Научная статья на тему 'Обзор зарубежной практики оценки инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала'

Обзор зарубежной практики оценки инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулоева С. В., Михиенкова Е. Ю.

В настоящее время проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации стала особенно актуальной. В данной статье представлен обзор зарубежных методик оценки инвестиционного климата, необходимых для выявления факторов, воздействующих на иностранного инвестора при принятии им решения о вложении капитала. Кроме того. в статье делается попытка оценить возможность применения существующих методик для оценки инвестиционного климата Российской Федерации и выявить основные конкурентные преимущества российских регионов в области привлечения иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор зарубежной практики оценки инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала»

Вопросы теории

C.B. Сулоева,

старший преподаватель кафедры мировой экономики ДВГАЭУ; Е.Ю. Михиенкова,

ассистент кафедры мировой экономики ДВГАЭУ

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА

В настоящее время проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации стала особенно актуальной. В данной статье представлен обзор зарубежных методик оценки инвестиционного климата, необходимых для выявления факторов, воздействующих на иностранного инвестора при принятии им решения о вложении капитала. Кроме того, в статье делается попытка оценить возможность применения существующих методик для оценки инвестиционного климата Российской Федерации и выявить основные конкурентные преимущества российских регионов в области привлечения иностранных инвестиций.

Моделирование инвестиционного климата принимающей страной является важным элементом выработки государственной политики привлечения и использования иностранного капитала, поскольку дает представление о совокупности факторов, воздействующих на иностранного инвестора; предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране и осознать мотивацию поведения иностранного партнера.

Оценка инвестиционного климата, как правило, проводится консалтинговыми фирмами, банками, государственными органами. В экономической литературе существуют различные подходы к оценке инвестиционного климата, различающиеся (в зависимости от целей исследования) по количеству анализируемых показателей и их качественным характеристикам, по выбору самих показателей. Среди показателей, используемых для оценки инвестиционного климата, можно выделить объективные (такие, как обеспеченность сырьевыми ресурсами, биоклиматический потенциал и т.п.) и субъективные (связанные с деятельностью человека). Методики оценки инвестиционного климата могут носить описательный характер (без какой либо оценки, как, например, в Японии), либо основываться на расчете экономических показателей с числовыми выражениями. Для сравнительного анализа инвестиционного климата в государствах Восточной и Центральной Европы, включая страны,

ранее входившие в СССР, используются специализированные методики, делающие акцент на темпах и перспективах реформ. Важность такой оценки определяется тем, что новые возможности для западных компаний в этих странах прямо зависят от того, насколько решительно реформы будут проводиться в жизнь.

Наиболее широко в международной практике используются методики:

анкетной оценки - анализ данных специально разработанных анкет, которые распространяются среди крупных фирм, предприятий, страховых компаний, иностранных инвесторов;

экономико-статистической оценки - обработка и анализ экономической и статистической информации;

балльной оценки экспертов - оценка специалистами в сфере иностранных инвестиций качества инвестиционной среды и расчет упущенной выгоды. Основное преимущество такой методики - в возможности количественного сопоставления основных характеристик инвестиционного климата для разных стран и выведения результирующего показателя, учитывающего величины всех составляющих и служащего критерием ранжирования различных стран по их привлекательности для иностранных инвесторов.

Пример использования таких методик дают цифровая шкала, разработанная в Гарвардской школе бизнеса (США), и индекс БЕРИ (Business Environment Risk information - BERI), трижды в год публикуемый в ФРГ информационной службой БЕРИ для оценки инвестиционного климата в 50 странах [2.С.243]. Сейчас Институт БЕРИ предлагает три основных направления по оценке риска стран [8]:

1) оригинальный индекс БЕРИ. Оценивается деловой климат для иностранцев, политическая стабильность, валютный и платежный риски. Каждой стране присуждается рейтинг между 0 и 100, который отражает политический и экономический климат страны;

