Научная статья на тему 'ОБЗОР РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ'

ОБЗОР РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
консалтинг / конкуренция / рынок консалтинговых услуг / конкурентоспособность консалтинговой компании / consulting / competition / consulting services market / competitiveness of a consulting company

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаева А.А., Слесаренко Г.В.

Рынок консалтинговых услуг в России образовался недавно, однако уровень конкуренции ужесточился, поэтому необходимо изучить особенности конкуренции на российском рынке консалтинговых услуг для выбора самой выгодной конкурентной стратегии для консалтингового рынка. Β статье рассматриваются особенности российского рынка консалтинговых услуг, а также выявляется специфика стратегического управления конкурентоспособностью консалтинговой компании. Авторы определили решающие факторы, которые обеспечивают консалтинговой фирме способность успешно конкурировать на рынке. Определена наиболее выгодная конкурентная стратегия для рынка консалтинга, проведен обзор рынка консалтинговых услуг в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMPETITION IN THE CONSULTING SERVICES MARKET IN RUSSIA

The consulting services market in Russia has recently formed, but the level of competition has intensified. The article discusses the features of the Russian consulting services market, and also reveals the specifics of strategic management of the competitiveness of a consulting company. The authors identified the decisive factors that provide a consulting firm the ability to successfully compete in the market. The most profitable competitive strategy for the consulting market has been identified, a review of the consulting services market in Russia has been conducted.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ»

УДК 339.137.2

Мамаева А. А. студент магистратуры Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Ижевский Государственный Технический Университет им. М.Т. Калашникова

Россия, г. Ижевск Слесаренко Г. В., кандидат экономических наук доцент кафедры «Экономика и управление организацией»

институт «Цифровая экономика» Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Ижевский Государственный Технический Университет им. М.Т. Калашникова

Россия, г. Ижевск ОБЗОР РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ Аннотация: рынок консалтинговых услуг в России образовался недавно, однако уровень конкуренции ужесточился, поэтому необходимо изучить особенности конкуренции на российском рынке консалтинговых услуг для выбора самой выгодной конкурентной стратегии для консалтингового рынка. В статье рассматриваются особенности российского рынка консалтинговых услуг, а также выявляется специфика стратегического управления конкурентоспособностью консалтинговой компании. Авторы определили решающие факторы, которые обеспечивают консалтинговой фирме способность успешно конкурировать на рынке. Определена наиболее выгодная конкурентная стратегия для рынка консалтинга, проведен обзор рынка консалтинговых услуг в России.

Ключевые слова: консалтинг, конкуренция, рынок консалтинговых услуг, конкурентоспособность консалтинговой компании.

Mamaeva A. A. master-student Institute of Digital Economy Kalashnikov Izhevsk State Technical University

Russia, Izhevsk Slesarenko Galina Vitalievna PhD in Economics Associate Professor Department of Economics and Organization Management

Institute of Digital Economy Kalashnikov Izhevsk State Technical University

Russia, Izhevsk

FEATURES OF COMPETITION IN THE CONSULTING SERVICES

MARKET IN RUSSIA

Abstract: the consulting services market in Russia has recently formed, but the level of competition has intensified. The article discusses the features of the Russian consulting services market, and also reveals the specifics of strategic management of the competitiveness of a consulting company. The authors identified the decisive factors that provide a consulting firm the ability to successfully compete in the market. The most profitable competitive strategy for the consulting market has been identified, a review of the consulting services market in Russia has been conducted.

Key words: consulting, competition, consulting services market, competitiveness of a consulting company.

Введение

Рынок консалтинговых услуг в России образовался недавно, однако уровень конкуренции в последнее время ужесточился. Это связано приходом на рынок иностранных компаний, с глобализацией мировой экономики, а также с нестабильностью российской экономики, так как в условиях угрожающего кризиса возрастает спрос на консалтинговые услуги.

Для поддержки конкурентоспособности в современных условиях консалтинговой фирме необходимо изучать конкурентов и свои собственные конкурентные преимущества.

