ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 6 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
обзор социальной защиты материнства как фактора женской занятости
Агеева Е.В. 1
1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия АННОТАЦИЯ:
Женщины в современном мире являются равноправными участниками экономической деятельности. Но выполняя важную социальную функцию - деторождение и родительство (материнство), они становятся уязвимыми как в материальном, так и социальном планах. До сих пор в большинстве стран мира женщины в состоянии материнства испытывают дискриминацию в сфере занятости в сравнении с мужчинами или бездетными женщинами. Важным элементом защиты экономических прав женщин должна стать социальная защита в период материнства. Проведенный обзор данных Международной организации труда и Всемирного банка показал, что до сих пор в мире государственные формы социальной защиты материнства распространяются в основном на формальный сектор экономики. Показано, что нет никаких объективных исследований, определяющих снижение мотивации у женщины вернуться к трудовой деятельности при наличии в стране мер социальной защиты материнства. Определены основные тенденции трансформации современных подходов к набору мер социальной защиты материнства в мире. По результатам исследования был сделан вывод о необходимости распространения мер социальной защиты материнства на нетрадиционные, неформальные формы занятости женщин с целью обеспечения здоровья нации и поддержания совокупного уровня жизни и благополучия. Выводы статьи могут быть полезны специалистам в сфере занятости и социальной защиты населения, государственного и муниципального управлений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трудовые права женщин, социальная защита материнства, женская занятость, дискриминация женщин, Международная организация труда.
overview of social protection of motherhood as a factor in women's employment
Ageeva E.V. 1
1 Baikal State University, Russia
Введение
Женщины составляют половину человечества земного шара. Они имеют значимую роль в создании более благополучного мира. При этом женщина несет в себе значимую социальную роль - роль матери, родителя. Это естественным образом оказывает влияние на все принимаемые ею как до, так и после рождения ребенка экономические решения. Это связано с тем, что, принимая решение о рождении ребенка, она автоматически лишает себя определенных социальных и экономических возможностей и достижений, имеющихся у нее
к моменту принятия решения. И это связано именно с ее социальной ролью матери. Но на экономические решения женщины оказывает влияние не только сам факт материнства и его последствия, но и отношение общества и государства к нему. Признавая значимость функции женщины как матери, общество должно разработать и принять соответствующие правовые нормы, оберегающие и поддерживающие женщину при реализации этой функции. В современном мире, несмотря на борьбу за равноправие полов, до сих пор существует правовая и экономическая дискриминации женщин. И в то время как женщина становится полноправным участником экономических отношений, необходимо разработать и принять определенные механизмы и нормы социальной защиты женщин в уязвимый период материнства для обеспечения возвращения женщины в состав трудовых ресурсов страны.
Цель данной статьи - провести обзор состояния защиты трудовых прав и прав на социальную защиту женщин в период материнства в мире с точки зрения существующих условий для участия женщин в экономической деятельности. Рабочей гипотезой стало предположение, что активное внедрение мер социальной защиты материнства
ABSTRACT:_
Women in the modern world are equal participants in economic activity. But, performing an important social function - childbirth and parenthood (motherhood), they become vulnerable both in material and social terms. So far, in most countries of the world, women in the state of motherhood experience discrimination in employment compared to men or childless women. Social protection during the period of motherhood should be an important element in the protection of women's economic rights. A review of the data of the International Labour Organization and the World Bank showed that so far in the world the state forms of social protection of motherhood extend mainly to the formal sector of the economy. It is shown that there are no objective studies that determine the decrease in the motivation of women to return to work in the presence of measures of social protection of motherhood in the country. The basic tendencies of transformation of modern approaches to a set of measures of social protection of motherhood in the world are defined. According to the results of the study, it was concluded that it is necessary to extend the measures of social protection of motherhood to non-traditional, informal forms of employment of women in order to ensure the health of the nation and maintain the overall standard of living and well-being. The conclusions of the article can be useful for specialists in the field of employment and social protection of the population, state and municipal administration.
KEYWORDS: labor rights of women, social protection of motherhood, female employment, discrimination against women, International Labour Organization
JEL Classification: F66, J21, J83 Received: 31.03.2019 / Published: 30.06.2019
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ageeva E.V. ([email protected])
CITATION:_
Ageeva E.V. (2019) Obzor sotsialnoy zaschity materinstva kak faktora zhenskoy zanyatosti [Overview of social protection of motherhood as a factor in women's employment]. Ekonomika truda. 6. (2). - 811-826. doi: 10.18334/et.6.2.40515
не только для занятых по найму, так и для неформально занятых женщин, может увеличить возможности женщин в экономической деятельности для повышения уровня и качества их жизни.
