Отт М., Нуаре П., Лопес Байон И.
ОБЗОР ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА МОЛДАВИИ
M. Otte, P. Noiret, I. Lopez-Bayon. The Survey of the Upper Palaeolithic of Moldova.
The existing in Moldova Aurigniacian industries of the lamellar type are represented by the stone collections of 2 kinds: with leaf-shaped points and backed points with a concave edge. Together with this the Corpach IV industry which includes backed points (segments) must have been related to Gravette. Other industries should not be considered separately and apparently can be grouped under the title «industries de type Paleolithic superieur ancien a points foliacees». They are supposed to spring from the Middle Palaeolithic industries with leaf-shaped pieces (from Micoquian of Central Europe), that were further developed in the Aurignacian direction.
If the Aurignacian of Molova has evidently a foreign origin then the Gravette traditions go back to some related centers. It is reflected in the compatibility of backed pieces and leaf-shaped points in one and the same industry, dated back to the early stage of the Upper Palaeolithic. It is clearly seen in the collections of lower layers of Moldova V where homogeneousness of the complex is evident starting with the tenth layer. The appearance of some new types of tools (for instance, shouldered points) in the upper layers of this site does not fail the general stability and the cultural originality of the industry.
Введение
Республика Молдова, вклинивающаяся между Румынией и Украиной, является автономным политическим образованием, возникшим после распада Советского Союза. Её пейзаж, состоящий из покатых холмов, представляет собой переход от Карпатской горной гряды к огромной украинско-русской равнине. Благоприятные климатические условия прошлого способствовали большой плотности палеолитического населения и сравнительно хорошему сохранению культурных остатков на её территории.
Молдавский край, в широком смысле включающий также часть восточной Румынии, иллюстрирует все стадии верхнего палеолита: архаические индустрии (с двусторонне обработанными изделиями), местный ориньяк и различные этапы граветта. Чрезвычайно богатый палеолитическими памятниками, в особенности по долинам Днестра и Прута, он стал объектом многочисленных исследований начиная со второй половины XIX века, что позволило достаточно быстро идентифицировать разные пре-исторические эпохи.
Начиная с 1980 года, исследования палеолита в Молдавии активно проводятся группой исследователей, во главе с Ильей Борзияком. Ему удалось привлечь специалистов разного профиля из Кишинева, Львова и Санкт-Петербурга. Весьма плодотворным оказалось его сотрудничество с учеными из Румынии, особенно важное с Василием Кирикэ из Института археологии в Яссах. Совместно с Николаем Кет-рару, были проведены широкие разведочные работы, а в содружестве с профессиональны-
ми палеонтологами, геологами, палинологами частично раскопана стоянка Косоуцы. Драгоценную помощь в проведении этих работ оказал директор Института археологии и древней истории г.Кишинева Валентин Дергачёв.
Начало
При изучении ориньякских слоев стоянки Миток-Малу Галбен, несмотря на изнуряющий летний зной, неоднократно велось обсуждение спорных вопросов. В один из таких моментов Василий Кирикэ сказал: "Я Вам хочу представить одного очень своеобразного субъекта, моего друга Илью". Это была наша первая встреча с Ильей Борзияком. Спустя полчаса беседы, перемешивая молдавские и французские слова, мы поняли глубокомыслие этой личности, значение его исследований и недооценку молдавского палеолита на Западе. Бельгийская археологическая миссия, организованная на основе двух исследовательских групп из национальных и европейских исследователей, в дальнейшем способствовала изучению этой информации. В тоже время, она проводила исследования на месте и способствовала более широкому освещению ранее открытых материалов, в рамках сотрудничества с Институтами археологии из Молдавии и Румынии.
План
На территории Молдавии, известковистые образования, выступающие в качестве основания осадочных отложений, даже при своем истощении, создавали благоприятные условия для сохранения различного рода остатков и
© Отт М., Нуаре П., Лопес Байон И., 1999.
органических веществ. Во многих местах лёс-сы эолового происхождения значительно нивелируют наблюдаемый пейзаж. Речные долины, покрытые чернозёмом, способствовали спонтанному возникновению примитивного земледелия, в то время как холмы представляли естественную зону для охотничьего промысла в палеолитическую эпоху. Это объясняет исключительную плотность известных ныне стоянок каменного века. С другой стороны, промежуточное положение Молдавии между Прутом и Днестром, на контакте с большими географическими зонами, позволяет проследить разные эволюционные стадии культуры верхнего палеолита с очень высокой точностью.
Меловой кремень высокого качества имеет выходы во многих местах долин обеих рек и определяет автономное развитие экономики на основе региональных источников каменного сырья. Однако, ряд пород могли импортироваться, но лишь в ограниченном количестве в виде готовой продукции или полуфабрикатов.
