Научная статья на тему 'Обзор зарубежной историографии советского государства: анализ властных отношений'

Обзор зарубежной историографии советского государства: анализ властных отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / SOVIET STATE / ПРАВО / LAW / ОДНОПАРТИЙНОЕ ГОСУДАРСТВО / ONE-PARTY STATE / ТОТАЛИТАРИЗМ / TOTALITARIANISM / ПАРТИЯ / PARTY / БЮРОКРАТИЯ / BUREAUCRACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мореева Софья Николаевна

Автор исследует зарубежную историографию советского государства и права. Статья содержит анализ работ в области правоведения, политологии, социологии, истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of external historiography of the Soviet state: the analysis of relations of power

The author explores a rank of issues, examined in the foreign historiography of the Soviet state and law. Topic includes analysis of works on law, political studies, sociology, history.

Текст научной работы на тему «Обзор зарубежной историографии советского государства: анализ властных отношений»

С.Н. Мореева ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: АНАЛИЗ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ*

Научная литература, в которой исследуется проблематика советского государства, чрезвычайно разнообразна: Советский Союз привлекал внимание ученых - философов, юристов, политологов, социологов, и др. - на протяжении всей истории своего существования и после своего распада. Советское государство, политическая организация общества, правовая система раз за разом оказывались объектом изучения и комментирования исследователей из многих стран, имеющих другую, отличающуюся от советской модели идеологию и другой практический политический опыт.

Особенностью процесса изучения и осмысления такого феномена, как советское государство и советское право, стало то обстоятельство, что советские ученые были на долгое время практически вытеснены из сколько-нибудь многостороннего научного диалога со своими западными коллегами: их основные работы, создаваемые и, особенно, издаваемые в стране, следовали доминирующей в государстве политико-правовой доктрине. Они не могли позволить себе обмен результатами своих исследований на началах доверия и взаимного уважения. В такой ситуации более многоаспектными и свободными от навязанных политико-доктринальных позиций и точек зрения оказывались результаты научных изысканий зарубежных исследователей, включая некоторых отечественных ученых из числа эмигрантов.

В рамках настоящей статьи мы не рассматриваем работы советских ученых, равно как и труды соотечественников, созданные после крушения СССР. Такой сложный и многогранный феномен, как советское государство, оброс практически необозримым числом толкований и перетолкований. Поэтому мы сосредоточим свое внимание лишь на небольшом круге вопросов.

Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором В.Г. Графским.

116 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 6/2010

Первый из них - можно ли поставить знак равенства между советским государством и тоталитарным государством? Среди зарубежных исследователей есть сторонники восприятия советской действительности только через призму тоталитаризма1. Так, в сравнительно недавней и интересной работе французского исследователя Э. Морена «О природе СССР» автор достаточно подробно рассматривает механизм организации и деятельности советского государства. Он выделяет в истории советского государства два периода - сталинизма (1924-1956 гг.) и нового империализма («сталинистская эра»). По его мнению, в период «нового империализма» советское государство не изменяет своей тоталитарной природы. Напротив, Э. Морен полагает, что «сила империализма СССР заключается в его тоталитаризме, и нам придется также вскоре понять, что сила тоталитаризма СССР все более и более заключается в его империализме»2. Основу тоталитарного комплекса составляет стержневое соединение в единое целое двух институтов: партии и государства. «Сердцем тоталитарного Государства является Партия, и только эта Партия. Она выступает как абсолютный и монопольный держатель не только Государства, не только деятельности правительства и политической активности вообще, но и Народной, Национальной, то есть Исторической Истины»3. Под контролем партии оказываются все ветви власти. Э. Морен подвергает анализу сущность и структуру «большевистской партии», которая «располагает единым и двойным фундаментом: аппаратной организацией и научно-религиозным мифом политического Спасе-

1 «Классические» определения тоталитаризма можно найти, например, в трудах Х. Арендт (Arendt H. The Origins of Totalitarianism. N.Y., 1951), К. Фридриха и З. Бжезинского (Friedrich C., Brzezinski Z. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge (Mass.), 1956). Последние в своей совместной работе сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества, который впоследствии видоизменялся и дополнялся другими авторами.

2Морен Э. О природе СССР: тоталитарный комплекс и новая империя. М., 1995. С. 153.

3 Морен Э. Указ. соч. С. 27.

ния»4. При этом, по мнению Э. Морена, после смерти Ленина аппарат партии поглощает саму партию.

