Научная статья на тему 'Обзор статей о советской школе в эстонском академическом журнале "воспитание" (Kasvatus)'

Обзор статей о советской школе в эстонском академическом журнале "воспитание" (Kasvatus) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "ВОСПИТАНИЕ" (KASVATUS) / ЭСТОНИЯ / СССР / ПЕДАГОГИКА / ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / JOURNAL KASVATUS ("EDUCATION") / ESTONIA / USSR / SCHOOL / EDUCATION / REFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шор Татьяна

В обзоре представлены публикации о советской школе и педагогике в эстонском академическом журнале «Воспитание» (Kasvatus) в 1920-1930-е гг. В них находит отражение информация об образовательной политике периода ликвидации неграмотности в Советской России до начала индустриализации и политехнизации школы. Ряд заметок и статей касаются проблем, связанных с экспериментами, развитием и реформами советской школы, статистикой образования и форм учебно-воспитательных заведений. В обзорной работе эстонской детской писательницы и педагога А. Оэнго-Йохансон раскрывается содержание всесоюзной педагогической выставки в Ленинграде 1929 г. с критикой политизации процесса просвещения. Докторант Э. Ойссар анализирует содержание и методы преподавания в реформируемой советской школе до 1930 г. В начале1930-х гг. на эстонский язык были переведены и опубликованы ряд работ советских авторов, в том числе опального советского психолога М. Басова «Из опыта методики психологических наблюдений над детьми». В статье экономиста-урбаниста Л. Сабсая рассказывалось об успехах образования за десять лет советской власти. Московский педагог С. Клявин посвятил свой труд советской политехнической школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF ARTICLES ABOUT THE SOVIET SCHOOL IN THE ESTONIAN ACADEMIC JOURNAL KASVATUS (“EDUCATION”)

This review deals with publications about the Soviet school and pedagogy in the Estonian academic journal Kasvatus (“Education”) in the 1920s 1930s. They reflect the educational policy of the period of elimination of illiteracy in Soviet Russia prior to the period of industrialisation and of polytechnicisation of the school. Several notes and articles touch upon problems related to experiments, development and reforms of the Soviet school, statistics of education and forms of educational institutions. An outline by the Estonian children’s writer and educationalist A. Oengo-Johanson reveals the content of the all-Union pedagogical exhibition in Leningrad in 1929 and criticises the politicisation of the educational process. Doctoral student E. Oissar analyses the content and methods of teaching in the reformed Soviet school until 1930. A series of works by Soviet authors were translated and published in the early 1930s, including “From the Experience of the Methodology of Psychological Observations on Children” (Из опыта методики психологических наблюдений над детьми) by the disfavoured Soviet psychologist M. Basov. An article by the economist L. Sabsai dealt with the success of education during the ten years of the Soviet power. Moscow teacher S. Klyavin devoted his work to the Soviet polytechnic school.

Текст научной работы на тему «Обзор статей о советской школе в эстонском академическом журнале "воспитание" (Kasvatus)»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Шор Татьяна, канд. филол. наук свободный исследователь Эстония

Kuuni 4-4, Tartu, 51004, Estonia tshor2006@gmail.com ORCID: 0000-0002-4584-7622

2019. Вып. 53. С. 102-119

DOI: 10.15382/sturIV201953.102-119

Обзор статей о советской школе в эстонском академическом журнале «Воспитание»

(Кавуатш)

Т. Шор

Аннотация: В обзоре представлены публикации о советской школе и педагогике в эстонском академическом журнале «Воспитание» (Kasvatus) в 1920— 1930-е гг. В них находит отражение информация об образовательной политике периода ликвидации неграмотности в Советской России до начала индустриализации и политехнизации школы. Ряд заметок и статей касаются проблем, связанных с экспериментами, развитием и реформами советской школы, статистикой образования и форм учебно-воспитательных заведений. В обзорной работе эстонской детской писательницы и педагога А. Оэнго-Йохансон раскрывается содержание всесоюзной педагогической выставки в Ленинграде 1929 г. с критикой политизации процесса просвещения. Докторант Э. Ойссар анализирует содержание и методы преподавания в реформируемой советской школе до 1930 г. В начале1930-х гг. на эстонский язык были переведены и опубликованы ряд работ советских авторов, в том числе опального советского психолога М. Басова «Из опыта методики психологических наблюдений над детьми». В статье экономиста-урбаниста Л. Сабсая рассказывалось об успехах образования за десять лет советской власти. Московский педагог С. Клявин посвятил свой труд советской политехнической школе.

Ключевые слова: журнал «Воспитание» (Kasvatus), Эстония, СССР, педагогика, школа, образование, реформы.

Первый номер журнала «Воспитание» (Kasvatus) вышел в августе 1919 г., когда на территории объявившей о своей самостоятельности Эстонской Республики шли бои за освобождение от немецкой оккупации и большевистского вторжения. Орган только что образованного Союза эстонских учителей открывался вводной статьей. «Государство создано — создадим гражданина»1. В статье про-

1 Riik on loodud — loogem kodanikka // Kasvatus, 1919, august, nr. 1, 1-3. (Здесь и далее перевод с эстонского автора. — Т. Ш.). Эстонская Республика была провозглашена 24 февраля 1918 г. В Декларации Временного правительства Эстонии определялись задачи новой национальной школы. 2 декабря 1918 г. было объявлено о праве национальных меньшинств открывать свои школы или параллельные классы. 7 мая 1920 г. Учредительное собрание (Asutav Kogu) приняло Закон о публичных (государственных) начальных школах (Avalikkude algkoolide seadus). Первоначальный план о введении 7-летнего цикла начального образования

возглашались основные педагогические идеи воспитания ребенка с рождения до достижения зрелости и главные направления в деле создания новой национальной школы2. До 1922 г. журнал выходил дважды в месяц, часто сдвоенными номерами, позже издавали 8—12, затем 10 номеров в год. В редакционную коллегию входили представители Союза эстонских учителей, ученый секретарь, руководитель педагогической редакции, представитель Министерства образования и редактор журнала. Первым редактором стал бывший студент Петербургского университета А. Роос3. Его на короткое время сменил Ю. Аннуссон4 и, наконец, с сентября 1921 г. и до последнего сдвоенного номера за июнь-июль 1940 г. ответственным редактором был Э. Мартинсон (с 1935 Энн Мурдмаа)5. Одной из

из-за трудных материальных условий был заменен шестилеткой. В полном объеме Закон вступил в силу в 1930 г. Подр. см.: Andresen L. Eesti kooli ajalugu. Algusest kuni 1940.aastani. Tallinn, 1995. Lk. 168-171.

2 Национальный архив Эстонии = Rahvusarhiiv. Ф. ERA.1. Оп. 7. Ед. хр. 565. Siseminis-teeriumi Politseitalitus. „Kasvatus". 13.07.1919-17.01.1939. Заметим, что еще раньше, с января 1918 г., на эстонском языке выходил журнал «Eesti Kool» (Эстонская школа) — орган отдела образования наркома Эстонской коммуны, поддерживающий идею создания Европейской советской республики (Euroopa Noukogude Wabariik), пропагандирующий светскую школу и зарождающуюся систему российского коммунистического воспитания. С № 5 (май) журнал издавался в Петрограде, последний номер № 13 с окончанием статьи А. В. Луначарского «Об изучении истории в коммунистической школе» (Ajaloo opetamisest kommunistlikus koolis) вышел в январе 1919 г. [Eesti Kool. 1918, 10/12: 266-270; 1918/1919, 13: 290-295]. В 1935 г. в Таллинне начал выходить орган Министерства образования и социального обеспечения Эстонской Республики с тем же названием, носящий прикладной характер и призванный освещать всю систему образования в целом (ответственный редактор П. Мягракен). Прекратился на шестом году издания в июне 1940 г.

