Журналистика
УДК 070.4(470.621)
ББК 76.120.4(2Рос.Ады)
К 38 Кивилиди Е.А.
Аспирант кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
Очерк в современной адыгейской периодике
(Рецензирована)
Аннотация:
Приводится статистика частотности публикации очерковых произведений на материале ведущих местных периодических изданий - журнала «Литературная Адыгея» и газеты «Советская Адыгея». Отмечается узость круга авторов-очеркистов, публикующихся в упомянутых изданиях, и выявляются причины данного факта. В результате выделяется и описывается наиболее распространенный тип очерка, отмечается, что в адыгейской публицистике очерк представлен, причем встречаются все три типа очерков, выделяемые М.Н. Кимом. Лидирующие позиции в газете «Советская Адыгея» и в журнале «Литературная Адыгея» занимает очерк художественно-публицистического типа, а именно портретный.
Ключевые слова:
Очерк, региональная литература, публицистика, «Литературная Адыгея», «Советская Адыгея», художественно-публицистический очерк, исследовательский очерк, художественный очерк.
Kivilidi E.A.
Post-graduate student of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, email: [email protected]
Sketch in the Adyghean modern periodical press
Abstract:
The paper provides statistics of the publication frequency of sketches in the leading local periodicals, namely: the Literary Adyghea journal and the Soviet Adyghea newspaper. The author points to a narrow circle of the authors who are publishing their sketches in the mentioned editions and clears up the reasons of this fact. The most widespread type of a sketch is allocated and described. It is noted that in the Adyghean journalism all three types of sketches, allocated by M.N. Kim, are presented. A sketch of art - publicistic type, namely: portrait, occupies the leading positions in the Soviet Adyghea newspaper and in the Literary Adyghea journal.
Keywords:
Sketch, regional literature, journalism, “the Literary Adyghea”, “the Soviet Adyghea”, art -publicistic sketch, research sketch, art sketch.
Жанр очерка, столь распространенный в печати в 60-90 годы XX века, в настоящее
время практически скрылся в тени информационных и аналитических публикаций. Эту проблему поднимают многие исследователи, достаточно обратиться к работам М.Н. Кима, Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного, В. Аршанского и других. Объясняя причины такой ситуации, М.Н.Ким отмечает: «Кризис жанра обусловлен рядом объективных и
субъективных причин. К объективным можно отнести ориентацию большинства изданий на информационные и аналитические жанры, обусловленную запросами массовой аудитории. Субъективные - в журналистском сознании произошла определенная смена творческих установок» [1: 195]. Некоторые исследователи высказывают утверждение о «гибели жанра», однако мнение большинства специалистов сводится к тому, что очерк как жанр не умер, а просто ждет своего часа. К примеру, В. Аршанский в своей статье «Ваше Величество, Очерк!» открыто протестует против заявлений о безвременной кончине жанра, оппонируя некоему А. Терехову, при этом обращаясь к широкой публике: «Бесспорно, когда из очерка уходят «Достоевские», жанр на рубеже веков действительно сдает позиции. <...>Но утверждать, что <...> нет и очерка, - все равно, что настаивать на исчезновении симфоний с уходом в мир иной Шостаковича или объявлять о кончине шахматной теории после смерти Ботвинника <...>» [2: 68]. Тот же В. Аршанский объясняет, почему определение «очерк» так редко бросается в глаза в современной критической литературе: «<...> новый стиль требует масок, и Его Величество Очерк скрывает свое первородство, прячет корону и мантию в шкаф и начинает игру в «принца и нищего», стыдливо раздавая читающему народу новые, пахнущие офсетной краской, визитки: «Прелюдия», «Интерлюдия», «Психологическое эссе» и прочая, прочая, прочая. Его все равно узнают по осанке, но уже забывают, как звать на самом-то деле <...>» [2: 68] и утверждает, что «опровергать похороны очерка можно только самим очерком» [2: 67].
В западных языках вместо названия «очерк» выступает близкое к нему «essay». Эссе -это «<...> более или менее краткий кусок прозы, представляющий в художественной форме материал, который привлекает всеобщий интерес и является преимущественно научным или познавательным, в крайнем случае, обладает большим родством с какой-либо научной областью» [3: 98, 114-115]. Это определение косвенно отражает деление очерков по типам, предложенное М.Н. Кимом, на художественные, художественно-публицистические и исследовательские.
Региональную литературу и публицистику, конечно же, затрагивает все происходившее в 90-е и происходящее сейчас в стране и на арене печатного слова, в частности. В ситуации отхода от влияния центральной прессы на региональную, можно констатировать, что «периферийность», более «размеренная» жизнь и определенный консерватизм в провинции некоторым образом способствуют сохранению традиционных публицистических жанров - региональные издания, особенно имеющие культурную, литературную направленность, «не забывают» такой жанр, как очерк. Хотя, безусловно, количественно и качественно в своем большинстве очерковые произведения снизили частотность появления в журнальной и газетной периодике.