В качестве одного из необходимых компонентов тоталитарного государства Э. Морен выделяет полицейско-концентрационный комплекс, который подавляет любое покушение на культ. По мнению Э. Морена, тайная полиция представляет собой ключевой регулирующий механизм советского тоталитаризма. Отношения партии и полиции Э. Морен определяет, с одной стороны, как взаимодополняющие и взаимопроникающие, с другой стороны, как антагонистические; аппарат партии контролирует государство, полицию, а полиция, в свою очередь, контролирует аппарат.

Э. Морен рассматривает взаимоотношения общества и партии как некий «социальный контракт», своего рода общественный договор, по которому де-факто население в обмен на принятие деспотизма получало анархическое пространство личных свобод. Соответственно, по мнению Э. Морена, «советское общество представляет собой подлинно сложную систему, которая снизу функционирует благодаря беспорядку, сверху - благодаря полицейским порядкам, а извне функционирует благодаря мифу»5.

Тоталитарным на протяжении всей своей истории считает советский режим югославский политический деятель и философ М. Джилас, который полагает, что между понятиями «коммунистический», «советский» и «тоталитарный» можно ставить знак равенства. Управление в тоталитарном государстве полностью концентрируется в руках партии, в особенности ее аппарата. «Главную силу коммунистического государства и власти составляет партия. Она - генератор всего и вся, она — начало, объединяющее в себе новый класс, власть, собственность, идеи»6. М. Джилас в качестве основной черты коммунистической партии рассматривает ее «идеологическое единство» - идейную однородность, неприятие каких бы то ни было отклонений от официальной позиции партии и т.п., хотя такое «идейное единство

4 Морен Э. Указ. соч. С. 43.

5 Там же. С. 116.

6 ДжиласМ. Лицо тоталитаризма. М., 1992. С. 236. 118

партии - это удавка для любой новации не только в коммунистическом движении, но и внутри самого общества»7.

Исследователь полагает, что в коммунистической доктрине государства важны два стыкующихся, слитых вместе элемента: сама по себе теория государства - прежде всего, как аппарата насилия, принуждения, «государства-дубинки» - и концепция отмирания последнего.

В то время как Э. Морен усматривает в повседневных отношениях между людьми в советском государстве элемент анархии, некоторое пространство личной свободы, с точки зрения М. Джиласа, тоталитарная система подмяла под себя всю без остатка материальную и духовную жизнь людей, и потому даже личный мирок отдельного человека тоже несвободен, незащи-щен8.

Иное мнение высказывал Г. Бухгейм, утверждавший, что цель тоталитарного строя - полный контроль над человеческой личностью и судьбой - недостижима, и потому он может быть реализован лишь частично. «Сущность тоталитаризма в том и состоит, что цель никогда не может быть достигнута и воплощена, но должна оставаться целью, требованием, предъявляемым к власти... Тоталитарный строй не есть единообразно рациональный механизм, одинаково эффективный во всех своих узлах. Это лишь идеал, и в некоторых областях воплощенный в действительности; но в целом основные властные притязания тоталитарного строя реализуются лишь в искаженном виде, в различной степени в разные времена и в разных областях жизни, а в процессе - тоталитарные черты всегда переплетены с нетотали-тарными»9. Абсолютный, «идеальный» тоталитаризм также невозможен, как невозможна абсолютная демократия.

Тоталитаризм представляется режимом крайней концентрации усилий, средств, ресурсов во имя определенной цели. Как любое сверхнапряжение, тоталитарный режим в максимальной своей полноте — явление достаточно нестабильное. По нашему

7 Джилас М. Указ. соч. С. 234.

8 Там же. С. 254.

9 Бысккет Н. ШаШапап Яи1е. СоппесИсиг, 1968. Р. 38-39.

мнению, именование советского государства тоталитарным на протяжении всего срока его существования представляется неоправданным, что не означает, однако, невозможности выделения определенных черт тоталитарного строя в те или иные периоды.

