Научная статья на тему 'ОБЗОР ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СЛУЖБ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ КАЧЕСТВА'

ОБЗОР ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СЛУЖБ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО / АВТОМОБИЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Благовещенский Дмитрий Иванович, Козловский Владимир Николаевич, Васин Сергей Александрович, Айдаров Дмитрий Васильевич

В статье представлены результаты исследования проблемы развития корпоративных служб управления качеством на предприятиях автомобильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Благовещенский Дмитрий Иванович, Козловский Владимир Николаевич, Васин Сергей Александрович, Айдаров Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE THEORY AND PRACTICE OF THE DEVELOPMENT OF CORPORATE QUALITY SERVICES AT THE ENTERPRISES OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY. COST OF QUALITY CONCEPT

The article presents the results of a study of the problem of the development of corporate quality management services at the enterprises of the automotive industry.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СЛУЖБ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ КАЧЕСТВА»

УДК 629.113

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-6-191-197

ОБЗОР ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СЛУЖБ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ КАЧЕСТВА

Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский, С.А. Васин, Д.В. Айдаров

В статье представлены результаты исследования проблемы развития корпоративных служб управления качеством на предприятиях автомобильной промышленности.

Ключевые слова: машиностроительное предприятие, конкурентоспособность, качество, автомобиль.

Проведем бенчмаркинговое исследование по области реализуемых в настоящее время лидерами мирового автомобилестроения инициатив в области качества. Первичные результаты, определяющие основные зоны ответственности корпоративных подразделений качества автомобильного производства, представлены на рис. 1 [1, 2].

Автоконцерны относят качество в сферу ответственности почти во всех отраслях качество определяется в виде линейной

Правления - операционное упр-е качеством осуществляют функц функции, требование и поддержка имеют равнозначную роль

Организации качества Роли и ответственность тю качеству

Рис. 1. Обзор по вопросу оценки передовой практики при разработке инициатив

в области качества

Из анализа и обобщения представленных на рис. 1 данных следует, что в массе своей сегодня в автомобильных корпорациях качество относится к сфере верхнего уровня управления, и процесс организации службы качества должен исходить и из следующих решаемых задач (рис. 1, а): стратегия качества; гарантия и контроль качества; обеспечение качества; управление поставщиками; управление качеством по отдельным функциональным направлениям. Все это должно укладываться в три уровня работы: определение систем управления качеством, методов и стандартов на корпоративном уровне; распределение операционных задач по управлению качеством; профилактическое управление качеством [1, 3].

Роли и ответственность по качеству разделяются на три функциональных направления (рис. 1, б): требования (спецификация, надзор); поддержка (обучение, экспертиза); управление качеством на этапах жизненного цикла. Важно понимать, что все направления тесно привязаны к циклу PDCA.

Важным компонентом, обеспечивающим устойчивое развитие автомобильной корпорации, является стратегическое предвидение развития качества процессов и продуктов, которое реализуется посредством комплекса индикаторов, определяющих потребительские предпочтения и возможности автопроизводителя исходя из достигнутого уровня научно-технологического развития (рис. 2). Индикаторы должны обладать

свойствами оперативности, достоверности, адекватности по той причине, что по средством их, в корпорациях решаются комплексные задачи по разработке соответствующего инструментария по мониторингу, управлению, прогнозированию качества, назначению целей в области качества, а также соответствующие прикладные мероприятия, обеспечивающие достижения в области качества процессов и продуктов [1, 3, 4].

Исходя из принципов «вытягивания», которые активно реализуются в производственных системах современных автосборочных предприятий, своеобразной аналогией можно рассматривать использование в качестве ключевых показателей качества индикаторы, определяющие удовлетворенность потребителей продукции и потребительскую ценность качества (рис. 2, а, б).

Рейтинг J.D. Power отражает разницу между фактическим и воспринимаемым качеством - восприятие различается го странам

Рейтинг J.D. Power1» Kuril

"Чи ■ (-*.

а

Индивидуальный подход к клиенту

'Обслуживайте теня, а просто мою машину"

Его выбором управляют такие характеристики как спортивность и уникальность в комбинации со страстностью

> Стандартное

> СяО. Он, О»чей о*идание

> Спет, прозрачн-ти > 5-минутный разговор

> Разелеч-е в ПО11 с механиком

> ПривЛтгона/м > Фото документации Личная обратная

> Система быстрого > Презентация при связь приветствия передаче а/и » Список доп. услуг

4__ 5_, 6.

