Научная статья на тему 'Повышении эффективности консалтинговых услуг в условиях инновационной экономики'

Повышении эффективности консалтинговых услуг в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковтуненко A.B.

Усиление конкуренции на рынке консалтинговых услуг предопределяет необходимость разработки новых подходов к обеспечению долговременных конкурентных преимуществ. В статье рассмотрены актуальные аспекты разработки и реализации путей повышения эффективности консалтинговых услуг в условиях инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVE CONSULTING SERVISES IN THE INNOVATION ECONOMY

Increased competition in the market of consulting services makes it necessary to develop new approaches to ensure long-term competitive advantage. The article deals with important aspects of developing and implementing ways to improve the effective consulting services in the innovation economy.

Текст научной работы на тему «Повышении эффективности консалтинговых услуг в условиях инновационной экономики»

Библиографический список:

1. Рыжова В.В. Применение функционально-стоимостного анализа в решении управленческих задач. -М: Инфра-М, 2Q1Q

2. Портер М. Конкурентное преимущество как достичь высокого результат и обеспечить устойчивость -М: Альпина Бизнес-бук, 2QQ8.

Контактнаяинформация: e-mail: skazak@inbox.ru тел.: +1(915)131-11-82

ПОВЫШЕНИИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ экономики

IMPROVING THE EFFECTIVE CONSULTING SERVISES IN THE INNOVATION ECONOMY

A.B. КОВТУНЕНКО ассистент кафедры «Экономика и управление» ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», г. Тольятти

A.V. KOVTUNENKO assistant professor of Economics and Management State Educational Institution of Higher Professional Education "Volga Region State University of Service" Togliatti

Аннотация

Усиление конкуренции на рынке консалтинговых услуг предопределяет необходимость разработки новых подходов к обеспечению долговременных конкурентных преимуществ. В статье рассмотрены актуальные аспекты разработки и реализации путей повышения эффективности консалтинговых услуг в условиях инновационной экономики. Abstract

Increased competition in the market of consulting services makes it necessary to develop new approaches to ensure long-term competitive advantage. The article deals with important aspects of developing and implementing ways to improve the effective consulting services in the innovation economy.

Ключевые слова: консалтинг; конкурентоспособность; стратегическая конкурентоспособность; эффективность консалтинговых услуг. Keywords: consulting, competitiveness, strategic competitiveness, efficiency consulting services.

Логика развития экономики и общества демонстрирует устойчивую тенденцию к увеличению количества и изменению качества инноваций. В настоящее время число инноваций и количество областей их применения

таково, что можно говорить о формировании в России инновационной экономики.

Она требует непрерывного поиска и внедрения в практическую деятельность новых инструментов эффективного развития бизнес-структур. Причем, это касается не только производственных процессов, но и сферы управления, для которой одним из подобных инструментов является консалтинг.

Консалтинг - это вид профессиональных услуг, представляющих собой процесс взаимодействия между клиентом и консалтинговой организацией, в ходе которого обеспечивается передача клиенту знаний и информации, составляющей суть решения идентифицированной в начале процесса взаимодействия проблемы [1].

На рынке консалтинга сегодня представлен широкий ассортимент услуг, ядро полезности которых заключено в интеллектуальной компоненте: аудит, юридические и бухгалтерские услуги, ГГ-консалтинг, НЯ-консалтинг, реклама и РЯ, консалтинг в области управления проектами, информационный, экологический, муниципальный, социально-управленческий, логистический консалтинг, инжиниринг, коучинг и ряд других услуг.

По мнению большинства исследователей [2] в настоящее время российский рынок консалтинговых услуг приобрел черты зрелости и приближается по своим характеристикам к мировому рынку управленческого консультирования. Характерными чертами подобного рынка являются большое количество конкурентов и соответствующее разнообразие предлагаемых консалтинговых услуг.

Одновременно аналитики отмечают [3], что не все виды консалтинга пропорционально представлены в субъектах Российской Федерации: более трети услуг осуществляются московскими бизнес-консультантами. Свыше 10% компаний действуют в Санкт-Петербурге, Сибирском и Приволжском

федеральных округах. Примерно одинаковое количество (5 - 6%) в Центральном (без Москвы), Уральском, Дальневосточном округах. Менее всего бизнес-консультантов работает в Южном (3,2%) и Северо-Западном (без Санкт-Петербурга) (2,7%) федеральных округах.

