Научная статья на тему 'Один из рецептов успешного предпринимательства'

Один из рецептов успешного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодняя Г.В.

Отечественная экономика последнего десятилетия демонстрирует тенденцию к устойчивому росту. Принято считать, что в основе этого находится благоприятная мировая конъюнктура цен на энергоносители. Однако на самом деле определяющую роль в поддержании развития национальной экономики играют внутренние факторы, а именно формирование сектора эффективно работающих компаний, имеющих высокие темпы роста, в несколько раз превышающие среднеотраслевые. Представители нового сектора являются предпринимательскими фирмами, образованными «с нуля» частным капиталом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Один из рецептов успешного предпринимательства»

все дело в. марке

один из рецептов успешного предпринимательства

Отечественная экономика последнего десятилетия демонстрирует тенденцию к устойчивому росту. Принято считать, что в основе этого находится благоприятная мировая конъюнктура цен на энергоносители. Однако на самом деле определяющую роль в поддержании развития национальной экономики играют внутренние факторы, а именно формирование сектора эффективно работающих компаний, имеющих высокие темпы роста, в несколько раз превышающие среднеотраслевые. Представители нового сектора являются предпринимательскими фирмами, образованными «с нуля» частным капиталом.

В основе успешной деятельности фирм нового типа находится стратегически правильный выбор ниши функционирования - создание уникального предложения. Сосредоточение усилий на узких сегментах рынка, на которых в большей мере ценятся специфические достоинства производимых благ, а также уход из сферы массового производства - области функционирования международных компаний и крупных российских фирм, — позволили молодым игрокам отечественного рынка не только завоевать лидерские позиции на национальном рынке, но и выйти за рубежи страны.

Рассмотрим алгоритм достижения предпринимательского успеха на примере Одинцовской кондитерской фабрики, выпускающей шоколадные изделия под маркой «А. Коркунов». Предприятие стало практическим воплощением ярких замыслов и новаторских идей

Калодняя Г.В.

канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории Финансовой академии при Правительстве РФ

в основе успешной ее основателя - Андрея

Коркунова, долгое время

деятельности фирм успешно занимавшегося

импортом конфет, однако

нового типа находится мечтавшего организовать

__собственное производство.

стратегически Компании удалось достичь

поистине феноменальных

правильный выбор ниши успехов благодаря предпринимательскому талан-

4 / fMV

т/ > ' t \

функционирования - создание ту основателя бизнеса и

__поддержке команды еди-

_уникального предложения номышленников, разделя-

__ющей новаторские идеи

_ предпринимателя. В течение небольшого

отрезка времени

__Одинцовская кондитерская фабрика стала

лидером российского рынка в сегменте дорогих конфет с долей 45%. В 2005 г. «А. Коркунов» стал единственным отечественным брендом, который вошел в десятку наиболее популярных в России. Интересно, что соседями «Коркунова» стали марки таких известных

_____мировых грандов как BMW, Mercedes, Sony,

_____Duracell, Gillette. За 8 лет работы объемы продаж компании росли по экспоненте, и увеличились в 13,5 раз. (Для сравнения: у крупных производителей, включая опирающуюся на мощь Nestle фабрику «Россия», рост за это время был всего лишь 3-кратным).

Анализируя совокупность факторов, обеспечивших успех молодому игроку кондитерского рынка, необходимо выделить первопричины полученных достижений. Отправным моментом на пути к завоеванию лидерских позиций Одинцовской кондитерской фабрикой стало рождение оригинальной новаторской идеи - создание русского премиум-класса шоколадных конфет.

В сегменте дорогих кондитерских изделий в конце 1990-х гг. на отечественном рынке работали только крупные международные корпорации, осуществляющие импорт. Российские производители ориентировались исключительно на массовый спрос. Не существовало ни одной отечественной компании, представлен-

ной в премиум-классе кондитерского рынка. В _

связи с этим Одинцовской фабрике предстоя- _

ло исполнить роль первопроходца в сегменте дорогого шоколада, с чем она блестяще справилась.

Проект по выпуску конфет премиум-класса в пережившей дефолт экономике был рискованным делом, если учесть низкий уровень доходов населения и отсталость технологической

базы. Именно тогда начали сокращаться объ- _

емы импорта и продаж дорогих кондитерских изделий. Казалось, что отечественный рынок еще долго будет не готов по достоинству оценить премиум-продукт.