> Удаленная > Синхронизация диагностша календаря

> Напоминание о ТО? Планировав* а

» Онлайн платф. pcaruicv upewoi для обслуживания > Передача-'прием 247

> Доступ 24/7 > Гибкие часы/«

> Индивидуальные обслуживание ганапы > Передача из w

> flpo3S04<we цени ПО'1

"Обеспечьте иою ___

мобильность"

> Сдача'прлемкэ домой'из дома ? Умсенная

регистрация

■ Онлайн-юкуменгаци» ' ОмлаЙН-Счет

Эксклюзивная мобильность, привлекательность, отсутствие стресса

Ранки восприятие потребителей BMW

Т«г- Гкдаокеы Лооан Тел, Гдог~ Жалоба FbodM

посте ■ Ппммв ТО = : Ниспнюи»?

а: h В*

ймюдаи Пмци *га» ^^^

ftffcpiajmanrvw Ew

^ Журнал 6(HNVi

i. РаОата no (laqiBWiiHW ■ентасгад адюктом

Система КПЗ е области восприятия качества КПЗ клиентов1'

О

«ЖТ1ГГ«

Восприятие

1т«кт< (Чимимтов мстииы'1 определяют оЁсцу«

* ) Каоосмэтм ~~1 ранок ра»р*6а-тымотся мероприятия ('одиннадцать принципов") дпя

воспроовдидаго ичветвз

> Уровень

flFUVrrrwri кнели отрзжмтс» в

1140 рма ремт«х ка-есгвз и дршоттом* оманшпромеугвров

доп*мя усилит», работу по а««ству продукта и раба lit с и

Работа после проди »ачССТйО 00 [н -- отрасли* сильно

Срнрниип We**lQn«W«tM

Со« шацшпиш оорйиса (ТО. юапп-

ценфит.д)

б

в г

Рис. 2. Бенчмаркинг индикаторов в области восприятия качества со стороны потребителей

Таким образом, в современной высококонкурентной рыночной системе автопроизводитель в первую очередь должен выделить четкие индикаторы удовлетворенности потребителей качеством продукции и услуг (рис. 2, в), и соответственно группа индикаторов (комплексные показатели эффективности (КПЭ)) должна быть приближена к классификатору, представленному на рис. 2, г, где четко обозначены области качества продукта и качества работы с клиентом [1, 5 - 7].

Концепция стоимости качества продукции в автомобилестроении. Основными целями расчета стоимости качества являются оценки: прозрачности расходов на соответствие и несоответствие продукции в разрезе затрат на несоответствия в подразделениях; возмещения затрат от поставщиков; затрат на несоответствия в прибыли автопроизводителя [1, 8].

Концептуально расчет стоимости качества можно представить в виде, представленном на рис. 3.

На предприятиях автомобильной промышленности можно выделить 19 статей затрат на качество, которые разделяются на две укрупненные группы - затраты на соответствие и затраты на несоответствие. Также можно предложить классификатор затрат в разрезе - затраты на персонал и прочие затраты (рис. 3).

В табл. 1 представлено краткое описание каждого из пункта затрат.

Стоимость обеспечения качества

Стоимость несоответствия качества

Превентивные меры

Инспекционный контроль Устра*

планирование операций, связанны* с качеством и проверок, инструкции, методические ужазания, закпкмение контрактов с учетом вопросов качества, контроль качества работы, отчетность, внутренние аудиты (продукты, процессы, систем)

- Операционные »траты на оценку качества и посещен« поставщике« до

их утверждения, вкл. командировочные расходы. Опера^нные затраты на комплексную оценку поставщиков.

рейтинг, анализ качества работы и развитие

• Валноация процессов в производстве, валидаций измерительного оборудований, проверки качества и степени готовности КД, тестирование и полевые исследования прототипов

• Подготовь имструпри. методичеевдх указали, вкл. обучение операторов

> Обучение персонала (внутр/внеш.)

' Исследования рынка и предпочтений клиентов, бвнчмараднг

е дефектов до передачи клиенту

> Входной контроль сырья и материалов и комознентов

> Проверки в процессе производства, аш. конечную проверку

> Все проверки перед отгрузкой дилеру, клиентам

> Стендовые и лабораторные испытания {стоимость кап оборудования, так и выполнений таких испытаний)

> Стоимость калибровки

> Оборудование для проверки (амортизация или попные затраты)

> Обучение персонала порядку и методике проверок (внутрУвнеш.)

