7. Urban Indicators Guidelines. Monitoring the Habitat Agenda and the Millennium Development Goals. UNHSP, august 2004. 68 p.
8. Urban Indicators, Metropolitan Evolution, and Public Policy, 1974.
V.A. Zaparin
Principles of formation of system parameters of results of realization programs of social and economic development of municipalformations
This article discusses the basic principles of system performance indicators, implementation of socio-economic development of municipalities.
Key words: municipal formation, monitoring, system of parameters, the program, social and economic development
УДК [339.13:330.322] (470.312)
И.В. Сычева, д-р экон. наук, проф., проф., (4872)33-24-80, fim@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ),
М.О. Миляева, аспирант, (4872)33-24-80, milymarina@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)
ОБЗОР РЫНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА
Рассмотрено понятие рынка инвестиционных проектов, дана общая характеристика рынка инвестиционных проектов Тульской области. Выполнен прогноз объема инвестиционных поступлений в экономику Тульского региона.
Ключевые слова: рынок инвестиционных проектов, участники рынка инвестиционных проектов, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал.
Под влиянием экономического кризиса, который не обошел ни одну страну мира, в большей или меньшей степени затронув практически все сферы жизни населения, в национальной экономике России наблюдается отток главного рычага поступательного развития — инвестиций. Как отмечается в итоговом обзоре инвестиционного рынка России за 2009 г. компании CB Richard Ellis, в минувшем году на российском рынке общий оборот инвестиций оказался на 77 % ниже уровня позапрошлого года [5]. Помимо этого, аналитики компании подчеркивают, что в прошлом году резко сократилось число сделок при участии иностранных инвесторов.
Тем не менее решающим условием быстрого подъема российской экономики на данном этапе развития является восстановление и рост инвестиций в различных отраслях производства и регионах страны, а это означает усиление внимания государства к рынку инвестиционных проектов. Он представляет собой сферу обмена экономическими ресурсами, где
встречаются инициаторы инвестиционных проектов, предлагающие к реализации конкретные проекты, и инвесторы, располагающие возможностью вложить свои средства в наиболее привлекательные с финансовой точки зрения проекты [3].
Особое место на данном рынке (рис. 1) занимает государство, осуществляя регламентирующую и координационную политику в области инвестиционной деятельности страны. Именно государство в лице органов федеральной исполнительной власти, а также органов субъектов федерации на региональном уровне наделено правомочиями по регулированию, оценке, выбору и контролю над реализацией конкретных инвестиционных проектов.
Рис. 1. Основные участники рынкаинвестиционных проектов
Сегодня рынок инвестиционных проектов России продолжает находиться в стадии формирования. Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в России наблюдается дефицит качественных инвестиционных проектов и вместе с тем дефицит свободных средств, особенно долгосрочных, которые могут быть направлены на инвестиционные цели [1].
В условиях финансового кризиса актуальной задачей является усиление роли государственных и муниципальных инвестиций в стимулировании экономического роста, а также определение эффективных методов государственного регулирования. Хотя в целом уровень инвестиционной активности в стране во многом зависит от экономической политики, проводимой на федеральном уровне, ее стимулирование является в первую очередь задачей региональных органов власти.
В Тульской области в последние годы администрацией ведется целенаправленная работа по созданию благоприятного климата для вложения капитала. Уже накоплен успешный опыт взаимодействия с зарубежными и отечественными инвесторами в организации новых и модернизации действующих производств, что привело к постоянному усилению инвестиционной активности в экономике Тульского региона в течение 2005-2009 гг.
Проведенные исследования реализации инвестиционных проектов России показали, что инвесторы в России предпочитают вкладывать средства в быстроокупаемые и прибыльные отрасли, производящие конкурентоспособную и ликвидную продукцию, имеющую стабильный спрос, поэтому по этим критериям наиболее перспективными являются пищевая промышленность и торговля пищевыми продуктами. Немного отстает от них электроэнергетика, готовая принять значительные объемы инвестиций, железнодорожный транспорт и гражданская авиация.
Однако в Тульской области классическая схема выбора места для инвестирования не действует. Проведенный анализ рынка инвестиционных проектов Тульского региона с 2006 по 2009 гг. выявил его основные особенности.
Основную долю рынка инвестиционных проектов занимают промышленные проекты с преобладанием предложений в химической промышленности и черной металлургии — 76,6 %. Проекты сельскохозяйственной направленности занимают около 10,4 %. Несколько проектов частично реализуются в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства». На строительство приходятся 7,8 % проектов и 5,2 % на все остальные отрасли экономики (рис. 2).
Рис. 2. Структура предложенийрынка инвестиционных проектов Тульской области по отраслям экономики
Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2008-2009 гг. показало, что Тульская область относится к регионам 3В1, т. е. имеющим пониженный потенциал и умеренный риск [4].