3 Роос Антс (Hans Reinhold (c 1935 Ants) Roos, 1885-1962), педагог, магистр педагогики Тартуского университета (1927), член правления Союза эстонских учителей, редактор журнала «Воспитание» (Kasvatus) 1919-1921. Представитель школы реформистской педагогики, поддерживал инициативу школьников и молодежное движение. Подр.: ElangoA. Roos, Ants // Eesti kooli biograafiline leksikon / Koostanud Heino Rannap. Tallinn, 1998. Lk. 210.

4 Аннуссон Юри (1864-1965), окончил императорский Юрьевский университет (1910), директор таллиннского коммерческого училища (1915-1918), преподаватель Таллиннского Политехникума. Один из основателей и член правления Союза эстонских учителей, стоял у истоков создания Министерства народного образования Эстонской Республики. Участвовал в составлении проекта Закона о школах, член эстонского парламента Рийгикогу первого созыва. Автор учебников по химии, книг «Старая и новая школа» (Vana ja uus kool, 1920), «Народное образование в Эстонии» (1925). В 1926-1938 гг. жил в США, с 1938 по 1944 г. преподавал в Таллиннском политехническом институте, после Второй мировой войны снова проживал в США. Подр.: Национальный архив Эстонии = Rahvusarhiiv. Ф. ERA. 1. Оп. 7. Ед. хр. 565. Л. 3-10; Haridusministeeriumi sajand 1918-2018 / Koostaja Liivi Uuet; vastutav toimetaja Tonu Tannberg. Tartu: Rahvusarhiiv; OÜ Greif, 2018. Lk. 24.

5 Мартинсон Эрнст (с 1935 Энн Мурдмаа, 1874-1957), потомственный педагог, один из основателей Таллиннского общества эстонских учителей (1917), член правления и председатель Союза эстонских учителей (1923-1940), редактор молодежных изданий и альманахов. Представитель направления школы обновления. Принимал участие в разработке Закона о начальном образовании в 1918. В журнале «Kasvatus» опубликовал более 80 статей, соавтор и автор хрестоматий для начальной школы «Живое слово» (Elav sona), «Литература для школы» (Kirjandus koolile), лектор летних курсов повышения квалификации учителей, председатель Педагогической палаты, заслуженный учитель ЭССР (1945). С 1947 г. на пенсии, перевел «Дерсу Узала» Арсеньева, рассказы Горького, Чехова и др. В 1949 г. был поставлен вопрос о недопустимости

мессианских задач журнала с самого начала его существования было не только научно-методическое руководство созданием единой национальной школы и обозрение внутреннего состояния школ Эстонии, но и обзор всех сколько-нибудь заметных школьных систем не только на Западе, но и в Советской России, также строящей светскую школу нового типа [КаБуаШв. 1923, 1: 33; 1929, 6: 257]. Эта информация помещалась в основном в разделе «За рубежом» (УаИБшаак), где публиковались все новинки о теории и практике педагогики в области обновления школы. В 1932 г. в журнал была введена специальная рубрика «Уголок школьного обновления» (КооИииепёшпигк), которым заведовал ученый секретарь Союза эстонских учителей И. Кяйс6.

26 сентября 1940 г. журнал и приложение к нему газета «Opetaja1eht» (Учительская газета)7 были закрыты. С 25 октября вместо них стали выходить журнал «Ноикоёиёе Коо1» (Советская школа) и еженедельник «Советский учитель» (Шико£иёе Opetaja), просуществовавшие до мая 1989.

Движение за новую национальную школу ориентировалось как на традиционное учение о воспитании А. Коменского и И. Г. Песталоцци, чьи имена и методы были широко известны эстонскому читателю еще во времена российского правления8, так и на практику современных западных школ, особенно Финляндии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Франции, Голландии и др. Эта тенденция хорошо прослеживается и по публикациям журнала «Kasvatus» 1920—1930 гг., а также по переводной педагогической литературе (Песталоцци, Р. Штайнер, В. Джеймс, В. А. Лэй, и др.)9. Редакция журнала в своих педагогических воз-

продолжения традиций школьного дела Эстонской Республики, пропагандируемых бывшими руководителями Союза Эстонских учителей. В 1953 г. Мурдма лишили звания заслуженного учителя, реабилитирован в 1989 г. Подр.: Национальный архив Эстонии = Rahvusarhiiv. Ф. ERA. 1. Оп. 7. Ед. хр. 565. Л. 10-19, 21-22, 28-31; ERA. R-3.3.2084. Otsus Enn Murdmaalt Eesti NSV teenilise opetaja aunimetuse äravotmise kohta. 06.02.1953; Таллиннский городской архив = Tallinna Linnaarhiiv = Ф. TLA. 52. Оп. 2. Ед. хр. 1468. Murdmaa (Martinson), Enn (Ernst). 1894-1947; Vilbaste M. Murdmaa, Enn // Eesti kooli biograaffline leksikon. Tallinn, 1998. Lk. 154.

6 Кяйс Иоханнес (1885-1950), педагог, представитель эстонской школы обновления. Окончил экстерном Петербургский учительский институт (1904) и физико-математический факультет Петроградского университета (1917). Оптировался в Эстонию в 1920, советник Министерства образования Эстонской Республики, принимал участие в разработке Закона о школах и программ обучения. Директор Учительской семинарии в Выру 1921-1930, ученый секретарь Союза Эстонских учителей 1931-1940. В ЭССР руководил методическим отделом Комиссариата народного образования ЭССР, редактор журнала «Советская школа» (Noukogude Kool; 1944-1947), школьный инспектор (1947-1950). Опубликовал учебники по естествознанию, ряд лекций и книг по методике новейшей школы, запрещенные в ЭССР до 1960 г. Подр.: Koolile pühendatud elu: Johannes Käis 1885-1950. / Koostanud F. Eisen, V. Horm. Tallinn, 1985.

7 Беспартийный профессионально-научный орган учителей еженедельник «Öpetajate Leht» выходил с 26 сентября 1930 г., отв. редактор А. Янсон, редактор и издатель А. Эланго.

8 Nigol A. Rahwakooli isad ja pojandajad Komenius ja Pestalozzi, nende elu ja opetus. Tallinn, 1909; Pestalozzi elavad sonad: valik J.H. Pestalozzi teostest / Toim. P. Pold. Tolk. E. Oissar, S. Schönberg (Riig). Tartu, 1927. (EKS Pedagoogilise Toimkonna Toimetused); Pestalozzi elukäik ja ilmavaade: 100 surmapäevaks toimetanud Voru Öpetajateseminar / Koost. J. Abramov, J. Käis; tolk. P. Hinnov. Voru, 1927.

9 Подр.: Andresen L. Eesti kooli ajalugu: alguseni kuni 1940. Tallinn, 1995. Lk. 175-176.

зрениях руководствовалась следующими постулатами: «Ребенку необходима школа, но не для его переделки. Вопрос обновления школы — это нравственно-научный вопрос. Прежде всего, мы должны познать законы психического и языкового развития ребенка, определяющие рост его духовного развития. Для этого «Kasvatus» хочет содействовать развитию науки о детях — педологии, основы которой хорошо способствуют разрешению проблем как внешней организации, так и внутреннего устройства жизни школы. Старая школа должна быть изжита вместе со своими средневековыми традициями. Краеугольный камень организации новой школы — единая и трудовая школа — должен быть заложен верно, чтобы новое здание опиралось на него как на скалу» [Kasvatus. 1919, 1: 3].

В 1920-е гг. на страницах журнала появилось лишь несколько кратких заметок о советской школе. Так, в заметке Х. Сахка о детских садах в Европе, Египте, Палестине и Японии в общей статистической таблице среди 16 стран указано и число детских садов в Советской России, которое оказалось значительно меньше, чем, например, в Англии и Уэллсе, Голландии, Бельгии, Франции и Польше [Kasvatus.1925, 12: 75]10.

