ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
УДК 004.9:65 8.147.17
ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИНАНСОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
IMPORTANCE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN FINANCIAL PLANNING
Казанкина Оксана Александровна
Kazankina Oksana Alexandrovna
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
PhD (Economics), associate professor of the department of finance, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: Oksankazankina@yandex.ru
В настоящее время стабильная работа предприятия напрямую связана с современными методами управления финансами и информационными технологиями. Повысить эффективность финансового контроля можно при помощи совершенствования внутрифирменного финансового планирования и контроля. И отечественные, и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что вопрос о совершенствовании финансового планирования на микроуровне до сих пор остается открытым, поскольку именно планирование позволяет управлять деятельностью предприятия, функционирующего в условиях неопределенности внешней среды.
Ключевые слова: информационные технологии, планирование, бюджет, финансовые показатели.
The article argues that at present stable operation of any business is directly dependent on modern methods of financial management and information technology. Increasing the efficiency of financial control is only possible through improving intra-company financial planning and control. Both Russian and foreign business experts agree that the problem of improving financial planning at micro level is still open, financial planning helps to manage the activity of an enterprise in an uncertain environment.
Keywords: information technologies, planning, budget, financial indicators.
Методы финансового планирования являются способами и приемами расчета финансовых показателей. Управление финансами в со-
временных рыночных условиях базируется на использовании таких методов финансового планирования и контроля, как: нормативного,
расчётно-аналитического, балансового, метода оптимизации плановых решений, коэффициентного, метода пропорциональных зависимостей, ситуационного анализа, экспертных оценок, экстраполяции, экономико-математического моделирования. Финансовое планирование достижимо исключительно при автоматизации финансовых проектов [1, с. 45].
Автоматизация финансовых расчетов помимо составления финансовых прогнозов (производится анализ и рассчитываются различные варианты финансового состояния предприятия) предусматривает сплошной управленческий учет, который дает возможность анализировать оперативную информацию о ходе исполнения ранее утвержденных бюджетов (движение денежных средств, норма и масса прибыли и т. п.) по отдельным видам хозяйственной деятельности предприятия или его структурным подразделениям. Организовывать, анализировать и вести контроль выполнения бюджета можно используя различные корпоративные информационные системы, но максимальных возможностей бюджетного управления компанией можно достичь с помощью специальных программных продуктов - автоматизированных систем бюджетирования (АСБ). АСБ - электронная финансовая модель компании, которая предполагает взаимосвязанность бюджетов - продаж, производства, закупок, инвестиций, денежных потоков и т. д. Посредством ее применения становится возможным не столько планировать ресурсы и их сравнивать с фактическими результатами, сколько анализировать, как текущие и будущие изменения бюджетных показателей повлияют на финансовое состояние предприятия.
Одной из наиболее простых и недорогих АСБ считается программа Microsoft Excel. Главное преимущество этого программного продукта заключается в возможности вывода любых формул, установления множественных взаимосвязей и прогнозов, импорта информации из большинства учетных систем, а также текстовые файлы, что существенно упрощает ввод данных. Но существуют также недостатки, среди которых можно выделить: Microsoft Excel затрудняет коллективную работу; предполагает ручную консолидацию данных территориально разветвленных компаний; информация, имеющаяся в системе, открыта всем пользователям; в программном продукте не предусмотрена защита от исправления данных; программа характеризуется малой произ-
водительностью, а также при большом массиве данных осложняется прогнозирование деятельности компании [2, с. 23].
На российском рынке систем бюджетирования представлено более десятка специализированных АСБ как отечественного, так и иностранного производства. Они характеризуются различными функциональными особенностями, а также стоимостью и масштабом компаний, в которые они могут внедряться.
Среди отечественных продуктов автоматизированных систем бюджетирования стоит выделить: BPlan; BusinessBuilder PlanDesigner; «Красный Директор»; «Инталев: Управление финансами»; «Инталев: Бюджетное управление»; «Инталев: Корпоративные финансы»; «Контур Корпорация. Бюджет»; «КИС: Бюджетирование». Основными преимуществами российских АСБ в сравнении с зарубежными аналогами являются: доступная цена, простота внедрения и лучшая интегрированность с российскими бухгалтерскими системами, в частности «1С».
