Научная статья на тему 'Современные тенденции в пищевой промышленности России'

Современные тенденции в пищевой промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2362
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / ШОКОЛАДНАЯ ПРОДУКЦИЯ / FOOD INDUSTRY / CONFECTIONERY / CHOCOLATE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маринова Людмила Михайловна

В статье рассматриваются основные показатели современного состояния пищевой промышленности России. Определены последние тенденции и перспективы развития кондитерской отрасли страны. Проанализированы перспективы развития пищевой промышленности в условиях вступления России в ВТО. Инвестиционный климат в России остается не самым привлекательным для иностранных инвесторов, поэтому ждать большого притока иностранных инвестиций в РФ, в том числе на рынок кондитерских изделий, в ближайшем будущем не приходится. В то же время снижение пошлин на импортируемую продукцию увеличит конкуренцию на российском рынке. Предлагается в течение предусмотренного соглашением о вступлении России в ВТО переходного периода разработать адаптационные меры государственного и технического регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCIES IN THE RUSSIAN FOOD INDUSTRY

The paper discusses the current performance indicators of the Russian food industry. The author defines the latest trends and development prospects of the Russian confectionery industry and analyzes the prospects of the industry in view of Russia's accession to the WTO. Investment climate in Russia remains unattractive for foreign investors, so one should not expect a large influx of foreign investments in Russia in the near future. At the same time the reduction of duties on imported products will increase competition in the Russian market. The paper suggests using the transitional period stipulated by the WTO agreement for developing new measures of state of technical regulation for adaptation.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в пищевой промышленности России»

удк 338.45:664 Людмила Михайловна Мари нова,

аспирантка кафедры мировой экономики [email protected] и управления внешнеэкономической деятельностью,

СГСЭУ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

В статье рассматриваются основные показатели современного состояния пищевой промышленности России. Определены последние тенденции и перспективы развития кондитерской отрасли страны. Проанализированы перспективы развития пищевой промышленности в условиях вступления России в ВТО. Инвестиционный климат в России остается не самым привлекательным для иностранных инвесторов, поэтому ждать большого притока иностранных инвестиций в РФ, в том числе на рынок кондитерских изделий, в ближайшем будущем не приходится. В то же время снижение пошлин на импортируемую продукцию увеличит конкуренцию на российском рынке. Предлагается в течение предусмотренного соглашением о вступлении России в ВТО переходного периода разработать адаптационные меры государственного и технического регулирования.

Ключевые слова: пищевая промышленность, кондитерские изделия, шоколадная продукция.

L.M. Marinova

MODERN TENDENCIES IN THE RUSSIAN FOOD INDUSTRY

The paper discusses the current performance indicators of the Russian food industry. The author defines the latest trends and development prospects of the Russian confectionery industry and analyzes the prospects of the industry in view of Russia's accession to the WTO. Investment climate in Russia remains unattractive for foreign investors, so one should not expect a large influx of foreign investments in Russia in the near future. At the same time the reduction of duties on imported products will increase competition in the Russian market. The paper suggests using the transitional period stipulated by the WTO agreement for developing new measures of state of technical regulation for adaptation.

Keywords: food industry, confectionery, chocolate products.

Рассмотрим основные тенденции в пищевой промышленности на примере кондитерской отрасли. Рынок кондитерских изделий стоит на одном из первых мест по объему производства в пищевой промышленности. На сегодняшний день рынок кондитерских изделий России находится в периоде насыщения. По данным исследования маркетингового агентства StepbyStep, отмечается снижение производства мучных кондитерских изделий из-за сырьевого кризиса 2010 г. и сокращения потребления мучной продукции населением России в целом.

Как отмечают аналитики, во многом производителям удается сдерживать объемы за счет расширения ассортимента и введения новых видов продукции. Для увеличения спроса предприятия обновляют производство, придают товару фирменный стиль. Большинство кондитеров делает ставку на вывод нового ассортимента, ежегодно выпуская по 10 - 30 новинок. Все чаще стала появляться специфическая продукция, такая как постные изделия и сладости различных кухонь мира, которые заняли свою нишу на российском рынке [4, с. 8].

