Научная статья на тему 'Обзор современных инструментов диагностики детской игры: возможности, ограничения и вызовы для исследователей'

Обзор современных инструментов диагностики детской игры: возможности, ограничения и вызовы для исследователей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / игра высокого уровня / наблюдение за игрой / оценка игры / культурно-историче­ский подход / play / high-level play / play observation / play evaluation / cultural-historical approach

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Якшина Анна Николаевна

Актуальность. На протяжении последних 10 лет уровень развития игры современных дошкольников продолжает оставаться низким. Исследователи отмечают существование различных трактовок понятия «игра», что осложняет выстраивание диалога и провоцирует разрыв между декларируемой ценностью игры и реальной практикой. Однако также одной из возможных причин констатации низкого уровня развития игры в исследованиях из разных стран могут быть ограничения существующих методов изучения игры. Для проведения исследований условий развития игры и ее влияния на детское развитие особую роль играет подбор диагностических методик, которые должны давать возможность увидеть игру в развитии. Цель: анализ преимуществ и ограничений существующих методик диагностики детской игры. Описание хода исследования. Всего было отобрано 18 методик, анализ включал сравнение разных инструментов с точки зрения возможности оценки развития игры по следующим параметрам: метод изучения игры, особенности процедуры и условий наблюдения, роль наблюдателя, оцениваемые аспекты детской игры. Результаты. Был определен ряд методик, которые больше всего подходят для комплексной оценки игры, в том числе для оценки развитой игры. Также были выявлены ключевые дефициты существующих методик: противоречие процедуры оценки особенностям спонтанной игры, отсутствие комплексного подхода к изучению и фокуса на аффективной стороне игры, выявление только актуального уровня развития игры без учета ее потенциальных возможностей. Разработка инструментов, позволяющих увидеть игру в развитии, – вызов для современных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Якшина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An overview of modern diagnostic tools for childhood play: opportunities, limitations, and challenges for researchers

The relevance of the topic of the article. Over the past 10 years, the level of development of the play of modern preschoolers continues to remain low. The researchers note the existence of different interpretations of the concept of “play“, which complicates the formation of a dialogue and provokes a gap between the declared value of the play and real practice. However, one of the possible reasons for the low level of development of the play in studies from different countries may also be the limitations of existing methods of studying the play. To conduct research on the conditions of the development of the play and its influence on children’s development, a special role is played by the selection of diagnostic techniques that should make it possible to see play in development. The aim of the study: to analyze the advantages and limitations of existing diagnostic methods for children’s play. Description of the research progress. In total, 18 methods were selected, the analysis included a comparison of different tools in terms of the possibility of assessing the development of play according to the following parameters: the method of studying the play, the features of the procedure and conditions of observation, the role of the observer, the evaluated aspects of children’s play. Research results. A number of techniques have been identified that are most suitable for a comprehensive assessment of play, including for evaluating a developed play. The key deficiencies of existing methods were also identified: the contradiction of the evaluation procedure to the features of spontaneous play, the lack of an integrated approach to the study and focus on the affective side of the play, identifying only the current level of development of the play without taking into account its potential capabilities. The development of tools that allow us to see the play in development is a challenge for modern researchers.

Текст научной работы на тему «Обзор современных инструментов диагностики детской игры: возможности, ограничения и вызовы для исследователей»

���������� ������, ����������� ���������

����������� �����������, ������������ �����������, ���������, ���������

�������� �� ��������������� ������, ��� ������������ ������� � ���������� �������� ������� ���� �� ����� ����������������� ������������ �����, ���������� �� ����������� � ����. ������ ���� ������� � ���������� ������� ������� ���� � ������ � �������� �� ���� �� ����� ��� (N=31) � ������� ���� ������ � ������� �� ������������, ������� ������� ���������� � ����-������, ������������ ���������������� �������. ���������� ���������������, ��� ������� ����, ������������� � ����������������� ������������ ����� �������� ��������, �������� ������-���� �������� ����������������: 1) �������� � ����������� ������������ ������� ��������, 2) �������� ����� �������� ������� �������� � ���������, 3) ��������� ������������ �������� � ������� ������� � 4) ������� � ������� ������ � ������������ ��������. ������������ ����-������, ��� ����������� � ���� �������� ������� ���������� �������� �������� ������������, ��� ����� �������� ��� ������� �������� �����������.

�������� �����: ������ ������� �����������, ������� ������������, ����, �����������,

�����������������.��� �����������: ���������� �., ����������� �. ���� � ������: ���������� ������� ���� � ���������-�������� ������������ ����� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �6(108). � �. 70�79.

��������

�������, ���������� �� �������������, ������ ������������ �� ���� ������� ����-���� ����������� (Minner, Levy, and Century, 2010), � �� ������������ ������ �������� � ������� ����������� ����� �������� ������-��(Samarapungavan,Mantzicopoulos,andPatrick, 2008; Peterson and French, 2008).

��� �� ����� ����� � ���� �������� ��-���������� ������� ��������. ����� ������ ���������� �������������� ������� �� ��, ��������, ��������� �� ������������: 1) ��-������� ����� ������� ��� ��������� �����; 2) �������� �� ������������ �������������� ��� ���������� �������������; 3) ��������-

* VartiainenJ.,KumpulainenK.(2020)Playingwithscience:manifestationofscientificplayinearlyscienceinquiry.EuropeanEarlyChildhoodEducationResearchJournal,vol.28,no.4,490�503https://doi.org/10.1080/1350293x.2020.1783924.����������� � �������-�� ���������� ������� EuropeanEarlyChildhoodEducationResearchJournal.CONTACTJenniVartiainenEmailiconjenni.vartiainen@helsinki.fi

�� �� ��� �� ���������� �������� � ��������� ������� �� ��� ��� �������� � ��������� ���-����������� ���������� � �������; 4) �����-����� �� ������������ ��� ������������ ����, ��� �� �����, ��� ��� ������������ ����, ��� �� ������� � ������ �� � ��� ����� (Abd-El-Khalick et al., 2004).