Основными составляющими инвестиционной привлекательности Тульской области являются высокий научно-производственный потенциал, развитая инфраструктура и выгодное географическое положение. Тульская область известна во всем мире высокоточным оружием, продукцией черной металлургии и химии.
На территории области успешно работают крупные зарубежные компании: «Проктер энд Гембл» (США), «Каргилл» (США), «Кнауф» (Германия), «Юнилевер» (Великобритания, Нидерланды), «ЭсСиЭй Хай-джин Продактс Раша» (Швеция). О своих намерениях инвестировать в Тульскую область заявляют такие крупные корпорации, как ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4», ООО «Мосбасуголь», ООО «СИБУР Холдинг», ООО «БазэлЦемент», ОАО «Военно-страховая компания» и др.
Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов за 2008-2009 гг., составленному рейтинговым агентством «Эксперт РА», Тульская область занимает 33 место среди регионов России по инвестиционному потенциалу. Отмечается довольно высокий инфраструктурный потенциал (15 место), который характеризуется последовательным развитием транспортного и дорожного хозяйства, сферы услуг. На высоком уровне находится также инновационный потенциал области (22 место), отражающий уровень внедрения достижений научно-технического прогресса.
Цель, определенная в концепции инвестиционной политики Тульской области на ближайшую перспективу, — сделать регион узнаваемым как в Российской Федерации, так и за ее пределами, обеспечить приток инвестиций и консолидировать ресурсы области для экономического роста территории [2].
По итогам результатов проведенных трех Тульских экономических форумов подписано 116 соглашений о сотрудничестве при реализации инвестиционных проектов между администрацией области и инвесторами на общую сумму 529 млрд 772 млн руб. Из них: 16 долгосрочных проектов на сумму 230 млрд 101 млн руб., освоение инвестиций по которым в полном объеме планируется до 2018 г.; 33 среднесрочных проектов на сумму 94 млрд руб., реализацию их планируется завершить к 2014 г.; 65 краткосрочных проектов на сумму 202 млрд 171 млн руб., завершение которых намечено на 2011 г. (рис. 3).
500
400
300
200 -
100
объем инвестиций, млрд. руб.
16 долгосрочных
проектов
33 среднесрочных
проекта
65 краткосрочных
проектов
97.5
‘ 202.17
0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Рис. 3. Предполагаемый объем инвестиций в экономику Тульского региона по итогам проведенныхэкономических форумов
Таким образом, несмотря на сложнейшую мировую и российскую экономическую ситуацию, инвестиционный процесс в Тульской области не замедляет скорости. Это является важнейшим условием достижения экономического роста. Мировой опыт свидетельствует о том, что выход из кризиса начинается с оживления производства, за которым с определенным лагом следует рост инвестиционного спроса. Колебания объемов производства усиливают неопределенность и отрицательно сказываются на инвестиционном климате. Поэтому политика государства должна быть направлена на сглаживание последствий циклических колебаний и должна задействовать автоматические стабилизаторы экономики.
Сейчас для регионов наступил переломный этап инвестиционного развития. Именно в период кризиса по-настоящему становится ясно, кто обладает каким инвестиционным потенциалом. В ближайшие годы в условиях резкого сокращения инвестиционной активности регионы с благоприятным инвестиционным климатом получают мощное конкурентное преимущество перед своими соседями, занятыми проблемами по его созданию.
Во-первых, единственный оставшийся на сегодняшний день крупный инвестор — государство — будет продолжать вкладывать средства в развитие инфраструктуры и крупных базовых производств. При этом федеральную власть в первую очередь интересуют регионы с сильным инве-
стиционным потенциалом и высоким качеством управления социальноэкономическим развитием.
Во-вторых, частный инвестор будет еще больше дорожить своим капиталом и более тщательно подходить к выбору места инвестирования. Он станет сотрудничать только с хорошо зарекомендовавшими себя регионами с устойчиво благоприятным инвестиционным климатом и прежде всего надежными правовыми гарантиями инвестиционной деятельности.
Вместе с этим и государство, и частные инвесторы будут внимательно следить за устойчивостью финансовой системы региона во время кризиса.
В итоге наиболее высокие шансы на повышение инвестиционной деятельности и на скорейший выход из кризиса получают регионы, успевшие создать благоприятный инвестиционный климат и уже имеющие крупные долгосрочные инвестиционные проекты.
Библиографический список
1. Дудка В.Д. (губернатор Тульской области) Инвестиционная политика Тульской области // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 1(34).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
3. Сычева И.В. Управление инвестициями в регионе. Тула: «Левша», 1996. 244 с.
4. raexpert.ru/ratings/regions/2009.
5. topre.ru/Top Real Estate/«PБK-Heдвижимocть».
I. Sychova, M. Milyaeva
A market overview of investment projects in Tula region
We consider the concept of the market of investment projects, giving an overview of the market of investment projects of the Tula region. I'ts projected investment income in the economy of the Tula region.
Key words: concept of the market of investment projects, member of the market of investment projects, investment climate, investment potential