Научная статья на тему 'Обзор средств и технологий оценки качества подготовки выпускников вузов в рамках компетентностного подхода'

Обзор средств и технологий оценки качества подготовки выпускников вузов в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диканская Н. Н., Худовердова С. А.

В статье представлен обзор средств и технологий оценки качества подготовки выпускников вуза, а также рассмотрены инновационные оценочные средства, которые могут обеспечить возможность многомерных измерений в рамках компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор средств и технологий оценки качества подготовки выпускников вузов в рамках компетентностного подхода»

ОБЗОР СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

© Диканская Н.Н.*, Худовердова С.А.4

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

В статье представлен обзор средств и технологий оценки качества подготовки выпускников вуза, а также рассмотрены инновационные оценочные средства, которые могут обеспечить возможность многомерных измерений в рамках компетентностного подхода.

Преимущества использования компетентностного похода как методологической основы для разработки модели специалиста были подробно проанализированы в работах различных авторов [1-3, 5].

В данной работе рассматриваются проблемы оценки качества подготовки студентов и некоторые подходы к созданию современной системы средств и технологий для аттестации выпускников вузов.

Выражение результатов образования в терминах компетенций соответствует новым условиям и перспективам развития конкурентно способной и динамичной экономики, основанной на знаниях.

Под результатами образования при компетентностном подходе будем понимать наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после освоения дисциплины или всей образовательной программы.

В рамках этого подхода основными параметрами результата образования могут быть: уровень образования, трудоемкость и содержание подготовки, технологии обучения и аттестации [4].

Сегодня вузы имеют возможность применить системно-дятельностный подход к оценке уровня и качества подготовки и этот подход можно рассматривать как близкий к компетентностному.

Компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды вуза и образовательных технологий. Например, элементы творческой деятельности позволяют подготовить специалиста широкого профиля, умеющего осуществлять поиск решения новых задач. Творческая деятельность всегда индивидуальна и формирует у студентов качества творческой личности, для которой характерно отсутствие жестких схем и алгоритмов.

Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую деятельность, развитие творческих качеств личности студента требует перестройки оценки качества усвоения знаний, навыков и способностей. Это

* Доцент кафедры Информационных технологий, кандидат педагогических наук, доцент.

* Старший преподаватель.

предусматривает возможный отказ от традиционной оценки по 4-х бальной шкале и введение в оценочную сферу педагогических измерений, обеспечивающих многомерные прогнозируемые оценки качества результатов учебной деятельности.

Профессионально значимые творческие характеристики на уровне умений могут быть представлены как:

- способность самостоятельно осуществлять переносы знаний и умений в новую ситуацию;

- умение видеть новую проблему в традиционной ситуации;

- умение учитывать альтернативные варианты решения проблемы;

- умение преобразовывать известные способы деятельности при решении новой проблемы и др.

Очевидно, что для измерения таких характеристик не подходят ни традиционные экзамены, ни стандартизированные педагогические тесты.

В современном обществе на первое место должны выходить потребности работодателя, которые связаны с умениями применять знания в реальных профессиональных ситуациях. Этим требованиям не отвечают экзамены и тесты.

Рассмотрим инновационные оценочные средства, которые могут обеспечить возможность многомерных измерений в рамках компетентностного подхода. К инновационным оценочным средствам, позволяющим вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личностных качеств можно отнести: портфолио, рубежные аттестационные тесты, кейс-измерители, компетентностные тесты для итоговой государственной аттестации выпускников [4].

Портфолио - это целевая подборка работ студента, раскрывающая его достижения в учебных дисциплинах на протяжении некоторого периода с позиции творчества, способности: к поисковой деятельности в профессиональной области, самостоятельного поиска нового. Подборка работ ведется на основе стандартизированных подходов с участием самого студента. Необходимо четко задать критерии оценки достижений и тщательно подбирать свидетельства самостоятельной работы студентов.

На сегодняшний день уже сложилась определенная типология портфолио, представленная в отечественных и зарубежных исследованиях. Так, «рабочее портфолио» рассматривает работы студента за определенный период времени и демонстрирует произошедшие изменения в его знаниях. «Протокольное» портфолио содержит любые работы, подтверждающие в форме документов все виды учебной деятельности от результатов участия в «мозговой атаке», до черновиков готовых работ. «Процессное» портфолио отражает достижение студентов по отдельным периодам процесса обучения. «Итоговое» портфолио демонстрирует суммарную оценку учебных достижений студента (результат целесообразно представить в абсолютных единицах).

Формы представления результатов работы могут быть самыми разнообразными: аудивизуальные средства, фотографии, видеозаписи, электронные версии.

Рубежные тесты для текущей и семестровой аттестации сегодня стали привычными и активно внедряются в учебный процесс вузов. Тесты для контроля текущей успеваемости обычно реализуются через компьютерные системы и технологии. Такие технологии обеспечивают оперативность, массовость и индивидуальность контроля.Однако на сегодняшний день все ещё существует много проблем, связанных с тестовыми формами контроля, требующих пересмотра структуры тестовых заданий, форм и методов интерпретации результатов тестирования.

Вместе с тем все активнее вводятся инновационные формы тестирования, включающие открытые формы ответов, установление соответствия, определение последовательностей др.

