Научная статья на тему 'Обзор зарубежного опыта внедрения инноваций в сфере услуг индустрии питания'

Обзор зарубежного опыта внедрения инноваций в сфере услуг индустрии питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6156
979
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕРВИС / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / SERVICE / PUBLIC CATERING / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова О.Л., Скопова Л.В.

Раскрывается специфика применения инновационных технологий в сервисной деятельности предприятий общественного питания. Изучены возможности их активного внедрения и роль в оказании современных услуг, влияющих на конкурентоспособность предприятий сферы питания. Рассматриваются цели и мотивация обращения этих предприятий к разработке и внедрению инноваций; перечисляются направления инновационной деятельности в секторе ресторанных услуг. Проанализирован опыт инновационного сервиса в сфере ресторанного бизнеса в России и за рубежом. Отмечается, что успешность деятельности предприятий ресторанного сервиса и их конкурентоспособность зависят от учета потребностей рынка и эффективного применения инновационных стратегий развития. Сделан вывод о необходимости постоянного совершенствования существующих видов и направлений сервисной деятельности, разработки новых сервисных продуктов, более активного внедрения мировых достижений и инноваций по организации услуг и форм обслуживания потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations Implementation Foreign Experience Review in the Services Field of the Food Industry

The article concerns the use of innovative technologies in service activities at catering enterprises. Authors studied the possibilities of its active implementation and the role of new technologies in the creation of modern services that effectively affect the competitiveness of the entire food industry. There is a discussion of motivation and treatment purpose of public catering enterprises in the development and innovations implementation. The article lists the directions of innovative activities in the sector of restaurant services. There is an experience analysis of innovative service in the sphere of restaurant business in Russia and abroad. So there is a need for continuous improvement of existing types and directions of service activities, development of new service products, active acquaintance and introduction of world achievements and innovations in the organization of services and forms of customer service. Researchers notes that the success of the restaurant service and its competitiveness depend on the market needs and the effective use of innovative development strategies.

Текст научной работы на тему «Обзор зарубежного опыта внедрения инноваций в сфере услуг индустрии питания»

УДК 338.2

DOI 10.29141/2500-1922-2019-4-1-8

Обзор зарубежного опыта внедрения инноваций в сфере услуг индустрии питания

О.Л. Соколова1*, Л.В. Скопова1

1Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация, *e-mail: Sokolova_oa@usue.ru

Реферат

Раскрывается специфика применения инновационных технологий в сервисной деятельности предприятий общественного питания. Изучены возможности их активного внедрения и роль в оказании современных услуг, влияющих на конкурентоспособность предприятий сферы питания. Рассматриваются цели и мотивация обращения этих предприятий к разработке и внедрению инноваций; перечисляются направления инновационной деятельности в секторе ресторанных услуг. Проанализирован опыт инновационного сервиса в сфере ресторанного бизнеса в России и за рубежом. Отмечается, что успешность деятельности предприятий ресторанного сервиса и их конкурентоспособность зависят от учета потребностей рынка и эффективного применения инновационных стратегий развития. Сделан вывод о необходимости постоянного совершенствования существующих видов и направлений сервисной деятельности, разработки новых сервисных продуктов, более активного внедрения мировых достижений и инноваций по организации услуг и форм обслуживания потребителей.

Для цитирования: Соколова О.Л., Скопова Л.В. Обзор зарубежного опыта внедрения инноваций в сфере услуг индустрии питания //Индустрия питания|Food Industry. 2019. Т. 4. № 1. С. 72-80. DO110.29141/2500-1922-2019-4-1-8

Innovations Implementation Foreign Experience Review in the Services Field of the Food Industry

Olga L. Sokolova1*, Ludmila V. Skopova1

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation, *е-таИ: Sokolova_oa@usue.ru

Abstract

The article concerns the use of innovative technologies in service activities at catering enterprises. Authors studied the possibilities of its active implementation and the role of new technologies in the creation of modern services that effectively affect the competitiveness of the entire food industry. There is a discussion of motivation and treatment purpose of public catering enterprises in the development and innovations implementation. The article lists the directions of innovative activities in the sector of restaurant services. There is an experience analysis of innovative service in the sphere of restaurant business in Russia and abroad. So there is a need for continuous improvement of existing types and directions of service activities, development of new service products, active acquaintance and introduction of world achievements and innovations in the organization of services and forms of customer service. Researchers notes that the success of the restaurant service and its competitiveness depend on the market needs and the effective use of innovative development strategies.

For citation: Olga L. Sokolova, Ludmila V. Skopova. Innovations Implementation Foreign Experience Review in the Services Field of the Food Industry. Индустрия питания|Food Industry. 2019. Vol. 4, No. 1. P. 72-80. DO110.29141/2500-1922-2019-4-1-8

Ключевые слова:

инновационные

технологии;

сервис;

общественное питание;

зарубежный опыт

Keywords:

innovative

technologies;

service;

public catering; foreign experience

Качественные преобразования в экономике России, обусловленные становлением рыночных отношений, привели к росту конкуренции во всех сферах жизни, и в частности в сфере общественного питания. В современных условиях производить конкурентоспособную продукцию невозможно без использования инноваций, предполагающих применение новых методов и приемов ведения бизнеса, формирование перспективного стиля мышления, внедрение новых технологических достижений в производственную деятельность. По мнению экспертов, «развитие экономики, индустрии питания и гостиничного бизнеса привело к необходимости повышения качества трудовых ресурсов, роста профессионализма работников и, как результат, повышения конкурентоспособности экономики страны в целом» [1, с. 58].