За последние десятилетия в российской науке не было жарких дискуссий на тему социальной защиты материнства с позиции сохранения количества и качества рабочей силы. При оценке общего уровня занятости и качества рабочей силы, безусловно, учитывается и гендерный фактор [1, 7, 10] (Nosyreva, Ozernikova, 2015; Skavitin, 2016), уделяется внимание и корпоративной политике управления персналом с учетом этого фактора [8, 9] (Ozernikova, Nefedeva, 2016; Ozernikova, 2015). Социальная защита материнства в нашей стране рассматривается с позиции роли в целом социальной политики [6, 11, 12, 14] (Zamiralova, 2017; Sanina, 2015; Ustinov, Kochetkova, 2018; Yanchenko, Rokityanskaya, 2017). Ситуация вокруг существующей дискриминации женщин по признаку материнства освещается специалистами и экспертами Международной организации труда (МОТ - далее) и Всемирного банка [1, 2, 13] (Shavaleeva, 2016). Ими же даются рекомендации по применению основных положений Конвенций и рекомендаций МОТ [3]. Однако фактическая ситуация в мире еще кардинально далека от желаемой, что подтверждают ежегодные обзоры Всемирного банка [5].
Результатом (новизной) исследования стал вывод о необходимости развития различных форм и методов социальной защиты материнства в сфере неформальной занятости для создания предпосылок и условий для расширения экономической активности женщин и обеспечения раноправия полов.
Равенство возможностей позволяет женщинам сделать выбор, что лучше всего для них, их семей и общин. Тем не менее равные возможности в получении работы или открытии своего бизнеса не существуют там, где распространены правовые гендерные различия [6, 13] (Zamiralova, 2017; Shavaleeva, 2016). Правовые ограничения суживают возможность женщин принимать выгодные для нее экономические решения и могут иметь далеко идущие последствия. Например, женщины могут принять решение не работать в странах, где закон препятствует им, или там, где они могут получить оплату труда меньше, чем мужчины, выполняющие аналогичные виды работ.
Согласно оценкам Всемирного банка, только в 6 странах мира: Бельгия, Дания, Франция, Латвия, Люксембург и Швеция - национальное законодательство предоставляет женщинам равные права с мужчинами при принятии экономических и
ОБ АВТОРЕ:_
Агеева Евгения Валерьевна, доцент кафедры финансов и финансовых институтов, кандидат экономических наук, доцент (evginia0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Агеева Е.В. Обзор социальной защиты материнства как фактора женской занятости // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 2. - С. 811-826. doi: 10.18334/et.6.2.40515
Таблица 1
Доля занятых в экономике женщин в общей численности женщин, старше 15 лет, по данным МОТ, в мире и по регионам,%
2000 год 2008 год 2018 год
Восточная Азия 65,7 60,4 57,9
Северная Америка 56,4 55,6 54,3
G7 49,3 50,3 51,3
Африка 48,5 49,9 50,3
Европа 42,5 46,5 47,7
Латинская Америка и Карибский регион 41,9 46,5 46,7
Мир 47,9 46,8 45,3
Западная Азия 31,0 29,4 35,3
Южная Азия 28,2 27,0 24,8
Справочно: Российская Федерация 49,0 52,8 52,4
Источник: составлено автором по данным МОТ: https://www.ilo.org
социальных решений. Для такой оценки были рассчитаны 8 показателей влияния законодательства страны на жизнь и права женщины в таких основных жизненных ситуациях, как свобода передвижения и местожительства, начало трудовой деятельности, вступление в брак, условия оплаты труда, влияние наличия детей на трудоустройство, осуществление предпринимательской деятельности, управление активами, получение пенсии. Максимальная величина глобальной оценки составляет 100 баллов. Такое количество баллов получили указанные 6 стран. Средняя величина глобальной оценки среди 180 стран составила 74,1 балла. Из 39 экономик, у которых этот показатель выше 90 баллов, 26 являются странами с высоким уровнем дохода. Если классифицировать страны по уровню доходов, то наибольший уровень глобальной оценки (82,86 балла) приходится на страны с высоким уровнем дохода, самый низкий (67,56 балла) - в группе стран с низким уровнем дохода.
Улучшение национального законодательства с точки зрения равных прав в трудовой сфере привели за последнее десятилетие к тому, что в странах с положительными реформами в этой сфере доля женской рабочей силы увеличилась с 40,7% до 41,42% [1].
