Научная статья на тему 'Использование информационных технологий для создания виртуального музея образовательной организации'

Использование информационных технологий для создания виртуального музея образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
516
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / VIRTUAL MUSEUM / ЭКСПОНАТЫ / EXHIBITS / ГИПЕРССЫЛКА / HYPERLINK / ВЕРСТКА САЙТА / ВАЛИДНОСТЬ КОДА / THE VALIDITY OFTHE CODE / КРОССБРАУЗЕРНОСТЬ / CROSS-BROWSER COMPATIBILITY / SITELAYOUT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Юленков С. Е., Котельникова С. В.

Рассмотрены цели создания виртуального музея образовательной организации и информационные технологии, используемые для разработки таких проектов, языки программирования, этапы создания и тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Юленков С. Е., Котельникова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY TO CREATE A VIRTUAL MUSEUM OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the purposes to create a virtual museum of educational organization and information technology used for development such projects, programming languages, stages of creation, testing and administration.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий для создания виртуального музея образовательной организации»

Решетнеескцие чтения. 2015

3. Фиксация результата. Результат работы программы заносится в БД. Для ускорения обработки информации, обрабатывая очередную страницу, система заносит в БД не только необходимые данные, но и все внутренние ссылки, встречающиеся на пути. После того как хранилище ссылок заполняется, программа последовательно посещает страницы сайта до тех пор, пока не обойдет их всех [3].

В результате программа обошла за 7,5 часов около 10 000 страниц и собрала около 500 000 необходимых записей. Весь обход происходил в однопоточном режиме, так как язык PHP не поддерживает многопо-точность. Для увеличения эффективности сбора информации за счёт уменьшения времени целесообразней использовать такие языки программирования, как Ruby или Python, так как неоспоримым преимуществом является наличие возможности распределения ресурсов в многопоточном режиме.

Библиографические ссылки

1. Альфред В. Ахо, Моника С. Лам, Рави Сети, Джеффри Д. Ульман. Компиляторы: принципы, технологии и инструментарий = Compilers: Principles, Techniques, and Tools. 2-е изд. М. : Вильямс, 2008.

2. Арноуд Ли Хорс. Откройте для себя ключевые особенности DOM уровня 3. Ч. 1. Операции и сравнение вершин, обработка текста и пользовательских данных // IBM developerWorks. Торронто, 2003.

3. Тинни Нг. Сериализация XML-данных. Сохранение XML-данных с помощью DOMWriter в XML для C++ Парсера // IBM developerWorks. Торронто, 2003.

4. Смит Б. Методы и алгоритмы вычислений на строках (regexp) = Computing Patterns in Strings. М. : Вильямс, 2006. 496 с.

5. Фридл Дж. Регулярные выражения. СПб. : Питер, 2001. 352 с.

References

1. Alfred V. Aho, Monica S. Lam, Ravi Network, Jeffrey D. Ullman. Compilers: Principles, Techniques and Tools = Compilers: Principles, Techniques, and Tools. 2nd ed. M. : Williams, 2008.

2. Arnaud Le Horse. Discover Key Features of DOM Level 3 Core, Part 1. Manipulating and Comparing Nodes, Handling Text and User Data // IBM developer Works, Torronto, 2003.

3. Tinny Ng. Serialize XML Data. Saving XML Data Using DOMWriter in XML for the C++ Parser // IBM developer Works, Torronto, 2003.

4. Smith Bill. Methods and algorithms for computing lines (regexp) = Computing Patterns in Strings. M .: Williams, 2006. 496 p.

5. Friedl George. Regular expressions. St. Petersburg : Peter, 2001. 352 p.

© Шайдуров Р. С., Андреева К. А., 2015

УДК 669.713.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С. Е. Юленков, С. В. Котельникова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены цели создания виртуального музея образовательной организации и информационные технологии, используемые для разработки таких проектов, языки программирования, этапы создания и тестирование.

Ключевые слова: виртуальный музей, экспонаты, гиперссылка, верстка сайта, валидность кода, кроссбрау-зерность.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY TO CREATE A VIRTUAL MUSEUM OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

S. E. Yulenkov, S. V. Kotelnikova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article deals with the purposes to create a virtual museum of educational organization and information technology used for development such projects, programming languages, stages of creation, testing and administration.

Keywords: virtual museum, exhibits, hyperlink, sitelayout, the validity ofthe code, cross-browser compatibility.

