Научная статья на тему 'Обзорная статья об оптимизации рабочего процесса средством интеграции современного оборудования. (часть 1)'

Обзорная статья об оптимизации рабочего процесса средством интеграции современного оборудования. (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА / СОВРЕМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА / DECORATIVELY APPLIED ART / CREATIVITY / ART PROCESSING / MODERN EQUIPMENT / INNOVATIVE EQUIPMENT / PROCESS OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брянский Илья Николаевич, Кондратенко Дмитрий Николаевич

В контексте проблем художественной и технической этики методологии изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, а также произведений творческой направленности обостряется потребность в освещении существующих современных приемов изготовления объектов ДПИ. Рассматриваются этапы модернизации современного оборудования станкового типа и мелкого ручного инструмента, этапы внедрения в различные отрасли человеческой деятельности и эффективность действия. В первой части статьи приводится обзорная теория, общая проблематика и способ решения. Обособление метода изготовления в режиме пай-плайн для изделий, применение современного оборудования и инновационных технологий в процессе производства. Во второй части статьи предлагается методологическая составляющая, посвященная пошаговой обработке бересты по средствам внедрения в процесс современного оборудования. Статья будет интересна как начинающим педагогам по технологии обработки и созданию ДПИ, так и уже состоявшимся профессионалам в своей сфере, также информация будет полезна художественным мастерам и любому человеку, связанному межотраслевой связью с творчеством. Статья подразумевает серию из трех частей, которые послужат фундаментом для учебного пособия по обработке и изготовлению объектов декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW ARTICLE ON WORKFLOW OPTIMIZATION BY INTEGRATION MEANS OF MODERN EQUIPMENT (PART 1)

In the context of problems of art and technical ethics of methodology of production of products of decorative applied art, and also works of a creative orientation the need for publicizing of the existing modern methods of production of objects of decorative applied art becomes aggravated. It considered stages of modernization of the modern equipment, easel type and the small manual tool. Introduction stages in various branches of human activity and efficiency of influence. The survey theory, the general perspective and a way of the decision is provided in the first part of article. Isolation of a method of production in the mode pipeline for products use of the modern equipment and innovative technologies in the course of production. In the second part of article the methodological component devoted to step-by-step processing of birch bark on means of introduction in process of the modern equipment is offered. Article will be interesting as the beginning technology teachers to processing and creation of decorative applied art, and already settled professionals in the sphere, also information will be useful to art masters and to any person connected interindustry communication with creativity. Article means a series from three parts which will serve as the base for the manual on processing and production of objects of decoratively applied art.

Текст научной работы на тему «Обзорная статья об оптимизации рабочего процесса средством интеграции современного оборудования. (часть 1)»

УДК 745/749

БРЯНСКИЙ Илья Николаевич, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия saint_F@mail.ru

КОНДРАТЕНКО Дмитрий Николаевич, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия lie1986@mail.ru

ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ. (ЧАСТЬ 1)

В контексте проблем художественной и технической этики методологии изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, а также произведений творческой направленности обостряется потребность в освещении существующих современных приемов изготовления объектов ДПИ. Рассматриваются этапы модернизации современного оборудования станкового типа и мелкого ручного инструмента, этапы внедрения в различные отрасли человеческой деятельности и эффективность действия. В первой части статьи приводится обзорная теория, общая проблематика и способ решения. Обособление метода изготовления в режиме пай-плайн для изделий, применение современного оборудования и инновационных технологий в процессе производства. Во второй части статьи предлагается методологическая составляющая, посвященная пошаговой обработке бересты по средствам внедрения в процесс современного оборудования. Статья будет интересна как начинающим педагогам по технологии обработки и созданию ДПИ, так и уже состоявшимся профессионалам в своей сфере, также информация будет полезна художественным мастерам и любому человеку, связанному межотраслевой связью с творчеством. Статья подразумевает серию из трех частей, которые послужат фундаментом для учебного пособия по обработке и изготовлению объектов декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, творчество, художественная обработка, современное оборудование, инновационная техника, оптимизация процесса.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-205-208