Несколько многослойных памятников отражают длительный период развития. Для палеолита наиболее важны Молодова V (средний палеолит, граветт, финальный граветт) на Украине, Рипичень-Извор (средний и верхний палеолит) и Миток-Малу Галбен (ориньяк и граветт) в Румынии, а также Косоуцы (финальный граветт) в Молдавии. Эти памятники составляют основу хронологии верхнего палеолита, которая может быть дополнена данными с других памятников, таких как Брынзены I и Климауцы I и II, составляющих основу местных культур.
Стоянки верхнего палеолита являются наиболее многочисленными и документированными в Молдавии. Они располагаются по долинам крупных рек и пещерах её северной части.
Начало верхнего палеолита
По И.Борзияку (1996, ОЫпеа и др. 1996) эта первоначальная стадия проявляется в трех группах памятников или фациях, без выделения каких-либо культурных особенностей или хронологических индикаторов. Обычно допускается их связь с селетом Центральной Европы.
"Брынзеньен". Представлена 3 слоем Брынзен I, индустрия которого характеризуется чертами мустье типичного, присутствием мустьерских изделий типа Леваллуа и листовидных наконечников. Находка амулета определила её отнесение к верхнему палеолиту.
"Прутская культура". Эта фация рассматривается как более важная, чем "Брынзеньен". Она представлена главным образом Гординеш-тами (слой 3) и характеризуется присутствием изделий среднего и верхнего палеолита в одном комплексе. Скребки доминируют в коллекции (больше трети орудий), в то время как архаические изделия представлены несколькими мустьерскими скреблами, небольшим количе-
ством зубчато-выемчатых форм, а также дву-сторонне обработанными наконечниками.
Фация Корпача. Первоначально идентифицирована в Корпаче (слой 4), вызывая при этом намного больше спорных вопросов, чем выделение двух предыдущих фаций. В инвентаре отмечены орудия верхнего палеолита, в сопровождении архаичных форм (листовидных бифасов) и очень специфичных изделий типа "сегментов", так называемых острий с дугообразно притупленным краем.
Наше впечатление при выделении этих трех типов индустрий связано с некоторыми сомнениями: их хронологическая позиция остается неопределенной, а однородность материалов - сомнительной. Тем не менее, эти индустрии, вероятно, развивались на основе сред-непалеолитического субстрата, исходя из наличия в них комплекса архаичных изделий. В них также отмечено ориньякское влияние (по присутствию скребков каренэ, несмотря на малочисленность). Развитие внутри этих фаций (если здесь есть развитие) отмечено в направлении увеличения числа и качества отделки изделий в рамках верхнепалеолитической техники, при уменьшении числа мустьерских форм (скребел, зубчато-выемчатых изделий). По прошествии некоторого времени, двустороннее ретуширование становится менее выразительным, а листовидные изделия более редкими.
Но, с другой стороны, присутствие оринь-якских изделий, листовидных острий и пластинчатой техники свойственно ранней поре верхнего палеолита, параллельно селету Центральной Европы. При этом можно обособить фацию типа Корпача, которую допустимо соотнести с граветтоидным технокомплексом (по мнению А118\№Э|И1-иопе8 1990). Исходя из этого, возможно в Центральной и Восточной Европе гравет-тоидные индустрии контактировали с индуст-риями включающими листовидные острия.
Ориньяк
Ориньякская традиция, четко выраженная на территории Румынии, слабо представлена в Молдавии. В Румынии, по правому берегу Прута, в местности Миток-Малу Галбен обнаружена стоянка, служащая примером типичного ори-ньякского поселения. На территории Молдавии также встречаются памятники с наборами изделий ориньякского облика, но без соответствующей датировки и часто со значительными примесями, как это отмечено на Корпаче Мыс.
Корпач Мыс находится на правом берегу Прута. Верхний его слой локализован в слое погребенной почвы, в составе которого имеется много каменного и костяного инвентаря. Техника первичного расщепления основана на призматических нуклеусах, которые сочетаются с небольшим количеством дисковидных форм. Инвентарь состоит из нескольких коротких
скребков и скребков каренэ, резцов, широких скребел, фрагментов листовидных бифасов, проколки, нескольких зубчатых орудий и редких пластин с притупленным краем (diirica и др. 1996). Особенно надо отметить присутствие двух наконечников дротика (из рога северного оленя) с массивным основанием типа Младек, очень схожих с таковым из Миток-Малу Галбен (Chirica, Borziac 1995; Otte и др. 1996а), характерных для индустрий с ориньякскими традициями.