Рассматривая ситуацию в целом в мире, необходимо отметить, что наибольший уровень экономической активности женщин в экономике показывают регионы Восточной Азии. Это не удивительно, так как в эти регионы входят Япония, Китай, Корея, КНДР и др., в которых занятость женщин традиционно высокая. Наиболее низкий уровень занятости женщин в странах, где религиозный и традиционный уклад общества не позволяет им иметь равные права с мужчинами, в том числе в вопросах трудоустройства, распоряжения активами, оплаты труда и формирования пенсии
(табл. 1). Для сравнения нами представлены данные по странам, входящим в международный клуб «Большая семерка» и имеющим более развитую экономику, высокий уровень развития общества, развитую систему защиты прав и свобод человека. В этих странах уровень занятости женщин превышает 51%. Высокий уровень занятости в странах с высоким уровнем дохода можно связать с тем, что женщины заинтересованы в собственной самореализации, а в странах Африки занятость женщин обусловлена низким уровнем доходов домохозяйств.
Средний показатель по миру в целом - 45,3%, и за последнее десятилетие он снизился на 2 п. п. Безусловно, на это оказали влияние и прошедшие за эти годы мировые финансовые кризисы, которые в целом повлияли на экономическую активность населения, изменение политического уклада в ряде регионов и развитие / сокращение программ социальной защиты населения, в том числе в связи с материнством.
В структуре занятости женского населения в мире мы видим, что более 50% всех занятых в экономике женщин работают по найму. А значит во многом зависят от доброй воли работодателя и тех правовых норм, которые защищают права работающих женщин в конкретной стране (табл. 2).
Таблица 2
структура занятости женского населения в мире и по регионам, 2018 год
(оценка)
регион наемные работники работодатели* самозанятые** занятые в домашнем хозяйстве,без оплаты за труд
Мир 52,5 1,7 27,8 18,1
Северная Америка 94,1 2,0 3,9 0,1
07 92,1 1,9 5,1 1,0
Европа 88,7 2,5 7,6 1,2
Западная Азия 66,0 0,9 28,1 5,0
Латинская Америка и Карибский регион 64,5 2,6 26,3 6,6
Восточная Азия 55,1 1,7 24,7 18,5
Южная Азия 21,9 0,5 45,5 32,1
Африка 19,2 1,7 46,6 32,5
Справочно: Российская Федерация 94,5 0,9 4,2 0,4
^Работодатели - лица, использующие труд наемных работников. **Самозанятые - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.
Источник: составлено автором на основании данных МОТ: https://www.ilo.org
Наибольшая доля занятых по найму в странах Европы и Северной Америки, большинство которых относятся к странам с высоким и выше среднего уровня доходов. В странах с низким уровнем дохода, слабой экономикой и неравноправием полов около трети занятых в экономике женщин самостоятельно обеспечивают себя работой. Другая треть в этих странах занимается домашним хозяйством без какой-либо оплаты за свой труд (Африка и Южная Азия). Надо отметить, что самостоятельной трудовой деятельностью в развитых странах предпочитают заниматься не более 5-7% женщин, и около 1% занимаются только домашним хозяйством.
Но при этом возникает вопрос: Каким образом защищаются трудовые права женщин? И может ли комплексная система социальной защиты женщин в период материнства сохранить их в составе рабочей силы?
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 183 беременная и кормящая женщина должна быть освобождена от выполнения работы во вредных условиях или в условиях, связанных со значительным риском для ее здоровья и безопасности. Кроме того, женщине должны быть предоставлены определенные гарантии защиты сохранения места работы в период отпуска по беременности и родам [4]. Более объемно раскрываются меры по предотвращению дискриминации по причинам, связанным с материнством. Для обеспечения здорового развития ребенка обеспечивается баланс между оплачиваемым трудом и семейными обязанностями, чего возможно достичь с помощью предоставления отпусков по уходу за детьми, регулирования режима предоставления отпусков в последующем в период воспитания детей, регулирования продолжительности рабочего времени (особенно в период кормления грудью), создания системы целевых денежных пособий, защищающих уровень доходов женщин в период материнства, предоставлением социальных услуг. И, безусловно, предоставление гарантий обеспечения качественной медицинской помощи как в период беременности, так и в последующем для самой женщины и ее детей [8, 9, 10] (Ozemikova, Nefedeva, 2016; Ozernikova, 2015; Skavitin, 2016).
Охрана материнства в сфере труда направлена на решение двух конечных целей:
1) обеспечение гарантий безопасности для женщины и ее ребенка в случае осуществления экономической деятельности;
2) обеспечение гарантий защиты дохода для семей женщин, осуществляющих экономическую деятельность [3].
С точки зрения защиты от действия социального риска, таким образом, охрана материнства в сфере труда включает в себя, помимо материальной поддержки, целый ряд других компонентов: защита единых трудовых прав, недопущение гендерной дискриминации, а также по наличию детей, система отпусков в период материнства, охрана здоровья матери и ребенка, создание условий для кормления грудью, раннего присмотра и обучения детей.