При неравномерном территориальном распределении объем консалтингового рынка ежегодно претерпевает значительные изменения. С 2000 по 2008 годы доходы крупнейших консалтинговых групп России (без учета компаний «большой четверки») увеличились с 3,3 млрд. до 77 млрд. рублей. Однако в 2008 году рост оказанных консультационных услуг составил всего 17%. Таким образом, объем рынка консалтинговых услуг в 2008 году достиг абсолютного максимума, а его динамика наоборот снизилась до минимума. [4]

Кризисные явления в мировой экономике привели к тому, что в 2009 году впервые за десятилелетие рынок консалтинга сократился как в номинальном, так и в реальном выражении. По отношению к прошлому году суммарная выручка 150 ведущих консалтинговых компаний сократилась на 5%. Изменилась структура консалтинговых услуг: большинство инициируемых проектов - это проекты короткие (два-три месяца), малозатратные и рассчитанные на относительно быструю отдачу и получение конечного результата. [5]

Существенные изменения произошли в структуре рынка консалтинговых услуг и на региональном уровне. [6] В отличие от лидеров федерального консалтингового рынка в 2009 году поволжские компании смогли удержать свои позиции. В целом результаты работы консалтинговых компаний поволжского региона положительны: суммарный объем выручки составил 1051 млн. рублей, что почти на пять процентов выше, чем в 2008 году.

Среди наиболее динамично развивающихся оказался налоговый консалтинг (прирост в 123%) и оценочная деятельность - рост на 30%. В

число маловостребоваииых попали: управленческий консалтинг (-67%) и консалтинг в области маркетинга и отношений с общественностью (-20%), что вызвано заметным урезанием финансирования компаниями данных направлений своего бизнеса. Кризис прошлого года в строительном сегменте и металлургической промышленности Поволжья предопределил и снижение спроса на услуги в рассматриваемых отраслях.

Наибольшим спросом в 2009 году пользовались услуги по оптимизации организационной структуры группы компаний, налоговый консалтинг, судебная экспертиза, представление интересов клиентов в судах. Другими словами, все виды услуг, позволяющие компаниям-заказчикам избежать банкротства.

По мере стабилизации финансового состояния предприятий-заказчиков эксперты прогнозируют изменения в структуре рынка - диверсификацию консалтингового бизнеса предприятий-лидеров отрасли, совершенствование и модернизацию старых видов услуг. Прогнозируя усиление конкурентной борьбы на региональном поле, участники рынка консалтинга совершенствуют качество предлагаемых услуг и эффективность собственной работы, что, в свою очередь, приводит к повышению эффективности консалтинговых услуг.

Семантика данной категории имеет несколько граней1 и может быть оценена как со стороны потребителя услуг, так и со стороны услугодателя. С точки зрения потребителя эффективность заключается в достижении целей

1 Эффект (лат. ейейш) - 1) действие, результат чего-либо; 2) впечатление, производимое на кого-либо, кем-либо, чем-либо; 3) средство, прием для создания определенного впечатления [7].

Эффективность - степень соизмерения результатов с затратами; система показателей, характеризующих уровень использования производственных мощностей системы; в управлении - достижение целей управления при минимальных нежелательных последствиях или издержках [8].

управления, что выражается в высокой оценке качества услуг, решении проблем в менеджменте предприятия и выгодном соотношении затраты-результаты. С точки зрения услугодателя эффективность заключается в изменении степени использования ресурсов, что находит отражение в уникальности услуг, их трудоемкости и создании благоприятной репутации консалтинговой фирмы.

Ситуация осложняется тем, что эффективность консультационной деятельности не проявляется прямо, сиюминутно и в ограниченном пространстве [9]. Принимая во внимание данное обстоятельство, а также многоаспектность содержательного наполнения эффективности консалтинговых услуг, её рост в условиях инновационной экономики можно обеспечить одним из следующих путей:

1. Повышение качеств а консалтинговых услуг.

