www.medial-journal.ru
УДК: 616.8-053.2 Код специальности ВАК: 07.00.10
ОЧЕРКИ РАЗВИТИЯ ОБШЕЙ И ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ
(ПОСВЯЩАЕТСЯ 100-ЛЕТИЮ ПИМУ)
Дата поступления 30.05.2018
В статье представлены особенности становления и развития нейронаук с акцентом на неврологию детского возраста. Детская неврология бурно развивается в последние десятилетия, что связано с новыми техническими возможностями изучения нервной системы, определенными достижениями в биохимии и физиологии. Однако не стоит забывать, что эти успехи опираются на серьезный вклад великих ученых-неврологов, чья жизнь и творчество были отданы во славу Отечества и медицинской науки. В статье описаны основные этапы развития неврологии в России, а также указаны основатели этой области наук, такие как А.Я. Кожевников, Л.О. Даркшевич, А.И. Писнячевкий, В.М. Бехтерев и другие. Особое внимание уделено становлению неврологии детского возраста в Приволжском исследовательском медицинском университете, указаны основные направления научно-исследовательской деятельности ученых Приволжского исследовательского медицинского университета в настоящее время, последние открытия и изобретения в области нейрохимии, нейрофизиологии и нейроморфологии. Подробно рассматривается история кафедры нервных и душевных болезней с момента основания медицинского факультета Нижегородского университета по настоящее время с указанием всех руководителей кафедры, их научных трудов и интересов. Также уделено внимание развитию нейрохирургии как одной из областей нейронаук.
Ключевые слова: история, клиническая и детская неврология, превентология.
В.Д. Трошин, О.О. Салтыкова,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород
Салтыкова Ольга Олеговна -e-mail: [email protected]
The article presents the features of the formation and development of neuroscience with an emphasis on neurology of childhood. Pediatric neurology is rapidly developing in recent decades, which is associated with new technical possibilities of studying the nervous system, certain achievements in biochemistry and physiology. However, we should not forget that these successes are based on the serious contribution of the great neurological scientists, whose life and work were given to the glory of the Fatherland and medical science. The article describes the main stages in the development of neurology in Russia, as well as the founders of this field of sciences, such as A.Ya. Kozhevnikov, L.O. Darkshevich, A.I. Pisnyachevsky, V.M. Bekhterev and others. Special attention is paid to the development of childhood neurology at the Privolzhsky Research Medical University, the main areas of scientific research activities of the scientists of the Privolzhsky Research Medical University are at present, the latest discoveries and inventions in the field of neurochemistry, neurophysiology and neuromorphology. The history of the Department of Nervous and Mental Illnesses has been considered in detail since the foundation of the medical faculty of the Nizhny Novgorod University up to the present time with the indication of all heads of the department, their scientific works and interests. Also paid attention to the development of neurosurgery as one of the areas of neuroscience.
Key words: history, clinical and pediatric neurology, preventology.
НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Неврология - наука о нервной системе человека в норме и патологии. Эта отрасль медицины восхищает изяществом построений, тонкостью топической диагностики, обилием продолжающихся исканий и находок.
Актуальность изучения неврологии детского возраста обусловлена большой распространенностью нервных болезней у детей, которая достигает 30,6 на 1000 населения детского возраста. В структуре детской инвалидности поражения нервной системы составляют около 60%.
Большая распространенность различных форм поражения нервной системы у детей, вариабельность их течения, нередко с выраженным или нарастающим неврологическим и интеллектуальным дефектом, приводящих к стойкой инвалидизации, требует существенного улучшения наших познаний в этой области.
Учение о мозге в последние годы развивается весьма успешно и быстрыми темпами. Получены новые данные о нейронах, синаптических связях, морфологическом строении отдельных областей, характере распространения нервных импульсов, существовании функциональных систем мозга и многом другом. В Приволжском исследовательском медицинском университете (ПИМУ) разработана современная нейротопологическая теория онтогенеза - основа стратегии превентивной медицины.
Успехи в неврологии опираются на серьезный вклад великих ученых-неврологов, чья жизнь и творчество были отданы во славу Отечества и медицинской науки. Можно с гордостью назвать плеяду отечественных ученых, которые за сравнительно короткий период внесли огромный вклад в изучение анатомии, физиологии нервной системы и клиники нервных болезней. Здесь уместно привести строчки из письма профессору А.А. Бунделю известного нижегородского генетика, профессора Сергея Сергеевича Четверикова, который писал: «... ужасно хочется, чтобы после смерти что-то от тебя осталось!» У наших предшественников есть чему поучиться [1].