Другим аспектом, на котором хотелось бы остановиться, является рассмотрение советского государства как партийного («однопартийного») государства. Как известно, большевистская партия образовалась в период партийного плюрализма, однако, придя к власти, она достаточно оперативно разделалась не только с другими пережившими Октябрьскую революцию политическими партиями, но и неоднократно подвергала глубокой «чистке» свои собственные ряды, пытаясь полностью уничтожить оппозицию и инакомыслие. Хотя на протяжении всего времени существования СССР термин «коммунистическая партия» по своему общепринятому смыслу и значению оставался неизменным, в реальности ВКП(б) (КПСС) представляла собой существенно видоизменяющийся и небывалый в русской и всеобщей истории политический феномен. Р. Пайпс писал, что в СССР сформировался новый тип государства: «До установления диктатуры ленинского типа государство состояло из правительства и его подданных (граждан). Большевики ввели третий элемент, «партию монополиста», стоящую и над правительством, и над обществом и при этом неподвластную контролю со стороны последних, - партию, которая в действительности была никакой не партией, которая правила, не будучи правительством, управляла людьми от их имени, но без их согласия. В термине «однопартийное государство» заключено внутреннее противоречие, поскольку тот политический организм, что управляет тоталитарным государством, вовсе не есть партия в привычном смысле слова и стоит особняком от государства»10.

10 Пайпс Р. Русская революция: В 3 кн. Кн. 3. Россия под большевиками. 1918-1924. М., 2005. С. 191.

Иной позиции придерживался Э. Карр, по мнению которого после концентрации в руках партии всей власти, партия была фактически поглощена государством (см.: Карр Э. История советской России. Большевистская революция. 1917-1923. Кн. 1. М., 1990. С. 177). 120

Небезынтересным в этой связи представляется обобщение М. Джиласа, согласно которому в советском государстве сформировался новый класс политической бюрократии, ядром и основанием которой являлась партия. Причем М. Джилас, бывший в свое время членом Центрального комитета компартии Югославии и одним из вице-президентов этой страны, высказал мнение, что своего рода закономерностью для каждой коммунистической партии - при ее возвышении в роли правящей - является то, что партия порождает новый класс, который затем усиливается, черпая свою мощь из угасающей силы партии, которая, в свою очередь, превращается в «аморфный привычный довесок, все сильнее втягивающий в свои ряды жаждущих пробиться наверх, слиться с новым классом и отторгающий тех, кто по-прежнему верит в идеалы»11.

Представляет интерес рассмотрение советского государства с учетом специфики его однопартийной организации. Гегемония единственной партии и, как следствие, формирование исторически новой правящей элиты является основным аспектом, связующим различные периоды существования СССР в единое целое.

На чрезмерную бюрократизацию власти в СССР указывали многие исследователи, в зависимости от своих воззрений видевшие причины этой бюрократизации либо в марксистской, коммунистической, социалистической идеологии, либо в свойствах тоталитарного режима12.

Достаточно оригинальна позиция Э. Морена по данному вопросу, который разделяет понятия «аппаратчик» и «бюрократ», предполагая за первым более значительное и широкое содержание. По его мнению, аппаратчик на протяжении всей изменяющейся истории СССР «сохраняет основные черты сталиниста: это командир и организатор, циничный и религиозный, полностью идентифицирующий себя с партией, а если он обладает большой властью, то и партия идентифицируется с ним»13.

11 ДжиласМ. Указ. соч. С. 200.

12 См.: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; ДжиласМ. Указ. соч.; Ильин И.А. О грядущей России. М., 1993; ВосленскийМ. Номенклатура. М., 2005.

13 Морен Э. Указ. соч. С. 66.

Еще один вопрос, нашедший отражение в научной литературе, касается особенностей советского права. Так, по мнению М. Джиласа, тоталитарное государство по определению не способно быть правовым государством: «Формально законы, как им положено, охраняют права всех граждан, но в действительности -только тех, кто не попал в разряд «врагов социализма»14. По его мнению, в тоталитарном государстве «не законы с правилами, а реальный и неписаный порядок отношений между властью и подданными становится всеобщим «руководством к дей-ствию»15.

Иной позиции по вопросу о роли и значении советского права придерживается Г.Дж. Берман, автор работы «Судебная система в СССР». Автор относится к числу тех исследователей и комментаторов советского опыта, которые полагают, что некоторые идеи и политические традиции советского государства уходят корнями в прошлое, кроются в менталитете русского человека, в тайниках его души16. Он приходит к выводу, что правовые традиции были слабыми на протяжении практически всей российской истории. Одновременно он отмечает и положительную сторону данного процесса, заключающуюся в существовании прочной традиции коллективного социального сознания, которое опирается в своей мотивации в меньшей степени на разум и в большей — на общую веру и общее поклонение. Последние находят свое выражение не столько в правовых, формальных процедурных формах, сколько в более стихийных и более

17

импульсивных откликах .