�� �������, ��� ������� ������������ ������� �� ����� ������������ ����, ��� ��������, � �������� ������� �������� ���-�����, ����� ��� ����������, ��������� � ��������������� (Lederman, Lederman, and Antink, 2013). ������� ������������ �� ����-�� �������� � ���� ������ �������� ������-��, �� ����� �������� ��� ������ � �������� ��������, �������� �������������, ������-�� ������� � ����������� ��������� � ��-�������� �����.

����������������� ������ � ������� ����-��������������������������������������-�����, ��������� ������ �������� ��������� ��� ��������� ����� ����� �������� �������� (Fleer, 2009). ����� ����, ������ �����������-�� ���������� �������� ��������� ���� � ��-

Playing with Science: Manifestation of Scientific Play in Early Science Inquiry

Jenni Vartiainen and Kristiina Kumpulainen,

Department of Education, University of Helsinki, Helsinki, Finland

Drawing on sociocultural theorizing, this case study investigates and unpacks the qualities of scientific play during children�s inquiry-based science activities framed by imagination and play (i.e. Poetry Science). The data were gathered in Finnish preschool groups with children aged five to six years old (N= 31) over a five-week period. The data consist of video recordings, observational field notes, and artifacts, subjected to multimodal analysis. The results show that scientific play that manifested throughout young children�s inquiry process has the following four characteristics: (i) creating and maintaining an imaginary science situation, (ii) assigning new meanings to science objects and processes, (iii) combining imaginary situations and problem solving, and (iv) engaging in science talk in an imaginary situation. The study shows how imagination and play are important elements of children�s science inquiry, with implications for early science education.

Keywords: early science education, science inquiry, play, imagination, meaning-making.

For citation: Vartiainen J., Kumpulainen K. (2021) Playing with science: manifestation of scientific play in early science inquiry. Preschool Education Today. 6:15, 70�79. (in Russian).

����� ������������ ����� �������� �������� (Bulunuz,2013;AndreeandLager-Nyqvist,2013;Fleer,2013AkmanandOzgul,2015;CaimanandLundegard,2018;Fleer,2019).

��������, ������� (Bulunuz, 2013) ������-����, ��� ���� ����� �������� ������� ���-������, ���� ��������� � ���� � ������� ���-��. ����� ����, ���� (Fleer, 2019) ��������� �� ������������� ������������� ����� ����� ��-���������� � ������������������ ��������-��� � ������������ � ����. ��� ��� �������� ��������� � ������� �����������, �������-��� �� �����, �������� �������� ������������ ������� ������������� ������ � ������ ����-������ (Fleer, 2019).

� �� �� ����� ���� ��������� ����� � �� �������������� ������ ������� � ������ ���-�������, ��������, � ������� �������� ���� (��������, Fleer, 2016). �������� �� �����-���������� ���������������� � ��������� ���� ����������, ������ ������������� �����-����� ���� �� ����� ����������������� ����-��� ������������ � ������� ����������� ��-��� ������� ��������.

� ���������, � ����� ������������ ���-�������� �������������� ������� ���� � ��, ��� ��� �������������� ����������� �� ���-�� ������� ����� � ������� �������������. � ���� ����� �� ����������, ��� ���� �����-������ � ������� ������������� ����� � ��� ������� ���� ������������ ���������� ����� � ������� ������������?

���������������� ���� � ������� ������������

������ ���������������� ������� � ����, � ���� ������������ �� ���������� ���� ��� ������������� �������, � ������� �����-���������� ���������������� �������, ��-�������� � ������������ ������� �������-�� (Fleer 2013). � ������ ����� ������� ���� � ����������� �� �������� ������ � ��������-��� ������� ������������, � ������ �������� ����������� ����� � ����������� �������� ����������, � ���� �������� ���� ��������-���� ������� �������� � ������ � �������-��� � ���������� �����.

�������� ���������� (1967), �������� ����� �������� ������������ ��������. ���� �����-������ �� ����������������� �������, � ���-������ ����� �� ������� ��������� ������, ��� ������������� ���������� �� ��� ���-���������������������������������������� (Eshach and Fried, 2005), ������������ ������� ���������������������������������������-�������� ����� � ������� �������� � ������� �� �����������. � ������������ ������� ��-������� ���� ����� ����� �� ���� ���� �������, � ����� ����������� ���, ���, �� �� ������, ��-���� ������ (AndreeandLager-Nyqvist, 2013).

������������ �������� ������ ����-�������� ���� � �������� � ��� ����� ���-����� ������� � ���������� ��� ������ �� ��� (���������, 2004). ��������, ����� ������� ��������� � ������� ���� � ������ � ����-��������, �� ��������� ������� �������� �, �������������, �������� � ����������. � ���� �������, ����� ������� ���������� � ������� � ������ �������� � ������ ��� ��������������, ����������� ��� ���� �� ��-��������. ������ ��� ������������ ���� ��-���������� �������� ����� ������������ � ������� ���� ������� ������������ (��-������, ������� ���������� �������� � ��-������ ����������� ������, ����� � ����� � �����������).