В качестве мотивации предприятий отрасли общественного питания к разработке и внедрению инноваций выступают следующие цели: привлечение клиентуры; уменьшение издержек на изготовление продукции с применением более совершенных технологий производства и сбыта; повышение качества продукции и обеспечение разнообразия услуг. Предпринимательский подход, новаторские решения и реализация инноваций могут обеспечить успех и конкурентоспособность предприятий общественного питания.

Идея использования новых технологий в сфере предоставления услуг в общественном питании давно волнует зарубежных предпринимателей. Традиция встречаться и питаться в кафе, барах и ресторанах широко распространена за рубежом. Острая конкуренция между предприятиями общественного питания требует постоянного внимания к появляющимся инновациям и, по возможности, их скорейшего внедрения в ресторанную деятельность. Усовершенствование предоставления классического набора услуг клиентам старшего и среднего возраста оказывается недостаточным. Интерес владельцев предприятий общественного питания расширился до изобретения различных методик и приемов привлечения молодежи. Так называемое «поколение Y», не представляющее своего существования без современных гаджетов, становится потенциальной целевой аудиторией.

Анкетирование, проведенное во Франции в 2014 г. Национальной ассоциацией ресторанов, показало, что 63 % респондентов пользовались новыми технологиями при выборе ресторана или кафе, для ознакомления с меню и подбора блюд, для заказа столика и обеда онлайн и электронной оплаты услуг [2]. Большая доля положительных ответов приходится на молодых людей от 18 до 34 лет, широко использующих

технологические новшества: интернет, скайп, чат, смс-сообщения, социальные сети и всевозможные мобильные приложения к телефонам. Это поколение пользователей информационных технологий, испытывающее постоянную нехватку времени, нуждается в удобстве, простоте и доступности услуг предприятий питания.

Анализ ответов французской молодежи показал следующее:

• 70 % респондентов получают необходимую информацию о ресторанах с помощью мобильного приложения;

• 56 % осуществляют контакт с рестораном через социальные сети;

• 74 % делают заказ онлайн через мобильное приложение;

• 88 % ищут адрес и местонахождение кафе или ресторана в мобильном приложении [2].

Широкое применение технологических инноваций, постоянное обновление спектра предлагаемых услуг позволяют предприятиям общественного питания привлекать новых клиентов, особенно молодежь.

Инновационные подходы, существующие в сфере сервисного обслуживания на предприятиях общественного питания, можно представить как отдельные направления [3-6].

1. Технико-технологические инновации. Предусматривают использование новейших технических достижений, аппаратов и приспособлений, а также новых технико-технологических приемов труда. Чаще всего это связано с применением компьютерной техники, облегчающей и улучшающей всю производственную деятельность. С такой целью была создана автоматизированная система управления Пко, интегрирующая в единое информационное пространство все процессы деятельности ресторанного бизнеса в режиме реального времени - управление материальными, финансовыми и человеческими ресурсами отдельного ресторана, а также целой сети предприятий общественного питания [7].

Интерактивные технологии стремительно распространяются в сфере ресторанного бизнеса. В мировой практике уже существуют рестораны, посетители которых могут самостоятельно управлять интерьером помещения и сервисом: столы представлены огромными планшетами, а пол, стены и барная стойка являются интерактивными поверхностями, с помощью которых можно «заказать» дизайн помещения и даже внутреннюю атмосферу. Пользуясь планшетом, клиенты получают информацию о кухне, без официанта сами выбирают блюда, делают заказ, наблюдают за работой повара, отправляют сообщения, играют в компьютерные игры и даже могут на свой вкус оформить интерьер [4; 8].

Новые функции в ресторанном деле Франции выполняет инновационный нейронный шлем Neuгokiff, используемый ранее в медицине - он помогает измерять уровень вкусовых ощущений у посетителей ресторана. Новые технологии позволяют тестировать новые блюда, состав ингредиентов или сочетания «еда и вино», что дает возможность сразу узнать, понравятся ли блюда клиентам. Такое применение Neuгokiff позволяет «читать в прямом эфире» ощущения человека, съедающего пищу или выпивающего вино. Описанный нейронный шлем окажет значительную помощь в работе рестораторов, дегустаторов и энологов [9].