Как отмечают специалисты Всемирного банка [1], многие женщины, занятые как в формальной, так и в неформальной экономике, продолжают сталкиваться с угрозами
своему здоровью и экономической защищенности в связи с материнством. В ряде стран женщины не имеют возможности получить оплачиваемый отпуск до и после родов, многих подвергают дискриминации, потому что они беременны или планируют забеременеть. Плохие условия труда и высокий уровень профессионального риска потенциально способны создать угрозу воспроизводству при отсутствии информации, контроля и оценки ситуации.
Если в отношении женщин, официально нанятых на работу на стандартных условиях, определенная совокупность мер социальной защиты существует, но степень защищенности в период беременности и родов может быть разной, то для огромного числа женщин с нетипичной, нестандартной и неустойчивой формой занятости охрана материнства вообще остается недостижимой. Отсутствие на законодательном уровне защиты трудовых прав женщин, имеющих маленьких детей, а также минимально необходимого уровня общественной поддержки и социальной защиты зачастую толкает их на наиболее уязвимые формы неформальной занятости. По оценкам специалистов Всемирного банка [5, с. 19], около 35 млн детей в возрасте до 5 лет остаются дома без присмотра взрослых, по крайней мере, на один час. Если за ними остаются присматривать старшие братья и сестры, то это означает, что последние не смогут посещать школу. Зачастую работницы вынуждены брать детей с собой на работу, что может привести к вредному воздействию на них производственных факторов. Таким образом, отсутствие системной поддержки женщин с детьми приводит к ухудшениям в области занятости, изменению стратегии выживания, отсутствию приличной работы и гендерному неравенству. В противовес наличие отпуска по уходу за ребенком, системы детских садов, достаточные пособия на детей увеличивают шансы на участие женщин в рабочей силе, повышают образовательный уровень населения, создают рабочие места и дают положительные результаты для экономического роста.
МОТ выделяет пять основных элементов охраны материнства в сфере труда:
• отпуск по беременности и родам;
• денежные и медицинские пособия и льготы;
• охрана здоровья на рабочем месте;
• защита занятости и недопущение дискриминации;
• создание условий для кормления грудью на работе [3].
Защита материнства является одним из ключевых моментов политики, разработанной МОТ к 2030 году для обеспечения устойчивого развития, и имеет важное значение для достижения таких целей, как ликвидация нищеты (ББО 1), улучшение питания и прекращение голода (ББО 2), снижение уровня материнской и младенческой смертности (ББО 3), равный доступ к образованию (ББО 4), достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин (ББО 5), содействие инклюзивному росту и достойному труду (ББО 8) [5] .
Рекомендация МОТ № 202 от 2012 года дает описание тех мер и льгот, которые должны предоставляться в рамках основных гарантий социальной защиты, таким
образом, формируя разные уровни социальной защиты материнства. В ней уточняется, что медицинская помощь беременным женщинам должна соответствовать критериям наличия, доступности, приемлемости и качества; она должна быть бесплатной для наиболее уязвимых групп населения; и условия доступа не должны создавать трудности или увеличивать риск бедности для людей, нуждающихся в медицинской помощи. Денежные пособия должны быть такого уровня, который сможет позволить женщинам и их детям жить достойной жизнью, без нищеты. Пособия по беременности и родам должны быть предоставлены, по крайней мере, всем жителям с целью достижения всеобщей защиты.
Главная цель нормотворческой деятельности МОТ сегодня направлена на постепенное расширение защиты материнства в сфере неформальной занятости женщин. Хотя охрана материнства является коллективной обязанностью, выгоды она дает как индивидуальные, так и коллективные. Обеспечение охраны материнства в сфере труда дает положительные результаты для матери, ее ребенка, экономики и общества в целом.
Анализ сложившегося мирового опыта организации финансирования социальной защиты материнства показал, что традиционно используются механизмы коллективного объединения рисков и фондов: социальное страхование и социальная помощь. Также широко используются различные универсальные формы социальных льгот или натуральной помощи.
Рассматривая зарубежный опыт, мы отметили, что денежные пособия по беременности и родам закреплены в национальном законодательстве о социальном обеспечении в 141 из 192 стран, по которым имелась информация [1, 5]. Схемы социального страхования охватывают большинство этих программ, преобладая в 138 странах. Меньше, чем в 10 странах действует бюджетное финансирование в виде социальной помощи беременным.
По оценкам МОТ, ежегодно около 80 миллионов новых матерей остаются социально незащищенными [5]. Отсутствие гарантированного дохода на заключительных этапах беременности и после родов заставляет женщин, особенно занятых в неформальном секторе экономики, продолжать работать на поздних сроках беременности или вернуться к работе преждевременно, тем самым подвергая себя и детей значительному риску для здоровья.