BRYANSKIY Ilya N.,

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia

saint_F@mail.ru

KONDRATENKO Dmitri N.,

Nizhnevartovsk State University Nizhnevartovsk, Russia lie1986@mail.ru

REVIEW ARTICLE ON WORKFLOW OPTIMIZATION BY INTEGRATION MEANS OF MODERN EQUIPMENT (PART 1)

In the context of problems of art and technical ethics of methodology of production of products of decorative applied art, and also works of a creative orientation the need for publicizing of the existing modern methods of production of objects of decorative applied art becomes aggravated. It considered stages of modernization of the modern equipment, easel type and the small manual tool. Introduction stages in various branches of human activity and efficiency of influence. The survey theory, the general perspective and a way of the decision is provided in the first part of article. Isolation of a method of production in the mode pipeline for products use of the modern equipment and innovative technologies in the course of production. In the second part of article the methodological component devoted to step-by-step processing of birch bark on means of introduction in process of the modern equipment is offered. Article will be interesting as the beginning technology teachers to processing and creation of decorative applied art, and already settled professionals in the sphere, also information will be useful to art masters and to any person connected interindustry communication with creativity. Article means a series from three parts which will serve as the base for the manual on processing and production of objects of decoratively applied art.

Keywords: decoratively applied art, creativity, art processing, modern equipment, innovative equipment, process optimization.

С начала становления человека разумного (транслитный вариант Хомо Сапиенс) его разум терзали вопросы улучшения собственной жизнеобеспеченности. Таким образом, с течением времени происходило усовершенствование процессов, связанных с выполнением тяжелого ручного труда. Процесс освоения и усовершенствования технологий выполнения задач, связанных с ручным трудом, привел к стремительному темпу роста технологий с последующим внедрением в производственный цикл, что напрямую отразилось на жизни человека. Вопросы усовершенствования и модернизации в той или иной технологической сфере беспокоили умы ряда выдающихся ученых, оставивших за собой яркий след открытий и изобретений, которые в свою очередь привнесли в нашу жизнь изменения, способствующие расширению видов деятельности в различных направлениях и областях, связанных как с работой, так и жизнью человека в целом.

Одним из ярких представителей, внесших свой вклад в науку и историю мирового искусства, является всемирно известный ученый, изобретатель, художник, проектировщик Леонардо Да Винчи [1].

Да Винчи в процессе своих опытных и экспериментальных разработок использовал заимствованные или преобразованные под определенные нужды человечества образцы механизмов. Каждое последующее изменение и апробация модификаций вели к появлению новых

функций у инструментов или приборов, вследствие чего появлялись совершенно новые инструменты для различных сфер деятельности человека.

Совершенствование технологических процессов, связанных с жизнедеятельностью человека, привлекало внимание миллионов последователей Леонардо и просто людей, связанных с научной средой, а также непосредственного пользователя: машинистов, механиков, станочников, плотников, инженеров и техников в целом.

Инструменты, детали, приспособления, станки - механизированное и электрифицированное оборудование претерпело ряд технологических вмешательств и изменений. Например, такой инструмент, как резец, имел ряд различных форм, предназначенных для той или иной задачи (токарных, строгальных, долбежных видов работ). У мясника тесак с длинным жестким полотном для лучшего скольжения, закаленный для большей прочности, использовался в его работе, но также применялся и у военных как боевой нож; у мастеров парикмахерского дела -клинковая бритва (на складной ручке); у художественных мастеров по обработке древесины - в зависимости от материала - косой клинковый нож.