Среди лучших ученых того времени назовем основоположника отечественной неврологии, главу московской школы неврологов Алексея Яковлевича Кожевникова (1836-1902). Он в 1869 г. создал первую в мире кафедру и клинику нервных болезней при Московском университете [2]. До этого неврология была составной частью терапии или психиатрии.
Алексей Яковлевич Кожевников был выдающимся клиницистом, крупным ученым, мыслителем, педагогом. В 1883 г. им написан первый отечественный учебник «Нервные болезни и психиатрия». Достаточно перечислить непосредственных учеников А.Я. Кожевникова, чтобы представить вклад московской школы в отечественную неврологию: В.К. Рот, С.С. Корсаков, В.А. Муратов,
Л.С. Минор, Г.И. Россолимо, А.А. Корнилов, Л.О. Дарк-шевич и многие другие.
Основателем нижегородской кафедры неврологии является Александр Иосифович Писнячевский, ученик А.Я. Кожевникова [3].
Лучшим учеником А.Я.Кожевникова и его преемником на кафедре нервных болезней Московского университета был Владимир Карлович Рот (1848-1916). Он прославился работами в области прогрессирующей мышечной дистрофии, бокового амиотрофического склероза, патоморфологии сирингомиелии, описал особую форму невралгии латерального кожного нерва бедра, получившую название «болезнь Рота». После ухода из клиники В.К. Рота кафедрой заведовал В.А. Муратов (1865-1916). Продол-жая развивать идеи своего учителя, он изучал сосудистые и травматические повреждения мозга, эпилепсию и энцефалиты.
После смерти В.А. Муратова кафедру возглавил другой ученик В.Я. Кожевникова - Григорий Иванович Россолимо (1860-1928). Его работы посвящены различным заболеваниям нервной системы: спинной сухотке, сирингомиелии, рассеянному склерозу, травме нервной системы и др.
Преемником Г.И. Россолимо был Евгений Константинович Сепп (1878-1957), ученик В.К. Рота, руководивший кафедрой с 1927 по 1957 гг. Е.К. Сепп был автором работ по эволюции и патоморфологии нервной системы, по сосудистым и травматическим повреждениям нервной системы, эпилепсии.
В 1881 г. в Петербурге при Военно-медицинской академии была открыта вторая русская клиника нервных болезней, которую организовал и возглавил И.П. Мержеевский.
Он изучал опухоли головного мозга, боковой амиотро-фический склероз, одностороннюю атрофию лица и другие заболевания нервной системы. Особенно известны его работы по изучению мозга у больных, страдающих идиотией.
К числу его лучших учеников относится Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - один из выдающихся деятелей отечественной медицины [4]. В 1885 г. он стал профессором кафедры психиатрии в Казани, а в 1894 г. вернулся в Петербург и возглавил кафедру нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии. Его книга «Проводящие пути головного и спинного мозга» была напечатана в 1893 г. в России, в 1894 г. - в Германии. В 1892 г. им описана прогрессирующая одеревенелость позвоночника (названная вскоре его именем), наступавшая в результате окостенения позвоночника, позвоночных суставов, анкилозирования позвоночно-реберных сочленений, окостенения крестцово-подвздошных сочленений и крупных суставов.
Первое в мире нейрохирургическое отделение было открыто в 1907 г. в клинике В.М. Бехтерева. В первые годы
НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
деятельности этого нейрохирургического отделения операции на центральной и периферической нервной системе производили общие хирурги - Н.Я. Велтминов, М.С. Субботин, Е.В. Павлов и Р.Р. Вреден. Ассистировал им ученик В.М. Бехтерева - Л.М. Пуссеп, который в дальнейшем стал крупным нейрохирургом.
После В.М. Бехтерева кафедру нервных болезней возглавил М.Н. Жуковский, а после его смерти Михаил Иванович Аствацатуров (1877-1936) - один из выдающихся учеников В.М. Бехтерева, автор более 100 работ, посвященных анатомии и физиологии нервной системы, а также клинической неврологии.
С 1936 г. кафедру неврологии Военно-медицинской академии возглавил Б.С. Дойников (1879-1949), широко известный своими исследованиями по нейрогистологии нервной системы.