Способ использования нейронного шлема Neuгokiff довольно прост. Клиент надевает шлем, подключенный к планшету. Во время употребления пищи датчики, встроенные в шлем, записывают в режиме реального времени волны, излучаемые мозгом человека. Планшет интерпретирует эти волны как положительные или отрицательные эмоции и раскрывает четыре возможных типа этих эмоций, а именно «волнение», «размышление», «тоска» и «разочарование», которые может испытывать клиент. Интерпретируя мозговые излучения и изучив эмоциональные состояния клиента, ресторатор получает возможность создавать новые продукты и сочетания блюд, адаптируя их к ощущениям положительных эмоциональных тестов. Шлем может использоваться также при запуске новой винной карты, для оценки возможной популярности нового, усовершенствованного продукта, прежде чем предлагать его клиентам. Таким образом, он может стать настоящим инструментом дегустации и оценки для шеф-повара или сомелье.

Рестораторы отмечают, что разработка меню, использование новых продуктов или создание новой винной карты являются для предприятий общественного питания довольно трудоемкими и рискованными с финансовой точки зрения процедурами. Прежде чем инвестировать средства в дорогую рекламную кампанию новых продуктов и ароматов или задействовать целые команды сотрудников, можно использовать Neuгokiff, что позволит достичь цели путем анализа реакции клиентов [9].

Робототехника и инновационные технологии постепенно внедряются в сферу питания. Французские исследователи в течение нескольких лет занимаются созданием робота для производства пиццы. Шесть лет назад инженеры Кирилл Амон и Себастьян Роверсо начали свои исследования по робототехнике. Команда разработчиков освоила 2,2 млн евро из инвестиционного фонда Ра^е^ et Daphnë, и в 2018 г. на выставке салона

<^^аТесЬ> в Париже публике был представлен робот-пиццайоло [10].

Открытие роботизированного пилотного ресторана «Pazzi» было намечено в Париже на конец указанного года, это событие привлекло особое внимание публики. Авторы предложили полностью автономный ресторан, функционирующий с помощью робота, способного готовить 120 видов пиццы в час и предлагающего 500 000 различных вкусовых комбинаций с учетом технологий, соответствующих стандартам качества производства. Филипп Голдман, генеральный директор компании «Ект> с 2017 г., отметил, что данный проект был уникальным, так как «они начали то, что никто до них не делал». Пришлось экспериментировать, готовить много пиццы и проводить множество испытаний, иногда неудачных. Например, необходимо было пересмотреть принцип приготовления теста, разработать и изготовить на заказ новое оборудование - роботизированные «руки» и совершенно нового вида печь, напрямую взаимосвязанную с работой робота.

Разработчикам пришлось решить три разные задачи, связанные со вкусом, эстетикой и сельскохозяйственным производством. Что касается вкуса - появились две основные проблемы: качество теста и выпечка. Замес теста оказался реальной трудностью, поскольку это «живой» элемент рецепта, и тесто должно выстаиваться в течение 48 ч. Поэтому подбиралась качественная мука, изготовленная на семейных мельницах. Тесто, замешенное роботом, должно было сохранять свои качества до 96 ч после изготовления. Что касается способа приготовления, то разработчикам пришлось решать чисто технологическую задачу - выпекать в одной духовке пиццу, требующую разного времени приготовления, и этого удалось достичь, выпекая ее на каменных дисках. В эстетическом плане задача заключалась в том, чтобы воспроизвести элегантность жестов шеф-повара, т. е. создать похожие, но роботизированные жесты, например красиво нанести на пиццу томатный соус. Наконец, главной проблемой стал выбор качественных, биологически чистых сезонных продуктов, предпочтительно французского или итальянского происхождения [10].

По мнению разработчиков, роботизация развивает пищевую отрасль:

во-первых, позволяя экономить средства, она дает возможность инвестировать и улучшать сельскохозяйственную отрасль;

во-вторых, вследствие разветвленности системы она умножает комбинации различных вкусов и заметно развивает вкусовые ощущения потребителей.

В настоящее время компания планирует открыть от 500 до 1000 роботизированных ресторанов по всему миру, где роботы-пиццайоло будут производить пиццу в три раза быстрее человека. Говоря о проблеме занятости, рестораторы отмечают два важных факта: с одной стороны, робототехника не должна заменять традиционные рестораны, а с другой - она способствует созданию новых рабочих мест не только напрямую, но и косвенно, через сотрудничество со многими промышленными предприятиями.

Идя навстречу клиентам, ресторан «Pazzi» предлагает не только пиццу или кулинарное шоу, но и ряд уникальных преимуществ: круглосуточное обслуживание, возможность составлять огромное количество рецептов из свежих и качественных продуктов как производителями, так и самими заказчиками, обслуживание за несколько минут. В дальнейшем продвижении концепции рассматриваются разнообразные возможности доставки пиццы, наиболее простым станет подключение к существующим системам типа «Deliveroo» или «Uber» [10].

При заказе пиццы у потребителей есть выбор: заказать пиццу на месте через доступные тер-миналы;использовать приложение, чтобы забронировать почасовую нишу или использовать функцию нарезки пиццы; наконец, создать собственный рецепт из простой заготовки, которым можно поделиться, чтобы его протестировать в других ресторанах.

В перспективе компания планирует заняться оптимизацией затрат на разработку роботов и оборудования, чтобы иметь возможность к концу 2019 г. продавать свое роботизированное оборудование партнерам и передавать ноу-хау в виде франшизы, лицензии или мастер-франшизы во Франции и соседних странах [10].

