Научная статья на тему 'Обзор современных CRM-систем в России по областям применения и по функциональным возможностям'

Обзор современных CRM-систем в России по областям применения и по функциональным возможностям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1622
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRM-СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ / РЫНОК / ОБЛАСТИ БИЗНЕСА / CRM-СТРАТЕГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПАНИЯ / CRM-SYSTEM / CUSTOMER RELATIONSHIP MANAGEMENT / MARKET / BUSINESS AREA / CRM-STRATEGY / COMPETITIVENESS / COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юленков С.Е.

Рассматривается определение CRM-систем, виды CRM-систем, зачем они нужны компаниям в России, популярные системы, области применения, факторы, влияющие на выбор, языки программирования, функциональные требования и выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE MODERN CRM-SYSTEMS IN RUSSIA BY SCOPE OF APPLICATION AND FUNCTIONALITY

The definition of CRM-system, the types of CRM-systems, why companies in Russia need them, popular systems, the scope of application, the factors that influence the choice, programming languages, functional requirements and conclusions are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Обзор современных CRM-систем в России по областям применения и по функциональным возможностям»

УДК 004.6.004.7

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ CRM-СИСТЕМ В РОССИИ ПО ОБЛАСТЯМ ПРИМЕНЕНИЯ И ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ

С. Е. Юленков Научный руководитель - С. В. Котельникова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: start09011990@mail.ru

Рассматривается определение CRM-систем, виды CRM-систем, зачем они нужны компаниям в России, популярные системы, области применения, факторы, влияющие на выбор, языки программирования, функциональные требования и выводы.

Ключевые слова: CRM-система, управление отношениями с клиентами, рынок, области бизнеса, CRM-стратегии, конкурентоспособность, компания.

OVERVIEW OF THE MODERN CRM-SYSTEMS IN RUSSIA BY SCOPE OF APPLICATION AND FUNCTIONALITY

S. E. Yulenkov Scientific Supervisor - S. V. Kotelnikova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: start09011990@mail.ru

The definition of CRM-system, the types of CRM-systems, why companies in Russia need them, popular systems, the scope of application, the factors that influence the choice, programming languages, functional requirements and conclusions are considered in the article.

Keywords: CRM-system, customer relationship management, market, business area, CRM-strategy, competitiveness, company.

CRM-системы на сегодняшний день приобретают большую значимость на современном рынке, где на первом месте всегда стоит именно клиент. Аббревиатура «CRM» расшифровывается следующим образом - «Customer Relationship Management», т. е. на наш родной язык - это управление отношениями с клиентами [1].

CRM бывают трёх видов: операционный CRM, аналитический CRM и коллаборационный CRM, т.е. CRM сотрудничества [2].

Подобные системы помогут любым малым и крупным компаниям России в следующих перечисленных случаях: 1) Получить общую для компании стандартизированную базу контактов её клиентов или контрагентов; 2) Эффективно следить за контролем качества отдела продаж в удобное время; 3) Получить статистику и аналитику в эффективности работы с входящими звонками и запросами, а также в заполнении различного рода заявок, которые могут оставлять на сайте клиенты или контрагенты компании; 4) Планировать повышение качества работы; 5) Разрабатывать стратегию бизнеса.

Наиболее известные CRM-системы для крупных и малых компаний следующие: «SugarCRM», «1C:CRM Стандарт», «ASoft CRM», «Monitor CRM», «BPMonline CRM», «Zoho CRM», «Salesforce (Sales Cloud) CRM», «AmoCRM», «Teamlab CRM», «CRM Мегаплан», «1С-Битрикс», «Quick Sales CRM», «Sales Expert CRM», «FreshOffice CRM», «RegionSoft CRM».

Можно выделить следующие основные возможности современных CRM-систем на российском рынке: 1) Быстрый доступ к актуальной информации о заказчиках и поставщиках компании; 2) Оперативность обслуживания заказчиков и поставщиков компании, а также проведение сделок компании; 3) Формализация схем взаимодействия с заказчиками и поставщиками компании, а также авто-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1

матизация документооборота компании; 4) Быстрое получение всех необходимых отчётных данных и аналитической информации в компаниях; 5) Снижение операционных затрат менеджеров компаний; 6) Контроль работы менеджеров компаний; 7) Согласованное взаимодействие между сотрудниками и подразделениями компании [3].

Можно отметить следующие основные области бизнеса для применения современных CRM-систем в нашей стране: 1) Дистрибуция, склад, логистика; 2) Строительство и недвижимость; 3) Оказание различного рода профессиональных услуг; 4) Оптовая и розничная торговли; 5) IT и Telecom; 6) Финансовые услуги; 7) Оказание услуг в сфере медицины; 8) Издательские услуги и полиграфия; 9) Оказание услуг в сфере образования; 10) Общепит и отельный бизнес; 11) Развлекательные и оздоровительные услуги; 12) Страховые услуги; 13) Производство.