В 1926—1927 гг. в разделе «Методика преподавания отдельных дисциплин» публиковалась лекция выпускника естественного факультета Тартуского университета Я. Порта11, прочитанная им на летних учительских курсах «Наблюдения, опыты и экскурсии». В обширном обзоре рекомендованной к использованию методической литературы по природоведению, об опытах и экскурсиях из 45 пособий — 24 были на немецком, а остальные — на русском языке, изданные в основном до 1925 г. Среди авторов — А. Бенкен, А. Ф. Винтергальтер, Б. М. Зава-довский, Д. Н. Кайгородов, В. Ф. Натали, М. И. Огнев, С. Покровский, Н. И. Полянский, Б. Е. Райков и др., в том числе «Исследовательский метод в педагогической работе» Райкова, Ульяновского и Ягодовского12 [Kasvatus. 1927, 1: 8].

Несколько большее внимание в освещении зарубежного опыта в отношении Советской России можно наблюдать с 1928 г. В начале года промелькнуло сообщение о безработных учителях [Kasvatus.1928, 2: 118], а в конце было объявлено о готовящейся экскурсии в СССР [Kasvatus.1928, 10: 521]. В Эстонии в данный период в образовательной сфере, с одной стороны, ощущался переизбыток учителей с дореволюционными дипломами, а с другой стороны, остро не хватало учительских кадров для современных эстонских и национальных школ. Чтобы осветить возможные пути ускоренных форм подготовки педагогов, в журнале появился краткий обзор системы обучения учителей в Советской России. Отмечалось, что в последнее время на эту проблему обращается

10 В целом по РСФСР существовало 66 888 детских садов и 2666 учреждений дошкольного воспитания для детей от 3 до 8 лет. К сожалению, автор не дает ссылок на источники информации о детских садах, хотя замечает, что они фрагментарны. Например, нет данных по Германии.

11 Порт Яан (Port Jaan, 1891—1950), педагог, магистр ботаники (1926), доктор естественных наук (1932). Стажировался в Германии и Англии. Автор учебников, специальных руководств и книг по садоводству. О нем см.: Arnold V. Port, Jaan // Eesti kooli biograafiline leksikon. Tallin, 1998. Lk. 183-184.

12 Райков Б. Е., Ульяновский В. Ю., Ягодовский К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. Л., 1924.

особое внимание и повсеместно внедряются двухгодичные высшие педагогические курсы, на которые принимаются лица с высшим (дореволюционным) образованием. Принятые могут на свое усмотрение выбрать три специальности из следующих дисциплин: педагогика, педология, методика дошкольного воспитания, методика школьного воспитания, а также ряд прикладных технико-технологических и сельскохозяйственных дисциплин. Особенностью педагогического образования в Советской России признается наличие коммунистических партийных школ и академии. Учителя, окончившие эти школы, могут участвовать в политической жизни. Дипломированных учителей школ второй ступени выпускают из пединститутов, в которых готовят администраторов, методистов, учителей-предметников, а также дефектологов, педологов и психологов. В специальных педучилищах, соответствующих эстонским учительским семинариям, не дающих высшего образования, 60% учебных часов посвящается изучению избранных школьных дисциплин, 15% — социально-политическим наукам (политэкономия, история интернационального социально-политического движения и др.), остальное время отводится на воспитательную педагогику [Kasvatus. 1928, 10: 516-517]13.

Среди рекомендованной для школьников литературы находим переводы русских писателей, в том числе и современных. В течение 1928—1931 гг. в молодежной серии издательства «Loodus» вышли произведения Ф. М. Достоевского («Маленький герой», «Преступление и наказание»), Н. В. Гоголя («Тарас Буль-ба»), А. С. Яковлева (рассказ «Китайская ваза»), А. И. Куприна (фантастическая повесть «Жидкое солнце»), А. С. Грина (рассказ «На склоне холмов», в эстонском варианте «Каторжник»), И. Г. Эренбурга (новеллы «Пять трубок», фантастическая повесть «Трест Д. Е. История гибели Европы»), В. Г. Короленко (рассказ «Сон Макара»), Б. Житкова (очерк «Про эту книгу»). В год столетнего юбилея Л. Н. Толстого на страницах журнала «Kasvatus» появилась статья П. Боковне-ва14 «Мудрость Льва Толстого» (P. Bokovneff: Leo Tolstoi — möttetark), в которой он пытается доказать, что современной западноевропейской мысли оригинальная христианская философия Толстого понятна не всегда, но «его пламенные, непосредственные поиски истины имеют влияние и сейчас. Он вынуждает нас думать о том, что кажется нам само собой разумеющимся, и том, как мы строим свою жизнь». (Kasvatus, 1928, 7: 357).

13 Ср. с данными о подготовке новых кадров во второй половине 1920-х гг., приведенные Е. Ю. Быковой: Быкова Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг.: организационные и идеологические аспекты // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). С. 182.

14 Боковнев (Bokowneff Bokovnev) Павел Александрович (1886 — после 1940), педагог и переводчик. Окончил Имп. Юрьевский университет (1912), работал старшим учителем в Рижской гимназии, после 1918 г. жил в Эстонии, магистр философии (Märkusi saksa keele fonee-tikast eesti koolidele = Bemerkungen zu einer Phonetik der deutschen Sprache für estnische Schulen / P. Bokowneff, Tartu, 1926). Эмигрировал в Германию, там опубликовал ряд работ, посвященных русской народной психологии, о немецком произношении в эстонских школах. Подр.: Национальный архив Эстонии = Rahvusarhiiv. Ф. EAA.384. Оп. 1. Д. 3298; Ф. EAA.402. Оп. 1. Д. 2886; Ф. EAA. 2100. Оп. 1. Д. 1126.

Зачастую информация о советском образовании черпалась из зарубежной прессы. Так, в первом номере журнала за 1929 г. в отделе «За рубежом» в заметке с подзаголовком «Панегирик немецкого профессора» публикуется реферат интервью из франкфуртской газеты «НосИбсИиЬ» о посещении профессором В. Валентином15 немецкого университета Автономной социалистической республики немцев Поволжья (Трудовой Коммуне немцев Поволжья)16. Профессор признает, что в многонациональной немецкой автономной республике, пусть покровские школьники и не знают, в какое море впадает Рейн, зато знают «Ткачей» Верхарна, и в целом можно сказать, что немецкие колонизаторы обрели на берегах Волги хорошую среду обитания [Kasvatus. 1929, 1: 42—43]. В этом же году в двух номерах журнала «Kasvatus» публикуются статистические данные 1926 г. о состоянии школ и грамотности в СССР с общим выводом, что показатели грамотности населения всех республик значительно отстают от показателей европейских стран (особенно в республиках Закавказья и Узбекистане). Все же, если сравнивать эти данные с предыдущими годами, заметен большой прогресс, и в этом есть немалая заслуга политики правительства в области образования в течение последних десяти лет вкупе с естественным процессом развития. [Kasvatus. 1928, 10: 516-517].

Особенно стал заметен некоторый поворот в сторону восточного соседа после всемирного педагогического конгресса в Женеве «Новое воспитание» летом 1929 г., организованного Всемирной федерацией ассоциаций образования (World Federation of Education Associations), заставившего эстонскую педагогическую элиту пересмотреть свое отношение к советской педагогике. Автор обзора работы Женевской конференции Ю. Грюнталь17 замечает, что если уж знаменитый американский педагог Пол Монро18 находит положительный опыт у советских коллег, то, возможно, и эстонским учителям есть чему там поучиться [Kasvatus. 1929, 8: 376-377]. Но далеко не все были согласны с подобной пози-

15 Валентин Вейт Рудольф (Valentin Veit Rudolf, 1885-1947), историк-архивист, экстраординарный профессор Фрайбургского университета (1916), член Германской демократической партии, советник Государственного архива в Потсдаме (1920-1933). После установления фашистской диктатуры эмигрировал в Англию, затем в США. Подр.: Bauer H. Veit Valentin, 18851947 // Some 20th-century Historians / Ed. S. W. Halperin. Chicago, 1961. P. 103-141; Valentin Veit Rudolf. URL: http://frankfurter-personenlexikon.de/node/1578

16 Речь идет о существовавшей в 1923-1941 гг. Автономной социалистической республике поволжских немцев с центром в городе Покровск (Энгельс) и Покровском Сельскохозяйственном институте.