Находясь в зоне риска, сектор общественного питания регулярно проходит проверки санитарного контроля. Предприятия общественного питания обязаны гарантировать безопасность пищевых продуктов. Поэтому инновации в данной сфере играют важнейшую роль для поддержания здоровья всего населения. В этих целях во Франции внедряется цифровая система санитарного контроля HACCP (Hazard Analysis Critical Control Point), называемая также «методом анализа опасности критической контрольной точки», которая позволяет выявлять, оценивать и контролировать значительные недочеты, влияющие на гарантии безопасности пищевых продуктов. Благодаря использованию кухонного сенсорного планшета, подключенного к цифровой программе, существует возможность проследить и записать информацию для проведения санитарного контроля: колебания

температуры, время приема продукции и т. д. Все обязательные записи производятся непосредственно через экран в течение нескольких минут. Цифровые данные, документация и галерея фотографий продукции сохраняются в цифровом облаке, что впоследствии упрощает поиск информации. Дополнительный модуль позволяет печатать этикетки, наклеиваемые на продукты, чтобы гарантировать их свежесть соблюдать и срок годности [11].

После проведения анализа рисков, потенциально опасных факторов были определены критические точки и их пороговые значения, создается система мониторинга. Чтобы в случае проверки инспектор мог получить всю информацию, необходимо вести ежедневный реестр. Перевод повседневных операций в цифровую форму позволяет их значительно упростить и получить прямой доступ к данной информации в любое время в любом месте [11].

2. Сервисные инновации. Касаются нововведений в технологии сервиса ресторана и техники обслуживания гостей. Совершенно необходимым становится бесплатное предоставление Wi-Fi в помещении кафе или ресторана, а пользование социальными сетями дает дополнительную рекламу предприятию.

В Великобритании владельцы ресторанов, установив на столах зарядные устройства, таким образом предоставили клиентам возможность заряжать мобильные телефоны. Например, в ресторане «Starbucks» опция подзарядки телефонов пользуется большим спросом, привлекая не только завсегдатаев, но и туристов, нуждающихся в постоянной мобильной связи с родными и друзьями и для ориентации в незнакомых местах. В Израиле пошли еще дальше - на предприятии общественного питания была разработана и установлена новейшая технология Wi-Charge, с помощью которой зарядное устройство функционирует в инфракрасном излучении [2].

За рубежом, благодаря использованию мобильных приложений, пустые залы предприятий общественного питания стали редкостью. В процессе приема пищи клиенты постоянно чем-то заняты: читают, играют, переписываются в социальных сетях или общаются через мобильные приложения типа Whatsapp. С целью развлечения клиентов некоторые французские предприятия питания разрабатывают собственные приложения. Появился ряд ресторанов и кафе, установивших на столах сенсорные планшеты для самостоятельного формирования заказа, игры или оплаты счета. Например, сеть предприятий общественного питания «Applebee's» установила около 100 000 планшетов в своих двух тысячах ресторанов.

Традиционные предприятия ресторанного бизнеса также находятся в поиске способов привлечения клиентуры, в том числе с использованием новых технологий. В некоторых ресторанах Франции посетителям предлагают карту вин на планшете iPad. Так, фирма «iWinePad» предоставляет рестораторам приложение, позволяющее презентовать карту вин в электронном виде, которое было создано профессиональным ресторатором и сомелье Кристофом Буаселье. Своеобразная «e-carte» знакомит клиентов с предложенным списком вин и служит справочником сомелье: вина классифицированы по различным регионам, наименованиям, сортам винограда, году производства и ценам. Главное - при заказе клиент получает справку о винах, сочетаемых с выбранными блюдами и рекомендуемых для приема. Такая методика позволяет не только расширить кулинарные познания посетителей, но и значительно поднять показатели товарооборота напитков, увеличивая количество и качество продаваемой продукции. Потребители также считают электронную версию винной карты более эстетичной, простой и увлекательной, вызывающей интерес к дегустации вин и заказу новых напитков [2].

3. Организационно-технологические инновации. Представляют концепцию ресторана и все составляющие его деятельности, включая стратегию позиционирования, маркетинговые и рекламные программы по привлечению и удержанию клиентов, раскрывающие содержание новых видов услуг, более эффективных форм и методов обслуживания. Повышение качества ресторанного обслуживания приводит к росту числа посетителей и, следовательно, к увеличению прибыли. Экономисты подсчитали: при увеличении постоянных клиентов ресторана на 5 % его прибыль может увеличиться примерно на 25 % [3; 6].

Новые формы обслуживания предлагает английский ресторан «Yo! Sushi», где посетители берут роллы и суши со специального конвейера, движущегося мимо столиков. Ресторанов с таким видом обслуживания насчитывается уже более 150. Рестораторы данного заведения разработали еще одну очень неожиданную новую технологию обслуживания - летающего робота iTray, способного доставлять блюда, заказанные клиентом, к нему на стол. В дрон вмонтирована камера, и он контролируется дистанционно через Wi-Fi. Летающий робот способен перемещаться со скоростью 40 км/ч на дистанцию 50 м и доставлять блюда посетителям гораздо быстрее, чем официанты [2; 12; 13].

