ОБЗОРЫ, АННОТАЦИИ, РЕЦЕНЗИИ
Обзор УДК 291
DOI: 10.25803/26587599_2022_41_169
М. В. Шилкина
Обзор Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием «Религия и медиа: „новая нормальность"»
(Москва, 9-10 декабря 2021 года)
Шилкина Маргарита Васильевна, канд. филос. наук, декан факультета религиоведения, зав. кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Свято-Филаретовский институт, Москва, Россия / Shilkina Margarita Vasiliyevna, Cand. Sci. (Philosophy), Dean of Religious Studies Faculty, Chief of the Chair of Humanities and Science, St. Philaret's Institute, Moscow, Russia, [email protected]
для цитирования: Шилкина М. В. Обзор Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием «Религия и медиа: „новая нормальность"'» (Москва, 9-10 декабря 2021 года) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 41. С. 169-173. DOI: 10.25803/26587599_2022_41_169.
for citation: Shilkina M. V. (2022). "Overview of the All-Russian (National) Scientific Conference with international participation 'Religion and Media: 'The New Normal' ' (Moscow, December 9-10, 2021)". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2022, v. 41, pp. 169-173. DOI: 10.25803/26587599_2022_41_169.
© Шилкина М. В., 2022
Организаторами научной конференции выступили Свято-Фи-ларетовский институт, факультет журналистики МГУ, департамент медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики», департамент философии Уральского федерального университета, Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородского госуниверситета, кафедра теологии и религиоведения Бурятского госуниверситета им. Доржи Банзарова. На пленарном заседании и в шести секциях конференции прозвучало 42 доклада, сделанных религиоведами, социологами, антропологами, журналистами, религиозными деятелями. Общее число участников конференции — 46 человек из 17 городов (Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Болонья (Италия), Варшава (Польша), Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Минск (Белоруссия), Падуя (Италия), Пермь, Ростов-на-Дону, Ружомберк (Словакия), Саратов, Тренто (Италия), Улан-Удэ). Докладчики представляли 19 вузов, в том числе ведущие университеты МГУ, СПбГУ, ВШЭ, Уральский, Казанский (Приволжский), Дальневосточный и Южный федеральные университеты, а также 11 других научных организаций, таких как Академия наук республики Татарстан, Институт Европы РАН, Институт востоковедения РАН, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Центр полевых исследований РАНХиГС, Центр по изучению религиозного плюрализма (Болонья, Италия), Центр религиозных исследований при фонде Бруно Кесслера (Тренто, Италия) и другие. Конференция открылась приветствиями ректора Свято-Филаретовского института д-ра ист. наук А. Б. Мазурова и академика РАО декана факультета журналистики МГУ Е. Л. Вартановой.
Медиатизация, цифровизация и цифровые формы религии необратимо вошли в жизнь современного общества. Медиатизи-рованная религиозная жизнь и ее цифровые практики стали «новой нормальностью» XXI в. Религии присутствуют в публичных пространствах благодаря собственной медиаактивности, разнообразным цифровым СМИ, веб-сайтам, интерактивным платформам, микроблоггингу в социальных сетях. Обширна религиозная повестка и в контенте светских СМИ. В пространстве интернета религии создают собственные разнообразные цифровые ниши — веб-сайты, форумы, блоги, паблики, вынесенные в онлайн цифровые практики. В центре внимания участников конференции оказались вопросы, которые еще недавно не могли бы обсуждаться даже на небольших семинарах. Насколько современные исследо-
м. в. шилкинА • обзор всероссийской (национальной) научной конференции 171
с международным участием «религия и медиа: „новая нормАльность"»
ватели религии знакомы с этой новой нормальностью? Каковы ее репрезентации в офлайн реальности? Докладчики и участники дискуссий попытались выяснить, насколько офлайн-повседнев-ность трансформируется онлайн-практиками религиозных индивидов, общин и организаций? Как взаимодействие медиа и религии формируют сообщества, идеи и практики? Как религиозные общины и организации приручают медиа для обслуживания собственных потребностей?
Можно выделить несколько направлений развития исходного тезиса, определивших тематику конференции: цифровые религиозные практики, юмор как фактор конфликта в отношениях медиа и религий, методология изучения религий в цифровом формате, презентация религиозной повестки в СМИ, религия в интернет-коммуникации, использование новых медиа религиозными сообществами в период пандемии. Почти все эти темы были представлены на пленарном заседании в центральных докладах направлений. Так, Р. Н. Лункин (Москва, Институт Европы РАН) поставил вопрос о том, как взаимодействие медиа и приходов в новых условиях влияет на развитие низовой церковной демократии и при каких условиях приход становится медиатором гражданского общества. По его мнению, этому способствуют рост общинной культуры прихода, рост гражданского самосознания прихожан, выход проектов общины на общественно значимый уровень, наличие диалога с другими конфессиями, НКО, фондами. «Атмосфера доверия вместе со способностью к диалогу с „внешними" в приходской деятельности становится ключевым элементом для развития медийной активности Церкви в современной России», — отметил докладчик.