Менее чем в половине стран мира (77 государств) женщины имеют право на оплачиваемый отпуск по беременности и родам с пособием, составляющим, по крайней мере, две третьи их обычной заработной платы в течение минимального периода, равного 14 неделям [5]. В 28 странах (почти 15% от общего количества рассмотренных стран) женщины имеют право на 100% их заработной платы в течение, по крайней мере, 18 недель, что соответствует самым высоким стандартам, установленным в Рекомендации МОТ № 191.
Наличие детей накладывает дифференцированно более высокие затраты на женщин, чем у мужчин. Обзор имеющихся на сегодня исследований в этой области, про-
веденный Roy Sanchari [2], показал, что эксперты указывают на существование разрыва между карьерными достижениями мужчин и женщин, который расширяется по мере роста семейных обязанностей женщин.
В большинстве таких стран мы наблюдаем значительный уровень неравенства в доступе к здравоохранению для матерей между регионами, жителями сельских и городских областей, где у городского населения доступ к медицинскому обслуживанию для матерей лучше. В то время как неравенство между сельскими и городскими областями наблюдается в странах во всех частях мира: различия в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе являются более заметными, чем в других регионах [1]. Эти различия зачастую связаны с более низкой плотностью услуг здравоохранения в сельской местности.
Существует ли влияние уровня предоставляемой социальной защиты доходов женщин в период материнства на их мотивацию к продолжению дальнейшей трудовой деятельности и возвращение в экономическую деятельность? Рассуждая на тему размеров общественной поддержки, зачастую экономисты указывают на проблему недобросовестности реципиентов. Она основывается на заключении о том, что при достаточной материальной поддержке извне индивид утрачивает стимулы к выходу на работу и переходит в состояние социального иждивенца. Поэтому всегда остро стоит вопрос о продолжительности и размерах предоставляемых обществом пособий, которые должны реализовать две важные задачи: обеспечить достаточный уровень жизни в период действия социального риска и сохранить мотивацию на возвращение в экономическую деятельность.
Ранее уже делались оценки влияния продолжительности отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком на дальнейшую занятость женщины в экономическом производстве [2]. И здесь специалисты подчеркивают, результаты неоднозначны в связи с тем, что анализ проводился только по странам с высоким уровнем дохода и высокой степенью развития экономических и общественных отношений. В этих странах исследования показали, что наличие отпусков по материнству долгосрочного влияния на мотивацию к возвращению к трудовой деятельности и уровень занятости матерей не оказывает, но конкретные сроки возвращения разнятся. Более того, предоставление этих гарантий в частном секторе повышает занятость матерей в нем.
В развитых странах для снижения стоимости родительства меры социальной поддержки в период ухода за маленькими детьми предоставляют и отцам, но эффект от внедрения этих мер не имеет прямой линейной зависимости от степени их внедрения. Это означает, что наличие отпуска по уходу за ребенком у мужчин не повлияло на их возвращение к трудовой деятельности в дальнейшем. Что касается продвижения по службе женщин с детьми, политика гендерно-нейтрального отпуска по семейным обстоятельствам, направленная на «выравнивание игрового поля» между ранней карьерой мужчин и женщин, по оценкам экономистов в Соединенных Штатах, на самом
деле имела противоположный эффект расширения гендерного разрыва в темпах продвижения (ЛП:есо1 и др. 2018) [2].
Существует распространенное мнение, что охрана материнства должна касаться только официально трудоустроенных женщин. МОТ не согласна с этим принципом и стремится сделать охрану материнства доступной для всех работающих женщин, невзирая на их форму занятости. Нетипичные формы зависимого труда включают широкий спектр условий найма, охватывая женщин с нестандартной занятостью, например, работа неполный день, временная или сезонная работа, работа на подмену, срочные договоры найма, временный заемный труд, надомная работа и работа в удаленном режиме; сдельная работа, работницы любых отраслей, не оформленные официально, а также женщины, вовлеченные в скрытые отношения найма (якобы являющиеся самозанятыми) [10] (Skavitin, 2016). Эти формы занятости отличаются от исторически сложившейся нормы «типичной» или стандартной занятости, которая представляет собой защищенную законом работу неограниченной продолжительности на полный рабочий день с одним работодателем, выполняемую на предприятии работодателя и приносящую гарантированный регулярный доход. Разрабатываемые МОТ в настоящее время общие схемы и механизмы требуют распространения охраны материнства на всех работающих женщин независимо от форм занятости.
Изучение документов МОТ показало, что эффективной социальной защитой материнства в мире охвачено не более 40% (рис.). Хуже всего ситуация складывается в странах Африки.
