Научная статья на тему 'Одаренная личность'

Одаренная личность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
219
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одаренная личность»

ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Почти четверть века прошло со дня смерти профессора П.П. Маслова, а память о нем свежа как и в первый день, когда я увидел его в лекционном зале Московского финансового института. Это было в 1951 г.

Читая лекцию, профессор медленно двигался перед первыми рядами сидящих в аудитории студентов, и казалось, что он не обращает на них никакого внимания. Со стороны выглядело так, как будто профессор не просто рассуждал, а полемизировал с неким оппонентом, с которым он то соглашался, то возражал. А для возражений было достаточно оснований, особенно когда мнимый оппонент восхвалял практику советской статистики.

Такой стиль лекции приучал студентов мыслить критически. Содержание лекций запоминалось надолго, и практика механической записи лекции упразднялась.

Необычный метод преподавания П.П. Маслова существенно выделял его среди профессоров института. Тот факт, что профессор не состоял в партии (вспомним, какое это было время), было загадкой и вызывало тайное восхищение у многих студентов, ставя его на некий пьедестал для подражания другим.

Павел Петрович обладал особой способностью выражать свои мысли. Его язык был лаконичен, фразы выразительные и короткие, определения меткие и четкие, общих оборотов речи и штампов не было. Изящность речи достигалась и отсутствием слов-паразитов. Профессор был против употребления слов и выражений, которые часто встречаются в лексиконе людей, имеющих поверхностное представление о том или ином предмете. Не случайно он был награжден литературной премией в 1933 г. за публицистическое произведение "Конец Урянхая”.

Познакомился я с профессором П.П. Масловым на кафедре статистики МФИ. Это было в марте 1952 г. Учился я на факультете международных расчетов, лекции профессора меня заинтересовали, и я решил участвовать в студенческом научном кружке по статистике. Отношение профессора к членам студенческого научного кружка было самое благожелательное. Иногда он беседовал с каждым из нас в отдельности. Эти беседы порой начинались на кафедре, а заканчивались у него на квартире

или на даче, куда он ездил на своей “Волге”, на заднем сиденье которой помещался лохматый дружелюбный пес размером с маленького теленка.

Павел Петрович жил в коммунальной квартире, которая находилась в тихом переулке на втором этаже старого, ветхого на вид дома. В его кабинете с полками книг от пола до потолка стояло пианино, и маленькая его дочка, Ксения, тихо практиковалась на нем, не мешая нам беседовать. В конце беседы молодая хозяйка, Людмила Петровна, любезно приглашала к столу.

Профессор часто отсылал нас по разным научным вопросам к своим знакомым профессорам и академикам, расширяя наш круг знакомства в научном статистическом мире. Так, например, я, будучи еще студентом, познакомился в домашней обстановке с профессором Б.С. Ястремским и академиком С. Г. Струмилиным.

Павел Петрович активно способствовал нашей научной работе. Он приносил нам книги из своей личной библиотеки, брал книги для нас из закрытых фондов Библиотеки им. Ленина и редактировал наши статьи для публикации в студенческом научном сборнике.

Позднее, будучи уже доктором экономических наук, я мог по достоинству оценить П.П. Маслова как ученого. Не будет преувеличением сказать, что он был тем из немногих, о которых еще Пушкин написал: “Ученых много, умных мало. Знакомых тьма, а друга нет”. Действительно, профессор Маслов относился к категории умных ученых, влияние которых и в науке, и в общественной сфере трудно переоценить.

Работы его охватывают широкий диапазон тем — от сугубо статистических проблем, как, например, “трудовые сбережения и распределение доходов”, до тематики, далекой от статистики, например, его работа по истории архитектурных памятников Москвы.

Профессор П.П. Маслов — автор более 250 научных работ по статистике (сельскохозяйственной, демографической,

экономической, внешней торговли и теоретической),

потребительскому спросу, социологии, переписи населения, системам национальных счетов, применению математических методов в экономических исследованиях, по методам косвенных расчетов и по критическому анализу ряда зарубежных статистических публикаций. Многие его работы были переведены в западных странах и в странах Востока. Я лично находил труды профессора П.П. Маслова в библиотеках Вашингтона, Лондона, Мюнхена, Пекина, Сиднея.

Работы его отличаются оригинальностью, свежестью мысли и глубоким логическим толкованием анализируемой проблемы.

Исходным пунктом его статистических исследований всегда была строгая логическая канва рассуждений. П.П. Маслов отлично понимал, что возможности статистических методов ограничены и зависят от логически постулированных субъективных предпосылок. Убедительная логика при анализе статистических данных, виртуозность в косвенных экономических расчетах делали его неподражаемым. Можно с уверенностью сказать, что в этой области статистики он был современным Петти.

Будучи передовым представителем русского направления в статистике, он прекрасно понимал, что только однородные статистические данные могут служить надежным фундаментом для статистических исследований. Однако однородность данных определяется только логически, так как она не поддается количественному измерению при существующем подходе в статистике с позиции предпосылок. Вот почему логическо-статистическое чутье анализа данных играет в статистике, если можно так сказать, первую скрипку. Однако хорошая игра на этой скрипке по силам только узкому кругу сверходаренных личностей.

Был период, когда неудавшиеся в математике спецы ринулись в статистику, заменяя основную проблему статистики математическими аксиомами. И тут профессор П.П. Маслов встал на защиту статистики, не боясь быть обруганным и прослыть консерватором. Он понимал, что аксиомы математики в статистике — чужеродное тело и чрезмерная математизация статистики вредна, так как в статистическое исследование вводятся дополнительные необоснованные предпосылки, которые обесценивают статистические выводы.

Критикуя излишнюю математизацию статистики в работах В. Ваксмана и А. Коцеленбогена, профессор Маслов советовался с выдающимися математиками. Советовался он и со своим сыном математиком, ныне действительным членом Российской академии наук. В этих случаях он обычно говорил: “Надо обсудить эту проблему с Витькой”. Так называл он своего сына. После обсуждений он горестно заявлял, что Витьке не дано понять статистические премудрости.

П.П. Маслов отчетливо сознавал, что глупо и бесполезно создавать статистические модели на базе инородных математических аксиом. Каждая наука предполагает свой аксиоматический фундамент независимо от того, сформулирован он или нет для практических целей. К сожалению, в статистике аксиоматический фундамент отсутствует и в этом ее трагедия. Это остро ощущают статистики уровня профессора Маслова. Для примкнувших же к статистике математиков — это своего рода золотое дно, позволяющее им

манипулировать статистикой в любом направлении и для любых целей.

Статистика на Западе зачастую являет собой пример математикосхоластических упражнений в экономических расчетах. Это пагубное направление в статистике в свое время нашло своих подражателей и в России — как говорится, дурной пример заразителен. Профессор П.П. Маслов, критикуя публикации подобного рода, был своеобразным барьером в распространении этого дурного примера.

В моем представлении профессор Маслов был русским православным человеком в глубине своего духовного восприятия жизни. И как добросовестный ученый он никогда не шел на компромиссы со своей совестью в научных вопросах. Павел Петрович критически относился ко многим аспектам советской действительности. Свободный от корыстных интересов, как всякий честный русский, говорил и писал не взирая на личности.

Профессор П.П. Маслов вошел в историю отечественной статистики как патриот и борец за чистоту логического фундамента статистики против ее засорения методами западной статистики с их необоснованными предпосылками абстрактно-механистического характера.

В.В. Швырков,

д.э.н., профессор, руководитель Международного общества статистической науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.