Джузеппе Джордан, профессор социологии Университета Падуи, обратил внимание на методологические проблемы различения специфики религиозных явлений в новых цифровых пространствах. Он поставил вопрос, представляет ли религиозная коммуникация, опосредованная технологическими устройствами, особую форму коммуникационного процесса, ориентированного на религиозные явления, или это современная, автономная форма религиозной выразительности, которая обретает свой новорожденный статус только на веб-сайте и на его специфическом языке? На примере опыта изоляции 2020 г. в Италии он показал, как под давлением пандемии и в условиях социального дистанцирования религии перешли в онлайн, бросая вызов смыслу ритуалов и возможности создания сообщества вокруг них.
Профессор Санкт-Петербургского университета Е. А. Островская представила результаты эмпирического исследования коммуникативной сети православных русскоязычных блоге-ров — священников РПЦ, медиапрактики которых нацелены на цифровое миссионерство, катехизацию, проповедь и христианское просвещение. Они возникли благодаря индивидуальной инициативе конкретных священников, собирают собственные многотысячные аудитории, активно продвигают в офлайн новый образ священника и новую версию взаимодействия «священник — мирянин».
Доклады на конференции охватывали анализ медиапрактик в буддизме (Т. Б. Бадмацыренов, Улан-Удэ, Бурятский госуниверситет; С. И. Шатравский, Республика Беларусь, Минск, Институт теологии Белорусского госуниверситета), в православной (М. В. Шил-кина, Москва, СФИ; О. Б. Солодовникова, Москва, Центр полевых исследований РАНХиГС) и католической церквах (М. Гульельми, Италия, Тренто, Центр религиозных исследований при фонде Бруно Кесслера и С. В. Трофимов, Москва, МГУ), у старообрядцев (С. В. Васильева, Улан-Удэ, Бурятский госуниверситет), в исламе (С. А. Рагозина, Москва, Институт востоковедения РАН; М. Р. Ги-бадуллина и Д. С. Кусанова, Казань, Академия наук республики Татарстан), индуизме (С. В. Лобанов, Москва, СФИ), даосизме (П. Д. Ленков, Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена) и даже шаманизме (С. А. Дансарунова, Улан-Удэ, Бурятский госуниверситет).
Большой интерес и бурную дискуссию вызвало обсуждение темы «Юмор о религии в медиа: в поисках консенсуса между свободой слова и свободой вероисповедания?» Разговор, начавшийся докладом на пленарном заседании профессора ВШЭ В. М. Хру-ля и продолжившийся на секции с аналогичным названием, показал, что не только на практике, но и в теории мы далеки еще от решения этой острой проблемы. На секции были представлены мнения не только российских, но и словацких исследователей (доклад Т. Рончаковой, П. Полиевковой и Х. Ткачевой (Словакия, Католический университет в Ружомберке) «Знаменитости в юморе СМИ во время визита Папы Римского Франциска в Словакию»).
Ряд секций включал выступления известных интернет-журналистов. Так, доклад А. С. Коскелло (Москва, редактор популярного интернет-проекта «Черное и белое») представил картину гибели православной журналистики в РПЦ, утверждая, что «для создания хотя бы одного христианского издания или канала не хватает не то чтобы денег, а скорее воли и хотя бы минимального
вестник сфи. 2022. выпуск 41
м. в. шилкинА • обзор всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием «религия и медиа: „новая нормАльность"»
внутреннего интереса». На этой же секции прозвучал доклад С. В. Рязановой (Пермь, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН), показавший новую сторону использования цифровой презентации как формы защиты закрытого сообщества. Квазиправославная группа, которая едва не была запрещена и распущена совместными усилиями Пермской епархии и правоохранительных органов, за счет грамотного использования медиа не только полностью оправдала себя, но и стала популярной в городе.
Вопрос аутентичности традиции новой материальности цифровых медиа в православии был поставлен в докладе Е. И. Гри-шаевой (Екатеринбург, УРФУ — Центр исследований Восточной Европы, Бременский университет) и продолжен на секции «Использование новых медиа религиозными сообществами в период пандемии». Актуальность темы подтвердилась не только заинтересованным обсуждением всех представленных докладов, но и тем, что за несколько дней до конференции состоялся онлайн-круглый стол «Батюшки онлайн, буддийские вебкасты и хадж в зуме. Как цифровые медиа трансформировали религиозные традиции и авторитеты», который вызвал неожиданный даже для организаторов интерес и активное участие в дискуссии многих присоединившихся специалистов.
Доброжелательная творческая атмосфера, сложившаяся на конференции, удачное сочетание офлайн- и онлайн-форматов давали возможность включаться в обсуждение не только заявленным докладчикам, но и тем участникам, которые присоединялись к трансляции заседаний. Согласно мнению большинства выступавших, многие вопросы на конференции были только поставлены. Есть надежда, что конференция продолжит свою работу и станет регулярной.
Обзор поступил в редакцию 15.12.2021; принят к публикации 25.12.2021