2) анализ - прогноз для стран. Исследуется в основном инвестиционный климат и другие факторы прибыльной деятельности иностранных инвесторов в рассматриваемой стране. Прогноз разрабатывается для обеспечения международных банков и компаний перспективами, необходимыми для предвидения критических политических, экономических и финансовых изменений в стране. Отчет состоит из 40-60 страниц и включает резюме, социально-политический прогноз, экономический прогноз, платежные и финансовые условия, операционные условия и соответствующие приложения. Ежегодно опрашиваются клиенты для определения стран, которые они бы предпочли для помещения капитала на следующий год;

3) прогноз риска в стране для международных кредиторов. Различные количественные и качественные критерии комбинируются в три рейтинговых показателя, которые вместе отражают кредитоспособность страны. Это количественный, качественный показатели и рейтинг окружающей среды.

Количественный показатель отражает способность страны обслуживать свои иностранные государственные и частные долги. Имеет вес в

рейтинге кредитоспособности, равный 50%, и базируется на четырех субиндексах, которые оценивают иностранные долги, государственный резерв, финансы и прибыль в иностранной валюте. Субиндексы имеют разный вес в общем количественном рейтинге.

Качественный показатель (25 %) отражает компетентность управления экономикой страны, структуру иностранного долга (долгосрочный, краткосрочный), регулярность осуществления иностранных валютных переводов, влияние коррупции и готовность правительства отвечать по иностранным обязательствам. Каждый фактор оценивается по шкале от 1 до 5 и взвешивается.

Рейтинг окружающей среды (также 25 %) отражает политическую и социальную среду, преобладающую в стране, так как она влияет на производство продукции, экспортируемой для обслуживания иностранных долгов. Этот рейтинг также разделен на три субиндекса: показатель политического риска, показатель делового климата и показатель социально-политической среды.

Если первые два показателя заимствованы из экспертного метода, третий разработан Институтом БЕРИ. Для осуществления экспертного метода институт консультируется с независимыми экспертами, которые регулярно рассматривают все факторы, формирующие показатели.

Три рейтинговых показателя сводятся вместе и составляют общий рейтинг кредитоспособности страны или сводный балл по шкале от 1 до 100. Шкала разделена на восемь категорий рейтингов для кредиторов, которые отражают качество должников и предложения конкретного поведения. Прогноз публикуется три раза в год и включает 50 стран. В дополнение к статистическим данным, для каждой страны делается двухстраничный анализ, отражающий экономическое, политическое и финансовое развитие с точки зрения иностранного кредитора. К сожалению, прогноз включает только выборочное число стран из всего мира. Тем не менее, основное большинство стран-должников включено.

Существует довольно много опубликованных подходов к межстра-новым оценкам. Для примера также можно привести публикуемые с 1980 г. отчеты "Institute for Management Development" об общем рейтинге стран с рыночной экономикой ("чемпионат мира по экономике") [З.С.15]. Рейтинг рассчитывается по восьми основным группам показателей, которые состоят из 381 позиции и включают оценку внутренней мощи (макроэкономических показателей), интернационализации (степени вовлеченности в международную торговлю и инвестиционный процесс), деятельности правительства, оценку финансов, инфраструктуры, управления, науки и технологии, трудовых ресурсов.

Наибольшее распространение и признание получили национальные рейтинги инвестиционного климата и рисков, периодически публикуемые ведущими экономическими журналами мира (Euromoney, Fortune, The Economist) и наиболее именитыми экспертными агентствами (Moody's, Standart&Poor, ЮСА). Они базируются на преимуществах страны, выявляемых в результате работы, на финансовых рынках, составляются на основе опросов ведущих специалистов и сочетают анкетную и экспертную методики.

Так, в рейтинге стран, представляемом журналом "Euromoney", место каждой из стран определяется в зависимости от итогового показателя, который рассчитывается на основе девяти взвешенных категорий и может принимать значения от 0 (самый низкий ранг) до 100 (самый высокий) [6, 8]. Промежуточные значения рассчитываются следующим образом:

итоговый показатель = самый высокий ранг / (максимальное значение оценки категории - минимальное значение оценки категории) X (максимальное значение оценки категории - минимальное значение оценки категории).