17 Грюнталь Юлиус (Julius Grüntal, 1890-1939), выпускник Московского университета (1917), учитель математики, инспектор и советник управления Таллиннских городских средних школ и специальных училищ, автор учебников по математике. Подр.: Prinits O. Grüntal Julius // Eesti kooli biograafiline leksikon. Tallin, 1998. Lk. 47-48.

18 Монро Пол (Paul Monroe, 1869-1947), энциклопедист, автор книг по истории образования, профессор Колумбийского университета. См.: A cyclopedia of education. Vol. 1-5 / Paul Monroe, ed. New York, 1926. В реферате его доклада «Что может взять в свою давно сложившуюся педагогическую систему из по-новому организованной системы Востока» говорилось, что «самые большие вызовы и важные опыты сделаны в России. Педагогический опыт этой страны, хотя они тесно связаны с ее политическими и экономическими экспериментами, следует все-таки взять на себя труд изучить и только после этого выносить какие-то оценки» [Kasvatus. 1929, 8: 376].

цией. В конце года в реферате работы профессора Т. Циглера «О целях и мотивации воспитания» (Kasvatuse eesmärgiks ja motiividest) решительно осуждалось принудительное воспитание детей в коммунистическом духе, как части государственной политики, принятой в советской педагогике, противопоставляя этому гуманистическую руссоистскую концепцию воспитания19.

12 августа 1930 г. в Таллинне открылась большая выставка «Обновленная школа», а 18 августа началась «Неделя науки о воспитании» [Kasvatus. 1930, 10: 457—474). К этому событию готовились долго. Для сбора материала члены организационной комиссии посетили разные страны, в том числе СССР, откуда были привезены экспонаты для комнаты «Детская библиотека-читальня». Эстонская делегация посетила Всесоюзную педагогическую выставку, устроенную в 120-й ленинградской школе летом 1930 г., которая в методологическом отношении при организации своей собственной выставки показалась членам эстонской делегации неприемлемой. В Таллинне в день открытия Недели науки о воспитании слушателям был предложен доклад педагога и детской писательницы А. Оэнго-Йохансон20 «Впечатления о положении школ в России» (Muljeid Vene koolioludest) [Kasvatus. 1930, 10: 460], опубликованный в начале 1931 г.

В течение 1931 г. в журнале «Kasvatus» почти в каждом номере появлялись статьи о состоянии разных сфер образования в Советской России в сравнении с русской дореволюционной школой, от опыта которой отталкивались и в СССР, и в Эстонии. В аналитической статье Э. Ойссара «Школа в Советской России (СССР)» (Kool Nöukogude-Venemaal -Sotsialistlikkude Nöukogude Vabariikide Liidus) впервые на страницах журнала появилось полное название страны советов и подробно излагалась организационная и учебно-методическая база советской школы, как она представлялась со стороны21. Автор детально останав-

19 В заключение автор реферата приводит слова Т. Циглера о гуманистической цели воспитания в прошлом и настоящем: «Здесь вскрывается историческая обусловленность конечной цели: в древности в государстве человек занимал другое место и значил гораздо больше, чем сейчас; поэтому и воспитание должно считать своей конечной задачей — дать государству людей-граждан. <...> Это сейчас осуществляют в России коммунисты. Дети там, несмотря на желание родителей, должны стать коммунистами, и на это направлены все влиятельные факторы воспитания. Итак, остается одна-единственная высшая цель — цель общего человека. И именно мы должны сделать человека человеком. Верно, это только слова, но и их можно использовать во зло. Мы просто должны понять свою природу, чтобы стать человеком» [Kasvatus. 1929, 10: 454-455].

20 Оэнго-Йохансон Аделе Хелена (Oengo-Johanson, 1896-1963), педагог начальной школы, писательница и общественная деятельница. Была заключена в тюрьму по политическим мотивам (1950-1954). Подр.: Rahvusarhiiv. Ф. ERA. 957. Оп. 16. Ед. хр. 2a; 1920-1940.

21 Статья печаталась в двух номерах [Oissar E. Kool Nöukogude-Venemaal (Sotsialistlikkude Nöukogude Vabariikide Liidus) // Kasvatus. 1931, 3: 123-127; 4: 166-172]. Ойссар Эдгар (Oissar, 1899-1977), педагог, переводчик и библиограф. Окончил Тартуский университет по специальности Педагогика и философия, магистр (1928). По заданию Министерства образования стажировался в Германии, доктор философии Геттингенского университета. Диссертацию «Die politische Erziehung» — «Политическое воспитание» (Tartu, 1935) Советом философского факультета Тартуского университета в 1934 и в 1943 гг. не утвердили, как не соответствующую всем требованиям для подобного рода работ [Rahvusarhiiv. Ф. EAA. 2100. Оп. 2b. Ед. хр. 54: 11; Ф. EAA. 2100. Оп. 2. Ед. хр. 755: 50, 51). Работал в Министерстве образования, главным секретарем Педагогической палаты (1936-1939), преподавателем Таллиннского французского лицея

ливается на изменениях в организации школьного образовании после прихода к власти большевиков22. В основу просвещения кладется атеистическое марксистское учение, поэтому преподавание религии в советской школе сведено к нулю. Первоначальный план большевиков ввести обязательную и бесплатную двухступенчатую школу воплотить не удалось, поэтому в середине 1920-х гг. школьная система Советской России подверглась основательному реформированию. В программах 1923 г. всеобщая трудовая школа понимается как очаг воспитания рабочего гражданина с марксистским мировоззрением. В части о содержании обучения Ойссар сначала рассматривает комплексные школьные программы до 1923 г., в которых выделялись три главных направления: труд, природа и общество. Комплексная тема первого года обучения — окружающая среда, работа и жизнь в городе и на селе. Во второй год ребенок должен был изучать труд и жизнь в деревне или в городском районе, где он проживает. Тема третьего года — экономика родины. В четвертый год обучения дети должны были знать государственную экономику РСФСР в сравнении с другими странами. Автор прослеживает, каким образом марксистская схема определяла тематическое содержание школьных программ на разных уровнях. Неудача с попыткой внедрения комплексного подхода к обучению к середине 1920-х гг. подтверждается мнением А. В. Луначарского о том, что эти школьные программы невыполнимы и полностью разрушили школьную работу, и, как результат, уровень знаний учащихся значительно снизился. Падение уровня школьного образования в СССР во второй половине 1920-х гг., по мнению автора, связано с экономическим кризисом, нехваткой педагогов новой формации, конфликтом между школьной практикой и политикой в сфере культуры, а также ухудшением условий труда и жизни учителей [Kasvatus. 1931, 4: 170-171]. В новых программах, принятых в 1927 г., отказались от комплексного метода и политики, зафиксировав определенное количество часов в неделю для каждого предмета23. Формально анализируя двухступенчатую систему общего образования, Ойссар делает вывод, что фактически после школьной реформы 1927 г. в СССР действуют три типа школ с 4-х, 7-ми, и 9-летним циклами обучения. Поскольку школа второй ступени стала платной, то в нее поступают всего лишь 2-3% из числа окончивших первую ступень. Семилетняя школа дает доступ к получению среднего образования, в том числе специального, но лишь окончившие 9-летний курс обучения получают аттестат, дающий право на учебу в вузе. Такая школа не является единой, так как большинство учащихся вынуждено ограничиться 4-летней народной школой, а в школах второй ступени, по словам автора, до сих пор ощущается влияние нэпа. Ойссар также считает, что преподавание в советской школе излишне политизировано. Будучи сам филологом, он замечает, что даже курс истории русской литературы в школе излагается с позиций теории социализма.