В последнее время растет потребность в различных методах изучения конкурентоспособности консалтинговых фирм, рынок консалтинговых услуг интенсивно развивается, поэтому потенциальные клиенты предъявляют более высокие требования к консалтинговым фирмам. В настоящее время для поддержания устойчивого положения на рынке, особенно в кризисный период, различным организациям необходимо обращаться за помощью к профессиональным консультантам.

Конкурентоспособность подразумевает под собой:

- расширение производства, что требует покрытия всех издержек и извлечения прибыли от деятельности;

- способность успешно конкурировать с другими аналогичными фирмами данного рынка;

- совокупность качественного менеджмента, финансовой устойчивости, качественной продукции или услуг, величины ассортимента, уровня сервиса и имиджа организации;

Особенности конкуренции на рынке консалтинговых услуг в

России

В консалтинговой отрасли России присутствуют как крупные компании, так и множество маленьких и средних организаций. Рейтинговое агентство RAEX (рейтинговое агентство Эксперт) составило список самых крупнейших

консалтинговых компаний за 2018 год. Первые десять из них представлены в таблице [4].

_Таблица - Топ-10 консалтинговых фирм России за 2018 год_

Наименование Выручка от консалтинговых услуг за 2018 г., (тыс. рублей) Темп роста выручки за год (%) Число консультантов -специалистов

ЛАНИТ 21549567 26.2 2249

ЕY 10335980 5.8 3412

Р^С 10173235 17.5 3218

КПМГ 8408610 39.6 1281

КРОК 6936867 27.9 1525

Ай-Теко 5092000 20.9 437

Борлас 4149594 0.7 257

БДО Юникон 3885592 13.3 1190

Аплана 2866000 9.9 515

Консист БГ 1558405 17.3 552

Согласно данным рейтингового агентства ЯАЕХ объем выручки самых крупных консалтинговых организаций России превышает 107,1 млрд рублей, что на 17% больше показателя 2017 года. В период с 2017 года рынок консалтинга обгоняет уровень инфляции, указанный в Росстате. Прирост выручки в 2018 году наблюдается у большей части организаций данного рейтинга. Определяющим фактором увеличения спроса агентство ЯАЕХ считает цифровизацию и новые технологии. Структура выручки между различными консалтинговыми сферами представлена на рисунке [4].

Рисунок - Структура выручки участников рейтинга по консалтинговым

направлениям в 2018 г.

По данным РАЕКС-Аналитики, большая часть доходов за 2018 год, 66% от общего объема выручки всех участников рейтинга или 51,3 млрд рублей,

принадлежит консалтингу в области 1Т-технологий, так как в современном мире бизнес нуждается в разработке, внедрении и поддержке программных продуктов для автоматизации и упрощения бизнес-процессов [4].

На втором месте по объему выручки находятся услуги в сфере финансов. На эту сферу приходится 13% доходов или 9,8 млрд рублей. Сюда относится аутсорсинг финансовых бизнес-процессов, консультации по МСФО.

Консультации в области юриспруденции и налогов составили 7% или 5,7 млрд рублей. Спрос на данные сферы услуг обусловлен сложностью системы налогообложения, а также тем, что для успешного ведения бизнеса в современном мире необходимо учитывать все юридические риски и изменения в законодательстве.

Оценочная деятельность принесла консультационным фирмам суммарный доход в 3,7 млрд рублей, что составило 5% от общей структуры. Общий объем доходов НЯ-консалтинга составил 2,5 млрд рублей или 3%.

Консультационные услуги в сфере стратегического планирования и маркетинга составил 1,9 млрд рублей или 2%. Консалтинг в области стратегического планирования и маркетинга несомненно востребованы, так как позволяют увеличить прибыль клиентов, снизить издержки, развивать бизнес клиентов [4].

Консалтинг в области производства товаров и услуг составил 803,6 млн руб. В этой сфере сохраняется спрос на строительный и технологический аудит, проведение экспертиз.

Проведенный обзор рынка консалтинговых услуг в России дает возможность определить решающие факторы, которые обеспечивают консалтинговой фирме способность успешно конкурировать на рынке [1]:

- квалификация и опыт консультантов, работающих в организации. Чем выше уровень профессионализма работника, тем шире диапазон решаемых им задач;

- внедрение системы повышения квалификации в организации, что поспособствует росту уровня профессионализма сотрудников;

- повышение узнаваемости бренда для привлечения новых, в том числе и крупных платежеспособных клиентов, получения новых проектов;

- использование нестандартных методик работы, внедрение собственных разработок;

- готовность взять проекты любой сложности и длительности;

- повышение конкурентоспособности оказываемых услуг, для этого необходимо сопоставлять показатели своей организации со среднерыночными показателями.