Рейтинг показывает итоговые показатели всех стран после взвешивания. Страны, по которым этот показатель ниже 10.01, в рейтинг не включаются.

Для определения итогового показателя используются следующие категории.

Экономическая информация (вес 25 %). Каждая страна оценивается на основе глобальных экономических прогнозов, публикуемых в журнале "Euromoney".

Политический риск (25 %). Проводится опрос аналитиков по риску, страховых брокеров и работников банковских кредитных отделов, которые оценивают страны по шкале от 0 до 10. Оценка 10 показывает отсутствие риска неплатежей, 0 - невозможность получения платежей Сравнение проводится между странами, а также рассматривается каждая страна в динамике. Высокий политический риск рассматривается как отсутствие обеспечения платежей за товары и услуги, займов, торгово-финансовой деятельности, дивидендов и не репатриации капитала. Эта категория не отражает платежеспособность отдельных лиц разных стран.

Общий уровень долговых обязательств (10 %). Значения рассчитываются по формуле (1) с использованием следующих показателей: Общий уровень долговых обязательств = С + (Ах2)-(Вх10), (1)

где А - долговые обязательства / экспорт;

В - платежный баланс / ВНП;

С - внешний долг / ВНП.

Чем выше результат, тем лучше.

Скрытые или отложенные долговые обязательства (10 %).

Оцениваются по шкале от 0 до 10, в зависимости от их объема за последние три года (10 - отсутствие неплатежей, 0 - все долговые обязательства скрыты или отложены). ОЭСР и развивающиеся страны, которые не подают отчетов о своих долгах, получают 10 и 0 соответственно.

Рейтинг кредитоспособности (10 %). Берется средний рейтинг на основе данных агентств Moody's, Standart&Poor, IBCA.

Доступность банковского финансирования (5 %). Рассчитывается как доля частных, долгосрочных, необеспеченных займов в общем объеме ВНП. ОЭСР и развивающиеся страны, которые не подают отчетов о своих долгах, получают 5 и 0 соответственно.

Доступность рынков капитала (5 %). Отражает, насколько свободной является страна на мировом рынке капиталов и рассчитывается в зависимости от объемов выпуска акций и облигаций.

Опросы экспертов проводятся два раза в год: в марте и в сентябре.

В целом, рейтинги, составляемые Институтом БЕРИ и журналом "Euromoney", очень схожи между собой как набором анализируемых показателей, так и используемыми методиками. Поэтому получаемые результаты практически одинаковы.

"International Country Risk Guide" (ICRG) - также система по оценке риска стран, которая ранжирует каждую страну в соответствии с определенным баллом [8]. Публикуется ежемесячно. ICRG получает оценку путем разбиения общего балла на три компонента, которые отражают политические, финансовые и экономические риски. Политическая переменная составляет 50 % общего показателя, финансовая и экономическая - по 25% каждая. Оценка политического риска основывается на 13 показателях, которые вместе включают до 100 пунктов. Используются такие факторы, как политическое руководство, законы и указы и т.п. Пять индикаторов используются для оценки финансового риска и отражают следующие факторы: невыполнение обязательств по займам, неблагоприятную структуру долга, потери от валютного регулирования, отказ правительств от исполнения обязательств по контрактам. Пять индикаторов включают до 50 показателей. Экономический риск оценивается по 6 показателям, таким как инфляция, коэффициент долга и международная ликвидность, и включает до 50 показателей. Итоговый балл рассчитывается по формуле (2):

СПФЭР (страна X) = 0.5 (ПП+ФП+ЭП), (2)

где СПФЭР - составной политический, финансовый и экономический рейтинг;

ЮТ - общий политический показатель;

ФП - общий финансовый показатель;

ЭП - общий экономический показатель.