��������� ����������, ��� ����� �����-����� ��� ����������� (Vygotsky, 1987a). ����������� ������ ���� �������� ��, ��� ���� ���������� �����������, ����� �����-���� ������� ������ ���������� (���������, 1967). �������������, � ������� ��������-��� ����������� ����� �������� ����������� � ���� ������������, ������� ������������ �������� � ������������ ��������. ������� ����� ���� ����������� ��������� � ������-���������, ��������, ������� ������� ����� (Lindqvist, 1996) � � ������ ������� ������� ����� (Fleer, 2019), ��� � ������� ������� ���������, ����� ��� �����, ������� ���� ��-��� ��������� ������ ��������.

������������ �������� ����� �������-������� �������� � ����� ��������� ������� ��������� � ���������, � �� ����� ��� ����-������� � ������������ ������� ������� ��������� ������� (��. ����� Hakkarainen, 2008). ����� ���� ������ ������ ���� ��� ��-�������� � ���������� ����������, ������-������ ��� ������ � ����������� �������� ������ � ������� ���������� � ���������. ������� ������ ����� �������� ��� ������-������� ������ ������� ���������, �������� ��� ������������ ������� ���������, � ���-�� ������������� � ������ �����������.

������ ������� ��������� �� �������-���� ������������ ������� �� ���������-��� ��������� ����������� ����������� � ����, � ������ ����� ������� ���������� � ���������� ����� (Vygotsky, 1987a). �� ���� �������� �������������� ������������ ���-������ � ������� ����� ������ ���� � ����-������� (Fleer, 2019).

����� ����, ������������ �������� ����� �������� ����� � ���������, ������� �������-������������������������������(Caiman and Lundeg�rd, 2018). ��� �������������� ���� ��������� �������������� ������� ��� ����-���� ������������, ������������ �������� ������������� ������� ����.

������������

��� ������������ ����������� � ���� ���-���� ���������� ����������� � ������ � ���-����� �� ���� �� ����� ��� (N=31) � ������� ���� ������, �� ���� ������ ������������� � �������� ����������� ������� ���� ��� ��-������� ������� ������, ��������� ����.

����� ������� ������

������� ������ � ��� �������������� ��-��� ���������� ����� �������� �������� � ������� ������������ ����������� ������-����� � ����. ������� ������ ���������� ��-����� ������������, ���������� ����� � ����, ����� ������������ ������������, � ������� ��������� ���� ����� ������ �������� ���� � ���������� ������������ ������ � ������� ������� (Vartiainen, Kumpulainen 2019).

����� � ���� ������ �����������, ����� ��������� ������� �����������, ��������-��� � ���������� ���� �������� ������� ��-�����. ���������� ������ � ������������� ������� �������� ����� �������������� ��� ��������� ���� ������������ �������������, ��������, � ��������������� � ��������� ��������� ����. ����� ������� ������ ���-��������� �������� ������������ ��������, ��������� ����� � ��������� � ���� ������ ���������� � ���������� ������� ��������-���. ������� ����� � ������� ������������ ���������� �� ��������, � ������� ������ � ����� ������������ � �������� ��������� ��-��� (Kalogiannakis, Nirgianaki, Papadakis, 2018; Mutonyi, 2016).

����� ������� �� ��������, ����������-��� � ���� ������������, ������� ��������� ����� ������������, ���������������� �� Pedaste et al. (2015): �) ����������, �) �������-����� � �) ����������. ����� ���� (Vygotsky, 1967), ����������� ����� �� ����� ���������� �������������� � ���������� � ������, ����� ������� ������� � ������������ ���������. ��������� � �����������, ����� ��� ������-������ ������ � �������� ����, �������� ��-��� ����� � ������������ ��������, � ���� ����� ����������� ���� ��������������� � ��������, ������� ����� �������� �������, ����������, ���������, ��������, ��������� ��������, ���������, �������� � ��������� ������������. �� ����� ���������� ���� � ��-����� ��������� ��������� �������, ���� ��� �������� ��� ������������.

���� ����� ���� ����������� � �����-���� ���������, ���������� � ����������� �������������.�������������������������-��� ����������, ������� �������� �������.

��� ���������� ������������� ���� ����-������ �� �������, ��� � �������� ���� �����-�������. ������ �� ��������������, ��� ���� ��� ����� ����� ������ �� �������; ����� ���-������ ��������� ������ ��� ������������. ���� ������������ ������� ������������ ��-�����������, ���� ������ ����� ���������� � ���������, � ����� ����������� (Pedaste et al., 2015). � ������� ������� ��� ������� ��� ���������� ������������, �� ��� ������� ��� ����� ������������ � � ������� ������. � ��-������ ������� ������������ ���� ���� ����-������� � ���������, ���������� � ��������, � ������� ��������� ����� ������, ����� ������ ��������� ����, ��������� �� �� ��-��� ����� �������. � ���� �������� ���� ���� ��������� � ����� ����������� ������� ����-����� ��������� ����� ����������� ������� ����� ������� ����� � �������, � ���������� ���� ���������� ��� CO. ������������ ����

2

��������� �� ����� ������� � ��������� ��-��� ��������� ������ ����������.

����� ��������� ������������ � �������� ����������, ���� � ������� ������� � �����-���������� �����. ���� ���������� ��������� ��������� ���������� ����������. ����� ����-���,������������������������������,�����-������ � ����������� � �������� ������������.

��������� ������� ���� ���������, ���� ����� ��������� ��������� ���� ����������� � ������������ � ���������� ������ ������, ��-����� ��� ������ ���������. ��������, � ���-������������������������������������� ���� ����� ��������� ����������� � �� ���� �� ��� �� ��� ����� ����������, ��� ������. ���� ��������� � ��������� ���� ����, ����-�� � ����������.

