Таким образом, для того, чтобы стратегическое планирование стало действительно институтом управления развитием муниципальных образований, необходимо понимать его как механизм определения местным сообществом целей и приоритетов социально-экономического развития своего региона, а также системы мер (муниципальных целевых программ и проектов) для их реализации в контексте нормативно-законодательных требований системы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием субъектов республики [1].
В современных условиях ждут своего решения методологические и методические проблемы достижения стратегической цели развития социальной сферы, высокого уровня и качества жизни граждан, финансового обеспечения развития социальной сферы в условиях перехода к рыночным отношениям, определения направлений стратегического развития системы социального страхования, рынка труда и формирования стратегического плана развития структурных составляющих социальной сферы [2].
Литература
1. Герасимова В. В., Иванова Т. Б. Методические подходы к разработке и оценке качества муниципальной программы социально-экономического развития. Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина РАНХиГС при Президенте РФ, г. Саратов.
2. Кураков В. Л. Стратегическое планирование развития структурных составляющих социальной сферы.
3. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main/ (дата обращения: 23.12.2016).
4. Файловый архив студентов // Программы социально-экономического развития региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/278 9888/page:2/ (дата обращения: 27.12.2016).
ОБЗОР СПОСОБОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Сосна Ю. И.
Сосна Юлия Игоревна / 8озпа УыНуа ^огеупа - студент магистратуры, направление: финансовый менеджмент и рынок капиталов, кафедра: Финансы и кредит, Тульский филиал
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Тула
Аннотация: на сегодняшний день компаниям и предприятиям предлагается огромный выбор программного обеспечения, позволяющего путем автоматизации снизить риск ошибок по причине человеческого фактора и эффективно организовывать процесс бюджетирования. В данной статье обосновывается необходимость внедрения и использования современных автоматизированных систем бюджетирования. Представлены и описаны наиболее распространенные программные продукты, которые используются для бизнес-планирования и бюджетирования, а также выявлены их конкурентные преимущества и недостатки. Ключевые слова: бюджетирование, автоматизированные системы бюджетирования, совершенствование системы бюджетирования на предприятии.
Бюджетирование представляет собой планирование, учет и контроль доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели [5]. Бюджетирование можно представить, как процесс анализа ранее принятых решений, посредствам которого предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов. Существует достаточно много корпоративных информационных систем для планирования, анализа и контроля бюджетов, однако наибольшие возможности по бюджетному управлению предприятием предоставляют автоматизированные системы бюджетирования (АСБ) [2;6]. Это специальные программы, которые представляют собой компьютерную финансовую модель компании в виде взаимосвязанных бюджетов - производства, закупок, продаж. Данная модель позволяет не только планировать потоки средств по каждому центру финансовой ответственности и сравнивать их с фактическими данными, но и анализировать, как изменения текущих и будущих показателей отразятся на финансовом состоянии компании. Главным участником подобного моделирования выступает финансовый директор, однако важную роль играют и все остальные сотрудники, участвующие в составлении и исполнении бюджета.
В АСБ данные для контроля и анализа поступают из других корпоративных информационных систем. Поэтому любая АСБ должна состоять из следующих функциональных блоков:
1) система бюджетов;
2) средства для работы с системой бюджетов (дополнительные функции, редактор отчетов);
3) средства для организации коллективной работы;
4) средства для перевода данных из одной учетной системы в другую [3].
В целом можно выделить несколько способов совершенствования системы бюджетирования на предприятии путем автоматизации:
1) офисные приложения, такие как, Access и Excel - данные электронные таблицы популярны, особенно когда автоматизация бюджетирования необходима, а средствами на покупку специализированных продуктов предприятие не обладает. Однако на практике они не очень удобны, так как изначально не приспособлены для поддержки бюджетирования, а значит не обладают необходимым функционалом. Процесс усложняют огромное количество формул, отсутствие контроля над целостностью данных, повышенная сложность анализа данных на промежуточных этапах - изначально созданную структуру формул суммирования данных бюджетов невозможно реорганизовать простыми способами, наличие строгой привязки ссылок к ячейкам внешних файлов.
2) программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам без серьезной их адаптации к российским условиям;
3) бухгалтерские программы, позволяющие организовать автоматизацию бюджетирования на базе форм установленной бухгалтерской отчетности;
4) программное обеспечение, выполненное на основе компьютерных баз данных и позволяющее моделировать процессы бюджетирования в соответствии с пожеланиями клиента и его представлениями об управленческом учете [5].
Сейчас в России представлено достаточно много АСБ как отечественных, так и иностранных производителей. Все они различны по функциональным характеристикам, а также по стоимости внедрения и масштабам предприятий, на которых могут быть применимы. Наиболее известными и популярными на сегодняшний день являются:
— Hyperion Pillar
Это первая западная система бюджетирования, которая появилась на российском рынке. Преимущества программы: достаточно проста и легка в освоении, имеет наглядный интерфейс, русифицирована, предоставляет хороший инструментарий для
77
создания разного рода отчетов, а также гибкую структуру документооборота -бюджеты можно составлять «сверху-вниз», «снизу-вверх» и по смешанным схемам. Однако при попытке реализации в Hyperion более сложных задач возникает некоторое количество ограничений, затрудняющих работу с данной программой. Например, число уровней аналитики (степеней детализации информации) в модели не превышает 12, что является недостаточным, так как на практике при работе с системой часто обнаруживается, что все уровни аналитики уже использованы. Ввиду технологических особенностей производительность системы невысока: процесс замедляется при одновременной работе нескольких человек с файлом. Отсутствуют встроенные средства документирования моделей отсутствуют. Также среди минусов тот факт, что нельзя планировать по неделям и декадам - только по месяцам. Таким образом, эта система хороша для предприятий, где финансовая структура и финансовая модель не усложнены.