Программные средства и информационные технологии

В настоящее время в мире существует множество сравнительно небольших музеев и коллекций научно-образовательной направленности. К таким музеям можно отнести и музей Аэрокосмического колледжа (АК). Его коллекции имеют большое значение как для обучающихся, преподавателей и сотрудников колледжа, так и для выпускников, родителей и других заинтересованных пользователей, для которых доступ к этим коллекциям может быть организован с использованием технологий Интернета.

В рамках выполнения выпускной квалификационной работы был разработан проект виртуального музея Аэрокосмического колледжа СибГАУ. Основной целью работы являлось создание специализированной информационной системы для управления виртуальным музеем АК и коллекциями, позволяющей создавать, наполнять, настраивать и публиковать любые материалы научно-образовательной направленности без участия специалистов интернет-технологий и с минимальными потребностями в ресурсах.

Создание виртуального музея актуально еще тем, что в рамках этого проекта можно демонстрировать намного большее количество объектов, чем помещается в экспозиции традиционного музея, показать временно отсутствующие экспонаты или предметы, находящиеся на реставрации, а также использовать как синтетическую конструкцию, объединяющую музей-экспозицию, музей-мастерскую, музей-театр, музей-игровое пространство, досуговый центр, музей-креативную лабораторию, и использовать данный музей непосредственно на занятиях или как средство для организации самостоятельной работы студентов.

В качестве методологической основы виртуального музея АК использовалась методология создания электронных музейных коллекций, виртуальных экскурсий, а также поиск экспонатов по сайту музея. В электронных коллекциях, составляющих основу музея, представлены подробные описания основных событий в истории АК, основные научные достижения, хронология ключевых событий, биографии выдающихся преподавателей и выпускников АК и т. д. Кроме того, предлагаются решения таких проблем, как хранение, безопасность и обеспечение доступа к экспонатам музея, в онлайн-режиме из любой точки земного шара [1; 2].

На сегодняшний день существует множество программ для создания подобных проектов. Наиболее популярными у web-разработчиков считаются следующие программные продукты: AdobeDreamweaver, FrontPage, nvu, WebBuilder, WebCreatorpro, Notepad++.nvu и Notepad++ (распространяются абсолютно бесплатно). Для графической составляющей разработчики предпочитают использовать редакторы AdobePhotoshop или CorelDRAW [3; 4].

Для разработки виртуального музея АК использовался Notepad++. Программа бесплатная, постоянно обновляется, поддерживается разработчиками, небольшая по размеру (13,2 МБ) и просто устанавливается. Также у нее есть портативная версия, т. е. программу можно хранить на флэш-карте. У программы удобный и понятный интерфейс, она обладает множеством функций. Для графического интерфейса использовался Adobe Photoshop. У программы удобный пользователь-

ский интерфейс, и большинство web-дизайнеров предпочитают данный программный продукт.

Красноярский краевой краенедческий музей

ТЫ?1.

(fïv^ I Л ifâfâlrl

Рис. 1. Примеры красноярских виртуальных музеев (Красноярский краевой краеведческий музей и художественный музей имени В. И. Сурикова)

Основные языки для создания сайтов на сегодняшний день - HTML, PHP, JavaScript, Java и CSS. Виртуальный музей АК написан на языке гипертекстовой разметки HTML, так как проекты на данном языке практически невозможно взломать, потому что отсутствует БД MySQL и нет файла конфигурации, также подобные сайты очень быстро работают. Происходит это за счет того, что здесь нет необходимости обращаться к БД MySQL [5].

Любой виртуальный музей, как и любой другой сайт создается в несколько этапов (рис. 1): 1) подготовительный этап создания сайта; 2) дизайн сайта; 3) Web-программирование; 4) верстка сайта; 5) размещение сайта в сети; 6) раскрутка и администрирование проекта. Затем подобные проекты проходят тестирование на выявление наличия ошибок и недочетов в программировании и написании текстов сайта. Сайт тестируется до и после размещения в Интернете. Срок тестирования зависит от сложности проекта, но обычно тестирование не превышает одного месяца.