Особый интерес представляет система оплаты счета с помощью мобильного телефона, по-

лучившая широкое распространение в США и странах Азии. В Европе и России подобная система оплаты на предприятиях общественного питания распространяется медленно, так как требует разработки и установки специальных мобильных приложений, доступных для iPhone и Android. Оплата через мобильный телефон дает много преимуществ рестораторам и клиентам: простота в оплате чека; отказ от наличных денег и от терминала для считывания сведений с кредитных карточек; отсутствие комиссионных процентов на транзакции; быстрое перечисление денежных средств.

Технологические новшества влияют также на финансовую сторону сферы общественного питания. Возможность производить оплату через мобильный телефон уже появилась во многих областях деятельности. Пример тому - создание и внедрение на предприятиях общественного питания Франции электронной системы бухгалтерского учета и ведения кассовых операций «iKentoo», которая предлагает более 150 функций. Разработчики использовали функции компьютерного облака, что дает возможность клиентам пользоваться централизованной платформой управления. Более того, «iKentoo» интегрирована со многими смежными приложениями: Skello - для управления планированием; LivePepper - для онлайн-заказа;LaFourchette - для онлайн-бронирования [14]. Благодаря использованию централизованной платформы управления iKentoo, ресторатор может планировать, управлять деятельностью ресторана, следить за процессом и его результатами. Независимо от того, находится ли ресторатор в офисе, дома или в отпуске, он имеет доступ из своего электронного бэк-офиса ко всей информации, связанной с кассовым аппаратом и финансовыми операциями: меню, ценам, продуктам или запасам. Платформа iKentoo вышла на международные рынки и используется уже в 28 странах. Ввиду того, что в разных странах потребности отличаются, приложение было доработано с целью адаптации к пожеланиям зарубежных клиентов [14].

4. Управленческие инновации. Направлены на улучшение внутренних и внешних связей предприятия питания с использованием инновационного менеджмента. В данном случае разрабатывается оригинальная маркетинговая концепция, используются инновационные маркетинговые приемы, проводятся PR-акции.

Новые технологии успешно используются для оптимизации доставки продукции. Речь идет о геолокации, или отслеживании, позволяющей как профессионалам, так и клиентам контролировать в режиме реального времени процесс

доставки заказа. Геолокация изначально использовалась только международными перевозчиками, однако широкое использование смартфонов изменило ситуацию. В настоящее время все больше профессиональных приложений оснащаются системами, позволяющими отслеживать заказы продуктов и блюд от выхода из кухонь до прибытия к потребителю. Современные гад-жеты позволяют лучше освоить данную систему; отслеживание стало доступно как рестораторам, так и их клиентам. Система дает возможность заказчику узнать в режиме реального времени, где находятся поставщики, оптимизировать их поездки и время доставки заказа, отменить заказ или заменить доставщика, отслеживая перемещение по карте через планшет, компьютер или смартфон. Связь поддерживается через спутники и доставляется потребителю, установившему на смартфон мобильное приложение [15].

Гигантские британские фирмы «Deliveroo» и «Just Eat» стали первыми в системе отслеживания доставок.

Во Франции система Franck позволяет связывать по карте местонахождение ресторанов, агентов доставки и клиентов с целью оптимизации поставок, в результате чего время доставки сократилось с 31 до 26 мин. Сегодня реклама данной службы афиширована в 200 городах Франции благодаря работе шести тысяч ресторанов и наличию 10 000 партнеров по доставке заказов. Для рестораторов такой способ доставки с отслеживанием стоит недешево и составляет до 30 % общей стоимости каждого заказа.

Существует ряд решений, менее затратных для рестораторов, желающих использовать новые технические достижения. В Лионе, после консультаций с известными рестораторами, было разработано приложение Trackin. Программное обеспечение позволяет менеджеру отслеживать местоположение и поддерживать связь с курьером. Клиенты уведомляются по электронной почте или с помощью SMS о времени отправки их заказа и получают ссылку на веб-страницу, где могут проследить его передвижение и ожидаемое время прибытия.

Приложение Orderlord (Словакия) также специально разработано для сектора общественного питания. Панель монитора позволяет ресторатору управлять поставками. Курьер может узнать о своих заказах, спланировать маршрут и сообщить информацию клиенту. После размещения заказа клиент может отслеживать его продвижение в режиме реального времени [16].

Стремительное развитие сферы общественного питания во всех странах определило рост и разнообразие услуг доставки продуктов и готовых блюд. Это связано напрямую с пробле-

мой свежести продукта и небольшим сроком хранения и употребления продуктов питания. Считается, что французы чаще других европейцев пользуются услугами доставки продуктов на дом. В среднем они заказывают еду на дом три раза в месяц. Этот факт объясняет появление новой французской фирмы городской доставки «Tiller Delivery», работающий в партнерстве с компанией «Stuart», несмотря на существование таких гигантов, как «UberEats», «Resto-In» или знаменитая фирма «Deliveroo».