А.П. Бурнусузян в своей статье «Северокавказский мир и Россия: методика самоузнавания» отмечает, что, если в начале 90-х отмечается подъем культурных национальных изданий, то в начале 2000-х годов «<...> общественно-психологическое напряжение и проблема выживания, обусловленные локально-хаотическими военными действиями, террористическими актами <...> привели к закономерному исходу: читателю не стало дела до происходящего в литературно-культурном бытии». Но, несмотря на это, «<...> кровеносная система журнальных и литературных организмов по-прежнему жива и
пульсирует, в меру сил обеспечивая региональной литературе и публицистике единое информационно-творческое поле» [4: 16].
В Республике Адыгея одним из старейших периодических изданий, главным печатным органом республики, является газета «Советская Адыгея».На страницах газеты среди жанров, по большей части информационных, периодически появляются и очерки. К примеру, в течение осени 2012 года было опубликовано 13 очерков (за осень тираж газеты составил шестьдесят два номера): четыре портретных очерка в сентябре, шесть опять же портретных очерков в октябре, в ноябре три очерка - два проблемных и один портретный. Очерки печатаются не часто, но с достаточной периодичностью. При учете того, что годовой тираж газеты составляет двести пятьдесят номеров, можно заявить, что, хотя и уступая позиции жанрам информационным, очерк все-таки остается в поле зрения читателя. Нельзя сказать, чтобы изученные публикации отличались большим тематическим разнообразием: прежде всего, это очерки портретные. Но встречаются и очерки, посвященные теме бездомных животных, утраты культуры языка и т.п.
Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Литературная Адыгея» также активно публикует на своих страницах очерки разных типов: художественные, художественно-публицистические, исследовательские. Изучив все выпуски журнала «Литературная Адыгея» за период 2000-2012 годов, мы пришли к выводу, что на его страницах представлены все основные типы очерков: художественный, художественнопублицистический и исследовательский. Если говорить о процентном соотношении этих типов, то с сожалением можно отметить малую долю именно художественных очерков, всего 19%. Исследовательский очерк занимает ступеньку значительно выше - 33%. Самая же большая доля - 47% - принадлежит очеркам художественно-публицистическим. Также отмечается снижение общей доли очерков в журнале, для сравнения: 19 очерков в 2000 году, 6-7 в последующие два года, и в среднем около 4 в остальные годы. Кроме того, в период с 2008 года в журнале был опубликован всего один исследовательский очерк, ни одного художественного, но 15 художественно-публицистических очерков.
По сравнению с газетой «Советская Адыгея», очерки в журнале «Литературная Адыгея» отличаются большим тематическим разнообразием. Конечно, так же, как и в газете, преобладают очерки портретные, юбилейные. Наряду с ними мы встречаем множество исследовательских публикаций: исторический, историко-экологический очерк, философский - в основном затрагивающие вопросы культурной жизни и, в частности, проблему культурной деградации молодого поколения; социальный, посвященный проблемам наркомании, проституции; публицистический, посвященный теме Великой Отечественной войны. Встречаем и художественные путевые очерки, посвященные природе и покорению горных вершин. Следует отметить, что данные типы очерков во многом способствуют формированию положительного имиджа региона.
Характерен для журнала «Литературная Адыгея» довольно-таки узкий круг авторов-очеркистов. В первую очередь, это до недавнего времени Х. Тлепцерше, К. Шаззо, З. Праток, Е.Новакович, В.Мазурик. Намного реже встречаются очерки К. Голгофской, С.Кулакова, Р. Мамия, Е.Салова, В. Ломешиной, Л.Мордовиной и др. Для газеты «Советская Адыгея» и для журнала «Литературная Адыгея» характерны и общие авторы, к примеру, Валерия Ломешина, встречаем и других авторов: Т. Филонову, М. Лебедеву, И. Асманову, В.Воронову, Т.Викторову, З. Блягоза...
На основании сказанного можно сделать вывод, что говорить о гибели очерка как жанра неправомерно, в том числе применительно к провинциальной и региональной прессе.
Приведенные сведения показывают, что в адыгейской публицистике очерк имеет место быть, причем встречаются все три типа очерков, выделяемые М.Н.Кимом. При этом лидирующие позиции и в ведущей региональной газете «Советская Адыгея», и в журнале «Литературная Адыгея» занимает очерк художественно-публицистического типа, а именно портретный.
Примечания:
1. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. 335 с.
2. Аршанский В. Ваше Величество, Очерк! // Журналист. 2000. № 4. С. 67-68.
3. Berger B. Der Eccay. Form und Geschichte. Bern und München: Francke Verlag, 1964. - S. 98, 114-115.
4. Бурнусузян А.П. Северокавказский мир и Россия: методика самоузнавания // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2011. Вып. 2. С. 11-16.
References:
1. Kim M.N. The genres of modern journalism. SPb.: V.A. Mikhaylov’s publishing house. 2004. 335 pp.
2. Arshansky V. Your Majesty, Sketch! // The Journalist. 2000. No. 4. P. 67-68.
3. Berger B. Der Eccay. Form und Geschichte. Bern und Munchen: Francke Verlag, 1964. P. 98, 114-115.
4. Burnusuzyan A.P. The North Caucasian world and Russia: self-recognition technique // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2011. Issue 2. P. 11-16.