���� ������

������ ������� �� ������������ (34 ����), ������� ���������� � ������� ���������� �� ���� ������� �� ��������. ������ ����� ����-�� ����� 45 ����� � ��������������� ����� ������� �������������. ����� ����������� ������������ ���� �������� ���������� �� ���������� ������������ �� ������������� ������ � � �������� �����. ����� ����������-��, ��� ��� ����� � ����� ������ ��������� ������������� ���������� ������� � �������-�������� �� ������. ������������� ����� ��� ���������� � ����� ������������� �������� ������������� ��������� ������ ��������� ������������.

������ ������

������������ ������ ������ ���������-��� (34 ����), ������� ������� ���������� � ������� ���������� �������� � ������ �����. �� ������ ����� �����������, ������������� �������� ���������, ���� ������������ � ��-����� ��������� MAXQDA ��� ����������� ������������� ��������, � ������� ���� ����-������� � ������� ����. ������� ���� �������-�������� ��� ������������ ��������, � ����-��� �������� � �������� ����������� ������ �������� (���������, 1967).

�� ������ ����� ��������� �������, ��-�������� �������� �������, ���� ��������-���� � �������������� ��������������� ���-���������� ����� (Taylor, 2014), ��� ��������� ��� ������������ ��������� ������� ������-�������� �����, �������������� ���������� ���������. �� ������� ����� ������� ���� �������� ����� ���������.

������ ���������� ���� ���������� �� ��, ����� ������� �� ��������, ������� ��-������� ��������� �������������� ����. ��� ��������� ������� ���� ����� �� ���-������� ������������, ���������� �����-�������� ����.

������ ���������� ����������� � ������-��� � ������� ��������� ����������������� ������� �����, ������� ���������� �� ������ ������ ������������. � ������������ � ���-�������� ���� �������� ����� ���������, � ������ ���� �������� � ������������� � ��-���������� � ���������������� ����, �������-���� ��������� ����� �� ���� ��������� ���-��� ������������.

�� ��������� ����� �� ��������� ����� ���� �������� ���������������� �������� ��� ������� ��������� ����������������� ��������: ��� ����������� ���� � ������� ������� ������������? ��� ������� ���� ������������ ���������� ����� � ������� ������������?

� ������� 1 �������� ������ ��������-�������� ������� ������.

������

������ �������, ��� � ��������� ������� ������ ������� ���� ����������� � ������� ���������������, ������� 1) �������� � ���-�������� ������������ ������� ��������, 2) �������� ����� �������� ������� �����-��� � ���������, 3) ��������� ������������ �������� � ������� ������� � 4) ������� � ������� ������ � ������������ ��������.

������� ����

������� 1. ������� �� ������������ ����� ���������������� ������� (����� �001073)

���� 1 �������� ������ �����������. ��� ���������� ��������� ��� � �������.

���� ���� ������-����� �������� ������ ���� / ��������� ���� ���� / ���������� / ���������� ��������

1 ���� 1 P N/A ����������� ���� � �����-�� � ����� ������ ������ ����� � ������� �������-�������� �������� ����� �����, ���� �� �����, ��������� ����� � �������

2 ���� 1 T �� ����� ���� ��-����� �������� �������� ������� �����-�� � ����� ������� � ������� ���� �� ����� ����, ������ ��� � ���� 1 � � ����������� � ������� ���� ��-���, ������� ��������

3 ���� 1 T N/A ������� ������� � ������� �������-�������� ���� �� �����, ������������ � �������

4 ���� 1 T (������ � �������) ��������� �� �������� � ������� ������-������, ���-��������, � �������� ���� ����, ���������� � �������

5 ���� 1 P (������) ������ ���������� ����� � ������� �����, ������ �� ���� 1 T � ������� �������-��� ��������� ������ ���� � ���-��� � ���

6 ���� 1 P ��������� �� ���, �������� �� ���!� ���������� ����� � ��-����� � ���� 1, ����� ��-��� ����� � ������� � ������� � ������� ���� �� ����� �������� ����� �����, ���� �� �����, ��������� ����� � �������

�������� � ����������� ������������ ������� ��������

���������� ����������, ��� ������������ ����������� ������� ������ ���� � �������� � ����������� ������������ ������� �����-���. �� ����� ���������� ���������� ��� ���-�������� ������������, ������������ ��� �������� ������������ ������� �������� ��-���� �� �������.

������������� ����� � ������������ ��-����� �������� �����������, ����� ��� ��-�������� ���� ������� �� ���������. ���� � ������ ����� ���� ���������� ������ �� ���������, ��� �� ��������. �� ����� �����-����� ������� ������ ��� ������� ��������-���� ��������, �� ���� ��������, ���, ����� ���� �������� � �������������� ����, ���-�� �������� � ����� ����������� ���������, ��� ����� ������������ ������������ ��-������ ��� ������� ���������. ���� ������-�� ��������� �������������� � ��� � ������� ���������� ������ ���������� � ���. �� ���-�� ������������ ���� ������������ ������� ������� ��������, ��������� ������� �����-�����, ����� ��� �������� ���� � ���������-��� ������. ���� ���������� ���� �����, ��� ����� ������ ����, � ����������, ��� ��� ���-��� ����� ������ ������������ �����.

���� ������������ ����� ����������, ��-������� ���� ���� ������������ ��������� � ������� ����. � ����� ���� ���� �������� �� ��������� ��� � ��������, ���������� �����-���. ����, �������� � ������� ���� ������� ���������� ������� ���������� � �������� ����� ����. ���� ����� ���� ������� �������, ��� ��������� ������������� ������ �, ����-����, ����� ��������� ����� ������ �������-��� ������������. �� �������������� ����� ���� �������� �������� � ���������, �������-���� ������ ������������ � ����������.