• Переделка (поставщики и ашопроизводкгыь)

■ Брак, отходы производства (поставщики и мтслроююдо*»)

■ Затраты на посещение и аудит поставщиков, активности в результате проблем с качеством KJV ПО Причте нехватки сырья (ВкД

затраты)

> Затраты на администрирование из-за претензий (качество и нехватка сырья)

> Затраты на пере квалификации <РРАР и внутр.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Снижение продуктивности гю причине проблем с качеством или нехваток сырья

> Недозагруэка мощностей по пртине проблем с качеством или нехваток сырьй:

* Затраты блока развития - анализ проблем, изменения дизаина

* Затраты производственного блока -анализ ошибок, реше**« проблем

* Затраты блока закупок ■ переквалификация РРАР, решение вопросов с качеством или нехваткой изделий

* Затраты деп-та качества - анализ ошибок, решете проблем

> Упущенная выгода из-за задержки вывода продукции на рынея

Устранение дефектов после передачи клиенту

> Гарантийное обслуживание

(поставщдаи,

> ДлпАПмтелмалг

сервисы, предлагаемые

автопроизводителем бесплатно > Отзывные кампании

(поставщики, автол рои эводитедь) Резервирование

денежных средств (на выплаты будущих периодов по гарантийным запросам!

> Затраты на клиентский сервис в части гарантижых запросов и

командировочные

• Обязательства по страхованию ответственности в связи с претензиями по рекламациям

Рис. 3. Концепция расчета корпоративной стоимости качества

Затраты на персонал

Прочие затраты

Затраты на соответствие

Д Затраты на предотвращение

> Административные расходы

> Расходы на аудит и сертификацию

> Расходы на оценку процессов проестиреванк-а и производства, планирование испытаний, рабочие инструкции и процедуры пттирпиния_

> Расходы на стороннее обучение

> Расходы на проектировочные испытаний (оборудование и

И Затраты на инспектирование

> Входной контроль материалов

> Контроль на петле качества 21

> Периодические испытание продукцил'агретатов

> Периодические испытания а.'м

и» и калнбровжу от сторонних поставщиков услуг

Затраты на несоответствие

Д Затраты на дефекты

> Дел расходы на персонал, занятый устранением дефектов и дозакулками

> Гарантии, вглкмая пост-продажные камлании (напр, отзыв а'м)

> Деловая репутация

> Ремонт, в т.ч. внеплановый

> Брак

> Расходы, связанные с нарушением производственного графика

> Расходы, серенные с негативными инвентарными изменениями

> Расходы на претензионную работу

> Возмещение от поставщиков

Рис. 3. Классификация затрат

Таблица 1

Наименование расходов^в структуре расчета корпоративных затрат на качество

№ п/п Наименование Описание

1 2 3

1 Административные расходы Затраты на деятельность по руководству, мониторингу, отчетности и анализу

2 Расходы на аудит и сертификацию Внутренние: выборочная проверка готовой продукции, аудит процессов, системный аудит. Затраты на разработку, внедрение, аудит и внешнюю сертификацию системы управления качеством. Затраты на аудит продукции. Затраты на аудит процессов. Внешние: внешними поставщиками для одобрения серийных поставок. Затраты не мероприятия в отделе контроля качества закупок перед запуском серийной поставки, включая расходы на командировки, выездной аудит (систем, процессов и продукции), РРАР (порядок утверждения продукции), оценку показателей поставщиков, составление рейтинга поставщиков, развитие поставщиков.