Одним из ярких представителей петербургской (ленинградской) неврологической школы является ученик И.П. Мержеевского Леонид Васильевич Блуменау (18621931), который после защиты докторской диссертации в 1903 г. был избран профессором кафедры нервных болезней Клинического института в Петербурге, преобразованного в дальнейшем в Государственный институт усовершенствования врачей. Л.В. Блуменау принадлежит более 60 работ. В основной из них - «Мозг человека» (1925) -описаны морфология и физиология мозга в тесной связи с клиникой.
В последующие 29 лет кафедра нервных болезней связана с именем академика АМН СССР Сергея Николаевича Давиденкова (1880-1961), который был блестящим клиницистом, внесшим большой вклад в развитие отечественной неврологии и медицинской генетики. Он оставил большое научное наследие -более 300 работ. Особенно яркими были его работы по наследственно-дегенеративным болезням нервной системы.
Основоположником Казанской школы был ученик А.Я. Кожевникова и В.К. Рота Ливерий Осипович Даркшевич (1858-1925), назначенный профессором кафедры нервных болезней в Казанском университете в 1892 г. по рекомендации А.Н. Кожевникова и В.М. Бехтерева. Много внимания он уделял изучению морфологии и клиники заболеваний нервной системы. Последние годы жизни он посвятил изданию трехтомного руководства «Курс нервных болезней», которое не утратило значения до настоящего времени.
Необходимо вспомнить великие заслуги И.П. Павлова в раскрытии физиологических функций головного мозга и познании механизмов его деятельности. Классическими исследованиями И.П. Павлов доказал, что головной мозг является органом, в котором реализуется связь всех функ-
ций организма и управление его многообразными реакциями на воздействия окружающей среды.
Параллельно с развитием неврологии совершенствовалась и нейрохирургия. В 1926 г. в Ленинграде организован впервые в мире Институт хирургической невропатологии, который возглавил А.Л. Поленов. В настоящее время это Санкт-Петербургский научно-исследовательский нейрохирургический институт им. А.Л. Поленова.
Становление московской школы нейрохирургов связано с именем академика Николая Ниловича Бурденко (1876-1946). В 1934 г. под его руководством организован Центральный нейрохирургический институт, реорганизованный в Институт нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко. В настоящее время институтом руководит блестящий нейрохирург, академик Александр Николаевич Коновалов. Нейрохирургические клиники открывались и в других городах. В 1925 г. Павел Иосифович Эдмин (ученик Л.О. Даркшевича) организовал нейрохирургическую клинику в Ростове-на-Дону. Его примеру последовали профессор Х.И. Гаркави в Нижнем Новгороде, профессор Д.Г. Шефер в Свердловске и др.
В настоящее время нейрохирургия успешно развивается в Нижнем Новгороде (проф. А.П. Фраерман, доц. Н.И. Аржанов), в Саратове (проф. Л.Я. Лившиц, проф. Е.И. Бабиченко), в Ташкенте (проф. М.К. Кариев), в Новосибирске (проф. К.И. Харитонова), в Новокузнецке (проф. А.А. Луцик), в Красноярске (проф. Н.С. Дралюк), в Донецке (проф. И.Д. Вирозуб) и других городах.
Ученые Нижнего Новгорода в течение 100 лет активно разрабатывают проблемы физиологии и патологии нервной системы. Нейробиологические науки в Нижегородской медицинской академии плодотворно развивались в 3-х направлениях - нейрофизиологии, нейрохимии и нейро-морфологии.
Нейрофизиология. С именем академика П.К. Анохина связана теория функциональных систем, которая составила новую эпоху фундаментального практического знания. Начало создания этой теории П.К. Анохиным связано с работой в 30-х годах в Нижегородском медицинском институте. Уже в первый период работы по исследованию высшей нервной деятельности животных была предложена секреторно-двигательная методика. Особенно значительными среди работ этого периода были начатые в 1931 г. исследования проблемы взаимоотношения центра и периферии нервной деятельности. П.К. Анохин приходит к выводу о том, что «нервная система осуществляет свою интегративную деятельность не только по структурному, но и по специфическим функциональным принципам».
Возникшее в те годы представление об обратной аффе-рентации явилось важнейшим звеном созданного позд-
НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
нее учения о функциональных системах. Результаты описываемых исследований были опубликованы в вышедшем под редакцией П.К. Анохина сборнике «Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности» (Горьковское издательство, 1935).