Баллы могут ранжироваться от 0 (самый высокий риск) до 100 (самый низкий риск). Кроме того, они могут классифицироваться в более широкие категории: очень высокий риск, умеренно высокий риск, умеренный риск, низкий риск и очень низкий риск.

В дополнение, в выпуске каждый месяц несколько стран оцениваются более детально и показывается развитие рейтинга стран на диаграмме. ICRG оценивает почти все страны.

Так как политический риск в рейтинге ICRG имеет вес в 50 % в общем показателе, страны, имеющие стабильную политическую ситуацию, но не имеющие настолько безукоризненную экономическую ситуацию, достигают в общем лучших рейтингов, чем в рейтингах "Euromoney" и "Institutional Investor".

Наряду с ранжированием стран по степени инвестиционной привлекательности, составляются рейтинги, характеризующие состояние финансового рынка в стране. Так, в кредитных рейтингах агентств Stan-dart&Poor и Moody's каждой из стран присваивается один рейтинговый символ из четырех групп символов (A,B,C,D) [5.С.26]. Группа «А» состоит из 7 символов, характеризующих страны с надежностью ценных бумаг от высшего уровня до уровня выше среднего, в которых вероятность выплаты процентов и основной суммы долга эмитента достаточно

высоки. В странах, в которых платежеспособность эмитента соответствует текущему объему выпущенных обязательств (зависит от состояния внутриэкономической ситуации), существует постоянный риск неплатежа, присваивается один из 9 символов группы «В». Группа «С» включает четыре символа, которые присваиваются странам с платежеспособностью, подорванной фундаментальной нестабильностью внутриэкономической ситуации. Символ группы «D» присваивается странам, где эмитент является банкротом, либо терпит убытки.

Агентство "Institutional Investor" дважды в год публикует рейтинг кредитоспособности стран, основанный на исследовании, предпринимаемом совместно с 75-100 международными банками [8]. Банки ранжируют каждую страну по шкале с 0 до 100, ноль присваивается наименее кредитоспособным странам и тем, у которых больше всего шансов невыполнения обязательств; 100 - наиболее кредитоспособным и с наименьшими шансами невыполнения обязательств. Индивидуальные ответы взвешиваются с использованием определенной формулы, разработанной "Institutional Investor", согласно которой банкам с крупнейшими мировыми именами и наиболее сложными системами анализа присуждается больший вес. Благодаря его ресурсам, рейтинг кредитоспособности, составляемый "Institutional Investor", присуждает законный статус стране в международном банковском сотрудничестве.

Можно также отметить "Oil&Gas Journal", который проводит рейтинг финансовых систем в странах-экспортерах нефти, основанный на восьми экономических коэффициентах:

- коэффициенте окупаемости капиталовложений;

- чистой стоимости, приведенной к настоящему времени на баррель;

- способности покрывать геологические риски;

- привлекательности инвестиций на исследования;

- привлекательности инвестиций на развитие;

- правительственных поступлений;

- высокодоходной экономики;

- степени первоначальных поступлений в финансовую систему. Авторами этой методики являются Псдро Ван Мерс и Эндрю Сэк [6].

Еще одним примером является опыт США. Здесь оценка инвестиционного климата проводится на государственном уровне и отличается тем, что анализируется ситуация по отдельным штатам. Регулярно публикуются индексы, характеризующие рейтинг штатов по различным критериям и имеющие разную направленность - от оценки политических пристрастий и развития демократии в штате до оценки состояния экологических движений. Одним из наиболее широко используемых и часто цитируемых источников информации является "Ежегодная статистическая карта штатов". В ней приводятся сравнительные данные по всем штатам в виде четырех обобщенных индексов [4.С.183.]:

индекс экономической эффективности, концентрирующийся на росте занятости, доходах, уровне бедности, экологических и социальных условиях;

индекс деловой жизнеспособности, отражающий капиталовложения, темпы появления и закрытия предприятий, рост торгового сектора;

индекс потенциала роста, включающий средний образовательный уровень рабочей силы, развитие местной инфраструктуры, количество исследований, проводимых в местных университетах;

налогово-фискальный индекс, измеряющий тяжесть и обоснованность местных налогов.