При выборе CRM-системы необходимо обращать внимание на следующие основные факторы: 1) Гибкость, т.е. соответствие функциональных возможностей системы целям бизнеса и стратегиям определенной компании; 2) Открытый исходный код системы; 3) Необходимое число рабочих мест; 4) Стоимость системы; 5) Стоимость внедрения и сопровождение системы; 6) Возможность интеграции с другими корпоративными информационными системами; 7) Соответствие CRM-системы техническим требованиям; 8) Доступность услуг по внедрению CRM-системы и её поддержки в конкретном регионе; 9) Функциональная составляющая CRM-системы [4].

Основные функциональные возможности современных CRM-систем на рынке в России

Г ' Г ' г ' г

Ведение списка клиентов Ведение продаж Ведение задач Ведение маркетинговых компаний

Количество рабочих мест

1...>1000

(для крупных компаний)

1...25 (для малых компаний)

Интеграция с

учетными системами

1C

MS Navision

MS Axapta

SAP

Прочие

Конструктор отчетов

Лицензия

Открытая

Частная

Языки платформы

_ C++

- Java

- Clarion

Языки прикладной

- PHP

PHP

- Perl

- JavaScript

- Python

L Прочие

1C: Предприятие 8

- C++

— Clarion

Прочие

Наличие Создание

настраи- новых

ваемого процессов

механизма без

бизнес- програм-

процессов мирования

Воронка продаж

Адаптация под

специфические задачи

Интеграция с

контакт-центром

Cisco

Avaya

Asterisk

Infinity

Oktell

Прочие

Функциональная полнота современных CRM-систем на Российском рынке

Для CRM-системы предъявляются следующие требования: 1) Сбор, обработка и хранение любой информации о клиентах компании; 2) Организация коммуникаций с контрагентами, организация рассылок и электронные коммуникации; 3) Организация и контроль бизнес-процессов для работы

с клиентами компании; 4) Сегментирование клиентов по различным признакам; 5) Ведение истории и анализ продаж; 6) Сбор и анализ влияющих событий и факторов; 7) Оценка эффективности работы сотрудников по конкретным рынкам, товарным группам, сегментам и пр.; 8) Анализ и формирование ассортиментно-ценовой политики и работа с поставщиками компании; 9) Организация постпродажного обслуживания, приём и обработка претензий от клиентов компании и т. д.

Современные CRM-системы на сегодняшний день могут поддерживать несколько различных языков в своём интерфейсе. Подобные системы на рынке сегодня можно встретить с открытым программным кодом. CRM-системы написаны на сегодняшний день на C++, Java, PHP, Clarion, Perl, JavaScript, Python и на других языках программирования. Функциональные подробности современных CRM-систем представлены на рисунке выше.

По принципу работы CRM-систем планируется создание анкетирования посетителей сайта виртуального музея «Боевой и трудовой славы Аэрокосмического колледжа СибГАУ» по различным категориям: абитуриенты, выпускники, гости, родители. Также возможно появится категория зарубежные гости. Проект планируется написать на языке программирования C++ или PHP [5].

Важную роль в реализации CRM-стратегии могут играть инструменты, которые обеспечивают оперативный и стратегический анализ, оценку ситуации и поддержку принятия управленческих решений в области маркетинга и сбыта продукции компании. В первую очередь, «CRM» является концепцией, которая направлена на построение устойчивых деловых отношений с заказчиками и поставщиками компании.

Ядром бизнес-стратегии в данном случае будет являться «клиентоориентированный» подход компании. Всё это основано на использовании передовых управленческих и информационных технологий, при помощи которых различные организации и предприятия смогут собирать и накапливать информацию о своих клиентах на всех стадиях их жизненного цикла. Сюда относят привлечение, удержание и лояльность. Компания из всего этого сможет извлечь знания, которые потом сможет использовать в своих интересах путем выстраивания взаимовыгодных отношений с клиентами. Итогом применения CRM-систем будет являться повышение конкурентоспособности компании, а также увеличение её прибыли. Разумеется, что требования CRM-систем крупных и малых компаний будут существенно различаться в зависимости от их потребностей.

Библиографические ссылки

1. Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать? [Электронный ресурс]. URL: https://habrahabr.ru/post/249633/ (дата обращения: 19.2.2016).

2. Каталог CRM-систем [Электронный ресурс]. URL: http://crmonline.ru/software/ (дата обращения: 07.3.2016).

3. CRM-системы: возможности, области применения и выбор [Электронный ресурс]. URL: http://www.norbit.ru/products/groups/188.html (дата обращения: 25.2.2016).

4. Сравнительный анализ CRM-систем [Электронный ресурс]. URL: http://sugartalk.net/analysis-of-crm-systems (дата обращения: 20.2.2016).

5. Юленков С.Е., Котельникова С.В. Использование информационных технологий для создания виртуального музея образовательной организации // Решетневские чтения : материалы XIX Меж-дунар. науч. конф. (10-14 ноября, 2015, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю.Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. С. 266-268.

© Юленков С. Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.