Анализируя ситуацию в Российской Федерации, мы обращаем внимание на то, что, согласно данным табл. 1 и табл. 2, чуть более 50% всех женщин заняты в экономике
Европа и Центральная Азия
Азия и Тихоокеанский регион
Северная и Южная Америка
Африка
Мир
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рисунок. Доля работающих женщин с детьми, охваченных эффективной социальной защитой
Источник: [1].
нашей страны, и 94% из них являются наемными работниками. С позиции защиты прав женщин и их равноправия с мужчинами Российская Федерация, согласно докладу Всемирного банка, имеет интегральный показатель на уровне 73,13 балла, что ниже среднего по миру. Основные признаки дискриминации в нашей стране были обнаружены в подходах в оплате труда, предоставлении возможностей для начального трудоустройства, в порядке формирования пенсионных прав в государственной пенсионной системе и продолжении трудовой деятельности при наличии детей.
По оценкам специалистов МОТ, в нашей стране в правовом плане одна из самых эффективных систем социальной защиты материнства с точки зрения степени охвата населения. Это связано с тем, что из трех основных социальных пособий по материнству (по беременности и родам, по рождению ребенка и по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет) - два из них имеют право получать все женщины - граждане РФ. Только пособие по беременности и родам могут получать женщины, застрахованные в системе социального страхования (т.е. работающие по найму по трудовым договорам). Продолжительность отпуска по беременности и родам выше минимальных требований МОТ - 20 недель. Но женщины, занятые в иных формах занятости, не имеют возможности уйти в отпуск по беременности и родам. Таким образом, эффективной социальной защитой материнства охвачено только около 50% женщин Российской Федерации.
Несмотря на широкий охват населения, пособия по своему размеру не отвечают требованиям МОТ, поскольку не предоставляют гарантированный доход для обеспечения достойного уровня жизни в соответствии с рекомендациями № 202 МОТ «О минимальных уровнях социальной защиты». В соответствии с данным документом гарантии должны как минимум обеспечивать, чтобы в течение всей своей жизни все нуждающиеся лица имели доступ к основным видам медицинского обслуживания и к базовым гарантиям получения доходов, которые в своей совокупности должны обеспечивать фактический доступ к товарам и услугам, определяемым как необходимые на национальном уровне. Если системой обязательного медицинского страхования в Российской Федерации охвачены все граждане, то социальные пособия на детей, в сравнении с прожиточным минимумом, едва достигают 50% от его величины (табл. 3).
В настоящее время получателями «детских» пособий являются более 6,5 млн чел. И большинство из них - женщины. Низкий размер пособий вынуждает женщину на ранний выход на работу, однако она испытывает затруднения с дальнейшим трудоустройством при наличии маленьких детей (табл. 4).
Наличие ребенка в Российской Федерации становится дополнительным фактором, сдерживающим возможности для трудоустройства женщин. Учитывая, что безработица женщин, имеющих малолетних детей, высока по сравнению со средней по стране, то можно предположить, что уровень жизни этих женщин напрямую зависит от мер социальной защиты материнства, предоставляемых государством. Низкий уровень пособия как единственного источника средств к существованию в период материнства
в нашей стране становится фактором бедности и снижения социального благополучия. Поэтому, несмотря на положительные оценки российской системы социальной защиты материнства в нашей стране, она требует глубокого пересмотра в сторону увеличения размеров пособий и предоставления иных форм поддержки.
Таблица 3
Размеры основных минимальных социальных гарантий в области материнства, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума (%)
Годы 2014 2015 2016 2017
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (для неработающих женщин):
по уходу за первым ребенком 34,6 28,6 30,1 31,4
по уходу за вторым и последующими детьми 69,1 57,3 60,1 62,8
Ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы:
родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) 66,4 52,9 52,3 51,4
другим лицам 14,5 11,5 11,4 11,2
Величина прожиточного минимума, рублей в месяц 8 050 9 701 9 828 10 088
Источник: составлено автором на основании данных государственного комитета статистики. Официальный сайт: http://www.gks.ru
Таблица 4
Уровень безработицы женщин в возрасте 20-49 лет, имеющих детей дошкольного возраста, по возрасту младшего ребенка,%
Годы 2014 2015 2016 2017
Общий уровень безработицы в Российской Федерации 5,2 5,6 5,5 5,2
Женщины, имеющие детей дошкольного возраста (0-6 лет), - всего 5,8 6,4 6,9 6,8
в том числе имеющие детей в возрасте:
0-2 лет 5,2 5,4 6,8 6,0
3-6 лет 6,2 6,9 7,0 7,1
Источник: Государственный комитет статистики. Официальный сайт: http://www.gks.ru
Оценивая изменения в системах охраны материнства, которые произошли в последнее время в различных странах, можно в широком смысле их классифицировать следующим образом:
расширение охвата путем увеличения масштаба действия текущих систем или создания новых систем, основанных на страховых взносах или не предусматривающих отчисление страховых взносов (финансирование за счет общих налогов);
изменения размеров (денежных) пособий по беременности и родам; или изменения в продолжительности выплаты пособий.