(1939-1940), позже трудился в библиотеках Тартуского университета и Академии Наук. Подр.: Album Academicum Universitatis Tartuensis 1918-1944. Koide 2. Tartu; Tallinn, 1994. Lk. 168.

22 См.: Декрет Всероссийского ЦИК Совета «О единой трудовой школе Российской социалистической федеративной советской республики» от 16.10.1918.

23 Имеется в виду новая редакция государственных установочных систем (ГУС) для школьных программ, введенных в 1927/1928 учебном году, предполагавших комплексное и предметного обучение. Подр.: Быкова Е. Ю. Указ. соч. С. 187.

Согласно этой доктрине, сравнительно-исторический метод может быть плодотворным только в том случае, если изменения литературных течений рассматриваются с точки зрения монизма и исторического материализма. По мнению автора, ребенок не в состоянии понять абстрактных схем марксизма, подтверждая свои слова конкретным анализом программы школы второй ступени с концентром «Сельскохозяйственное продуктивное производство, его уклад и формы» (Pollumajanduslik produktiivne tóóstus, tema laadid ja vormid). Программа содержала темы по всем сельскохозяйственным отраслям РСФСР, Западной Европы и США, из предметов отмечены физика, химия, биология, география, климатология, коммунистическое хозяйственное планирование, советский строй как переход от капитализма к коммунизму и т. д., но отсутствуют родной язык, математика, иностранные языки. Общая схема снабжена пометой, что родной язык, искусство, рукоделие можно использовать как средство для изучения приведенного в программе материала [Kasvatus. 1931, 4: 168]. Далее Ойссар пишет, что в советской педагогике этот метод именуется комплексным и считается открытием советской педагогики [Kasvatus. 1931, 4: 168]. На самом деле этот метод давно используется в общем или синтетическом обучении и распространен как в школах Западной Европы (Ферреро, Декроли и др.)24, так и в Америке. Он успешен в том случае, если предметы еще мало дифференцированы, например в начальной школе. Синтетический метод обучения охватывает предмет в целом, но как только он дифференцируется и возникают самостоятельные дисциплины, синтетический метод теряет свою эффективность. В отличие от гуманитарного синтетического, комплексный метод в СССР пытаются подогнать под марксистскую схему. По мнению автора, пока что результат педагогических экспериментов отрицательный. Из программы первого «утопического периода» осуществлены его негативные части: светская школа, раздельное обучение полов, в то время как такие положительные моменты, как бесплатное обучение, учебники и обеды, остались невыполненными. Второй период заменил старые основы преподавания своим комплексным экс-методом, при этом обломки старой школы должны были вернуться и заменить собой стадию среднего трудового обучения. Это нарушает идею единой трудовой школы, но в СССР продолжают сохранять ее хотя бы номинально [Kasvatus. 1931, 4: 170]. В подтверждение своих выводов Ойссар приводит таблицу числа народных школ и учеников с 1914 по 1926 г., из которой видно, что до 1926 г. происходил явный регресс как по числу учащихся, так и по числу школ, по сравнению с дореволюционным состоянием. При значительном количественном увеличении числа советских школ число учащихся было намного ниже показателя 1914 г. (ср: 1914/1915 — 104 610 учащихся [7236 школ] и 1925/1926 — 100 933 учащихся [9434 школы]). Прогресс в сфере образования в СССР стал более очевидным в 1927/1928 учебном году, когда

24 Адольфо Ферреро (Adolfo Ferrière, 1879—1960), педагог, автор концепции «активной школы» (La practica de la escuela activa. 1927), внедренной в школах Западной Европы и Америки. Жан Овидий Декроли (Ovide Decroly, 1871—1932), бельгийский педагог, психолог и врач, основатель школы-эрмитажа в Брюсселе. Сторонник аполитичной педагогики, автор принципа концентрации программы вокруг интересов ребенка. См.: ElangoA. Ovide Decroly ja tema meetod // Kasvatus. 1933, 2: 49-53.

число учащихся возросло до 116 378 (10 503 школы). Далее автор доказывает, что все-таки темпы роста образованности населения в России с установлением более демократического порядка после революции 1905—1907 гг. были значительно выше, чем за тот же период во время установления диктатуры пролетариата [КавуаШз. 1931, 4: 171]. В заключение Ойссар приводит обзорную схему развития школьной системы для детей в возрасте от 5 до 18 лет в СССР с 1917 по 1927 гг., составленную С. Гессеном по статистическим данным 1926 г. В ней расписаны все виды воспитательных и учебных заведений для детей и их дифференциация в течение 1922—1927 гг. для населения РСФСР численностью 147 млн человек.

Для дошкольников, в том числе специализированных — для детей с дефектами и бездомных было создано 4082 детских сада, домов и учреждений.

Начальное образование, 1-я ступень (дети в возрасте 8—11 лет):

• массовые начальные школы — 102 082;

• 2-4-летние сельскохозяйственных училищ — 686;

• ремесленные училища — 1068;

• низших 2-3-летних профессиональных училищ — 1244.

Общее число типов школ, дающих право на поступление в вуз, оказалось 7768, из них:

• семилетки (после окончания профессиональных курсов) — 4934;

• девятилетки с профессиональным уклоном — 777 (0,5 млн учащихся);

• школы 2-й ступени — 931 (291 тыс. учащихся);

• техникумы — 1017 (180, 5 тыс. учащихся);

• рабфаки — 109 (45,7 тыс. учащихся).

В 136 вузах училось 163 200 студентов, поступивших на конкурсной основе [КавуаШв. 1931, 4: 172].

Статья Э. Ойссара, основанная на зарубежных и советских источниках и материалах из педагогических журналов, несмотря на наукообразность, к сожалению, не содержит справочного аппарата и во многом носит субъективный характер. В дополнение к окончанию статьи Э. Ойссара о советской школе в этом же номере в отделе «За рубежом» была опубликована информационная заметка о числе студентов в СССР в 1930 г. в Ленинграде, где из 500 принятых 77% были дети рабочих и крестьян, в том числе женщин 31%. [КавуаШв. 1931, 4: 188].

В следующем номере появился большой обзор побывавшей летом 1930 г. в Ленинграде уже упомянутой выше А. Оэнгу-Йохансон «Взгляд на школьную жизнь Советской России» [КавуаШв. 1931. 5: 198—207]. В нем подробно излагаются впечатления от посещения Всесоюзной педагогической выставки, основной целью которой, как оказалось, была прежде всего политическая агитация, продемонстрированная в трех тематических отделах: русская, национальная и зарубежная школа. Оэнгу-Йохансон утверждает, что в Ленинграде она не увидела новинок в области школьного образования. В отличие от подобной выставки в Эстонии, в оформлении использовались работы взрослых (плакаты, лозунги и т. д.). Девизом отдела русской школы было воспитание ребенка представителем рабочего класса. При этом Оэнгу-Йохансон особенно поразило постоянное возвеличивание учениками Ленина (детские рассказы о его работоспособности, настойчивости, смелости и т. д.). Она отметила, что в каждом классе есть «Уголок

Ленина», часто встречается ленинский лозунг «Учиться, учиться, учиться». Другой особенностью советской школы, замеченной автором, являлся воинствующий атеизм. На выставке можно было видеть детские рисунки с изображением рождественской елки с подписью: «Елки нам не нужно» или «Бога больше нет». В качестве детского творчества были представлены примитивные стихи, напр., «Все ребята захотели / огородок (sic! — Т. Ш.) сделать свой / и извлечь побольше пользы, / чтоб помочь стране родной». Положительно в методическом отношении Оэнгу-Йохансон отметила экскурсионную комната и выставку детских книг. В статье также делается обзор экспозиций школьной жизнь других государств (Литвы, Японии). В отделе национальной школы Оенго-Йохансон удивило то, что эстонская школа была представлена только одной стенной газетой да несколькими книгами на эстонском языке советского издательства «Külvaja» («Сеятель»), которые по своему содержательному и полиграфическому уровню оказались гораздо ниже русских изданий.