Теория функциональных систем в академии весьма плодотворно разрабатывалась член-корр. АМН СССР Н.Ю. Беленковым, проф. А.Б. Страховым, В.И. Щербаковым, А.Т. Абакаровым, А.В. Зевеке, И.В. Мухиной.
Нейрохимия. Проблема биохимии мозга активно разрабатывается с 1930 года на кафедре биохимии. Началом этому послужили работы Г.Я. Городисской, посвященные функциональной химической топографии мозга. С начала 50-х годов XX столетия на кафедре под руководством заслуженного деятеля науки, проф. Е.М. Хватовой были развернуты исследования энергетического обмена и особенностей поглощения мозгом кислорода.
В результате широкого изучения обменных процессов была составлена метаболическая характеристика мозга в условиях гипоксии, ишемии и повышения устойчивости к кислородному голоданию.
Широкой полосой в течение многих лет в работах кафедры биохимии прошли исследования действия одного из эндогенных ферментов - пептида, индуцирующего дельта-сон (ДСИП). Пептид, индуцирующий дельта-сон, прошел клинические испытания на базе Нижегородского геронтологического центра с очень перспективными результатами - предмет работы врача-невропатолога Е.А. Антипенко. В настоящее время пептид, индуцирующий дельта-сон, разрешен М3 как лекарственный препарат. В данный момент исследования проводятся под руководством проф. Е.И. Ерлыкиной.
Нейроморфология. Нейроморфологические исследования активно разрабатываются под руководством проф. А.Г. Гретена. Основное направление кафедры гистологии - репаративная регенерация мозга и пути ее коррекции. В эксперименте разработан метод аутотранспланта-ции нервных ганглиев в поврежденный спинной мозг, предложен ряд способов для клиники (проф. А.П. Хренов, к. м. н. Н.С. Киселева, к. м. н. Т.М. Радаева и др.). В настоящее время проблема вегетоморфогенеза плодотворно разрабатывается под руководством И.Л. Ермолина.
Кафедра нервных и душевных болезней создана на медицинском факультете Нижегородского университета в 1921 году 23 февраля. Основателем и первым руководителем кафедры до 1931 г. избран профессор Александр Иосифович Писнячевский (1863-1938).
В 1931 г. после реорганизации медицинского факультета университета в медицинский институт, были созданы отдельные кафедры нервных болезней и психиатрии. На должность заведующего кафедрой нервных болезней был
избран профессор Хаим Иосифович Гаркави (1897-1958). Являясь неврологом-нейрохирургом, Х.И. Гаркави организовал нейрохирургическое отделение, патогистологи-ческую лабораторию.
В 1951-1961 гг. кафедру возглавляет Федор Арсеньевич Поемный (1910-1987). Профессор Ф А. Поемный уделял большое внимание расширению клиники, оснащению новым оборудованием, основал кабинет энцефалографии. Изданы учебники «Нервные болезни» и «Введение в клиническую неврологию».
С 1962 по 1988 гг. кафедрой руководила профессор Елизавета Пантелеймоновна Семенова (1922 г. р.). Преемственность научной тематики клиники сохранилась. На первом этапе разрабатывалась проблема сосудистых и воспалительных заболеваний нервной системы. Изучались вопросы нейрогормональной регуляции, иммунологической реактивности.
Особо следует привлечь внимание к становлению нейрохирургии на базе клиники. У истоков создания нейрохирургического отделения стоял Х.И. Гаркави, до 1931 г. нейрохирургия развивалась общими хирургами. С 1963 по 1971 гг. нейрохирургическая служба была сконцентрирована на базе городской больницы № 39 (межобластной нейрохирургический центр Волго-Вятского региона, руководитель - заслуженный деятель науки НА профессор А.П. Фраерман).
В 1971 г. открыто нейрохирургическое отделение на 60 коек. Научная работа и преподавание нейрохирургии проводятся под руководством доцента Н.И. Аржанова, профессора В.М. Назарова, профессора А.П. Фраермана, главного нейрохирурга области С.Б. Рогожкина.
В 1988-2004 гг. кафедру возглавлял ученик профессора Е.П. Семеновой и профессора Ф.А. Поемного, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук Владимир Дмитриевич Трошин (1932 г.р.). Научная деятельность кафедры была сконцентрирована на разработке проблем превентивной неврологии, создана научная школа.