На данный момент отмечается тенденция к увеличению объема продаж кондитерских изделий в России: в 2011 г. было реализовано кондитерских изделий на 18,3% больше, чем в 2010 г., а объем продаж увеличился до 580 млрд руб. [2, с. 14].

В последние годы сектор производства шоколада и шоколадных изделий является самым активно развивающимся в отрасли. Это связано в основном с вводом в

эксплуатацию и развитием производства предприятий с иностранным капиталом, а также с активной рекламной деятельностью и финансовой поддержкой в продвижении продукции [1, с. 11]. Сегмент шоколадных изделий сегодня можно назвать самым успешным на кондитерском рынке России. Его доля составляет почти 50% рынка кондитерской продукции. А сам рынок шоколада в России четвертый в мире после Германии, Великобритании и США.

В Российской Федерации, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), регулярно потребляют шоколад около 80% населения. Продукция, приготовленная из молочного шоколада, у россиян пользуется наибольшей популярностью (52%). Значительно меньший процент потребителей отдают предпочтение горькому шоколаду (37%) и всего 10% выбирают иные виды шоколадной продукции (к ним можно отнести белый шоколад и шоколадные батончики).

2012 год ознаменовался ростом рынка шоколада, тенденцией к возвращению объемов потребления докризисного уровня. Увеличение объемов продаж примерно на 9% наблюдался в сегментах развесных конфет, плиточного шоколада и упакованных конфет. По данным экспертов, при дальнейшем сохранении данной тенденции рынок шоколадных изделий достигнет докризисных объемов потребления, которые были в 2007 г., уже в 2013 г. Однако необходимо уточнить, что денежный рост значительно превышал рост количественный, что связано с увеличением цен на шоколадную продукцию.

Кроме того, изменился тип потребления: потребитель стал выбирать более дорогой и более качественный продукт.

Подорожание сырья, материалов и увеличение накладных расходов спровоцировало рост стоимости изделий из шоколада. В связи с этим производителям приходится либо поднимать цены, либо снижать качество товара, заменяя какао-масло более дешевыми ингредиентами [3, с. 14].

По объемам продаж в 2013 г. основными потребителями кондитерских изделий стали жители Центрального округа: доля этого региона превысила 33% в структуре продаж. Стоит отметить, что, несмотря на рост уровня продаж, в региональной структуре все же произошли изменения: в 2011 г. в Москве было реализовано18,5% всей кондитерской продукции, представленной в России; в Московской области - в три раза меньше. Санкт-Петербург, Тюменская и Московская области в очередной раз показали, что мучные кондитерские изделия не являются для них любимыми [5, с. 31].

По данным ВЦИОМ, потребителями шоколада можно назвать 79% жителей России. И это вполне объясняет то, что сегмент шоколада занимает около 50% всего рынка кондитерской продукции в России.

В конце 2012 г. американский концерн Kraft Foods, занимающий 38% рынка и производящий шоколад Cote d'or, Tobleron, Alpen Gold, «Воздушный» и Milka, продолжает удерживать главные позиции (рис. 1). 2012 год ознаменовался ростом прибыли компании на 13%. Российский холдинг «Объединенные кондитеры» занимает на рынке второе место с долей в 20%. Кондитерские изделия американской корпорации Mars Russia занимают 15% рынка. Кроме всемирно известных брендов Snickers, Mars, Bounty, Nuts, Dove с 2008 г. корпорация представляет бренд «А. Коркунов». Швейцарская компания Nestle занимает 11% рынка. Она широко представлена в сегменте плиточного шоколада с продукцией под брендами « Золотая марка», «Сударушка», «Российский», «Путешествие», «Рузанна», «Комильфо». Итальянская компания Ferrero с премиальными брендами Kinder, Rafaello, Ferrero Roche также занимает 11% рынка.

■ Kraft foods

■ Объединённые кондитеры

■ Mars Russia

■ Nestle

■ Ferrero

Рис. 1. Доля рынка производителей шоколадных изделий по итогам 2012 г.