В условиях финансового и экономического кризиса несколько стран приняли меры, которые сократили степень охраны материнства. Размер пособий по беременности и родам был сокращен в таких странах, как Чешская Республика, Германия, Ирландия и Великобритания. Более того, в Ирландии пособия по беременности и родам теперь рассматриваются в качестве облагаемого налогом дохода. Безусловно, что такие меры привели к сокращению уровня социальной защиты беременных и имеющих детей женщин, что в итоге привело к снижению степени охраны материнства в этих странах. Международный валютный фонд и Всемирный Банк при этом призывал не проводить консолидацию бюджета за счет расходов на социальную защиту, так как такая мера приводит к сокращению покупательского спроса и, следовательно, замедляет выход экономик этих стран из кризиса. Хотя в некоторых странах были приняты меры, для того чтобы сохранить уровень защиты доступной для тех, у кого более низкий уровень дохода, материальное положение других групп могло также усугубиться от существенного сокращения пособий, которые они получают, подвергая угрозе свой гарантированный доход в такой критический период их жизни.
Также от сокращений в рамках системы здравоохранения мог усугубиться доступ к здравоохранению для матерей. В период, когда многие европейские правительства рассматривают или принимают меры по стимулированию более высокого уровня рождаемости, недостаточно продуманные меры по консолидации бюджета могут иметь непреднамеренные негативные последствия. Состояние здоровья детей и их матерей может значительно ограничить возможности возращения женщин к трудовой деятельности [11, 12] (Sanina, 2015; Ustinov, Kochetkova, 2018). Таким образом, необходимо внимательно проанализировать краткосрочное и долгосрочное влияние политических реформ в данной области.
заключение
Социальная защита населения играет ключевую роль в достижении обеспечения устойчивого развития и содействия социальной справедливости в обществе. Отсутствие социальной защиты оставляет людей уязвимыми к бедности, неравенству и социальному отчуждению в различные периоды их жизни, тем самым представляя собой серьезное препятствие для экономического и социального развития. В свете ухудшения экономической ситуации в мире, проблем в сфере занятости, роста уровня
бедности среди населения социальная защита как система управления социальными рисками способна стать рычагом, стимулирующим экономический рост и занятость населения при условии, что она согласуется с налоговой и бюджетной политикой государства.
Расширение применения различных элементов и форм социальной защиты женщин в период беременности и дальнейшего материнства не только для работающих по найму, но и в неформальном секторе экономики может действительно привести к увеличению экономической активности женщин и росту числа занятых в экономике. Ошибочным является решение ряда стран снизить уровень поддержки женщин в условиях экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов, так как это не только снижает уровень жизни женщин и их детей, а также ограничивает возможности получения медицинских и социальных услуг.
Комплексная многосторонняя социальная защита материнства как элемент обеспечения гендерного равенства и развития возможностей женской экономической активности может решить вопросы увеличения численности рабочей силы, стимулирования предпринимательской инициативы среди женской половины населения.
ИСТОЧНИКИ:
1. Women, business and the law 2019. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/31327
2. Sanchari R. Discriminatory Laws Against Women: A Survey of the Literature. Policy
Research Working Paper 8719. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge. worldbank.org/bitstream/handle/10986/31187/WPS8719.pdf
3. Комплект пособий по охране материнства. От мечты к реальности для всех. / Группа
технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Программа по условиям труда и занятости. - Москва: МОТ, 2012. - 76 c.
4. Конвенция Международной Организации Труда № 183 «Конвенция о пересмотре
конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства» // Справочная система «Консультант Плюс».
5. Всемирная социальная защита. Доклад 2017-19. Универсальная социальная защи-
та для достижения целей устойчивого развития. Международное бюро труда -Женева: МОТ, 2017.
6. Замиралова Т.А. Охрана материнства и детства как аспект социальной политики //
Успехи современной науки. - 2017. - № 3. - С. 12-14.
7. Носырева И.Г., Озерникова Т.Г. Оплата труда персонала: учебное пособие. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. - 390 c.
8. Озерникова Т.Г., Нефедьева Е.И. Социальная политика организаций как фактор
формирования качества трудовой жизни наемного персонала // Актуальные вопросы развития социально-трудовой сферы: материалы Всероссийской научно-
практической конференции, посвященной памяти профессора Н.М. Токарской и проходившей в рамках VIII Байкальского кадрового форума. - Иркутск, 2016. -С. 83-92.