Наиболее популярными и известными зарубежными АСБ являются: Oracle Financial Analyzer (OFA); Hyperion Pillar; Adaytum e.Planning Analyst и др. Иностранные автоматизированные системы бюджетирования в большинстве случаев в несколько раз дороже российских АСБ. Однако, как показывает практика, оказываются многофункциональными инструментами моделирования, анализа и контроля исполнения бюджетов компании, делают возможным создание различных форм отчетов, являются надежными, наглядными, легкими в освоении и эксплуатации, позволяют обеспечить параллельную работу нескольких пользователей и гибкий контроль доступа к данным системы.
Качественно новое свойство планирования, вызванное развитием рыночных отношений, сложностью и многообразием используемых методов, альтернативных и оптимальных расчётов, ускорением процесса составления плановых документов, наличием итерационных расчётов снизу и сверху, требует более эффективно применять информационные технологии.
Информационные технологии можно определить как совокупность программного обеспечения (информационная составляющая), технических средств и телекоммуникаций (инструментальная составляющая), кадров и их организации (социальная составляющая) [4, с. 21].
ШшшяШ
Интеграция информационной технологии любого уровня предполагает процедуру её внедрения в финансово-хозяйственную деятельность организации. Этот этап связан со значительными капитальными затратами, а именно: приобретением техники, внедрением и опытной эксплуатацией, установлением регламентов управления бизнес-процессами, подготовкой кадров. При планировании развития предприятия необходимо применять современные методики и инструменты, позволяющие снизить временные затраты. Эффективность, адекватность решаемым задачам показал метод имитационного моделирования, в основе которого лежит сценарный подход.
Имитационным моделированием называется одна из разновидностей аналогового моделирования. Специальные имитирующие компьютерные программы и технологии программирования, а также набор математических инструментальных средств дают возможность исследовать структуру и функции реального сложного процесса через процессы аналогов в режиме «имитации», а также проводить оптимизацию некоторых его параметров [5, с. 56].
Информационные технологии коснулись не только области финансового планирования, но и некоторые предприятия сейчас имеют возможность, используя модель Vendor managed inventory (VMI), управлять запасами, вести переговоры с поставщиками и покупателями, а также ряд других преимуществ. Концепция VMI основана на теории, что производитель товара занимает лучшие позиции для управления товарно-материальными запасами, т. к. имеет больше информации относительно своих производственных возможностей и сроков.
Когда запасы находятся под контролем поставщика, это облегчает отслеживание текущих продаж, получение доступа к товарам на складе, возможность размещать товар и заключать договоры поставки. Поставщик отслеживает остатки товара и своевременно пополняет запасы [6, с. 45].
Кроме положительных факторов существуют и негативные моменты: сложность оценки и прогнозирования рисков, модель VMI требует привлечения инвесторов, затраты на внедрение технологии VMI, необходимость регулярного тестирования EDI-системы, контроля полноты и корректности поступающих данных.
В структуре оборотных активов предприятия денежные средства в расчетах и на счетах в банке являются самым ликвидным активом.
Разработка новой модели по отслеживанию движения денежных средств является достижением в области информационных технологий.
В основе данной модели используется файл с макросами, настроенный под автоматический сбор данных и их классификацию, распределение файлов по движению денежных средств с выгружаемого отчета из SAP. Данная модель значительно сокращает время на обработку информации, снижает риск возникновения ошибок, способствует своевременному предоставлению и обновлению данных для руководства и способствует оперативному принятию управленческого решения в области движения денежных средств.
Значительная часть финансовых моделей, которые применяют финансисты западных компаний, является имитационными моделями. Они позволяют прогнозировать последствия будущих альтернативных финансовых и инвестиционных стратегий, учитывая различные исходные ограничения и допущения ожидаемых событий.
Примером имитационной модели служит программа Project Expert для разработки бизнес-плана. Данная программа позволяет разработать четкий и детальный бизнес-план, проанализировав при этом все стороны финансовой хозяйственной деятельности. Данная программа позволяет создать модель еще несоз-данного предприятия и проанализировать его будущую деятельность. Программа имитирует вновь созданное предприятие, в ней предусмотрены все автоматизированные процессы для обработки данных и проведения расчетов виртуального предприятия. Разработка модели представляет собой следующую схему: определение потребности в финансировании денежных средств, разработка стратегии финансового проекта, оценка эффективности и целесообразности проекта.