Фирма «Tiller Delivery» объединила на одной цифровой платформе кассовый аппарат, систему заказов и службу доставки продуктов питания. Через сеть Интернет клиент попадает на веб-страницу ресторана и выбирает продукты или блюда, здесь он может заказать доставку и произвести оплату. Ресторатор получает возможность провести одновременно оплату заказов из службы доставки и из самого ресторана, не обращаясь к различным сайтам, так как все услуги синхронизированы [17; 18; 19].

Один из важнейших принципов деятельности ресторатора - ответственность за выбор и поставку качественной продукции, что представляется сложным и трудоемким занятием: необходимо найти лучшие продукты, выдержать наиболее подходящее соотношение цены и качества, вести переговоры и торговаться, договариваться об условиях и сроках поставки, получать счета-фактуры, выбирать поставщиков. Так, в среднем ресторан нуждается в восьми поставщиках, и задача ресторатора усложняется тем, что каждый из них требует учета конкретных условий заказа, доставки, оплаты или выставления счетов. Поэтому именно сектор поставок нуждается в инновационном переоснащении.

В настоящее время во Франции внедряется цифровая платформа «Food Tech», облегчающая деятельность предприятий общественного питания. Онлайн-поставки значительно упрощают управление заказами для разных поставщиков, использующих специально созданный сайт, который суммирует покупки в одну доставку.

Особый интерес представляет инновационная система «Califrais», которая позволяет объединять и поставлять закупки, сделанные через сеть Интернет от разных поставщиков, в одну доставку. Концепция проста: «Califrais» предоставляет рестораторам доступ к платформе поставок свежих продуктов из сети «MIN de Rungis». Рестораторы пользуются одним посредником, даже если они сделали заказ у разных поставщиков «Rungis». Это означает, что все заказы на доставку сгруппированы на общей платформе, оплачивается только одна учетная запись, и доставка осуществляется за один раз. Для реализа-

ции этой цели. «Califгais» имеет склад в «Rungis», что позволяет контролировать и сортировать продукты перед доставками, осуществляемыми парком фирменных грузовиков. В настоящее время доставки осуществляются только в рамках Парижа, но уже можно отметить исключительные возможности использования цифровых технологий для улучшения логистики и облегчения снабжения рестораторов [20].

Цифровая платформа «£ирП» позволяет оптимизировать поиск поставщиков и оформлять заказы на поставку продукции, а также помогать поставщикам сбывать их продукцию через сеть Интернет. Разместить заказ можно через свой мобильный телефон, планшет или компьютер. «5ирП» экономит время (от 20 до 30 мин в день) и позволяет, в случае необходимости, находить новых поставщиков.

Программное обеспечение «FoodMeUp» применяемое для онлайн управления рестораном, предназначено для профессионалов в области общественного питания. Платформа «FoodMeUp» представляет собой систему, которая используется как для поставок, так и на различных этапах деятельности ресторана: управление доходами, планирование производства, расчет и обновление себестоимости, создание технического паспорта и предоставление информации о питании, управление потребностями в поставках и оформление заказов [20].

Платформа «Easilys» обеспечивает управление заказами на закупки продукции посредством сравнения тарифов поставщиков, экономя время при подготовке заказов, оптимизируя количество покупаемого товара (и, следовательно, сокращая расходы), обеспечивая доступность заказов и управления, даже дистанционно. Система выполняет автоматический расчет заказов, отображение запасов в режиме реального времени, сравнение между несколькими поставщиками (с учетом стоимости доставки), создание шаблонов заказов, администрирование, т. е. она облегчает управление планированием и производством, особенно в области закупок [20].

5. Комплексные программы сервисного обслуживания. Предлагают одновременно различные виды сервисной деятельности: обеспечение разнообразного ассортимента блюд, использование оригинальных способов подачи, введение инновационных форм обслуживания. В качестве примера могут служить семейные клубы, в которых, кроме вкусных блюд и хорошего обслуживания, предлагаются дополнительные услуги в виде посещения детьми детских игровых зон, различных мастер-классов с профессиональными аниматорами и др. Заключение

Применение эффективных инновационных стратегий развития, соответствующих потребностям рынка является один из важнейших факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий ресторанного сервиса. Яркие предпринимательские идеи, разработка и внедрение оригинальных продуктов и услуг, современные формы организации и управления предприятиями общественного питания создают новый имидж этих предприятий, предоставляют широкие возможности для инновационного развития.

Внедрение инновационных технологий на предприятиях общественного питания позволяет снизить затраты энергетических, сырьевых и трудовых ресурсов, рациональнее использовать производственные помещения, регулировать часы максимальной и минимальной загрузки рабочего времени.

Предприятиям, работающим в сфере сервиса в общественном питании, необходимо проявлять гибкость и динамичность, быстро реагировать на постоянно меняющийся потребительский спрос и регулярно интересоваться появляющимися новыми технологиями. Предпринимателям ресторанного бизнеса необходимо постоянно совершенствовать существующие виды и направления сервисной деятельности, разрабатывать новые сервисные продукты, активно внедрять мировые достижения и инновации, в сферу услуг, совершенствовать формы обслуживания потребителей.