�������� ����� �������� ������� �������� � ���������

� ������� ���� ���� ������ ���������� ���� � ����� ��� � ������, � ������� ���� ���-�������� ����� ������� ��������� ������-��. ��� ���� �������� � ��� ���������, ����� ���� ���������� ���� � �����, � �� � ��������, ����� �� ����������� ������ ��� �����. ���� ����� �������� ���� ��� ������ ����� �����-�� ��� �������.

���� ��������� ������������ �������� ��������� ����� ��������. ����� ������ ��������� � ���������, ����� ���� ��������� ���� ���������� � ����� ��� ������ � ������-������� � ����������� ������� ����������-���. ��������, ���� ������, ��������, ��� ��-����� � ��� ������, ����� � �������, � ������� ��������� ����� � ��������, ��� � ������-��� ��������� �4903:

���� ������ �����������, ��� ����� ��-���� ��������� �����, ��������� ������ ������� � �������. ��� ����������� �������-�� �� ���, ��� ������ ������ ����. ��� ����-���� �� ���� �� ������ ������ � ��������� �� ���, ��� ������ �� ����������. ���� �� ���-���������� ���� � ������, �� ��������� ���� ������ ��� ��, ��� � ������ ����. ��� ����-���� � �������� ���� ����� ���� ������ ��-��� ������ � ����. � ����� ������ �� ������� ��������� ��������� ��� ��������� ����-������� ����, ���� ��� ����� ������������ � ������������������������������.������� ���� ��������� ����� � ������� ��� ���, ��� �� ����� ������������. ������ ���� ����� �� ������ ������� ����� ���� ������������� ���� �����, � ��� �������� ����� ���-��-��-���. ����� ������� ������� ��������� �����, ������������� � �������, � ������ ��� �� ���, ���������, ��� ��� ��������, � ������ ���, ��� ����. �������, ������� ���� ��� �������-���, ��������� �������� �������� � ���� ��-���� � ���������� ���������.

��������� ����� �������������� � ��-�������� � ������������ ����� ������� ������ ����� ����� ���������� ������ � ���� ���������. � ���� �������� �������� ������� ����������� � ������� ��������. ������������ �������� ����� �������� ����-������ ��������� ����� � ����������������� ������������.

�� ����� ���������� ��������� ��������� ����� ��������, � ���� ���������� ���� ��-���������� ����, ��� ������������ ��� ����� ������ � ������ ����������. ��������, ������ ����� �� ��������� �4929 ������� ������-��� �������, ���������� � �������, ����� �������� � �������� �������� � ���������� ������ ��� ���������.

��������� ������������ �������� � ������� �������

������� ���� ��������� ����������� ��-��� � �������� �� � ������� ������� �� ���� ������ ������������. �� ����� ���������� ������� ��������� ����������� ���������� � ����������, ��� ������� � ��������, � ����-��� ���� ����������� ������ ��������, ����� ������ ���������. ������� ����� � ������� ������� ���� �������� �� �� ����, ����� ��� ��������� ���������, ��� �������� �����-�������, ����� ����� �������. ������� ���-���� ���� ���������� �� ����� ������������, � ���� ���������� ���� ��������, ������� ���-���� ����, �����, ����, ���� �� ��������� ��� [��������] � ������ �������?� ���� ����� ���-�������� � ���������� ����� ������� ���-������� ������������ � �������������. ���� ���� ����������, ��������, �� ��������� �107 ���� ���������, ��� ������ ��������� ��� � ������� ����� � �������.

������� ��� ��������� �������, �� ����� ����������� ����� �������. ���� ������� ���������� ������:

���� ����� ������ �����; � ���� ���� ����, ��� ������!�

������ ������� ������������ ���������: �������� �������� ��� ����, ����� �� ��-�������, ����� �� �������� ��� ���� (��-���� ��������� ����), ����� �� ��� �� ��-������� ���, ����� �� ������... ��� ����� (������ ����)�� � �� ����, ��� ��� ��� ���-�� ������� �����, � �������� ��� �����-�� �������, ����������� � ���. ���� ���-�� ������� ���� ��� ������. ��� ����� ������ �������, � �������� ������ �������.

�� �������������� ����� ���� �� ������ �������� ��������� �� �������� ������-���, �� � ������� ���� ������� � ���������-��������, ��� ��� ���������� ������� � �����. ����� ����, ���� ���� ��������� ������, ��� ����� ������������ ���������� ���������� � �������.

��������, ����� ����, ��� ���� ��������-��, ��� ��� �������� ����� ��� ���������, ������� ����� ������������ ��� ��������� ��������� �����, ��� ��� ���������� �����-��. ��� ����� ���������, ��������� ������-��� � ������� ��� ���� �����, � ��������-�� ��������� ��������������� �������, ��� �� ��������� �108, ����� ���� ��������� ������� ��������� ��������� ������� ��� ���������:

�������� �� �������� ����� � ������� � ������� ���� ������ ���������� ������. ����������������������������������! �� �������!�, � ������� ���� ������� � ���-���� ������, ����� �����������������, ��� �� �������. ��� �����, ���, ������� ������ ������, ����� ������� ��������� ����� ��-�������, � ������� ������ �������.

�������� ����������� � ������ �����, ���

���������� ������ ����� ��������� �����. ���, ��� ������������� ������� �������, � ����������������������.��������������-�� �������. ��� ����� ��� ������!� � ����-����� ������ �������. ���, �� �����!� � �������������� ������.

������������� ������������� ���� ���-�����, ����� ���� �������� ���������� ��-���� ��������� ������ ������ ��������� �������.