Рассматриваемая нами территория располагается на границе распространения классического ориньяка. Но если в Митоке раскрываются все его специфические черты, то на молдавских памятниках выделение ориньякских традиций оказывается более проблематичным. Существовавший к востоку от Карпат массив ориньякских памятников сокращен к настоящему времени до нескольких местонахождений, таких как Миток-Малу Галбен, Сюрень I в Крыму и Костенки I/3 в России. Два последних памятника, более ранние, чем Миток, допускают предположение о существовании некоей восточ-но-ориньякской провинции.
Граветт
Граветтский комплекс характеризуется набором общих технологических черт: скалыванием пластин с одно- и двуплощадочных нуклеусов, получением тонких и стандартных пластинчатых заготовок, крутой ретушной подработкой острий и вкладышей. На протяжении нескольких археологических эпох европейской истории, отдельные типологические признаки проявляются спонтанно на разных территориях, но не всегда в одном и том же хронологическом порядке, что определяется их происхождением и разнообразием взаимовлияний. Мы предлагаем распределение граветтоидного технокомплекса по нескольким "стадиям" (Otte и др. 1996в). Каждая из этих стадий характеризуется доминированием одного или другого специфического типа вкладыша. Такое распределение, основанное на изучении ряда индустрий, выглядит следующим образом: стадия I, появление микролитов и мик-роострий (не присутствуют на рассматриваемой территории); стадия II, распространение пластинчатых острий, ретушированных и усеченных; стадия III, присутствие изделий с боковой выемкой; стадия IV, использование элементов усечения и пластинок с притупленным краем (не присутствуют на рассматриваемой территории); стадия V, распространение элементов усечения и геометрических микролитов. Эти стадии соответствуют "ритмам", идентифицированным в Западной и Центральной Европе и частично представленным на Русской равнине, что не исключает существование особых региональных фаций и допускает иную хронологическую послед ователь-ность .
Классический граветт
Стоянка Молодова V расположена на правом берегу Днестра, в настоящее время украинской территории. Для этой стоянки вторая стадия представлена слоями 10 и 9, датируемыми в пределах 29.600-28.100 лет назад. Происхождение индустрии слоя X безусловно связано с селетом типа верхнего слоя грота Селет; другая гипотеза предполагает развитие комплекса ранней поры верхнего палеолита с листовидными остриями в направлении к памятникам с изделиями, подработанными усекающей краевой ретушью. Третья стадия отражена в материалах 8 и 7 слоев, датируемых приблизительно 24.000-23.000 лет назад. В их инвентаре отражено появление наконечников с боковой выемкой и распространение изделий с притупленным краем (острий Граветт и микро-граветт). Элементы усечения проявляются также в технике утоньчения, выраженной в "ножах костенковского типа".
На Миток-Малу Галбен, эти две стадии представленны теми же типологическими характеристиками. Стадия II, выраженная в материалах нижних граветтоидных слоев, датируется в пределах 27.500-25.600 лет назад. Вполне очевидно присутствие острий Граветт и микро-граветт, сопровождаемых ретушированными пластинами, приостренными и усеченными. Стадия III определена материалами верхних культурных слоев, датированных от 24.600 до 23.400 лет назад. Их инвентарь включает острия (Граветт и микрограветт), при малом числе изделий/острий с боковой выемкой.
Финальный граветт
В рассматриваемом регионе, отмечено существование отдельных выразительных групп памятников; прежде всего, речь идет о Моло-довьене, соответствующего V стадии, согласно выше представленной классификации. Он характеризуется присутствием элементов усечения и геометрических микролитов. Вместе с тем, наблюдается тенденция в сокращении определяющих черт, выраженных в технике раскалывания и инвентарном наборе.
Другой интересный памятник, стоянка Ко-соуцы обнаружена Ильей Борзияком (1991, 1993) на правом берегу р.Днестр. Речь идет о поселении на открытом воздухе, чьи многочисленные культурные слои запечатлены в мощной лёссовой толще. 21 слой, относимый к финальному граветту, был подвергнут продолжительному исследованию. В результате был обнаружен чрезвычайно обильный каменный и костяной инвентарь, зафиксирована подробная информация по планиграфии стоянки. Характерные особенности пятой стадии отражены в материалах всех её слоев. Техника рас-
щепления ориентирована на производство небольших пластин с правильным огранением, часто используемых в качестве заготовок для орудий. Неоднократное заселение стоянки определило широкое использование хозяйственного инвентаря.
Крайне богатая коллекция костяных изделий распадается на несколько морфо-функци-ональных групп или категорий. Среди них наиболее многочисленны наконечники дротиков из бивня мамонта и оленьего рога, на которых часто моделированы пазы для каменных вкладышей, а иногда декорированы винтообразным углубленным орнаментом; разнообразные роговые инструменты с рукоятками (топоры, молотки, мотыжки, кирки); серия удлиненных проколок из продольно расчлененного оленьего рога, облегчающего захват; плоские ножи; группа гарпунов из оленьего рога, в виде острия с двумя рядами шипов; иглы из трубчатых костей птиц или животных (оленя); игольники с насечками на поверхности; подвески из просверленных зубов оленя и лисицы.