Библиографический список

1. Чугунова О.В., Соловьева В.П., Пономарев А.С. К вопросу о применении профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства // Индустрия питания|Food Industry. 2017. № 3. С. 52-59.

2. Quand les nouvelles technologies s'invitent à notre table. URL: https://www.restoconnection.fr/comment-utiliser-les-nouvelles-technologies-dans-les-restaurants/ (дата обращения: 4.10.2018).

3. Гулаков Н.В. Организация инновационного процесса на предприятиях сферы услуг // Вестник Чувашского университета. 2011.№ 1. С. 339-342.

4. Инновации в ресторанном бизнесе 2013 г. URL: http://nippon-dom.com/innovatsii-v-restorannom-biznese (дата обращения:

14.09.2018).

5. Константинова Е. Управление ресторанами: новые технологии и тренды. URL: http://www.datakrat.ru/corporation/ publications/14857.html (дата обращения: 11.09.2018).

6. Харина Т.В. Инновационность как фактор конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса // Инновационные технологии в сфере питания, сервиса и торговли: сб. ст. III Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2015 г.) / [отв. за вып.: Н. В. Заворохина, Е. В. Крюкова]. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. С. 156-160.

7. Программа iiko - система для автоматизации ресторанов. URL: http://alfa-politeh.ru/iiko (дата обращения: 14.09.2018).

8. Réalité virtuelle : application en cuisine comme en salle.URL: https: //www.restoconnection.fr/realite-virtuelle%e2%80%af-application-en-cuisine-comme-en-salle/ (дата обращения: 31.01.2019).

9. Neurokiff, le casque qui mesure le plaisir gustatif de vos clients.URL: https://www.restoconnection.fr/neurokiff-le-casque-qui-mesure-le-plaisir-gustatif-de-vos-clients/ (дата обращения: 31.01.2019).

10. Food Robolution : un robot pizzaïolo aux commandes chez Pazzi.URL: https://www.restoconnection.fr/food-robolution-un-robot-pizzaiolo-aux-commandes-chez-pazzi/ (дата обращения:

01.02.2019).

11. Normes HACCP : quand le plan de maîtrise sanitaire se digitalise. URL: https://www.restoconnection.fr/haccp-plan-sanitaire-se-digitalise/ (дата обращения: 30.01.2019).

12. Карманова А.Е. Инновационные технологии в общественном питании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2017. № 1 (19). С. 134-141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Les drones : l'avenir de la livraison à domicile ? URL: https://www. restoconnection.fr/les-drones-lavenir-de-la-livraison-domicile/ (дата обращения: 31.01.2019).

14. D'une caisse sur iPad à une plateforme sur mobile, Serge Sozonoff nous parle de présent et d'à venir : interview. URL: https://www.re-stoconnection.fr/dune-caisse-sur-ipad-une-plateforme-sur-mobile-serge-sozonoff-nous-parle-de-present-et-da-venir-interview/ (дата обращения: 31.01.2019).

15. Le tracking : une solution pour optimiser vos livraisons.URL: https: //www.restoconnection.fr/le-tracking-une-solution-pour-optimiser-vos-livraisons/ (дата обращения: 01.02.2019).

16. Restaurant Delivery Management Software. URL: http://landing. orderlord.com (дата обращения: 31.01.2019).

17. Commande en ligne : retour d'expérience de Periko, fast-good 100% digital. URL:https://www.restoconnection.fr/commande-en-ligne-retour-dexperience-de-periko-fast-good-100-digital/ (дата обращения: 31.01.2019).

Bibliography

1. Chugunova, O.V.; Solovjeva, V.P.;Ponomarev A.S. K Voprosu o Primenenii Professionalnyh Standartov v Industrii Gostepriimstva [On The Occupational Standards Appliance in the Hospitality Industry]. Industriya pitaniya|Food Industry. 2017. № 3. P. 52-59.

2. Quand les nouvelles technologies s'invitent à notre table. URL: https://www.restoconnection.fr/comment-utiliser-les-nouvelles-technologies-dans-les-restaurants/ (data obrashcheniya: 4.10.2018).

3. Gulakov N.V. Organizaciya Innovacionnogo Processa na Predpriya-tiyah Sfery Uslug [Organization of the Innovation Process in the Service Sector]. Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2011. № 1. P. 339-342.

4. Innovacii v Restorannom Biznese [Innovations in the Restaurant Business]. 2013. URL: http://nippondom.com/innovatsii-v-restoran-nom-biznese (data obrashcheniya: 14.09.2018).

5. Konstantinova E. Upravlenie Restoranami: Novye Tekhnologii i Trendy [Restaurant Management: New Technologies and Trends]. URL: http://www.datakrat.ru/corporation/publications/14857.html (data obrashcheniya: 11.09.2018).

6. Harina, T.V. Innovacionnost kak Faktor Konkurentosposobnosti Predpriyatiy Restorannogo Biznesa [Innovation as a Competitiveness Factor of Restaurant Business Enterprises]. Innovacionnye Tekhnologii v Sfere Pitaniya, Servisa i Torgovli: sb. st. III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 15 Maya 2015 g.). Otv. za vyp.: Za-vorohina, N.V.; Kryukova E.V. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. ehkon. un-ta. 2015. P. 156-160.