Созданный виртуальный музей АК СибГАУ имеет понятную систему навигации, у проекта древовидный вид структуры, и в структуре проекта есть разделы и внутренние страницы в произвольной последовательности. Проект имеет следующие вкладки: 1) переход на главную страницу из любого раздела сайта; 2) «Новости проекта»; 3) «О колледже»; 4) «О нашем музее»; 5) «Награды»; 6) «Вечная память»; 7) «Фотогалерея»; 8) «Почетные работники»; 9) «Правила поведения»; 10) «Гостевая книга». Также на сайте реализованы переходы на сайты красноярских музеев, переход на форум на сервисе Borda.ru, который является лидером по созданию форумов и гостевых книг. На сайте можно найти контакты музея колледжа и информацию об авторе-разработчике проекта (рис. 2).

Решетнееские чтения. 2015

Рис. 2. Главная страница виртуального музея АК СибГАУ

Виртуальный музей, как и любой другой сайт, должен пройти тестирование в несколько этапов. Для начала проект прошел функциональное тестирование. На данном этапе происходит проверка работ функций, тестируется работоспособность пользовательских форм, происходит проверка гиперссылок и поиск нерабочих ссылок проекта и проверяется соответствие содержимого страниц проекта и написание текстов сайта. Далее проводилось тестирование верстки сайта. На данном этапе проверяется расположение элементов проекта, оптимизация изображений и графики. Затем проверяется валидность кода проекта. В сети есть множество сайтов для таких проверок, например, http://validator.w3.org. Код проверяется на наличие ошибок и недочетов. На заключительном этапе проводилось тестирование сайта в различных браузерах. Проект проверялся на кроссбраузерность, т. е. корректное отображение и работу без ошибок в браузерах InternetExplorer и MozillaFirefox. По завершении основных этапов тестирования проект размещается на сервере образовательной организации.

Чтобы вносить изменения в виртуальном музее, необходимо воспользоваться файловым менеджером, например, CuteFTP. Программа обладает рядом достоинств и позволяет безопасно и надежно обмениваться файлами между локальным компьютером и серверами в Интернете. Для восстановления проекта предусмотрен Backup. Он необходим для копирования всех файлов проекта и других параметров хостинга. Его создают с помощью хостинг-аккаунта либо при помощи ftp-клиента. Для создания бэкапов есть множество плагинов, например, WordPress. Также можно использовать программу Rsync, которая выполняет синхронизацию всех файлов и каталогов. Программа использует при необходимости кодирование данных и обладает рядом других возможностей. Для защиты от копирования информации с сайта можно добавить скрипт, который не позволит вручную выделить и скопировать текст с сайта, также можно вставлять в тексте ссылки на сайт музея, делать кросспостинг всех анонсов сайта, использовать название проекта в текстах на сайте музея и т. п.

Следующим этапом развития виртуального музея АК будет наполнение баз данных изображениями музейных экспонатов в 3D-объеме (обзор предмета с трех сторон) и создание виртуальных экскурсий по музею (обзорные, тематические, для иностранных посетителей), в том числе, с поддержкой голосового сопровождения (аудиогид).

Библиографические ссылки

1. Виртуальный музей [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Виртуальный_музей (дата обращения: 01.09.2015).

2. Кононыхин Н. Музеи в Интернете и виртуальные музеи [Электронный ресурс]. URL: http://www. russ.ru/ (дата обращения: 03.09.2015).

3. Вуд Л. Web-графика. СПб. : Диалектика, 2001. 488 c.

4. Программы для создания сайта [Электронный ресурс]. URL: http://juice-health.ru/program/424-pro-gram-to-create-site (дата обращения: 07.09.2015).

5. Фримен Эр., Фримен Эл. Изучаем HTML, XHTML и CSS. СПб., 2014. 656 с.

References

1. Virtualnij muzey [Virtual muzeum]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Виртуальный_музей (accessed: 01.09.2015) (In Russ.).

2. Kononihin N. Muzei v Internet i virtualniemuzei [The museums in the internet and virtual museums]. Available at: http://www.russ.ru/ (accessed: 03.09.2015). (In Russ.)

3. Vud L. Veb-grafika [Web graphics]. St. Petersburg : Dialektika Publ., 2001. 448 p.

4. Programmi dlya sozdaniya saita [Programs for creation of the site] (In Russ.). Available at: http://juice-health.ru/program/424-program-to-create-site. (accessed 07.09.2015).

5. Frimen Er., Frimen El. Izuchaem HTML, XHTML i CSS [We study HTML, XHTML и CSS]. St. Petersburg, 2014. 656 p.

© Юленков С. Е., Котельникова С. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.