Из заметных публикаций о советской школе 1930-х гг. отметим обзор «Куда движется воспитание» [Kasvatus. 1933, 1: 46] и статью бывшего учителя 28-й образцовой Московской школы (СОНО) С. Клявина «Система народного образования и политехнизация школы» [Kasvatus. 1933, 2: 60—71] 25. В редакционном обзоре «Куда движется воспитание» приводится выборка ответов на международную анкету о направлениях развития современной педагогики американского ученого К. Вашбурна26, посетившего Советскую Россию в августе 1927 г. На первый вопрос «Является ли целью воспитания влияние на социальную структуру или она связана с развитием индивидуальности личности» из России и Китая ответили, что целью является образование нового общества. Япония ограничилась заявлением, что воспитание служит целям сохранения и совершенствования общества. Ганди и Эйнштейн выступили за индивидуальное развитие общества, мотивируя это тем, что, если каждая индивидуальность будет полностью раскрыта в процессе воспитания, тогда легко решаются и самые сложные социальные проблемы. На вопрос «Как разрешить конфликт между обществом/ государством и индивидом?» ответы были самые различные. В России и Японии интересы государства ставились на первое место. Большая разноголосица была в ответах на вопрос о соотношении национального и интернационального. Ганди и Эйнштейн рассматривали эту проблему исключительно с точки зрения гуманизма, в России же утверждали, что путь к улучшению человечества прокладывают революции. На вопрос об уроках истории и соотношении субъективного и объективного факторов в ее развитии представители России категорически заявили, что историю следует использовать только для перевоспитания молодежи.

Статья С. Клявина «Система народного образования и политехнизация школы» посвящена особенностям советского образования, которые он видит,

25 Построенная по специальному проекту средняя общеобразовательная десятилетняя школа № 28 им. 12-летия Диктатуры пролетариата была открыта в 1929 г. в Сокольниках. В 1936 г. она получила новый № 315. http://school315.ru/history.html . К сожалению, сведений о педагоге С. Клявине обнаружить не удалось.

26 Вашбурн Карлетон (Carleton Wolsey Washburn, 1889-1968), американский педагог-реформатор средней школы, автор книг Better Schools: A Survey of Progressive Education (1928), The Public Schools and the Preschool Child (1929).

во-первых, в системности обучения и, во-вторых, в его пролетарском характере, проявляющемся во введении в школьный курс практических занятий по рабочим специальностям. В содержании автор выделяет следующие ключевые темы: «Основные типы учебных заведений в системе народного образования» по состоянию на 1930 г., «Новые программы и методика преподавания в городских школах», «Политехнизация», «Как все эти принципы осуществляются на практике», «Производственные предприятия и виды инструктажа», «Орудия производства», «Организация детей во время работы в мастерских», «Какие требования предъявляются к оснащению мастерских», «Связь с производством», «Связь производственного обучения с другими предметами» [КавуаШз. 1933, 2: 60—71]. Каждая глава снабжается теоретико-методической базой и конкретными примерами из школьной практики. Основные тенденции развития образования после 1930 г. в связи с индустриализацией страны фиксируются в двух основных каналах: 1) массовое трудовое обучение и массовая подготовка квалифицированных рабочих кадров и 2) воспитание в духе общеобразовательной политехнической школы начиная с дошкольного возраста. Говоря об успехах в области грамотности, автор сравнивает современное состояние с результатами переписи 1897 г. Признавая неравномерность этого показателя среди разных национальных групп, в общем, если в 1897 г. грамотные в целом по Российской империи составляли 22,3%, в 1920 г. в РСФСР — 31,19%, то в 1932 г. в СССР этот показатель возрос до 93%, а число учебных заведений по сравнению с 1914 г. увеличилось в 4 раза [КавуаШв. 1933, 2: 61-62]. Далее автор останавливается на кардинальном изменении школьных программ в связи с новыми политическими задачами государства и ориентацией на развитие современного промышленного производства. По свидетельству автора, в составлении новых программ и разработке их методического внедрения приняли участие более сотни педагогов. Первым и основным требованием к преподаванию является системность и строгое следование программе, и этому подчинены все учебные и вспомогательные средства. Основная форма учебной работы — это урок с определенной группой, точно ограниченный учебным планом, при этом метод преподавания неотделим от содержания [КавуаШв. 1933, 2: 63]. Разъясняя термин «политехнизация», Клявин делает акцент на четырех его составляющих элементах — связь учеников с практикой (уроки труда), связь с городскими промышленными объектами, а также с сельскими предприятиями, связанными с техникой (экскурсии, практические занятия), наконец, связь практики с теорией в изучении школьных дисциплин (математика, естествознание, география, общественные науки) [КавуаШз. 1933, 2: 64]. В главе о внедрении этих принципов в практику автор строит логическую цепочку освоения материала от простого к сложному, от теории к практике (информация — наблюдение — знание — умение). Весь процесс планируется и оценивается преподавателем. Далее рассматриваются условия и инструменты политехнической школы на селе и в городе, инструментарий и организация работы детей в рабочих помещениях, их оборудование и эксплуатация. В завершающей главе «Связь трудового обучения с другими предметами» (ТббореШБе з1ёитте 1е1в1е ате!е£а) Клявин пишет об основном принципе процесса политехнизации школы, который не должен быть для детей «поглаживанием против шерсти»,

выдуманным и искусственным, но естественно вырастающим из усвоенного материала. Подводя итоги, Клявин, в отличие от Э. Ойссара, обстоятельно перечисляет журналы и литературу, в которой освещаются проблемы производственного обучения в советских городских и сельских школах, а также в высших учебных заведениях, рекомендованные советским учителям: «За политехническую школу», «Методика политехнической школы», «На путях к новой школе», «За коммунистическое воспитание», «Коммунистическое просвещение». Из отдельных изданий отечественных идеологов политехнического направления в советской педагогике упомянуты работы Н. К. Крупской «О политехническом воспитании», К. П. Бельского «Ленин о школе», И. Я. Волкинда «На рельсах политехнизма», Г. Ю. Малиса «Изучение среды в целях профконсультации» и др. Именно в этом списке кроется идеологический подтекст, который не так явно проступает в самом тексте статьи.

В этом же году на страницах журнала «Кавуагш» появился реферат «О процессе и технике наблюдения над детской психологией» безвременно умершего бывшего профессора педологии и психологии в Государственном институте научной педагогики М. Я. Басова [Кавуагш. 1933. 4: 145—153]27. Это единственная публикация работы советского ученого на эстонском языке. В основу реферата положена работа Басова «Из опыта методики психологических наблюдений» (Р8йИИо1оо£Ш81е уаайшге шеШоШка кагв^Бг). О том, что за деятельностью Басова в области психологии и педологии внимательно следили в Эстонии, свидетельствует наличие его главнейших трудов с 1925 по 1931 г. в фонде Национальной библиотеки28. Отметим, что публикация относится ко времени, когда в СССР уже была объявлена борьба с немарксистскими течениями в психологии и педологии. Вниманию читателей предлагается системное описание методов и структуры дневника наблюдений за ребенком и его поведением, с тем чтобы зафиксировать в полном объеме все функции его психической деятельности. Рекомендации касаются как фиксации внешнего (зеркального, фотографического) отображения объекта наблюдения, так и внутреннего и внешнего самонаблюдения. При этом каждый факт и наблюдаемое явление должны быть записаны как можно более точно приближенными к реальности. Приводятся практические примеры наблюдений из «Дневника матери» с детальным анализом значения отдельных записей. В реферате отмечено, что положительный результат дают длительные наблюдения за развитием ребенка, которые могут делать, например, воспитатели детского сада. С практической целью освоения терминологии описания психических реакций по Басову в статье публикуются переводы разработанных им методических матриц: «Схема изучения личности по его поведению (психологическая ситуация)», «Типы (формы) психических реакций», «Содержание психических реакций», «Особенности психических качественных

27 Басов Михаил Яковлевич (1891—1931), психолог, автор трудов по педологии. Подр.: Левченко Е. В. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Вып. 4. С. 21—45.