3 Расходы на оценку процессов проектирования и производства, планирование испытаний, рабочие инструкции и процедуры тестирования: проектирование/технологии; производство/технологии Затраты на мероприятия по обеспечению полного соответствия новых способов производства, процессов, оборудования и инструментария установленным требованиям и ограничениям. Затраты на обеспечение соответствия и готовности производства установленным стандартам и требованиям по качеству. Общие затраты на промежуточные и итоговые проверки качества для максимально точного соответствия продукции требованиям заказчика по функциональности, надежности, безопасности, технологичности, себестоимости, эксплуатационным свойствам и ремонтопригодности. Затраты на разработку и планирование контроля продуктов, процедур и контрольных списков

Продолжение таблицы 1

1 2 3

4 Расходы на обучение, проводимое внешним поставщиком услуг: инструменты качества; методы качества; методы измерения;технология измерения. Затраты на мероприятия по руководству, мониторингу, отчетности и анализу

5 Расходы на проектировочные испытания (оборудование и персонал) Расходы на проектировочные испытания (оборудование и персонал)

6 Входной контроль материалов Расходы на все запланированные инспекции и проверки количества и качества поставленных товаров, материалов, запчастей, сборочных узлов

7 Контроль на испытаниях и в производстве Расходы на запланированные инспекции и испытания, проводимые на производственных участках в процессе сборки и производстве, например, контроль на линии, окончательные контроль и тест-драйвы

8 Периодические испытания продукции/агрегатов Расходы на периодические испытания продукции/агрегатов, проводимые в службе технического развития

9 Периодические испытания а/м (качество) Расходы на периодические испытания продукции/агрегатов, проводимые в подразделениях службы качества

10 Расходы на испытания и калибровку от сторонних поставщиков услуг Расходы на испытания и калибровку от сторонних поставщиков услуг

11 Дополнительные расходы на персонал, занятый устранением дефектов: в функциях проектирования / технологии, производства /технологии/ инжиниринга процессов, контроля качества. Мероприятия после запуска серийной поставки : в функции закупок Затраты на устранение дефектов в функциях проектирования / технологии, производстве / технологии, инжиниринге процессов, закупок и контроля качества. Проектирование / технологии: общие затраты в проектировании / технологии, связанные с дефектами; общие затраты на исследования и решение конструкционных проблем после выпуска проекта (включая повторные квалификационные испытания), необходимые для исправления дефектов, возникающих в связи с допущенными на стадии проектирования ошибками. Производство / технологии: общие затраты на производство / технологии, возникшие из-за дефектов или нехватки материалов; общие затраты, необходимые для полного устранения дефектов в производстве и сборке. Инжиниринг процессов: общие затраты на инжиниринг процессов, возникшие из-за дефектов; общие затраты, необходимые для полного устранения дефектов и нехватки материалов на производстве. Закупки: общие затраты на контроль качества закупок, возникшие из-за дефектов или нехватки материалов; общие затраты на устранение проблем с дефектами и нехваткой материалов после запуска серийной поставки, вызванные поставщиками. Качество: общие затраты на управление качеством, возникшие из-за дефектов; общие затраты, необходимые для полного устранения дефектов

12 Гарантия, включая послепродажные кампании (напр., отзыв автомобилей) Компенсации потребителю по претензиям, включая затраты на ремонт. Если вместо гарантийного обслуживания предлагается скидка, то ее нужно учесть в этой статье затрат. Затраты на послепродажные кампании по четко определенным странам, а также линейкам и типам продуктов до выявления дефекта

13 Деловая репутация Дополнительные постгарантийные компенсации потребителям, которые не удовлетворены качеством продукции

14 Ремонт, в т.ч. внеплановый Ремонт для устранения дефектов и восстановления товарной пригодности продукции. Кроме того, исправления могут быть необходимы для закупаемых материалов. Затраты должны быть полными (т.е. переменные плюс фиксированные). Дополнительные работы - это работы сверх определенного производственного плана, плана испытаний или плана по отгрузке продукции. Потребность в дополнительных работах может возникнуть, например, из-за дефектов в материалах (оборудовании и инструментах), ошибок в спецификациях (чертежах, рабочих программах) или отсутствия необходимых материалов/запчастей на производственном участке. Затраты должны быть полными (т.е. переменные плюс постоянные)

15 Брак Бракованные изделия, продукция или сборочные узлы, которые не могут и не должны быть исправлены / отремонтированы таким образом, чтобы соответствовать установленным требованиям по качеству, а также не могут быть использованы иным путем при особых обстоятельствах. Общие затраты на работу и материалы, добавочную стоимость, а также прочие издержки должны быть также учтены в этой статье затрат. Выручка от продажи бракованной продукции не списывается. Бракованные разработки и прототипы не учитываются.