7. Programma iiko - Sistema Dlya Avtomatizacii Restoranov [Iiko Program as a System for Restaurants Automation]. URL:http://alfa-po-liteh.ru/iiko (data obrashcheniya: 14.09.2018).

8. Réalité virtuelle : application en cuisine comme en salle.URL: https://www.restoconnection.fr/realite-virtuelle%e2%80%af-appli-cationen-cuisine-comme-en-salle/ (data obrashcheniya: 31.01.2019).

9. Neurokiff, le casque qui mesure le plaisir gustatif de vos clients. URL:https://www.restoconnection.fr/neurokiff-le-casque-qui-mesure-leplaisir-gustatif-de-vos-clients/ (data obrashcheniya: 31.01.2019).

10. Food Robolution : un robot pizzaïolo aux commandes chez Paz-zi.URL: https://www.restoconnection.fr/food-robolution-unro-bot-pizzaiolo-aux-commandes-chez-pazzi/ (data obrashcheniya: 01.02.2019).

11. Normes HACCP : quand le plan de maîtrise sanitaire se digitalise. URL: https://www.restoconnection.fr/haccp-plan-sanitaire-sedigi-talise/ (data obrashcheniya: 30.01.2019).

12. Karmanova, A.E. Innovacionnye Tekhnologii v Obshchestvennom Pitanii [Innovative Technologies in Public Catering]. Innovacion-naya Ehkonomika: Perspektivy Razvitiya i Sovershenstvovaniya. 2017. № 1 (19). P. 134-141.

13. Les drones : l'avenir de la livraison à domicile ? URL: https://www.re-stoconnection.fr/les-drones-lavenir-de-la-livraison-domicile/ (data obrashcheniya: 31.01.2019).

14. D'une caisse sur iPad à une plateforme sur mobile, Serge Sozonoff nous parle de présent et d'à venir : interview. URL: https://www.re-stoconnection.fr/dune-caisse-sur-ipad-une-plateformesur-mobile-serge-sozonoff-nous-parle-de-present-et-da-venirinterview/ (data obrashcheniya: 31.01.2019).

15. Le tracking : une solution pour optimiser vos livraisons.URL: https:// www.restoconnection.fr/le-tracking-une-solution-pour-optimiserv-os-livraisons/ (data obrashcheniya: 01.02.2019).

18. Livraison de repas à domicile : Tiller entre dans la course et lance Tiller Delivery/ URL: https://www.restoconnection.fr/livraison-de-repas-domicile-tiller-entre-dans-la-course-et-lance-tiller-delivery/ (дата обращения: 31.01.2019).

19. Livraison: Tiller contre-attaque avec Tiller Delivery en partenariat avec Stuart.URL: https://www.snacking.fr/news-4033-Livraison---Tiller-contre-attaque-avec-Tiller-Delivery-en-partenariat-avec-Stuart.php (дата обращения: 31.01.2019).

20. Approvisionnement en ligne : 4 solutions qui facilitent la vie des restaurateur.URL: https://www.restoconnection.fr/approvisionne-ment-en-ligne/ (дата обращения: 30.01.2019).

16. Restaurant Delivery Management Software. URL: http://landing. orderlord.com (data obrashcheniya: 31.01.2019).

17. Commande en ligne : retour d'expérience de Periko, fast-good 100% digital. URL:https://www.restoconnection.fr/commande-en-lignere-tour-dexperience-de-periko-fast-good-100-digital/ (data obrashcheniya: 31.01.2019).

18. Livraison de repas à domicile : Tiller entre dans la course et lance Tiller Delivery/ URL: https://www.restoconnection.fr/livraison-dere-pas-domicile-tiller-entre-dans-la-course-et-lance-tiller-delivery/ (data obrashcheniya: 31.01.2019).

19. Livraison: Tiller contre-attaque avec Tiller Delivery en partenariat avec Stuart.URL: https://www.snacking.fr/news-4033-Livraison---Till-er-contre-attaque-avec-Tiller-Delivery-en-partenariat-avec-Stuart. php (data obrashcheniya: 31.01.2019).

20. Approvisionnement en ligne : 4 solutions qui facilitent la vie des restaurateur.URL: https://www.restoconnection.fr/approvisionne-ment-en-ligne/ (data obrashcheniya: 30.01.2019).

Информация об авторах / Information about Authors

Соколова Ольга Леонидовна

Sokolova, Olga Leonidovna

Тел./Phone: +7 (343) 251-96-54 E-mail: inlingua@usue.ru

Кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков Уральский государственный экономический университет

620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Candidate of Philological Science, Associate Professor, Head of the Foreign Languages Department

Ural State University of Economics

620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 March St./Narodnoy Voli St., 62/45 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7055-9104

Скопова

Людмила Валентиновна

Skopova,

Ludmila Valentinovna

Тел./Phone: +7 (343) 251-96-54 E-mail: inlingua@usue.ru

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Уральский государственный экономический университет

620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Associate Professor of the Foreign

Languages Department

Ural State University of Economics

620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 March St./Narodnoy Voli St., 62/45 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8452-0406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.