Бренд «Альпен Голд» назвали любимым 25% опрошенных; 20% отдают предпочтение «Аленке»; 12% респондентов нравится «Бабаевский»; «Милка» и «Риттер спорт» являются предпочтительными для 8% опрошен-

ных. Популярность этих брендов связана с активными рекламными кампаниями: 22% опрошенных сразу вспоминают рекламу шоколада «Альпен Голд», 16% - рекламу шоколада «Аленка».

Согласно данным экспертов консалтинговой компании KPMG в 2012 г. объем мирового рынка шоколада возрос до 2,9 млрд долл. - это примерно на 6 млн долл. превышает показатели предыдущего года. Компания Euromonitor International исходя из данных анализа мирового рынка кондитерских изделий из шоколада за последние пять лет представила интерактивную карту быстроразвивающихся и сокращающихся рынков шоколада в мире.

Страной с самым быстросокращающимся уровнем потребления шоколада в мире стала Латвия; в десятку худших рынков по потреблению шоколада вошли также Хорватия, Литва, Португалия. Кроме того, специалисты Euromonitor утверждают, что ситуация в этих странах не улучшится до 2014 г. - это связано низким уровнем продаж шоколадной продукции ввиду общего экономического спада.

Германия и Япония стали лидерами среди наиболее медленно развивающихся шоколадных рынков за последние пять лет.

Неожиданно Белоруссия заняла первую позицию с самым быстрорастущим шоколадным рынком в мире в течение последних лет с показателем роста 556% (!). Несмотря на это, аналитики указывают, что цены на товары в Белоруссии устанавливаются и регулируются, а это нельзя считать устойчивым и надежным фактором.

Бразилия является на современном этапе самым сильным рынком шоколада вследствие устойчивой экономической ситуации в стране. Местные жители употребляет много шоколада и отдают предпочтение изделиям премиум-класса.

Euromonitor International отмечает, что Россия не относится ни к самым быстрорастущим, ни к самым бы-стросокращающимся рынкам. Ситуация в России с рынком кондитерских изделий из шоколада стабильна. Согласно информации, предоставленной inFOLIO Research Group, большинство россиян (86%) отдают предпочтение шоколадным конфетам отечественного производства. Согласно проведенному анализу структуры рынка развесные конфеты занимают первое место -34%, следом идет шоколад в плитках - 23%, затем шоколадные конфеты в коробках - 21%, батончики - 14%, пастила в шоколаде и зефир - 3% (рис. 2).

Новой продукции сложно попасть в разряд любимых у консервативных потребителей. Не очень хорошая статистика потребления у шоколада ручной работы: 31% опрошенных к нему относятся отрицательно, хотя пробовали его менее 2% опрошенных.

Характерной чертой российского рынка шоколадных изделий является высокая степень концентрации. Шесть ведущих компаний-производителей шоколадной продукции занимают 3/4 общероссийских продаж шоколадных изделий. Среди них международные компании Nestle (самарская кондитерская фабрика «Россия», Камская кондитерская фабрика в г. Перми и кондитерская фабрика «Алтай» в г. Барнауле), Kraft Foods (кондитерская фабрика «Покров» во Владимировской области), компания Mars (США), «Кэдбери», холдинг «Объединенные кондитеры» (концерн «Бабаевский», ОАО «МКФ "Крас-

Зефир и пастила в шоколаде 3%

Развесные конфеты 34%

Шоколадные конфеты в коробках 21%

Шоколад в плитках 23%

Рис. 2. Структура рынка шоколадных изделий в 2012 г

ный Октябрь"», ОАО «Рот Фронт»), кондитерское объединение «СладКо» (г. Екатеринбург) и ОАО «Кондитерская фабрика «Волжанка» (г. Ульяновск).

В ближайшей перспективе развитие мирового шоколадного рынка, по оценкам экспертов, будет происходить с учетом следующих основных трендов.