������� � ������� ��������� � ��������-���� ��������

�� ����� ���������� ���� ������������ ��-����� ���������, ����� ��������� ���� ����� ������ ���� �������� ������� �������. ��� ���� ��������, ��������, �� ��������� �74, � ������� ����� ������������� ���� ������� ��������� ������� ����������� �����, ����-��� ��������� ��������, ��� ���� ����� ���-������ �� ����. �������! ��� ������� ����, � �������� ���� �������. ��� ��������-��: �[����� ����������] �� �������� ����. ������ ��� ���� ��� ����� ���� �������. ��� �������� ������, ��� ������� ��� ���������-�� �����, � ����� ������ ������. ����� ���-��� ���� ��������� �� ��������, � ������� ��������� ���������: ���� ������ �� ��, ��� ���� �����������, ����� � ���� �������� ���� ����������� ����� � �������, � ����� ��� ���-�� ������ �����. ���� �����, � ������� ������ �������.

�� ����� ������������ ���� ��������� ��-����� �������� � ������������ ������� ���-������, ������������ ����� ������� �����-����� �������������. ����� ���� �������� ������ ���������� � ����������, ��� ���� ������� �������� � ������������ ��������, �������� ������� �������� � �������� �� ����������.

������������49299����������������� ������� � ������ �����������:

�������� �� ������� ���, ����� ��������

������� ����� [���������], �� ����� � ����

��������� ����, ���, ����� �� ���������

������ [���������], ��������� ��� �����

���������� ������! � ��� ��� � ��� ������

����!� � ������� �������� ��������� ������

��� �����.

������������������������������������ ����� �����, � ������� ���� � ������� ��� ��-���. ������ ����� ���� ��������� ��������� �������, ��� ������������ ���������� �����-������� ��� ���������.

����������

�����������������������������������, ��� ����������� � ���� ����������� � ����-��� ������������� ��������� �����, �� ���� � ������� �����. ���������� ����������, ��� � ��������� ������������ ������� ����, ���-�������� � ���� ������������, ����� ����-�� ��������������:1) �������� � ����������� ������������ ������� ��������, 2) �����-��� ����� �������� ������� �������� � ���-������, 3) ��������� ������������ �������� � ������� ������� � 4) ������� � ������� ������ � ������������ ��������.

��� �������������� �������������� �� ���-������ ������ �������� ������������, ��� ��-������ � ����. 2.

�� ����� ���������� ���� ����� �����-���� ����� �������� ������� �������� ��� ���������. ��� ����� ��������� �������-��� ������������, ������� �� ������ ����� ����������� ����������� � ����������� ��� ������������ �������������� � �������� ���������.

������ ������������ ����������, ��� ���� ������������ ������� ������ � ������� ���-�������� ��� �������� � ����������� ��-���������� ������� ��������. � ������ ��-����� ����� ������������ �������� ����� ��������� � �������������� ������ ������-������������������������������(Lindqvist, 1996; Fleer 2019). � ���� ������������ ����-�������� ����������� �������������� ��� �������� � ����������� ������������ ��-������, � ����� ��� �������� ������������ ������� ��� ������������� ��������� ������. ��������� �������� ���� ���������� ��� ��-������ ������������ ��������, �� ���� ����-�� ������������ �� ��������������, ����� � �������� ��������� ������������ ������-������ �����������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ��������� ����� ������� � �������-����� � ������� ������, ��������� ����-�� ������ � ������������� (Harlen, 2014). ������������ �������� � ������� ������-�� ��������� � ��������� �����, � ��� �����-������ � ������� ������� �� ������ ������ ������������. ����������� ������������ �������� � ������������� ����������� ����� ��������� ������� ����� ��������� �����-���������� ��������, ���������� ���������� ������������ ����������� � ������� �����-�������. ����������� ����������� ������� � ������������ ������� �������� ������� ��-������ ����� �������� ����������� ������-�� ����������, � ���� ���������� ������� ��� ����� �������� ������������, � �� ��������-��� ��� ��� �������������.

������������ ������� �������� �����-���� ����� ������� ���� ������������ ����-��������� � ������� ���������, �������� �� � ������� �������� ������������. ����������� (Hakkarainen, 2008) �����������, ��� ����-�������� �������� ����� ����������� ����� �������, ����� �������� ���� � ������������ ������� �������. ����������������� ������

WORLD EXPERIENCE

������� 2. ���������� ������� ���� � �������� �������� ������������.

���� ������������ ������

�������� � ���-�������� ����-�������� ����-��� �������� ���� ������� ����-������� � �������� ���������� ����-�������� ����-��� ��������. ��� �������� �������� � ������������ ����-���� ���� ��������-���� ������� ����� � ������������ �����������. ������ ����� � �� ���������� ���� ������� � ������������ ������� ��������. ���� ��������� ���� ����� ���� ��-������� � ����������������, ����� ������ � ������ �����, � �� ����-����� � ��������. ���� ������������ ������� ����, ��������� ������, ����� ��� ���-������� ������ ���������� (����-�������� ������ � �������� ����), ������� ��������� �� ��, ��� ��� �������� ��������������� � ����-��� ����. ���� ������� ������������ �����-���, ��������� ������� �����. ���� ������ �������������� �����-������� ���������� ������������ ��������.

�������� ����� �������� ����-��� �������� � ��������� ���� ��������� ����� �������� � ����� ������� ������������ (��-������, �������� � ������).���� ��������� ����������, ���-����� ����� �������� � ������� ���������. ���� ��������� ����� ����� ��-��������, ������������� � ���� ������������.

��������� ����-�������� ����-���� � ������� ������� ���� ����������� ����������� � ��-����� ������� ��� ������������, ���-������ � ���������� ������������ ����-��� ��������. ������� ������� ����� ��������� ����� ��������������� � ������-���� ����� ������� ������������ � �������������. ���� ���������� �������, ������-���� �������� �����, � ����� �� ��������, ��������� � ���������-��� ��������. ���� ������� ������� � ��������-�� ���������, ����������� ��� ��� ���������� �� ��������.