28 Педагог и исследовательская работа над детьми: сб. статей / М. Басов, Е. Зейлигер, М. Левина, сост. Ленинград, 1925; Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми: с 14 рисунками и 2 диаграммами в тексте. М.; Л., 1926; Басов М. Я. Общие основы педологии: допущено Научно-технической секцией ГУСа. М.; Л., 1931.

реакций» [Kasvatus. 1933, 4: 150—151]. В заключение говорится, что пока еще нет абсолютно точного аппарата изучения психических реакций, это дело будущего. В современной психологии в основе всех схем лежит наблюдение, при этом особенно важно не подгонять факты под схему, а фиксировать все, даже самые малые нюансы, в нее не входящие.

Тема об основных тенденциях в воспитании советских детей и молодежи освещается в статье Л. М. Сабсовича29 «Советский Союз за 10 лет», первоначально опубликованной в журнале «Образование» («L'Education») во Франции [Kasvatus. 1934, 7: 340—341]. Поскольку статья носила юбилейный характер, то приводимые в ней факты должны были реализовать идею гармоничного развития личности с дошкольного возраста до зрелости в духе коллективизма и советской идеологии. Для этого ребенка рекомендовалось как можно раньше отнимать от семьи, чтобы защитить его от родительского эгоизма, связанного с индивидуальным хозяйством. Уже с колыбели следует усваивать коллективные навыки и радость коллективного взаимодействия. С этой целью в СССР увеличивается число детских домов и садов. В духовном развитии юношества особое воспитательное значение принадлежит театру, поэтому уже в первые дни революции в Москве был основан молодежный театр. Позже в больших городах возникло 65 молодежных театров, в которых даются спектакли на восьми языках. Репертуар таких театров, как правило, составлен из пьес революционного содержания. Для малышей открываются кукольные театры, которых в 1933 г. насчитывалось около 20. Книги и журналы, выпускаемые большими тиражами, помогают в воспитании молодежи. В школах стремятся развивать в детях самодеятельное начало, организуются радио- и кинодоклады; действуют музыкальные, литературные, театральные кружки. В педагогических институтах есть специальные курсы, посвященные вопросам проведения досуга учениками. Постоянно основываются все новые кружки и секции, открываются спортивные площадки, детские библиотеки и т. д.

После 1936 г. серьезных публикаций о системе образования и воспитания в СССР на страницах журнала «Kasvatus» не появлялось, хотя редакция получала советские педагогические журналы «Начальная школа» и «Средняя школа». Можно отметить отдельные небольшие сообщения, например о статистике трудновоспитуемых подростков [Kasvatus, 1936, 6: 280—281]30. В информационном материале «Россия укрепляет материальное и правовое положение учителей» излагались основные положении дифференцированного подхода к заработной плате учителей по Закону о заработной плате для учителей различных категорий, принятому 1 апреля 1936 г. [Kasvatus, 1937, 4: 189—190]. Встречаются также беглые упоминания об образовании в СССР в том или другом аспекте, напри-

29 Сабсович Леонид Моисеевич (погиб в 1938 г. ), экономист Госплана, градостроитель, автор концепций «генерального плана построения социализма в СССР» и «социалистического зеленого города» (1930). Подр.: Фейн В. Я., Вершинин С. В. Таганрогские Сабсовичи и их потомки: Опыт генеалогического исследования. М., 2013. С. 169.

30 Сообщалось, что в СССР насчитывается 15 тыс трудновоспитуемых подростков. Была создана специальная комиссию из специалистов и педагогов. Из 6 тыс. обследованных комиссией детей только 756 были признаны действительно трудновоспитуемыми. В связи с этим 47 колоний-школ из 55 были преобразованы в обыкновенные.

мер о введении в СССР десятилетнего среднего образования, о соотношении гуманитарного и реального образования в связи со школьной реформой Эстонии 1937 г. или о школьной политике России в контексте статей о духовном развитии современных подростков 12—15 лет [Kasvatus. 1937, 8: 461—462]. Только в 1939 г. в рубрике «За рубежом» в кратком обзоре «Советская Россия» был дан очерк современной советской школьной системы [Kasvatus. 1939, 10: 449—450]. В нем поверхностно отмечалось, что советская школа, обязательная и всеобщая, имеет две ступени: первая — начальная четырехлетняя и вторая, состоящая из неполной семилетней и полной десятилетней школы. В первых четырех классах изучаются родной язык, арифметика, природоведение, география, история, рисование, пение и физкультура. В старших классах к этим предметам добавляются литература, алгебра, геометрия или тригонометрия, физика или астрономия, химия, граждановедение и один иностранный язык. В трудовых школах большое внимание уделяется разносторонней внеклассной работе, чему способствуют библиотеки, читальные залы, а также различные кружки. Отмечены высокие требования к дисциплине, но в целом ученики ведут себя удовлетворительно и учатся хорошо. Согласно школьным правилам, учащихся с плохим поведением исключают из школы.

Подводя итог, укажем, что наибольший интерес к советской системе народного образования на страницах журнала «Воспитание» наблюдался в конце 1920-х — начале 1930-х гг., в начале и в разгар экономического кризиса, совпавшего с периодом разработки реформы эстонской школы. После 1937 г. публикации о советской педагогике и школьной жизни появлялись редко и носили в основном информационный характер.

Список литературы

Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми: с 14 рисунками и 2 диаграммами в тексте. М.; Л., 1926. Басов М. Я. Общие основы педологии: допущено Научно-технической секцией ГУСа. М.; Л., 1931.

Быкова Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917—1930 гг.: организационные и идеологические аспекты // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). С. 182. Левченко Е. В. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 21—45. Педагог и исследовательская работа над детьми: сб. статей / М. Басов, Е. Зейлигер, М. Левина, сост. Л., 1925.

Райков Б. Е., Ульяновский В. Ю., Ягодовский К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. Л., 1924.

Фейн В. Я., Вершинин С. В. Таганрогские Сабсовичи и их потомки: Опыт генеалогического исследования. М., 2013. A cyclopedia of education. Vol. 1-5 / Paul Monroe, ed. New York, 1926. Album Academicum Universitatis Tartuensis 1918-1944. Koide 2. Tartu; Tallinn, 1994. Andresen L. Eesti kooli ajalugu. Algusest kuni 1940.aastani. Tallinn, 1995. Arnold V. Port, Jaan // Eesti kooli biograafiline leksikon. Tallinn, 1998. Lk. 183-184. Bauer H. Veit Valentin, 1885-1947 // Some 20th-century Historians / S. W. Halperin (ed.).

Chicago, 1961. Pp. 103-141.

Eesti Kool. 1918, 10/12: 266-270; 1918/1919, 13: 290-295.

Elango A. Ovide Decroly ja tema meetod // Kasvatus. 1933, 2: 49-53.

Elango A. Roos, Ants // Eesti kooli biograafiline leksikon / Koostanud Heino Rannap. Tallinn, 1998. Lk. 210.

Haridusministeeriumi sajand 1918-2018 / Koostaja Liivi Uuet; vastutav toimetaja Tonu Tannberg. Tartu, 2018. Lk. 24.

Kasvatus. 1919 1: 3; 1923 1: 33; 1925 12: 75; 1927 1: 8; 1928 2: 118, 10: 516-517, 521; 1929 1: 4243, 6: 257, 8: 376-377; 1930 10: 457-474; 1931 4: 168, 170-172, 188, 5: 198-207; 1933 1: 46, 2: 60-71, 4: 145-153; 1934 7: 340-341; 1936 6: 280-281; 1937 4: 189-190; 1937 4: 189-190, 8: 461-462; 1939 10: 449-450.