1. Здоровье. Всемирная проблема лишнего веса и увеличившегося количества людей, страдающих сахарным диабетом, в том числе в раннем возрасте, выдвинула проблему здорового питания на первый план. Этому способствует социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни и ограничение использования сахаросодержащей продукции в питании детей школьного и дошкольного возрастов. Многие страны ввели или собираются вводить дополнительные налоги на вредную для здоровья продукцию, в том числе на шоколад. Производители, в свою очередь, отвечают разработкой продукции меньшего формата, а также создают новые направления продуктов, подходящих для здорового питания.

2. Необычные вкусы. При существующем на рынке чрезмерным выборе продукции заставить посетителя купить конкретный товар крайне сложно. Все известные мировые производители достигли совершенства в дизайне и качестве упаковочных материалов, все они используют доступные средства продвижения на местах и всевозможные рекламные носители. Конкурировать в такой ситуации очень сложно, и кондитеры вынуждены разрабатывать новинки, стремясь чем-то удивить своих избалованных покупателей и таким образом склонить их выбор в пользу своего продукта. В результате появляется шоколад со всевозможными экзотическими вкусами. Сегодня традиционно сладкий шоколад может оказаться и соленым, и острым, и с горчинкой. В числе современных решений для создания оригинального шоколада используется оливковое масло, травы и цветочные запахи.

3. Шоколад в подарок. Шоколад в коробках традиционно считался престижным, но недорогим подарком. По статистике к праздникам выпускается четверть всей новой шоколадной продукции. На быстро растущем шоко-

ладном рынке Китая, например, где большой популярностью пользуется продукция премиум-класса, половина ее покупается в подарок. Помимо классических шоколадных наборов к различным праздникам производители предлагают в качестве подарков оригинальные наборы конфет в виде шоколадных футбольных мячей, слесарных инструментов и т.п.

Что касается России, прогнозы экспертов неоднозначны. Одни оптимистично заявляют о росте российского рынка шоколада в ближайшие три года на 45%. Другие, наоборот, предрекают незначительный рост и последующую стагнацию рынка в скором будущем. Сами производители не ожидают стремительного развития рынка. Кто из них прав, покажет время, однако очевидно, что российский рынок в своем развитии будет вынужден следовать за мировыми тенденциями: сокращение форматов изделий, появление новинок с оригинальными вкусами, предложения для покупателей, ведущих здоровый образ жизни.

Говоря о перспективах российского рынка шоколада нельзя не отметить факт вступления России в ВТО. Инвестиционный климат в России остается не самым привлекательным для иностранных инвесторов, поэтому ждать большого притока иностранных инвестиций в РФ, в том числе на рынок кондитерских изделий, в ближайшем будущем не приходится.

В то же время снижение пошлин на импортируемую продукцию увеличит конкуренцию на российском рынке шоколада. Так, аналитики предполагают увеличение ввоза дешевой продукции из Китая и Восточной Европы; в премиум-сегменте в борьбу с российскими производителями вступят европейские компании, которые работают с шоколадом не одну сотню лет и технологически гораздо серьезнее вооружены. Российские производители, безусловно, не на шутку обеспокоены сложившейся ситуацией.

Подводя итог, стоит отметить, что для успешной работы в рамках ВТО необходимо преодолеть техническое и технологическое недоразвитие. Увеличение размера бюджетной поддержки не единственное возможное решение в сложившихся условиях (такое увеличение возможно в 2 раза: с нынешних 4,5 млрд долл. до 9 млрд долл.); кроме того, необходимо изменить ее механизмы. Ускорение развития рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса является неотъемлемой частью принимаемых решений. В течение предусмотренного соглашением о вступлении России в ВТО «переходного периода» нужно разработать адаптационные меры государственного и технического регулирования, а также поддержки АПК.

Согласно мнению специалистов рынка, результат вступления России в ВТО будет заметен не ранее, чем через 5 - 6 лет. При грамотной политике государства изменения пройдут безболезненно, но необходима система мер по поддержке отечественных производителей, чтобы они могли перейти на новые технологии и эффективные методы ведения бизнеса.