С 2004 г. кафедру неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики возглавляет доктор медицинских наук, профессор В.Н. Григорьева, ученица проф. А.В. Густова и проф. В.Д. Трошина. Сотрудники кафедры под руководством В.Н. Григорьевой продолжают развивать научные тенденции кафедры, сосредоточив усилие по разработке проблемы нейропсихологии, нейрореабилитации, нейро-профилактики.
В мае 1993 г. открыта новая кафедра неврологии, нейрохирургии и психиатрии института последипломного образования Нижегородской медицинской академии (зав. кафедрой - заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки РФ, профессор А. В. Густов).
НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Особенно необходимо остановиться на детской неврологии. Эта ветвь неврологии еще очень молода, бурно развивается в последние десятилетия, когда на арене появились такие признанные авторитеты в этой области, как академик АМН СССР Л.О. Бадалян, проф. М.Б. Цукер, К.А. Семенова, Е.С. Бондаренко. Основное внимание детские неврологи уделяют изучению проблем перинатальных поражений нервной системы. Активно изучаются различные аспекты детского церебрального паралича, судорожные синдромы, онкологические и сосудистые заболевания.
Детская неврология в Приволжском исследовательском медицинском университете развивается на базе кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики в связи с профилизацией преподавательской деятельности на педиатрическом факультете, проводилась профессорами В.Д. Трошиным, В.М. Трошиным, О.В. Трошиным, К.Г. Ганеевым.
В.Д. Трошин окончил педиатрический факультет, с 1962 г., работая в составе кафедры неврологии, занимался изучением эволюционной и превентивной неврологии.
В.М. Трошин основал курс детской неврологии и детскую неврологическую клинику на 100 коек, в научном плане активно работал в области перинатальной неврологии и ангионеврологии.
О.В. Трошин работал детским неврологом, организовал кафедру специальной психологии и педагогики в Нижегородском педагогическом университете им. К. Минина, где и работал заведующим кафедрой в течение 20 лет.
К.Г. Ганеев возглавлял курс детской неврологии в течение 10 лет, разрабатывая пароксизмальные состояния.
В настоящее время в детской клинике активно работают профессоры О.В. Халецкая, С.А. Чекалова, ассистенты,
кандидаты медицинских наук Т.М. Радаева, Е.Н. Миронова, И.А. Трушина, Е.Ю. Степанова.
По детской неврологии успешно защитили докторские диссертации О.В. Халецкая и С.А. Чекалова, в настоящее время возглавляют кафедры педиатрического профиля и плодотворно изучают проблемы нейросоматологии детского возраста.
Развитию детской неврологической службы способствовало создание в 1985 г. Республиканского центра педиатрической неврологии на базе Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ (руководитель центра - профессор И.А. Скворцов) и 11 межобластных центров, работа которых была сориентирована на первоочередное решение проблем детской неврологии. Кафедрами медицинских институтов, научно-исследовательскими институтами совместно с органами здравоохранения в стране была разработана и внедрена система дифференцированного этапного и непрерывного обслуживания детей, страдающих различными нарушениями нервной системы (Бадалян Л.О. и др., 1980, 1988).
ЛИТЕРАТУРА
1. Трошин В.М., Кравцов Ю.И. Детская неврология. Нижний Новгород, 1993, с. 643.
Troshin V.M., Kravcov Yu.I. Detskaya nevrologiya. Nizhnij Novgorod, 1993, s. 643.
2. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. Неврология и нейрохирургия. Учебник. М.: Медицина, 2000, с. 656.
Gusev E.I., Konovalov AN, Burd G.S. Nevrologiya i nejroxirurgiya. Uchebnik. M.: Medicina, 2000, s. 656.
3. Трошин В.Д., Семенова Е.П., Густов А.В., Куркина С.А. Нижегородская школа неврологов. Н.Новгород: НГМА, 2002, с. 250.
Troshin V.D., Semenova E.P., Gustov A.V., Kurkina S.А. Nizhegorodskaya shkola nevrologov. N. Novgorod: NGMß\, 2002, s. 250.
4. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. Изд. 2е, переработанное и дополненное. М.: Медпресс-информ, 2007, с. 552.
Skoromec А.А., Skoromec A.P., Skoromec ТА. Nervnye bolezni. Izd. 2e, pererabotannoe i dopolnennoe. M.: Medpress-inform, 2007, s. 552.