9. Озерникова Т.Г. Внутрикорпоративная социальная ответственность и ее влияние на
мотивацию наемного персонала // Управление корпоративной культурой. - 2015. - № 1. - С. 52-60.
10. Скавитин А.В. Защита трудовых прав и состояние трудового законодательства: мнение правовых инспекторов // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний: материалы 2-й Всероссийской конференции: в 2 ч. - Иркутск, 2016. - С. 27-37.
11. Санина Л.В. Разработка механизмов поддержки материнства и детства для обеспечения национальной безопасности в регионах Сибири // Социально-экономические и правовые проблемы обеспечения безопасности региона: материалы международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2015. - С. 181-189.
12. Устинов А.Н., Кочеткова И.В. Актуальные вопросы совершенствования механизма государственной поддержки семьи, материнства и детства на региональном уровне (на примере Иркутской области) // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности: материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.М. Якимова. - Иркутск, 2018. - С. 196-203.
13. Шавалеева Ч.М. Социальная защита материнства и детства в странах Европы // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 3. - С. 87-91.
14. Янченко Е.В., Рокитянская О.Н. Политика социальной защиты материнства и детства в РФ: общие принципы // Человеческий и производственный потенциал российской экономики перед глобальными и локальными вызовами: материалы международной научно-практической конференции. - Саратов, 2017. - С. 162-167.
REFERENCES:
Komplekt posobiy po okhrane materinstva. Ot mechty k realnosti dlya vsekh [A set of tools for maternal health. From aspiration to reality for all] (2012). Moscow: MOT. (in Russian).
Nosyreva I.G., Ozernikova T.G. (2015). Oplata truda personala [The salaries of the staff] Irkutsk: Izd-vo BGUEP. (in Russian).
Ozernikova T.G. (2015). Vnutrikorporativnaya sotsialnaya otvetstvennost i ee vliyanie na motivatsiyu naemnogo personala [Corporate social responsibility and its impact on the motivation of the hired personnel]. Upravlenie korporativnoy kulturoy. (1). 52-60. (in Russian).
Ozernikova T.G., Nefedeva E.I. (2016). Sotsialnaya politika organizatsiy kak faktor formirovaniya kachestva trudovoy zhizni naemnogo personala [Social policy of the organizations as factor of forming of quality of labor life of hired personnel] Topical issues of socio-labor sphere. 83-92. (in Russian). Sanchari R. Discriminatory Laws Against Women: A Survey of the LiteraturePolicy Research Working Paper 8719. Retrieved from https://openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle/10986/31187/WPS8719.pdf Sanina L.V. (2015). Razrabotka mekhanizmov podderzhki materinstva i detstva dlya obespecheniya natsionalnoy bezopacnosti v regionakh Sibiri [Development of socio-cultural and economic mechanisms to support motherhood and childhood to provide national security in Siberia] Socio-economic and legal problems of ensuring security in the region. 181-189. (in Russian). Shavaleeva Ch.M. (2016). Sotsialnaya zaschita materinstva i detstva v stranakh Evropy [Social Protection of Maternity in Europe]. The Review of Economy, the Law and Sociology. (3). 87-91. (in Russian). Skavitin A.V. (2016). Zaschita trudovyh prav i sostoyanie trudovogo zakonodatelstva: mnenie pravovyh inspektorov [Protection of labour rights and state of labour legislation: legal inspectors' opinion] To activate the intellectual and resource potential of regions: new challenges for management companies. 27-37. (in Russian). Ustinov A.N., Kochetkova I.V. (2018). Aktualnye voprosy sovershenstvovaniya mekh-anizma gosudarstvennoy podderzhki semi, materinstva i detstva na regionalnom urovne (na primere Irkutskoy oblasti) [Actual issues of improving the mechanism of state support for the family, motherhood and childhood at the regional level (on the example of the Irkutsk region)] The main directions of state policy of Russia in the sphere of ensuring national security. 196-203. (in Russian). Women, business and the law 2019The World Bank. Retrieved from https://open-
knowledge.worldbank.org/handle/10986/31327 Yanchenko E.V., Rokityanskaya O.N. (2017). Politika sotsialnoy zaschity materinstva i detstva v RF: obschie printsipy [Policy of social protection of motherhood and childhood in Russia: general principles] The human and industrial potential of the Russian economy to global and local challenges. 162-167. (in Russian). Zamiralova T.A. (2017). Okhrana materinstva i detstva kak aspekt sotsialnoy politi-ki [Protection of motherhood and childhood as an aspect of social policy]. Modern science successes. 7 (3). 12-14. (in Russian).