Программа Project Expert состоит из следующих блоков: блок разработки модели, блок формирования финансовых документов, блок финансового анализа, блок формирования проектов по роду деятельности, блок продвижения проекта по его реализации, блок отчетов. Каждый блок оснащен набором модулей, позволяющим провести исследование характеристик и получить наглядный обзор предполагаемого объекта.
Аналитический блок позволяет провести расчеты коэффициентов ликвидности, рентабельности, деловой активности. После завер-
шения анализа формируется отчет о результатах, где предусматривается специальный генератор отчетов, который компонует и редактирует отчеты по желанию клиента.
Модели финансового планирования направлены на уточняющее прогнозирование посредством определения взаимосвязи решений по дивидендам, инвестициям, источникам и методам финансирования корпорации.
В практике западных корпораций используются три основные модели финансового анализа, планирования и прогнозирования: система алгебраических уравнений; модель линейного программирования; экономическая модель (с использованием уравнений множественной регрессии).
Финансовое моделирование представляет собой возможность эффективного анализа в условиях неопределенности, связанной с принятием стратегических решений, и является инструментом финансистов, с помощью которого можно оценить большое число вариантов предположения «Что будет, если...», не потеряв при этом вложенных средств. Финансовое моделирование в настоящее время является актуальным как никогда прежде, поскольку происходит сокращение доступности и возрастает стоимость внешнего финансирования, продолжают возрастать риски потери ликвидности и устойчивости бизнеса, а основой для его развития служит рост операционной эффективности.
Как отмечалось выше, цель финансового планирования - составление бюджетного плана, т. е. нахождение финансовых ресурсов путем прогнозирования финансовых результатов. На предприятии широко используется понятие «бюджетирование» как финансовое выражение целей организации, ее стратегии и целей, бюджетирование формирует детальную смету финансовой деятельности, поскольку в нем отражаются доходы и расходы организации, запланированные и расписанные на определенный период. Информационные технологии применяют и в бюджетировании, поскольку его основная цель - разработка итоговых форм бюджета, данные которых позволяют представить четкую картину финансовой ситуации с точки зрения прибыли, денежных средств, финансовых потоков.
Прибыль позволяет определить, насколько предприятие рентабельно, денежные средства отвечают на вопрос: «Может ли предприятие расплатиться с кредиторами, выплатить зара-
ботную плату, и останутся ли деньги на развитие предприятия?». Отслеживание объемов финансовых потоков необходимо для оценки величины кредиторской и дебиторской задолженности, для определения остатков запасов на складе, ликвидности предприятия и проведения оценки финансового состояния предприятия. Использование бюджетирования позволяет определить бюджет доходов и расходов, прогнозный баланс, бюджет движения денежных средств. В первой позиции рассматриваем прогнозные значения выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов, данная форма отчетности аналогична отчету о финансовых результатах, отличие лишь в форме составления отчета, бюджет доходов и расходов составляется в свободной форме. Обеспечивая оперативное управление финансами, можно определить дату и период использования бюджета движения денежных средств. В формировании бюджета (бюджетирования) существует три подхода: планирование, согласование и утверждение. Внутри каждого этапа лежит анализ всех показателей доходов и расходов, движение денежных средств и баланс. Основным инструментом для контроля бюджета выступает платежный календарь. Он ведется в электронном виде, в нем отражаются фактические поступления денежных средств и формируются заявки на будущие расходы. Следовательно, ведение документа дает менеджеру возможность ежедневно отслеживать расходы денежных средств, сравнивать данные с утверждённой сметой денежных средств и своевременно принимать меры по поддержанию платежеспособности предприятия. Оперативный контроль бюджета доходов и расходов является системой внедрения заявок на платеж. Она состоит из нескольких алгоритмов: менеджер составляет заявку на платеж; отправляет ее по электронной почте на согласование бюджетному контролеру; бюджетный контролер сопоставляет заявку с остатками сметы утвержденного бюджета; в случае положительного ответа заявка по электронной почте отправляется финансовому директору; заявка либо оплачивается, либо переносится на поздний срок; если директор оплачивает заявку, она возвращается к бюджетному контролеру и в платежном календаре делается соответствующая пометка об изменении денежных средств. Применение автоматизированного учета как в планировании, так и бюджетировании позволяет экономить время ис-
ШшшяШ
полнения заявок, получать оперативный учет по движению платежеспособности предприятия и формировать более точные данные по финансовым показателям организации. Следует отметить использование в системе бюджетирования информационной программы «1С: Управление холдингом 8», данный информационный ресурс позволяет определять бизнес-пользователю перечень необходимых классификаторов, аналитиков, разрабатывать бюджетные модели, комплекты бухгалтерской отчетности за разные периоды. Грамотное использование позволяет сформировать на предприятии центры ответственности разной категории сложности, контролировать и формировать финансовые модели, которые позволяют составить прогнозный баланс формирования прибыли [7, с. 45].