Нельзя не отметить находки двух произведений искусства, представленных статуэтками из мергеля, одна - зооморфная (бизон), другая - антропоморфная (женщина). Кроме того, обнаружено несколько гравированных галек с линейным и геометрическим орнаментом (в отличии от змеевидного декора наконечников дротиков).
Заключение
Существование в Молдавии индустрий пластинчатого типа, сопоставимых с оринь-яком, определено присутствием нескольких коллекций каменных изделий; эти индустрии подразделяются на два вида: с листовидными наконечниками и с остриями, имеющими дугообразно притупленную спинку. При этом,
ЛИТЕРАТУРА
Allsworth-Jones Ph. 1990. Les industries a pointes foliacées d'Europe centrale. Questions de définitions et relations avec les autres techno-complexes // Paléolithique moyen recent et Paléolithique superieur ancien en Europe. Actes du colloque de Nemours (mai 1986). Memoires du Musée de Préhistoire d'Ile-de-France, 3. Nemours. P. 79-85.
Borziac I.A. 1991. Quelques données préalables sur l'habitat tardipaléolithique pluristratifié de Cosseoutsy sur le Dniestr moyen // Le Paléolithique et le Néolithique de la Roumanie en contexte européen. lasi. P.56-71. Borziac I.A. 1993. Les chasseurs de renne de Kosoioutsy, site paléolithique tardif a plusieurs niveaux sur le Dniestr moyen (rapport préliminaire) // L'Antropologie, 97 (2-3). P.331-336.
Borziac I.A. 1996. C.-R. De Al.Paunescu, "Ripiceni Izvor, Paléolithique et Mésolithique. Etude monographique", Bucarest, 1993 // Préhistoire Européenne, 8. P. 201-204.
индустрия четвертого слоя Корпача, включающая острия с дугообразно притупленной спинкой, вероятно, имеет отношение к Гра-ветту. Другие же индустрии не должны восприниматься по отдельности и, по всей видимости, могут быть сгруппированы под названием "индустрии ранней поры верхнего палеолита с листовидными наконечниками". Их происхождение предполагается от сред-непалеолитических индустрий с листовидными изделиями (начиная от восточного мико-ка, через центрально-европейский селет), которые в дальнейшем развиваются в ори-ньякоидном направлении.
Если ориньяк Молдавии безусловно имеет иностранное происхождение, то традиции граветта восходят к нескольким родственным центрам. Это находит свое отражение в совместимости изделий с притупленной спинкой и листовидных наконечников в одном и том же комплексе, датируемым ранней порой верхнего палеолита. Последнее хорошо прослеживается в коллекциях нижних слоев Молодова I, где гомогенность комплекса четко выражена с 10 слоя. Появление некоторых новых типов орудий (например, наконечников с боковой выемкой) в верхних слоях этой стоянки не изменяет общей стабильности культурного своеобразия индустрии в целом.
*******
С открытием внешних границ Молдавии, появилась возможность сравнительного анализа накопленной за многие годы информации по преистории региона на европейском уровне. Богатые коллекции артефактов, собранные втайне местными учёными, позволяют Западу, при соответствующей финансовой поддержке, еще в большей степени активизировать продвижение исследовательских программ.
Chirica V., Borziac I. 1995. Les ivoires du sud-est de l'Europe: Bulgarie, Grèce, Yougoslavie et Roumanie jusqu'au Dniestr // Le travail et l'usage de l'ivoire au Paléolithique superieur. Actes du colloque de Ravello (mai 1992). Ravello. P.199-210.
Chirica V., Borziac I., Chetraru N. 1996. Gisements du Paléolithique superieur ancien entre le Dniestr et la Tissa. Iaçi.
Otte M. 1981. Le Gravettien en Europe centrale. Bruges, Dissertationes Archaeologicae Gandenses XX.
Otte M., Lopez Bayon I., Noiret P., Borziac I., Chirica V. 1996a. Recherches sur la Paléolithique superieur de la Moldavie // Bull.Soc.Rovale Antropologie et Préhistoire (Bruxelles), 106. P. 45-80.
Otte M., Noiret P., Chirica V., Borziac I. 1996b. Rythme évolutif du Gravettien oriental // The Upper Palaeolithic. Colloquium XII: The Origin of the Gravettian, XIIIeme Congres international de l'U.I.S.P.P. Colloquia, vol. 6, Forli. P. 213-226.