Стартовый этап функционирования предприятия полностью был связан с формированием концепции бренда, соответствующей продукту премиум-сегмента. Используя давнюю отраслевую традицию - называть марку фамилией

основателя бизнеса (Марс, Нестле, Кэдбери), _

в компании пришли к бренду «А. Коркунов». Затем тщательно и скрупулезно продумали стиль и дизайн упаковки, выбрав соответствующие тона для ее оформления.

Безусловной «изюминкой» разрабатываемого _

проекта Одинцовской кондитерской фабрики стала рекламная кампания, стартовавшая еще до появления продукции фирмы в продаже. Она буквально заинтриговала будущих _

покупателей, вызвала непреодолимый интерес потребительской аудитории к марке.

Команда, возглавляемая Коркуновым, гото- _

вила рынок к выходу нового продукта. Ограниченность финансовых ресурсов фирмы вынуждала участников проекта точно просчитывать место расположения каждого

из 40 щитов наружной _

рекламы, в результате чего в 2005 г. «А. Коркунов» стал была создана иллюзия

проведения широкомасш- единственным отечественным

табной рекламной акции

в Москве. брендом, который вошел

В соответствии с преми-

ум-продуктом компания в десятку наиболее организовала производс-

тво. Одинцовская конди- популярных марок в России

терская фабрика использует новейшие технологии, аналогов которых не существует в отечественной экономике. Прежде чем создать современное производство, компанией изучался опыт западных корпораций. Фабрику оборудовали уникальной для России, полностью автоматизирований и компьютеризированной технологической линией (в процессе производства доступ персонала к сырью и к продукции отсутствует).

Марка «А. Коркунов» позиционируется в пре-миум-сегменте как продукт высокого качества, которому в полной мере соответствует технология производства элитного продукта, основанная на оригинальной рецептуре и лучшем сырье. Фабрика до сих пор применяет рецептуру 1999 г., полученную в результате долгих совместных поисков А. Коркунова и итальянского технолога.

Не изменились традиции фабрики и по отношению к приобретаемому сырью. Так, орехи закупаются исключительно в Пьемонте, где специально для двух покупателей возделыва-ются орешники: для мирового лидера кондитерского производства компании Ferrero и для фабрики Коркунова. Какао-бобы кондитерская фабрика приобретает только в Кот-д'Ивуаре, как самые качественные. _ Значительный вклад в достижение успеха вне_ сла грамотно построенная сбытовая полити-

_ ка фирмы. Общая установка на то, что способ

продажи должен соответствовать высокому качеству шоколада, отправным моментом существовала в компании

с самого создания. Первая

на пути к лидерским позициям попытка достичь этого не

__была слишком успешной.

_Одинцовской кондитерской В конце 90-х на обеспеченную публику были

_фабрикой стало рождение ориентированы лишь

крупные торговые сети,

новаторской идеи - создание тогда как большинство

граждан «отоваривалось»

русского премиум-класса на рынках. Но при попытке попасть на полки сетей

шоколадных конфет компании «Коркунов»

пришлось преодолевать их снобизм: не все ритейлеры хотели брать продукцию класса преми-ум российского происхождения. Успешным обходным маневром стало сотрудничество с СаёЬигу. В 1999 г. на Одинцовской кондитерской фабрике начал производиться шоколад «Кэдбери». Иностранцы благодаря этому снижали издержки и «русифицировали» продукцию (рецепт шоколада был не английским, а являлся специальной разработкой компании «Коркунов»). В ответ продукция «Коркунова» получила право распространяться по налаженным СаёЬигу сетям сбыта, что открыло ей доступ на полки престижных магазинов. Проблема сбыта в большей степени была решена, а впоследствии, с ростом популярности марки и вовсе потеряла остроту: вскоре продукцию компании «Коркунов» готовы были брать все.

Построение элитной сбытовой сети в компании продолжают с помощью создания шоколадных бутиков - небольших магазинов-кафе для продажи дорогих сладостей - в целях пропаганды эксклюзивного характера своей продукции и привлечения обеспеченной и взыскательной публики.

Резюмируя, необходимо отметить, что основой успешного предпринимательства является оригинальная идея, рождающая эксклюзивный товар. Его создание открывает производителю благоприятную возможность работать в свободном от конкурентов сегменте. Оригинальная идея способна стать реальной силой обеспечения конкурентоспособности фирмы, что наглядно доказывает успешная деятельность компании «Коркунов».

в сегменте дорогих кондитерских изделий в конце 1990-х гг. на

отечественном рынке работали только крупные зарубежные корпорации

Литература

1. Официальная информация Одинцовской кондитерской фабрики «Коркунов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.