— Система SAP R/3
R/3 рассчитана на совместное информационное обеспечение нескольких предприятий в составе холдинга или концерна, расположенных в разных регионах и даже странах, они могут руководствоваться в своей деятельности различными законодательными актами, вести учет в различных валютах. R/3 уменьшает объём ручной работы за счёт автоматических проводок, обеспечивает немедленное отражение оперативной информации в информацию для анализа: проводок в обороты и сальдо бухгалтерских счетов, операций материального учета - в обороты и остатки по складам. В состав R/3 входит следующий набор прикладных модулей: Финансы, Контроллинг, Управление основными средствами, Управление проектами, Производственное планирование, Управление материальными потоками, Управление качеством, Сбыт, Техобслуживание и ремонт оборудования, Управление персоналом, Управление информационными потоками, Отраслевые решения, Базисные системы. Данные модули интегрированы между собой в масштабе реального времени и в совокупности поддерживают различные бизнес-процессы, охватывая практически все направления деятельности компании.
— «1С: финансовое планирование»
Это решение для создания автоматизированного контроля бюджетных средств и финансовых потоков для многопрофильных компаний. «1С: Финансовое планирование» является лидером на рынке программного обеспечения за счет обширной функциональности, простоты и удобства в использовании, а также структурированного подхода. В целом системный комплекс включает более четырёх конфигураций и приложений, рассматривающих отдельные аспекты организации бюджетных отношений для профильных предприятий. Программа готова к использованию и не требует внедрения дополнительных компонентов.
— Oracle Financial Analyzer (OFA)
Один из самых многофункциональных инструментов моделирования бюджетов. Система позволяет, применяя формулы любой степени сложности, проводить многомерный анализ данных в любом разрезе (например, анализ доходности компании за I квартал 2015 г. по каждому продукту с разбивкой по дилерам региона). OFA подходит для работы сотрудников компаний с развитой сетью филиалов, находящихся в разных городах. Более того, в системе есть возможность разделения финансовой модели на подмодели по подразделениям, а также гибкий контроль доступа к данным. Например, программу можно настроить так, что руководитель будет видеть только агрегированные показатели по подразделениям, а подчиненный — только свои показатели и показатели в целом по компании. Однако у программы есть и недостатки, среди которых плохая наглядность интерфейса, что усложняет работу в OFA и требует дорогостоящей настройки. Кроме того, определенные трудности появляются ввиду того, что в OFA не развиты средства документирования модели, а также полностью отсутствуют встроенные средства, позволяющие вести
78
документооборот, что является большим минусом для системы, рассчитанной на большое количество пользователей. — «Красный директор»
Программный продукт предназначен для использования менеджерами всех уровней и финансовыми директорами. Это решение применимо для небольших и средних предприятий. Система не требует сложного внедрения, имеет простой интерфейс, выводит качественные показатели реализации платежного календаря, имеет возможность создания нескольких сценариев развития компании и последующего план-факт-анализа по каждому из них. В данной программе создаются бюджеты недельной, месячной, квартальной, годовой периодичности для каждого отдельного подразделения организации, направления работы. Однако она не обладает особой гибкостью и не имеет функционала для групповой работы и согласования бюджетов, нет возможности формирования настраиваемых (нестандартных) отчётов. Программа автоматически показывает отклонение доходных и расходных статей бюджета от плановых показателей в абсолютном выражении и в процентах. Данные хранятся в простой файловой базе данных, оперировать с ними довольно сложно, интеграции с какими-либо системами управленческого учета нет, что, впрочем, вполне естественно для системы, ориентированной на небольшие компании.
Проведенное исследование программных продуктов показывает, что сегодня на российском рынке представлено более двух десятков систем как иностранного, так и отечественного производства, которые позволяют создавать единое информационное пространство, основанное на стандартизации данных оперативного и бухгалтерского учёта. Появление единой базы данных даёт возможность создания единой системы оперативного контроля и автоматизации процесса аналитической обработки информации как при стратегическом планировании, так и при оперативном управлении.
Литература
1. Королева Е., Галашкин А. Обзор систем бюджетирования: Hyperion Pillar, Adaytum e.Planning и Бюджетное управление для 1С: Предприятие // Корпоративные финансы, 2011. № 1.
2. Кулакова О. Преимущества и недостатки использования MS Excel для бюджетирования // Финансовый менеджмент и бюджетирование, 2009. № 11.
3. Самочкин В. Н., Пронин Ю. Б. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М., 2006.
4. Смирнова О. П., Быков Д. Ю. Бюджетирование на предприятии: учеб. пособие / О. П.Смирнова, Д. Ю.Быков; Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2011. 96 с.
5. Хруцкий В. Е., Сизов Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. М.: Финансы и статистика, 2012. 400 с.
6. Комсомольская правда. Системы автоматизации управленческого учета и бюджетирования: обзор лучших решений для предприятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kp.ru/guide/bjudzhetirovanie-na-predprijatii.html/ (дата обращения: 14.07.2016).