1. Колончин К.В., Еделев Д.А., Кантере В.М., Матисон В.А. Технология обеспечения безопасности и качества продуктов // Пищевая промышленность. 2010. № 5.

2. Кондитерские изделия. 2013. № 2. URL: http://www.my-ki. ru/ebook/2013-02/#/14/zoomed.

3. Кондитерские изделия. 2013. № 3. URL: http://www.my-ki. ru/ebook/2013-03/#/14/

4. Птуха А.Р. Рынок мучных кондитерских изделий растет за счет новых видов продукции // Хлебопродукты. 2012. № 11.

5. Рынок шоколада России - консервативный // Кондитерские изделия. 2013. № 2. URL: http://www.my-ki.ru/ebook/2013-02/ #/31/

6. Холод Л. Присоединение России к ВТО и развитие агропромышленного комплекса // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 6.

удк 338.24 Айна-Жан Ербулатовна Махметова,

кандидат экономических наук, [email protected] доцент кафедры экономики труда

и управления персоналом, СГСЭУ

ОЦЕНКА КРИТЕРИЕВ РАНЖИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье предложен алгоритм анализа бизнес-процессов предприятий промышленности, выявлены функционально-пошаговые действия его содержания. Особое внимание уделено исследованию критериев оценки и ранжирования бизнес-процессов с позиции их важности и проблемности. При оценке важности бизнес-процессов использован экспертный метод, определена значимость критериев важности бизнес-процессов, осуществлено сопоставление бизнес-процессов с ключевыми факторами успеха, выявлена степень влияния ключевых факторов успеха на бизнес-процессы обследованного предприятия, осуществлен расчет интегрального индекса важности бизнес-процессов. Исследована содержательность понятия «ресурсоемкость», выявлены трудовые и стоимостные затраты существующих бизнес-процессов на основе использования методики функционально-стоимостного анализа. Представлены результаты оценки проблемности бизнес-процессов предприятия, обоснована зависимость конечных показателей результативности.

Ключевые слова: критерии оценки, ранжирование, затраты бизнес-процессов, ресурсоемкость, предприятие промышленности, экспертная оценка.

A.-Zh.Ye. Makhmetova

EVALUATION CRITERIA FOR RANKING BUSINESS PROCESSES

OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper puts forward an algorithm for analyzing business processes of industrial enterprises and identifies its functional steps. Particular attention is paid to the study of evaluation criteria and ranking of business processes in terms of their priority and urgency. The author assesses the importance of business processes using expert method, defines significant criteria for assessing the importance of business processes, compares business processes with key success factors, identifies the degree of key success factors influence on business processes of the surveyed company, and presents calculations for an integral index of business processes importance. The author examines the content of the concept of "resource intensity", describes labor costs and costs of existing business processes through the methodology of value analysis, presents the results of business processes significance assessment, and shows their correlation with final performance indicators.

Keywords: evaluation criteria, ranking, business processes costs, resource intensive, industrial enterprise, expert evaluation.

Для целей анализа бизнес-процессов предприятий промышленности целесообразна разработка информационной модели, в которой осуществляются функционально-пошаговые действия: определение трудоемкости бизнес-процессов (трудозатраты владельцев); функционально-стоимостной анализ эффективности бизнес-процессов; оценка себестоимости производственной деятельности; разработка или совершенствование системы планирования процессов; мониторинг выполнения процессов; разработка системы электронного документооборота; разработка системы управления «по несоответствиям»; итоговый анализ характеристик бизнес-процессов.

В процессе ранжирования бизнес-процессов предприятий промышленности по степени приоритетности представляется целесообразным использование принципа Парето, согласно которому 20% всех бизнес-процессов создают 80% результата деятельности. В этой связи важными задачами являются определение, анализ и оптимизация приоритетных бизнес-процессов, создающих ценность выпускаемой продукции, что позволяет существенно повысить качественные характеристики продукции и уровень конкурентного преимущества предприятия в целом.

В работах многочисленных исследователей выделяют различные критерии оценки и ранжирования бизнес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.