Качество консалтинговых услуг сложно поддается количественной оценке ввиду большого разнообразия услуг, отсутствия стандартных требований к их содержанию и субъективности большинства оценочных критериев. Тем не менее, ученые [10] выделяют более высокое качество консалтинговых услуг по сравнению с конкурирующими аналогами как одно из основных направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ. Ключевой фактор - предоставление таких консультационных услуг, которые удовлетворяли бы и превосходили ожидания целевых клиентов.

Добиться повышения качества услуг можно посредством непрерывного повышения квалификации персонала, освоения международного опыта консультационной деятельности, повышения степени ответственности консультантов за результаты своей деятельности.

2. Снижение издержек.

Снижение издержек в процессе оказания услуг возможно за счет использования внутренних резервов оптимизации, к которым можно

отнести: исключение излишнего дублирования функций, систематическое планирование доходов и расходов, распределение рисков, управление финансами и дебиторской задолженностью, расширение диапазона применяемых компьютерных технологий, оптимизацию численности персонала.

3. Совершенствование консалтинговых услуг и технологий их оказания.

Работы, осуществляемые в рамках данного направления, приводят к снижению трудоемкости оказания услуг и повышению степени их уникальности.

4. Активное использование инструментов маркетинга для формирования у потенциальных потребителей осознанной потребности в консалтинговых услугах.

Представленный выше перечень возможных направлений повышения эффективности консалтинговых услуг является распространенным, но далеко не полным, поскольку непрерывный поиск путей повышения эффективности - это неотъемлемая часть стратегической конкурентоспособности консалтинговых фирм в условиях инновационной экономики.

Библиографический список:

1. Гончаров, С. Э. Особенности продуктовой концепции маркетинга в консалтинге / С. Э. Гончаров // Маркетинг, № 2(93). - 2007. - с. 48

2. Маринко, Г. К. Управленческий консалтинг / Г. К. Маринко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - с. 10

3. Боброва, И. И. Консалтинг в стиле гольф : Стратегический маркетинг консалтинговых бизнес-услуг / И. И. Боброва, В. А. Зимин. - М.: ООО «Вершина», 2005. - с. 18

4. Ханферян, В. В. Пик консультантов / В. В. Ханферян // Эксперт, № 13 (652). - 6 - 12 апреля 2009. - с. 82

5. Ханферян, В. В. Несвоевременные советы. - Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/14/nesvoevremennue 80Уе1у/

6. Кравченко, Д. Ожидали худшего. - Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/volga/2010/29/ozhidali hudshego/

7. Словарь иностранных слов. - М.: Рус.яз., 1988. - с. 609

8. Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. -М.: ИНФРА-М, 2006. - с. 775

9. Курбатова, О. В. Развитие рынка консалтинговых услуг / О.В. Пономаренко. - М.: О. В. Курбатова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - с. 43

10. Васильев, Г. А. Управленческое консультирование / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с. 177

Контактная информация: e-mail: eu kovtunenko@tolgas.ru тел: +7(482)22-98-16

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

UNFORMAL ECONOMICAL RELATIONS IN ENTERTAINMENT OF ORGANIZATION

O.A. ЛИЛОВ соискатель ГОУ ВПО «Академия управления» ТИСБИ, г. Казань

С.Ш. ОСТАНИНА профессор кафедры «Экономика» ГОУ ВПО «Казанский Государственный Технический Университет», г. Казань

OA. LIPOV assistant of TISBI, Kazan

S.S. OSTANINA professor of departure of economy, Kazan

Аннотация

Рассматривается практика современной уголовной ответственности за совершение конкретных преступлений. Для обеспечения безопасности устанавливаются контакты с представителями правоохранительных органов. Этим объясняется утечка информации из органов правопорядка и как следствие - успешное применение контрмер со стороны организованной преступности. Приводятся основные направления по устранению незаконных действии, которые негативно сказываются на экономических отношений. Abstract

In article we show the practice of contemporary crime responsibility of making crime. For making safety done all kinds of contacts with law-enforcement agencies

that is made leakage information from organs and it means using contrarrangements from the side of organizing criminal. Makings the main ways for removal in law activities, which made bad influence on economical relations.

Ключевые слова: неформальные отношения, теневая экономика, преступная группа, собственность фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.