Каждый из инструментов в ходе модернизации претерпел ряд изменений, став по своей теперешней значимости внутренним элементом других модифицированных разработок в области производства и иных областей жизни человека. К примеру, клинковая бритва эволюционировала в Т-образную безопасную бритву, а далее - в электробритву. В пекарне легированный стальной резец также распространен в виде элемента, например, хлеборезного станка, электрической мясорубки. Машины портных-закройщиков для кройки суконного полотна используют резец как основной режущий элемент конструкции. Появляются все новые и новые машины для резания древесины, нанесения резьбы и насечек на металлическую или металлизированную поверхность.

Актуальность данной статьи подсказана процессом улучшения изготовления художественных предметов в декоративно-прикладном искусстве (ДПИ), сокращения времени изготовления единицы готового изделия ДПИ в условно-промышленном масштабе, например сувенирной продукции.

Целью статьи является раскрытие потенциала новых инженерных разработок на примере внедрения их в процесс изготовления работ специалистов декоративно-прикладного искусства.

Авторы ставят задачу осветить аспекты, призванные помочь студентам-бакалаврам, обучающимся по направлениям декоративно прикладного искусства и дизайна, сотрудникам высших учебных заведений, работающих по данным направлениям, а также специалистам, работающим в смежных областях, где уместно применение современного технического оборудования на производстве, связанном с поточным производством.

Проблематика данной статьи заключается в ошибочном мнении ряда специалистов-мастеров (в большинстве случаев учеников старой школы), состоящее в том, что улучшение свойств или критериев инструмента, который в дальнейшем видоизменяется (электрификация, механизация, различная инноватика), ведет к упразднению или полному искоренению ручного труда в процессе изготовления произведения декоративно-прикладного искусства. Авторы считают, что данное утверждение верно только тогда, когда в процессе изготовления человек не принимает участия как творец, не управляет ни одной из составляющих процесса, и такой процесс принято называть автоматизированным либо полуавтоматизированным. Иначе утверждение не верно, что означает наличие ручного труда [2].

Случай, когда в процесс изготовления человек вовлекает механизированный или электрифицированный инструмент, не является отхождением от ручного труда, так как этот инструмент по-прежнему в руках человека и без определенной подготовки им зачастую опасно пользоваться. Также и без художественного образования мастер не сможет сделать достойное произведение искусства с конкурентной рыночной составляющей. Безусловно, если большую часть работы над изделием делает машина самостоятельно, например станок с ЧПУ, то такой «шедевр» к искусству никакого отношения не имеет, по крайней мере, не будет признан выдающимися искусствоведами.

Рассмотрим один из примеров видоизменения и преобразования того или иного приспособления и определим практическую значимость модернизации в области декоративно прикладного искусства.

Художественная обработка керамики не могла бы процветать без такого изобретения, как муфельная печь. Каковы же истоки ее появления, какие изменения произошли в период от появления печей до момента, какими они предстают в наши дни. Обжиг керамических изделий как промысел появился в начале времен как необходимость украсить и обогатить быт человека, основываясь в большей мере на утилитарности предметов, но, так или иначе, отражая философскую и культурную значимость в зависимости от географии создания [3]. Главными харак-

теристиками для них были прочность, вместимость и срок службы, нежели функция украшения быта. И тем не менее на утвари такого рода можно увидеть орнамент, впечатанный или врезанный вглубь простейшими приспособлениями мастера по керамике. Первые керамические произведения датируются 29-25 тыс. лет до нашей эры. Появление керамики в быту человека ознаменовало его оседлость. Первая печь, используемая при обжиге, не совсем похожа на современные печи. По большей части обжиг происходил практически на открытом костре [4]. В дальнейшем при обжиге проводились укрепления из камня для более равномерного распределения температуры внутри созданного контура. Но, управлять таким обжигом было крайне проблематично. Первые печи предположительно зародились в Уруке около 4 тыс. лет до нашей эры. С течением времени печи видоизменялись, но основное изменение произошло после промышленного переворота в XVIII-XIX вв. В XIX в. появляются первые печи для обжига и сушки кирпича, а в конце XIX в. - муфельные и разновидности электрических печей. Главной особенностью муфельной печи явился муфель, специальная материя, предохраняющая изделие от сгорающих во время обжига химических выделений, газов в том числе. В наше время муфельная печь является важным ускоряющим процесс создания изделия инструментом, так как сокращает расходные материалы на обжиг и сам процесс обжига путем контроля времени и температур. Но, как и в случае при обжиге на костре, никак не отменяет присутствия ручного труда в готовом изделии ДПИ.