Кейс-измерители предполагают решение проблемных задач, в них студенту предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний, необходимых для решения данной проблемы. Такие измерители предназначены для специальных и гуманитарных дисциплин, а не для дисциплин естественнонаучного цикла, где есть однозначное решение проблемы. Т.е. кейс-измерители целесообразно применять в задачах, имеющих несколько способов решений, что способствует развитию творческих способностей, критического мышления.

При разработке кейс-измерителей (электронных или текстовые формы) формируется модель, имитирующая профессиональную ситуацию. Совокупность таких ситуационных моделей называют кейсом. Работа студента над кейсом может осуществляться как самостоятельно, так и в сотрудничестве с педагогом и другими студентами.

Достоинством кейс-измерителей является их высокая мотивация, побуждающая студентов к выработке собственных профессиональных позиций и самостоятельности в приобретении знаний, умений и навыков мыслительной деятельности и развитию способности перерабатывать большие массивы информации. Однако разработка кейс-измерителей связана с значительными трудностями, как в подборе ситуационных заданий адекватных проблемам будущей профессиональной деятельности, так и в обеспечении надежности и сопоставимости результатов педагогических измерений. Оценивание результатов выполнения заданий целесообразно проводить экспертными методами и разрабатывать стандартизированные методики для работы экспертов. По результатам оценивания строится порядковая шкала, на которой откладываются ранговые баллы. Это метод, как показывает мировой опыт, способствует формированию качеств будущего специалиста адекватных требованиям современного общества.

Такой подход позволяет дополнить статические оценки, фиксирующие уровень подготовленности выпускников в момент аттестации, динамическими оценками качеств подготовленности.

Количественной оценкой качества освоения студентами образовательной программы может быть рейтинговая система. Рейтинг позволяет повысить роль студента в образовательном процессе, нацеленном на достижение компетенций. Студент может сам распределять свои баллы, увеличивая свой рейтинг путем выполнения различных творческих заданий.

Рассмотрим квалимитрическое обеспечение итоговой государственной аттестации выпускников вуза при защите выпускных квалификационных работ (ВКР) с учетом компетентностного подхода. Задача вуза на данном этапе - формирование комплекса оценочных средств для решения задачи соответствия уровня готовности выпускника вуза к выполнению деятельности в профессиональной сфере или по специальности, подтверждаемой дипломом государственного образца.

Критериями оценки ВКР руководителем могут быть: степень самостоятельности, проявленная студентами при выполнении работы, умение организовывать свой труд, наличие публикаций и выступлений на конференциях и др. Эта информация, как правило, отражается в отзыве руководителя. Каждый из критериев характеризует одну из сторон работы и может быть представлен в таких группах как профессиональные и личностные компетенции. Рецензент выступает в роли стороннего эксперта и его отзыв должен содержать более разностороннюю характеристику работы.

При выставлении итоговой оценки качества ВКР ГАК более жестко регламентирован по времени, чем руководитель и рецензент. Поэтому его оценки должны быть более формализованы и согласованы с оценками руководителя работы и рецензента. Структура оценки ГАК ВКР может состоять из показателей оценки ВКР, показателей защиты и включать отзывов руководителя и рецензента. Группы критериев можно разделить на профессиональные (умение структурировать знания и формулировать задачи исследования, умение обосновывать выводы, умение проводить исследования научных и производственных задач, оригинальность и новизна полученных результатов) и личностные (умение логично оформлять пояснительную записку и создавать содержательную презентацию, понимание профессиональной этики и норм).

Показателями защиты могут быть - способность понимать задаваемые вопросы и умение содержательно давать ответы. Предлагаемые показатели целесообразно интегрировать с группой критериев оценок руководителя и рецензента.

Таким образом, для оценки качества подготовки выпускников вуза необходимо создать фонды оценочных средств, которые должны быть полными и адекватными отображениями требований ГОС и основной образовательной программы, что обеспечит решение оценочной задачи соответствия профессиональной готовности выпускника вуза этим требованиям.

Список литературы:

1. Байденко В.И., Селезнева H.A. ГОС ВПО нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 43 с.

2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход // Образование и наука. - 2004. - № 3 (27).

3. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: монография / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко, д-ра техн. наук, проф. H.A. Селезневой. - изд. 2-е. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 206 с.

4. Пузиков Д.В., Кузьмин H.H., Шехонин A.A. и др. Проблема оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза: материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 37 с.

5. Разина Н.М. Какими видятся государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения : материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». - кн. 2. - М.; Уфа, 2005.

СТИЛЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

© Камка C.B.*

Институт развития образования Свердловской области, г. Екатеринбург

В статье обосновывается целесообразность обращения к феномену художественного стиля в как носителю «гена культуры », культурной универсалии в процессе повышения квалификации учителей мировой художественной куньтуры; стилевая компетентность учителя МХК понимается как интегративное, профессионально-значимое качество, включающее в себя когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельно-стно-практический компоненты. Разрабатываемая модель и развития стилевой компетентности учителя МХК в системе повышения квалификации основывается на компетентностном, стилевом и куньтуроло-гическом подходе к искусству, на идеях педагогической интеграции.

В государственных образовательных стандартах отражены основные требования к выпускнику, сформулированные в русле ключевых компе-

* Старший преподаватель кафедры Философии и управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.