Конечно, можно обсуждать состав включаемых в индексы показателей и придаваемые отдельным составляющим удельные веса, однако уже само наличие сравнимых показателей по всем штатам за длительный промежуток времени исключительно ценно.

Подводя итоги, можно сказать, что большинство методик ориентированы прежде всего на стабильные экономические и социальные условия. Факторы, которые являются наиболее существенными для привлечения иностранных инвестиций в Россию, такие как сырьевые богатства и производственные мощности, в большинстве методик вообще не рассматриваются. Система выбираемых показателей имеет ярко выраженную социальную направленность и позволяет скорее оценить уровень и качество жизни, что объясняется скорее всего тем, что развитые страны больше стремятся привлечь инвестиции, не разрушающие экологическую среду, в том числе "гуманитарные" инвестиции. Кроме того, информация публикуется ежегодно и какие-то сведения, в частности географические, не требуют повторения.

Основными конкурентными преимуществами наших регионов в борьбе за иностранных инвесторов являются принципиально другие факторы, которые интересуют потенциальных инвесторов и влияют на предпринимательский климат регионов, среди них:

природные богатства территории (минеральное сырье, нефть, газ, лес, производственный потенциал);

уровень приватизации и распределение собственности (кто реальный хозяин);

уровень бюрократии (сколько врехмени требуется для оформления и регистрации договоров, предприятий и т.д.).

По мнению западных специалистов, Россия является зоной неблагоприятной для предпринимательства.

Современное состояние инвестиционного климата РФ оценивается иностранными инвесторами как неудовлетворительное. До 1998 г. рейтинг России постепенно повышался. Согласно данным журнала "Euromoney", Россия до 1996 г. находилась на 130 - 150 месте по уровню инвестиционного риска, в марте 1997 г. - на 91 месте, а в декабре 1997 уже на 75. В сентябре 1998 г. рейтинг России упал на 51 пункт, что было вызвано обострением финансового и экономического кризиса в России. Орган деловых кругов США журнал "Forbs" в своем перечне развивающихся рынков на 1997 г. отвел России по демократичности доступа к капиталу 30-е место после Сингапура, ЮАР, Чили, Израиля, Греции, Аргентины, КНР, Чешской республики, Венгрии, Польши, Южной Кореи.

По мнению западных экспертов, немаловажным фактором, сдерживающим приток иностранных инвестиций в Россию, выступает отсутствие разработанных правил работы на рынке и его низкая информационная прозрачность. Для повышения инвестиционной привлекательности

России необходима политическая стабильность, изменение правовой системы, стабилизация экономики и закрепление рыночных отношений в стране. Кроме того, выделяется необходимость уничтожения преступности и коррупции, организации свободного и открытого рынка и изменения системы бухгалтерского учета.

Литература

1. Зубченко Н. Мухетдинова Р. Как инвестировать за рубежом? М 1993

313с.

2. Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского М. 1995. 443с.

3. Кравченко Н.А. Инвестиционная привлекательность территории //ЭКО. 1995. №6. С. 13-27.

4. Роджер Дж. Воган. Как Американские Штаты привлекают инвесторов //ЭКО. 1994. № 1. С.181-199.

5. Смородинская Н., Малыгин В. Оценить, прежде чем рискнуть //Экономика и жизнь. 1997. №19. С.26.

6. Economic projections // Euromoney. 1997. December.

7. Joyne, P. Walters. Global Marketing Management.

8. Krayenbyelii Th. E. Country risk: Assessment a. monitoring.-Cambridge Wood Read-Taulkner. 1985.

9. Pedro Van Meurs, Andrew Seek. Government takes decline as nations diversify terms to attract investment /7 Oil&Gas Journal. 1997. May, 26.

10. World Economic Analysis//Euromoney. 1997. September.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.