Стратегическое управление конкурентоспособностью фирмы представляет собой процесс, который подразумевает анализ внешней и внутренней среды организации, систематическое изучение консалтингового рынка для выделения ключевых конкурентов и выявления последних тенденций в области консалтинга, оценку собственной финансовой

устойчивости, рациональности использования ресурсов организации, принятие управленческих решений, снижающих негативный эффект от воздействия внешней среды [3].

Организации, оказывающие консалтинговые услуги, могут использовать всевозможные конкурентные стратегии, но не каждая из них подходит для фирм, оказывающих услуги в области консультаций, из-за особенностей данной сферы деятельности.

Стратегия снижения издержек предполагает снижение совокупных издержек при производстве и реализации услуг. Такая стратегия не подходит для сферы консалтинга, потому что в основном издержки в данной сфере являются постоянными. Существенно снизить издержки можно при предоставлении почасовых услуг низкоквалифицированного персонала, но это увеличит сроки проекта и ухудшит его качество [2].

Концентрация на рыночных сегментах. Данная стратегия не часто является эффективной, поскольку консалтинговая компания будет иметь успех в том случае, если ее специалисты будут достаточно квалифицированы для решения проблем любого уровня сложности, тогда фирма сможет увеличить диапазон решаемых задач. Это является необходимым условием для совершенствования конкурентоспособности, поскольку к каждому клиенту необходим особый подход для решения его проблем, так как их уже пытались решить внутренние работники обратившейся за помощью организации [2].

Дифференциация консалтинговых услуг является самой эффективной конкурентной стратегией, подходящей консалтинговой компании. Она предполагает увеличение перечня оказываемых услуг. Рынок консалтинга заполнен достаточным количеством консультантов и каждый из них заинтересован в привлечении новых клиентов, поэтому необходимо диверсифицировать услуги для повышения конкурентоспособности [2].

Выводы

Консалтинговый рынок включает себя как крупных компаний-гигантов, так и множество маленьких и средних фирм. Большая доля рынка принадлежит первой десятке компаний по данным агентства ЯАЕХ. По рейтингу, составленному агентством за 2018 г., доля крупных компаний составляет 70% от всего объема выручки участников рейтинга. Отрасль консалтинговых услуг в России несомненно развивается, отсюда происходит усиление конкуренции на рынке. Становится все сложнее создавать продуктивное стратегическое управление конкурентоспособностью консалтинговой фирмы [5].

Факторы, которые обеспечивают консалтинговой фирме способность успешно конкурировать на рынке:

1) профессионализм и опыт консультантов-специалистов;

2) система повышения квалификации в организации;

3) повышение узнаваемости бренда;

4) отдача от человеческого капитала;

5) повышение конкурентоспособности оказываемых услуг. Стратегическое управление подразумевает усиление слабых сторон

фирмы и развитие сильных сторон. Необходимо разработать четкий план на будущее, исходя из приведенных факторов конкурентоспособности и проработать задачи для достижения поставленной цели. Все это должно укладываться в наиболее оптимальную для консалтинговой компании стратегию конкурентоспособности.

Использованные источники:

1. Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью : учебное пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 397 с.

2. Попова, С.А. Экономический консалтинг : учебное пособие / С. А. Попова, Т. В. Сичкарь. — Москва : Институт мировых цивилизаций, 2018. — 150 с.

3. Яковенко, H.H. Стратегия консалтинговой фирмы. Особенности разработки и осуществления : монография / H. H. Яковенко, А. С. Яковенко. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 103 с.

4. Российский консалтинг, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/researches/consulting/2018 (дата обращения: 04.12.2019).

5. Обзор рынка консалтинговых услуг в России 2019-2020. [Электронный ресурс]. URL: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/obzor-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-rossii-2019-2020/ (дата обращения: 04.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.