Посредством финансового моделирования и планирования можно достичь два значительных результата:
1. Компьютерная финансовая модель, которая соответствует специфике бизнеса, характеристике отрасли и поставленным задачам. Данная модель является эффективной основой, позволяющей создавать бизнес-план компании, подготавливать и оценивать инвестиционный проект, проводить многовариантные финансовые расчеты.
Модель содержит: динамические связи основных показателей, исходные данные и результаты проекта; результаты расчетов - финансовый план как основная форма финансовой отчетности; финансовые показатели (включая ROE, ROI) и интегральные показатели эффективности инвестиций; методики определения стабильности проекта, сценарий его развития при изменении различных параметров (чувствительность, безубыточность); готовые формы отчетов.
Помимо этого можно выделить количественную оценку проектных рисков и составление и сравнение многовариантных сценариев проектного анализа.
2. Методическая и аналитическая документация.
Аналитический отчет, который содержит расчеты финансового плана, итоги сделанного анализа проекта, оценку рисков, обоснования для инвесторов. Формат представления может варьироваться в зависимости от назначения модели. Отчет может быть представлен в печатном или электронном виде.
Методика работы с финансовой моделью: развернутое представление финансовой моде-
ли, ее ключевые факторы / драйверы, финансовые отчеты и показатели, пояснения и рекомендации по ее использованию.
Наиболее эффективно финансовое моделирование при оценке инвестиционных проектов; формировании и пересмотре инвестиционной программы; оценке и управлении рисками; прогнозировании денежных потоков и динамики финансового состояния компании; проведении финансовых расчетов бизнес-плана; определении оптимальных вариантов финансирования, его объемов и структуры; постановке регулярного бизнес-планирования и процесса принятия инвестиционных решений; моделировании и оценке различных сценариев дальнейшего развития бизнеса.
В масштабах конкретного предприятия для максимального снижения инвестиционных рисков при использовании инвестиционной программы как инструмент управления инвестиционными рисками используется страхование. Риск-менеджмент на предприятии можно использовать для составления алгоритма, который укажет, в каких случаях затраты на страхование при осуществлении инвестиционной деятельности оправданы и уместны [8, с. 45]. Данным вопросом на предприятии должен заниматься специалист, обладающий достаточной квалификацией и знаниями, то есть финансовый менеджер. Неуместна экономия на квалифицированных кадрах, если предприятие стремится к правильной и прибыльной инвестиционной деятельности.
Страхование может выступать как часть финансового планирования на предприятии, т. к. затраты на этот вид деятельности требуют определенных финансовых вложений, независимо от того, заключает предприятие договор страхования в страховой компании, уплачивая регулярно страховые взносы, или формирует фонд самострахования за счет регулярных отчислений из чистой прибыли. Поэтому, используя методы финансового планирования, предприятие выбирает способ защиты или снижения инвестиционных рисков.
Опираясь на нормативно-правовую базу, страховая деятельность определена в рамках законодательства Федеральным законом «О ведении страховой деятельности на территории Российской Федерации», гл. 48 «Страхование» ГК РФ и многими правовыми актами, регулирующими развитие страхового рынка в России. Многие виды страхования, имеющие отношение к предприятиям различной сферы
деятельности, носят добровольный характер, а предприятие имеет возможность выбирать вид страхования в рамках своей деятельности. Некоторые предприятия формируют фонд самострахования как более выгодную альтернативу договору страхования, но при всех преимуществах (не вносить страховые взносы, рассчитывая на собственные денежные средства при наступлении страхового случая) данная форма страхования является рискованной, особенно для крупных компаний, т. к. при наступлении страхового случая может оказаться недостаточно средств для покрытия убытков и отсутствует специалист в области страхования, способный оценить размер и точную сумму ущерба.