Прогресс человеческой мысли над улучшением различного рода орудий труда резонирует в сильный шквал революционных волн, которые модернизируют и превращают механизмы и их отдельные составляющие в инновационные инструменты. По мнению авторов, человек специализирующийся в художественной обработке и создании изделий декоративно-прикладного искусства, просто обязан использовать новые доступные ему технологии в процессе изготовления, так как, применяя инновационную технику, апробируя ее с новыми методами изготовления, применяя свой опыт, он изобретет еще много новых методик по созданию творческих и утилитарных изделий ДПИ. В недалеком будущем человечество сможет прийти к еще более масштабному инновационному наследию, так как техническая эволюция развивается в геометрической прогрессии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи / Под ред. Л.М. Сурис. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 842 с.

2. Егле Л.Ю. Организация и руководство народным художественным творчеством: учебно-методический комплекс по специальности 071301 «Народное художественное творчество». - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2013. - 56 c.

3. Нащокина М.В. Московская архитектурная керамика: конец XIX - начало XX века. - М.: Прогресс-Традиция, 2014. - 560 c.

4. Нижибицкий О.Н. Художественная обработка материалов: уч. пос. - СПб.: Политехника, 2011.

REFERENCES

1. Gukovsky M.A. Mechanics of Leonardo da Vinci. [Mekhanika Leonardo da Vinchi]. Ed. by L. M. Suris. Moscow, Berlin: Direct Media, 2015. 842 p.

2. Egle J.L. The Organization and administration of folk artistic creation: educational-methodical complex specialty 071301 «Folk art». [Organizatsiya i rukovodstvo narodnym khudozhestvennym tvorchestvom: uchebno-metodicheskiy kompleks po spetsial'nosti 071301 «Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo»]. Kemerovo: Kemerovo state University of culture and arts, 2013. 56 p.

3. Nashchokina M.V. Moscow architectural ceramics: the end of XIX - beginning of XX century. [Moskovskaya arkhitekturnaya keramika: konets XIX - nachalo XX veka]. Moscow: Progress-Traditsiya, 2014. 560 p.

4. Niyibizitski O.N. Artistic processing of materials. [Khudozhestvennaya obrabotka materialov]. Textbook. Saint-Petersburg: Polytechnika, 2011.

Information about the author

Брянский Илья Николаевич, старший преподаватель, кафедра архитектуры, дизайна и декоративного искусства, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия saint_F@mail.ru

Информация об авторе

Bryanskiy Ilya N., Senior Lecturer, Department of Architecture, Design and Decorative Arts, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia

saint_F@mail.ru

Кондратенко Дмитрий Николаевич, магистрант 2 курса, кафедра архитектуры, дизайна и декоративного искусства, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия

lie1986@mail.ru Получена: 27.11.2015

Для цитирования статьи: Брянский И.Н., Кондратенко Д.Н. Обзорная статья об оптимизации рабочего процесса по средствам интеграции современного оборудования (часть 1). Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 205-208.

Сок 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-205-208

Kondratenko Dmitri N., 2nd year Master Student, Department of Architecture, Design and Decorative Arts, Nizhnevartovsk State University Nizhnevartovsk, Russia

lie1986@mail.ru

Received: 27.11.2015

For article citation: Bryanskiy I.N., Kondratenko D.N. Review article on workflow optimization by integration means of modern equipment (Part 1).

[Obzornaya statya ob optimizatsii rabochego protsessa po sredstvam integratsii sovremen-nogo oborudovaniya (chast'' 1)]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 205-208. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-205-208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.