������� � ����-��� ��������� � ������������ �������� ���� ������� ���� ��������������� ������ ������� ���-������ � ���������. � ���� ������������ ���� ��-���������� ��������� � ������� ���������. ���� ������������ � �������-�� ������� ��������, ��������� � ��������������. ���� ��������� � ��������� ��-�������� � �����������, ������� ���� ������������ �� �����������-��� �����. ���� ������������ ������� ������-���, ����� ���������� � ��������� � ������������ ��������.

��������� �� ������� �������� � �������, ��-����� ����� �������� ��� ����� � �� ������-������ �����, � ������� �������� ������ ���-����, ����������� ���� � �������� ������� �������. ��������� ������� ���� ���� ����� ������������ ���� � ����������� � �������� ����� ����� �������� � ����������. ����� ����, ��� �������� ����� ���������������� �������� � ����� ����������. ���� ��������-��, ��� ���� ������� ����� �������� ������� ������������, ��������� ��� ����������� � ����������, ������� ��� ��������� � ������-�� ������������. � ������������� ���������� �� ���� ������������ �������� ����� ��, ��� �������� �������� �������� � ���������� ���-����������� � ������������ �����.

����� ��������, ������� ���� ���������� � ������� ��� ��������, ��������� � ������, ��������� �� ������������ ����� ���������-���� � �������� ����������� �, ����� ����-���, ������������ � ������������ ������-��������� ��������� ���� �����. ��������� (Vygotsky, 1987b) ����������, ��� ����� ����-���� ��������� ������ ��� ��������������� ��������. ������� �����, ����������� � ���� � ��������� � ������ ������� ��������� ���-�� ������� ��������.

������������ ��������, ��� ����, ����-�������� ������, ������������� �� ����� ������� ���� � ������ � � ������� ������-��. ��� ���� ��������� ������� ��������� � �������� ���������. ������������ ����-��� �������� ����� �������������� �����-����� ������� ���������, ������� ���� ��-����� �� ����� �������������� � ����. ��� ������������ ���� � �������� (2014), ��-����� ��������� � ��� �� ������ �����, �� �������� ������������ ��������������� ��-������� ����� ������������� � �������� �����������, ��� � �������� ����� �������� � ��������, ����� ���� ����� ������� � ���-��������, ��������� ������� ���������.

� �����, ���������� ���������� ���������-������ � ���, ��� ������������, ���������� ������� ����, ����� ������������ ����� ��-����� ����������� ��� �������� ������� ���������, �������� ����, ��������� � ������, � ������������� ���� � �������� �������� ��� �������������� ����� ������������� � ����-���������������.������������,��������-����, ����� ���������� �������� ����������� ����� ������� �������� ���� ������ �������-�� �� ����, ������� ���������� ����������� � ������������.

������

��� ������������ ����� ������� �������� ��� �������� ����������� ����� ������� ���-�����. � ���������, ���������� ����������, ��� ��������� �������� ����������� �������-���� ������� ����, � ������� ����������� � ���� ����������� � �������� �����������-���, ��������� ����� ����������� � ������� ������������� � �������� �������� �������-������� � ������������� ������. ����� ����, �� �������, ��� ������� ������������ ����-�� �������� �� ����� ������������ ����, ��� �������� (Lederman, Lederman, Antink, 2013). ��������� ����������, ��� ����������� � ��� ������������ ������ ������� �� ��������� ����, ��� ��� ��������. ������� �� ������-����, ��� ��������� �������� ������������ � ���������� �������� ����� �������������� ���������� ����� ������������ � ��������� �������� ����������� � ������ �������.

������� ���� ������������ ������������� ������ ����� �� ���������� ����� �������-�����, ��� �������� ������ ��������� ����-������������� � �������� (Vygotsky, 1978). �����, �������� ����������� ��������, ����� � ������� ��������� �����, �� ���������-���� �� ������������� ����������� �����-������ � ������� ������������� ��������� � ������������ ���������� ����������� ���������. ������������ �����������, ��-��� ��� ������� ���������� � ������������, ����� ���� ���������� ��� �������� ���-��� ��� ������� � ��������� ������� ����. � �����, ���������� ���������� �������� ������������ �������, �������� � ��������-������� ���������, ����������� �� ��������-�� ������� ������, � �������� � ����������� ������� ����.

��� ������������ ����������� � ���� �������������� ������������� � ���������-��� ������ ����������. ����� ����, � �����-������� ��������������� �������������� ����� ������ �� ����� ������� ������� �� ������. ������� ������� �������� ����� ��� ������ �� �������������� ��������� ���-������ ������� � ������ ����� �������������-����� �������. � ������� ���� �� ��������-����� �������, ��� ����������� ������� ���� � ������� ����� ����������� ������� ������� � ��� ���������-������������ �����, �����-������ ���������� ������������� �������-����, ������� �������� ����������, ����� �������������� �������������� ������� ��-��� � ������� ����.

�������������

��� ������ �������� ������ �������-�� ������������ � ���������� �������� �������� ������������������ ��� �����-���� ������������ ����������� � �������� �����������������������3880115.����-���� �� �������� ���� ��������� ��������-����� ������ �������, ���� �����, ������ ������,�������������,������������,���� ����, �������� �������� � ���� ������� MOI.

��������������

��� ������ �������� ������ ��������� ��-���������� � ���������� �The Joy of Learning Multiliteracy�,��������������������������� ����������� � �������� ��������� [����� �3880115].

���������� / References

1. Abd-El-Khalick, F., S. Boujaoude, R. Duschl,

N. G. Lederman, R. Mamlok-Naaman, A. Hofstein, and H. L. Tuan. 2004. �Inquiry in Science Education: International Perspectives.� Science Education 88 (3): 397�419.