В страховании используется такое понятие, как «перестрахование», если речь идет о большой сумме страхового ущерба, когда при больших выплатах страховая компания рассчитывает на финансовую поддержку другой страховой компании и заключает с ней договор перестрахования. При финансовом планировании на предприятии учитываются расходы на возможный страховой случай и в бюджет закла-
дывается определенная сумма расходов на случай возникновения данной ситуации.
Финансовое планирование играет основную роль в функционировании предприятия, а бюджетирование является основой финансов предприятия, от организации финансового планирования зависит благополучие предприятия, позволяя не только распределять доходы и расходы, но и грамотно привлекать денежные средства в нужных объемах. Российские предприятия имеют опыт использования информационных технологий для финансовой деятельности, а также для прогнозной и плановой деятельности, разработки планово-экономической деятельности и оценки эффективности планов. Все эти показатели позволят предприятию выйти на более высокий уровень, участвовать в инвестиционных проектах, заключать договоры с зарубежными инвесторами. На финансовую деятельность предприятия влияют изменения рыночных условий и среды, чем обусловлена необходимость формирования системы финансового планирования на платформе синтеза российской практики и достижений мировой экономической мысли.
Библиографический список
1. Адамов Н., Тилов А. Бюджетирование в коммерческой организации. Краткое руководство. СПб. : Питер. 2007.
2. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование. М. : Финансы и статистика : Инфра-М, 2013.
3. Бабич Т.Н., Козьева И.А., Вертакова Ю.В., Кузь-божев Э.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М. : Инфра-М, 2012.
4. Баринов В.А. Бизнес-планирование. М. : Форум, 2011.
5. Данелян Т. Я. Экономические информационные системы (ЭИС) предприятий и организаций. М. : Юнити-Дана, 2015.
6. Демистификация ИТ. Что на самом деле информационные технологии дают бизнесу. М. : Альпина Паблишер, 2015.
7. Затонский А.В. Информационная поддержка принятия решений при управлении филиалом вуза / А.В. Затонский, С.А. Варламова, Е.В. Измайлова. М. : РИОР : Инфра-М, 2016.
8. Windows IT Pro/RE. 2013. Июнь.
References
1. Adamov N., Tilov A. (2007) Byudzhetirovaniye v kommercheskoy organizatsii. Kratkoye rukovodstvo [Budgeting in commercial organizations. A quick starting guide]. St. Petersburg : Piter.
2. Afanas'yev V.N., Yuzbashev M.M. (2013) Analiz vremennykh ryadov i prognozirovaniye [Time series analysis and forecasting]. Moscow : Finansy i statistika : Infra-M.
3. Babich T.N., Koz'yeva I.A., Vertakova Yu.V., Kuz'bozhev E.N. (2012) Prognozirovaniye i planirovaniye v usloviyakh rynka [Forecasting and planning in market conditions]. Moscow : Infra-M. 336 p.
4. Barinov V.A. (2011) Biznes-planirovaniye [Business planning]. Moscow : Forum.
5. Danelyan T.Ya. (2015) Ekonomicheskiye informatsi-onnyye sistemy (EIS) predpriyatiy i organizatsiy [Economic information systems (EIS) of enterprises and organizations]. Moscow : Yuniti-Dana.
6. Demistifikatsiya IT. Chto na samom dele informatsi-onnyye tekhnologii dayut biznesu (2015) [Demystification of IT. What does information technology actually give to business?]. Moscow : Al'pina Pablisher.
7. Zatonskiy A.V. (2016) Informatsionnaya podderzhka prinyatiya resheniy pri upravlenii filialom vuza / A.V. Zatonskiy, S.A. Varlamova, Ye.V. Izmaylova [Information support for decision-making in the management of a university branch]. Moscow : RIOR : Infra-M.
8. Windows IT Pro/RE. 2013. June.