентального транзитного проекта «Западный Китай - Западная Европа» может обеспечить российским регионам, расположенным вдоль коридора, дополнительный рост валового регионального продукта (ВРП) на 6-9%.
В Казахстане ЭПШП создаст 20 000 новых рабочих мест. Основная часть прямых капиталовложений Китая в ЕАЭС сосредоточена именно в Казахстане. Объем прямых инвестиций КНР в РК достиг 21,5 млрд долл. в 2016 г. Ожидается, что в ближайшие годы Казахстан привлечет еще 7 млрд долл. в форме китайских инвестиций.
В своих «Основных направлениях экономического развития до 2030 года» (принятых в 2015 г.) ЕЭК выразил желание сделать ЕАЭС не просто «транзитным сырьевым мостом» между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. К 2030 г. координация транспортной политики в ЕАЭС должна увеличить грузооборот в России на 1,5%, в Казахстане на 11% и в Беларуси на 14%. Эта координация крайне необходима. Казахстан уже открыл свою часть проекта «Западный Китай - Западная Европа», а строительство на российском сегменте еще не закончено.
Реализация отдельных мероприятий в рамках проекта «Один пояс - один путь» началась фактически сразу после его международного закрепления. Так, 13 июня 2015 г. Китай запустил самый протяженный в мире грузовой железнодо-
рожный маршрут Харбин - Гамбург через территорию России. В начале 2016 г. был открыт новый маршрут между Харбином и Екатеринбургом, длительность грузового рейса по которому составила 10 дней, что почти в четыре раза меньше, чем по альтернативному маршруту. В январе 2017 г. Китай отправил первый железнодорожный состав в Соединенное Королевство.
Как отмечает В.С. Изотов, политические элиты современной России придают укреплению интеграционной идентичности особый геополитический смысл, четко обозначая векторы международной ориентации . В этом контексте договоренности с Китаем можно назвать чрезвычайно значимыми и перспективными. По мнению А.С. Скрибы, сильная сторона договоренностей с Китаем для России заключается и в том, что она подтвердила свой статус влиятельного игрока в Центральной Азии и сохранила авторитет ЕАЭС2.
В то же время сам формат переговоров содержал в себе серьезное противоречие: российское руководство предполагало участие в проекте сопряжения через институты ЕАЭС, однако устанавливало договоренности с Китаем на двусторонней основе. В этих условиях другие страны-члены союза подписали с Пекином документы о совмещении собственных стратегических инициатив с ЭПШП на двусторонней основе. Очевидно, что при отсутствии координации между странами ЕАЭС процедуры сопряжения могут свестись к заключению двусторонних договоров о взаимодействии на условиях, максимально выгодных для более сильного партнера - Китая.
Подобная ситуация обусловлена одной из глубинных проблем Евразийского экономического союза - его институциональной слабостью. Несмотря формальное стремление к интеграции действия руководства государств-участников ЕАЭС часто не координируются между собой, а нормативные документы союза содержат целый ряд отсылок к национальному законодательству. Более того, в условиях западных санкций одностороннее сотрудничество Российской Федерации с Китаем, особенно в сфере кредитования инвестиционных
1 Изотов В.С. Интеграционные системы и проблемы политической стабильности: поиск закономерностей и опыт прогнозирования // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки, 2016, № 4, с. 17.
2 Скриба А.С. Сопряжение ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути: интересы участников и вызовы реализации // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2016, № 3, с. 69.
проектов «Пояса и Пути», потенциально может привести к дисбалансу в виде чрезмерной экономической зависимости государств-членов ЕАЭС от Пекина. В этих условиях приоритетными задачами представляется гармонизация взаимоотношений внутри ЕАЭС и координация действий национального руководства по взаимоотношениям с КНР.
Кроме того, отвечая на китайскую инициативу «Один пояс - один путь», ЕАЭС должен учитывать, в первую очередь, собственные интересы в сфере развития транспортной инфраструктуры. Очевидно, что Китай, осуществляя торговые отношения со странами Запада, будет руководствоваться принципами оптимизации расходов и согласованием транспортного развития со стандартами Евросоюза. В этих условиях ЕАЭС должен выработать собственную транспортную стратегию, которая должна последовательно проводиться в процессе сопряжения.
Разумеется, Евразийский экономический союз не обладает столь масштабными финансовыми ресурсами для инвестирования в инфраструктуру, как Китай. Однако в рамках рабочих групп, предусмотренных Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС - КНР, могут быть выработаны совместные и совместимые друг с другом нормы и подходы в области инвестиций, технических регламентов, таможенных процедур и транспортных документов -вопросы «мягкой инфраструктуры». Посредством усиления координации в области мягкой инфраструктуры ЕАЭС мог бы продвигать свои стандарты, практики и принципы в качестве модели для общей структуры транспортной связанности с остальной частью Евразии. В этих условиях большое значение имеет качество работы консультативных комитетов и рабочих групп, способствующих разработке эффективных направлений сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Близость и взаимопонимание между народами - это социальный фундамент строительства «Одного пояса и одного пути». Необходимо продолжать и приумножать дух дружбы и сотрудничества стран ЕЭАС и Китая, широко развертывать культурные, кадровые и научные обмены, поддерживать сотрудничество СМИ и контакты по линии молодежи. Такой подход поможет заложить прочную социальную основу для углубления сотрудничества на Евразийском континенте.