Koolile pühendatud elu: Johannes Käis 1885-1950. / Koostanud F. Eisen, V. Horm. Tallinn, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Märkusi saksa keele foneetikast eesti koolidele = Bemerkungen zu einer Phonetik der deutschen Sprache für estnische Schulen / P. Bokowneff, Tartu, 1926.

Nigol A. Rahwakooli isad ja pöjandajad Komenius ja Pestalozzi, nende elu ja öpetus. Tallinn, 1909.

Oissar E. Kool Nöukogude-Venemaal (Sotsialistlikkude Nöukogude Vabariikide Liidus) // Kasvatus. 1931, 3: 123-127; 4: 166-172.

Pestalozzi elavad sönad: valik J.H. Pestalozzi teostest / Toim. P. Pold. Tolk. E. Oissar, S. Schönberg (Riig). Tartu, 1927. (EKS Pedagoogilise Toimkonna Toimetused).

Pestalozzi elukäik ja ilmavaade: 100 surmapäevaks toimetanud Voru Öpetajateseminar / Koost. J. Abramov, J. Käis; tolk. P. Hinnov. Voru, 1927.

Prinits O. Grüntal Julius // Eesti kooli biograafiline leksikon. Tallin, 1998. Lk. 47-48.

Riik on loodud — loogem kodanikka // Kasvatus, 1919, august, nr. 1, 1-3.

Valentin Veit Rudolf. URL: http://frankfurter-personenlexikon.de/node/1578

Vilbaste M. Murdmaa, Enn // Eesti kooli biograafiline leksikon. Tallinn, 1998. Lk. 154.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2019. Vol. 53. P. 102-119 DOI: 10.15382/sturIV201953.102-119

Tatjana Sor,

Candidate of Sciences in Philology, Independent Researcher, Kuuni 4-4, Tartu, 51004, Estonia tshor2006@gmail.com ORCID: 0000-0002-4584-7622

Review of Articles about the Soviet School in the Estonian Academic Journal Kasvatus ("Education")

T. Sor

Abstract: This review deals with publications about the Soviet school and pedagogy in the Estonian academic journal Kasvatus ("Education") in the 1920s — 1930s. They reflect the educational policy of the period of elimination of illiteracy in Soviet Russia prior to the period of industrialisation and of polytechnicisation of the school. Several

notes and articles touch upon problems related to experiments, development and reforms of the Soviet school, statistics of education and forms of educational institutions. An outline by the Estonian children's writer and educationalist A. Oengo-Johanson reveals the content of the all-Union pedagogical exhibition in Leningrad in 1929 and criticises the politicisation of the educational process. Doctoral student E. Oissar analyses the content and methods of teaching in the reformed Soviet school until 1930. A series of works by Soviet authors were translated and published in the early 1930s, including "From the Experience of the Methodology of Psychological Observations on Children" (Из опыта методики психологических наблюдений над детьми) by the disfavoured Soviet psychologist M. Basov. An article by the economist L. Sabsai dealt with the success of education during the ten years of the Soviet power. Moscow teacher S. Klyavin devoted his work to the Soviet polytechnic school.

Keywords: journal Kasvatus ("Education"), Estonia, USSR, school, education, reforms.

References

Abramov J., Käis J., Hinnov P. (eds.) (1927). Pestalozzi elukäikja ilmavaade: 100 surmapäevaks toimetanud Voru Öpetajateseminar. Voru.

Album Academicum Universitatis Tartuensis 1918—1944. Koide 2 (1994). Tartu; Tallinn.

Andresen L. (1995). Eesti kooli ajalugu. Algusest kuni 1940.aastani. Tallinn.

Arnold V. (1998). "Port, Jaan", in Eesti kooli biograafiline leksikon. Tallinn, 183—184.

Basov M. (1926). "Metodika psikhologicheskikh nabliudenii nad det'mi: s 14 risunkami i 2 diagrammami v tekste" [Methodology of Psychological Observations on Children: with 14 pictures and 2 diagrams in the text]. Moscow; Leningrad (in Russian).

Basov M. (1931). Obshchie osnovy pedologii [General Foundations of Pedology]. Moscow; Leningrad (in Russian).

Basov M., Zeiliger E., Levina M. (eds.) (1925). Pedagog i issledovatel'skaia rabota nad det'mi [Educationalist and Study of Children]. Leningrad (in Russian).

Bauer H. (1961). "Veit Valentin, 1885-1947", in S. W. Halperin (ed.) Some 20th-century Historians. Chicago, 103-141.

Bokowneff P. (ed.) (1926) Märkusi saksa keele foneetikast eesti koolidele = Bemerkungen zu einer Phonetik der deutschen Sprache für estnische Schulen. Tartu.

Bykova E. (2011). "Reformirovanie sistemy shkol'nogo obrazovaniia v SSSR v 1917-1930 gg.: organizatsionnye i ideologicheskie aspekty" [Reforms in the System of School Education in the USSR in the Period of 1917-1930s: Aspects of Organisation and Ideology]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, 1 (13), 182 (in Russian).

Eisen F., Horm V. (1985). Koolilepühendatud elu: Johannes Käis 1885—1950. Tallinn.

Elango A. (1933). "Ovide Decroly ja tema meetod". Kasvatus, 2, 49-53.

Elango A. (1998). "Roos, Ants", in Eesti kooli biograafiline leksikon. Tallinn, 210.

Fein V., Vershinin S. (2013). Taganrogskie Sabsovichi i ikh potomki: Opyt genealogicheskogo issledovaniia [The Sabsovich Family from Taganrog and their Descendants]. Moscow (in Russian).

Kasvatus. 1919 1: 3; 1923 1: 33; 1925 12: 75; 1927 1: 8; 1928 2: 118, 10: 516-517, 521; 1929 1: 4243, 6: 257, 8: 376-377; 1930 10: 457-474; 1931 4: 168, 170-172, 188, 5: 198-207; 1933 1: 46, 2: 60-71, 4: 145-153; 1934 7: 340-341; 1936 6: 280-281; 1937 4: 189-190; 1937 4: 189-190, 8: 461-462; 1939 10: 449-450.

Levchenko E. (2008). "Mikhail Iakovlevich Basov: zhiznennyi put' i psikhologicheskaia kontseptsiia" M. Ia. Basov: Biography and Psychological Conception]. Metodologiia i istoriia psikhologii, 3/4, 21—45 (in Russian).

Monroe P. (ed.) (1926). A Cyclopedia of Education, 1—5. New York.

Oissar E. (1931). "Kool Noukogude-Venemaal (Sotsialistlikkude Noukogude Vabariikide Liidus)". Kasvatus, 3: 123-127; 4: 166-172.

Prinits O. (1998). "Grüntal Julius", in Eesti kooli biograafiline leksikon. Tallin6 47-48.

Raikov B., Ul'ianovskii V., Iagodovskii K. (1924). Issledovatel'skii metod v pedagogicheskoi rabote [Scientific Method in Educational Work]. Leningrad (in Russian).

Riik on loodud — loogem kodanikka (1919). Kasvatus, august, 1, 1-3.

Haridusministeeriumi sajand 1918-2018 / Koostaja Liivi Uuet; vastutav toimetaja Tonu Tannberg. Tartu, 2018. Lk. 24.

Pestalozzi elavad sonad: valik J.H. Pestalozzi teostest / Toim. P. Pold. Tolk. E. Oissar, S. Schönberg (Riig). Tartu, 1927. (EKS Pedagoogilise Toimkonna Toimetused).

Vilbaste M. (1998). "Murdmaa, Enn", in Eesti kooli biograafiline leksikon. Tallinn, 154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.