Г.Дж. Берман также полагает, что советское государство унаследовало русские традиции религиозного превознесения государства, включая «традицию» репрессий против любых ересей (инакомыслия). Исследователь делает вывод, что советское государство не светское, но религиозное государство в том

14 ДжиласМ. Указ. соч. С. 246.

15 Там же. С. 229.

16 См., например: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С критикой таких взглядов выступали В. Варшавский, представители французской школы «новых философов» (Б.-А. Леви, А. Глюксман и др.).

17 См.: Berman H.J. Justice in U.S.S.R. N.Y., 1963. P. 222. 122

смысле, что в основе его лежат возвышенная идея и соответствующая миссия18. Он приравнивает роль коммунистической партии в советском государстве к роли православной церкви в Московской Руси19.

Г.Дж. Берман не обходит стороной фундаментальный вопрос о соотношении права и закона и полагает, что хотя террор может быть легализован, надлежаще оформлен законодательными актами, но он не станет от этого правовым. Однако Г.Дж. Берман не отказывает советскому государству в праве, как это делает М. Джилас. Напротив, он задается вопросом, насколько возможно и оправданно для тирана создавать такую систему права, которая была бы в состоянии удовлетворять потребность в справедливости в делах личных, социальных и экономических, но которая в то же время исключала бы всякое возможное

20

посягательство на его тираническую манеру властвования . Представляется, что для себя ученый на этот вопрос ответил положительно. По его мнению, без правовой системы и правового порядка - без Права с большой буквы - сталинский режим не мог ни контролировать социальные отношения, ни поддерживать экономику, ни управлять политическими силами в стране21.

Г.Дж. Берман признает особый характер советского права, отличающий его от иных стран, включая социалистические страны Западной Европы. Ученый полагает, что отличия не так заметны в кодексах, законах, решениях и постановлениях позитивного права, как в некоторых базовых концепциях, которые лежат в основе нормативных актов22. Одной из отличительных черт советского права он считает его «воспитательный и покровительственный» («parental») характер, отмечая, что в советской

18 См.: Berman H.J. Op. cit. P. 228.

19 См.: Так или иначе, сравнивают советский режим и идеологию с религией и отмечают религиозную составляющую организации советской власти многие исследователи. См., например: Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998; Арон Р. Указ. соч.; Рассел Б. История западной философии. М., 2008.

20 См.: Berman H.J. Op. cit. P. 372.

21 См.: ibid. P. 64.

22 См.: ibid. Op. cit.. P. 279.

политической системе, в отличие от западной, воспитательная роль права с самого начала была тесно связана с фундаментальной идеей справедливости. Советское право стремилось не только просто устанавливать границы, отделять и определять, но также объединять, организовывать и воспитывать23. В советском государстве ученый увидел единую систему - одну большую семью, школу, церковь, профсоюз, организацию, во главе которой стоит государство как ее руководитель, родитель, учитель, священник, председатель, директор и которое действует официально через свою правовую систему с тем, чтобы превратить своих граждан в послушных детей, хороших учеников, страстных прихожан, трудолюбивых работников, успешных управленцев. Именно в этом, по мнению Г.Дж. Бермана, заключается

24

сущность и назначение права в тоталитарном государстве .

В заключение попытаемся кратко воспроизвести получившийся в процессе приведенных выше рассуждений «портрет» советского государства. Он воспринимается через призму социальной и политической деятельности одной правящей партии, за счет которой формируется новая властная элита. В определенные периоды своего существования советское государство носило ярко выраженный тоталитарный характер, но говорить о том, что оно было таковым на протяжении всей своей истории вряд ли оправданно. В качестве отличительных черт советского государства авторы выделяют концентрацию всей власти в руках одной партии, обладающей организационным и идеологическим единством, бюрократизацию властных отношений, большое значение репрессивно-концентрационного комплекса, наличие одной всеобъемлющей идеологии и активной государственной пропаганды наряду с жесткой цензурой и др. Как и советское государство, советское право оценивается зарубежными исследователями неоднозначно: в наиболее односторонних трактовках правовой характер советского государства учеными отрицался, а законодательство страны рассматривалось как неправовое и внеправовое.

23 См.: Вегтап И.З. Op. а! P. 283.

24 См.: М. P. 366. 124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.