16 Расходы, связанные с нарушением производственного графика Отставание от производственного графика по отношению к запланированному, вызванное проблемами с качеством

Окончание таблицы 1

1 2 3

17 Расходы, связанные с негативными инвентарными изменениями Финансовые потери, связанные с негативными инвентарными изменениями (как запчастей, так и готовой продукции) по сравнению с планом. Пример: если планировались запасы в $50 млн, а фактические запасы составили $65 млн, то разница в $15 млн списывается на эту статью затрат

18 Расходы на претензионную работу Количество претензий (к поставщику или автопроизводителю) умноженное на фиксированную ставку по административным задачам в закупках, логистике, производстве и контроле качества

19 Возмещение от поставщиков Вычитается из общих затрат на исправление дефектов

Таблица Excel для анализа

Отчетность

> Расчет затратна качество в подразделениях и центральных функциях

> Распределение общи* затрат на затраты на персонал и прочие затраты

> Распределение общи* затрат по статьям затрат на качество

> Отчетность по различным КПЗ и соотношениям:

- Затраты на несоответствие^единица продукции [руб.]

- Затраты на исправление дефектов/прибыль[%)

- Возмещение от поставщика [руб.]

г- Возмещение от поставщика к стоимости единицы продукции [%]

- Пропорциональное распределение статей затрат

Рис. 4. Формы анализа и отчетность при расчете затрат на качество

На основании сбора данных по затратам по каждому из выделенных в табл. 1 разделов формируется электронная таблица для проведения мониторинга и анализа результатов деятельности в области экономики качества и формируется отчетность (рис. 4).

Список литературы

1. Благовещенский Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий: дис. ... д-ра техн. наук: 05.02.23 / Благовещенский Дмитрий Иванович; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2021. 600 с.

2. Козловский В.Н. Моделирование электрооборудования автомобилей в процессах проектирования и производства: монография // Федеральное агентство по образованию. Тольяттинский гос. ун-т. Тольятти, 2009. 226 с.

3. Козловский В.Н. Обеспечение качества и надежности системы электрооборудования автомобилей // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Моск. гос. автомобил.-дорож. ин-т (техн. ун-т). Тольятти, 2010. 41 с.

4. Благовещенский Д.И., Гафаров Р.Р., Козловский В.Н. Разработка статистического инструментария Парето анализа для цифровизации процесса определения ключевых проблем качества автомобилей // Вторая Всероссийская научно-техническая конференция «Отечественный и зарубежный опыт обеспечения качества в машиностроении». 8 - 9 октября 2020. Сборник докладов. Изд-во ТулГУ, 2020. С. 200-204.

5. Панюков Д.И., Козловский В.Н., Слистина Г.Г. Проектирование новых производственных процессов // Стандарты и качество. 2014. № 11. С. 92-95.

6. Заятров А.В., Козловский В.Н. Анализ и оценка взаимосвязей между традиционными показателями надежности и показателями, используемыми ведущими производителями легковых автомобилей // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 41-43.

7. Козловский В.Н., Антипов Д.В., Заятров А.В. Методология анализа и прогнозирования качества автомобилей в эксплуатации // Актуальные проблемы экономики. 2016. Т. 186. № 12. С. 387-398.

8. Панюков Д.И., Козловский В.Н. Эффективное применение метода анализа видов, последствий и причин потенциальных дефектов ^МЕА) в автомобилестроении: Монография. Самара, 2016. 202.

Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, директор, dbla-gov1@yandex.ru, Россия, Тула, ФБУ «Тульский ЦСМ»,

Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Kozlovskiy-76@mail.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Васин Сергей Александрович, д-р. техн. наук, профессор, vasin_sa53@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Айдаров Дмитрий Васильевич, д-р техн. наук, профессор, adv_tol@mail.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет

REVIEW OF THE THEORY AND PRACTICE OF THE DEVELOPMENT OF CORPORATE QUALITY SERVICES AT THE ENTERPRISES OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY. COST

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OF QUALITY CONCEPT

D.I. Blagoveshchenskiy, V.N. Kozlovsky, S.A. Vasin, D.V. Aidarov

The article presents the results of a study of the problem of the development of corporate quality management services at the enterprises of the automotive industry.

Key words: machine-building enterprise, competitiveness, quality, car.

Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, dblagov1@yandex.ru, Russia, Tula, FBU«Tula CSM»,

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Kozlovskiy-76@mail.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Vasin Sergey Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, va-sin_sa53@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Aidarov Dmitry Vasilievich, doctor of technical sciences, professor, adv_tol@mail.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.