2.

Akman,B.,andS.G.Ozgul.2015.�RoleofPlayinTeachingScienceintheEarlyChildhoodYears.�InResearchinEarlyChildhoodScienceEducation,editedbyK.CabeTrundleandM.Sackes,237�258.Dordrecht:Springer.

3.

Andree,M.,andL.Lager-Nyqvist.2013.�SpontaneousPlayandImaginationinEverydayScienceClassroomPractice.�ResearchinScienceEducation43(5):1735�1750.

4.

Bulunuz, M. 2013. �Teaching Science Through Play in Kindergarten: Does Integrated Play and Science Instruction Build Understanding?� European Early Childhood Education Research Journal 21 (2): 226�249.

5.

Caiman, C., and I. Lundeg�rd. 2018. �Young Children�s Imagination in Science Education and Education for Sustainability.� Cultural Studies of Science Education 13 (3): 687�705.

6.

Eshach, H., and M. N. Fried. 2005. �Should Science be Taught in Early Childhood?� Journal of Science Education and Technology 14 (3): 315�336.

7.

Fleer, M. 2009. �Supporting Scientific Conceptual Consciousness or Learning in a �Roundabout way� in Play-Based Contexts.� International Journal of Science Education 31 (8): 1069�1089.

8.

Fleer, M. 2013. Play in the Early Years. Cambridge: Cambridge University Press.

9.

Fleer, M. 2016. �Theorising Digital Play: A Cultural-Historical Conceptualisation of Children�s EngagementinImaginaryDigitalSituations.�International Research in Early Childhood Education 7 (2): 75�90.

10.

Fleer, M. 2019. �Scientific Playworlds: A Model of Teaching Science in Play-Based Settings.� Research in Science Education 49 (5): 1257�1278.

11.

Fleer, M., and Pramling N. 2014. A Cultural-Historical Study of Children Learning Science: Foregrounding Affective Imagination in Play-Based Settings. Dordrecht: Springer.

12.

Hakkarainen, P. 2008. �The Challenges and Possibilities of a Narrative Learning Approach in the FinnishEarlyChildhoodEducationSystem.�International Journal of Educational Research 47 (5): 292�300.

13.

Harlen, W. 2014. �Helping Children�s Development of Inquiry Skills.� Inquiry in Primary Science Education 1 (1): 5�19.

14. Kalogiannakis, M., G.M. Nirgianaki, and

S. Papadakis. 2018. �Teaching Magnetism to Preschool Children: The Effectiveness of Picture Story Reading.� Early Childhood Education Journal 46 (5): 535�546.

15. Lederman, N. G., J. S. Lederman, and

A. Antink. 2013. �Nature of Science and Scientific Inquiry as Contexts for the Learning of Science and Achievement ofScientificLiteracy.�InternationalJournalofEducationin Mathematics Science and Technology 1 (3): 138�147.

16.

Lindqvist, G. 1996. �The Aesthetics of Play: A Didactic Study of Play and Culture in Preschools.� Early Years 17 (1): 6�11.

17.

Minner, D. D., A. J. Levy, and J. Century. 2010. �Inquiry-based Science Instruction � What Is It and Does It Matter? Results from a Research Synthesis Years 1984 to 2002.� Journal of Research in Science Teaching 47 (4): 474�496.

18.

Mutonyi, H. 2016. �Stories, Proverbs, and Anecdotes as Scaffolds for Learning Science Concepts.� Journal of Research in Science Teaching 53 (6): 943�971.

19. Pedaste,M.,M.Maeots,L.A.Siiman,T.deJong,S.A.N.vanRiesen,E.T.Kamp,andE.Tsourlidaki.

2015.�PhasesofInquiry-BasedLearning:DefinitionsandtheInquiryCycle.�EducationalResearchReview

14: 47�61.

20. Peterson, S. M., and L. French. 2008. �Supporting Young Children�s Explanations Through Inquiry Science in Preschool.� Early Childhood Research Quarterly 23 (3): 395�408.

21. Samarapungavan, A., P. Mantzicopoulos, and

H. Patrick. 2008. �Learning Science Through Inquiry in Kindergarten.� Science Education 92 (5): 868�908.

22.

Taylor, R. 2014. �Meaning Between, in and Around Words, Gestures and Postures � Multimodal Meaning-Making in Children�s Classroom Discourse.� Language and Education 28 (5): 401�420.

23.

Vartiainen, J., and K. Kumpulainen. 2019. �Promoting Young Children�s Scientific Literacy: Scientific Literacy as a Social Practice.� In Multiliteracies in Finland and Beyond: International Perspectives on an Early Year�s Innovation, edited by K. Kumpulainen and J. Shefton-Green, 77�94. London: Routledge.

24.

Vygotsky, L. S. 1967. �Play and Its Role in the Mental Development of the Child.� Soviet Psychology 5 (3): 6�18.

25.

Vygotsky, L. S. 1978. �Interaction Between Learning and Development.� Readings on the Development of Children 23 (3): 34�41.

26.

Vygotsky, L. S. 1987a. �Imagination and its Development in Childhood.� In The Collected Works of

L.S. Vygotsky (Vol. 1), edited by R. W. Rieber and A. S. Carton, 339�349. New York: Plenum Press.

27. Vygotsky, L. S. 1987b. �Problems of General Psychology.� In The Collected Works of L.S. Vygotsky (Vol. 1), edited by R. W. Rieber and A. S. Carton, 39�

285. New York: Plenum Press.

28. Vygotsky, L. S. 2004. �Imagination and Creativity in Childhood.� Journal of Russian & East European Psychology 42 (1): 7�97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.